Чем отличается идеология от мировоззрения. Идеология и мировоззрение. Текст научной работы на тему «Идея, мировоззрение и идеология. Попытка сравнительного анализа»

Ключевые слова

ИДЕЯ / ИДЕОЛОГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭТАТИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / КОНФОРМИЗМ / ИНДОКТРИНАЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / СИМУЛЯКР / IDEA / IDEOLOGY / WORLDVIEW / ETATISM / XENOPHOBIA / CONFORMISM / INDOCTRINATION / LIBERALISM / SIMULACRUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Скрынник Виталий Николаевич

Роль и влияние идеологии в структурировании онтологии общества, всех его внутренних связей и отношений во всех сферах общественной жизни ни у кого уже давно не вызывает сомнений. Люди поступают так, потому что они так думают, так оценивают, так верят, потому что именно эти идеи являются побудительными мотивами для их действий. И значение социальных институтов, продуцирующих эти идеи, формализующих их бытие в сознании человека в современном мире? трудно переоценить. Формально эти институты (школы, органы власти, массмедиа и т.д.) никогда не идут по пути формирования деструктивного, ксенофобского мировоззрения . Почему же оно существует? Здесь, на наш взгляд, есть две причины. Первая сами социальные институты, прежде всего государство (под государством мы понимаем органы управления), достаточно часто преследует как цель не общественное благо, а свои корыстные интересы: прежде всего сохранение и удержание власти, не брезгуя никакими средствами. Власть отнюдь не альтруистична, и, если нет сдерживающих факторов (например, развитое гражданское общество), то оно будет следовать своим личным и корпоративным интересам. И идеология один из важнейших, если не самый важный, инструмент осуществления этих интересов. Во-вторых, идеи превращаются в мировоззрение (а оно всегда индивидуально личностно) отнюдь или далеко не всегда путем логики, знания и т. д. Гораздо чаще оно формируется иррационально, через мир чувств, слепой веры. Поэтому воздействует именно и прежде всего на этот уровень человеческого существования. И почти всегда это приводит к формированию и распространению самых низменных чувств: ксенофобии , ненависти, нигилизма. И по-другому, на наш взгляд, бытие идеологии не возможно.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Скрынник Виталий Николаевич

  • Толерантность и ксенофобия. Смысл и реальность

    2017 / Скрынник Виталий Николаевич
  • Национально-государственная идеология

    2015 / Мишуров Иван Николаевич, Мишурова Ольга Ивановна
  • Социокультурная и мировоззренческая идентичности молодого специалиста: горизонты манипулятивного воздействия

    2016 / Султанов Константин Викторович, Федорин Станислав Эдуардович
  • Парадигма и идеология общества позднего модерна

    2016 / Зуляр Юрий Анатольевич
  • Как идеи превращаются в идеологии: Российский контекст

    2012 / Кара-мурза А. А.
  • Философия как идеология

    2017 / Межуев Вадим Михайлович
  • К проблеме соотношения индивидуального и общественного: парадигмы

    2016 / Кузнецов Николай Степанович
  • Идея культуры: от трансцендентного к имманентному. (о философии в СССР после Октября?)

    2007 / Неретина Светлана Сергеевна
  • Наука и идеология солидарности

    2016 / Самарская Елена
  • Утопичность и реальность феномена «Либеральной империи»

    2007 / Краснухина Е.К.

The role and influence of ideology in structuring the ontology of society, all its internal connections and relations in all spheres of public life, has long been beyond doubt. People do this or that because they think so, decide so, believe so, because it is these ideas that motivate their actions. And the importance of social institutions that produce these ideas, formalize their existence in the mind of a man in the modern world can not be overemphasized. Formally, these institutions (schools, authorities, mass media, etc.) never go along the path of forming a destructive, xenophobic worldview . Why does it exist? Here, in our opinion, there are two reasons. The first one is the social institutions themselves, first of all the state (by state we mean the government) quite often pursue not the public good as a goal, but its own selfish interests first of all, to preserve and retain power, not disdaining any means. Power is by no means altruistic, and if there are no deterrent factors (for example, developed civil society), then it has the misfortune to follow its personal and corporate interests. Ideology is one of the most important, if not the most important, instrument for the implementation of these interests. Secondly, ideas turn into a worldview (that is always individual personal) by no means or not always by means of logic, knowledge, etc. Much more often it is formed irrationally, through the world of feelings, blind faith. Therefore, it affects precisely this level of human existence, above all. And almost always this leads to the formation and dissemination of the most baseless feelings of xenophobia , hatred, nihilism. In our opinion, the existence of ideology is not possible in another way.

Текст научной работы на тему «Идея, мировоззрение и идеология. Попытка сравнительного анализа»

408_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 4

УДК 140.08:316 (045) В.Н. Скрынник

ИДЕЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ. ПОПЫТКА СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Роль и влияние идеологии в структурировании онтологии общества, всех его внутренних связей и отношений во всех сферах общественной жизни ни у кого уже давно не вызывает сомнений. Люди поступают так, потому что они так думают, так оценивают, так верят, потому что именно эти идеи являются побудительными мотивами для их действий. И значение социальных институтов, продуцирующих эти идеи, формализующих их бытие в сознании человека в современном мире? трудно переоценить. Формально эти институты (школы, органы власти, массмедиа и т.д.) никогда не идут по пути формирования деструктивного, ксенофобского мировоззрения. Почему же оно существует? Здесь, на наш взгляд, есть две причины. Первая - сами социальные институты, прежде всего - государство (под государством мы понимаем органы управления), достаточно часто преследует как цель не общественное благо, а свои корыстные интересы: прежде всего - сохранение и удержание власти, не брезгуя никакими средствами. Власть отнюдь не альтруистична, и, если нет сдерживающих факторов (например, развитое гражданское общество), то оно будет следовать своим личным и корпоративным интересам. И идеология - один из важнейших, если не самый важный, инструмент осуществления этих интересов. Во-вторых, идеи превращаются в мировоззрение (а оно всегда индивидуально - личностно) отнюдь или далеко не всегда - путем логики, знания и т. д. Гораздо чаще оно формируется иррационально, через мир чувств, слепой веры. Поэтому воздействует именно и прежде всего на этот уровень человеческого существования. И почти всегда это приводит к формированию и распространению самых низменных чувств: ксенофобии, ненависти, нигилизма. И по-другому, на наш взгляд, бытие идеологии не возможно.

Ключевые слова: идея, идеология, мировоззрение, этатизм, ксенофобия, конформизм, индоктринация, либерализм, симулякр.

Понятие «идеология» уже давно вышло за пределы философских и научных концепций и не рассматривается только как некий познавательный конструкт. Доказательством этого является не только то, что это понятие вошло, допустим, в Конституцию РФ. Без него не обходится ни одно политическое шоу на телевидении, оно беспрерывно присутствует на страницах СМИ. Более того, оно прочно вошло в общественное сознание и в систему образования - от вузов до школ. Вопрос только в том, насколько дефинитивно данное понятие или сколько смысловых значений оно имеет. Количество определений, которые существуют в философской и научной (политология, социология, юриспруденция и т.д.) литературе, на наш взгляд, приближается к количеству определений понятия «культура», если не обошло его. И совершенно очевидно, что данные определения отнюдь не синонимичны, а, наоборот, достаточно различны, вплоть до дихотомий и взаимоисключений. Более того, многообразие «рядоположенных» понятий, лишь два из которых (идея и мировоззрение) мы выделили в названии статьи, серьезно затрудняют понимание сущности идеологии. Не хватит никаких кругов Эйлера, чтобы определить четкое взаимоотношение данных понятий. И мы уверены в том, что очень часто происходит простая подмена понятий. В теории это очень даже возможно. Точка зрения, подход, мнение и т. д. - лексикон социальных наук, и с этим трудно что-либо поделать. Таков объект. Но интересно, что именно понятия мировоззрения и идеологии очень серьезно структурируют подобные интерпретации. Истина подменяется смысловыми значениями. Вершиной данного отношения к познанию, на наш взгляд, стало понятие дискурса. Мало того, что однозначно его мало кто понимает. Дело в том, что его вообще мало кто понимает. Очевидно одно - данное понятие однозначно выводит, как минимум, философию за рамки поиска истины и окончательно сводит все к поиску смыслов. По большому счету, в философии так было всегда. Но если социальные науки действительно хотят претендовать на этот статус, то необходимо уяснить, что теория конвенционализма здесь просто недопустима, ибо истина не может быть продуктом договора ученых.

Не претендуя на истину в последней инстанции (все-таки мы находимся в рамках философии, хоть и социальной), попробуем разобраться в содержании понятий «идея», «мировоззрение», «идеология» и, по возможности, в их социальном бытии, т. е. в их социальных функциях. Ибо в обществе всё, что создано людьми в процессе развития цивилизации, носит функциональный характер и определения социальных явлений всегда даются через их сущностные функции - несмотря на наличие у любого социального явления многих других. Простейший пример - государство: оно многофункцио-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

нально. Главное выделить сущностную функцию и, как следствие, не сводить эту сущность к одной, пусть даже очень важной, функции. Классическим примером является марксистское определение государства через его исторически существовавшую классовую функцию.

Чтобы попытаться понять функции этих трех понятий, вынесенных в название статьи, необходимо вспомнить, что существуют два уровня сознания - общественное и личностно-индивидуальное. Разумеется, эти три понятия (да и вообще все понятия философии и науки) - продукт индивидуального сознания, ибо у любой идеи, чем бы потом она ни становилась, есть «автор». Мы не знаем, кто первый изобрел колесо, но такой человек был. Чтобы существовать и продуцироваться в будущем, любая идея должна стать достоянием общественного сознания. И неважно, что это - сказки и мифы или философские идеи и научные знания. Лишь только вследствие этого они приобретают онтологическое существование или бытие. Идея естественных прав Дж. Локка смогла «овладеть массами» лишь после опубликования его трудов, принятия «Декларации независимости США» и «всеобщей декларации прав человека» ООН. Именно идею Локка мы попробуем использовать как «лакмусовую бумажку» при анализе понятий идея, мировоззрение, идеология.

Начнем с понятия «идея». Определение, которое чаще всего используется во многих трудах и учебниках, сводится к тому, что это основная мысль, которая лежит в основе любой теоретической системы и любого мировоззрения. Здесь мы согласны лишь со второй частью. По нашему мнению, то, что идеи существуют лишь на уровне теоретического знания, что как бы нивелируется уровень эмпирического восприятия, - не верно. Большинство идей, определяющих поведение социальных субъектов, вообще не имеют отношения к теоретическому уровню и уж тем более к философскому или научному знанию. Но вопрос всё-таки в другом. Во-первых, становятся ли идеи мировоззрением? Разумеется. И дело не в количестве разделивших и принявших эту идею, ставшую побудительным мотивом их поведения. Это может быть группа людей, исповедующая по каким-то причинам одну из форм асоциального поведения; или люди, придерживающиеся моральных принципов, атеисты или верующие, сторонники либеральных идей или законченные этатисты. Абсолютное большинство людей никогда вообще (за исключением школьного периода, да и то далеко не все) не держали в руках ни одного научного и, тем более, философского труда. Значит ли это, что они не имеют мировоззрения, что у них нет никакого «руководства к действию»?

Однако мы можем поставить вопрос и по-другому. Становится ли при этом идея идеологией? Существует ли идеология только на уровне теоретического знания или только общественного сознания? И что с ней происходит, когда она становится достоянием индивидуального сознания? В конце концов простой вопрос: традиционализм в первобытном обществе, определяющих и сознание, и поведение всех без исключения людей, - это идеология? И, как следствие, вполне очевидным становится вопрос: чем идеология отличается от мировоззрения и чем тут нам могут помочь круги Эйлера?

Рассмотрим само понятие «мировоззрение». «Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» . Данное определение рассматривает мировоззрение как часть общественного сознания. Но каково его бытие? Как и в чем или в ком оно существует? Разве книги, философские труды, опубликованные научные изыскания и т.д. - это мировоззрение? Совокупность моральных принципов, зафиксированных в Библии или в учебнике по этике - это мировоззрение? На наш взгляд, всё это лишь идея или совокупность идей, высказанных субъектами духовной деятельности. Вернемся к локковской теории естественных прав. Это мировоззрение? Отнюдь. А если да, то только самого Локка. Опубликованная, ставшая фактом общественного сознания, эта теория все равно останется лишь идеей и не становится мировоззрением. Таковым оно будет только тогда, когда станет достоянием множества индивидуальных сознаний. Именно так и только так мировоззрение приобретает бытие. Только так «сущность приобретает существование». А мировоззрение всегда является побудительной силой для реальных действий и поступков конкретных личностей. Например, государство может сколько угодно продуцировать идею этатизма, вечный культ самого себя (Великая римская империя, третий Рим в России или лозунги Бенито Муссолини). Но до тех пор, пока это не будет разделяться хотя бы небольшой частью индивидуумов, не говоря о большинстве, это не станет мировоззрением. Любой продукт общественного сознания - лишь идея или комплекс идей и не более того.

Можно сделать два очень важных для последующего исследования вывода. Во-первых, мировоззрение всегда индивидуально-личностно и, при этом, окрашено в эмоционально-личностные цвета. Оно задействует оба уровня сознания - и чувственно-иррациональный, и рационально-логический. Притом у большинства людей проявляется склонность к первому уровню. Как следствие, мировоззрение всегда носит субъективный характер, ибо требовать от личности объективности, тем более - абсолютной объективности, попросту невозможно. Во-вторых, что более важно, мировоззрение всегда многообразно, ибо черпает идеи (правда, не всегда) из достаточно большого количества источников. По крайней мере в развитых странах давно прошли времена моно-источникового мировоззрения каким, например, было мировоззрение людей в эпоху средневековья. Сегодня просто невозможно «отгородиться» от иных источников. Практически повсеместно обязательное среднее образование - в какой-то мере залог этому. Можно не принимать эти идеи, например научные, но не знать их просто невозможно. И неправильно считать, что мировоззрение всегда позитивно, ибо ненависть и ксенофобия - такая же данность современных цивилизаций. Ведь даже в Бога каждый из правоверных верит по-своему и нелюбовь к другим «неправоверным» тоже имеет градации. Более того, в мировоззрении могут уживаться противоположные, даже взаимоисключающие идеи. Прекрасным примером является Луис Лики, антрополог, проводивший раскопки в районе Олдувайского ущелья. Будучи сыном английского миссионера в Кении, он был глубоко верующим человеком и при этом разделял взгляды Дарвина на происхождение человека.

И, все-таки, более подробно мы остановимся на понятии «идеология». Нам кажется, что достаточно часто это понятие стало подменять, а иногда и полностью заменять, такие слова, как «идея» и «мировоззрение». Общеизвестно, что человеком, который ввел в философский и научный понятийный аппарат слово идеология, был Дестю де Траси, современник Наполеона. Идея заключалась в том, что идеология - это будущая наука о всеобщих законах образования идей (эйдос - прообраз, логос - разум, учение) . Для того времени это был новый взгляд на то, как надо изучать всё многообразие идей, существовавших и существующих. Но учитывая, что де Траси был последовательным сторонником сенсуализма, в частности, Кондильяка, создание подобной науки было заранее обречено. Да и сегодня, на наш взгляд, становится очевидным, что идеология - не наука. Гносеология может и должна рассматривать вопросы о том, как и почему возникают те или иные идеи, но идеология - не наука и наукой никогда не будет.

Рассмотрим одно из наиболее распространенных определений идеологии. «Идеология - совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающих интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношение людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии)» . В этом определении - большое количество составляющих, и некоторые из них, как мы постараемся показать, не имеют отношения к понятию «идеология». Главное же в том, что не просматривается четкое отличие между идеологией и мировоззрением. Если мировоззрение (по определению) «система взглядов», идеология «совокупность системно упорядоченных взглядов». Достаточно «упорядочить» систему взглядов и мировоззрение станет идеологией? Сомнительное утверждение. Однако выделим два важных момента. Во-первых, идеология выражает интересы различных классов (марксизм?) и иных социальных групп (как, например, студентов?). Во-вторых, выделяется два типа идеологий: консервативные, т. е. поддерживающие власть; и революционные, направленные на разрушение данной власти. И если первое, на наш взгляд, действительно отражает именно сущность идеологии, то второе к ней не имеет отношения, а, точнее, дихотомично идеологии.

Необходимо отметить, что существует другая, несколько расширительная трактовка идеологии, признающая за ней любую систему правовых, этических, эстетических, религиозных и даже философских взглядов. И чем это отличается от просто системы упорядоченных идей, не объясняется. Например «Всеобщая декларация прав человека» - это продукт идеологии или просто система упорядоченных взглядов? Другая точка зрения, разделяемая многими, прежде всего политологическая, т. е. сводит идеологию к системе политических взглядов, к сфере политики и политических отношений. Что, на наш взгляд, гораздо ближе к истине. В этой концепции существует классификация различных типов идеологии. В основном они сводятся к следующим: консерватизм, либерализм, социал-демократизм и фашизм. И здесь существует слишком расширительная трактовка идеологии.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Попробуем изложить нашу точку зрения по данному вопросу. Базовой составляющей здесь является следующее: идеология никогда не была и не будет иметь отношение к научному знанию. Более того, идеология изначально антинаучна. Идеи де Траси не реализовались и не могли реализоваться. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: чем идеология отличается от идеи или комплекса идей, отражающих некую социальную реальность, т. е. является ли любая социальная концепция идеологией или может ли она ею стать? И еще - существует ли личностная идеология, т. е. где идеология обладает бытием: только на уровне общественного сознания или так же и на уровне индивидуального сознания?

Из всего многообразия пониманий и определений идеологии можно выделить два наиболее альтернативных. Ибо всегда при выделении противоположных и даже взаимоисключающих точек зрения, подходов и определений сама проблема становится более определенной и понимаемой. Нас интересует особенно выделение следующих подходов: негативное и позитивное понимание функции идеологии в обществе. Иногда, если рассматривать круги Эйлера, они имеют некий общий сегмент. Первая подразумевает под идеологией процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни. На наш взгляд, это слишком расширительная трактовка, ибо, в данном случае, действительно любую идею или комплекс идей можно интерпретировать как идеологию. Вторая состоит из двух компонентов: «совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса» и «ложные идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти» . Именно К. Маркс и К. Мангейм наиболее четко определили эту концепцию.

Маркс в совместной с Ф. Энгельсом работе «Немецкая идеология» называет идеологию ложным сознанием, так как считает, что любая идеология есть создание или конструирование мнимого образа социальной реальности, которая лишь выдается за действительность, но абсолютно ей не соответствует. В современной философии не так давно появилось понятие, которое определяет данное понимание как симулякр. Еще более конкретно подходил к пониманию и определению идеологии К. Мангейм. Он считал, что любая идеология есть ни что иное, как выражение интересов власти для полной узурпации этой самой власти. А поэтому идеология - это апология власти и ничем другим быть не может. Разумеется, Мангейм имеет в виду определенный тип государства, а точнее - определенный тип режима, продуцируемый государством. Это, прежде всего, тоталитарный и в некоторой степени авторитарный, который очень часто привлекает идеологию как инструмент, укрепляющий единоличную власть, но частенько обходится и без нее, опираясь на голое насилие. Автор данной статьи разделяет именно эту концепцию и в дальнейшем будет придерживаться именно этой точки зрения.

Исходя из всего, что сказано выше, мы можем определить идеологию как комплекс идей, которые выражают интересы (и только их) господствующего класса, социальной группы или партии и навязываются путем идеологического воспитания (и насилия) всему обществу, всем остальным социальным группам. И единственная сила, которая может осуществить это в полном объеме - это государство. Любая, даже самая прекрасная идея превращается в идеологию там и тогда, когда она монополизируется властью. Из этого понимания мы и будем исходить. Поэтому необходимо объяснить те признаки идеологии, которые свойственны, в совокупности, только этой форме общественного сознания.

1. Идеология есть навязываемая всему обществу некая идея, которая используется властью для продвижения своих сугубо корыстных интересов и, прежде всего, интереса удержания и узурпации власти. Разумеется, нигде и никогда невозможно навязать людям любую идею именно и только насилием. И не важно это вера в Бога или светлое будущее. Еретика можно сжечь, инакомыслящего -убить. Но заставить искренне верить в то, что его сознание по каким-то причинам отторгает, - невозможно. Ибо насилие способно лишь «устранять» из общества нонконформистов, но не более. Для того, чтобы сделать идеологию личностным мировоззрением, используются другие механизмы и, прежде всего, идеологическое воспитание всех слоев общества.

2. Но даже этот механизм не смог бы проникнуть во все социальные слои населения, сделать некую идею символом веры. Эта идея с необходимостью должна быть прекрасной, привлекательной и даже абсолютной, похожей, в некотором смысле, на платоновские «эйдосы». Она не должна иметь никаких изъянов и потому не может быть подвергнута никакой критике, Она должна затрагивать, прежде всего, иррациональный уровень человеческого бытия, мир его чувств и мечтаний. Логика выступает здесь (например, изучение марксизма) лишь некоторым довеском, да и то доступной далеко не всем. Эта идея всегда выполняет иллюзорно-компенсаторную функцию, создает иллюзии, которые позволяют субъекту переносить все тяготы его реальной жизни и свято верить в прекрасное будущее.

Это может быть вера в Бога (загробную жизнь), коммунизм, тысячелетний Рейх и т.д. И, разумеется, эта идея не может быть достижимой, она действительно является вечным симулякром. Поколения сменяются, но идеология продолжает - стремление к бесконечно недостижимой цели.

3. Разумеется, превратить свой интерес в интерес всего общества, превратить свой интерес во всеобъемлющую идеологию не сможет никакая социальная группа, партия класс и т.д., если она не будет обладать властью. Притом не просто властью, властью абсолютной и не ограниченной. Только в случае полной монополизации власти возможно сосредоточить в своих руках все механизмы воздействия на сознание людей данного общества - от средств массовой информации до образования и культуры. Известное высказывание Геббельса «дайте мне средства массовой информации, и я из любой нации сделаю стадо скотов» с успехом реализованное в нацистской Германии, всё объясняет. Но, в любом случае, это возможно только тогда, когда успешно будет реализован план практически поголовного этатизма, слепой веры во власть, в непогрешимость ее слов и действий. И стать реальностью это может только тогда, когда абстрактные лозунги персонифицируются в образе лидера (нации, класса, государства), лидер должен конкретизировать в себе, воплощать все лучшие человеческие качества. Вера не должна быть абстрактной. «Партию любить нельзя, а человека можно», - это высказывание одного из персонажей романа Оруэлла еще раз подтверждает, что идеология всегда опиралась и будет опираться на мир чувств, т. е. уровень иррационального . Так возникает Большой брат, так возникает культ личности.

4. И как законченная система это может существовать только в тоталитарных режимах. Разумеется, элементы идеологии могут проявляться и в других, но это не будет являться сущностным аспектом существования этих режимов. В демократических это просто невозможно. Мягкие авторитарные режимы часто играют в «имитацию», сохраняя видимость свободы слова, многопартийности, выборности власти, конституционного запрета на единую идеологию и т. д. Но тогда они лишаются возможности идеологизировать общество, ибо даже при имитационной демократии всегда найдутся люди, социальные группы, сословия, которые не будут принимать данные идеологические постулаты. Разумеется, власть будет с ними бороться, объявляя их «противниками порядка», «деструктивными элементами», «маргиналами» или «национал-предателями». И заканчивается это практически всегда прямым насилием над «инакомыслящими», что приводит к диктатуре. А диктатура в идеологии практически не нуждается.

5. Отрицание и подавление всех иных идей (вместе с их носителями), хоть в чем-то противоречащих данной идеологии, имеет одно очень важное следствие - бесконечно и безгранично продуцируемая ксенофобия. Она приобретает характер государственной политики. Но ксенофобию невозможно постулировать и, тем более, навязать всему обществу просто как абстрактные лозунги. «Зло» должно быть персонифицировано, должны всегда существовать как внутренние, так и внешние враги. Примеров много: империалисты, евреи, гейропа, НАТО и т.д. - внешние враги, ибо мы всегда в осажденной крепости, нас хотят уничтожить, поработить, подчинить. Буржуазия, кулаки, троцкисты, национал-предатели (понятие, появившееся с легкой руки Гитлера в подвалах мюнхенской пивной Lowenbrau) - внутренние враги. Более того, если врагов в действительности нет, их надо выдумать. Идея Сталина о том, с приближением к окончательному построению коммунизма классовая борьба будет только нарастать, послужила идеологической базой репрессий и привела к Гулагу. Идеи Гитлера о еврейско-масонских заговорах против арийской расы привела к Холокосту. Насилие над врагами (пусть это даже просто диссиденты) должно быть не просто идеологически обосновано, оно должно признаваться и одобряться абсолютным большинством населения. И в этом «народ и партия едины». Полная индоктринация.

6. Как следствие, идеология на только не может быть наукой, она может быть исключительно «наукообразной». Все попытки логического обоснования идеологических принципов и идей носят характер, очень похожий на пять доказательств бытия Божия Фомы Аквинского. Вера не может основываться ни на какой логике. Что случается, если это пытаются соединить, очень хорошо показала инквизиция. Именно это и приводит к возникновению примерно двадцати семи концепций марксизма. Идеология всегда взывает прежде всего к чувствам, к миру иррационального. Логику можно опровергнуть; веру - практически никогда. Вера традиционалистична (в это верили и за это боролись наши предки), она легко воспринимается, она порождает эффект массового сознания, эффект единства и сплоченности в мыслях и действиях. А массовое сознание всегда алогично. Это очень хорошо подметил еще Фрэнсис Бэкон: «Разве люди не склонны верить в истинность предпочтительного и

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

стараться всячески поддерживать и обосновывать то, что однажды уже приняли, к чему привыкли и в чем заинтересованы? Какова бы ни была значимость и число обстоятельств, свидетельствующих о противном, их или игнорируют, или же превратно истолковывают» .

7. И еще одно следствие - идеология пронизана духом мифологичности, да она и сама является мифологией. Это оправдано и политически, и, что интересно, психологически. Психологи давно пришли к выводу, что люди больше склонны верить мифам и слухам, чем фактам и цифрам. Миф не нуждается в знаниях, логическом анализе, сложном мыслительном процессе. Он взывает к чувствам и вере, он гораздо более понятен простым людям, чем все логические постулаты и системы доказательства. Мифы, во многом, спонтанны, создаются не только идеологами, которые преследуют вполне конкретные цели. Но нас интересуют именно «рукотворные» мифы. Их множество, но вершиной данной системы, а это именно система, является мысль о полной непогрешимости самой власти в целом и конкретных политических лидеров в частности. Без этого вера слаба. Тем не менее, власть -это тоже люди, со всеми слабостями и просто недостатками. Разумеется эту проблему достаточно легко, особенно сегодня, решают массмедиа. Однако этого не достаточно. Их власть, власть элиты, должна опираться на самые благородные, почти священные для большинства людей сущности: традиции и патриотизм. И с необходимостью возникает еще один очень важный мифологический конструкт: пантеон героев прошлого, творцов этого прекрасного настоящего и подаривших нам возможность создать еще более прекрасное будущее. От Владимира до героев-панфиловцев - у нас; от нибе-лунгов до героев Рейха - у нацистов. Главное, что лидеры нынешнего - прямые наследники своих великих предков, и поэтому их власть священна и покушение на нее - противоестественно. Ибо это покушение на всё, что для нас ценно, что составляет смысл нашего бытия. Да, было время, когда разрушались церкви и уничтожались ее служители. Но пришла война и как быстро власть обратилась к образу Сергия Радонежского. И не то ли самое происходит сегодня?

8. И, может быть, самое главное. Монополизм на духовную жизнь, безумная ксенофобия, уничтожение «инакомыслия» и т.д. - это, все-таки, только средства, Главной же целью идеологии является полное изменение человеческого сознания. У Оруэлла главным врагом системы является инакомыслие. Но чтобы оно было возможным, люди должны обладать хоть фрагментарной способностью к мышлению. И свободомыслие не способно возникнуть из слепой веры, не нуждающейся в знаниях и логике, в способности самостоятельно делать выводы и строить умозаключения. Тоталитарная система всегда создает совершенно определенный тип мировоззрения - конформистское. И удивительно интересно наблюдать за людьми, иногда даже не за одним поколением, когда тоталитарный режим рушится. Воспитанные на обожании власти, абсолютной вере в ее непогрешимость, не способные иметь свою, отличную от официальной, точку зрения, никогда не знавшие свободы и не понимающие, зачем вообще она нужна, удивительно легко способны отказаться от предлагаемой им демократии, свободы слова и, даже, от своих собственных прав, прав человека. И готовы вновь отдать свою жизнь и свое (и не только свое) будущее в руки государства, т.е. аппарата управления. И потому так часто после нескольких лет эйфории личной свободы и попыток построить хотя бы основы демократии и демократических ценностей, приходит время авторитарных режимов. Нет, тоталитарные системы, адекватные прошлым, уже не возродятся. Но многие принципы их идеологий возвращаются и вполне сознательно продуцируются властью. И вновь конформизм проникает в лично -стное сознание, становится ее серьезной составляющей; результат - слабость гражданского общества и ничем не ограниченная власть государства, как аппарата управления.

Обобщим всё выше сказанное. Идеология возможна лишь тогда и только там, где и когда реализуются основные принципы тоталитарной системы: монополия власти на собственность, политическое господство и, главное, на духовную жизнь общества. С разрушением этой монополии рушится и сам тоталитарный режим. И происходит это только тогда, когда осуществляется секуляризация всех сфер общества от тотального контроля со стороны государства, когда административный ресурс сменяется властью закона. Идеология в данном случае просто невозможна, ибо приходит время многообразия. Многообразие - могильщик тоталитарных систем, приговор любой идеологии. Классическим примером являются реформы Горбачева. Введение частной собственности (закон «О кооперативах»), введение многопартийности, и, главное, свобода слова - и тоталитаризм рухнул в несколько коротких лет. Сущность потеряла существование, если несколько перефразировать Гегеля. Известна мысль: где исчезает вера, стены церкви рушатся.

В современной философии есть концепции, которые мы однозначно разделяем. Они, по нашему убеждению, являются продолжением, более расширенной трактовкой идей Маркса и Мангейма. В этих концепциях идеология выступает в виде «закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэлмон, Х. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты» .

Что же тогда, с нашей точки зрения, выделяемые сегодня такие «идеологии», как либерализм, консерватизм, гуманизм? Обратимся вновь к К. Мангейму. Выделяя формы «утопического» сознания (всё, что вне рамок идеологии и противоречит идеологии), он говорит о «либерально-гуманистических идеях», «консервативных идеях» и т. д. . Именно идеях, ибо эти системы не являются идеологическими конструктами. Разумеется, власть в демократических режимах, оставляя за собой право пропаганды этих идей, способствует (в том числе через воспитание и образование) их реализации, осуществлению их бытия. Но, и это самое главное, власть в лице государства дает человеку право выбора: во что верить, каким идеям следовать, какие ценности разделять и отстаивать. Государство защищает многообразие во всех сферах общества и, особенно, духовной. Да, власть будет запрещать определенные идеи, оно будет сурово наказывать за попытку их осуществления в социальной практике. Но именно потому, что эти идеи асоциальны, что они носят ксенофобский характер, призывают к ненависти и вражде. Поэтому в демократических системах они всегда вне закона. Либерализм, консерватизм, гуманизм - это совокупность идей о ценностях; они аксиологичны, но отнюдь не монолитны и однообразны. В рамках того же либерализма существуют несколько равноправных «подсистем» с достаточно непохожими взглядами: радикальный либерализм, умеренно-гуманистический либерализм и даже консервативный либерализм. Это совокупность ценностных идей, на уровне индивидуально-личностного сознания становящихся мировоззрением. Но это мировоззрение - результат свободного выбора свободного человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бэкон Ф. Сочинения в 2 томах. 2-е испр. и дополн. изд. Т. 1 М.: Мысль, 1977. 567 с.

2. Иванова А.С Начала идеологии. Антуан Дестю де Траси и его наука об идеях // Вопросы философии. 2013. № 8. С. 146-149.

3. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 98-212.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. собр. соч.: в 46 т. Т. 3. М.: Мысль, 1955. 346 с.

5. Идеология (Г.Ю. Семигин) // Новая философская энцикл.: в 4 т. М.: Мысль, 2010.

6. Оруэлл Дж. 1984. М., Прогресс, 1989. 312 с.

7. «Политология» учебник МГИМО. Изд. Прспект, 2008. 618 с.

8. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. 840 с.

Поступила в редакцию 17.10.17

IDEA, WORLDVIEW AND IDEOLOGY. ATTEMPT OF COMPARATIVE ANALYSIS

The role and influence of ideology in structuring the ontology of society, all its internal connections and relations in all spheres of public life, has long been beyond doubt. People do this or that because they think so, decide so, believe so, because it is these ideas that motivate their actions. And the importance of social institutions that produce these ideas, formalize their existence in the mind of a man in the modern world can not be overemphasized. Formally, these institutions (schools, authorities, mass media, etc.) never go along the path of forming a destructive, xenophobic worldview. Why does it exist? Here, in our opinion, there are two reasons. The first one is the social institutions themselves, first of all the state (by state we mean the government) quite often pursue not the public good as a goal, but its own selfish interests - first of all, to preserve and retain power, not disdaining any means. Power is by no means altruistic, and if there are no deterrent factors (for example, developed civil society), then it has the misfortune to follow its personal and corporate interests. Ideology is one of the most important, if not the most important, instrument for the implementation of these interests. Secondly, ideas turn into a worldview (that is always individual - personal) by no means or not always by means of logic, knowledge, etc. Much more often it is formed irrationally, through the world of feelings, blind faith. Therefore, it affects precisely this level of human existence, above all. And almost always this

Идея, мировоззрение и идеология. Попытка сравнительного анализа_415

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 4

leads to the formation and dissemination of the most baseless feelings of xenophobia, hatred, nihilism. In our opinion, the existence of ideology is not possible in another way.

Keywords: idea, ideology, worldview, etatism, xenophobia, conformism, indoctrination, liberalism, simulacrum.

Скрынник Виталий Николаевич, Skrynnik V.N.,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Candidate of Philosophy, Associate Professor

и гуманитарных дисциплин at Department of philosophy and humanities

Института истории и социологии of Institute of History and Sociology

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Идеология - это систематизированная совокупность идей, связанных, прежде всего, с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования.

Идеология предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности.

На первый взгляд идеология - лишь одно из проявлений мировоззрения, культуры. Идеология, как и культура в целом, регулирует социальные отношения: представляет систему образцов мышления и деятельности; в идеологии, как и в культуре, значительное место занимают знаковые структуры.

Термин «идеология» впервые был использован в конце XVIII - начале XIX в. французским философом и экономистом Д. де Траси. Первоначально в идеологии реализовывалась критическая направленность ума энциклопедистов, их желание развенчать философские иллюзии и религиозные предрассудки. Идеология понималась как «наука об идеях».

В марксизме идеология рассматривалась как выражение ограниченного классового интереса. Вместе с тем в условиях совпадения классового интереса с основными тенденциями развития общества идеология становится эффективным средством социального переустройства.

Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости ее исходных принципов, в явной апелляции к интересам человека, в претензии на всеобщность (стремление выдать социально и исторически ограниченный интерес за интерес всеобще-исторический). В то же время ее особенностью является конкретность, зримость лозунгов, нечувствительность к противоречиям в выводах, формальность изложения.

Указанные особенности идеологии связаны с ее социально-орга- низующими функциями. Попытка отказаться от признания идеологии как механизма социальной регуляции привела ряд западных мыслителей (Р. Арон, Д. Белл, К. Поппер) к идеям деидеологизации общества. «Конец идеологии» оценивался как конец борьбы политических интересов. Согласно этим представлениям в индустриальном обществе воцаряются рыночные отношения как универсальный тип социальных отношений, принцип максимизации полезности становится ведущим принципом человеческого поведения. При этом экономическая наука, изучающая эти отношения, станет универсальной наукой об обществе.

В условиях постиндустриального общества в 70-80-х гг. XX в. на смену концепции деидеологизации приходит концепция реидеологизации (Р. Арон, Д. Белл, Э. Шилз). Процесс реидеологизации означал возрождение интереса к базисным человеческим ценностям. Одновременно, приобретают новое звучание мифологические компоненты идеологии.

Существуют две тенденции в процессе реидеологизации. Одна, неоконсервативная, связана с усилением идеологического компонента в процессе национально-культурного сплочения: идеология придает смысл традиции, традиция «освящает» идеологию. Другая, либеральная версия, ставит задачей формирование новой «глобальной» идеологии как основы планетарного единства.

Идеология тесно соприкасается с такими феноменами, как миф, культура, философия, обыденное сознание, утопия. Хотя идеология облекает свои идеи в рациональную форму, она не требует доказательств в полном смысле слова: процедура обоснования идеологических положений, по сути, есть лишь демонстрация причастности их к миру абсолютной справедливости, блага, истины.

Тем не менее, идеология не тождественна мифу. Способность выдавать желаемое за действительное, сближающее идеологию с мифом, основывается на аргументе «от науки». Идеолог-жрец надевает маску ученого и говорит: «Иного не дано», поскольку это последнее слово науки.

У идеологии нет собственного голоса, она говорит голосом науки, но может заговорить и голосом религии, и голосом морали, и голосом искусства. Идеология стремится поглотить культуру, пользуясь ее знаково-символической стороной. В переломные, экстраординарные периоды развития общества идеология, как правило, вступает в союз с утопическим сознанием; в «нормальные», спокойные периоды идеология «подключается» к философии, к искусству, к нравственности, к религии, стремясь поглотить их.

Однако основная функция идеологии в обществе заключается не в рассуждениях о существующем, а в социальной мобилизации, организации и определении четких целей социального действия.

Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования.

Идеология в широком смысле слова – это система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами.

Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты-от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности.

Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты - индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей.

Уровни функционирования:

· Теоретико-концептуальный уровень образуют литературные сочинения - статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.

· программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.

· обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.

Идеология и политика. Основные функции идеологии.

Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия людей в осуществлении политики. Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.

Идеология, как правильно отмечают исследователи, является «действенным и незаменимым социальным инструментом, посредством которого вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей» (В.А. Мельник).



Основные функции идеологии:

- Интегративная - объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.

- Аксиологическая – производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.

- Мобилизующая - посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).

- Прогностическая – идеология является специфическим инструментом социального прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, - он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность.


Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.



Идеологию часто отождествляют с мировоззрением. Это действительно схожие явления, но все же они не есть одно и то же. Их подобие проявляется главным образом в том, что и одно и второе служат средством обеспечения ориентации человека в окружающей действительности.

Однако между ними существуют и принципиальные различия :

1) Мировоззрение и идеология различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это – понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентаций, нравственных установок, принципов деятельности. Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения.

2) В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Именно благодаря знаниям, прежде всего научным, человек лучше ориентируется и оценивает окружающую природную и социальную реальности. В содержании каждой идеологии также в той или иной мере присутствуют научные знания, но здесь они носят избирательный характер и используются с целью обслуживания интересов тех или иных групп людей.

Идеология, в сущности, есть особый тип верований, поскольку её постулаты принимаются носителями в качестве истинных без строгих доказательств.

Идеология и мировоззрение

Прежде чем рассмотреть взаимодействия названных явлений, уточним наши представления о мировоззрении людей, как специфическом феномене их сознания. Назовем сущностные характеристики мировоззрения.

Характеристика 1. Мировоззрение каждого человека – это совокупность идей, формирующая в его сознании представление о мире в целом. Другими словами, это целостный взгляд человека на мир. Именно мир, а не на отдельные разрозненные его фрагменты.

Характеристика 2. Мировоззрение не формируется у человека в одночасье, в какой-то короткий период его жизнедеятельности. Как правило, оно обретает относительно законченный вид в результате достаточно длительного периода познания человеком явлений действительности.

Характеристика 3. У подавляющего большинства людей мировоззрение – это не совокупность, а именно система идей о мире. То есть мировоззрение как система идей характеризуется относительно целостным взглядом человека на мир; координацией и субординацией идей, его формирующих; их взаимодополнением друг друга; возникновением в сознании человека взгляда на мир, несущего в себе интегральную информацию о нем.

Словом, мировоззрение, как система взглядов, позволяет человеку сформировать свое представление не об отдельных фрагментах бытия, а представление, понимание мира в целом.

Мировоззрение как система устоявшихся взглядов человека на мир достаточно трудно поддается изменениям. Вместе с тем, данный посыл не дает право рассматривать его как некую догму, константу, не изменяющуюся вообще. Мировоззрение изменяется, но не под воздействием каких-то случайных, малозначимых факторов общественного бытия, а под воздействием очень важных, значимых явлений в жизни людей.

Характеристика 4. Мировоззрение – это система идей о мире в целом, определяющая отношение человека к действительности и направления его деятельности, направления его практических действий. Скажем иначе, каждое свое действие человек, хочет он этого или нет, соизмеряет, «согласует» со свом мировоззрением.

Таким образом, по своей сущности мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, сформировавшаяся в процессе его бытия, определяющая его отношение к действительности и направления деятельности. Нами приведено определение мировоззрения, отражающее его сущностные характеристики. Их, по нашему мнению, можно и нужно дополнить его содержательными признаками.

Признак первый. Содержание мировоззрения человека – это единство его мироощущений, миропонимания и картины мира. Мироощущение – это процесс отражения явлений действительности на уровне чувств. Можно сказать, что мироощущение – это чувственное мировоззрение человека. Мироощущения людей, как правило, так же представляют из себя систему, но только не идей, воспроизводящих сущность явлений действительности, а их чувств. Последние чаще всего отражают явления действительности в лучшем случае на уровне их содержаний, но не сущностей. Правда, и в этом плане бывают исключения.

Мироощущения, так же как и идеи, формирующие мировоззрение людей, воссоздают представление о мире в целом, ориентируют на практические действия. Главное различие между мировоззрением и мироощущением человека в том, что последнее приоритетно строится на базе чувств, в то время как первое предполагает работу, прежде всего, интеллектуальной составляющей сознания людей.

Другими словами, мироощущение человека есть не что иное, как совокупность его чувств, отражающих мир в целом, сформировавшаяся в процессе его жизнедеятельности, определяющих его отношение к действительности.

Диалектику взаимодействия мироощущения и мировоззрения человека можно представить в виде следующих аксиом.

  1. Мироощущение человека является чувственным основанием его мировоззрения. Более того, чем богаче, разнообразнее мироощущение человека, тем продуктивнее, интенсивнее формируется его мировоззрение.
  2. Мироощущение – не только основание, но и необходимая часть мировоззрения человека.
  3. Мировоззрение, сформировавшись, не может полностью заменить мироощущение человека. Последнее сохраняет свою значимость для человека на протяжении всей его жизнедеятельности.
  4. Мировоззрение, как правило, позволяет человеку более глубоко, чем мироощущение, понять сущность окружающего его мира.
  5. У подавляющего большинства людей мировоззрение является лидером в его связке с мироощущением.

Таким образом, отождествление мировоззрения человека с его мироощущением чревато ошибками, сведением более сложного, более значимого феномена к более простому, менее значимому. При этом еще раз заметим, что, ведя речь о мировоззрении человека нельзя предавать забвению, умалять роль его мироощущения.

Специфично по своей сути такое явление, как миропонимание. В процессе миропонимания сливаются чувственные и интеллектуальные возможности человека. Миропонимание – это процесс, в ходе которого работают все познавательные возможности человека. Оно очень близко к его мировоззрению, работает на него, лежит в его основании. Миропонимание может быть бессистемным, нецелостным, в отличие от мировоззрения человека. Самое главное, оно, как правило, не играет ведущую роль в определении отношения человека к действительности в выборе им направлений своей деятельности. Словом, миропонимание – это процесс чувственно–интеллектуального отражения, познания человеком явлений действительности, мира в целом, определяющий его отношение к нему.

Определенный интерес представляет специфика взаимодействий мировоззрения человека с его миропониманием.

  1. Миропонимание является специфическим механизмом познания человеком явлений действительности. Это обусловливает его участие в процессах формирования, развития и функционирования мировоззрения людей.
  2. Мировоззрение, формируясь, оказывает существенное воздействие на процесс отражения человеком бытия. Другими словами, оно воздействует на миропонимание людьми процессов, происходящих в мире.
  3. Мировоззрение и миропонимание человека в реальной жизни тесно связаны между собой. Можно сказать так, что одного нет без другого. Пожалуй, только в интересах решения задач их познания, названные явления можно отграничивать друг от друга.
  4. Несмотря на их органичную связь, мировоззрение и миропонимание – два феномена сознания людей, обладающие по отношению друг к другу относительной самостоятельностью.
  5. Жизнь приводит нас к пониманию закономерной связи между мировоззрением и миропониманием человека. Как правило, чем более глубоким является миропонимание человека, тем более развито его мировоззрение, как и наоборот.

Мироощущение и миропонимание приводят человека к формированию в его сознании картины мира. Последняя интересна тем, что она есть не что иное, как комплексное, целостное представление человека о мире. В этом плане картина мира сродни мировоззрению. Однако отличается от последнего тем, что она пассивна с точки зрения определения отношения человека к действительности и направлений его практических действий. Очевидно, что без картины мира не может сформироваться полноценное мировоззрение человека. Вместе с тем, было бы ошибкой считать картину мира человека тождественной его мировоззрению. Последние обладают очень важным преимуществом перед картиной мира. Если картина мира формирует интегральный образ действительности, то мировоззрение ставит вопрос о том, как полученные о мире знания следует использовать в интересах его жизнедеятельности. На последний вопрос картина мира не отвечает. Ответ на него дает мировоззрение. В этом самое существенное и принципиальное отличие мировоззрения от картины мира.

Словом, картина мира человека – это результат познания им действительности, комплексное, интегральное, целостное его представление о нем. Проще говоря, картина мира – это интегральный образ бытия, сформировавшийся в сознании конкретного человека.

Таким образом, в содержание мировоззрения каждого человека входят мироощущение и миропонимание им явлений бытия, а также картина мира, как интегральное, комплексное представление о нем.

Признак второй, позволяющий более предметно и глубоко представлять содержание мировоззрения человека. Последнее, как нам представляется, включает в себя его образ, стиль и способ мышления.

Дело в том, что в процессе жизнедеятельности человека у него вырабатывается достаточно устойчивый способ познания, отражения явлений действительности. Он уникален, по сути, неповторим, поскольку уникальны условия жизни каждого человека, неповторима организация его сознания, а значит, всегда специфичен способ познания каждым человеком явлений действительности. Словом, речь в данном контексте идет об образе мыслей человека. Итак, образ мыслей – специфический, сформировавшийся в ходе жизнедеятельности человека, относительно устойчивый способ познания им явлений действительности. В контексте размышлений о мировоззрении людей, он нам интересен как механизм «наполнения» мировоззрения определенной информацией о явлениях действительности.

Способ мышления человека – своеобразное продолжение, развитие его образа мыслей. Так, если образ мышления – это механизм наполнения сознания информацией о явлениях действительности, то способ мышления – это сложившийся в ходе жизнедеятельности человека, специфический, во многом уникальный, механизм оперирования образами о явлениях действительности с целью получения целостной информации о мире. Исходя из такого понимания способа мышления человека, нетрудно заключить, что он является важным звеном мировоззрения людей.

Наряду с образом и способом мышления каждый человек является носителем специфического стиля мышления. Стиль мышления – это устойчивый, во многом уникальный, сложившийся в процессе жизнедеятельности людей механизм использования людьми информации о явлениях действительности в интересах решения задач своей жизнедеятельности.

Словом, если образ мышления – это механизм «наполнения» сознания людей образами, способ мышления – механизм оперирования ими человеком, механизм «раскладывания» образов явлений действительности «по полкам» сознания, то стиль мышления – это механизм превращения информации о явлениях действительности в методологические средства решения практических задач. Очевидно, понимая подобным образом, содержание стиля мышления людей, можно с полным основанием констатировать – он необходимое звено их мировоззрения, поскольку последнее призвано ориентировать людей на определенные практические действия.

Признак третий, характеризующий содержание мировоззрения людей. Последнее, включая в свое содержание образ, способ и стиль мышления людей, не может быть абстрагировано от такого явления как парадигма, методологическая парадигма. Причина этого проста. Ее можно понять, если строго определиться с содержанием парадигмы как специфического методологического явления. Дело в том, что в каждый период общественного развития люди приоритетно используют те или иные методологические средства для решения практических задач. Это и приводит к возникновению, формированию парадигм. Парадигма – есть не что иное, как совокупность методологических средств (приемов, способов, подходов, методов), которые наиболее часто и широко используют люди в тот или иной период общественного развития для решения задач познания и преобразования явлений действительности. Понимая таким образом парадигму, вряд ли нужно приводить аргументы в пользу того, что последняя влияет, а нередко и входит своими элементами в содержание мировоззрения людей. Мировоззрение каждого человека, так или иначе, реагирует на конкретную историческую парадигму. Способно принимать или отвергать последнюю, но не считаться с ней, не учитывать ее роль в познании мира не может.

И все же попытаемся представить взаимодействие мировоззрения человека и общественной парадигмы более предметно.

Первое. Парадигма – это специфическая, приоритетно работающая в конкретный период времени методология. Мировоззрение человека, как правило, формируется, опираясь на «парадигмы», методологии различных исторических периодов.

Второе. Если парадигма – это приоритетная методология конкретного периода исторического развития, то мировоззрение – это систематизированные, устойчивые знания о мире, имеющие практическую нацеленность, нацеленность на решение конкретных задач бытия людей. Работая на практику, они, по сути, превращаются в индивидуальную методологию, личностную парадигму конкретного человека.

Стремясь максимально полно охарактеризовать содержание мировоззрения как специфического феномена, видимо, следует высказать еще одно замечание. С достаточным основанием можно констатировать: реально существуют обыденное, эмпирическое и научное мировоззрение у людей. Обыденное мировоззрение имеет следующие признаки: а) оно формируется в ходе повседневной жизнедеятельности людей; б) приоритеты в его формировании принадлежат, как правило, чувственной ступени сознания; в) это мировоззрение, чаще всего, не отражает явления действительности на уровне их сущности. Как правило, эмпирическое мировоззрение воспроизводит действительность на уровне внешних характеристик явлений.

Научное мировоззрение имеет свои признаки, существенно отличающие его от мировоззрения обыденного. О них речь велась ранее.

Таким образом, понимание содержательно-сущностных признаков мировоззрения позволяет предметно подойти к решению задачи определения взаимодействия идеологии и мировоззрения людей. Представим их взаимодействия в виде ряда взаимосвязанных позиций.

Позиция первая. С известным допуском можно сказать о том, что мировоззрение человека – это его своеобразная внутренняя идеология.

Позиция вторая. Роднит, соединяет идеологию и мировоззрение несколько важных факторов. Во-первых, и идеология, и мировоззрение – это феномены сознания. Во-вторых, и один и другой феномены характеризуются системностью, то есть идеи, их формирующие, находятся в системном взаимодействии друг с другом. В-третьих, идеология и мировоззрение людей имеют практическую нацеленность, определяют отношение людей к действительности и направления их деятельности.

Позиция третья. Идеология и мировоззрение существенно друг от друга отличаются: субъект идеологии – социальная группа, общественное сознание людей ее формирующих, субъект мировоззрения – человек, его сознание; объект идеологии – явления, процессы, входящие в круг интересов конкретных социальных групп, объект мировоззрения – явления, процессы, окружающие конкретного человека, на основе отражения которыйх у него формируется целостный взгляд на мир;диапазон возможностей средств, которыми располагает социальная группа для формирования своей идеологии, как правило, и по количеству, и по качеству отличается от средств, формирующих мировоззрение конкретного человека; на формирование мировоззрений людей, чаще всего, оказывают влияние различные идеологии; ни одна идеология не является простой суммой мировоззрений людей, формирующих ту или иную социальную группу; идеологические установки людей, входящих в ту или другую социальную группу, с разной степенью интенсивности, глубины принимаются или отрицаются их мировоззрениями и т.д.

Выявлены определенные закономерные связи идеологии и мировоззрения. Первая. Практика показывает – чем объективнее, глубже по своему содержанию идеология, тем сильнее она влияет на формирование и развитие мировоззрения людей. Вторая. Чем более развито, адекватно бытию мировоззрение человека, тем более сильное, значимое влияние он может оказать на формирование, развитие и функционирование той или иной идеологии. Третья. В содержании каждого мировоззрения какая–то идеология играет приоритетную роль. Четвертая. Реализация идеологических задач тем продуктивнее, чем адекватнее друг другу содержания идеологий и мировоззрений людей. Пятая. Идеологии всегда формировались и будут формироваться при участии и на базе мировоззрений людей, как и наоборот: формирование мировоззрения каждого человека не происходит вне идеологического влияния, что уже было подчеркнуто ранее. Шестая. Чем более значима социальная позиция человека, тем сильнее его влияние как на формирование, развитие, так и реализацию на практике содержания той или иной идеологии.

В данной работе не ставится цель представить диалектику идеологии и мировоззрения во всей их полноте. Она вдругом – обратить внимание читателя на самые важные, во многом хрестоматийные связи названных явлений, поскольку они нередко игнорируются или трактуются упрощенно.

Понятие идеологии (от греч. Idea - идея, образ и logos слово, понятие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства. В отличие от объективистски-рационального, логически выстроенного теоретического представления соответствующих социальных программ, идеологический способ представления знаний оперирует концептуально - теоретическими и эмоционально-психологическими средствами , обращается к соответствующей системе ценностей, интересов, образов, символов, лозунгов, политических симпатий и антипатий, программ действия, обеспечивая своего рода посредническую связь между научно-теоретическим и естественно-обыденным взглядом на мир и выступая в зависимости от отстаиваемых приоритетов как объединяющий, консолидирующий или разъединяющий фактор общественного сознания .

История идеологии показывает неоднозначное к ней отношение, как на современном этапе, так и в прошлом – от объявления ее надуманным, искусственным, и даже вредным, духовным образованием, от которого человечество должно избавиться, до признания ее как необходимого элемента консолидации общества. Отметим, что в конце 80-х начале 90-х г.г. 20-го века началась новая критика идеологии, которая была связана с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам. Противники идеологии, ассоциируя начало демократических трансформаций с крахом коммунистической идеологии, утопических идеалов, устаревших стереотипов и ценностей, видели в этом доказательство «конца идеологии», избавления от всякой идеологии. Однако и отечественный опыт последнего десятилетия, и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием, выражающим интересы различных социальных общностей и общества в целом .

Применительно к отечественной традиции принципиальное значение приобретает осмысление и содержательная характеристика основных приоритетов идеологического процесса , его ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований, сущности государственной идеологии, воспитательного потенциала и механизмов формирования политической культуры и политической социализации личности, приоритетов социально–экономического развития и консолидации общества. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис. Но в то же время и возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей.

Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства .

Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.

Как в структуру мировоззрения, так и в структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент . Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменчивы, наполняясь новым содержанием вместе с развитием общества и государства, его политической системой, сменой политических режимов и процессов, становлением и развитием гражданского общества, политических партий, различных политических институтов, избирательных технологий. Несомненно, важную роль в идеологии играет система рационально и логически обоснованных теоретических концепций, идей и взглядов, выражающих сущность общественного строя и его идеалы. В этом плане идеология близка к научно-теоретическому уровню общественного сознания. Однако, если бы идеи выражались только в логически четко выстроенном виде, с рационально строгими выводами и теоретическими построениями, они были бы мало доступны широкому кругу людей. Здесь еще важен и эмоционально-чувственный, массово-психологический уровень функционирования и проявления идеологии, когда идеи способны взволновать массы, глубоко и живо затронуть их психологический и нравственный опыт, коммуникативные стороны. Сами по себе знания и идеи вне системы идеалов, ценностей и убеждений не обеспечивают целостного характера идеологии.

Понятие « ценность » используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются «предметные» и «субъектные» ценности. Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д. Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности людей . Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.

Важнейшим компонентом системы мировоззрения и идеологии является убеждение. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в «сосуд» мировоззренческих и идеологических приоритетов. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. Безволие, социальное равнодушие или расхождение реальных поступков с хорошо усвоенными знаниями и ценностями, которые человек порою демонстрирует на словах, не обеспечивают действенного мировоззрения человека, его гражданской позиции. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления человека, таким образом, включает: знания – ценности – убеждения – воля к действию.

Идеология является своего рода связующим звеном между научно-теоретическим, рационально-обоснованным взглядом на общество в целом и различные социальные явления и обыденным представлением о мире, основанном на понимании естественного хода истории и общественной практики с учетом активной роли личности в истории, преследующей свои цели. Идеология при этом может выступить как объединяюще-связующий конструктивный компонент общественной жизни, сплачивающий и консолидирующий усилия людей или же, как разделяющий на противоборствующие элементы и субъекты общественного сознания регулятив.

Кроме идей, взглядов и представлений, системы ценностей, приоритетов, убеждений идеология включает в себя также идеологическую деятельность, идеологические учреждения, организации и идеологические процессы.

Как и в любом обществе, идеология в белорусском обществе выполняет разнообразные функции. Идеология определяет цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, обосновывает выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных людей в осуществлении политики, т.е. идеология выполняет такие социальные функции, как мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизиру-ющую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологическую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.

Осуществляя мобилизующую и интеграционную функции , идеология объединяет людей в социальное целое. Идеология несет в себе критическую функцию . Она обладает критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно содержит в себе знания об обществе, реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.

Идеология не только наделяет действие смыслом, придает ему социальную значимость, но выполняет и компенсаторную функцию , вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.