Библейская история адама и евы. Детская Библия: Ветхий завет - Изгнание Адама и Евы из рая, Каин и Авель, Потоп. Ной строит ковчег Адам и ева библия читать

Адам и Ева – согласно Библии, прародители человечества - мужчина и женщина - сотворенные «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.

Сотворение человека

Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Господь вылепил человека из «праха земного», вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский. Позднее Бог усыпил Адама, взял у него одно ребро и сотворил из него первую женщину - Еву, ставшую женой для первого человека.

То, что Еву сотворили из ребра, взятого у Адама, означало, что она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но будет равной ему, любимой и защищаемой им. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым «я». Это говорит о том, до какой степени тесной и нежной должна быть связь между ними.


Сотворенный Богом человек имел величественный рост и безукоризненные пропорции. Его лицо, отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам был в значительной степени выше современных людей. Ева - чуть пониже Адама, благородная и прекрасная. Безгрешная супружеская пара не носила никакой искусственной одежды; подобно ангелам, они были одеты в сияние света и славы. Теперь процесс творения земли был окончен.

Дерево жизни и Дерево познания Добра и Зла

В Эдемском саду было 2 особенных дерева: Дерево жизни и Дерево познания Добра и Зла.

Древо жизни - особое дерево, которое посадил Бог посреди Эдемского сада. Дерево приносило плоды 12 раз в году, которые дарили вечную жизнь, и имело листья для исцеления народов. Плоды Дерева жизни было разрешено вкушать человеку в Эдемском саду.

Дерево познания Добра и Зла также было посажено Господом посреди Эдемского сада. Оно символизировало познание в первую очередь этических категорий, способность к осознанному выбору между Добром и Злом.

Бог позволил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и только плоды от Дерева познания Добра и Зла не разрешил ему есть, предупредив при этом, что последствием непослушания будет смерть. Господь угрожал Адаму смертью за неповиновение.

Грехопадение Адама и Евы

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью стал убеждать Еву попробовать плод запретного Дерева познания. Женщина вначале колебалась, однако любопытство и желание быть как Господь взяли над ней верх и она поддалась на уговоры змея, нарушив волю Бога: «И увидала жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». После того как она попробовала плоды, то ей стало казаться, словно в нее вливается некая живительная сила и вводит ее в высшие сферы бытия.

Женщина без страха срывала и ела плоды, испытывая при этом какое-то странное, неестественное возбуждение. Ева сорвав плоды с запретного дерева, пошла искать в саду мужа. Она поведала ему о своих ощущениях, заверив, что не испытала никаких проявлений Божьего недовольства, а, наоборот, ощутила в высшей степени приятную бодрость, охватившую все ее существо.

В его душе начала происходить страшная борьба. Адам решился разделить с Евой ее участь: если ей суждено умереть, они умрут вместе. Стоявшая возле него Ева была прекрасной и с виду так же невинной, как и прежде, до своего непослушания. Ее любовь к Адаму стала еще горячей. Он взяв плод, быстро съел его.

Изгнание из Эдема

В результате за проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен рук и ног, а также обречен ползать на животе и питаться прахом; женщине определили «в болезни рождать детей» и быть в подчинении у мужа; мужчине назначили со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Человек перестал быть бессмертным и после смерти должен возвратиться в землю в виде праха, из которого и был сотворен Адам.

После этого Господь дал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не могли вкусить плодов Дерева жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Жизнь после изгнания

Ева зачала и у них родился Каин. Потом Ева зачала вновь и родила второго сына - Авеля. После она родила дочь свою Аван.

Авель был скотовод, а его брат Каин - земледелец. Конфликт зародился с жертвоприношения Богу принесенного обоими братьями. Авель принес в жертву первородных голов своего стада, а Каин - плоды земли. Господь с благосклонностью принял только жертву Авеля, а на Каина и на дар его не призрел. Жертва Каина Богу была принесена не из любви, а из небрежения и потому была отвергнута. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. Каин очень огорчился, и поникло лицо его. После этого Каин убил Авеля.

После этого преступления Каин был подвергнут Божьему проклятию и изгнан. Причем был наложен запрет на месть самому Каину. Каин взял себе свою сестру Аван в жены. Потомки Авеля и Каина погибли во время Всемирного потопа.

В 130-ти летнем возрасте у Адама и Евы родился третий сын - Сиф. Сиф прожил 912 лет и родил сына Еноса. Согласно разным преданиям Сифу приписывается изобретение письменности, или его детям - изобретение астрономии и других наук. В конце своей жизни Адам передал Сифу тайное учение. Сиф был предком Ноя и стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа.

Дни творения мира и живых существ. Очень и очень давно не было ничего, не было даже самой Земли, а был сплошной мрак, холод пустота — и один только всемогущий Бог. Бог начал с того, что сотворил небо и землю. Но у них не было еще определенного вида, и, как сказано в Библии, только Дух Божий носился над водою. Затем Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму — ночью.

Первый день творения мира.
Из Кэдмоновской
рукописи, ок. 1000 г.

На второй день Бог создал твердь, которая разделила воду так, что часть воды оказалась над нею, а часть — под нею. Эту твердь он назвал небом [более точное значение древнееврейского слова, переводимого как “твердь неба” - “газообразный слой”] .

На третий день Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. Ее он назвал землей, а воды — морями. Богу понравилось то, что он создал, и по его желанию на земле выросли трава и деревья. И Бог увидел, что это хорошо.

На четвертый день Бог создал светила, чтобы давать свет земле и отделять день от ночи. По светилам можно было считать дни, месяцы, годы. Большое светило сияло днем, то, что поменьше, давало свет ночью, и ему помогали звезды.

На пятый день Бог занялся живыми существами. Сначала были созданы рыбы, водяные животные и птицы. Богу все они понравились, и он пожелал, чтобы их стало как можно больше.

Бог создаёт себе помощника. На шестой день Бог сотворил существ, которые должны были обитать на суше: и скот, и змей, и диких зверей. Но у Него было много других дел, и Он создал себе помощника — человека. Внешне он должен был походить на самого Бога. И как Бог властвует над всем миром, так и человек должен был господствовать над всей землей и всеми живыми существами. Сотворил Бог из праха земного мужчину и вдохнул в него жизнь, а через некоторое время создал женщину (как именно, мы узнаем дальше). И благословил их Бог, сказав: “Наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, ходящим и ползающим по земле”.

Посмотрел Бог на сотворенные им небо и землю, и понравилось ему все созданное. На седьмой день Бог отдыхал от своих трудов. И Он решил, что отныне каждый седьмой день будет праздничным.


Творение мира.
Из рукописи конца XIII в.

Адам в раю. Ева.

Адам должен был ухаживать за райским садом и охранять его. Он мог есть плоды со всех деревьев, кроме одного: Бог запретил ему прикасаться к “древу познания добра и зла”, сказав, что Адам умрет, как только съест плод с этого дерева.

Скучно было Адаму одному, и тогда Бог приказал, чтобы к человеку пришли, прилетели, приползли, приплыли все живые существа, а Адам дал им всем имена и подыскал себе среди них помощника. Адам назвал всех животных, птиц, рыб и пресмыкающихся их именами, но не оказалось среди них никого, кто мог бы во всем помогать человеку. Опять Адам заскучал. Сжалился над ним Бог, усыпил его, а пока Адам спал, вынул у него одно ребро и создал из него женщину. Потом Он привел ее к человеку и разбудил его. Очень обрадовался Адам и решил, что теперь эта женщина, часть его самого, будет ему женой и помощницей.

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

История грехопадения Адама и Евы известна каждому верующему. Это первые люди, которых Господь сотворил на Земле. В переводе мужское имя означает «сын земли». Его еще часто используют для обозначения самого человека. А вот женское – дающая жизнь. Их считают начальниками всего человечества. Истории о них можно найти в начале Святого писания.

Они были сотворены Всевышним на шестой день по образу Господа. Представителя сильного пола сделали из «праха земного». По некоторым источникам дата его появления относится к 3760 году до н. э. он был наделен душой. Ему разрешалось пребывать в Эдемском саду и питаться всем, кроме плодов Дерева Познания Добра и Зла. В его обязанности входило:

  • хранение и возделывание райского сада;
  • именование всех животных и птиц.

Сотворение первого человека является венцом сделанного Господом мира. Именно ему свойственно царское достоинство и возможность управлять новосотворенным миром.

Также в истории Ветхого Завета Адама и Евы есть сведения о том, что Бог придерживается мнения о том, что негоже жить человеку одному. Он и решил создать для него жену, которая окружит его любовью. Ведь любовь – это и есть Всевышний. Так что если влюбленный пребывает в Боге, то и он есть в нем. Для того, чтобы она полностью покорялась своему мужу, то ее было сделано из ребра мужчины.

Райский сад

Практически каждое десятилетие ученные открывают все новое и новое местоположение. Но в Библии происхождение Адама и Евы, а также места их пребывания описано достаточно четко. Там есть упоминания о местности, узнаваемые топонимы. Их в большей части относят именно к современной Эфиопии.

Присутствует и описание четырех рек, среди которых есть упоминание о Тигре и Евфрате. Именно поэтому большинство путешественников думают, что в наше время большей вероятностью нахождения есть долина этих рек. Среди нескольких вариантов нахождения этих мест, ни один не имеет никаких существенных подтверждений.

История грехопадения

Самой важной нитью, которая проходит через бибилейскую историю Адама и Евы, считается их грехопадение. Именно непослушание и соблазн привели к тому, что Господь достаточно серьезно наказал их. Нет никаких точных данных о том, сколько лет проведи в данном саду первые люди. Некоторые источники говорят о том, что это было около 7 лет. Там они были чисты и невинны.

Согласно писанию, змей выступал искусителем Евы, который предлагал ей попробовать яблоко из запретного дерева. Она долгое время отказывалась, говоря, что Бог запретил им это делать. А те, кто Его ослушаются, непременно ждет смерть. Но змей говорил о том, что все это выдумки и вместо смерти их ждет прозрение о Добре и Зле и сами станут Богами.

Известно о грехопадении Адама и Евы из Библия, где указано о том, что она все-таки поддалась на его мольбы. Кроме того, что она сама вкусила плод, так еще и подвигла на это мужа.

Символизм змея

Почему именно его выбрали в качестве искусителя? Это достаточно важное животное в языческих верованиях. Им приписывали некие магические способности. Считалось, что когда они сбрасывают кожу, то перерождаются. Для еврейского народа он всегда был естественным врагом бога Яхве и противником единобожья.

Почему Ева поддалась искушению

Возможность сравнится со Всевышним, породило в душе представительницы слабого пола появление любопытства. Именно такие настроения и сподвигли ее к нарушению заповеди Божьей.

В чем смысл грехопадения Адама и Евы?

Причиной такого события стала свободная воля людей. Они делали данное деяние по своей собственной воле. Дьявол может побуждать на грех, но никак не принуждать к нему. Каждый человек в праве сделать выбор самостоятельно.

После того, как они попробовали плоды, они были вызваны Господом. Адам говорил, что виновата жена, а она перекладывала вину на змея. Результатом такого грехопадения стало появление страданий и различных болезней. Люди потеряли возможность жить вечно и вести праведную жизнь.

Данный первородный грех лег не только на первых людей, но и на их потомков. Помимо изгнания из рая, их было наказано и прочими неприятностями:

  • женщины будут страдать больше во время родов;
  • между полами постоянно будет происходить борьба за власть.

И решение данного вопроса никак не будет зависеть от развитости общества и медицинских достижений.

Пусть хранит Вас Господь!

), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы» , которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31 ; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20 -23).

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela - это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Первое грехопадение и его последствия

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола , и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1 -6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира , имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3 -5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию - на Голгофе .

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении , по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» .

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» .

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв , прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью , обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии , к искажению учения о первородном грехе и о спасении , совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом .

Предания об Адаме и Еве у разных народов

История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии . На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26 -30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью "творческой переработки". Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал Древа познания добра и зла , вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа , где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия.
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

    Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

    Собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

    Монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

    Оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург