Российский священник Гапон: биография и роль в первой русской революции. Трагедия священника Гапона. Кто такой поп Гапон Г а гапон краткая биография

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Во время раскопок в Луксоре (на юге Египта) археологи обнаружили куски статуи колоссальных размеров - высотой с четырёхэтажный дом. Учёные считают, что эта скульптура когда-то стояла у входа в погребальный храм Аменхотепа III, жившего около 3400 лет назад.

Испокон веку на Руси веселили народ скоморохи. О них в фольклоре сохранилось немало чудных преданий. Тан, близ деревни Шапкино, что под Можайском, находится загадочное место - Замри-гора, на которой несколько столетий назад проходили скоморошьи сборища. Говорят, в эти дни там можно было наблюдать самые настоящие чудеса… Об этом нашим корреспондентам поведал известный историк, этнограф и путешественник Андрей Синельников.

Она ещё совсем молода, но успела покорить весь мир. Мало кто знает, что одна из самых известных и высокооплачиваемых голливудских звёзд родилась в СССР и имеет русские корни…

Сейчас мало кто помнит о жестокой бойне, которая произошла в марте 1969 года на границе с Китаем в 230 километрах южнее Хабаровска. А ведь этот конфликт едва не перерос в настоящую войну между СССР и КНР. Камнем преткновения стал небольшой на реке Уссури. Сам по себе остров не представлял никакой хозяйственной ценности - каждую весну во время паводка он практически полностью скрывался под водой. Но именно из-за права обладать этим клочком земли столкнулись две сверхдержавы.

Мир спорта - это арена ожесточённой борьбы, схватка воль и амбиций. И иногда свою правоту не удаётся защитить в пределах спортивной площадки. Так произошло в мае 1972 года, когда в финале Кубка обладателей кубков (нынешняя Лига Европы) встретились два футбольных гранда - шотландский «Глазго Рейнджерс» и московское «Динамо»…

«Философским пароходом» с лёгкого пера философа и переводчика Сергея Хоружего стала называться операция советских властей по выдворению за границы СССР опасной для новой идеологии неугодной буржуазной интеллигенции. Буквально за несколько месяцев 1922-1923 годов без права возвращения на родину было сослано более 200 деятелей науки и культуры.

Современные западные источники методично насаждают мнение, что Советский Союз принимал в разделе Чехословакии довольно посредственное участие. Этакий сердобольный наблюдатель с безопасного расстояния, успокаивающий чехословацкое правительство обещаниями помочь и параллельно действующий на нервы бывшим союзникам по Антанте, имевшим свой взгляд на все эти дела. Гораздо более мудрый и дальновидный взгляд (здесь нужно сделать вид, что никто не слышал, с каким треском провалились французско-британские дипломатические подвиги на поприще «усмирения агрессора»). Объективная же реальность такова, что СССР приложил немало усилий для спасения Чехословакии от посягательств беспринципных соседей.

Могли предположить Александр Сергеевич, что когда-нибудь столь любимое им Царское Село назовут его именем? Думаю, вряд ли. Одно несомненно, и Пушкин сам писал об этом в одном из своих стихов: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал».

ГАПОН ГЕОРГИЙ АПОЛЛОНОВИЧ

(род. в 1870 (1871) г. – ум. в 1906 г.)

Священник. Один из первых лидеров рабочего движения в России. Имя «поп Гапон» стало нарицательным, символом провокатора.

Георгию Гапону суждено было стать не только «героем одного дня» – «кровавого воскресенья», не только самым популярным лидером начального этапа Первой русской революции, но и невольным «организатором» этой революции. Хотя до сих пор среди историков не утихают споры: был ли Гапон «великим революционером» или искусным провокатором.

Георгий Аполлонович Гапон-Новых родился то ли в 1870, то ли в 1871 году. Его родители были зажиточными крестьянами с Полтавщины, благодаря чему Гапон закончил Полтавское духовное училище и Полтавскую духовную семинарию. После окончания семинарии Гапон служил земским статистиком, подрабатывал частными уроками. В 1896 году был рукоположен в сан священника и назначен в один из уездов Полтавской губернии.

Через два года молодой священник поступил в Петербургскую духовную академию, по окончании защитил диссертацию «Современное положение прихода в православных церквах». Однако церковная карьера не удовлетворяла амбициозного провинциала, обладающего незаурядными ораторскими способностями и стремлением к лидерству.

В 1902 году Гапон создал проект улучшения жизни рабочих и создания рабочих домов и колоний. Священником Гапон выступал за облегчение жизни простого люда, создавал рабочие кружки, за что Священный Синод лишил его сана, так как священникам запрещено было заниматься как политической, так и любой общественной внецерковной деятельностью. Созданные Гапоном рабочие кружки уже в 1903 году объединяли 8 тысяч человек. Однако спокойно существовать подобные группы могли только с одобрения тайной полиции. Гапон получал деньги от начальника Департамента полиции полковника Зубатова, которому сообщал о настроениях в рабочем движении. На деньги Департамента полиции Гапон открыл чайную на Выборгской стороне в Петербурге, ставшую штабом его организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» (1904–1905 гг.). Министерство внутренних дел разрешило деятельность общества и даже оказывало ему материальную поддержку. Но по уставу Собрания те рабочие, которые были уволены за участие в стачках или за революционную деятельность, лишались пособия. К началу 1905 года в каждом из районов Санкт-Петербурга были созданы отделения Собрания.

Причиной стихийной стачки на Путиловском заводе стало увольнение четырех рабочих. Сотни людей собрались в помещении отделения Собрания, требовали вернуть уволенных и организовать бесплатную медицинскую помощь. Выборные от рабочих вместе с Гапоном отправились к директору завода. После отказа директора согласиться на их требования рабочие начали стачку.

5 января 1905 года в Петербурге бастовало 26 тысяч рабочих, через два дня встали все типографии, прекратилась подача воды, остановилась конка. На 7 января Гапон готовил мирную демонстрацию рабочих к царю, убеждая всех, что демонстрация разрешена властями. В красноречивом письме к министру внутренних дел князю Святополку-Мирскому Гапон излагал цели манифестации и просил передать просьбу царю явиться народу, «обеспечивая неприкосновенность его особы». Гапон настаивал, чтобы рабочие шли к Зимнему «с голыми руками», оставив дома даже перочинные ножи. Он понимал, что рабочие «беспорядки» – его «звездный час», открывается возможность стать народным вождем и лидером христианских социалистов, может быть, и реформатором православной церкви.

Гапон подготовил петицию, где были такие слова:

«Государь! Мы, рабочие и жители Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами ругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам.

Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немного просили. Мы желали того, без чего жизнь не жизнь, а каторга, вечная мука.

Первая наша просьба была, чтобы хозяева вместе с нами обсудили наши нужды, но и в этом нам отказали – в праве говорить о наших нуждах; находят, что за нами не признает закон такого права. Незаконными оказались также наши просьбы уменьшить число рабочих часов до 8 в день и устанавливать расценки на наши работы вместе с нами, и с нашего согласия рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией завода, назначить чернорабочим и женщинам плату за их труд не ниже 1 руб. в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтоб в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега, копоти и дыма.

Все оказалось, по мнению наших хозяев, противозаконно. Всякая наша просьба – преступление, а наше желание улучшить наше положение – дерзость, оскорбительная для наших хозяев. Государь, нас здесь больше 300 000 – и все это люди только по виду, только по наружности, в действительности же за нами, как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, даже говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса, бросают в ссылку, карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть рабочего, бесправного, измученного человека, значит совершить тяжкое преступление.

Весь народ, рабочий и крестьянин, отдан на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, не только совершенно не заботящихся об интересах народа, но попирающих эти интересы».

Петиция перечисляла целый ряд социальных и политических требований, которые свидетельствовали о широком размахе движения: свобода слова, печати, личности и собраний; всеобщее и обязательное обучение, ответственность министров перед народом, всеобщая политическая амнистия, восьмичасовой рабочий день, права рабочих союзов и коопераций, государственное страхование, уничтожение косвенных налогов и постепенная национализация земли.

Утром 9 января 1905 года с заводских окраин Петербурга к Зимнему отправились 140 тысяч рабочих. Шествие напоминало крестный ход с хоругвями, образами, царскими портретами; люди пели «Боже, Царя храни…», молитву «Спаси, Господи, люди Твоя». Во главе шествия между двумя священниками выступал сам Гапон. Масса любопытных и праздных тесным кольцом окружала сомкнутые ряды рабочих. По мнению свидетелей, на площади Зимнего дворца и на прилегающих улицах собралось не менее 300 тысяч человек.

Приказом командующего Санкт-Петербургским военным округом великого князя Владимира Александровича солдатам и казакам 8 января были розданы боевые патроны и было приказано стрелять. Без всякого предупреждения, без предложения разойтись по толпе были даны залпы. Первые выстрелы прогремели не у Зимнего дворца, а у Нарвских ворот. Было произведено пять залпов, два ряда рабочих упали; появились убитые и раненые. Люди бросились в разные стороны, давя задних. На Шлиссельбургском тракте рабочих встретили конные казаки; они теснили людей, били их нагайками, сбивали с ног, топтали лошадьми. Однако к двум часам дня вокруг Зимнего все равно собрались толпы народа. Площадь была оцеплена кавалерией, перед дворцом выстроилась пехота. Прогремели роковые залпы в упор. Солдаты стреляли по рабочим и у Троицкого моста, и на Васильевском острове, и на Невском проспекте, и на Казанской площади… В «кровавое воскресенье» народ потерял последнюю веру в богопомазанника – Государя Императора.

Интересно, что рядом с попом Гапоном в толпе демонстрантов на солдатские цепи шел и его друг – Петр Рутенберг, которому партия эсеров поручила убить царя, если тот выйдет к народу. Прикрыв собой Гапона, Рутенберг сумел вывести его из-под огня. Гапон скрылся в особняке Саввы Морозова, а вечером того же дня пробрался к Максиму Горькому, пообещавшему помочь ему эмигрировать. На следующий день после расстрела демонстрации Гапон обратился к рабочим с вдохновенным посланием, в котором навеки заклеймил «царя Каина», убившего своих братьев. Предавая проклятию Николая Романова, он заклинал рабочих помнить, что отныне их связывает пролитая вместе кровь.

Спустя десять дней после расстрела мирного шествия Николай II согласился принять депутацию рабочих. Призывы Гапона к «православному братству» закончились истреблением православных православными. Убитых набралось с тысячу. А раненых было две с половиной. Партия эсеров приговорила Гапона к исключительной мере наказания. Жертвы расстрела, упакованные в мешки из-под картошки, были тайно захоронены на разных кладбищах Петербурга. А Гапон объявил невинные жертвы ошибкой властей. Но уже через месяц после 9 января Гапон писал, что «у нас нет царя», и призывал рабочих к борьбе за свободу.

Вскоре Гапон бежал за границу. В Париже он знакомится с Лениным и вступает в РСДРП как самый знаменитый народный лидер (!). В мае 1905 года Гапон выходит из партии Ленина и вступает в партию эсеров. Он любил лесть и деньги, был избалован шумихой и известностью. В «Фонд Гапона» японский генеральный штаб переводит 50 тысяч франков. Эти деньги использовались революционерами для покупки парохода «Джон Крафтон», на котором планировалось переправить в Россию крупный груз оружия для боевиков. Есть сведения, что часть этой суммы Гапон проиграл в Монте-Карло и Ницце. В Париже он находился в постоянной связи с графом Витте, от которого тоже получал значительные суммы.

17 октября 1905 года Николай II личным манифестом объявляет амнистию всем участникам событий 9 января. После этого Гапон немедленно возвращается в Петербург и намеревается возродить «Общество фабричных и заводских рабочих», а также начать издавать рабочую газету. Для этого требовалась не только легальность, но и связи с полицией. В январе 1906 года газета «Русь» опубликовала статью «Долой маску», в которой назвала Гапона тайным агентом охранки, со своей стороны Департамент полиции предъявил ему обвинение в получении денег от «вражеской Японии».

В марте 1906 года полиция поручила Гапону завербовать Рутенберга, убедив того, что, будучи двойным агентом, он сможет оказать еще большую помощь рабочему делу. Рутенберг доложил о предложении Гапона известному провокатору и командиру «боевой организации» партии эсеров – Азефу. Интересно, что Азеф немедленно решает «убрать» Гапона «как провокатора», а вместе с ним и начальника политического отдела полиции Рачковского. Однако лидер эсеров Чернов настоял на проверке Гапона. Было решено, что во время встречи Гапона, Рачковского и Рутенберга эсеровские боевики подслушают их беседу, в которой, как они были уверены, речь пойдет «об измене» Гапона; и опытный эсеровский боевик, выйдя из укрытия, застрелит Гапона и Рачковского. Но Азеф предупредил Рачковского о готовящемся покушении, а боевик Иванов отказался стрелять в Гапона, не имея прямых доказательств его измены. Но тот же Азеф продолжал настаивать на немедленной ликвидации Гапона. Для этого была снята пустующая дача в Озерках под Петербургом, и Рутенберг, на которого возлагалась «миссия» покарать отступника, пригласил того на дачу. В соседней комнате засели три эсера-боевика. После того как Гапон вновь предложил Рутебергу сотрудничать с охранкой, боевики вбежали в комнату и кинулись к Гапону, обзывая его «продажной собакой». Рутенберг улизнул, не желая «марать руки», а боевики повесили Гапона, избив его перед этим.

Возможно, Гапон не был провокатором, оказавшись только орудием в руках полиции, а может быть, он был хитрым политиком, пытавшимся перехитрить полицию, за что и был уничтожен ею же, но руками революционеров. Гапон мог быть и искренне верующим христианским социалистом, который мечтал создать новое общество, подняв на борьбу рабочие массы. Кто знает? История об этом молчит.

Из книги История моей жизни автора Гапон Георгий Аполлонович

Георгий Аполлонович Гапон * * * История моей жизни

Из книги На лезвии с террористами автора Герасимов Александр Васильевич

Глава 9. Гапон - агент полиции Не помню, с какого времени я стал получать регулярные сведения об образе жизни и деятельности Гапона после бегства за границу. Он объехал всю Европу, посетил русские эмигрантские колонии в Женеве. Цюрихе, Париже, Лондоне, Брюсселе и буквально

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ЖЖЕНОВ Георгий ЖЖЕНОВ Георгий (актер театра и кино: «Ошибка героя» (1932; главная роль – тракторист Пашка Ветров), «Чапаев» (1934; Тереша), «Чужая родня» (1956; гость на свадьбе), «Шторм» (1957; Гаврила), «Ночной гость» (1959; главная роль – художник Сергей Петрович), «Балтийское небо»

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ТУСУЗОВ Георгий ТУСУЗОВ Георгий (актер театра, кино: «Белеет парус одинокий» (1937), «Преступление и наказание» (1940; Федор Иванович), «Девушка без адреса» (1958; Феоктистыч), «Человек-амфибия» (1961), «Штрафной удар» (1963; врач), «Дайте жалобную книгу» (Кузьмич), «Легкая жизнь» (Иван

Из книги Дневник моих встреч автора Анненков Юрий Павлович

ЮМАТОВ Георгий ЮМАТОВ Георгий (актер кино: «Как закалялась сталь» (1943; комсомолец), «Иван Грозный» (1944–1945; монах), «Весна» (1947; ассистент гримера), «Рядовой Александр Матросов», «Ночь полководца», «Молодая гвардия» (Анатолий Попов), «Повесть о настоящем человеке» (все – 1948),

Из книги Корабль плывет автора Караченцов Николай Петрович

Георгий Иванов Ласково кружимся в мире загробном На эмигрантском балу. Г.Иванов Георгий ИвановЯ помню Георгия Владимировича Иванова еще в то далекое время, когда он носил форму ученика кадетского корпуса - мундир с золотым галуном на красном воротнике. Улыбающийся

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Поп Гапон Один из лучших операторов на «Ленфильме» Евгений Мезенцев по праву может считаться моим крестным в кино. Именно он работал главным оператором на моем первом фильме «Одиножды один». Спустя несколько лет Мезенцев переквалифицировался в режиссера-постановщика,

Из книги Маршалы и генсеки автора Зенькович Николай Александрович

Поп Гапон Конечно, мы слышали о Гапоне - о нем много было разговоров. Однажды по просьбе высокопоставленного лица, кажется это был городской голова, мы выделили большую сумму денег для поддержки его просветительской деятельности. Позже мы слышали, кажется от того же лица,

Из книги О других и о себе автора Слуцкий Борис Абрамович

Георгий, спасай! На аэродроме в Москве Жукова встречали… Да, сегодня с полной уверенностью можно применить глагол во множественном числе. Распространенная версия о том, что министра встречал только один его адъютант, возникла из-за отсутствия достоверных сведений.

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

Георгий Рублев В семинаре Сельвинского изредка появлялся желтолицый, черноволосый, старообразный, высокий, плотный, болезненный Жора Рублев. Он был старше меня на четыре - пять лет, а казалось - на двадцать. Познакомившись с нами, Рублев зазвал нас в гости, и в доме его на

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

ГЕОРГИЙ Охвачена жарким и светлым пожаром Забуду ль о прошлом, о темном, о старом? О звоне серебряных колец кольчуги, О князе, о храбром забуду ли, други! Всегда в горделивом и нежном восторге Я имя твое повторяю - Георгий! На фоне Российских алеющих зарев - Мой храбрый

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ГАПОН ГЕОРГИЙ (1870–1906) Священник, тайный агент охранки. Инициатор народного шествия к Зимнему дворцу 9.1.1905 г., вылившегося в «кровавое воскресенье». Разоблачен эсерами и убит.Утром 9 января (по старому стилю) 1905 года священник Георгий Гапон отслужил в часовне

Из книги Годы боевые: 1942 год [Записки начальника штаба дивизии] автора Рогов Константин Иванович

КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович 29.8(10.9).1868 – 12.1.1937Поэт, переводчик, журналист. Публикации в журналах «Наше время», «Мир Божий», «Северный вестник» и др. Стихотворные сборники «Песни сердца (1889–1893)» (М., 1894), «Черные розы. 1893–1895 гг.» (СПб., 1896), «Гимн красоте и другие новые

Из книги Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Справка Константин Аполлонович Коротеев 12 февраля 1903 - 04 января 1953 Константин Аполлонович Коротеев родился 12 февраля 1903 года в посёлке Щегловка, ныне в черте города Богодухова Харьковской области Украины, русский.В царской армии с 1916 года. В Красной Армии с 1918 года. В 1920

Из книги автора

Георгий ГРЕЧКО С кассетой все было очень просто: перед полетом мы выбирали музыку и, конечно, заказали песни Высоцкого. А когда вернулись на землю, то коробку я вернул Владимиру - там еще был вкладыш с его фотографией… И еще в космосе на этом вкладыше мы написали: «Спасибо

ГАПОН, ГЕОРГИЙ АПОЛЛОНОВИЧ (1870–1906) – священник, инициатор создания легальной рабочей организации в Петербурге.

Родился 5 февраля 1870 в с. Беляки Полтавской губ. в семье волостного писаря, зажиточного крестьянина из малороссийских казаков. После окончания сельской школы продолжил обучение в духовной семинарии в Полтаве. После ее окончания в 1893 работал земским статистиком, давал частные уроки в богатых семействах. В 1894 женился на дочери купца; имел двух детей. В 1898 после смерти жены, исполняя ее просьбу, избрал духовную карьеру. Уехал в Петербург, по рекомендации полтавского епископа Иллариона поступил в С.-Петербургскую духовную академию.

В 1902, как требовал статус учащегося духовной академии, стал пастырем в церкви Скорбящей Божьей Матери в Гавани – рабочем районе Петербурга. Приобрел популярность проповедями в духе христианского социализма. Далекий от политики, призывал рабочих в «трудовую организацию» добиваться улучшения жизни в соответствии с воззрениями, выраженными в Новом завете. Обладал природным ораторским дарованием. С неподдельным сочувствием говорил о жизни обездоленных людей, излагал созвучные им мысли. Писал позднее в воспоминаниях История моей жизни , что – благодаря вере в него людей – увлекался сам и строил планы «сплотить массу рабочих и научить ее отстаивать свои интересы на разумных, нравственных началах».

Проповеди Гапона привлекли внимание начальника Особого отдела департамента полиции, «отца полицейского социализма» С.В.Зубатова. Весной 1903 он предложил Гапону вступить в одно из организованных охранкой «Обществ взаимного вспомоществования рабочих механического производства». После отставки С.В.Зубатова министр внутренних дел В.С.Плеве, желая сохранить идею «полицейского социализма», сделал ставку на Г.Гапона.

Завершивший к тому времени образование в духовной академии и ставший летом 1903 священником Пересыльной тюрьмы, Гапон получил средства от МВД на создание лояльной правительству организации – «Собрания фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», устав которой был утвержден 15 февраля 1904. На средства полиции, связь с которой тщательно маскировалась, были оборудованы первые чайные-клубы, ставшие центрами районных отделов «Собрания». Гапон стремился придать деятельности организации культурно-просветительский характер. Устройством библиотек с соответствующим подбором литературы, организацией лекций и бесед он пытался обработать рабочих в духе преданности царю и православной церкви, настроить их против «ниспровергателей». Используя политическую отсталость рабочих, их тягу к объединению, к знаниям, он добился определенного успеха: к 1905 в Петербурге было 11 отделов «Собрания», привлекших более 10 тыс. фабрично-заводских рабочих. В «собраниях» проводились добровольные сборы на бедных, создавались кассы взаимопомощи, собирались ходатайства по просьбам рабочих, им читались лекции. В распоряжении членов «собраний» имелись газеты, книги, в чайных при отделах – дешевые обеды. Легальные гапоновские организации способствовали объединению и политичекому пробуждению рабочих.

«Второго Зубатова» из Гапона не вышло. Но Охранному отделению департамента полиции было важно, что Гапон умел привлекать слушателей, и его проповеди служили «противовесом» революционной пропаганде среди рабочих. Формируя свою организацию, Гапону пришлось вести двойную игру, которая становилась все сложнее по мере политизации «Собраний», которой он сам противился. Используя связи с властными структурами для расширения деятельности «Собраний», получая помещения для организации новых отделов, Гапон все время пытался освободиться от опеки и наблюдения «сверху».

В обстановке широко обсуждаемой кампании политических банкетов, организованной оппозиционно настроенной буржуазией, Гапон выработал осенью 1904 текст петиции к царю. Она содержала жалобу на тяжелые условия жизни рабочих и на бездействующее в этом вопросе правительство. Текст петиции был обсужден на многолюдных собраниях рабочих в гапоновских организациях. В него были включены не только экономические, но и политические требования: предоставление 8-часового рабочего дня и демократических свобод.

Когда в начале января 1905 в Петербурге вспыхнула всеобщая стачка, отделы гапоновских «собраний» стали центрами движения. В частности, поводом для стачки на Путиловском заводе оказалось увольнение четырех рабочих – членов гапоновских «Собраний». Так родилась идея подать царю составленную и обсужденную петицию, собравшись на мирное шествие к Зимнему дворцу в Петербурге в воскресенье 9 января. Встреча царя с рабочими не состоялась; мирная манифестация закончились «кровавым воскресеньем» – расстрелами на улицах города, послужившими началом первой русской революции.

Поняв накануне 9 января, что поход рабочих к царю может закончиться трагедией, Гапон предпринял неудачные попытки ее предотвратить (добивался получения аудиенции у власть придержавших, написал письмо императору). Возглавив одну из девяти колонн манифестующих, он попал под пули и чудом уцелел.

После «кровавого воскресенья» «священник-социалист», как именовал его кн. Святополк-Мирский, эмигрировал. Член РСДРП, встретивший его вскоре после январских событий в Женеве, писал, что Гапон «произвел впечатление человека с темпераментом, хитрого, себе на уме и абсолютно невежественного, темного». Он пробовал примкнуть и к РСДРП, и к другим партиям, Оказавшись неспособным разобраться в нюансах программ, примкнул к эсерам-боевикам. Они сделали ставку на его популярность, на восстановление его организации в России, превратив ее в боевую и вооруженную, помогли с подготовкой и публикацией в Лондоне автобиографии Гапона (The storу of my life , 1906).

Беспринципность, противоречивость и непоследовательность действий Гапона, двуличие, близость к властям вызывали разные отзывы о нем у современников. После 9 января 1905, когда начались поиски причины кровавой драмы и ее виновников, Гапона стали именовать «шпионом», «агентом полиции», подставившим рабочих под царские пули. Но агентом полиции Гапон не был: по закону священники не могли становиться осведомителями. Ни одного тайного доноса Гапона в охранное отделение не обнаружено. В списках «агентов охранки» не числился. Слухи о том, что Гапон – «провокатор» разрастались после его возвращения в Россию в августе 1905 и особенно – после публикации в декабре статьи в газете «Русь», которая и назвала его «агентом полиции».

В последние месяцы 1905 и в начале 1906 он жил в Финляндии. Намеревался возродить свою организацию, но оказался игрушкой в руках эсеров-боевиков и охранки, с коими не переставал лукавить. Остается не выясненным, было ли желание у Гапона после возвращения из эмиграции расстричься и стать агентом охранки. Известно, что именно Гапон заподозрил Азефа в двурушничестве, задумал его разоблачить и тем подписал себе смертный приговор.

28 марта 1906 в результате самосуда группы эсеров-боевиков Гапон был казнен в Озерках (под Петербургом). Его похороны состоялись на Успенском городском кладбище (по Финляндской ж.д.), в них участвовало около 300 рабочих. На могиле был поставлен крест с надписью «Герой 9 января 1905 года Георгий Гапон». В настоящий момент место захоронения не известно (уничтожены следы могилы).

Ирина Пушкарева

Из числа имен, что гремели в политической жизни России в начале XX века, лишь весьма ограниченное число знакомо россиянам, живущим столетие спустя.

Несомненно, входит в это число. Все, кто учился в советской школе, да и позднее, хорошо знакомы с термином «гапоновщина», который стал синонимом провокационной деятельности.

Георгий Гапон. Фото: Commons.wikimedia.org

Уроженец Полтавской губернии Георгий Апполонович Гапон был сверстником Владимира Ленина , но его имя стало хорошо известно в России раньше, чем имя лидера большевиков.

В 1899 году выпускник Полтавской духовной семинарии, неудачно пытавшийся учиться в Санкт-Петербургской духовной академии, начинает участвовать в благотворительных миссиях, занимавшихся христианской проповедью среди рабочих. Гапон оказался блестящим оратором, проповеди которого собирали тысячи рабочих.

Не ограничиваясь этим, Гапон разработал новый проект системы благотворительных учреждений, а также проект общества помощи рабочим, с которыми стучался к сильным мира сего.

На Гапона обратили внимание высокопоставленные светские и духовные лица. Протекция последних позволила ему закончить обучение в столичной духовной академии.

Осенью 1902 года Гапон познакомился с начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Зубатов занимался созданием подконтрольных полиции рабочих союзов, и Гапону было предложено принять участие в этой работе. Цель Зубатова состояла в том, чтобы созданием легальных рабочих организаций парализовать влияние, оказываемое на рабочих революционной пропагандой. Зубатову удалось создать успешно действующие организации в Москве, Минске и Одессе, а в 1902 году он попытался перенести свой опыт в Петербург.

Гапон нужен был Зубатову как человек, уже обретший популярность среди питерских рабочих. Молодой священник же, в свою очередь, получал поддержку лица, имеющего большую государственную власть.

Поход к царю с последующим расстрелом

Зубатовские проекты, получившие название «полицейский социализм», критиковали и справа, и слева. Революционеры считали, что таким образом власть пытается свести на «нет» подлинную борьбу трудящихся за свои права, консерваторы предупреждали — созданные Зубатовым структуры могут однажды выйти из-под контроля.

Это предупреждение оказалось пророческим в отношении созданной Гапоном при содействии Зубатова организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».

Зубатов недооценил Гапона, ориентируясь на его сан священника. На самом деле Георгий Гапон был наделен всеми задатками и талантами политического деятеля, партийного вождя. Его политические амбиции, однако, не могли быть реализованы в этом качестве, так как в стране не существовало ни официальных партий, ни парламента.

Но честолюбивый Гапон решил, что добьется политического влияния при помощи организации рабочих.

Венцом его карьеры в этом качестве стал поход с петицией от рабочих к императору 9 января 1905 года. Петиция содержала ряд как экономических, так и политических требований.

Революционеры предупреждали — затея с демонстрацией может закончиться катастрофой, несмотря на ее верноподданнический характер. Власти, в свою очередь, так до последнего момента и не решили, что делать с Гапоном и рабочей акцией.

Император Николай II в этот день покинул столицу, предоставив разбираться с рабочими министрам и властям Петербурга.

Итогом стал расстрел рабочих, вошедший в историю как «Кровавое воскресенье». Эти события в Петербурге спровоцировали начало первой русской революции.

Позднее Гапона обвинили в том, что фактически подставил рабочих под ружья солдат. Однако, скорее всего, священник, ввязываясь в эту авантюру, искренне верил в то, что царь вступит с манифестантами в переговоры и выслушает его.

Расстрел рабочего шествия 9 января 1905 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Булла

Главный оппонент императора

В ходе расстрела манифестации сам Гапон был легко ранен. С площади его вывел эсер Петр Рутенберг. По дороге его остригли и переодели в светскую одежду, отданную одним из рабочих, а затем привели на квартиру писателя Максима Горького . Там, на квартире Горького, Гапон написал послание к рабочим, в котором призывал их к вооружённой борьбе против самодержавия.

Власти начали аресты лидеров гапоновского «Собрания рабочих», самого его объявили в розыск, после чего ему помогли выехать за границу.

Когда он появился в Женеве, его имя гремело на всю Европу. О мятежном священнике говорили и писали больше, чем о любом другом русском революционере. Гапон наслаждался новым статусом — ему удалось стать знаковой политической фигурой.

В среде российской политической эмиграции развернулась борьба за привлечение беспартийного Гапона, в которой взяли верх эсеры. Тем не менее, на какое-то время он стал фигурой, объединившей вокруг себя все революционные силы. В апреле 1905 года он стал председателем Женевской межпартийной конференции. Казалось, Гапон превращается в человека, способного стать альтернативной самому Николаю II.

Лидерские амбиции Гапона действительно были очень высоки. Настолько, что он попытался подчинить себе всю партию эсеров, что крайне не понравилось признанными партийным лидерам. Тогда Гапон приступил к формированию «Всероссийского Рабочего Союза», который потенциально мог превратиться в его собственную партию.

17 октября 1905 года императором Николаем II был издан Высочайший Манифест, даровавший жителям России гражданские свободы. Это было то, что нужно Гапону. Вернувшись в Россию, он собирался восстановить свою организацию рабочих и развить ее до полноценной всероссийской структуры.

Закулисная сделка

Но с возвращением возникли сложности. Власти считали Гапона главным виновником событий 9 января 1905 года и не горели желанием его амнистировать.

Прибыв в Петербург нелегально, Георгий Гапон вступил в тайные переговоры с председателем Совета министров графом Витте . В обмен на амнистию и возобновление деятельности собственной организации Гапон предлагал Витте помощь в отвлечении рабочих от революционных радикалов.

Витте видел, что имеет дело с авантюристом, но также знал, что этот авантюрист имеет большое влияние в рабочей среде. В итоге сделка была заключена.

Гапон выступил с призывом к русским рабочим «остановиться на достигнутом», не участвовать в вооруженном восстании и отойти от революционных партий, толкающих их на гибельный путь. Довольный Витте стал переводить Гапону через секретный фонд Департамента полиции крупные суммы для продолжения подобной деятельности.

Но обстановка складывалась не в пользу Гапона. Декабрьское вооруженное восстание в Москве вспыхнуло, несмотря на его призывы. Власти подавили его силой, и ведущую роль в правительстве стал играть глава МВД Петр Дурново. Он требовал от Гапона большей лояльности и даже перехода на открытую службу в Департамент полиции.

Гапон, для которого это было равносильно политической смерти, отказался. Тогда Дурново добился полного запрета отделений рабочей организации Гапона.

В прессу, очевидно, не без помощи властей, просочились сведения о тайных контактах Гапона с Витте, а также выплаченных ему десятках тысяч рублей. Его обвиняли в провокаторстве, продажности и предательстве. Гапон, пытаясь спасти репутацию, требовал общественного суда над собой и почти добился его проведения.

Г. А. Гапон и И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Осень 1904 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Посылка из Берлина

Но 28 марта (10 апреля по новому стилю) 1906 года Георгий Гапон внезапно исчез. Он выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге, обещая вернуться к вечеру. Он был бодр, весел, деятелен и убежден, что в скором времени вернет утраченные позиции.

Ни к вечеру, ни на следующий день, ни через неделю Георгий Гапон не появился.

Спустя две с лишним недели в одной из питерских газет появилась анонимная заметка, в которой говорилось, что Гапон убит, и даже называлось имя убийцы — Петр Рутенберг, член партии эсеров. Именно этот человек в «Кровавое воскресенье» уводил раненого Гапона из-под пуль правительственных войск.

В эту информацию поверили немногие. Позже выяснилось, что автором заметки был еще один человек, связанный с Гапоном — Иван Манасевич-Мануйлов , чиновник особых поручений при Департаменте полиции, ведший со священником тайные переговоры от имени власти.

Затем появилось еще одно анонимное письмо, в котором говорилось, что Гапон предан смерти как «предатель-провокатор» на основании неопровержимых доказательств его вины по решению «суда рабочих».

Одновременно из Берлина на имя адвоката Сергея Марголина , представлявшего интересы Гапона, была выслана посылка, содержавшая личные вещи священника — его бумажник и ключ от несгораемого ящика № 414 банка «Лионский кредит». Вещи, несомненно, принадлежали Гапону. В бумажнике оказались написанные рукой Гапона записки, прочие документы и черновик речи, начинавшейся словами: «Товарищи, спаянные кровью».

После этого сомнений в том, что Гапон мертв, не осталось. Правда, где и при каких обстоятельствах он погиб, было неизвестно.

Commons.wikimedia.org

Расправа по приказу секретного агента

Через месяц после исчезновения Гапона хозяйка одного из домов в дачном поселке Озерки обратилась в полицию. Ее смутило то, что люди, снявшие у нее дом, в первый же день повесили на него замок, а потом исчезли. Это странное событие по времени совпадало с исчезновением Георгия Гапона.

Когда дом вскрыли, то в маленькой комнате на втором этаже нашли труп повешенного человека. Это было тело священника Гапона.

Свидетелям, видевшим людей, которые снимали дачный домик, были предъявлены фотографии, среди которых они указали на фото эсера Петра Рутенберга.

Следствие установило, что Георгий Гапон был убит группой из 3-4 человек, которую возглавлял Петр Рутенберг. Задержать никого не удалось. Рутенберг, единственный, чье участие было доказанным, скрылся за границей.

В 1908 году был разоблачен крупнейший провокатор в революционной среде Евгений Азеф. Полицейский агент смог стать одним из лидеров партии эсеров, а также главой боевой организации партии. Всплыли крайне неприглядные факты как для революционеров, так и для властей — оказалось, что ряд высокопоставленных чиновников был убит с ведома Охранного отделения, которое предпочитало закрывать на это глаза, дабы сохранить позиции своего агента.

Одновременно Азеф сдавал полиции крупных деятелей в революционном движении, успешно работая на два фронта.

К 1906 году недовольство Гапоном накопилось и у властей, и у революционеров. Первые не могли простить ему события 9 января 1905 года, вторые — деятельность по отвлечению рабочих от революционных партий.

В феврале 1909 года Петр Рутенберг обнародовал заявление, в котором признавал, что совершил убийство Гапона по поручению Азефа. В своём заявлении Рутенберг утверждал, что решение об убийстве Гапона было принято ЦК партии эсеров на основании фактов, свидетельствующих о его сношениях с вице-директором Департамента полиции Петром Рачковским.

Впоследствии выяснилось, что поручение не соответствовало решению ЦК, и партия отказалась взять на себя ответственность за убийство.

Дом в Озерках, в котором был убит Гапон. Фото: Commons.wikimedia.org

Убийство в Озерках

Согласно воспоминаниям Петра Рутенберга, события развивались так. В феврале и начале марте 1906 года он трижды встречался с Гапоном, который посвятил его в свои контакты с властями, предложив присоединиться к этой деятельности. Гапон убеждал Рутенберга, что усыпив бдительность чиновников своей ложной лояльностью, можно на их деньги подготовить вооруженное восстание.

Рутенберг сообщил о содержании бесед с Гапоном Азефу и еще одному лидеру боевой организации эсеров Борису Савинкову. Оба сошлись во мнении — Гапон является провокатором и должен быть убит.

Пётр Рутенберг. Фото: Commons.wikimedia.org

Рутенберг противился роли организатора убийства, но под давлением соратников вынужден был согласиться.

Для дела были отобраны пять рабочих, являвшихся членами партии эсеров. По утверждению Рутенберга, они должны были стать свидетелями предательства Гапона, а затем совершить возмездие.

Очередная встреча Рутенберга и Гапона должна была состояться на даче в Озерках. Когда Гапон прибыл на нее, он вел себя раскованно и уверенно, подтрунивая над нерешительностью Рутенберга, который не хотел, подобно священнику, контактировать с Департаментом полиции.

Придя в дачный дом, Гапон продолжал убеждать Рутенберга принять его предложение о сотрудничестве с властями, не подозревая, что в соседней комнате находятся рабочие, которые все слышат.

После нескольких минут откровений Гапона Рутенберг открыл дверь и впустил рабочих, которые бросились на священника. Гапон яростно сопротивлялся, но отбиться от пятерых сильных мужчин был не в состоянии. Ему накинули на шею веревку, потянули в соседнюю комнату и подвесили на вбитый над вешалкой крюк. В последние секунды жизни Гапон все еще пытался переубедить своих убийц, но тщетно.

Когда началось убийство, Рутенберг спустился вниз. Когда все кончилось, рабочие сообщили, что Гапон мертв. Забрав личные вещи убитого, все участники расправы покинули дом, заперев его на замок.

Организатор казни сменил революцию на сионизм

Имена непосредственных убийц Георгия Гапона так и остались тайной. Организатор казни Петр Рутенберг после революции 1917 года уехал в Палестину, стал одним из активных членов сионистского движения, скончавшись в Иерусалиме в 1942 году в возрасте 63 лет. До конца жизни он не любил вспоминать о происшедшем в Озерках.

Евгений Азеф после разоблачения скрылся за границей, жил в Берлине, где владел корсетной мастерской. В 1915 году он был арестован германскими властями как бывший русский секретный агент и два года провел в тюрьме Моабит. В заключении он получил болезнь почек, от которой и скончался весной 1918 года в возрасте 49 лет.

Георгия Гапона похоронили на Успенском кладбище Петербурга. На похороны собралось около 200 сторонников, считавших, что священник был подлинным народным лидером, павшим от рук царской охранки. Первые несколько лет на его могиле в годовщину смерти проводились траурные мероприятия, в которых участвовало все меньше людей.

По свидетельству современников, до 1924 года на могиле появлялись венки и траурные ленты, но затем она была заброшена. Памятник исчез, не сохранилось и само захоронение.

Георгию Гапону на момент смерти было всего 36 лет. В другую эпоху он вполне мог стать видным политическим деятелем, харизматичным лидером крупной партии. Но в суровую эпоху революции он слишком увлекся политическими играми, проиграв в итоге собственную жизнь.

Биография

Деятельность Гапона и его популярность в рабочей среде привлекли внимание как министра внутренних дел В. К. Плеве и начальника московского охранного отделения жандармского полковника С. В. Зубатова , так и антиправительственных группировок.

Петиция Гапона (к событиям 9 января 1905 года)

Государь! Мы рабочие и жители города С.-Петербурга, разных сословий, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества; нас душат деспотизм и произвол, мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немного просили, - мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но и в этом нам отказали. Нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега, копоти и дыма.

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба - преступление, а наше желание улучшить наше положение - дерзость, оскорбительная для них.

Государь, нас здесь многие тысячи и всё это люди только по виду, только по наружности, в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, даже говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека - значит, совершить тяжкое преступление. Весь народ, рабочий и крестьяне, отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, не только совершенно не заботящихся об интересах народа, но попирающих эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов.

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады, грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо (народное) представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал и управлял собой. Ведь ему только известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощи, прими её, повели немедленно, сейчас призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.

Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собрания, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
  4. Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления.
  5. Равенство перед законом всех без исключения.
  6. Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

  1. Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.
  2. Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и передача земли народу.
  3. Исполнение заказов военного и морского ведомств должно быть в России, а не за границей.
  4. Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

  1. Отмена института фабричных инспекторов.
  2. Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
  3. Свобода потребительско-производственных и профессиональных союзов - немедленно.
  4. 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
  5. Свобода борьбы труда с капиталом - немедленно.
  6. Нормальная рабочая плата - немедленно.
  7. Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих - немедленно.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не поверишь, не отзовешься на нашу мольбу - мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее!

Примечания

Литература

  • Ксенофонтов И. Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. М.: РОССПЭН, 1996. - 320 c. ISBN 5-86004-053-9
  • Савинков Б. В. Воспоминания террориста. Издательство: Захаров. 2002.

Ссылки

  • С.Тютюкин, В.Шелохаев. Кровавое воскресенье. Альманах «Восток», № 12, декабрь 2004.
  • Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II
  • Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции

Wikimedia Foundation . 2010 .