Шива порождает и разрушает. Почему у индийских богов много рук? Функции шивы

Шива – один из самых известных богов Индии. Вместе с Брахмой и Вишну он является частью индуистской Троицы – Тримурти. Брахму, Вишну и Шиву считают тремя проявлениями Единого Высшего Существа. Они являются «тремя в одном», соответствуя трём ипостасям западной Троицы: Отцу, Сыну и Святому Духу. Брахма олицетворяет аспект Бога творца, Вишну – хранителя и защитника, а Шива – разрушителя и уничтожителя.

Шива воплощает все эти аспекты для индусов, которые избирают его своим верховным божеством. Приверженцы Шивы почитают его как высшую Реальность, абсолютное Богоначало. Они видят в нём Гуру всех гуру, разрушителя мирской суеты, невежества, зла и злодеев, ненависти и болезней. Он наделяет мудростью и долголетием, воплощает самоотречение и сострадание.

Имя Шива происходит от санскритского слова, означающего «благой», «добрый» или «дружелюбный». Многообразие аспектов Шивы представлено во многих его именах. Так, индусский священный текст, называемый «Шива Пурана», приводит 1008 имён Шивы. Одно из них – Шамбху, что означает «великодушный» или «приносящий счастье». Другое имя – Шанкара означает «дарующий радость» или «благотворный». Как Махадева, он – «великий бог». Ишвара (Владыка) – имя Шивы, означающее, что Он обладает всей славой, присущей Божественному.

Пашупати – ещё одно имя, означающее «владыка скота». Как Владыка скота, Шива является пастухом, или пастырем, душ. Шиву изображают едущим верхом на белом быке, чьё имя Нанди, «радостный». Согласно индуистской традиции, Нанди был человеком, одним из приверженцев Шивы, принявшим форму быка, поскольку человеческое тело не являлось достаточно крепким, чтобы вместить его религиозный экстаз, возникающий в присутствии Шивы.

Бык Нанди изображён в большинстве храмов Шивы. Обычно он сидит, глядя на Шиву. Нанди символизирует душу человека, стремящегося к Богу. Он также представляет душу, погружённую в глубокое созерцание Шивы как абсолютной Реальности. Шива помогает нам выявить нашу абсолютную Реальность.

Гора Кайлас является троном Шивы, а также местом расположения его райской страны. Эта величественная гора – самая высокая вершина Горного Хребта Кайлас в тибетских Гималаях. Индусы почитают Кайлас как самую святую гору в мире и совершают туда паломничества.

Шива полон контрастов. Он символизирует и созерцание, и действие. Его часто изображают в виде нищего йога, погружённого в глубокую медитацию.

Легенды гласят, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче – всё это пути к Нему.

Шива известен также как Мритьюнджая – Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желания рождают действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

Как Маха Йог, или великий йог, Шива является Царём всех йогов, высшим воплощением духа аскетизма. Шива также олицетворяет собой движущуюся Вселенную. В индусском священном тексте «Курма Пурана» Шива говорит: «Я – создатель, бог, пребывающий в состоянии высшего блаженства. Я – вечно танцующий йог».

Согласно верованиям индусов, Шива исполняет множество разнообразных танцев. Один из них называется Тандава. Это – танец творения и разрушения. Шива, танцуя, приводит Вселенную в проявление, поддерживает её, а затем, тоже танцуя, выводит её из проявления в конце эпохи. Шива есть воплощение Ананды (высшего блаженства), отсюда и произошёл танец Тандава, которым Он наслаждается, используя весь Космос в качестве сцены.

Самое знаменитое изображение Шивы – это образ Натараджи, Царя Танцоров, или Господа Танца. Натараджи танцует в золотом чертоге в центре Вселенной. Этот золотой чертог олицетворяет сердце человека. Один из индусских гимнов, воспевающих танец Шивы, говорит, что «танцуя, он появляется в непорочном лотосе сердца».

Отношения между Шивой и его приверженцами носят очень личный характер. Несмотря на то, что он живёт на горе Кайлас, его излюбленное место обитания – сердца преданных.

Согласно индуистской традиции, когда боги решили позволить реке Ганг сойти с Небес, Шива принял весь удар огромного веса падающей воды на свою голову, чтобы этот гигантский поток не расколол Землю. Спутанные волосы Шивы лишили силы низвергающийся водопад. Он разделился на семь святых рек, и воды мягко сошли на землю.

Для индусов Ганг представляет освежающую реку духовной мудрости. Согласно индуистской традиции, когда боги решили позволить реке Ганг сойти с Небес, Шива, находясь в центре водоворота света – вращающейся вокруг него энергии, фактически являлся уравновешивающим фактором между небом и землёй для низвергавшейся реки, которая была рекой света, а стала земной рекой. Поэтому индусы считают воду в реке Ганг святой, волшебной, всеочищающей. Вознесённые Владыки учат, что эти семь святых рек представляют также семь лучей Святого Духа, исходящих из белого света.

Роль Шивы соответствует роли Святого Духа в западной Троице.

В древнем тексте говорится: «Осмыслите значение образа, который принял Шива, чтобы люди почитали Его. У Него в горле содержится смертельный яд, халахала, способный мгновенно уничтожить всё живое. На Его голове – священная река, Ганга, воды которой могут исцелить все болезни везде и всюду (течение Ганги символизирует нектар бессмертия). На Его лбу – огненный глаз (глаз мудрости). На Его голове – прохладная и успокоительная Луна (полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум). На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые питаются животворным воздухом (праной)». Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Шива украшает ими Своё тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишён страха и бессмертен. Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Шивы, показывают нам, что Он – Вечен.

Шива является примером великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд, который, по легенде, он выпил, чтобы этот яд не отравил всё живое на земле. А на голове Он носит благословенную Луну, которую все встречают с радостью. Человеку необходимо извлечь из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других.

На лбу Шивы – три полосы бхасмы или вибхути . Смысл этого безмолвного напоминания в том, что человеку необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчёте на результат) и майю (иллюзию), а также три васаны (тонких желания):

– мирские («лока-васаны») – желание друзей, семьи, власти, богатства, славы, почёта, уважения,

– священных писаний («шастра-васаны») – духовная гордыня, бездумное накапливание знаний, умствование,

– телесные («веха-васаны») – желание иметь прекрасное телосложение, здоровье, красивое лицо, желание продлить свою жизнь потреблением снадобий.

Уничтожив эти загрязнения, можно приблизиться к Господу Шиве с чистым сердцем.

Шиву также символически изображают в форме лингама – символа, в большинстве случаев представляющего собой вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной. Слово «лингам» произошло от санскритского корня «ли», означающего «слияние», «растворение». Это форма, в которой растворяются все прочие формы. Шива – это Бог, благословляющий все существа самым желанным даром слияния с Абсолютом.

Шива является хранителем всего, что необходимо для процветания. Он награждает богатством мудрости. Шива пребывает в каждой мысли, слове и действии, ибо энергия, сила и разум, стоящие за ними, – это всё Он. Бог, проявляющийся как время, пространство и причинность, находится в нас.

Восклицание «Шивохам» (Я – Шива) провозглашалось теми душами, которые познали истину во вспышке просветления после долгих лет очищения ума подвижничеством. «Шивохам» означает «я – божественен».

Приверженцы Шивы считают, что Имя Господа Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путём умственных рассуждений. Оно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения его гимнов.

Известный индуистский учитель XX века Шри Свами Шивананда (1887 – 1963) в своём знаменитом труде «Господь Шива и Его почитание» говорит о воздействии постоянного повторения имён Шивы и посвящённых ему гимнов:

«Постоянное повторение Шива-стотр и Имён Господа Шивы очищает ум. Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары (бессознательные впечатления). «Что человек думает, тем он и становится» – это психологический закон. В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям. Благие мысли плавят и преобразуют его характер. Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на Его образе, ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа. Впечатление от объекта размышлений человека остаётся в его уме. Это называется самскарой. Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки. Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество. Его бхава (устремление) очищается и освящается. Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу. Личностный ум растворяется в космическом сознании. Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Огонь обладает естественной способностью сжигать подверженные горению вещи; также Имя Господа Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет Имя Господне».

Источники:

1. Марк Л. Профет, Элизабет Клэр Профет. Владыки и их обители. – М: М-Аква, 2006. – 592 с.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.

Индуизм входит в тройку популярных религиозных направлений. Он основан на мифологии и обычаях арийских народов, населявших Древнюю Индию. Это направление характеризуется двумя течениями: вишнуизмом и шиваизмом. Поборники течений поклоняются и Шиве. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало. Образ божества знаком многим по изображениям, не жители Запада мало знают о его происхождении и значении в культуре Индии.

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как и Вишну, которого больше знают под другим его именем – . Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.


Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.


Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.


Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.


Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.


Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.


На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.

Шива [शिव, śiva] в переводе с санскрита означает "благой" или "милостивый". Шива - это один из Богов в индуизме. В шиваизме его почитают как верховного Бога. В других религиозных течениях Индии его почитают наравне с Брахмой и Вишну. Бог Шива входит в триаду высших божеств (Вишна-Брахма-Шива), которая обозначается ведическим понятием "тримурти". Шива олицетворяет собой мужское начало вселенной и во вселенском масштабе представляет космическое сознание. У Господа Шивы есть важная роль во вселенной: в его обязанность входит разрушение материальной вселенной в определенный момент времени.

Навигация по статье:

Описание внешнего вида Шивы

Господа Шиву обычно изображают сидящим в йогической позе лотоса и медитирующим с полуприкрытыми глазами. На заднем фоне располагаются белоснежные пики гималайских гор. Господь Шива сидит в медитации на подстилке из шкуры животного. Шива облачен в тигриную шкуру, но, не полностью укутавшись как в шубу, а лишь слегка прикрыв свои бедра и часть груди. Ни обуви, ни перчаток, ни головного убора на Шиве нет. Своим внешнем видом он напоминает отреченного мудреца-аскета. По своему сознанию Господь Шива также отречён: у него есть всё - богатство, сила, могущество, власть над всем материальным, но при всём своём могуществе Шива никогда не злоупотребляет им. Шива не склонен к наслаждению материальными благами, он наслаждается "духовной энергией".

Символы и атрибуты Шивы

Оружие Господа Шивы:

  • Парашу - боевой топор;
  • Паригха - дубинка с железными зубьями;
  • Кхатванга - дубина с черепом на вершине, Кхадга - меч;

Каждая вещь, символ или атрибут Бога Шивы - это не просто вещь, а определенное качество Господа:

    Господь Шива осыпает себя пеплом . Этот пепел не с простых костров, а с костров, где были сожжены тела умерших людей. Так он показывает нам бренность материального мира. Последователи Господа Шивы также наносят на свой лоб священный пепел (Вибхути) в три горизонтальные линии (трипундра), тем самым признавая величие Шивы и указывая на бессмертность души.

    Спутанные и уложенные в пучок волосы Шивы (прическа Джата) указывают нам на путь отречения от материальных благ. Так Шива указывает нам на главный смысл жизни - поиски духовного счастья.

    Священная река Ганга на голове Шивы. Шива позволил Божеству реки Ганга находиться у себя в волосах на голове. Так Господь Шива сдерживает вселенский поток Ганги своими волосами, чтобы она не смыла нашу Землю и давала людям чистую святую воду. Этот пример символизирует следующие качества: устранение невежества из нашей жизни, чистое знание и умиротворение.

    Растущая луна - одно из немногих украшений Шивы. Луна - это символ материальных благ, удовольствий и райских планет. За райские планеты отвечает полубог Чандра. Так уж случилось, что по проклятию Дакши (главного брахмана) Чандра должен был погибнуть. Но Господь Шива защитил Луну (Чандру), поместив образ полумесяца себе на голову.

    У Господа Шивы три глаза (два как у всех людей и один чуть выше бровей) и поэтому его называют именем Трйямбака Дева. Его левый глаз олицетворяет луну, правый - солнце, а третий - огонь. Обычно под третьим глазом подразумевают сверхъестественные возможности.

    Полуоткрытые глаза в медитации Шивы. Во вселенском масштабе положение глаз Шивы может означать следующее: когда Шива закрывает глаза, то вселенная разрушается; когда открывает глаза - начинается новый этап сотворения вселенной; -полуоткрытые глаза обозначают то, что сотворение - это циклический процесс, который повторяется бесконечно с определенным интервалом во времени.

    Змея на шее у Господа Шивы. Змея обвивает три круга на шее Шивы и каждое из колец змеи символизирует определенное время - прошлое, будущее и настоящее. Тем самым Шива показывает нам, что он не подвластен времени и смерть не в силах одолеть его.

    Семена дерева рудракши на шее Шивы (четки Акшамала : рудракша-джапа-мала). Ожерелье, собранное из семян священного дерева рудракши, говорит нам о том, что Шива поддерживает закон и порядок во вселенной и чтит Веды (священные писания).

    Правая рука Шивы на рисунках часто изображается открытой ладонью к нам. Это не приветствие, а "варда мудра ". Рука Господа Шивы в таком положении означает следующее: благословения на духовный путь, уничтожение всего невежественного в нашем сознании и передача мудрости последователям

    Божественный Трезубец под названием Тришула . Трезубец Шивы символизирует три его основные энергии: желание, действие и знание (иччха, крийя, джняна). Тришула - это один из главных атрибутов Шивы. Трезубец означает три стадии эволюции мира: создание, поддержание и разрушение. Также можно добавить к этому понятию и другие значения: три времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны материальной природы (невежество, страсть и благость) и т. п.

    Барабан Шивы под названием Дамару . Барабан небольшой по размеру, напоминает форму песочных часов. Стороны барабана олицетворяют две формы существования - мужское (лингам) и женское(йони) начало. А тонкое соединение барабана служит местом зарождения новой жизни. Считается, что все звуки древнего языка санскрита произошли именно от игры на барабане Дамару.

    Вахана Шивы - бык Нанди . Слово "вахана" с перевода буквально означает "восседать или ехать на чём-либо". У всех Богов есть свой вахана: у Шивы - это белый бык Нандини, который символизирует чистоту и исполнение дхармы (истинного закона). Нанди стоит на четырёх ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине. Господь Шива, передвигающийся на белом быке, олицетворяет защиту дхармы и справедливости.

    Тигриная шкура . Шкура тигра на Господе Шиве означает победу над Силой. Тигр - это сильное вожделение. Шива, сидящий на тигровой шкуре, показывает нам, что он свободен от вожделения. ​
    Шкура слона на Боге Шиве. Слон представляет собой сильную гордость. Шкура слона на Боге Шиве показывает нам, что Шива победил гордость.
    Олень - это беспокойный ум. Шива в оленьей шкуре означает то, что он всегда контролирует свой ум.

    Капала - чаша из черепа. В религиозном течении - это один из символов аскетической жизни.

    Капаламала - ожерелье из костей, которые обтачиваются в виде черепов (четки из костей).

    Каумуди - сосуд с сомой (нектар бессмертия). Символическое значение Камуди у Шивы - это контроль над собственным умом.

    Кхадга - меч. Символ духовной мудрости.

    Кхетака - щит. Символ защиты у шиваитов (ашта-аварана)

    Мудра - определенный знак. Обычно Господь Шива использует для своих преданных две мудры: мудра бесстрашия и мудра преподнесения даров.

    Нага - змея. У Бога Шивы вместо брахманского шнура на голове, шее, на руках, ногах и на поясе располагаются змеи. Так Шива показывает нам, что он полностью контролирует свою внутреннею энергию. Также Нага на Шиве может трактоваться как мудрость и вечность.

    Паша - петля-аркан, символ власти Шивы над дживой.

    Пустака - книга или свиток. Символизирует Веды как изначальное знание.

    Чиллум - ритуальная трубка для курения чараса (гашиша). Шива курит чиллум и медитирует, созерцая высшую истину. В тот момент, когда он выходит из своей медитации, то начинает танцевать свой разрушительный танец, которым он уничтожает всю материальную вселенную.

    Шакти - мощь, сила, энергия, супруга Шивы.

    Шанкха - раковина

Мантра Ом намах Шивая

Мантра Ом намах Шивайя - это молитва, обращенная к Господу Шиве. Ом намах Шивайя - одна из значимых мантр в религиозных течениях Индии. Данная мантра встречается в различных ведических писаниях (Пураны, Яджур-Веда, Шри Рудрам, Кришна Яджур-веда и другие). По другому её ещё называют как Панчакшара-мантра, Агхора-мантра (мантра бесстрашия) или Шадакшара-мантра . Это главная мантра всех последователей Господа Шивы. Мантра Ом намах Шивайя очень короткая и поэтому её очень легко запомнить. В этой мантре всего-лишь пять слогов (НА-МАХ-ШИ-ВА-ЙЯ / na-maḥ-śi-vā-ya), но духовные учителя утверждают, что в эту мантру вложено все мироздание.

Существует два толкования мантры "Ом намах Шивайя":

    Толкование учения Джняни . Слово намах означает обусловленную душу, слово шива - вселенский дух, слово ОМ - свобода от иллюзорной энергии Майи, окончание йа - указывает на высшее предназначение души (дживы), а именно служению Господу Богу.

    Толкование Бхакти (последователей Шивы). Слог ОМ (ॐ) означает в данном случае все сущее (материальные и духовные миры), сам Бог проявляется в слове ОМ. Слово намах (नमः) - это сокращение от «намама» (न मम) и буквально означает "не моё и не для меня". Слово шивайа (शिवाय) в этом толковании несёт прямой смысл - "для удовлетворения Господа Шивы". Таким образом, вся мантра переводится как: "Весь этот мир принадлежит не для моего удовлетворения, а для удовлетворения Господа Шивы".

Также можно рассматривать три слова мантры "Ом намах шивайя" как Тримурти (три Бога: Вишну, Брахма, Шива). В этом смысле мантра воплощает процесс творения, поддержания и разрушения материальной Вселенной, в которой Шива выступает как Рудра (разрушитель).

В трех словах мантры можно увидеть связь Господа Шивы с Шакти (супруга Шивы) и Дживой (индивидуальной душой). Читая мантру "Ом намах шивайя", мы осознаём о своем единстве с Богом.

Намах Шивайя в пяти материальных элементах:

    НА - земля;

    МАХ - вода;

    ШИ - огонь;

    ВА - воздух;

    ЙЯ - эфир.

Мантру разрешено повторять даже без посвящения, в любое время суток. Даже если у вас нет духовного учителя, который дал вам инициацию (посвящение в ученики своей духовной школы), вы можете читать мантру "ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ". Мантру можно использовать для медитации, даже если человек исповедует другую религию. Мантру разрешается повторять в полный голос, шепотом и даже мысленно.

Правила чтения мантры

Виды практикования с мантрой "ОМ Намах Шивайя":

    Произношение про себя;

    Внимательное слушание (аудио-запись);

    Произношение шепотом;

Как говорилось выше, мантру "Ом намах Шивайя" позволено повторять без каких-либо ограничений, не придерживаясь строгих правил религиозных традиций. Но, если человек хочет максимально получить поток милости от Господа Шивы, то ему следует придерживаться определенных правил.

    Повторять мантру на чётках . Последователи Шивы повторяют мантру, перебирая бусинки чёток. Чётки собирают из семян дерева Рудракши (в некоторых писаниях говорится, что дерево Рудракши выросло из упавших слёз Господа Шивы). Обычно чётки состоят из 108 бусинок, в данном случае из семян рудракши. Такие чётки называют - Джапа-мала. Чётки помогают вычитывать точное количество мантр, что очень важно в духовной практике.

    На чётках нужно повторить мантру 108 раз (по количеству бусинок). Необходимо читать круг мантры на четках целиком, не прерываясь и не отвлекаясь по пустякам. То есть повторить 108 раз Намах Шивайя - по одному разу на каждую бусинку чёток.

    Общее количество кругов мантры неограничено. Обычно при инициации даётся обет духовному учителю на повторение определенного числа кругов мантры на чётках. Но для начала не нужно стремиться повторить большое количество кругов, хватит одного-двух.

    Главное при повторении мантры - это не делать больших пауз. Нужно читать с таким ритмом, в котором бы у вас не осталось места для размышлений и потока бесполезных мыслей.

    При повторении мантры не следует сильно встряхивать чётки, с силой давить на бусинки. К чёткам нужно относиться уважительно. Желательно заиметь для чёток специальный мешочек и хранить их там. Свои чётки необходимо держать в чистоте, не хвалиться ими, не показывать всем подряд.

    Бусинки при чтении мантры аккуратно и бережно перебираются между средним и большим пальцами правой руки. Руки должны быть чистыми.

    Повторяя мантру вы должны сконцентрировать все свое внимание на произносимом

Человек, которой в правильном умонастроении (настроении служения) постоянно повторяет мантру, получает контроль над своими чувствами. В первую очередь с помощью мантры человек очищает свое сознание от невежества. Когда сознание полностью очистится, то человеку уже не захочется больше грешить. При длительной духовной практике (повторении мантры) возможны проявление "сидхи" - мистических способностей. Значимой функцией мантры являются её защитные свойства. Правильно произнесенная мантра может защитить человека от различных опасностей.

Постоянное повторение Шивы-мантры даёт следующие результаты:

    Исполнение желаний;

    Внешнее и внутреннее спокойствие;

    Очищается сознание и успокаиваются мысли;

    Открытие «третьего глаза» - мистических способностей (ясновидение, телепатия и т.п);

    Покровительство и защита Господом Шивой;

    После очищения сознания спадает покров майи, и вы видите вещи такими, какими они по своей сути и являются.

Мантра "ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ" существует во Вселенной со времен её сотворения. Данную мантру практикуют многие тысячелетия йоги, достигая тем самым совершенства в своей духовной жизни. Вы также можете встать на путь духовного просвещения и регулярно практиковать мантру в правильном умонастроении, и результаты не заставят себя долго ждать.

Имена Бога Шивы

Существуют 108 имён Господа Шивы. Здесь перечислены некоторые из имён Шивы и их значения.

    Благостный, приносящий удачу и радость;

    Кайлаш Васин - обитающий на вершине горы Кайлас;

    Гириша - властелин гор;

    Бхайрава - страшный, разрушитель (воплощение Шивы для разрушения материальной вселенной);

    Тьягараджа - самый главный аскет;

    Шанкара - несущий благодать;

    Вамадева - красивый Бог;

    Пашупати - властелин "низших существ";

    Стхану - сильный, непреклонный;

    Гангадхара - удерживающий Гангу;

    Гангаприйа - любимый Гангой (Божество Ганги);

    Натараджа - Искусный танцор;

    Дурвасас - без одежды или неопрятно одетый;

    Хара - уничтожитель;

    Капалималин - держащий на себе связку из черепов;

    Шарва - великий лучник;

    Лингараджа - повелитель Лингама;

    Махадэва - прославленный Господь;

    Амарнатх - бессмертный, победивший смерть;

    Махешвара - господствующий, самый главный;

    Мритйунджа - бессмертный или победивший смерть;

    Бхутапати или Бхутешвар - защитник нечестивых, невежественных существ;

    Ишана - повелитель;

    Вишванатх - повелитель Вселенной;

    Рамешвара - преданный Господа Рамы;

    Бхоленатх - простой. Защитник последователей, обладающих качеством простоты;

    Тришулдхара - обладающий божественным трезубцем;

    Трайамбака - трёх-глазый;

    Вирабхадра - мужественный, Шива в ярости;

    Трипурантака, Трипурари - уничтожитель трёх поселений;

    Нилагрива или Нилакантха - синее горло (Шива ради спасения материальной вселенной проглотил яд и тем самым спас мир. Этот яд окрасил шею Шивы в синий цвет);

    Бахурупа - многоликий;

    Капардин - имеющий причёску Капарду (символ аскета);

    Шриканта - великолепный, красивый.

Происхождение имени Шива

Имя Шива было всегда, с момента творения материальной вселенной и до неё. Шива - Бог, поэтому и его Имя существовало всегда. Последователи Шивы любят называть его Махадевом, что означает - Великий Бог, Главный Бог. В других же религиозных течениях считают главным богом Вишну, который поддерживает все миры (материальные и духовные). Но и к Господу Шиве последователи Вишну относятся с достаточным уважением и почтением. У Шивы много имен, некоторые из которых были описаны выше. Имена Шиве давали последователи и мудрецы за его определённые поступки, качества характера и обязанности. В письменных источниках имя Шивы было упомянуто в Яджурведе в разделе Рудра-сукта (гимны Господу Шиве в разрушительном образе Рудры).

Праздники и ритуалы, посвящённые Господу Шиве

Главным праздником среди преданных Господа Шивы считается Махашиваратри. Махашиваратри – это грандиозный праздник-фестиваль, на котором собираются сотни тысяч последователей Господа Шивы. На данном празднике можно встретить много йогов и аскетов. Всё торжество праздника Махашиваратри проводят ночью, после заката солнца. День праздника выбирается по специальному календарю, непосредственно перед новолунием месяца "Пхалгуна"(в четырнадцатую ночь месяца Маргх - между февралем и мартом). Этот праздник устраивают именно в определённую ночь, так как когда-то раньше произошли значимые события, связанные с самим Господом Шивой.

1. Махашиваратри

Преданные слуги Господа Шивы считают, что в эту ночь Шива совершил Тандава - танец первичного творения, сохранения и разрушения.

Есть и другие версии празднования Махашиваратри: согласно одному ведическому писанию, в эту ночь Бог Шива явил свою великолепную и непостижимую природу в виде Джйотир-лингама - бесконечного столпа сияющего света.

Также есть поверье, что в эти лунные сутки состоялась свадьба Шивы и Парвати. Преданные Шивы говорят, что свадьба Бога Шивы и Богини Парвати - ни что иное как начало творения. Это соединение двух начал: Пуруша-Пракрити или Шива-Шакти. Такое соединение по мнению мудрецов даёт начало существования всей Вселенной.

Что дает Махашиваратри?

В некоторых ведических писаниях (Линга-пурана, Сканда-пурана, Шива-пурана) сказано, что Господь Шива дал обещание помочь тем людям, которые посвящает эту ночь духовной практике. То есть Бог Шива поможет преодолеть препятствия на духовном пути, даст покой и умиротворение. Также есть утверждение, что тот, кто с любовью и преданностью служит Господу Шиве в день МахаШиваРатри, тот по милости Бога получит освобождение от материальных страданий - мокшу. МОКША - выход за круг самсары (бесконечные рождения, болезни, старость и смерть - и так жизнь за жизнью.)

Ведические пураны утверждают, что поклонение Шиве в ночь Шиваратри даёт человеку счастье и благополучие. Данный день очень плодотворный для духовной практики, потому что любые усилия в духовной практике (садхана) в этот день дают стократные положительные результаты.

Что делать на Махашиваратри?

На Махашиваратри преданные последователи Шивы постятся весь день и ночь. Преданные постятся в меру своих возможностей: кто-то ничего не пьет и не ест, кто-то только пьет воду, кто-то ест только фрукты, а кто-то сочетает фрукты с молоком. В этот день преданные Шиве проводят много времени за чтением мантры, чтением священных писаний и поклонением Богу Шиве. Во многих храмах господа Шивы в этот день устраивают пышные служения Божеству (пуджа).

Гора Аруначала – это не простая гора, а само воплощение Бога Шивы, гора блаженства или самопроявленный Шивалингам. Ученые говорят, что Аруначала даже старше, чем горы Гималаи. Гора Аруначала считается святым местом последователей Господа Шивы и находится в штате Тамил Наду, городе Тируванамалайи.

Мудрецы говорят, что на вершине горы Аруначалы можно получить истинное знание, которое может дать "освобождение". По ведическим писаниям Господь Шива обратился в первый Шива-Лингам в виде колонны огня. Бог Шива таким образом хотел показать своё превосходство перед другими Богами, но не из-за своей гордости, а только ради примирения Господа Брахмы и Вишну. Эта колонна огня сияла настолько сильно, что на неё не под силу было смотреть. И тогда Бог Шива обратился в гору Аруначала. Шива принял форму горы ради своих последователей, которые могли бы пойти на гору Аруначала и там достичь просветления и освобождения.

К горе Аруначалы очень часто прибывают паломники для поклонения Господу Шиве. Обычно паломники обходят священную гору босиком, читая при этом мантры Шиве и падая в поклонах. Такое служение как обход вокруг горы называется Гирипрадакшина. Этот путь не такой уж и легкий, так как он пролегает на пятнадцать километров. В праздничные дни на вершине горы Аруначалы разжигают костер как знак освобождения от невежества. Гора знаменита ещё тем, что великий йог Шри Рамана Махарши некоторое время медитировал на ней.

Ритуалы Господу Шиве

Панчабрахма-мантра

Панчабрахма-мантра - это мантра пяти ликов Шивы (Садьйоджата, Вамадева, Татпуруша, Агхора и Ишана). Согласно сказаниям последователей Господа Шивы, Шива в начале творения материальной вселенной явился в образе пятиликого Божества Панчабрахмы. Он стал создавать миры подобно Господу Брахме, тем самым показав нам, что в умении творения он не уступает Брахме.

Панчабрахма-мантры используются в пудже (поклонение Божествам). При помощи чтения Панчабрахма-мантр готовят вибхути. Вибхути - это священный пепел для нанесения на тело символов Шивы: три горизонтальные полоски на лоб.

Цифра Пять - это священное число Шивы. Панчабрахма-мантры прославляют Шиву в его пяти ликах:

    Творение - Садьоджата;

    Поддержание - Вамадева;

    Разрушение - Агхора;

    Скрытая милость - Татпуруша;

    Проявленная милость - Ишана.

Рудра-сукта

Рудра-сукта - ведийский гимн, посвящённый Рудре (разрушительной или гневной формы Шивы). Другие названия: Шри Рудрам, Шри Рудрапрашна, Намакам, Чамакам. Данный гимн является одним из важнейших ритуальных гимнов последователей Господа Шивы. В ритуале последователей Господа Шивы гимн Рудра-сукта читается обычно во время Линга-абхишеки, как в составе Панча-сукт, так и отдельно.

Шивалингам (Лингам)

Шивалингам почитается как Божественная энергия, дающая начало всему сущему. В Шивалингаме сочетаются две энергии: лингам (символ Шивы, мужская энергия) и йони (символ Шакти, женская энергия).

Шивалингам изготавливают из камня, металла, дерева или органических веществ. Лингам представляет из себя вертикальный цилиндр с закруглением на вершине, прикрепленный к круглому или квадратному основанию. Мудрецы говорят, что Шивалингам символизирует соединение мужского и женского начал (Шива и Шакти), из которых исходит вся материальная жизнь.

Шивалингам как символ фалоса

Многие современные ученые имеют мнение, что Шивалингам обозначает мужской половой орган. Но это не совсем так. Шивалингам - это образ для почитания энергии, дающей жизнь всему мирозданию. Следуя шиваитским Пуранам, Шивалингам является источником существования всей материальной Вселенной.

Ритуал Шивалинга-пуджа

Линга-абхишека - ритуал служения Шивалингаму (пуджа), превозносящая славу Господу Шиве. Во время пуджи Лингам омывают водой или молоком, преподносят огонь (зажигают масло гхи), цветы, благовония и фрукты. Во время пуджи браманы читают ведические мантры. Непосредственно перед началом пуджи обычно читают Махамритьюмджая или Панчакшара мантры.

Семья Господа Шивы

Шива - проявление мужского начала, Шакти - женского. Считается, что для существования материальной вселенной нужны две энергии: мужская и женская. Шива - это сверхпространство, постоянство, бесконечность. Шакти - это энергия силы, которая дает возможность Шиве проявиться как форме. Шакти - это преобразование, преображение, модификация. Энергия Шакти - это постоянное изменение, в ней нет постоянства как у Шивы. Шакти задействована в активных действиях, а Шива наоборот там, где есть постоянство и стабильность.

Шива и Шакти по другому называют как Пуруша и Пракрити. Пуруша (Шива) - это неизменное, безграничное сознание. Пуруша не склонен к материальным желаниям, он лишь наблюдает за Пракрити, позволяя ей творить. Пракрити (Шакти) - это энергия, побуждение, желания, изменчивая природа, материнское начало. Пракрити можно назвать "материнской энергией", которая заботится о нас, предоставляя условия для жизни в материальном мире. Пракрити как заботливая мама дает всем живым существам пищу, приемлемые условия для жизни, хорошую погоду, защиту и прочие блага. Пуруша же как отец дает нам стабильность, возможность обретения истинного знания, духовное развитие.

Шакти - это вторая половина Шивы. Изображения Шива и Шакти выглядят следующим образом: левая половина -это Шакти (женский вид), а правая - Шива (мужской вид).

В йоге нечто похожим на Шива-Шакти выступают энергетические каналы ида (женская энергия) и пингала (мужская энергия).

Шакти и Шива - это симбиоз энергий, который дает начало всей материальной вселенной. В каждом живом существе присутствуют эти энергии.

Из энергии Шакти состоит вся материальная Вселенная. На тонком энергетическом уровне энергия Шакти с помощью вибраций образует материю. В более глубоком духовном понимании Шакти можно дать ещё одно обозначение - Майя. Майя - это энергия, которая напускает иллюзию на живые существа. Майя скрывает Бога от неразумных живых существ. Но это индивидуальный выбор самих живых существ: тот, кто не хочет постигать истинное духовное знание (Шива, Пуруша), тот прибывает в Майе (Шакти, Пракрити).

Парвати - это благоверная спутница Господа Шивы. Считается, что Парвати - это шакти (женская энергия) Бога Шивы. Парвати в переводе с санскрита означает "Горная", так как она является дочерью Химавата, царство которого находилось в горах Гималаев. Другие имена Парвати, связанные с горами: Гирираджапутри (дочь царя гор) и Шайладжа (дочь гор).

Из ведических писаний можно узнать что первой супругой Господа Шивы была Сати. Отец Сати был великим Праджапати по имени Дакша. Праджапати - это Бог-отец, потомками которого является все человечество. Праджапати Дакши, как великий брахман, поклонялся своему отцу Господу Браме, создателю материальной вселенной. Когда он узнал, что его любимая дочь Сати полюбила господа Шиву, то Дакшу это сильно опечалило. Дакша не понимал Господа Шиву и его величия. Дакша думал, что Шива, по положению среди Богов находится ниже его по статусу. Так на Дакшу действовала иллюзорная энергия Майя. Дакша рассуждал: "Шива осыпает себя пеплом с погребальных костров, общается с низшими существами, неприлично одет, он явно ниже меня по статусу. Как я могу отдать ему в жены мою любимую дочь Сати?" Какими только способами Дакша не уговаривал свою дочь Сати забыть о Шиве, но у неё ничего не получалось - она постоянно думала о Шиве. Это объясняется тем, что Сати была личной энергией Господа Шивы - Шакти воплотилась в теле человека, дочерью Сати Праджапати Дакши.

Свадьба Шивы и Сати состоялось, хоть Дакша был против. Сати и Шива ушли жить на гору Кайлас, за что Дакша сильно обиделся на свою дочь Сати. Вскоре Дакша задумал провести огромную Сет Кунда Ягью, на которую пригласил много браманов и мудрецов. Дакша пригласил всех кроме Сати и Шивы. Но Сати очень хотела пойти на эту ягью. Она посоветовалась со своим супругом Шивой по этому поводу. Шива дал ей совет не ходить к отцу на ягью, так как он понимал, что ничего хорошего из этого не выйдет. Но Сати не приняла его совета и пошла без приглашения на ягью, чтобы увидиться со своими близкими. Придя на ягью, её ждало большое разочарование, так как отец, мать и все её близкие не обратили на неё ни малейшего внимания. Так велел Дакша - игнорировать свою дочь Сати. Сати посчитала это сильным оскорблением её и Господа Шивы и прилюдно сожгла себя с помощью йогической энергии. Узнав об этом происшествии, Шива сильно разгневался, собрал всех своих подчиненных и отправился на ягью к Дакши. Там он дал волю своему гневу сполна, приняв свой яростный образ Вира Бхадра. Он отрубил голову Дакши и жестоко наказал остальных брахманов за неподобающее поведение.

Шива очень сильно страдал от потери Сати, на какое-то время он лишился разума, ведь Сати - это его личная энергия Шакти. Шива даже чуть не разрушил материальную Вселенную, начав исполнять свой разрушительный танец. Полубоги взмолились господу Вишну, так как почувствовали скорый конец света. Вишну, услышав мольбу полубогов, разделил тело Сати на пятьдесят частей и разбросал их по Земле, для того чтобы Шива пришел в себя. Когда Шива не обнаружил тяжести тела Сати в своих руках, он прекратил свой разрушительный танец. После этого Шива долго скитался по Земле отшельником, страдая от потери Сати. По прошествии определенного времени Сати переродилась (реинкарнация) в Уму, больше известную под именем Парвати, дочь царя гор Химавата. В это время Шива предался аскезе - он сидел долгие годы в медитации.

Парвати(Ума) добивается расположения Господа Шивы

Мудрецы говорят, что Парвати - это Шакти Шивы. Она родилась в материальном мире для того, чтобы привлечь внимание Шивы и стать его супругой. В то время злобный демон Тарака, который был наделен неуязвимостью, очень сильно вредил полубогам на райских планетах. По преданию этого демона мог одолеть только потомок Шивы. Но Господь Шивы сидел в глубокой медитации, и ни один полубог не мог его вывести из транса. Зная о перерождении Сати, любимой супруги Шивы - Парвати, полубоги пошли на хитрый ход. Они посоветовали Парвати идти в пещеру, где в глубокой медитации прибывает Господь Шива и попытаться своим танцем "разбудить" Шиву. В помощь Парвати они послали Бога Камадеву, который отвечает за красоту, сексуальное желание и любовь. Парвати прибралась в пещере, а Камадев украсил пещеру благоухающими цветами. Теперь можно было будить Господа Шиву, и Камадев выпустил в него свою стелу Любви. Шива пришел в сознание, но сильно разгневался на Камадева, открыл свой третий глаз и испепелил его. Увидев же Парвати, сердце Шивы смягчилось и гнев ушел.

В последствии Шива и Парвати сыграют свадьбу и родят сына, который убьет демона Тараку. На этот раз родители Парвати (Химават и Менака) были более благосклонны к Господу Шиве, чем родители Сати (Дакша и Прасути). Родители Парвати, узнав от мудрецов предназначение своей дочери - служить Господу Шиве, с почтением приняли данное и не препятствовали своей дочери в служении Шиве. Для Химавата и Менаки было большой честью отдать свою дочь Парвати за великого Бога Шиву. Их свадьба была организована за день до Амавасьи (праздник почитания предков) в месяце Пхалгун. Именно в этот день союза Шивы и Парвати последователи Господа Шивы каждый год проводят фестиваль "Великая ночь Шивы", Махашиваратри.

Кали - это тёмная и агрессивная форма Парвати, символ разрушения. Кали как яростная Шакти принадлежит Господу Шиве. Её зовут никак иначе как Богиня-мать. Богиня Кали уничтожает невежество в нашем сознании, поддерживает порядок во вселенной, даёт благословение тем людям, которые стремится постичь Бога. Следуя ведическим писаниям, Богиню Кали ещё называют как Дурга.

Обычно Богиню Кали изображают как четырехрукую женщину с длинными волосами и темно-синем цветом кожи. Богиня может быть как не одетой, так и одетой в шкуру пантеры. В верхней левой руке у Богине Кали находится меч, в нижней - голова убитого демона, правая верхняя рука показывает специальную защитную мудру, нижняя правая - дает благословение. На шее у Богини ожерелье из черепов, а на талии - пояс из отрубленных конечностей демонов. У Кали открыты все её три глаза, волосы взъерошены и большой красный язык высунут наружу. Богиня Кали стоит на трупе убитого ею демона.

Значение атрибутов Богини Кали:

    Меч с кровью на лезвие - означает разрушение сомнений и двойственности.

    Голова демона - отсечение ложного эгоизма. То есть разрушение ложной концепции "Я есть это тело".

    Защитный мудра - прогонят страх и рассеивает невежество.

    Открытая ладонь - благословение на исполнение всех желаний.

    Четыре руки Богини Кали символизируют четыре стороны света и четыре основные чакры.

    Три глаза Кали повелевают тремя силами: сотворением, поддержанием и разрушением. Еще глаза Богини соотносят к трём временам: прошлому, настоящему и будущему.

    Пояс из человеческих рук - это признак действия закона кармы.

    Тёмно-синий цвет кожи Кали - это цвет бесконечности и чистого разума.

    Гирлянда из черепов означает череду человеческих перевоплощений. Пятьдесят черепов - такое количество букв в санскритском алфавите. Гирлянда из черепков означает такие качества как мудрость и сила.

    Взъерошенные волосы Кали формируют мистический образ смерти, который окутывает всю жизнь.

    Труп, на котором стоит Кали, показывает нам бренность материального мира.

    Кроваво-красный язык Богини обозначает гуну страсти (раджас).

Богиня Кали на вселенском уровне представляет вечную жизнь. То, что является бессмертным, имеет истинную ценность. Жизнь в материальном физическом теле рано или поздно закончится. Чтобы понять Кали, нужно принести в жертву свои материальные желания, идущие от ложного эгоизма. Следуя из этого, грешному человеку Богиня Кали кажется страшной и смертоносной.

Богиня Кали, попирающая ногой Шиву

Есть такое изображение с Господом Шивой , на котором Богиня Кали одной ногой наступила на грудь Шивы. Последователи Господа Шивы истолковывают данный образ как преобладание духовного мира над миром физическим. Из ведических сказаний можно узнать, что Богов сильно притесняли демоны и они попросили защиту у Господа Шивы. По некоторым причинам Шива не смог одолеть всех демонов, и ему на помощь пришла его благоверная супруга в ужасающей для демонов форме Богини Кали. За короткий промежуток времени Богиня Кали убила всех демонов и пустилась в пляс. Танец, который она начала исполнять, был похож на разрушительный танец Шивы в момент уничтожения материальной вселенной. И полубоги вновь взмолились Господу Шиве, чтобы он остановил свою супругу Кали и спас вселенную от разрушения. Шива внял мольбам полубогов и пошел успокаивать свою Богиню. Но так случилось, что в приступе ярости и страсти, Богиня Кали не сразу заметила своего благоверного Господина и случайно сбила его в своем танце, при этом наступив ногой на его грудь. Почуяв под своей ногой тело своего любимого мужа, Кали прекратила свой разрушительный танец и успокоилась. Богиня склонилась перед Шивой в поклоне и приняла облик смиренной жены Парвати.

Последователей Богини Кали больше всего в Бенгалии, там же расположен большой храм под названием Калигхата. Второй по значимости храм Кали расположен в Дакшинешваре.

Тримурти, Последователи Шивы, храмы Шивы

Шива Натараджа – это танцующий господь Шива. Натараджа в переводе с санскрита означает король танцоров. У Натараджи есть два варианта исполнения танца. Первый вариант - танец сотворения. Такой танец называют Ананда Тандава. Второй вариант - танец разрушения.который носит название Рудра Тандава.

Когда Шива танцует Ананда Тандава, то происходит творение материальной вселенной. При танце Рудра Тандава происходит разрушение вселенной.

Можно смело утверждать, что в Индии танцу придается важный смысл. Танец приравнивают к медитации. Правильно исполненный танец - это раскрытие божественного сознания и понятия единства взаимоотношений Бога и других живых существ.

Господь Шива исполняет свой танец в окружении пламени, которое образует круг. Смысл этого круга в том, что он является кругом Самсары. Круг самсары - это бесконечная череда рождений, страданий, болезней и смертей в материальном мире. То есть душа вынуждена идти по замкнутому кругу самсары, постоянно перемещаясь из одного тела в другое и испытывать тройственные страдания (рождение, болезнь, смерть).

В танце Господь Шива правой верхней рукой держит свой барабан Дамару, который символизирует звук творения материальной вселенной. В ладони верхней левой руки у Господа Шивы горит пламя, которое означает разрушение и уничтожение всего материального. Нижняя правая рука показывает нам Абхая мудру или жест отсутствия страха. Данной мудрой Господь Шива дает защиту людям, соблюдающим Дхарму. Нижняя левая рука показывает нам на поднятую стопу ноги Шивы, что означает благополучие и освобождение от страданий.

Шива исполняет свой танец на спине демона Апасмара. Так господь Шива убивает ложный эгоизм и гуну невежества. Правую руку Танцующего Шивы обвивает змея. Змея в данном случае - это символ бесконечного времени и бренность материального бытия. Спокойное выражение лица Господа Шивы показывает нам такие качества характера как отрешенность и аскетизм. Череп, закрепленный на волосах Танцующего Шивы обозначает бесстрашие, рассеивание иллюзии отождествления души с телом.

Тримурти: Шива, Брахма и Вишну - Божественная триада

Тримурти - это три главных Божества в религии Индии (Брахма-Вишну-Шива). У каждого из трех Богов есть свои обязанности: Брахма - создает материальную вселенную, Вишну – поддерживает вселенную с её многочисленными планетами, а Шива в определенный срок разрушает всю вселенную. И так происходит по кругу: создание, поддержание, разрушение и вновь создание, поддержание и разрушение...

У каждого из трех Богов есть свои последователи. Особенно много храмов построено в честь Шивы и Вишну. Храмов Брахмы не так много, так как Господь Шива проклял Браму на отсутствие последователей . Но все брахманы (священнослужители) - имеют прямое отношение к Богу-Творцу Брахме, который дал людям ведическое знание (шастры).

Брахма родился в лотосе, произрастающим прямо из пупа Вишну. Поэтому за ним закрепилось такое имя как Набхиджа - рождённый из пупка. Согласно Пуранам Брахма - это высшее живое существо в материальной вселенной. То есть у Брахмы самый высокий статус в материальной вселенной. Он обитает на Брахмалоке - высшей планете во вселенной, . которая очень близка к духовному миру. При разрушении материальной вселенной, Брахма и все обитатели Брахмалоки переходят в Духовный мир. Разрушение материальной вселенной происходит, когда Господь Брахма ложится спать. При пробуждении Брахма заново создает новую вселенную.

Продолжительность жизни Брахмы по земным меркам составляет 311.040.000.000.000 лет. По нашему течению времени Брахма живет очень долго. Для самого же Брахмы - это 100 лет жизни. То есть на разных уровнях планетных систем время идет по разному. И если бы мы очутились хотя бы на 10 минут на Брахмалоке и затем вернулись обратно на нашу Землю, то мы бы сильно удивились: ведь здесь уже прошло несколько эпох, и десятки тысяч поколений сменили друг друга.

Брахма имеет четыре головы и четыре руки. Каждая из голов Брахмы может постоянно читать одну из четырёх Вед. Также четыре головы можно ассоциировать с четырьмя сторонами света. Брахму обычно изображают с белой бородой, что означает его вечную природу бытия. Брахма не держит в своих руках никакого оружия. В своих руках он держит четки, скипетр, Веды и лотос.

Именно в христианстве поклоняются Богу как Создателю и Творцу нашего мира. На роль создателя и творца очень подходит Господь Брахма. В Христианской религии обычно изображают Бога как мудрого старца с белой бородой - это очень похоже на Брахму.

У Господа Брахмы есть верная и благочестивая ему супруга - Богиня Сарасвати (богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия).

Вишну - могущественный Бог, который всегда находится в Духовном мире. У Вишну четыре руки, в которых он держит: булаву, диск Сударшана чакра, лотос и раковину. У Господа Вишну очень много имен: Нарайна, Кешава, Говинда, Хари, Мадхусудана, Мурари, Пурушоттама, Кришна и многие другие имена, которые имеют свое значение. Воплощений Вишну нет конца, как и его имен.

Господь Вишну с момента создания Вселенной и до её разрушения пребывает в духовном мире (Вайкунтха). Именно по воле Бога Вишну происходит создание, сохранение и разрушение материальных вселенных. Вишну в образе времени контролирует рождение и смерть всех живых существ. Закон кармы (причина и следствие) - это один из значимых законов Вишну. Господь Вишну отвечает за поддержание дхармы и уничтожение зла. Обычно Вишну приходит в материальный мир в образе различных своих аватар для уничтожения могущественных демонов. В пуранах описываются десять основных аватар Вишну, которые появлялись на Земле и выпоняли тут определенную миссию. Миссия аватар Вишну в омновном сводится к тому, чтобы наказать злодеев и дать людям ведическое знание. Господь Вишну любит всех живых существ, но в особенности он любит коров и браманов.

Господу Шиву посвящена данная статья, так что его описание и качества можно прочитать выше.

Шиваизм: последователи Господа Шивы

Последователей Господа Шивы называют шиваитами или шайвами. Практически все шиваиты поклоняются Шиве как Верховной Личности Бога. Насчитывается более двухсот миллионов последователей Бога Шивы.

Суть шиваизма во многих течениях - это обрести мокшу, освобождение от "колеса страданий" Сансары. Также в процессе служения Шиве можно обрести сидхи (мистические способности), материальные блага (богатство и благополучие), исцеление от болезней и многие другие материальные ценности. Не стоит забывать и о потребностях души: совершенная Истина, Знание и Блаженство. Господь Шива дает своим любимым преданным самое важное и ценное - совершенное знание и духовное блаженство, которое освобождает от иллюзии и страданий. Духовное блаженство в тысячи раз превосходит любое материальное наслаждение.

Существует несколько течений Шиваизма:

    Кашмирский шиваизм . Делает упор на единства души (дживы) с Шивой. В этой школе практикуется путь кундалини-сиддха йоги для обретения понимания природы своей Души и её взаимосвязи с Богом. Почитается медитация и преданное служение своему духовному учителю (гуру).

    Шайва-сидханта . В этом течении много красивых ритуалов, храмов, праздников, различных браманов и духовных учителей. Данная школа процветает в южной Индии и на Шри-Ланке.

    Вира-шиваизм . В этой школе шиваиты носят Лингу в медальоне на шее. В течении вира-шиваизма применяется паньча-ачара (пять заповедей) и ашта-аварана (восемь щитов) для защиты тела как обиталища Господа. У них приветствуется равенство всех членов общины (независимо от касты, образования, пола и т.д.).

    Пашупата-шиваизм . Это течение практикует аскетический путь, где больше всего ценится садхана (поклонение, служение) для привлечения милости Господа Шивы. Адепты данного течения зачастую принимают строгие обеты. Служение проходит через пуджу, покаяния, джапу (Намах Шивайя), осыпания своего тела священным пеплом.

    Сиддха-сидханта шиваизм Последователи практикуют кундалини-хатха йогу. В основном адепты данного течения удаляются от общества для уединенной медитации (чтобы меньше отвлекаться на пустяки материальной жизни).

    Шива-адвайта . Это философия Шрикантхи (Брахма-сутра-бхашье). Очищение, преданность и медитация на Господа Шиву - основные обязанности последователя данной школы.

Храмы Шивы

Город Банаваси и храм Шивы

В священном городе Банаваси располагаются множество красивых храмов. Именно в этом городе многие люди почитают Господа Шиву как верховного Бога.

Великолепный храм Мадхукишвара, расположенный в Банаваси, интересен тем, что он был построен в девятом веке и считается самым старшим храмом в окрестности города. Вокруг храма Мадхукешвара расположены несколько небольших храмов с красивыми декорациями и скульптурами.

Храм Сомнатх

Сомнатх - небольшой город на побережье Аравийского моря. Город получил свое название от названия Храма - главной достопримечательности и святыни этого места. Город состоит всего лишь из нескольких улиц и автобусной станции. Этого вполне достаточно для принятия паломников в Соманатхе. Храм Сомнатха является одним из двенадцати джйотир лингамов. У шиваитов он хорошо почитается и к нему часто едут издалека. Храм Сомнатх за свою длинную историю существования был много раз разрушен и вновь восстановлен (около восемнадцати раз).

А из этой статьи вы можете узнать об расположении остальных джьотирлингамов (всего их двенадцать).

На самом храме изображено множество людей: гандхарвов (небеснвые музыканты), абсар (небесные жрицы любви) и различных полу-богов. Все детали статуй сделаны очень чётко и красиво. В святилище храма основным божеством является Шива, который воплощён в мраморе.

Храм Махадевы в Гоа

Храм построен из базальта. Благодаря удаленности и отсутствию хорошей дороги к храму он уцелел от нашествия мусульманских и христианских воителей. Или же сам Всевышний хотел, чтобы этот храм остался невредим?

В святилище храма установлен лингам Шивы. В главном зале установлена небольшая статуя быка Нанди (ваханы Шивы). Потолок храма украшен красивыми изображениями цветов лотоса, а стены - рельефными изображениями Шивы, Вишну и Брахмы со своими супругами. Каждый год в храме пышно отмечается праздник Махашиваратри.

Храм Пашупатинатх

Пашупатинатх расположился на восточной окраине Катманду. Это самый старейший и известный храм Шивы в Непале. Он посвящен Господу Шиве в ипостаси Пашупати – царя животных.

По некоторым сведениям Господь Шива гулял в облике антилопы по лесам окраины Катманду. Но полубоги сильно обеспокоились отсутствием Господа Шивы и стали его искать, чтобы Он вернулся к выполнению своих божественных обязанностей. Полубоги нашли Шиву в облике Антилопы. Они стали ловить антилопу (Шиву) и случайно отломали один рог. После этого Господь Шива вновь обрел свой божественный облик. Через некоторое время один из пастухов нашел утерянный богом рог, и по прошествии некоторого времени на месте находки был возведен храм в честь Господа Шивы.


Также есть и другие храмы, посвященные Господу Шиве. Наиболее известные храмы:

    Пханом Рунг

    Раджарани

    Храм Аннамалаияра

    Капалешвара

    Каши Вишванатх мандир

    Кедарнатх-мандир

    Пещеры Элефанта

    Малликарджуна

    Махакалешвар-джьотирлингам

    Омкарешвар

    Бхимашанкар

    Каши Вишванатх

    Тримбакешвар

    Вайдьянатх

    Нагешвара

    Рамалингешвара

    - (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии

    Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия

    В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь

    - (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов

    єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво

    Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь

    - (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза

    шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

    Книги

    • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга - не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…
    • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…

    Индуизм - достаточно распространенная по всему миру религия, в ее основе, согласно мифологии, лежат традиции арийских народов Древней Индии. В начале первой половины первого тысячелетия нашей эры, в индуизме выделились два течения - вишнуизм и шиваизм, названные так по имени божеств, которым поклонялись адепты этих религий - бога Вишну и Шивы.

    Эти два божества входят в тройку самых почитаемых богов Индии - Брахма, Вишну и Шива . Считается, что они одинаковы по своей силе, но направление их деятельности разное. Брахма имеет созидательную направленность, т.е. создатель мира, считается хранителем мира, а Шива призван разрушить старый мир, чтобы наступило его обновление.

    Разрушающий человеческие иллюзии в жизни, Шива предстаёт не только гневным, но и всепрощающим, милостивым, дающим надежду и покровительство. Он - борец с демоническими силами, один из его подвигов заключался в том, что он разрушил три города, созданные демонами-асурами .

    Под давлением, Брахма дал согласие на возведение трех городов-крепостей сыновьям демона Траки. Они построили по одному - на небе, в воздухе и на земле, укрепив колдовством так, что их можно было истребить только единственным выстрелом стрелы. Демоны, почувствовав свою силу и неуязвимость, решили победить богов и занять их место. Шива одним выстрелом сжег три города, тем самым, воспрепятствовал победе зла над добром.

    Считается, что при возникновении нового периода в жизни человечества, Шива своим танцем создает его, а во время завершения этого периода, его танец способствует его разрушению.

    Первыми Шиве стали поклоняться дравиды, которые населяли Индию еще до арийской цивилизации. Он стал верховным божеством в пантеоне богов, которым они поклонялись. По их верованию, именно Шива управлял всем миром, так как достиг полного самосовершенствования и самореализации.

    Легенды о рождении Шивы

    Существует несколько легенд о том, как появился на свет Шива, и они разнятся в своем повествовании.

    1. Брахма долго медитировал в начале кальпы о появлении сына , который был бы ему подобен. Тогда и появился на его коленях мальчик с голубой кожей. Малыш начал бегать вокруг Брахмы и просить о том, чтобы он дал ему имя. Брахма назвал его Рудра, но мальчик все равно кричал, и Брахме пришлось дать ему еще десять имен, и так у него в общей сложности получилось одиннадцать имен, а также одиннадцать воплощений .
    2. Другой вариант легенды гласит, о том, что Рудра (Шива) появился от гнева Брахмы , между его бровей, поэтому его природой стала самая негативная из трех главных энергий в индуизме.
    3. Еще одна история несколько иначе говорит о рождении Шивы. Брахма был сыном, рожденным богом Вишну, но у самого Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели иметь собственных детей. Брахма так разгневался на них, что из его межбровья родился мальчик с синей кожей. Сын плакал и просил отца дать ему имя и положение в обществе. Брахма дал ему имя Рудра, а также еще десять имен: Махинаса, Ману, Манью, Махан, Бхав, Уграретас, Кама, Ритудхваджа, Дхритаврата и Шива.Также им было получено одиннадцать воплощений, которым были назначены места их нахождения - это пять разных органов в теле, ветер, вода, земля, огонь, жизненная сила, Луна и Солнце. Воплощение под именем Шива стал одним из трех полноправных богов - Тримурти, наравне с самим Брахмой и Вишну.
    4. В этой легенде говорится, что Брахма появился из пупка Вишну. Асуры, находящиеся рядом, хотели убить Брахму, тогда между бровей Вишну от его гнева появился Шива , держа в руках Трезубец, и защитил Брахму от демонов.

    Символы-атрибуты Шивы

    В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

    • Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом - это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
    • Спутанные волосы Шивы - единение духовной, физической и ментальной энергии.
    • Ганга, живущая в его волосах - это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
    • Луна в волосах Шивы - символ контроля над разумом.
    • Шива изображается трехглазым: один глаз - это солнце, второй глаз - луна, а третий - символ огня.
    • Глаза Шивы полуоткрыты - символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца - это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
    • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время - это прошлое, настоящее и будущее.
    • Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) - символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
    • Правая рука бога , дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
    • Тришула (трезубец) Шивы - это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
    • Барабан (дамару) - символ формы существования - физическая и духовная.
    • Бык Нанди , сопровождающий Шиву - его неизменное средство передвижения.
    • Шкура тигра - символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
    • Шива, сидящий на обожженной земле - символ его контроля над физической смертью.

    Легенды о супругах Шивы

    У Шивы было три супруги: Сати, и Ганга.

    • Сати - первое воплощение жены Шивы. На ее появление родители получили благословление четырехрукой и трехглазой богини Маха Майи. Сати по сложившимся обстоятельствам пришлось войти в жертвенный огонь. Шива долго был безутешен, он бродил по свету с прахом любимой. И, ему в утешение, душа Сати воплотилась в дочери царя гор, по имени Парвати.
    • Парвати имела много имен, одно из них , так как она родилась черной. Парвати долго завоевывала Шиву и, наконец, добилась его любви. Шива женился на ней, и у них родилось два сына: Ганапати (Ганеша) - устраняемый препятствия, бог мудрости и Субрахманью (Сканда) - предводитель богов-воинов.
    • Богиня Ганга представлена в виде реки, но это не простая река - она течет в трех мирах - Небесном, Земном и Подземном, и имеет особую силу смывать все земные грехи с живых существ. Ганга влюбилась в Шиву и попросила его, чтобы он принял ее на свою голову. Ганга стала супругой Шивы, и с тех пор живет в его волосах .

    Символ Шивы в индуизме

    Легенда о силе символа Шивы лингама изложена в шиваитском мифе и описывает следующие события. Лежащий посреди мирового океана на огромной змее бог Вишну наслаждался покоем и негой. В это время из его пупка появился цветок лотоса, с сидящим в центре его богом Брахмой. Боги начали спор о том, кто из них могущественнее, и кто первым создал вселенную. Прервал их спор столб яркого света в виде огромного лингама - символа Шивы . Удивившись и заинтересовавшись, боги решили узнать, где начинается лингам и где заканчивается.

    Брахма лебедем взлетел вверх, а Вишну, превратившись в кабана, отправился вниз. Они встретились только через тысячу лет , так и не достигнув своей цели. Они оба признали превосходство силы Шивы над своими способностями, и до сих пор культ Шивы - один из самых популярных в религии современной Индии.

    Поэтому символом Шивы в храмах часто является лингам. Он является важной, почти основной формой образа бога.

    Лингам - это фаллический символ мужского начала, он изображен вместе с йони , которая является символом женской сексуальности.

    Этот символ может изображаться в виде столба или конуса, которые сделаны из камня, дерева или глины. Нижний конец лингама уходит в йони, которая изображается в виде овального камня или треугольной призмы.

    Легенда о создании символа «лингам-йони» гласит о том, как гуляющий обнаженным по лесу Шива, привлек внимание жены мудреца. Разозленный мудрец обратился к богине Парвати - жене Шивы, с просьбой найти место для его лингама. Тогда Парвати и спрятала лингам у себя в йоне, поэтому они всегда изображены вместе. Эти символы имеют для индусов сакральную ценность, являясь неизменным атрибутом религиозного культа Шивы.

    Существует три вида лингамов - джайортилингам, мануш и свайямбху .

    Самая большая скульптура Шивы в Индии, в Мурудешваре.

    Легенда о джайортилингаме гласит, как Шива, влюбленный в красавицу Мохини, погнался за ней. Во время погони Шива обронил свое семя двенадцать раз на землю, оно проявилось светом, который стал двенадцатью лингамами, наделенными сакральной силой. В местах, где упало семя, от Гималаев до Рамешварамы, появились религиозные центры с храмовыми комплексами , где проводятся различные ритуалы. Центры до сих пор являются местами паломничества. Каждый из двенадцати джайортилингамов имеет свое имя.

    К лингамам относятся и свайямбху - это природные образования , напоминающие форму мужского детородного органа - выступы и обломки скал, формы деревьев и др. С каждым из таких сотворенных самой природой изображений связано множество легенд и сказок.

    Лингамы мануш - это рукотворные творения фаллоса , на них иногда присутствует лик бога, изображенного по сторонам света. Мануши делятся по своим предназначениям, им поклоняются для получения потомства или мужа, отпущения грехов и т.д.

    В настоящее время в Индии не перестают поклоняются символам сексуальности Парвати и Шивы - они тесно связаны с человеческими отношениями и плодовитостью семьи.

    По преданиям, любимое место нахождения Шивы - это , гора Кайлас, там он может погрузиться в себя и почувствовать отрешенность от всего мира.

    О Шиве сложено много легенд и преданий, которые все невозможно собрать вместе. Но, ясно одно, что вера индусов и всех приверженцев этой религии в его силу - неизменна.