Васнецов крещение руси. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Крещение Руси. Религиозные произведения в творчестве художника

Крещение Руси и связанные с ним события – важнейшие в истории нашей страны.

Спустя столетия их стали называть судьбоносными.

Но, как ни странно, художники редко выбирали их сюжетами для своих произведений.

И тем дороже для нас немногие картины о Крещении, тем внимательнее мы всматриваемся в отражение событий более чем тысячелетней давности.

Самое, наверное, известное изображение Крещения Руси – фреска великого русского художника Виктора Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895-1896 годах. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Третьяковской галерее.

Одна из первых картин была написана уроженцем Курляндской губернии Иваном Эггинком .

В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса Священного союза, художник представил государю своё полотно «Великий князь Владимир избирает религию» .

«Придоша немьци от Рима... Рече же Володимер немцем: "Идите опять, яко отци наши сего не прияли суть"» (Повесть временных лет).

Картина понравилась императору и была им приобретена для Зимнего дворца, а Эггинк впоследствии стал академиком Императорской Академии художеств.

Историки точно не могут сказать, когда и где крестился сам князь: то ли в Киеве после беседы с греческим проповедником, то ли в греческом городе Корсуни (Херсонесе) после его захвата.

В принципе это не так уж и важно, но в исторической живописи преобладает корсунский вариант, именно он изложен Нестором-летопис цем.

Вот картина Андрея Иванова (отца Александра Иванова, автора «Явления Христа народу») «Крещение князя Владимира в Корсуни» , написанная в 1829 году.

Живописец Фёдор Бронников в 1853 году окончил Императорскую Академию художеств с большой Золотой медалью, получил командировку в Италию, в 1855 году переехал в Рим и остался в нём навсегда.

Занимался иконописью, исторической живописью, писал портреты, исполнил множество работ в Русской посольской церкви в Париже, в Русской церкви в Копенгагене. Полотно «Крещение князя Владимира» он завещал своему родному городу Шадринску в Пермской губернии.

К знаковому для русской истории событию обращались даже такие мастера критического реализма, как Василий Перов – один из организаторов «Товарищества передвижников». Картина «Крещение Руси» была написана им во второй половине 1870-х годов, когда художник стремился к созданию грандиозных, обобщающих образов русской национальной истории.

Коллега Василия Перова, художник-передви жник Клавдий Лебедев , был одним из интереснейших русских исторических живописцев рубежа XIX-XX веков и одновременно выдающимся церковным живописцем.

Он иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Вот одна из его картин «Крещение киевлян» .

Тема Крещения Руси живо интересует и наших современников. Действительный член Петровской академии наук и искусств, член Союза художников России Николай Мартынов работал над своим полотном 13 лет.

Он начал писать «Крещение Руси» в 1989 году, когда весь русский народ отмечал памятную дату тысячелетия принятия православия.

«Это ключ к познанию Родины – "Святой Руси"», – говорит о творчестве художника ректор Санкт-Петербургс кого института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Альберт Чаркин.

Исторические полотна красной нитью проходят по всему творчеству члена-корреспонд ента Российской академии художеств Михаила Шанькова .

Своё «Крещение Руси» ученик Ильи Глазунова написал для трапезной прихода Русской православной церкви святого Владимира в Нью-Джерси.

Что на самом деле лучше — трудно сказать. Везде есть свои перегибы. Сейчас, увлекаясь греческой мифологией, понимаю, что и в язычестве было много чего полезного и интересного. Все дело в том, как это все преподнести и подо что подвести. Вот только не понимаю, развернувшийся сейчас массовый религиозный психоз.

:
мая 8, 2012 в 9:25

Если вы о скандале вокруг Pussy Riot, или о часах патриарха, так это не религиозный, по моему, а светский психоз. Нравоучения РПЦ какие-то агрессивные и государственные пошли, а не смиренные и всечеловеческие. Народ у нас этого не любит. Так уже было несколько раз

:
мая 8, 2012 в 11:01

И это тоже, но больше я не понимаю того, как глубоко религия влезла в светскую жизнь. Ни одно событие не обходится без церковного освящения. Лучше бы технологии внедряли современные и проверенные и вовремя проводили профилактические мероприятия, чем полагались на помощь Бога. Я не богохульствую, но религии стало как-то ВДРУГ очень много...

:
мая 11, 2012 в 21:58

Вы считаете что религии может быть много или мало? Мне кажется наоборот, стало слишком много людей и мнений о «дозировании» религии: вот здесь можно порелигиозничать, а тут хватит; Бог в сердце, остальное суета... и так далее

:
мая 12, 2012 в 9:26

Вот, Вы лучше меня смогли выразить то, что я думаю: «Бог в сердце, остальное суета»!

:
мая 13, 2012 в 8:07

Можно и даже нужно было бы поспорить о таком проявлении Вашего бога, но сама статья обязывает успокоиться. Вот если бы Игорь Егорович Эггинк назвал картину «Уверовал князь Великий Владимир», а статья автора из рубрики «Стенания души русской»... Меня только интересует один смежный вопрос как современный человек (здравомыслящий) в один прекрасный момент, если говорить словами художника, «выбирает религию» о которой в Google написано: ...была придумана фермерами городка Шлопси как протест на (и тут варианты) в 1976 г. Разве это называется стало больше людей выражающих свое мнение? Когда в России был пробел в законодательстве о религиозных объединениях и к нам хлынули различные секты и проповедники — тысячи людей попали в их сети. Не думаю что и про это Вы скажете что стало больше индивидуалов в религии. Вот до 988-го было больше.

:
мая 13, 2012 в 20:32

1.Про городок Шлопси я не понял прошу пояснить. 2.Ничего с собой поделать не могу: считаю, что наличие выбора — это хорошо. В этом смысле я страшный либерал, благодаря таким как я страну довели до ручки и посадили в сети чужих религий. Своя-то никогда сетью не была (надо полагать архетипы православия впитываются наряду с витаминами с молоком матери).

3. Что и кто был до 988 года очень интересный вопрос. Были волхвы и были их сети. Нет?

:
мая 13, 2012 в 21:27

1. выдуманный мной город. Просто множество религиозных течений возникли совсем недавно, вот и не укладывается у меня как можно верить в недавно созданную религию, знать для какой цели она придумана, ее «разработчиков» и все равно продолжать верить. Это как придти к иллюзионисту на представление изучив все разоблачения его «магии».

2. Страну? Разве в этом уже обвинили либералов)? А про витамины ловко подмечено, но, к сожалению к нашему поколению и последующим все менее и менее относится...

3. Думаю волхвов была тьма тьмущая благодаря которой и задумался Володя о систематизации

Фреска «Крещение Руси» является одним из главных религиозных произведений русской живописи XIX века. Мастер изобразил великое историческое событие, которое навсегда останется в памяти людей.

Виктор родился в небогатой семье сельского священника в 1848 году. Место его появления на свет — Вятская губерния — повлияло в дальнейшем на формирование его творческого мировоззрения. Там он окончил сначала духовное училище, а потом семинарию. Юноша с детства проявлял интерес к искусству, поэтому свою дальнейшую жизнь он захотел посвятить рисованию. В 1868 году Васнецов поступает в Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге.

По окончании учебного заведения в 1874 году молодой человек участвует в выставке передвижников, едет в Париж по приглашению И. Репина, а затем переезжает в Москву. Творчество художника постепенно наполняется сюжетами, взятыми из народного эпоса: былин, легенд и сказаний. В дальнейшем он получит всемирную известность, а его картины — «Аленушку», «Витязя на распутье», «Богатырей» — будут знать и любить не только русские люди, но и жители Европы.

Религиозные произведения в творчестве художника

Однажды в Абрамцевском содружестве, где состоял Васнецов, было принято решение построить в селе церковь. Виктор вызвался расписывать клиросы, кроме того, он написал образ Богородицы, а также Сергия Радонежского для церковного иконостаса. Знание православной символики помогало Васнецову в создании картин. Художник не просто расписывал стены храмов. Он смог объединить в своих работах языческие и христианские верования, воздействуя таким образом на сознание народа.

Виктор воспитывался в атмосфере глубокой религиозности, и это не могло не отразиться на его творчестве. В 1885 году Васнецов начинает расписывать Владимирский Собор в Киеве. Его фреска «Крещение Руси» создана на века и не перестает радовать взоры православных, посещающих храм. По эскизам художника были сделаны росписи для храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, а также для собора Александра Невского в Софии и многих других церквей.

Роспись В. М. Васнецова во Владимирском Соборе

Великий русский мастер перед началом работы подписал договор, в котором подтвердил, что обязуется сделать все необходимое за два года. Он не смог сдержать своего слова, однако роспись храма, длящаяся с 1885 по 1896 годы, получилась грандиозной. В соборе он оформлял главный неф и апсиду.

Васнецов изобразил события Нового и Ветхого Заветов, разных библейских персонажей на стенах церкви, украсил ее своды орнаментами. Он полностью реализовал главную идею внутренней отделки собора — духовное осмысление и созерцание религиозной истории России. Фреска «Крещение Руси» является подтверждением этих слов.

Значение Крещения для Русской земли

В 988 году, 1 августа, князь Владимир, правивший в Киеве, крестил Русь. Это было сделано по ряду причин как политического, так и культурного характера. Во-первых, единая религия — христианство — способствовала сплоченному состоянию славян. Во-вторых, она помогала развитию следующих форм культуры: зодчества, живописи, письменности — все это пришло на Русь из Византии. В-третьих, христианство проповедовало любовь и милосердие к ближним, терпение их недостатков и смирение. С его принятием сердца людей делались чище и добрее.

Так на смену языческому мировоззрению приходило христианское, которое постепенно вытесняло мифологические представления народа о многобожии, взамен предлагая веру в единого Творца и Создателя. Особый упор был сделан на нравственное развитие человека. Крещение Древней Руси и его значение можно считать ключевым для Восточной Европы, поскольку она получила богатое наследие, которое со временем стало частью духовной культуры общества.

Фреска «Крещение Руси»

Васнецов расписывал стены Владимирского Собора в Киеве. Одной из самых запоминающихся работ стала картина «Крещение Руси». Фреска была написана им приблизительно в 1895-1896 годах. Центральной фигурой на ней является князь Владимир, облаченный в богатые парчовые одежды, расшитые золотом. Он молитвенно воздевает руки к небу, прося у Бога благословения на Крещение Руси. Люди разных возрастов, среди которых есть как представители знати, так и простой народ, стоят в ожидании свершения обряда.

Все они одеты в белые одежды — символ очищения от грехов. Кого-то священник уже крестит, погружая в воды Днепра, кто-то стоит и молится рядом с князем. Сверху изображено белое прозрачное облако, откуда на собравшихся льется свет божественной благодати. Хоть там все слегка размыто, но видно, что на небе радуются за людей, принимающих участие в таинстве. Фреска «Крещение Руси» вызывает благоговение и ощущение Божьего величия у всех, кто ее когда-либо видел.

Необходимость таинства Крещения

Этот обряд очищает человека от всех его грехов и позволяет ему в будущем войти в Царство Небесное. Детей крестят по вере их родителей. Люди появляются на свет с первородным грехом, который они получают в «наследство» от Адама и Евы, которые ослушались Бога. В ходе крещения человек очищается от этого.

Тот, кто принимает участие в обряде, находясь в зрелом возрасте, получает прощение всех грехов, сделанных до совершения таинства. Верующие люди сердцем чувствуют всю важность и глубину совершающегося события. Ведь недаром русский художник Виктор Васнецов написал картину «Крещение Руси». Фреска «Крещение Руси» детям будет особенно близка и понятна, если родители расскажут им, как они сами когда-то участвовали в этом спасительном для души таинстве.

Фреска «Крещение князя Владимира»

После того как Великий киевский князь захотел, чтобы Константинопольская церковь крестила его, данный обряд был произведен и на Руси. В то время Византии требовалась военная помощь, и наше государство выразило готовность ее оказать. За эту услугу Владимир хотел взять в жены Анну — сестру императоров Василия и Константина. Для греков подобное предложение было унизительным, но им пришлось согласиться на него, правда, только в том случае, если киевский правитель сначала примет участие в таинстве.

В памяти народа навсегда останется фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов изобразил его в каменной купели, где совершался чудесный обряд. Рядом находится священник. Представители местной знати и воины наблюдают за происходящим. Им предстоит креститься следом за князем. Вокруг головы Владимира художник изобразил нимб. Это означает, что его великая миссия Крещения Руси была отмечена Богом, и его возвели в ранг святых.

Общие черты произведений В. М. Васнецова

Картины, носящие отпечаток кисти этого художника, всегда выделяются своим необычным колоритом, наполненным русским духом. Каждая деталь любого его произведения является продуманной и логично вписывается в общий сюжет. Пейзажи Васнецова отличаются своей выдержанностью.

На картинах нет обилия ярких красок, их цвета, напротив, прозрачны и чисты, что создает у зрителя ощущение полета и близости к чертогам Бога. Лица людей на его полотнах в основном лишены грубых и резких черт, им присуща определенная мягкость и нежность. «Крещение Руси» — фреска В. Васнецова, глядя на которую, можно понять, насколько верующим человеком был художник.

«Житие святых» - «Народное житие». Возможные перспективы исследования. Итоги работы. Представлены все найденные нами списки икон св. Икона как источник устного жития. Приложение: Проблемы, с которыми столкнулись. Глава 2. «Народные жития» местночтимых святых Вятского края. Собственно научные: обвинения в «нефилологичности» работы конфликтная проблема жанра в фольклоре.

«Русская православная церковь» - Православные церкви в России. Церковь Успения во Владимире. Дмитриевский собор, Владимир. Хронологический список Патриархов Московских. Церковь расположена на участке, свободном от застройки и зеленых насаждений. Православная церковь в Греции. Верхняя часть центрального объема трактована как аттик. Православные церкви на Украине.

«Владимир Святославич» - Так же кроме официального варианта христианства существовал еще и народный. Как удалось Владимиру I избежать политической зависимости от Византии? Владимир оказал военное давление на императора Византии. Год рождения Владимира неизвестен. А православие допускает прямое общение между человеком и богом: «просите и получите».

«Христианство» - Грех и добродетель. Христианское искусство. Более 150-ти тысяч умерших людей причислены христианами к лику святых. Все учение Иисуса Христа было углублением древней еврейской веры. Презентация на тему: Христианство. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Христианская любовь. Существует 3 основных направления в христианстве: 1) Католизм 2) Православие 3) Протестантизм.

«Принятие христианства на Руси урок» - Социализация. Зубкина О.П. ГОУ ЦО 1178 2008 год. Требования к выпускнику xxi века. Составляющие современного урока. Требования к уроку: Методические условия дифференцированного обучения. 4. Статистическая пара Динамическая пара Вариационная пара. Личностно- ориенти-рованное обучение. Задание для 6 класса по теме «Принятие христианства на Руси».

«Церковь православная» - (1759 – 1833). Кирилл Белозерский. О каких святых и сподвижниках 19 века мы сегодня познакомились? (1812-1891). Какие древние русские монастыри вам известны? Что по мнению академика входит в понятие «Святая Русь?». Какое значение имело для Руси принятие христианства? Правильный ответ: Работа с документом «Из сочинений академика Д.С.Лихачева».

Всего в теме 30 презентаций

Фреска «Крещение Руси» является одним из главных религиозных произведений русской живописи XIX века. Мастер изобразил великое историческое событие, которое навсегда останется в памяти людей.

В. М. Васнецов

Виктор родился в небогатой семье сельского священника в 1848 году. Место его появления на свет - Вятская губерния - повлияло в дальнейшем на формирование его творческого мировоззрения. Там он окончил сначала духовное училище, а потом семинарию. Юноша с детства проявлял интерес к искусству, поэтому свою дальнейшую жизнь он захотел посвятить рисованию. В 1868 году Васнецов поступает в Академию Художеств, находящуюся в Санкт-Петербурге.

По окончании учебного заведения в 1874 году молодой человек участвует в выставке передвижников, едет в Париж по приглашению И. Репина, а затем переезжает в Москву. Творчество художника постепенно наполняется сюжетами, взятыми из народного эпоса: былин, легенд и сказаний. В дальнейшем он получит всемирную известность, а его картины - «Аленушку», «Витязя на распутье», «Богатырей» − будут знать и любить не только русские люди, но и жители Европы.

Религиозные произведения в творчестве художника

Однажды в Абрамцевском содружестве, где состоял Васнецов, было принято решение построить в селе церковь. Виктор вызвался расписывать клиросы, кроме того, он написал образ Богородицы, а также Сергия Радонежского для церковного иконостаса. Знание православной символики помогало Васнецову в создании не просто расписывал стены храмов. Он смог объединить в своих работах языческие и христианские верования, воздействуя таким образом на сознание народа.

Виктор воспитывался в атмосфере глубокой религиозности, и это не могло не отразиться на его творчестве. В 1885 году Васнецов начинает расписывать Владимирский Собор в Киеве. Его фреска «Крещение Руси» создана на века и не перестает радовать взоры православных, посещающих храм. По эскизам художника были сделаны росписи для храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, а также для собора Александра Невского в Софии и многих других церквей.

Роспись В. во Владимирском Соборе

Великий русский мастер перед началом работы подписал договор, в котором подтвердил, что обязуется сделать все необходимое за два года. Он не смог сдержать своего слова, однако длящаяся с 1885 по 1896 годы, получилась грандиозной. В соборе он оформлял главный неф и апсиду.

Васнецов изобразил события Нового и Ветхого Заветов, разных библейских персонажей на стенах церкви, украсил ее своды орнаментами. Он полностью реализовал главную идею внутренней отделки собора - духовное осмысление и созерцание религиозной истории России. Фреска «Крещение Руси» является подтверждением этих слов.

Значение Крещения для Русской земли

В 988 году, 1 августа, князь Владимир, правивший в Киеве, крестил Русь. Это было сделано по ряду причин как политического, так и культурного характера. Во-первых, единая религия - христианство - способствовала сплоченному состоянию славян. Во-вторых, она помогала развитию следующих форм культуры: зодчества, живописи, письменности - все это пришло на Русь из Византии. В-третьих, христианство проповедовало любовь и милосердие к ближним, терпение их недостатков и смирение. С его принятием сердца людей делались чище и добрее.

Так на смену языческому мировоззрению приходило христианское, которое постепенно вытесняло мифологические представления народа о многобожии, взамен предлагая веру в единого Творца и Создателя. Особый упор был сделан на нравственное развитие человека. Крещение Древней Руси и его значение можно считать ключевым для Восточной Европы, поскольку она получила богатое наследие, которое со временем стало частью духовной культуры общества.

Фреска «Крещение Руси»

Васнецов расписывал стены в Киеве. Одной из самых запоминающихся работ стала картина «Крещение Руси». Фреска была написана им приблизительно в 1895-1896 годах. Центральной фигурой на ней является князь Владимир, облаченный в богатые парчовые одежды, расшитые золотом. Он молитвенно воздевает руки к небу, прося у Бога благословения на Крещение Руси. Люди разных возрастов, среди которых есть как представители знати, так и простой народ, стоят в ожидании свершения обряда.

Все они одеты в белые одежды - символ очищения от грехов. Кого-то священник уже крестит, погружая в воды Днепра, кто-то стоит и молится рядом с князем. Сверху изображено белое прозрачное облако, откуда на собравшихся льется свет божественной благодати. Хоть там все слегка размыто, но видно, что на небе радуются за людей, принимающих участие в таинстве. Фреска «Крещение Руси» вызывает благоговение и ощущение Божьего величия у всех, кто ее когда-либо видел.

Необходимость таинства Крещения

Этот обряд очищает человека от всех его грехов и позволяет ему в будущем войти в Царство Небесное. Детей крестят по вере их родителей. Люди появляются на свет с первородным грехом, который они получают в «наследство» от Адама и Евы, которые ослушались Бога. В ходе крещения человек очищается от этого.

Тот, кто принимает участие в обряде, находясь в зрелом возрасте, получает прощение всех грехов, сделанных до совершения таинства. Верующие люди сердцем чувствуют всю важность и глубину совершающегося события. Ведь недаром русский художник Виктор Васнецов написал картину «Крещение Руси». Фреска «Крещение Руси» детям будет особенно близка и понятна, если родители расскажут им, как они сами когда-то участвовали в этом спасительном для души таинстве.

Фреска «Крещение князя Владимира»

После того как Великий киевский князь захотел, чтобы Константинопольская церковь крестила его, данный обряд был произведен и на Руси. В то время Византии требовалась военная помощь, и наше государство выразило готовность ее оказать. За эту услугу Владимир хотел взять в жены Анну - сестру императоров Василия и Константина. Для греков подобное предложение было унизительным, но им пришлось согласиться на него, правда, только в том случае, если киевский правитель сначала примет участие в таинстве.

В памяти народа навсегда останется фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов изобразил его в каменной купели, где совершался чудесный обряд. Рядом находится священник. Представители местной знати и воины наблюдают за происходящим. Им предстоит креститься следом за князем. Вокруг головы Владимира художник изобразил нимб. Это означает, что его великая миссия Крещения Руси была отмечена Богом, и его возвели в ранг святых.

Общие черты произведений В. М. Васнецова

Картины, носящие отпечаток кисти этого художника, всегда выделяются своим необычным колоритом, наполненным русским духом. Каждая деталь любого его произведения является продуманной и логично вписывается в общий сюжет. Пейзажи Васнецова отличаются своей выдержанностью.

На картинах нет обилия ярких красок, их цвета, напротив, прозрачны и чисты, что создает у зрителя ощущение полета и близости к чертогам Бога. Лица людей на его полотнах в основном лишены грубых и резких черт, им присуща определенная мягкость и нежность. «Крещение Руси» − фреска В. Васнецова, глядя на которую, можно понять, насколько верующим человеком был художник.