Можайское благочиние. Готовимся к рождественскому посту Как бороться с гордостью

Ника Кравчук

Рождественский пост – какой подарок ты принесешь Богомладенцу?

28 ноября наступает последний в году многодневный пост - Рождественский. Он длится 40 дней и установлен для того, чтобы человек мог достойно подготовиться к великому празднику - пришествию в мир Христа. О смысле Рождественского поста, особенностях трапезы и отличии его от диеты читайте дальше.

История установления и символика

Он существовал еще в первые века христианства. В творениях Амвросия Медиоланского, Филастрия, блаженного Августина уже в IV веке упоминается такая подготовка к пришествию в мир Спасителя. Правда, сначала она длилась только семь дней перед праздником.

Лишь в 1166 году, на соборе при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле было установлено: Рождественский пост будет длиться 40 дней (Четыредесятница), чтобы православные могли успеть подготовиться к празднику.

Поэтому начинается он 28 ноября и длится до Рождества. 27 ноября Православная Церковь празднует день памяти апостола Филиппа, поэтому Четыредесятница перед Рождеством имеет еще одно название - Филиппов пост.

Каждый пост имеет свои смысловые особенности. Например, Великий - прообраз 40-дневного Христова воздержания от пищи и воды.

Симеон Фессалоникийский указывает на то, что Рождественский пост тоже имеет свою символику:

Изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти

О смысле воздержания и предрождественском меню

Волхвы несли Богомладенцу дары - золото, ладан и смирну. А какой подарок может принести современный человек? Свое чистое сердце, готовое принять рожденного Спасителя. Очиститься и приготовиться к такому великому событию и поможет Рождественский пост.

Первый вопрос, который всегда волнует верующих: что можно есть, а что нет? В Филиппов пост не вкушают мясо, молочные продукты (молоко, сыр, сливочное масло), яйца.

Эти 40 дней не считаются строгими, поэтому разрешается вкушение пищи с растительным маслом и рыбы. Есть разные сведения: согласно одним, есть эти продукты можно во все дни, кроме среды и пятницы, согласно другим - разрешается только в субботу и воскресенье, а также большие праздники. По выходным на трапезе может присутствовать вино. Нюансы питания лучше обсудить с духовником и получить его благословение на пост.

Также важно понимать, какой главный смысл закладывается в сам пост. Его цель - не просто посадить человека на диету: этого не ешь, побольше овощей, фруктов, рыбка - это полезно, винегретик приготовь… Кушай регулярно, маленькими порциями, хорошо пережевывай, желательно пей витамины.

Цель Рождественского поста в том, чтобы:

  1. достойно подготовиться к величайшему событию - рождению в мир Спасителя;
  2. измениться тут и сейчас, а не ждать старости или «знамения с небес»;
  3. через ограничение в пище ограничить проявления греха, убавить гнев, осуждение, ненависть по отношению к другим, то есть объявить открытую войну собственным порокам;
  4. больше времени уделять богомыслию, посещать богослужения, читать Священное Писание и размышлять над ним.

Свободное пространство для общения с Господом

Во время Филиппова поста нужно особо наполнять свое сердце молитвой и благодарностью. Как можно позвать Христа в неубранный дом? Надо все помыть и очистить. Имеем в виду отнюдь не избавление от шлаков и токсинов в организме. Надо избавиться от духовных токсинов.

Именно отказ и умеренность в пище должны способствовать тому, что человек освобождает место для молитвы, общения с Богом.

Если раньше он использовал много денег на покупку мяса и сладостей, то сейчас питается более скромно и умеренно, а на сэкономленные деньги может купить какую-то еду для нуждающихся.

Если раньше он пресыщался и уже не мог думать о молитве, то сегодня подкрепляет свой организм, а освобожденные силы вкладывает в чтение дополнительных правил, канонов, Священного Писания.

Если раньше человек думал о себе, работе, постоянно суетился, то сейчас пытается очистить свои сердце и мысли от грязи постоянной суеты, уделить внимание родным, близким, простым встречным.

Правила Рождественского поста

На основе написанного выше можем сформулировать несколько правил Филиппова поста.

  1. Питайтесь просто и умеренно. То есть надо не только читать все упаковки в супермаркете на предмет наличия пылинки сухого молока, а потом объедаться дорогущими морскими коктейлями, заморскими фруктами, овощами и не менее дорогими импортными сладостями.
  2. Вместе с воздержанием от мяса и молока удержитесь от поедания других людей. Поистине гениальный совет дал митрополит Владимир (Сабодан): главное - не есть друг друга. Если вы будете внешне поститься, но своим гневом, постоянными жалобами, укорами будете пилить друг друга, то какой прок с вашей диеты? Только нервы попортите себе и родным.
  3. Не превращайте Филиппов пост в диету. Питание - важная часть подготовки. Нужно, чтобы оно подчинялось духовным целям, а не наоборот - перечеркивало их. Человек не должен гордиться тем, что он может воздержаться от любимых конфет или аппетитного стейка, ставить себя выше тех, кто не соблюдает «предрождественскую диету».
  4. Соблюдайте пост не только телесный, но и духовный. Воздерживайтесь не только от пищи, а и от любого проявления греха.
  5. Молитесь. Именно общение с Богом отличает пост от обычного воздержания от еды. Необязательно вычитывать длиннющие правила и класть по 200 поклонов в день. Главное - думать о Господе, даже самые обыденные дела творить с мыслью о Нем.
  6. Свои «подвиги» скрывайте от глаз посторонних. «Ох, какая я постница!», «Какой я подвижник!». Не надо вести себя так, чтоб весь офис оборачивался, когда вы идете, с мыслью «Постники пошли».
  7. Рождественский пост, как и другие, должен быть легким. Поэтому не стоит вести себя так, чтобы вас боялась даже самая злая собака во дворе. Не раздражайтесь и не прикрывайтесь мрачным видом. Вспомните слова Христа: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися»
  8. Готовьте подарок новорожденному Христу. Только представьте, какая огромная милость открывается человеку! Господь посылает Своего Сына, чтобы избавить людей от первородного греха! К каждому лично приходит Бог. Как мы можем ответить на этот шаг любви и милосердия? Очистить свое сердце и открыть дверь и позвать Христа.

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

По умолчанию, самый трудный пост — Рождественский. Казалось бы, и устав богослужебный не сильно изменен, и правила постовые не столь строги, но предновогодняя суета, наряду с западными традициями григорианского Рождества, с постового настроя часто сбивают.

Ведь в четырех стенах не закроешься и забором приходским от мира не отгородишься. Как собственные глаза к себе вовнутрь не разворачивай, все едино на скользкую дорогу смотреть надобно и не увидеть обочины, где идет бойкая торговля, кричат зазывалы, готовят оливье и наряжают разноцветьем серпантина и разнообразием ярких игрушек елки и витрины — не получится.

Рекомендаций и советов, как сочетать зимние мирские праздники с достойной духовной подготовкой ко встрече младенца Христа написано великое множество. Их с каждым годом все больше, причем с постоянным стремлением к облегчению…

В этом году в очередной раз вспыхнут дискуссии на интернет-площадках о преимуществах и отличиях западного Рождества от восточного. На телевиденье вновь увидим знакомые лица теле-отцов Андрея Кураева, Владимира Вигилянского, Алексия Уминского и Андрея Ткачева, рассказывающих и объясняющих, что святки начинаются с 8-го января, а не с 1-го, как и не обойдется без зимнего дресс-кода от протоиерея Всеволода Чаплина. Со всех православных медиа нам упорно будут втолковывать, что пост имеет два крыла и цель его отнюдь не гастрономическое воздержание…

За этими ежегодно повторяемыми темами, от которых никуда не уйти, так как мир по определению «во зле лежит», становится понятно, как же тяжело нам отцепить поводок от руководящих нами любимых желаний. Воздерживаться от страстей иногда получается, но вот отказаться от привычного, удобного и годами утвержденного распорядка жизни, где всегда можно сделать себе поблажку — не получается.

Наверное, нет такой проповеди с церковного амвона или статьи в православной прессе, где в рассуждениях о сегодняшнем состоянии общества не говорилось бы о «зле», «беснованиях» и отсутствии духовности. Эти утверждения подчеркиваются цитатами и доказываются примерами. Хотя, какой смысл рассказывать о том, что мы и сами прекрасно знаем? От того, кто говорит или пишет, иное хочется услышать: как исправиться? Что конкретно надобно делать? Ведь большинство предлагаемых «должны» — это те же мирские методы и способы.

То бишь, давайте преодолеем беса другим бесом

Особенно это касается двух, по-моему, главных постовых установлений: ограничение в пище и воздержания от страстей.

Дело в том, что постный стол нынче многообразнее и дороже скоромного, а от страстей во время подведения годовых итогов и под грохот фейерверков никуда не денешься. Если же громогласно провозгласить, что беса в себе можно победить только евангельским способом, то бишь «молитвой и постом», то рискуешь получить определение «архаичного консерватора с зилотскими наклонностями». И не приведи Господь призвать отказаться от встречи нового года! Тут же приклеят знаменитую этикетку: «Молиться, поститься, слушать радио "Радонеж" и отмахнутся, как от прокаженного, потому что "в условиях современной православной миссии данная метода отпугнет потенциального прихожанина"».

Сомневаетесь?

Тогда вспомните свои исповеди во время зимнего поста.

О чем, прежде всего, разговор под священнической епитрахилью?

Именно о пище и новогодних развлечениях.

Пост будет постом только тогда, когда нет сомнений в его надобности и есть желание его исполнять именно так, как прописано в церковных правилах. Все остальное — подобие поста.

За расхожей фразой «пост не голодовка» пришла уверенность, что ограничение себя в пище это не обязательное условие поста, что главное «других не есть» и этого достаточно.

Постарался тут лукавый — и победу одержал. Хотя каждый из нас с детства прекрасно знает, что «после вкусного обеда, по закону Архимеда, полагается поспать». В простом детском утверждении все абсолютно верно. Со временем и с приобретенными годами, которые, кстати, не мы сами, а Господь нам по своему милосердию продлил, данное утверждение становится объективной реальностью. О каких молитвенных, да и просто трудовых подвигах можно говорить, если «отягченное чрево покоя просит», а лучшим четвероногим другом становится родной диван? Ведь преподобный Иоанн Лествичник недаром одну из глав своей «Лествицы» назвал: «О любезном для всех и лукавом владыке - чреве».

Со страстями та же история

Хотя и повторяем ежедневно с уверенностью: «…и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Но оставляем ли?

Я часто на исповеди во время постов спрашиваю: «Зла ни на кого не держишь?», - и тут же получаю стандартный ответ: «Всех прощаю, я отходчивый». Значит, все же обиды были, если «отходишь»? То есть, мысли и чувства в узде не держишь. Естественно, как их держать, если услаждения тела и во время поста продолжаются, а развлечения имеют лишь «сокращенный вариант».

Так что и в день нынешний, чтобы пост был действительно постом, а не просто временем «небольших ограничений» будет абсолютно правильным прислушаться к святоотеческой классике. «При телесном посте, — пишет святитель Василий Великий, — чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...».

О подготовке к исповеди, о том в каких "грехах" не нужно каяться и о том как узнать не причастился ли ты в осуждение рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН

Как правильно подготовиться к исповеди?
Как постараться сделать так, чтобы каждая исповедь приближала нас к Царству Небесному? Начался Рождественский пост, и Рождественским постом как раз очень важно подготовиться к исповеди особенно серьезно, особенно глубоко постараться проникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу должное покаяние. Мы с вами должны понимать слова святых отцов, которые говорят, что каждый грех требует или соразмерного покаяния, или за каждым грехом последует соразмерная мука. Если мы не хотим этой муки -- мы должны принести соразмерное греху покаяние. Если мы совершили грех тяжелый, значит нужно каяться особенно, особенно плакать о своем грехе, просить у духовника епитимью, делать земные поклоны, воздерживаться от совершения каких-то действий, которые могли бы опять привести к совершению этого греха, быть очень осторожными. Если грех небольшой, то нужно покаяться и стараться больше его не делать, но, всё равно, каяться, конечно, нужно и в малых грехах. Нельзя думать, что грехи прощаются Богом без покаяния. Грехи прощаются так до семилетнего возраста, а начиная с семи лет человек всё-таки должен осознавать свои грехи и каяться в них.

Конечно, есть разные крайности: какой-то человек может не видеть своих грехов, какой-то может подавать на исповеди исписанную тетрадь, где перечисляются самые разные грехи и, наверное, это не совсем правильно. Об этом даже говорит прп. Иоанн Лествичник -- человек, живущий в миру, не должен слишком глубоко анализировать свои поступки, это у него вряд ли получится, а должен каяться в тех грехах, которые он видит. Во всем должна быть своя мера и нужно эту меру постараться познать из опыта. Нужно стремиться к тому, чтобы душа была спокойной, чтобы совесть не мучила, чтобы в душе была радость, и нужно уметь, конечно, радость чистую, радость, которая исходит от Бога, отличать от радости прелестной, радости удовольствий, от тщеславных помыслов, которые ласкают душу. Нужно уметь в душе своей это различать, и, конечно же, здесь нужен опыт, вряд ли можно это сделать, прочитав какую-то книгу, но можно по совету духовника, опытного духовника, бояться ложных радостей и принимать подлинные утешения от Бога.

Итак, нам нужно приготовиться к исповеди. Мы должны постараться вспомнить всё, что мы сделали за период с прошлой исповеди. Рождественским постом, Великим постом, перед венчанием, перед принятием, скажем, священного сана, перед тяжелой операцией, уместно будет вспомнить грехи, совершенные в течение всей жизни. Необязательно говорить о них на исповеди, но если они продолжают мучить, если мы чувствуем, что мы не во всем покаялись, или покаялись формально, неглубоко, конечно, можно об этих грехах тоже сказать. Но прежде всего нужно сказать о тех грехах, которые были совершены нами со дня прошлой исповеди. Если вы не умеете помнить о своих грехах, если это плохо у вас получается, может быть, стоит каждый вечер перед тем, как лечь в постель, записать эти грехи, только эти записи лучше делать зашифрованными, чтобы член вашей семьи, найдя их, не понял, о чем вы пишете в этих записях или как-то их особенно прятать, чтобы они не попались на глаза какому-то близкому родственнику, потому что это может его очень соблазнить. Мужа может соблазнить исповедь его жены, жену - исповедь мужа, то, что мы говорим на исповеди, не должен знать никто, кроме нашего духовника и Бога, перед Которым мы с вами каемся.

Нужно различать исповедь и беседу со священником. Есть некоторые священники, у которых мало духовных чад, которые живут в селах, деревнях, где можно и на исповеди о чем-то поговорить. Но в городе, особенно во время поста и перед большими праздниками, когда будет много исповедников, батюшка не сможет с вами подробно поговорить. Поэтому можно ему сказать: «Батюшка, Вы знаете, я хотела бы с Вами поговорить о своей жизни, я хотела бы, чтобы Вы помогли мне определить молитвенное правило, какие молитвы читать утром, какие вечером. Я хотела бы узнать, какая мера поста, как мне поститься в этот пост. У меня такая ситуация: есть у меня друзья, которые ведут себя немножко неправильно, я хотела бы у Вас узнать, стоит ли мне с ними встречаться». «Мы бы хотели с мужем усыновить ребенка», «я бы хотела выйти замуж», «сменить работу», «поступить куда-то учиться», « я бы хотела обсудить, какие книги мне стоит читать», «сколько времени мне можно находиться в Интернете, я чувствую, что это вредно для моей души, но совсем там не бывать я не могу по работе»… Все эти вопросы можно решать на исповеди, но лучше все-таки – в отдельной беседе. Попросить, чтобы священник уделил вам время, если вы верите, что он может вам помочь, и как-нибудь с ним об этом побеседовать.

Есть еще вопрос: как исповедоваться детям? У вас у всех, наверное, есть дети, как быть с детской исповедью? С одной стороны, нельзя использовать исповедь как средство воспитания. «Батюшка! Скажите моему ребенку, чтобы он слушался маму». «Вот ты на исповеди скажи, что маму не слушался». И ребенок обычно подходит и перечисляет не свои настоящие грехи, которые он чувствует или ощущает, а то, что ему говорили взрослые. «Я не слушался маму», «я получил двойку», «поздно лег спать», «я ничего не кушал за столом, не люблю манную кашу»… Знаете, это не самое главное в его жизни. Конечно, дети сами до конца не могут осознать своих грехов, с них этого Бог и не требует. Если вы замечали, что ребенок сделал что-то страшное: украл, поднял руку на мать, жестоко дрался с братом или сестренкой, ему нужно сказать: «Ты знаешь, это тяжелый грех. Тебе нужно обязательно сказать об этом на исповеди». Но заставлять его каяться во всякой ерунде – неправильно. Очень хорошо было бы, если вы идете на исповедь с ребенком, подойти к священнику сначала самой, перед ребенком, и рассказать ему о том, что произошло с вашим чадом за последнее время, потому что ребенок не всегда может это вспомнить, иногда может скрыть что-то от священника, и лучше, чтобы священник от вас уже знал, в чем ему нужно каяться, какие у него проблемы, трудности, - тогда исповедь может быть более эффективной и священник сможет лучше его понять. Далеко не все священники прозорливы, далеко не все читают в душах людей как в открытых книгах, и им ваша подсказка будет очень полезна.

Сейчас я постараюсь ответить на ваши вопросы.

Правильно ли я поняла, что если сомневаешься, то лучше на исповедь не идти?
Нужно смотреть, что за сомнения, разные бывают сомнения. Вот мне никогда, честно говоря, на исповедь идти не хочется, как не хочется иногда чистить зубы, например. Может, у вас это вошло уже в привычку, но мне как-то лень всегда это делать. Но делать это, конечно, т.е. идти на исповедь, нужно.

Если после исповеди вспоминаются неисповеданные грехи, можно ли идти к причастию?
Если был тяжелый грех, то, конечно, лучше подойти к священнику. А если вы каялись, что раздражались на мужа тридцать раз и вспомнили, что был и тридцать первый, то говорить священнику, может, и необязательно. Так нужно к этому отнестись.

Нужно ли подробно описывать свои грехи?
Я говорил об этом. Вот скажем, блудная страсть, уж простите, опять коснемся этой нечистой страсти. Нельзя сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки сказать, в чем она проявляется. Подробно описывать не надо, есть разные виды этого греха, рукоблудие есть, надо обязательно так о нем и сказать. Или вы смотрели какие-то нехорошие вещи в Интернете, надо сказать об этом, о том, сколько времени вы смотрели, чтобы священник понял степень греха, который проник вашу душу, то, как это происходит с вами. Гордыня. В чем она проявляется, эта гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кого-то побили, желая его унизить? Нужно сказать, как это проявляется.

Каюсь все время в одних и тех же грехах и опять их совершаю... Что делать?
Я думаю, это общая наша беда, мы каемся и снова грешим, но надо снова каяться, и снова начинать, и снова надо пытаться, только делать это нужно усердно, милая. Как спортсмен: ставит планку все выше и выше, сбивает ее, снова ставит и снова сбивает, а потом раз – и перепрыгнул. В моей жизни, во всяком случае, так очень часто бывало. Я не мог долго справиться с каким-то грехом, просил Бога, старался, – и Господь избавлял меня от этого греха. Был такой замечательный святой, правда, Западной Церкви, он знаете как молился: «Господи, спаси меня, только не сейчас». Но господь его спас, он причислен к лику святых.

Духовником может быть монах?
Я думаю, что может, но разные бывают монахи. Бывает, монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и могут дать какие-то не те советы. По-разному тут бывает. Но в принципе может быть.

Как быть, если я хочу исповедаться у своего духовника, а он живет далеко и очень занят, а исповедь у других батюшек становится формальностью?
Я думаю, что нужно исповедаться у своего духовника, но есть такая опасность, особенно для девушек, женщин, душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Если есть ревность, это грех, это плохо. Если есть зависть к другим: им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше. Если есть желание одной ласковости со стороны духовника, а когда он бывает строгим – появляются обиды на него. Всё это – душевная привязанность, это страшно, этого нельзя допускать, нужно этого очень бояться. Если есть какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

Иногда очень мучают грехи молодости, давно исповеданные. Почему?
Я думаю, что, может быть, не до конца в них раскаялись, надо снова каяться. Если повторить их на исповеди, а они снова будут мучить, надо просто просить прощения у Бога в молитве, а говорить их на исповеди необязательно.


Допускается ли женщина к причастию, если она сделал аборт?
Смотря когда был сделан аборт. Если он был сделан недавно и если женщина, которая его сделал, ходит в церковь, допускать ее к причастию нельзя. Вообще по канонам полагается очень долгая епитимья. Если аборт сделала церковная женщина, если она ходила в храм, исповедалась, причащалась, а потом сделала аборт, я бы раньше года до причастия ее не допускал. Если она сделала его давно и если она кается в этом, обещает, что больше так делать не будет, говорит, что если вернуть то время, она бы так не поступила, - тогда надо дать ей епитимью и причастить через какое-то время. Если же она говорит: «Сделала и снова бы сделала», – причащаться ей вообще пока нельзя.

Когда на исповеди не чувствуешь покаяния в содеянных грехах?
Должно быть не чувство, хотя хорошо, если оно есть, а должно быть намерение, волеизъявление исправить грехи. Если на исповеди мы плакали, чувствовали свои грехи, а после опять грешить начали, – это плохая исповедь, а если мы ничего не чувствовали, но после их не повторили, – это исповедь хорошая. Так нужно к этому относиться.

Как исповедоваться перед венчанием?
Перед венчанием нужно всё рассказать, что было в жизни, это очень серьезный шаг, нужно, чтобы была подробная исповедь.

Есть грехи, которые нет силы духа исправить. Что делать, оставаться без причастия?
Это должен решать духовник, нужно сказать ему об этом, если он разрешит причащаться – то можно причащаться. Но есть грехи, после которых причащаться сразу нельзя. Если, например, женщина живет с мужчиной и они не расписаны, – ей причащаться нельзя. Если человек, скажем, принимает наркотики и дальше собирается их принимать, – такого, я думаю, нельзя до причастия допускать, он должен обещать, что перестанет. Или если человек ворует и не вернул ворованное – как его причащать? Нельзя ни в коем случае. Если совершил грех убийства и прошел только месяц – его, конечно, нельзя причащать.

Как узнать, причастился ты в осуждение или нет? Что нужно испытывать после причастия?
После причастия нужно меньше грешить. Если это получается, значит, ты причастился не в осуждение. После причастия бывают разные состояния, разные чувства. Вообще искать чувств каких-то в Таинствах – неправильно. Наши чувства должны идти вслед за намерением исправиться, и не всегда они приходят сразу, не всегда что-то чувствует наше сердце, искаженное грехом.

Как научиться настоящему покаянию?
Как научиться ходить? Нужно ходить, падаешь – снова идти. Как научиться что-то делать? Снова начинать, снова делать.

Как лучше отблагодарить священника после исповеди? Многие говорят, что деньги давать не стоит.
Я думаю, что не стоит после исповеди давать деньги, нужно просто сказать спасибо, помолиться за батюшку. Если батюшке нужны деньги, если он их попросит, то может и можно их ему дать, но я таких батюшек не знаю, чтобы они после исповеди просили деньги.

Есть грехи, от которых прихожу в ужас, что я натворила, а некоторых не чувствую, и такого не понимаю. Например, когда-то я увлекалась астрологией, но страха от этого не имею.
Что ж, бывает всякое, бывает, мы не чувствуем ужаса оттого, что сделали какой-то грех, но нужно все равно в этом каяться, если умом это понимаем. Вообще наши чувства нам не подчиняются, они вышли из-под контроля нашего ума, мы же грешные люди, и нужно жить, к сожалению, в некоем таком безобразии внутреннем. Особенно из-за этого не смущаться, а в этом каяться и пытаться привести свои чувства в порядок с помощью покаяния.

В православной традиции подготовка к великим церковным праздникам как правило связана с духовными и телесными трудами. Многодневные посты предваряют четыре великих праздника. Это Великий пост перед Пасхой Христовой , пост Успенский перед праздником Успения Пресвятой Богородицы , Апостольский перед днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Рождественский перед Рождеством Христовым.

Жизненный опыт подсказывает человеку, что почувствовать и воспринять реальность празднуемого события может только тот человек, который заранее как-то подготовился к его встрече. Христианин старается себя в чем-то ограничивать, чтобы очищать свою душу и подготавливать ее к восприятию той реальности, которую открывает Церковь . Ведь и в обычной жизни, человек, собираясь на праздник, стремится себя к нему внутренне и внешне подготовить. Он готовит и одевает праздничную одежду, продумывает слова, которые он произнесет на этом празднике, задумывается, как себя там вести, чтобы никого не смутить, но разделить ту радость, к участию в которой он приглашен. Тем более важна внутренняя подготовка к празднику Рождества Христова , открывающему человеку ту любовь Божию, которая явлена через воплощение Сына Божия.

Пост это не самоистязание. Это желание отказаться ради Христа от того, что нам не запрещено, но без чего мы можем обойтись, чтобы духовное возобладало над телесной нашей природой. При этом необходимо понимать, что ограничения касаются не только пищи, но и развлечений, отказа от своих греховных привычек, а также борьба с ними. Мы пытаемся ограничить себя в развлечениях, так как с ними невозможно собраться, настроиться на молитвенный лад. Мы живем в такое время, когда на нас обрушивается шквал всевозможной суетной, ненужной для нас информации, которая засоряет наш разум, засоряет наши разум и душу, не давая нам возможности сосредоточиться на главном - на своем духовном состоянии. Эта ненужная информация парализует нашу волю, ослабляет ее и не дает возможности погружаться в стремление к чистой, нерассеянной молитве. Поэтому многодневные посты, установленные Церковью, - это особые периоды церковного года, когда Церковь помогает человеку остановиться на путях своей жизни, подумать: правильно ли я живу? Туда ли иду я в своих жизненных устремлениях? Не гонюсь ли я за суетой и за иллюзией в этом мире?

Пост - это еще и время особого внимания к православному богослужению. Богослужебные тексты и песнопения помогают душе человека воспринять благодать Божию, открывают перед ним удивительно глубокие образы, которые позволяют задуматься о высоком, оторваться от жизненной суеты.

Рождественский пост именуется также и Филипповым постом, поскольку наступает сразу после дня памяти св. апостола Филиппа, 27 ноября по новому стилю. Пост наступает с 28 ноября по н.ст. и продолжается до 6 января по н. ст., то есть в течение сорока дней Церковь призывает христианина к тому, чтобы вести духовную борьбу со своим греховным духовным состоянием. Постом необходимо как можно чаще стараться читать христианскую литературу, святоотеческие писания, регулярно совершать домашнее молитвенное правило. И, конечно же, в первую очередь необходимо неоднократное участие в Таинстве Покаяния и Причащении Святых Христовых Таин, потому что причащаясь Святых Христовых Таин , подходя к исповеди , мы свидетельствуем пред Богом свою невозможность без Его помощи избавиться от своих грехов, своего негативного духовного состояния, которое мучит нас и не дает нам развиться в ту личность, которую замыслил в нас Господь. По традиции людям, живущим в миру, в среду и пятницу следует соблюдать пост без рыбы и масла, в остальные дни - пост с рыбой и растительным маслом. В дни памяти особо почитаемых святых в среду и пятницу разрешается масло. На великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы , который приходится на 4-е декабря, рыба разрешается в любой день. Со 2-го по 6-е января наступает предпразднество Рождества Христова - дни особо строгого поста, наиболее духовно сосредоточенного состояния ожидания этого великого праздника.

Приходская практика в наши дни достаточно разнообразна. Христианин определяет для себя меру поста, советуясь со священником - своим духовником, исходя из физического состояния и степени воцерковленности. Существуют послабления для детей , стариков, беременных, больных, но и в этом случае следует посоветоваться со священником, чтобы не переусердствовать и не получить духовный вред от неправильного поста.

Пост для мирянина, живущего не в монастыре не может быть столь же строг, как для монашествующего. Ведь в монастыре весь распорядок дня, в том числе и трапеза, связан с богослужением. Но даже в монастырях на столах постоянно стоит растительное масло для тех, кто по болезни или немощи не может строго поститься. Церковь не ломает человека, а предоставляет сделать ему свободный выбор. Об этом следует помнить всем христианам .

Нередки случаи, когда кто-то из семьи приходит к Богу и начинает заставлять своих домашних поститься. Это неправильно, ведь телесный пост обязательно должен быть добровольным и соединен с духовной жизнью. В отрыве от духовной жизни, в отрыве от молитвы , исповеди и Причащения, пост обесценивается и не может принести духовную пользу постящемуся. Другой крайностью может стать равнодушие, попустительство себе, духовная расслабленность, когда человек живет не в церковной семье и начинает позволять себе нарушение поста, оправдываясь любовью к своим ближним. Но это также неправильно. Если человек пришел к Богу, он должен быть верным ему, верным Уставам Церкви. Ведь пред лицом Божиим никто не сможет оправдать свою леность тем, что так поступали его окружающие. Пост для христианина - это не только личный подвиг, но еще и проповедь о своей вере.

Рождественский пост, к которому мы сейчас приступаем, установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом. Чтобы с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его благовестию.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

28 ноября – начался Рождественский пост, который продлится до 6 января. Как подготовить себя к этому испытанию? И что необходимо помнить, чтобы не сойти с дистанции раньше времени?

Что такое православный пост?

Православный пост - это временный отказ от скоромной пищи (пищи животного происхождения), к которой относятся все виды мяса, молоко и молочные продукты, яйца, рыба, морепродукты. Вместо них опустевшее место на столе занимают:

  • все виды каш
  • растительные масла
  • овощи
  • фрукты и сухофрукты
  • орехи

Кроме изгнания из своего меню всего скоромного, каждый постящийся должен сократить количество потребляемой пищи вдвое, полностью отказаться от стимулирующих напитков (кофе, крепкий чай, алкоголь). Впрочем, пост – это не только пищевые ограничения, но и духовный подвиг. Отказ от скоромной пищи сам по себе ничего не значит, ведь аскетизм - понятие целостное, включающее в себя и духовное воздержание. А это значит, что во время поста человек должен сознательно отказаться от праздности, дурных привычек, плотских утех и грешных мыслей. То есть, решившись поститься, будьте готовы и к сексуальному воздержанию, и к отказу от развлечений. В этот период важно настраиваться на позитив, делать добро, прощать своих обидчиков, каяться в грехах и гнать от себя дурные мысли и соблазны.

Как подготовиться к посту?

Многие полагают, что пост – дело нехитрое: выбросил из холодильника все запрещенные продукты и забыл о них до самого Рождества. Но весь фокус в том, что резкая смена рациона может сопровождаться дискомфортом в кишечнике, слабостью в теле, метеоризмом и головокружениями. Именно поэтому перед началом Рождественского поста стоит посетить гастроэнтеролога, который оценит состояние вашей пищеварительной системы и скажет способна ли она справиться с тем количеством растительной клетчатки, которая поступает в организм с цельными кашами, овощами и фруктами. Ведь при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта грубая клетчатка может спровоцировать обострение болезни. В таких случаях врач может посоветовать подкорректировать постное меню - вместо сырых овощей и фруктов употреблять тушеные, вареные или запеченные (под воздействием высоких температур растительные волокна становятся более нежными и не раздражают кишечник и слизистую желудка).

Кому противопоказан пост?

Строгий пост не рекомендуется престарелым людям, пациентам, перенесшим операцию, беременным и кормящим женщинам, а также маленьким детям. Впрочем, при желании родители могут устраивать свои малышам вегетарианские дни 2-3 раза в неделю (например, в понедельник, среду и пятницу). Во все остальные дни белок в рационе ребенка должен присутствовать.

Дополнительные меры

Переход на постное меню способствует самоочищению организма. Дело в том, что растительная пища усиливает перистальтику кишечника, способствуя тем самым выведению из органов пищеварения и крови токсических веществ. Однако специалисты считают, что для усиления эффекта каждый постящийся должен принять ряд дополнительных мер:

  • Во время поста хотя бы раз в неделю стоит посещать баню. Тепловые процедуры улучшат обмен веществ, очистят суставы, ускорят выведение из крови токсинов, очистят кожу и повысят эластичность сосудов.
  • Не стоит забывать во время постов о целебной силе свежеотжатых соков. Выпивая по 100-150 мл яблочного, морковного или яблочно-свекольного фрешей (3 раза в день за 15 минут до еды), вы активизируете работу печени, почек и желчного пузыря.
  • Почки тоже нуждаются в помощи, так как именно через них из организма выводится организма огромное количество токсичных веществ. Зная об этом, старайтесь больше пить. Это может быть чистая вода, соки, травяные отвары или чаи. Главное, чтобы в течение дня выпивалось не менее 2,5-3 литров жидкости (причем 60% должно приходиться на чистую воду).

Благодарим за консультацию врача-диетолога Ирину Баранову.