Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Старинный медный крест 18 века


Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова - обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.


К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов - переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.


Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.


Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.4)


Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.


Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. (Рис.5)

Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.

Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.


Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.6)

Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.


Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить , включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование , которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.7)

Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье " ".

Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос – а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.


Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже – из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются – их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.

Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.


Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.8)


Отдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же - достаточно редки. (Рис.9)

Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.


Сколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация – это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека – своего хозяина – с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.

«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним – предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!

Художественную реконструкцию женского костюма, иллюстрирующую способ ношения нательных крестов и крестовключенных подвесок, можно увидеть в статье .

С примерами русских нательных крестов более позднего периода можно познакомиться в статье " " и статье " ".

История появления старинных крестиков на Руси, классификация старых крестов и их разновидности (нагрудные, кресты-тельники, энколпионы, киотные и другие).

Отыскать клад - цель, о которой мечтает каждый копатель. Но часто в ходе поиска попадается если не , то интересные и ценные находки. Это - разнообразные трофеи военных времён, монеты, старинные кресты. О последних поговорим особо.

Кресты: естественные и божественные знаки

Оглянись вокруг: кресты окружают нас повсеместно. Это не только современные уличные перекрёстки, здания крестообразной формы или «крестовые» технические приспособления. Это - скрещенные ветви деревьев, камни в виде «крестовины» и многие другие предметы, которые имеют вид креста или их легко можно превратить в перекрестье.

Потому неудивительно, что знак креста был известен человечеству на самых ранних этапах цивилизации. Опытные кладоискатели знают, что нарисованный крест различного вида можно встретить в пещере, на скале. В ходе археологических раскопок попадаются изображения крестиков, датируемых каменным веком.

Повсеместное естественное присутствие крестов человек сделал не только видимым, но и осязаемым: кресты легли в основу декоративных орнаментов, стали частью грамоты (буквами), конструктивной и духовной основой строительства - многие храмы и здания обязательно строятся в виде креста. Крестики изготавливались и для религиозных нужд: медные, золотые, серебряные, железные, костяные, из янтаря. Они стали и оберегом, и символом, и источником духовной веры.

Старинные крестики: история появления на Руси

Христианская религия, принятая Древней Русью, сделала крест важнейшим религиозным символом. Православные русичи не только осеняли себе крёстным знамением, но и целовали массивные церковные кресты, и носили на теле крестики, полученные при крещении. Сотни веков люди, населявшие русские земли, не мыслили себя без крестов, особенно нательных.

Старинные крестики, найденные сегодня в ходе , представляют собой значительный исторический интерес. Тем более, что цена такого креста может иметь не только материальное значение, но и большую культурную, а подчас и художественную ценность.

Старинные и современные кресты, их виды

Крест - мощнейший символ одной из мировых религий. В христианской традиции он означает и само орудие пыток Христа - деревянную крестовину, ставшую впоследствии святым крестом, и распятую фигуру сына Божия - символ божественного покоя и величия. Крест-распятие христиане понимают как одновременную и смерть бога-человека, и победу Бога-Духа.

Неудивительно, что кресты, главнейший религиозный символ, различают по типам назначения, т. е. где и кто может ими пользоваться.

Напрестольный крест . Хранится в храме на престоле алтаря. Отличается большим размером - от 30 см и выше.

Киотный крест . Хранится в красном углу на киоте (полке с иконами). Иногда врезался в икону. Брался в странствия и походы. Найти сегодня такой старинный крест - большая удача.

Крест-мощевик или энколпион . Энколпион ранее представлял собой 4-хконечный ящичек. На крышке изображался крест. В самой коробочке древние христиане держали частички мощей. Затем энколпион получил крестообразную форму. На Руси кресты-мощевики с нагрудными крестами носили поверх одежды цари, князья, монахи и паломники.

Наперсные/нагрудные кресты. Высотой св. 8 см. Полагаются к ношению поверх одежды на груди священникам различного сана.

Кресты тельники . Мменно они - те маленькие нашейные (нагрудные) крестики, которые получают при крещении и носят всю жизнь. Нательные кресты - наиболее частая при раскопках находка, которая может рассказать много интересного.

Разнообразие форм нательных крестиков

Любая крестообразная форма считается в православии «правильным» крестом и религиозным символом.

А потому для придания символичности различным церковным догмам, и для художественного восприятия и даже гендерной принадлежности нательные крестики имеют разное количество лучей - от 4 до 8 и различные формы: с нижним полукружием, криновидные, лепестковые, каплевидные и др. Форма старых крестов могла зависеть и от места изготовления, и от времени - тогдашней «моды».

В православной традиции нательный крест имеет восемь лучей. Это - наиболее массовый крестик на территории России. Срединная перекладина в восьмиконечном кресте длиннее остальных, над ней - прямая укороченная перекладинка, и под средней же перекладиной - укороченная перекладина косая.

Крест 4-хконечный различают греческий с равными по длине перекладинами перекрестья и латинский, у которого стойка вертикальная длиннее поперечной.

Крест с 4-мя концами, если они имеют вид лепестков, а соединяющая их серёдка имеет вид цветочной серединки, называется лепестковым.

Листики – эти старинные кресты традиционно считались женскими, т.к. одновременно напоминали своей формой листок растения и стилизованную женскую округлую фигуру.

Крестик каплевидной формы- один из самых любимых и распространённых у христиан. Капельки в полудужьях с 4 концов каплевидного креста символизируют круглые капли крови Христовой.

Криновидный крест представляет собой перекрестье лепестков лилии (по-старославянски лилия - крин).

Старинные кресты - удачная находка кладоискателя

Крест-тельник, как правило, очень частый артефакт, который попадается при . Такая для нас - сегодня единственная и самая совершенная машина времени. Ведь старый нательный крестик может поведать об очень многом.

Большое разнообразие тельников позволяет определить и период его изготовления, и временные рамки культурного слоя, где он найден. Старинные кресты расскажут и о направлении христианского течения, к которому относится находка, и о времени, когда эта местность была заселена и на ней велась хозяйственная деятельность.

Но почему же в ходе поисков старинные крестики попадаются довольно часто? Этому имеется несколько объяснений. В пределах территорий, где обычно ведутся поиски, с незапамятных времён христианство было доминирующей религией. Практически каждый человек носил нательный крест. И неудивительно, что тельник мог сломаться, потеряться, а то и быть предметом для к.-л. обрядов и действ.

Прежде всего, находка старого креста укажет на то, что в этом месте жили и работали люди, даже если сегодня здесь растут сосны или кустарник. Во время сельхозработ крест мог сорваться со шнурка или обломиться и потеряться А вот место, где она найден сейчас – сигнал для копателя присмотреться к такому участку повнимательнее.

Кроме того тельник могли просто бросить на дорожном перекрёстке, чтобы избавиться от болезни. Или повесить на ветку дерева, чтобы «освятить» обряд кумовства, когда крест одновременно целовали с двух сторон будущие кумовья, целуясь в тоже время друг с другом. А тельник или оставался, или зарывался в землю в особо почитаемых местах.

Существовало и поверье, что все неудачи и болезни можно «наговорить» на тельник и оставить его там, где он обязательно попадётся постороннему, который возьмёт себе и крестик, и проблемы вместе с ним.

Старинный крестик: артефакт или реликвия?

Часто у кладоискателя, буквально отрывшего старый нательный крест, возникает вопрос, насколько находка ценная и как с ней поступить. Варианты возможны различные, и руководствоваться следует собственным мнением. Если вдруг особенно повезёт, и обнаружится, что старинная реликвия изготовлена из драгметаллов, то о материальной цене такой находки можно говорить в первую очередь.

Если, к примеру, попался тельник из меди, но старинный и уникальный? Известны случаи, когда подобные находки имели цену в денежном выражении намного большую, чем из золота, т. к. их историческая, культурная, а подчас и художественная значимость была намного выше.

Часть кладоискателей предпочитают собирать из найденных предметов личные коллекции, гордясь не только собственной удачей, но и большой культурной ценностью такого собрания. Некоторым даже удается размещать свои находки в персональных музейных экспозициях.

Встречаются среди поисковиков и те, кто считает обязательным вернуть в храм религиозный символ и относит крест священнику. Ведь православный знак не может нести к.-л. негатив из-за обстоятельств, при которых он попал в землю. Но есть и такие, кто, найдя старый крест, закапывает его в землю снова. Эти люди явно наделяют кресты мистической силой.

В любом случае извлечённый из земли тельничек – маленький кусочек истории и святой для многих предмет. Это находка, которая требует уважения и почитания. А потому, что делать с найденным крестиком, каждый должен решать сам.

Во второй половине XVIII столетия в самом центре России возникает новый крупный центр старообрядческой культуры. Это Гуслицы - подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний, в настоящее время - территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области. Свое название эта местность получила от имени реки и древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев-поповцев, осевших на территории Гуслицкого края, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.

Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв.

Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.

Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв. Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип

Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.

Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.

Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.

Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.

По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.

Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.

На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.

Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»

Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».






Навершия киотных крестов XIX в.
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в.

В нижней части киотных крестов часто помещалось изображение некоего куста. Символика этого образа достаточно сложна. В первую очередь это пришедшее из апокрифической литературы «трисоставное» древо, произрастающее из могилы Адама, которое дает материал для Креста Господня. Однако существуют кресты, где вместо куста изображается плод, похожий на яблоко. Вероятно, это символ древа познания добра и зла, плод которого, устойчиво ассоциирующийся в народной мифологии с яблоком, стал причиной грехопадения Адама. В этом случае символика образа становится более глубокой: Крест Христов – истинное Древо Жизни возвышается над древом греха и побеждает последствия грехопадения, главное из которых – смерть.
Пожалуй, самым удивительным и редким изображением в подножии креста является простой бесхитростный цветок, окруженный разноцветными эмалями. Наверное так, по мысли художника, создававшего матрицу для отливки, должно было выглядеть растение из райского сада.

Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.

Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных».

Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.

Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.

3.6 (72.35%) 115 votes

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.


Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.


Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

Женский нательный крест


В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).


Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .


Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.


Пример каноничных нательных крестов разных времён:


Пример неканоничных крестов разных времён:



Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии


Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать

Мужcкой крест современной работы



Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

Когда ремеслом литья из меди полностью овладели раскольники, началась новая эра массового производства предметов из различных похожих материалов. Были созданы различные предприятия, которые изготовляли церковные предметы из меди и ее сплава - латуни. В XVIII-XIX веках было создано колоссальное количество икон, киотных и

Необычный крест

Далеко не каждый человек в современном мире знает, что такое киотный крест и для каких целей он предназначался у староверов. Что ж, постараемся приоткрыть завесу тайны над этим вопросом. Этот церковный аксессуар не годился для ношения на теле, его значение было другим. Более того, от обычного нательного он отличался размером и имел слегка нетрадиционную форму.

Название данного церковного аксессуара произошло от древнего слова "киот". Киот - это такой небольшой ящик, порой может быть сундук, малых размеров, в котором хранятся различные иконы. В старину киоты изготавливали из бронзы или меди, для красоты и сохранности покрывали эмалями.

Киотные кресты: история

Такие кресты появились еще в древности, когда было принято осенять ими ворота. Причем это могли быть как домашние, так и городские. Однако они имели и много других различных применений в разных местах. К примеру, киотные кресты служили знаками в святых местах или на дорогах. Их врезали в дерево, таким образом, они всегда находились в знаковых местах. Также их часто врезали в Благодаря своей многофункциональности киотные кресты были весьма почитаемы среди населения того времени, они были в доме практически каждой семьи.

Такие кресты в большинстве случаев имеют восьмиконечную форму и четыре перекрытия (два прямых, два косых). Очень часто эти церковные атрибуты покрывались эмалями, но в некоторых случаях они могли покрываться и патиной.

Патина - слой из окиси металлов, который имеет защитные свойства. Стоит также отметить, что патина на меди и ее сплавах может образоваться самостоятельно, но для этого должно пройти несколько десятков лет. При помощи активных химикатов умельцы того времени киотные кресты «Распятье Христово» покрывали этим слоем за несколько дней.

Староверы проделывали колоссальную работу, и изделия того времени получались невероятно красивыми. Многие современники до сих пор не могут понять, как они могли отобразить все детали настолько филигранно, используя достаточно примитивные инструменты того времени.

Отдельно отмечается качество эмалевого рисунка, который был достаточно сложным. Известны факты, когда на одном кресте было задействовано до 6 различных покрытий. Для нанесения эмалей использовался горячий способ.

Достаточно часто киотные кресты 18 века имели обрамление из дополнительных образов: Магдалены, Девы Марии, Богослова. Такие кресты демонстрировали всю благодать Церкви.

Стоит отметить, что такого рода продукцией пользовались не только староверы, большое количество православных ценили такого рода труд. Христиане бережно относились к иконам и крестикам.

Изображения на изделиях

Зачастую мастера старались сильно не повторяться, и сюжеты были достаточно разнообразными. К примеру, в одно время могли выпускать киотные кресты «Распятье Христово с предстоящими святыми», а через некоторое время изготавливались уже с совершенно другим сюжетом.

Еще одна интересная особенность рисунка - линии. Сам сюжет мог быть одинаковый, некоторые наиболее удачные модели изготавливались столетиями, не меняя смысла изображения, но были разные линии. Более новые изделия изготавливались с ровными линиями, было уделено много внимания различным деталям. Если же рисунок прост и грубоват, то можно с уверенностью сказать, что это более древнее изделие.

Киотные кресты пользовались большой популярностью у населения, поэтому их изготавливалось очень много. Самые крупные медницы в год могли произвести более 100 000 изделий. Также они выплавлялись в небольших мастерских. Такие изделия были в продаже не только в церквях, их можно было приобрести и на ярмарках.

Разновидности крестов

Для лучшего понимания, чем же отличается киотный крест от остальных, необходимо разобраться, какие же вообще бывают разновидности крестов и для каких целей они используются. Все кресты можно разделить на 3 основных группы:

  1. Нательные. Такие изделия имеют самые небольшие размеры. Зачастую они не имеют более 8 см в высоту. Они оборудованы небольшим ушком и предназначены только для ношения на теле.
  2. Металлические наперсные. Это крупные изделия, которые также используют для ношения на груди. Они очень похожи на киотные, однако их главное отличие - отверстие для подвешивания. В большинстве случаев оно находится сверху (как в нательных), но иногда оно может быть и сзади изделия.
  3. Киотные кресты. Такие изделия также изготавливались массивными и тяжелыми. В основном они размещались у людей среди икон. Также их могли врезать в ставротеки. Стоит отметить, что киотные кресты были в большом почете у староверов, как правило, их ставили в самом почетном месте дома.

Внешний вид креста

В зависимости от внешнего вида изделия можно сказать о нем достаточно многое, например, где он был изготовлен. На севере страны искусство изготовления таких крестов зашло очень далеко, и зачастую созданные предметы имели весьма непривычные формы.

Также, где был изготовлен крест, можно определить и по обратной его стороне. Там обычно делали различные надписи и узоры. Более того, всегда должна стоять подпись мастера и его клеймо.

Часто на киотных крестах «Распятье Христово» видны следы его чистки. Все дело в том, что староверами они очень сильно почитались, и они их постоянно чистили, таким образом заботились об изделии. Иногда можно встретить следы и достаточно грубой чистки креста - это означает, что его владельцы не сильно волновались за его сохранность и небрежно к нему относились.

Чем покрывали кресты?

Производили такие церковные изделия на протяжении многих столетий, они создавались из разных Однако наиболее ценными считались те, которые были изготовлены из таких материалов, как бронза и медь. Покрывались такие изделия патиной и эмалью, наиболее ценными считались те, которые были покрыты золотом. На данный момент данные предметы очень востребованы среди коллекционеров.

Цена на изделие

Цена напрямую зависит от того, когда был изготовлен киотный крест и как он выглядит на данный момент. Однако есть еще очень много прочих факторов. Наиболее дорогими считаются данные церковные атрибуты, которые были покрыты несколькими слоями эмали. Также стоит отметить, что цена может повышаться, если конкретный крест имеет свою историю. Немаловажным фактором ценообразования также является его размер и сохранность.

Некоторые киотные кресты имеют достаточно сложные судьбы, как и некоторые их владельцы. К примеру, когда к власти пришли коммунисты, они обирали и раскулачивали зажиточных граждан, Более того, та власть не признавала церковь, многие экземпляры крестов были просто уничтожены или проданы, их дальнейшая судьба осталась неизвестной.

Заключение

Киотный крест - это особенный вид церковных атрибутов, который был в почете у всех староверов. В основном они изготовлялись из бронзы и ее сплавов, покрывались патиной, эмалью и золотом. На сегодняшний день такие изделия являются достаточно дорогими и редкими. Их можно найти только в антикварных лавках и у коллекционеров.