Столпы церкви христовой. Московская сретенская духовная семинария Столпы православной веры

«Подвизаясь единодушно за веру Евангельскую!» (Библия. Фил.1:27)

Архиепископ Сергей Журавлев о пяти важнейших основах учения РПЦХС, как церкви православных христиан веры евангельской, которые являются также и основанием веры всех настоящих христиан, не зависимо от наших различных конфессиональных и деноминационных принадлежностей, юрисдикций, а также культурно-исторических и обрядово-богослужебных отличий Sola Scriptura, sola fide, sola gratia, solus Christus, soli Deo Gloria. Только Писание (Библия), только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава. «Ekklesia semper reformanda» «Церковь непрестанно реформируется» (святитель Киприан Карфагенский (+ 258 г.)) Из подготовительных материалов к VI Собору РПЦХС 31 октября 2017 года, посвященного 500-летию со дня начала великой реформации и обновления мирового христианства. Киев, Украина. Предсоборное совещание 2014 года.

Слава Иисусу Христу, нашему Господу Богу и Спасителю! Во веки слава Святому Богу!

Братья и сестры. Всем нам, принадлежащим к Реформаторской Православной Церкви Христа Спасителя, надо подвизаться ревностно и «единодушно за веру Евангельскую!» (Библия. Фил.1:27)

Христианин настоящий, истинный, не важно какой он деноминации или конфессии, просто обязан иметь веру не свою, не конфессиональную, не веру традиций и обрядов, а Евангельскую! Наша вера должна быть правой, т.к. мы даже и называемся православными христианами.

Апостол Иуда пишет в своем послании: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым». (Библия. Иуд.1:3)

Далее Иуда нам пишет, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Иуда напоминает нам также «предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа… Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям».

К сожалению, в историческом христианстве те самые «некоторые люди», о которых пишет апостол, те, «отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» уже с самого начала IV столетия были в первых рядах начала «великой деформации» мирового христианства.

Благодаря цезарепапизму, – рабской подчиненности церкви государству, – началась деформация мирового христианства.

Деформация христианства выразилась в отступлении от веры Евангельской, Библейской, что привело с течением столетий народ Божий к практически полной деградации.

Главные ереси, пришедшие в многовековую эпоху деформации, деградации исторического христианства:

1) Антисемитизм – ненависть к еврейскому народу, к иудаизму, к своим историческим и духовным корням.

2) Богословский антисемитизм – т.н. «теория замещения». Утверждения что, якобы, Церковь теперь заняло место Израиля. Якобы Церковь вместо еврейского народа, а не частью его ставшая.

3) Цезарепапизм – рабская подчиненность государству, сильным века сего. Маммона стала главою христианства, вместо Христа.

4) Многобожие в теории – ложная вера в, якобы, многих посредниках между Богом и человечеством. Культ умерших святых и ангелов.

5) Многобожие в практике – молитвы к матери Иисуса Марии и прочим умершим святым и ангелам. Вера в их заступничество и ходатайство.

6) Идолопоклонство – почитание изображений и крестов, «культ реликвий». Иконопочитание.

7) Оккультизм – почитание т.н. «мощей», человеческих останков, целование и преклонение перед мертвыми телами и фрагментами.

8) Спиритизм – молитва «за упокой» и все что связано с культом мертвых в историческом христианстве. Антибиблейские учения о «загробном мире», т.н. «мытарства».

Великая деформация мирового христианства стала исполнение самых страшных пророчеств Библии и притч Иисуса Христа, Который говорил много притчами о проблемах Царства Своего. В 13 главе Евангелия от Матфея, к примеру, Иисус говорит нам, что в Царстве Божием, в историческом христианстве, будут расти «между пшеницею плевелы». Далее Иисус рассказывает, что Церковь Его распространится небывало. Он говорит, что в определенный момент истории христианство «становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Это тоже очень страшный духовный знак на то, что всевозможные нечистые духи, бесы, поселятся в Церкви. Царство Небесное деградировав в Великую Блудницу, становится в истории на самом деле «жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» (Откр.18:2)

Самая же страшная из притч Иисуса, рассказанная Им о Своем Царстве, следующая: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все». (Библия. Матф.13:33) В историческом христианстве на самом деле «вскисло все».

Закваска – знак греха, лицемерия и ханжества. Иисус говорил же «ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». (Лук.12:1)

Фарисейская и саддукейская закваска – это религиозное лицемерие и лжеучения, а вот «Иродова» закваска (см. Мар.8:15) – это политическая, цезарепапистская закваска, которая заквасило мировое историческое христианство. Это и есть деградация и деформация Церкви Христовой.

Религия любит символы. Видимым знаком, неким символом этой деформации стали «куличи» и «просфоры», все квасное …

Эта страшная деградация Церкви, Царства Небесного, так или иначе, продолжилась до того самого 31 октября 1517 года, ставшего Днем начала Великой Реформации.

Христианство медленно, но уже неуклонно с того дня начало возвращаться к Богу, от Которого мы отпадали многие столетия. Путь отступничества завершился и начался путь возвращения, покаяния и исправления!

Пятью столпами Евангельской веры для нас, христиан разных конфессий и деноминаций, ныне являются пять «solas» Реформации:

1) S ola S criptura («только Писание, Библия»),

2) S ola fide («только верой»),

3) S ola gratia («только благодатью»),

4) S olus Christus («только Христос»),

5) S oli Deo gloria («только Богу слава»).

Мы, православные христиане веры евангельской и истинной, вместе с библейски верующими христианами всех иных течений, имеем одну главу – Иисуса, ведь «Христос глава Церкви!» (Библия. Еф.5:23)

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос!» (Библия. 1Кор.3:11) Желая строить свое христианство из «драгоценных камней», а не «дерева, сена, соломы» (сравни с 1Кор.3:11), мы исповедовать и практиковать обязаны веру Евангельскую, истинно-христианскую, Библейскую.

В названных выше пяти столпах евангельской веры, пяти «solas», мы, реформаторы XXI века, как и пионеры Реформации XVI столетия, несем «Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам!» (Матф.24:14)

Первый столп Евангельской веры:

S ola S criptura

«Только Писание, Библия»

Вместе с апостолом Павлом мы, православные христиане веры Евангельской, и сегодня повторяем, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2Тим.3:16,17)

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». (Рим.10:17)

«Мы верим, что Священное Писание является Богодухновенно, и что автор его есть Святой Дух и никто иной. Мы должны непоколебимо верить в Писание. Ибо как написано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте». (2Пет.1:19) Потому и авторитет его выше авторитета Церкви. Ибо велико различие в том, говорит ли Святой Дух или же язык человеческий. Ведь последний по неведению может заблуждаться; он может совратить с пути истинного либо сам сбиться с него. Божественное Писание же не может сбиться с пути истинного и не может заблуждаться. Оно всегда непогрешимо и достоверно». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский ORIENTALIS CONFESSIO Christianae fidei (1631))

«О Боге должны мы рассуждать по собственным Его изречениям, а не по чужим». (Святитель Амвросий Медиоланский, IV век, «О покаянии»)

«Все верующие христиане должны знать если и не все Священное Писание, то, во всяком случае, наиболее существенное из него. Они должны верить в него, исповедовать и проповедовать его. А этому нельзя научиться ни из какого иного источника, кроме как из самого Священного Писания, если будем читать его или же только слушать толкование его верующими людьми. Никому ведь из христиан не запрещено слушать Священное Писание, а значит, никому нельзя воспрепятствовать в чтении его; ибо близко к ним Слово, в устах их и в сердцах их. Потому явной несправедливостью в отношении верующего христианина, к какому бы сану или сословию он ни принадлежал, было бы лишение его возможности слушать или читать Священное Писание, а также препятствование ему в этом. Ведь это было бы то же самое, как если бы алчущую душу лишили пищи духовной или же воспрепятствовали дотянуться до нее и отведать ее». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский, ORIENTALIS CONFESSIO Christianae fidei (1631))

Второй столп Евангельской веры:

Sola fide

«Только верой»

«Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». (Гал.2:16)

«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». (Евр.11:6)

Основоположник православного реформаторского движения, вселенский патриарх Кирилл Лукарис писал: «Мы верим, что человек оправдывается верою, а не делами. Однако говоря «верою», мы имеем в виду то, к чему вера эта прилагается, т.е. правду Христову, посредством веры постигнутую и данную нам во спасение. Мы сознаем, что это в высшей степени справедливо и что при этом не умаляется значение дел. Ибо сама истина учит нас, что не следует пренебрегать делами, что и они служат необходимым средством и свидетельством нашей веры, подтверждением нашего призвания. Однако было бы ошибочно утверждать, как это делается по слабости человеческой, что их самих по себе достаточно для спасения человека, чтобы тот смог предстать перед судом Христовым, с тем, чтобы они принесли ему спасение по заслугам его. Напротив, только правда Христова, дарованная раскаивающимся, оправдывает и спасает верующего». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский).

Тот же Кирилл, патриарх Константинопольский, писал: «Мы верим, что никто не может спастись без веры. Здесь мы имеем в виду такую веру, которая оправдывает в Иисусе Христе, которая возникла с жизнью и смертью Господа Иисуса Христа, о которой возвещает Евангелие и без которой никто не может снискать благоволения Божия».

Третий столп Евангельской веры:

S ola gratia

«Только благодатью»

Евангельское понимание самой важной темы – спасения: «ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем!» (Рим.6:23)

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:1-9)

«Бог даровал нам жизнь вечную!» (1Иоан.5:11) «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе!» (Рим.3:24) В своем послании Иоанн Богослов пишет: «это все написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». (1Иоан.5:13)

Вслед за Августином мы повторяем сегодня: «Я мог бы отчаяться по причине бесчисленных моих грехов, пороков и преступлений, которые совершил и ежедневно не перестаю совершать сердцем, устами, делом, всеми способами, которыми может грешить человеческая немощь, если бы Слово Твое, Боже мой, не стало плотью и в нас не обитало. Но я не осмеливаюсь уже отчаиваться, так как Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной, понес на Себе рукописание грехов наших и, пригвоздив его ко кресту, распял грех и смерть. И я обрел безопасность в Нем, сидящем одесную Тебя и ходатайствующем о нас. Уповая на Него, я желаю прийти к Тебе, Которым мы уже воскресли, и ожили, и взошли на небо. Тебе хвала, Тебе слава, Тебе честь, Тебе благодарение!» (Блаженный Августин (V в.))

Четвертый столп Евангельской веры:

Solus Christus

«только Христос»

«Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:20), мы, православные христиане веры Евангельской, провозглашаем: «Христос глава Церкви!» (Еф.5:23) «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». (Кол.1:18)

«Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». (Рим.8:34) «Лучшего завета поручителем сделался Иисус. … Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». (Евр.7:22-25)

«Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек … Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета» (Евр.8:1-6) «И потому Он есть ходатай нового завета» (Евр.9:15)

«Мы верим, что Церковь, называющаяся соборной, включает в себя всех верующих во Христа: умерших и пребывающих в отечестве своем, а также тех, кто еще, подобно страннику, находится в пути. Поскольку никому из смертных не дано возглавлять эту Церковь, единственным ее Главой является сам Господь наш Иисус Христос. Все бразды правления этой Церковью Он удерживает в руках своих. Учитывая, однако, что на пути земном мы видим отдельные церкви, каждая из которых имеет для поддержания порядка кого-либо первого по сану, этого человека можно было бы не в прямом, но в переносном смысле назвать главой данной отдельной церкви. Это возможно именно потому, что он является первым среди ее членов». (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский, ORIENTALIS CONFESSIO Christianae fidei (1631))

«Современная Реформаторская Православная Церковь признает посредничество лишь Иисуса Христа, Который, как писал святитель Кирилл, «один выполняет обязанности истинного и законного Первосвященника!» Ему не требуются помощники в этом, как считают некоторые, но Он один предстоит за всю нашу планету, за каждого из нас, перед Своим Отцом Небесным! Реформаторская Православная Церковь призывает всех верных чад Божьих, ввереных ее попечению, возносить свои молитвы только Отцу Небесному во Имя Иисуса Христа, и всю хвалу воздавать исключительно лишь Богу Всемогущему!» (20 Тезис III Собора УРПЦ, 2008)

Пятый столп Евангельской веры:

Soli Deo gloria

«Только Богу слава»

«Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». (Ис.42:8)

«Славы Моей не дам иному». (Ис.48:11)

«Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий». (Иоан.8:50)

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Иоан.4:23,24)

«Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». (Иуд.1:25)

«Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь». (Рим.14:26)

_______________________________________


Из Устава Реформаторской Православной Церкви Христа Спасителя РПЦХС, с дополнениями к предсоборному совещанию 2014 года. Подготовительно к VI Собору РПЦХС 2017 года, посвященного 500-летию Реформации Церкви.

«Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя (РПЦХС) является международной, многонациональной, христианской, экуменической, поместной, христокефальной, православной церковью, находящейся в единстве и молитвенно-каноническом и евхаристическом общении, на прочном основании Слова Божьего и Божьей любви с любыми другими поместными православными, католическими и протестантскими церквами.

РПЦХС находится в братском единстве вообще со всеми христианами, со всеми признающими Иисуса Христа своим Господом, Богом и Спасителем и любящими Его, со всеми детьми Божиими, не зависимо от их деноминационной и конфессиональной принадлежности!

Как христианская церковь, являющейся частью мирового и исторического христианства, мы осознаем, что рождение наше произошло почти две тысячи лет тому назад на голгофском кресте в крови и страданиях нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Еще прежде нашего рождения Господь Иисус дал нам, христианам, предрек: «Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее!» (Мф.16:18)

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя (РПЦХС) была учреждена на IV Православном Обновленческом Соборе Украинской Реформаторской Православной Церкви (УРПЦ) в Киеве в августе 2012 года. В РПЦХС вошли как церкви Украины, так и Грузии, Белоруссии, России, Молдовы и Румынии. Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя открыта для работы на ниве Божией по всей планете, открыта для церквей всех стран мира. Мы молимся и работаем также над тем, чтобы насаждать православные церкви нового поколения, реформаторского направления, по всему миру. Поэтому, нашу Архиепископию мы называем не только Киевской или «всея Руси», но также и международной.

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя является церковью православных христиан веры евангельской, библейской, истинной, так как апостол Павел в своем послании убеждает всех нас: «живите достойно благовествования Христова … подвизаясь единодушно за веру Евангельскую!» (Библия. Фил.1:27)

Экуменической наша церковь именуется потому, что мы выступали, и будем всегда выступать, за единство всех верующих детей Божиих. Подлинный экуменизм возможен только во Христе Иисусе, Господе нашем и Спасителе, ведь «нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись!» (Деян.4:11) Наша церковь выступала и выступает категорически против антиэкуменизма, этого ложного, сатанинского экуменизма, понимаемого как единство религиозно-политическое, единство вне Истины, вне Христа Иисуса. Единство вне Библии и вне Иисуса Христа, т.е вне Истины Божией – это антиэкуменизм, это ересь. Настоящий, а не поддельный, экуменизм, единство детей Божиих – в Иисусе Христе, нашем Господе и Спасителе!

«Слово твое есть истина». (Иоан.17:17)

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя является поместной, и только в этом смысле слова автокефальной православной церковью, самостоятельной в вопросах обрядовых, богослужебных, административных и вероучительных. Однако, более соответствующим истине является то, что мы не просто автокефальны, а христокефальны. Потому мы теперь чаще именуемся не автокефальной, но христокефальной православной церковью. «Христос глава Церкви!» (Библия. Еф.5:23) что также утверждается и в Кол.1:18. Автокефалия – церковь, что имеет своего отдельного главу и, как бы, «сама себе голова». Христокефалия – церковь, имеющая одну главу – Иисуса Христа!

Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя является христокефальной, что выражается в страсти к Истине, в нашем желании и старании все сферы личной и церковной жизни привести в согласие со Словом Божиим, Библией.

Главные задачи и цели Реформации, которую наша церковь планомерно воплощает в жизнь, изложены в Тезисах православной реформации Соборов 2003 и 2008 годов.

Церкви и общины, братства и миссии, которые входят, или будут входить в состав РПЦХС, являются независимыми в вопросах административного и финансового самоуправления, вероучений и обрядов, при условии принятия Иисуса Христа как Господа Бога и Спасителя в согласии с Никео-Цареградским символом веры и принятия Слова Божьего, Библии, как безоговорочного основания истинной христианской веры. Более того, все верующие христиане, какого бы они небыли вероучения и практики, входящие в РПЦХС не могут быть принуждаемы ни к какому обряду, преданию или традиции, противной их совести и Священного Писания Божьего – Библии».


ТЕЗИСЫ КИЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО СОБОРА 2003 года, посвященного 80-летию Обновленческого движения (1923-2003)

I Мы, православные христиане, молимся, поклоняемся и служим лишь Единому Богу - Отцу, Сыну и Святому Духу! (Мф.4:10) Время “настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе!” (Ин.4:23)

II Мы отрекаемся от молитв Марии, матери нашего Господа Иисуса, как унизительных перед памятью той, которая стала благословенной и счастливейшей среди женщин. (Лук.1:42)

III Мы почитаем память святых Божьих слуг, ушедших в блаженную вечность, подражаем их жизни (Евр.13:7), но отрицаем всякие молитвы им, как противоречащие Библии.

IV Мы, православные христиане, участники сего освященного Собора, выступаем за скорейший пересмотр всего предания Православной Церкви в свете Библии. Праздники нашего православного календаря должны прославлять исключительно только Всемогущего Творца. К примеру: 14 октября мы должны праздновать не “покров пресвятой богородицы”, а Праздник Божьего Покрова (Пс.90, Пс.31:7). 27 сентября мы празднуем не “воздвижение креста Господнего”, а воздвижение (т.е. прославление) Христа Господнего, и т. д. и т. п. Мы отрекаемся от лжепраздников, выдуманных древними еретиками и сектантами, но византийскими императорами введенных в официальную церковь - 4 декабря “введение во храм богородицы”, 21 сентября “рождество богородицы”, а также порочную практику “радуниц - гробков”.

V Мы отрекаемся от всяких прежних и новых попыток заменять “истину Божию ложью,” (Рим.1:25) “слово Божие преданием” (Мар.7:13) “Вожди слепые” (Матф.23:6, Матф.15:14) долго нас вели в пропасть, но мы вернулись к Истине - Слову Божьему, Библии!

VI Мы, православные христиане, отрекаемся от духа антисемитизма “ибо спасение от Иудеев” (Иоан.4:22), мы благословляем всех евреев (Чис.24:9), как наших старших братьев и сестер. Мы каемся за грех “православного антисемитизма”, “хмельнитчину” и еврейские погромы.

VII Мы отрекаемся от нелепого идолопоклонства в церкви - поклонения иконам, мощам, “священным” предметам и кресту. (Лук.4:8, 4Цар.18:4, 1Кор.10:7) Мы отрекаемся также и от “завуалированного” идолопоклонства - сребролюбия, гордости и прочих грехов.

VIII Мы, православные христиане, отрекаемся от духа превозношения перед христианами других деноминаций и юрисдикций. “Дух дышит, где хочет!” (Иоан.3:8) Мы не можем и не имеем право даже и пытаться “монополизировать” истину. Мы - Церковь экуменическая, стоящая на фундаменте Слова Божьего. (Ин.17:17)

IX Мы отрекаемся от всяких молитв “за упокой”, “сорокоустов” и панихид. В современной Православной Церкви есть место лишь только для библейского взгляда на жизнь и смерть. “После сей жизни нет никакой возможности для покаяния” (Святитель Кирилл Лукарис, патриарх Константинопольский +1638 г.)

X Мы, православные христиане, участники сего освященного Собора, выступаем против наркомании, пьянства, курения и других пороков, зная, “что поступающие так Царствия Божия не наследуют”. (Гал.5:21) Спиртные напитки не допустимы для нас, т.к. мы, христиане, все являемся священниками Божьими (ср. с 1Пет.2:5,9), а для Своих служителей Господь Бог говорит: “вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого”. (Лев.10:9,10)

XI Мы, православные христиане, признаем разнообразные формы проведения богослужений (1Кор.12:5), в том числе с использованием разнообразных музыкальных инструментов. (Пс.149:3, Пс.150, Откр.15:2, 2Цар.6:12-23)

XII Мы против греха “симонии”, т.е. продаж таинств и должностей в Церкви (Деян.8:18), против установления “такс за требы и богослужения”, против коррупции в церкви.

XIII Мы выступаем за восстановление в Церкви женского служения диаконис. (Рим.16, Гал.3:28)

XIV Мы, православные христиане, выступаем против засилья монашества в руководстве Православной Церкви и за скорейшее возрождение в Православии исключительно лишь “белого”, т.е. женатого епископата (1Тим.3:2, Тит.1:6). Рукоположение монахов в священный сан (т. н. “черное духовенство”) теперь мы принимаем лишь в исключительных случаях.

XV Мы выступаем за переведение всего православного монашества на контрактную основу с обязательно оговоренным правом и условиями выхода из монастыря как мужского, так и женского.

XVI Мы, православные христиане, участники сего освященного Собора, выступаем за добровольные посты и постные дни. (Ис.58, Матф.6:16-18) Мы против современной практики “обязательных”, традиционных постов, реально давно уже не соблюдаемых большинством православных. Пост Великой Пятницы перед Пасхой нами оставляется как единственный в году общецерковный пост. Перед причастием пост вообще не обязателен, ведь Иисус Христос совершил первое причастие не “натощак”, а после завершения пасхального седера, “после вечери!” (1Кор.11:25)

XVII Церковь Христова не кладбище (Иез.37:1-10), но ЖИЗНЬ! Мы выступаем за возрождение пятикратного служения в Православной Церкви (Еф.4:11) Живое Евангельское слово должно звучать в каждом Православном храме!

Наша Церковь сияет великим сонмом отцов Церкви, внесших неоценимый вклад в формирование православного вероучения и заслуживших огромный авторитет среди паствы. Но соборный церковный разум особо выделяет среди них трех великих святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – и почитает их как вселенских учителей. Преподаватель Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров рассказал, чем именно они заслужили особое церковное почитание.
Святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст

- Алексей Иванович, что выделяет трех святителей из множества учителей Церкви?

Господь наш Иисус Христос Своей жизнью на земле явил нам истинный путь спасения. Его ученики были рядом со Спасителем на протяжении всего Его земного служения. Для следующих христианских поколений они запечатлели в Священном Писании всю полноту Божественных истин, данную нам через Иисуса Христа. С течением времени христианское учение распространялось по миру, и вместе с тем постепенно раскрывалась его глубина. Вселенские учители были одними из тех отцов Церкви, которые, постигая эти глубины, донесли в своих сочинениях до христиан стройное и очень выверенное учение о Боге Троице.

Как вы считаете, почему Русская Церковь празднует собор вселенских учителей Церкви, отцов-каппадокийцев, живших в Византийской империи, и чтит их не меньше, чем Греческая Церковь?

Греческая Церковь почитает их как столпы Православия, а потому и Русская Церковь, которая восприняла Православие от Византии, оказывает трем святителям такое же почтение. Интересен, однако, здесь один факт. На Литургии мы поминаем великих вселенских учителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, но среди них не упоминается Григорий Нисский, и этот момент следует принимать во внимание. Здесь Церковь показывает, что из трех отцов-каппадокийцев двое как бы выходят на первый план, а третий – Григорий Нисский – в некотором роде оттеняется, т.к. в его догматическом учении были некоторые просчеты, как, например, учение о всеобщем спасении. Он был, конечно же, изумительный, очень глубокий мыслитель, но Церковь его не упоминает во время каждодневного богослужения, как Василия Великого и Григория Богослова. И это понижение статуса великого отца (термин, конечно, не совсем корректный) мы должны принимать во внимание.

Григорий Нисский был глубокий мыслитель, но в его догматическом учении были некоторые просчеты, например, учение о всеобщем спасении

Почему на Руси святителей почитают не меньше, чем в Греции? Дело в том, что авторитет этих отцов подтверждался на Вселенских Соборах, на которых они цитировались. Отцы-каппадокийцы вошли в церковное предание как одни из главных кирпичей здания церковного вероучения, и, конечно, Русская Церковь почитает их за огромные заслуги перед Православием. Ибо они достаточно четко выразили учение о Святой Троице, выявив различение сущности и ипостасей, и их учение стало классическим.


Три вселенских святителя (1815–1817). Из праздничного чина иконостаса поповской часовни в Хвалынске
- Выработанное в IV веке наиболее точное учение о Боге Троице, на ваш взгляд, – заслуга именно триады отцов-каппадокийцев?

Мы не можем говорить о триаде, ведь был еще и четвертый отец, святитель Амфилохий Иконийский, который тоже внес вклад в формирование триадологического учения. Сейчас переведены почти все его труды, в которых он выступает как замечательный проповедник, хоть и младший из каппадокийцев, но он все же – четвертый.

Вы сказали о том неоценимом вкладе, который отцы-каппадокийцы внесли в церковное вероучение. Речь идет о той самой троичной терминологии, в которой они используют термины античной философии, но уже с новым и более глубоким смысловым содержанием?

Не только. Конечно, учение о Святой Троице занимает у них одно из центральных мест. Но ведь на Халкидонском Соборе зачитывалось христологическое послание святителя Григория Богослова, в котором в отношении Христа говорилось, что Божество и человечество в Нем необходимо понимать не как «иной» и «иной», а как «иное» и «иное». У греков это было очень четко выражено. Две природы – «иное» и «иное», но не два субъекта. Поэтому святители Григорий Богослов и Василий Великий определяли также и христологическую составляющую христианского православного вероучения.

- За какие, по вашему мнению, заслуги Иоанн Златоуст вошел в число вселенских святителей?

Иоанн Златоуст по количеству своих сочинений превосходит многих отцов. Василий Великий не мог написать так много, как Иоанн, он все-таки умер в 49 лет. Григорий Богослов пережил Василия, но тоже не намного. А после Иоанна Златоуста, если смотреть по русским переводам, осталось 12 томов сочинений. Это огромное количество проповедей! Иоанн Златоуст ведь вошел в число вселенских святителей не только за свою замечательную жизнь. О высоте его благочестивой жизни говорит, например, то, что он мог позволить себе обличать власть имущих. Но важно еще и то, что в своих проповедях святитель касался всех насущных проблем христианского жития.

Недаром святителя Иоанна назвали Златоустом: люди заслушивались его живым словом, которое струилось

На Западе его называют моралистом, и это не совсем адекватное определение. Святитель Иоанн не просто моралист, а глубокий знаток Божественных тайн, которые Бог ему открыл, и великий проповедник этих тайн. Недаром его назвали Златоустом – золотые уста. Он мог о некоторых изысканных, сложных местах христианского вероучения говорить простым, доходчивым языком, а это очень много значит. В Церкви каждый органично занимает свое место, и каждый исполняет свое назначение. И вот Иоанн Златоуст выступал проповедником. Его проповедь трогала массы народа и Антиохии, и Константинополя. Мы сейчас, к сожалению, не можем полноценно оценить, какое значение имели его проповеди – текст перевода не может этого донести во всей полноте. Но знаем, что люди заслушивались его живым словом, которое струилось.

Беседовал Андрей Головач

Мы должны попросить читателя открыть Библию и прочитать место из послания к Евреям, гл. 10,7-24, на котором будут основываться наши дальнейшие рас суждения. В этих стихах нам открывается глубокий и изумительно точный взгляд на христианскую позицию.

Вдохновленный Святым Духом, апостол указывает на три нерушимых столпа, на которых строится здание христианства. Это, во-первых, воля Божия, во-вторых, жертва Христа, в-третьих, свидетельство Духа Святого в Священном Писании. Если наша вера будет основываться на этих важнейших истинах, то душа обретет постоянный мир и покой. И несомненно, что никакая сила мира или ада, никакая власть людей или дьявола не будет в состоянии нарушить наш внутренний мир или подорвать нашу веру.

Прежде всего мы задержим внимание на том, каким образом апостол раскрывает в этой удивительно емкой фразе:

Воля Божия

В начале главы мы читаем о несовершенстве жертвы, приносимой по закону. Эти жертвы никогда не смогли бы сделать совесть безупречно чистой; через приношение этих жертв человек никогда бы не выполнил волю Божию, не смог бы постичь доброго желания и намерения сердца Божия.

"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов" (Евр. 10,12).

Как веско сказано: "Приносящие жертву, бывши очищены однажды. не имели бы уже никакого сознания грехов." Иудеи еще не имели такого полновластного освобождения от власти греха, но христианину уже нет нужды приносить Богу новые жертвы, так как раз и навсегда он очищен драгоценной кровью Христа.

Но вот некоторые из верующих имеют обыкновение говорить о своей постоянной необходимости обращаться к крови Христа. Соответствует ли это учению Священного Писания? На первый взгляд такой человек может показаться ревностным и полностью покорным воле Божией христианином. Но истинная покорность может основываться только на цельном, ясном, обоснованном понимании правды Божией и Его доброй, милосердной воли относительно нас. Если Его воля в том, чтобы мы "не имели бы уже никакого сознания грехов", то будет ли покорностью с нашей стороны упорное нежелание выйти из-под тяжести греха и топтание на одном месте изо дня в день, из года в год? Если истина в том, по Христос взял на себя наши грехи и, принеся одну совершенную жертву, избавил нас от них навсегда, то не означает ли это, что мы совершенно прощены и совершенно очищены? И тогда не будет ли постоянная потребность обращаться к крови Христа, умалением ее до уровня крови тельцов и козлов? Это уже фактически сделано теми, кто говорит о постоянном обращении к крови Христа, хотя мы понимаем, что это, несомненно, происходит непреднамеренно. На одну из причин, по которой Бог отверг жертвы, приносимые по закону, указывает апостол: "Жертвами каждого дня напоминается о грехах." Но такое напоминание не соответствовало Божию намерению, Господь Бог желал, чтобы всякий след греха и любое напоминание о нем было бы уничтожено, вычеркнуто раз и навсегда. И, следовательно, не может Божья воля заключаться в том, чтобы Его народ был постоянно согнут под ужасной, смертельной тяжестью не прощенного греха. Более того, такое положение человека противоречит Божьей воле, потому что разрушает веру и духовный мир человека, умаляет славу Христа и ставит под сомнение искупительную силу Его жертвы.

В десятой главе Послания к Евреям апостол хочет подчеркнуть, что постоянное напоминание о грехах и постоянное повторение жертвоприношений идут неразрывно друг с другом, и поэтому, если христианин сейчас имеет на сердце и на совести постоянную тяжесть грехов, то Христос должен приносить жертву снова и снова. Но искупление человеческих грехов уже произошло однажды окончательно, и тяжесть греха снята с человеческого сердца снята навсегда. По Божьей воле мы освящены едино кратным принесением в жертву тела Иисуса Христа.

Здесь перед нами приоткрывается со всей ясностью и убедительностью сущность Божьей воли, Его намеренье и план, составленные Божественной мыслью еще до основания мира, до сотворения живых существ, до существования греха и сатаны. И воля Божья заключалась в том, что Сын должен был придти в свое время и искупить грех человеческий. В этом заключено основание Божественной славы и в этом исполнение всех планов и намерений Божественной Троицы.

И ошибочно будет с нашей стороны полагать, что мысль об искуплении человека от греха и спасении его от вечной смерти, пришла Богу после грехопадения человека. Наивно допускать, что Бог был застигнут врасплох, когда Адам в Едемском саду нарушил Его заповедь. Богу все было известно заранее. И напрасно враг праздновал победу, когда человек поддался его искушению в Едемском саду, потому что с этого момента началось исполнение Божия плана относительно Его Сына, нашего Господа Иисуса Христа. До грехопадения не было основания для осуществления этого плана. Но вмешательство сатаны, падение человека во власть греха и во власть смерти открыло Богу-Спасителю возможность проявить неограниченное богатство Своего милосердия и Своей любви и явить всем со творенным Им умам Божественный путь спасения.

Огромная глубина и сила в словах Сына: "Как в начале книги написано о Мне". На какую книгу Он здесь ссылается? Быть может, имеется в виду книга вечных Божьих намерений, в которую внесен "огромный план", в соответствии с которым в определенное время пришел Сын и исполнил Божью волю, подтвердил Божью славу, разрушил замыслы врага, устранил грех и спас погибающего человека. И в жертве Сына урожай Божьей славы намного значительней, чем если бы собирать этот урожай на полях не падшего в грех творения.

Все это дает неограниченную твердость и непоколебимость душам верующих. Трудно передать словами то ощущение счастья и утешения, которое приходит в религиозную душу от сознания того, что Христос пришел в этот мир исполнить волю Божью какой бы эта воля ни была.

"Вот, иду исполнить волю Твою, Боже." Такова была единственная неделимая цель совершенного сердца Христа. Он никогда и ни в чем не исполнял Свою собственную волю. Он говорил: "Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Иоан. 6,38). Для Христа не имело значения, чем исполнение воли Отца может обернуться для Него лично. Он должен был придти и исполнить Божественную волю, записанную в вечной книге. И Он исполнил ее совершенным образом. И потому Христос мог сказать: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне" (Евр. 10,5). "Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтоб Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтоб Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и лани ты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис. 50,36).

И теперь мы подошли ко второму пункту наших размышлений:

Жертва Христа

Беспредельной радостью наполнилось сердце Иисуса, когда Он исполнил волю Отца Своего и закончил Его дело. От яслей Вифлиема до креста Голгофы только одна великая цель управляла Его покорным сердцем выполнение воли Божьей. Он в совершенстве прославил Бога во всем. Это совершенно гарантирует наше полное и вечное спасение. И апостол с полной ясностью и определенностью формулирует факт спасения, как совершившийся факт. "По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа" (Евр. 10,10).

Здесь наши души, верующий читатель, могут пребывать в радостном покое и безоблачной уверенности. Воля Божья заключается в том, что мы должны быть спасены Им в соответствии со всей любовью Его сердца и всеми требованиями Его престола. Как сказано, "в начале книги": наш Господь Иисус Христос, исполняя вечную цель, в Свое время вышел из славы, которую имел с Отцом, и исполнил дело, давшее нерушимую основу для всех Божественных планов и нашего спасения.

Христос, да будет благословенно Его Имя, до конца довел Свое дело. Он в совершенстве прославил Бога в тех местах, где Бог был так оскорблен. Большой ценой Христос отстоял и исполнил каждую Божью заповедь. Он победил всех врагов, устранил все барьеры, уничтожил все препятствия, преодолел наказание и гнев Божий, удалил жало смерти. Христос чудесным образом исполнил все, что записано в начале книги о Нем. И теперь мы видим Его увенчанного славой по правую руку от Бога-Отца на небесах. Христос прошел от Престола Бога до праха смерти, чтобы исполнить волю Божью, и исполнив Ее, вернулся на Престол в новом качестве и на новом основании. Его путь от рождения в мир до креста был отмечен следами Божественной вечной любви, а Его путь от креста обратно на Престол окроплен Его Кровью. Он сошел с небес на землю исполнить волю Божью и, исполнив Ее, вернулся вновь на небеса, таким образом открыв для нас новый путь жизни, которым мы приступаем к Богу в смелости и свободе, как искупленные слуги.

Все исполнено. Все барьеры устранены. Завеса от крыта. Таинственная завеса, которая веками и поколениями отделяла человека от Бога и не допускала человека к Богу, разорвана на две части сверху до низу, благодаря смерти Христа. Теперь мы можем взглянуть за открытые небеса и увидеть на Престоле Бога-Сына, Который понес тяжесть наших грехов на Своем теле, на кресте. Воссевший на Престоле Христос провозглашает в ухо веры сладостную, освобождающую весть о том, что все, чему должно свершиться, свершилось. Свершилось навсегда. Свершилось для Бога, свершилось для нас. Теперь все приведено в порядок, и Бог может совершенно справедливо дать волю любви Своего сердца, уничтожив наши грехи и подведя нас к Себе с одобрением Того, Кто сидит одесную с Ним на Престоле.

Пусть читатель обратит внимание на фразу, в которой апостол сопоставляет воссевшего на небесах Христа с служением священника на земле. "И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принесши одну жертву за грехи. навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр. 10,14).

Это удивительно точно.

Священник из колена Левиина никогда не мог сидеть в служении, и это лишний раз подчеркивало, что его дело никогда не может быть сделано. В храме и скинии не было сиденья. В высшей степени убедительно и вы разительно вдохновленный апостол говорит об этом: "И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов." Трудно более точно и наглядно изложить однообразие и полную без результативность левитских обрядов. Но как странно, что вопреки этой цитате из Священного Писания христианский мир стремится иметь духовенство, избранное человеческой волей и ежедневно совершающее жертвоприношения, духовенство, не берущее свое начало из колена Левиина, не принадлежащее дому Аарона, и поэтому вроде бы не имеющее на это право от Бога и Его поддержки. К тому же современные жертвоприношения бескорыстны и поэтому жертвы без прощения, ибо сказано: "Без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9,22).

Священники, о которых говорит апостол в 10 главе, были священниками колена Левиина и дома Аарона, были определены Богом на то время, но и тогда жертвы никогда. не доставляли Богу радость, так как не могли очистить от грехов. И потому Бог упразднил те жертвы навсегда. Имеем ли мы надобность приносить Богу новые жертвы, кроме жертвы хвалы? Нуждается ли христианский мир в жертвах и священниках их приносящих? Не будет ли это нелепостью и обманом?

Только драгоценной Кровью нашего Господа Иисуса Христа очищается душа христианина от всякого греха, и потому восседающий на Престоле Христос и повторяющиеся жертвоприношения не могут не являться противоречием. Если жертвоприношения должны повторяться, то Христос не имеет права на Свой Престол. Да простит мне Бог написание таких слов! Но Христос воссел на Престоле, облаченный славой и властью, и осле этого новые жертвоприношения будут являться просто богохульством против Его креста, против Его имени, против Его славы. И повторные жертвоприношения в любой форме будут отрицать действительность и всевластное могущество жертвы Христа и не смогут приблизить чью-либо душу к истин ному и полному прощению грехов. Новые жертвоприношения и уже свершившееся полное прощение Богом человека совершенно несовместимые вещи.

А теперь мы подошли к третьему пункту нашей главы:

Свидетельство Святого Духа

Откуда мы знаем, что Христос во всей полноте и совершенстве исполнил Божью волю? Об этом свидетельствует Дух Святой в Священном Писании, и свидетельство Святого Духа является третьей опорой, на которой строится христианская позиция. И эта опора, так же, как и две предыдущие, совершенно не зависит от воли человека и по своей природе является Божественной. Совершенно очевидно, что нет никакой заслуги человека в голгофской жертве Христа. Все это ясно, как и то, что человек не имеет никакого отношения к авторитетному источнику, из которого наши души получают радостную весть о воле Творца и о искупительной жертве Христа, так как это не что иное, как свидетельство Святого Духа. В Священном Писании мы читаем:

"О сем свидетельствует вам и Дух Святый; ибо сказано: "Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр. 10,1517).

И мы должны принять эту истину без сомнений, доверившись абсолютно авторитетному источнику Божественного свидетеля, потому что это не вопрос наших чувств, настроений, переживаний или умозаключений. Здесь перед нами совершенно непоколебимый фундамент христианской позиции и христианского душевного мира и покоя. Все Божье от начала до конца. Воля, жертва и свидетельство все Божественное, и в этом совершенная слава нашего Господа! В современном мире, когда человек подвергается невероятному давлению соблазнов, когда с одной стороны утверждается рационализм с его дерзким богохульством, а с другой стороны набирает силу спиритизм, заключивший ужасную сделку с демонами тьмы, когда в душах господствует смятение, тревожное беспокойство и трагические предчувствия, путаница и хаос, когда под религией понимается исполнение ритуалов и обрядов, когда истинные основания веры остаются невостребованными, как важно христианину знать, что эти основы реально существуют и что только в них человек может найти истинную опору и успокоение души.

Все исповедуют, что есть семь святых и Вселенских Соборов, и они суть семь столпов веры Слова Божьего, на которых Он воздвиг Свое святое жилище - Кафолическую и Вселенскую Церковь. Митрополит Киевский Иоанн II (XI в.)

Жизнь Церкви в ранневизантийский период определялась семью Вселенскими соборами. Эти соборы выполнили двойную задачу. Во-первых, они прояснили и четко установили внешнюю организационную структуру Церкви, определив статус крупнейших патриархатов. Во-вторых (что важнее), соборы раз и навсегда утвердили учение Церкви об основополагающих догматах христианской веры - о Троице и воплощении. Все христиане усматривали в этих догматах “тайну”, запредельную человеческому разумению и невыразимую человеческим языком. Формулируя соборные определения, епископы отнюдь не воображали, будто разъяснили тайну; они только старались исключить некоторые ложные способы говорить и мыслить об этих вещах. Дабы предостеречь народ Божий от заблуждения и ереси, они воздвигали ограду вокруг тайны. Митрополит Каллист (Уэр)


На Божественной страже

В разное время для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты в Церкви и порождало ереси, собирались Вселенские Соборы. На них также вырабатывались канонические правила общецерковной жизни.

Святитель Василий Великий, впервые применивший термин “догмат”, считал его близким по значению к термину “Священное Предание”, которое всегда жило в Церкви. Священное Предание не ограничивалось и не ограничивается лишь догматами, однако последние стали тем мерилом веры, с помощью которого мы отделяем истину от заблуждения.

В современном секулярном обществе, в век прогресса и либерализма термин “догмат” нередко воспринимается как синоним неподвижности и косности. Но для нас, православных христиан, догматы веры - словно путеводные звезды, указывающие земным путникам дорогу к Небесному Отечеству. Измени догмат - и дорога тебя заведет совсем в другую сторону…

Ереси, каждая по-своему, пытались исказить богооткровенное учение о Триедином Боге и Лице Господа нашего Иисуса Христа. Искажая триадологию (учение о Троице), Христа изображали меньшим Бога (арианство); заблуждаясь в христологии (учение о Лице Иисуса Христа), отделяли Его человечество от Божества, тем самым разделяя Его на две личности (несторианство), или представляли не настоящим человеком (монофизитство и монофелитство). Но каждый Вселенский Собор утверждал: Христос - истинный Бог и истинный Человек.

Церковные Соборы

Церковные соборы выросли из самой природы христианской веры. С момента своего основания Церковь всегда осознавала себя общиной. Главные решения здесь принимались коллективно, например - избрание семи диаконов (см.: Деян. 6: 1–6).

Первая серьезная внутрицерковная проблема, которая препятствовала благовестию, - вопрос о том, должно ли “обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев”, - была вынесена на Апостольский Иерусалимский Собор. И он принял важное решение, провозвестив вселенский характер христианского Евангелия (см.: Деян. 15: 1–29). Именно здесь прозвучали слова о промыслительном характере таких собраний: “угодно Святому Духу и нам”, которые будут повторяться на каждом Вселенском Соборе.

“Собор Двенадцати в Иерусалиме, - говорит выдающийся богослов, протопресвитер Иоанн Мейендорф, - был высшим и верховным свидетельством истины Воскресения Христова: совместным возвещением Евангелия самими очевидцами. Позднее, однако, когда очевидцы рассеиваются, “апостольская” вера, ими возвещенная, должна была сохраняться Церквами. Поэтому возникла нужда поддерживать консенсус, единство, тесную связь между Поместными Церквами. Эта задача и будет осуществляться соборами”.

Мы знаем о многих Поместных Соборах, которые проходили в Малой Азии, Антиохии, Карфагене и других местах. Но только Первый Вселенский Собор сделал эту практику всеобщей: собор епископов должен был созываться в каждой провинции дважды в год, чтобы обсуждать нерешенные церковные вопросы, разрешать конфликты (Первый Вселенский Собор, правила 4 и 5).

Вселенские Соборы созывались от лица всей Церкви, так как полнота истины принадлежит лишь соборному сознанию всей Церкви в целом, которое и находило себе внешнее выражение на Вселенских Соборах.

Эпоха Вселенских Соборов

Первые три века в жизни Церкви были эпохой гонений. Лучшие сыны Церкви за исповедание имени Христова претерпели мучения и смерть. Но сила оружия не могла победить силы духа. Римская империя склонилась перед смиренным знамением Креста Христова, когда в начале IV в. воцарился святой равноапостольный Константин Великий, при котором прекратились гонения на христиан.

Но не прошло и десяти лет с момента провозглашения Миланского эдикта, по которому христианство получило официальное признание со стороны государства, как Церковь столкнулась с не менее серьезной угрозой. В Александрии, втором по значимости городе империи, начало распространяться пагубное арианское лжеучение, пленяя умы многих христиан и даже церковных иерархов.

Основатель этой ереси Арий был ученым богословом и красноречивым проповедником, непомерное честолюбие которого до времени скрывалось под личиной праведности. Он утверждал, что Сын Божий сотворен Богом Отцом и является всего лишь высшим Его творением. Несмотря на увещания Александрийского епископа Александра, гордый пресвитер упорствовал в своей ереси.

Первый Вселенский Собор

Церковная смута, вызванная ересью Ария, разрослась настолько, что император Константин, по совету церковных иерархов, в 325 г. вынужден был созвать в Никее Первый Вселенский Собор.

Никея, ныне бедное турецкое селение Изник, в то время была главным приморским городом Вифинской области. Трудно сейчас назвать точно место, где проходили заседания Собора. Однако у местных жителей сохранилось название “синодос” (su,nodoj - греч. собор. - Авт.), которое носит один из районов поселка, и где, вероятно, находился дворец заседаний Первого Вселенского Собора.

318 епископов прибыли на Собор вместе с пресвитерами и диаконами. Среди православного большинства были: Александр Александрийский, Осий Кордубский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский, Иаков Низибийский, Спиридон Тримифунтский и Николай, епископ Мир Ликийских.

Вначале была заслушана арианская сторона. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует, что во время выступления на Соборе Ария многие из иерархов отказывались слушать еретика, а святитель Николай, в порыве благочестивой ревности, ударил его по щеке. Отцы Собора были вынуждены лишить святителя епископского сана, но вразумленные чудесным видением, отменили свое решение.

В итоге Собор осудил арианство и принял знаменитое Никейское вероопределение, в тексте которого решающую роль сыграло слово “единосущный”, утверждающее равенство Бога Сына и Бога Отца.

Собор также рассмотрел вопросы видимой организации Церкви, выделив три главных центра: Рим, Александрию и Антиохию. Кроме того, Первый Вселенский Собор принял двадцать канонов по вопросам церковной дисциплины и установил время празднования Пасхи: в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием, после пасхи иудейской.

Второй Вселенский Собор

Православие восторжествовало. Но арианская смута еще долго волновала христианский мир. Свою роль в этом сыграли и неискушенность в богословии императора Константина Великого, и его неправославные преемники, и нерешительность восточного епископата в принятии нового термина “единосущный”.

Второй Вселенский Собор, состоявшийся в 381 г., был созван императором Феодосием в новой столице христианского государства - Константинополе.

К тому времени арианство “эволюционировало” и распространяло ложное учение о том, что Сын Божий не во всем подобен Богу Отцу, породившее и еще одно лжеучение, отрицавшее Божественность Святого Духа (духоборчество).

На Соборе присутствовало сто пятьдесят епископов. Среди них находились великие святители того времени: Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и Григорий Богослов. Первые заседания происходили под председательством Мелетия Антиохийского. В это время, по желанию императора и народа, на свободную Константинопольскую кафедру Собором был избран святитель Григорий Богослов. Вскоре Мелетий скончался, и председателем Собора стал вновь избранный епископ столицы.

Главным итогом деятельности Второго Вселенского Собора было принятие Символа Веры, известного в истории Церкви под именем Никео-Цареградского. Он появился в результате дополнения и уточнения Никейского вероопределения. Эти 12 догматических формулировок являются квинтэссенцией православной веры. Символ Веры звучит при совершении Таинства Крещения, во время Литургии и в домашних молитвах христиан.