Шпаргалка по "философии". Всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов Сущность в ее существовании называется …

«Но здесь мы подходим к центральному пункту в анализе Ясперсом диалектики разума - к проблеме противоречия и его разрешения, преодоления.

Анализируя закон противоречия формальной логики, философ видит в нём форму вневременного, неприменимую к развивающемуся знанию.

Соответствующее ему рассудочное понятие, будучи необходимым средством мышления, не может быть его целью: оно останавливает процесс познания, лишает его открытости, поступательности, перспективы. Наоборот, противоречие представляет собой стимул и движущую силу познания, так что «прекращение противоречия было бы, правда, покоем, но также и смертью». Более того, противоречие есть специфический способ познания, раскрывающий свой «объект» не как неподвижный и завершенный факт, а как «процесс осуществления». Мышление в противоречиях и с помощью противоречия состоит в том, что «в мире духовных содержаний противоречие преодолевается таким образом, что в этом разрешении творчески выступает новая целостность... В таких движениях мысли противоречие снимается не благодаря тому, что одна сторона альтернативно отрицается в пользу другой, но в истине, которая делает противоречие, как первый план и первую ступень, прозрачным». Преодоление противоречия - всегда скачок, «пролом» (Durchbruch). (Кarl Jaspers, Existcnzphilosophie, Berlin, 1964, s. 301).

В этом абстрактном изложении противоречивости человеческого познания, его диалектики, вновь и вновь выражается неуничтожимость диалектического понимания философского мышления, необходимость диалектики для понимания человеческого мышления и деятельности. Однако диалектика по-прежнему противопоставляется рациональному мышлению. Вслед за Гегелем Ясперс говорит о диалектике как синониме «мистики». Это «путь мистики в мышлении», - говорит он.

Однако если Гегель поднимает мистику до уровня спекулятивного мышления, осознавая её диалектическое содержание, то Ясперс вновь низводит диалектику на уровень мистического. Она превращается в «прорыв» к трансценденции (т. е. к Богу), осуществляемый экзистенциальным мышлением.

«Прорыву» или даже «пролому» к трансцендентальному отвечает в рациональной, научной, диалектике понятие качественного скачка в познании. Это выработка нового понятия (новой системы знания), в котором разрешено и «снято» противоречие исходной теории; применительно к объективному процессу или процессу практической деятельности - это образование новой объективной целостности, результирующей из разрешения объективного противоречия природной или социальной реальности. Это тот случай, когда возникает новое целое как результат развития, резюмирующего предшествующие ступени познания или реального процесса.

Для Ясперса же он остаётся непостижимым и таинственным скачком из области «повседневного» в сферу «трансценденции». Таким образом сфера диалектики предельно сужается, она не только ограничивается сферой философского мышления, но и здесь ограничивается лишь областью религиозного мышления.

Ясперс прав, когда он в абстрактной форме говорит о том, что разум есть высшая ступень человеческого познания, постигающего на этом уровне противоречия действительности, или, как он выражается, наличного (обыденного) бытия человека, его сознания и духа; он прав, говоря, что «разум привносит сюда бесконечную диалектику, которая не успокаивается ни на альтернативах, ни на «как, так и», ни на «или - или», не состоит ни в примирении, ни в прекращении, но привлекает всё это и, беспокойная в своем покое, движет дальше». Он прав и тогда, когда, отвечая на вопрос о том, что же прорывается, говорит: «Прорывается всеобщее, всеобщее как распространённое, посредственное, как конвенционально значимое и обусловливающее жизнь в рамках государства; как общезначимое сознания вообще; как общий закон нравственности. Прорывается единство, которое построило себя во в себе замкнутой форме, единство государства, общественного учреждения, профессии и брака, всякое историческое единство порядка».

Абстрактно Ясперс прав. Однако диалектика конкретна, конкретна истина. Когда прорывается «общезначимое сознания вообще», т. е. система знания? Когда прорывается «конвенционально значимое», жесткие формы нравственности и государства, профессий и брака? Тогда, когда они исчерпали возможности своего развёртывания, когда назрели разрушающие их противоречия, назрела революция. Но ведь Ясперса интересует не это. Прорыв куда и к чему - вот вопрос вопросов.

Для диалектика-материалиста ответ ясен: на новый уровень развития познания, нравственности, общественного бытия вообще. Для Ясперса - из мира к Богу и от сознания к экзистенции».

Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю.Н. Давыдова, Изд-во МГУ, 1988 г., с. 279-281.

Введение………………………………………………………………………….1

1.Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……………………2

2.Основные принципы и законы диалектики…………………………………..4

3.Альтернативы диалектики……………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………..13

Литература………………………………………………………………………...14

Введение

Термин «диалектика» (от греч. - искусство веcти беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды».

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.

В марксистской философии традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей - от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии - человека.


1.Понятие диалектики. Исторические формы диалектики.

Диалектика (от греч. «диалектике») означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики».

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин«диалектика».

Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель), высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности.

Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал поэтому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.


2.Основные принципы и законы диалектики.

Принцип обычно понимается как руководящая идея, первоначало, главное правило поведения, т.е. как то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов, знаний или действий. В логически более четком научном смысле принцип-это центральное понятие, основание системы знаний, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо её положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

К основным принципам диалектики относят: принцип всеобщей связи, развития, детерменизма, системности, материального единства мира.

В соответствии с принципом всеобщей связи все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимодействии и взаимной обусловленности; в соответствии с принципом развития- существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие в мире закономерной организации; в соответствии с принципом материального единства мира считается, что его субстанцией является материальное начало.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и законы.

Закон - это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Основными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий преимущественно характер источника развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений детализирующий представления о форме, в которой осуществляется процесс развития; закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим способом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются её главные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование главных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее узнаваемых категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе собственного развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия меж различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают меж собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе другое самого себя. Внутренняя противоречивость хоть какого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие может быть лишь благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся меж собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают, друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить, прежде всего, такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие.

Тождество -это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т.д.

Отношение между противоположностями есть противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

Существует бесконечное многообразие конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и не основные и др.

Внутренние противоречия - это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. Внешние противоречия - это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

Основные противоречия - определяют развитие предметов (явлений, процессов) на протяжении всего периода их существования.

Неосновные - порождаемые основными противоречиями.

Главные противоречия - выдвигаемые на первый план в определённый период развития предметов (явлений, процессов), от разрешения которых зависят развитие и разрешения всех остальных присущих им противоречий.

Неглавные - подчинённые главному.

Общие противоречия - присущие нескольким предметам (явлениям, процессам) определённого класса или всему классу.

Специфические - характерные для отдельного предмета (явления, процесса) или части предметов (явлений, процессов) определенного класса.

Антагонистические - между индивидами, социальными общностями и государствами, основанные на несовместимости их интересов.

Неантагонистические - предполагающие общность их коренных интересов.

В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям.

Они служат источником само движения вещей.

Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

2)противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей - это закон;

4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

5) борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равноденствия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .

Закон заключается в следующем: накопление количественных изменений в определённый для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводить к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики.

Механизм перехода предметов (явлений, процессов) в новое качество раскрывается посредством определенной совокупности понятий и категорий. Начнем с категорий «качество»,«количество» и «мера».

Качество - это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру, песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то такие изменения будут носить качественный характер.

Количество - это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своей оси и Солнца и т.д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один спутник - Луну, Юпитер - 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот вокруг Солнца за 88земных суток, то самая дальняя планета Плутон - за 90700 суток.

В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной или количественной стороной. Для полной характеристики любого предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных сторон.

Мера - это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. В софизме «Лысый» говорится, что потеряв один волос, человек лысым не становится, потерявшего два волоса, - лысым не назовешь, теряя по одному волосу, человек становится лысым. Качественное различие между пышной прической и лысиной несомненно.

При выходе количественных параметров изменений за границы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество каким-либо иным путем? Нет. В этом суть закона.

Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно.

Скачок - это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.

Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого.

Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т.д.

Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на Земле; становление человека; получение высшего образования и т.д.). Это постепенные скачки. В ходе постепенного скачка отдельные этапы развития могут протекать довольно интенсивно, бурно.

При изучении скачкообразного характера развития, взаимного перехода количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Понятие «эволюция» в диалектическом материализме употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле эволюция - это весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения, в т.ч. и революции.

В узком смысле эволюция выступает как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после утверждения нового.

И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.

Понятие «революция» сегодня применимо в основном к общественным явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.

Революция – это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.

Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта противоположность не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкретном случае.

Закон отрицания отрицания.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении навысшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Каждое явление относительно и в силу собственной конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет нужное условие развития, поскольку оно есть не лишь отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в другое качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В итоге этого нарастающего отрицания отрицания выходит движение предмета от обычного к сложному, от низшего к высокому с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т.д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает таковой переход явлений из одного свойств. Состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некие черты старого свойства. Словом, этот закон выражает и процесс коренного конфигурации старого свойства, повторяющуюся связь меж различными этапами развития, т. е.Основную тенденцию развития и преемственность меж старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предыдущего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предшествующего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. Себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее другим. Из этого вытекает принципиальное требование к научному познанию, выступающее в качестве способа: лишь то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития разглядывает как итог предыдущего момента и в органичной связи с ним.

Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Не считая их так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие главные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и реальность, единичное, особое и всеобщее и т.д.


3.Альтернативы диалектики.

Диалектики как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика - это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. В реальном мире наряду с изменением, развитием вещей (явлений, процессов) наблюдается их устойчивость, регулярность, стабильность динамического режима. Эту сторону бытия вещей люди активно адаптируют к потребностям своего существования. Они в повторении событий сезонно-климатического характера, а также в том, что определённая совокупность объектов, охраняемых сферой их деятельности, в течение какого-то времени существенно не изменится; вполне оправдано, с точки зрения своих практических целей, не берут во внимание даже известное им многообразие реальных связей объектов. На этом основаны уклад их повседневной жизни, производственные технологии, способы общения. Однако если данные качества объектов (явлений, процессов) реальности абсолютизировать, то результатом будет явно одностороннее и в целом неверное представление о мире, приходящее в противоречие с мировоззренческими и методологическим потребностями человеческой деятельности, прежде всего в её такой наиболее динамичной сфере, как научное познание.

Софистика -это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Очень часто в качестве софизмов приводятся безобидные примеры вроде «рогатого» софизма древних греков: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь». Однако софизмы – не редкость в рассуждения об очень серьёзных вещах, а диапазон логических уловок широк, и логический анализ софизмов часто является делом далеко не простым. Наиболее распространенный прием-подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения. Пример такого логического произвола в рассуждениях житейского характера приведен Г.Гегелем в статье «Кто мыслит абстрактно?»- торговка в ответ на замечание о низком качестве ее товара «выдала» полный набор злобных характеристик покупателю, объективно нисколько не свидетельствующих о его неспособности рассуждать о качестве товара, а преследующих лишь цель унизить его как человека, хотя в целом она претендовала на защиту качества своего товара и такая тактика в чем-то срабатывала.

Эклектика -это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания. На определенном этапе познания реальных объектов (явлений, процессов) это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая «имеет отношение к делу». В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект. Однако в целом такой способ мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и предлагаемых концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.


Заключение

Диалектика развивалась вместе с человечеством. Философы каждой эпохи обновляли и совершенствовали её. Возникло разделение диалектики на идеалистическую и материалистическую. У каждого из этих направлений есть свои последователи. И каждый из этих методов помогает познать окружающий мир и самого человека.

В идеалистической диалектики материальный мир служит выражением абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, признавая первичной материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытие людей в процессе их предметно-практической деятельности.


Литература

1. Введение в философию. Ч. III М. 1989

2. Волчек Е.З. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Мн: 2006

3. Всемирная энциклопедия Философия. М: 2001

Процесс воспитания диалектичен. Слово "диалектика" в пере­воде с греч. означает "процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости". Характеризуя процесс воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это обстоятельство нельзя не учитывать в реальном воспитательном процессе. Оно сообщает ему гибкость, подвижность, динамичность, изменчивость. Никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребенок, вступая в новые системы общественных связей и отношений, возрастают и усложняются социальные функции воспитательного процесса, требования к подрастающему поколению. Диалектичность воспитательного процесса обусловлена тем, что воспитанник выступает в этом процессе не только объектом, но нередко и его субъектом. Вообще понятия "субъект" и "объект" в процессе воспитания относительны, взаимопроникаемы и взаимообусловлены.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречивости. В сущности, он направлен на разрешение противоречий между требованиями, которые предъявляются воспитанникам, и их подготовленностью, уровнем их развития. Согласно диалектике движущей силой всякого развития являются внутренние факторы. Однако они только тогда определяют содержание и направление развития, когда для их проявления созданы благоприятные внешние условия. Складываясь и изменяясь под воздействием внешних обстоятельств, внутренние силы ребенка сами обусловливают переход личности на более высокий этап ее развития.

Противоречия, составляющие движущую силу воспитательного процесса, могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние противоречия проявляются в несоответствии, расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей. Нередки случаи, когда школьник оказывается свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с общественными нормами. Одним из внешних противоречий воспитательного процесса является противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося.

Характерная особенность ребенка как объекта воспитательного процесса состоит в наличии противоречия между его реальными данными и требованиями общества к его поведению и деятельности, между позицией воспитанника и его стремлением к самостоятельности.

К числу внутренних противоречий относится противоречие между притязаниями школьника и его возможностями. Одним из основных источников развития человека как личности является противоречие между потребностями и способами (условиями) их удовлетворения. Если потребность школьника удовлетворяется соответствующим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Практически же бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере. В этой ситуации возникает противоречие, которое, в свою очередь, порождает напряжение.

Всякое противоречие так или иначе должно быть разрешено, или же оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Преодолевая противоречие, (личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество, готовность решать более сложные задачи, овладевать более совершенными способами деятельности и поведения.

Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения.

Культура поведения проявляется в соблюдении человеком общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, организации своего труда, норм отношений к окружающим людям, а также в уровне эстетической культуры, помогающей соблюдать чувство меры в своем поведении (речь, жесты, мимика, внешний вид и др.).

Культура поведения не может воспитываться обособленно при помощи каких-то специальных средств, ее воспитание является частью всей деятельности школы. Проводя работу по воспитанию дисциплинированности учащихся, учителю необходимо направлять свои усилия на развитие у детей стремления вести себя культурно, прививать им навыки и привычки культурного поведения.

Важнейшее значение в этом имеет организация всей жизни школы:

Четкость учебного распорядка,

Чистота и порядок помещений,

Культура поведения и внешнего вида детей и школьного персонала,

Культура взаимоотношений.

Все это дополняется систематической разъяснительной работой, привлечением семьи к воспитанию культуры поведения у детей.

В формировании навыков и привычек поведения крайне необходимы разнообразные упражнения. Установление твердого режима поведения детей, единство режимных требований семьи и школы также обеспечивают воспитание навыков и привычек культурного поведения. Перед школой и семьей возникает задача не только привить детям положительные навыки, но и преодолеть дурные привычки.

Могут быть индуктивными и дедуктивными. Умозаключения

Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …патристики, схоластики

Агностицизм характерен для философии: конвенционализма; позитивизма; субъективного идеализма

Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как избирательность.

Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского.

Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется …бесконечностью

Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется …жизнью

В высказывании Б. Рассела «...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.

В дуализме Р. Декарта субстанциями являются … протяженная и мыслящая

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы …конфуцианства

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …Диалектика

В мышлении выделяются следующие уровни: разум, рассудок

В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия …субстанция

В основе классической концепции истины лежит принцип …соответствия

В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

В отличие от вненаучного знания научное характеризуется …системностью, доказательностью

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

В современной гносеологии существуют различные концепции истины:классическая (корреспондентская); конвенционалистская.

В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимается любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей.

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …Волю и эмоции

В творчестве Канта выделяются два периода: докритический; критический.

В традиции немецкой классической философии система субъективного идеализма была создана …И. Фихте

В утопических сочинениях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы представлены следующие черты идеального государства: обязательный труд\просвещение\общая собственность

В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

В философии Просвещения высшей исторической ценностью человечества считается …прогресс

В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …разум

В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином …историцизм

В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ … Ф. Фукуяма

В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином …«биполярный мир»

В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для которой характерны следующие черты: пантеизм; идея тождества микро- и макромира, а также … гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия\идея самодеятельности материи

В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

Важнейшей социальной ценностью является … человек

Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

Ведущей гносеологической проблемой Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности.

Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

Взаимообусловленное, взаимостимулирующе науки и техники называется техническим прогрессом

Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

Вид материи, существующий исключительно на Земле, называется …социально-организованной материей

Витальные ценности связаны с идеалами … здоровой жизни

Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется … смыслом

Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется …сущностью

Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как интуиция.

Возникновение инженерной деятельности связанно с появлением мануфактурного и машинного производства.

Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф.Энгельсом.

Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии. Антропологическим

Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется …вечностью

Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между … универсализмом и идивидуализмом

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон …энтропии

Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

Высказывание «Она(техника) подвергает человека процессу расчленения, разделения, в силу которого человек как бы перестает быть природным существом, каким он был раннее» принадлежит Н.А.Бердяеву

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется …идеалом

Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является …Мышление

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

Г.В.Плеханов является представителем марксизма.

Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …абсолютной идеи

Главная опасность технического прогресса состоит в том, что развитие техники: способствует быстрому загрязнению окруж.среды; грозит стать самоцелью.

Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название …экологических

Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название …демографических

Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью называется агностицизмом.

Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

Гносеология изучает: познавательные способности человека; структуру процесса познания; проблему познаваемости мира.

Гуманистическая функция философии включает в себя … формирование ценностей и идеалов\ помощь человеку в периоды нестабильного развития общества

Движение - это любое изменение.

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители ___подхода…теологического

Двумя логически возможными альтернативными трактовками научного познания являются: неклассическая фиолософия науки, классическая философия науки.

Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется конструированием

Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется …Познанием

Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

Диалектикой называется методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.

Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия « ______ бытие »… чистое

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …практическую деятельность

Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется …временем