Культура и религия цивилизации майя. Верования народов, живших на американском континенте в прошлые тысячелетия Важна чистота души

У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира отражались в образах многочисленных богов, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее.

Космология майя

Согласно представлениям майя, вселенная, так же как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. За нижним «небом Луны» (богини Луны) следовало «небо звёзд и бога Земли», затем «небо Солнца и богини воды», а после него «небо Венеры и бога Солнца». Ещё выше располагалось «небо комет и богини любви». Шестое небо — «чёрное небо ночи и бога смерти», седьмое — «голубое небо дня и бога кукурузы». Над ним «небо бурь и бога дождя», а затем «белое небо бога ветров», «жёлтое небо Ум-цек» (т.е. бога смерти) и «красное небо жертвоприношений». Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, «кто владеет небом». В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели, враждовали с другой группой богов — владык подземного мира, Болон-Ти-Ку.

Если представления о строении вселенной в целом нам сегодня понятны, то совершенно другая ситуация связана с «подземными мирами». Сложно сказать, почему миров было именно девять, но точно известно, что владыкой подземного мира был Хун Ахав.

Как уже было сказано, подземный мир делился на девять уровней, каждому из которых покровительствовал один из девяти богов, которые вместе назывались Болон-Ти-Ку. Эти боги являлись антагонистами Ошлахун-Ти-Ку и являлись врагами всего человечества, насылая на людей болезни и смерть. Вредное влияние этих богов на жизнь и поступки человека проявляется и в календаре и в эпосе ицев «Чалам-Балам» в главе «Девять богов ночи» Там описано соперничество между Болон-Ти-Ку и Ошлахун-Ти-Ку, которое закончилось победой первых и привело к катастрофе, в итоге чего погиб один из родов людей последовательно создававшихся богами.

Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный мир - холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.

Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю - это особое отверстие в земле в горах Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку - своеобразный Стикс (в греческой мифологии река, окружавшая подземное царство). Для этого на похоронах приносилась в жертву собака - поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д. Наиболее подробно и увлекательно майяская преисподняя описана в «Пополь-Вух» («Книге Народа»), священной книге гватемальских майя - киче.

В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые - не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.

Сотворение мира по майя

Творцом мира майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге «Пополь-Вух» говорится, что Унаба сотворил человечество из кукурузы. Согласно «Пополь-Вух», в процессе превращения кукурузы в человека большую роль сыграл не только Творец - Великий Отец (Кукумай), но и Создательница - Великая Мать (Тепеу).

Из кукурузного теста были созданы четыре первых человека - «первые праотцы» и «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. «И были созданы для них женщины. Ещё раз божество осуществило своё намерение. И они появились во время сна (первых людей). Поистине прекрасными были женщины… Они зачали людей малых племён и больших племён, и они были началом нас самих, нас - народа киче».

Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.

Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.

Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп.

Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

Пантеон богов у майя

Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые «дарят» дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырёх богатырей, братьев-бакабов, которым Творец после создания мира поручил встать в четырёх углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали - делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали.

Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна - старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.

Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась «красная богиня» Иш-Чебель-Йаш. Её часто изображали с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня - Иш-Чель (Радуга) - считалась супругой Ицамны. Иш-Чель, богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества.

Особый интерес вызывает поклонение богам-ягуарам, возможно, очень древнего, ольмекского происхождения. Эти боги имели отношение к подземному миру, смерти, охоте, воинским культам. «Чёрный» и «красный» ягуары были связаны с богами дождя и сторон света. Ягуар, очевидно, был и родовым божеством правящих династий некоторых городов-государств.

Один из самых почитаемых богов майя - Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты Венера и т. д. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.

Майя имели и таких необычных для других народов богов, как, например, Иштаб, которая являлась покровительницей всех самоубийц.

Ритуальная жизнь майя

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.

Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путём «отправления посланников к богам», т. е. жертвоприношений, в том числе человеческих.

Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии. Подготовка и проведение любой религиозной церемонии включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный пост и воздержание; выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества; изгнание злых духов с места проведения праздника; окуривание идолов; молитвы. Кульминацией праздника было жертвоприношение, «отправление посланников к богам».

Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий - т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, - в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.

Существовало несколько видов жертвоприношения. Наиболее популярным и торжественным считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных чёрной краской жреца-чаака (обычно ими были почтенные старцы) в чёрных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Он имел округлую форму, так что когда на нём располагали человека, грудь выдавалась вперёд, и рассечь её острым как бритва обсидиановым ножом и вырвать ещё бьющееся сердце жрецу-накому было очень удобно.

Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце - носители души, которая «отправлялась посланником к богам» с особо важными поручениями или просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога ещё трепещущим (пока не «улетела» душа). Кровью пульсирующего сердца жрец-прорицатель (чилан, или, иначе, чилам) в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога.

Именно чиланы-пророки пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.

По другому ритуалу выбранную жертву - невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови», к тому же необходимо было исключить постороннее влияние) - привязывали к столбу на площади и неторопливо расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану - приносимый в жертву должен был умирать долго и мучительно от общей потери крови, с которой душа «улетала» к богу.

Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали щёки, нос и даже половой орган.

Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.

Подобного рода религиозно-светские центры были и в других городах. Они характерны и для Мезоамерики в целом. Многие памятники (пирамиды-усыпальницы, Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в «городе богов» Теотиуакане) сохранились до наших дней.

«Майя – одна из самых удивительных цивилизаций Древнего мира. Ее называют «культурой-загадкой», а споры о ней продолжаются до сих пор. Народ майя известен своими способностями в живописи, производстве керамики, скульптуре и архитектуре.»

Религия много значила для цивилизации майя. С ней связывали абсолютно все сферы жизни: архитектуру, астрономию, отсчет времени, сельское хозяйство.

Майя представляли, что в космосе находится 13 небес и 9 преисподних. Небо – это покоившиеся друг на друге горизонтальные слои, обитель богов. Небесная опора – стоявшие в разных противоположных местах четыре бога. Они олицетворяли 4 стороны света, поддерживая весь мир. У каждого бога были свои символы и цвета, что для майя считалось очень важным.

По версии этого древнего народа, уже около четырех раз мир чуть не погибал от разрушающих природных катаклизмов. По календарю выяснили, что майя жили в пятом, заново отстроенном мире. У них также были легенды о потопе. Даже на одной из впечатляющих страниц «Дрезденского кодекса » символически изображена гибель мира во время потопа под названием «хайококаб », что в переводе означает «земля под водой ». Но богам, держащим небеса, удалось выжить и отстроить новый мир.

Ицамна был главным богом народа майя. Его имя переводится как «ящерица», и чаще всего его изображали старым человеком с телом ящерицы. Он имел несколько сущностей: к нему относились как к богу медицины, покровителю сельского хозяйства и даже создателю письменности на Земле. После него во всех сферах жизни и деятельности стали появляться множество различных богов. У всех профессий и ремесел были свои покровители. Боги появились у пчеловодов и купцов, путешественников и воинов, земледельцев и рыбаков, и даже у танцоров и комедиантов. Даже у самоубийц был покровитель – богиня Иштаб , «богиня веревки». Ишчель , спутница Ицамны была богиней луны и покровительницей беременных женщин и ткачих. До начала родов абсолютно все женщины посещали ее святилище с надеждой благополучно родить здорового ребенка, и в народе были уверена, что каждая должна там побывать хотя бы один раз в жизни.

Создание идолов – успокаивающее средство. В религии есть свои тайны, и все люди страдают от одного и того же мучительного неведения. Как и все первобытные люди, майя старались заслужить благосклонность богов, принося им жертвы и проводя ритуалы. На всех изображениях бога дождя Чака можно заметить странную форму его глаз, напоминающую букву «T». Это символизировало слезы, то есть воду, а вода необходима всем. У него было четыре разных сущности, дождь его мог достигнуть как достойных, так и неблагочестивых людей. Однако и этого бога нужно было умилостивить.

Бога кукурузы Юму Кааша изображали держащим цветущее растение молодым парнем. А скелетом был бог смерти, Апух (Ах Пуч) . У бога войны символическими цветами считались красный и черный, ведь именно такими красками перед сражениями себя раскрашивали воины.

Религия – это не только описание богов, но и система обрядов. Один из самых известных – обряд жертвоприношения. Оно было своего рода настоящим заклинанием. Майя считали, что у всех богов есть обычные человеческие недостатки и желания, которые нужно исполнять. Если люди в поселении начинали болеть или долго не было дождя, значит, бога умилостивили недостаточно.

Приносящего в жертву человека раскрашивали синим. Способов для жертвоприношения также существовало множество: умерщвление стрелами, распятие на деревянной раме, бросание в колодец и даже вырывание сердца. Кровь для майя имела мистическое значение. Ее размазывали по изображению одного из богов, того, для которого совершалось жертвоприношение.

Большинство исследователей считают, что жертвы богам и подобная жестокость были несвойственны майя. За последние сто лет ученые все чаще поднимают данный вопрос. И, конечно же, до сих пор само исчезновение этого удивительного народа остается предметом спора ученых и исследователей.

Религиозные убеждения майя формируются по понятию, что практически все в мире содержит k’uh или святость. K’uh и k’uhul, подобные термины, которые используются для объяснения духовности всех неодушевленных и одушевленных вещей, описывают самую божественную жизненную силу существования. Вера майя устанавливает создание и святость людей, земли и всего святого. Эта божественная святость может быть переведена и на мифы о создании майя.

МИФ СОЗДАНИЕ МИФ
Прежде чем объяснять мифы о создании майя, важно понять разницу между этими двумя источниками, в которых были найдены истории создания майя. К этим источникам относятся Пополь Вух и Книги Чилама Балама. Попол Вух связан с горной майей того, что сегодня является Гватемалой. В нем содержится текст о человеческом творении, пророчествах и традиционных мифах и историях. Книги Чилама Балама обычно связаны с низинной майя района Юкатан в Мексике. Есть несколько книг Чилама Балама, которые названы в области, в которой они были написаны. Самые известные и влиятельные книги включают книги Чумаэля, Тизимина, Мани, Кауа, Иксила, Тусика и Кодекса Переса. Книги написаны священником Ягуара, буквальным переводом для Чилама Балама. Эти книги относятся к колониальным испанским временам, около 1500-х годов н.э., и существует явное влияние испанского колониализма на истории создания Чилама Балама.

Для майя создание земли, как говорят, было делом Хуракана, бога ветра и неба. Небо и земля связаны, что не оставляло места для роста каких-либо существ или растительности. Чтобы освободить место, было посажено дерево Сейба. Дерево росло на всех уровнях подземного мира, и его ветви переросли в верхний мир. Ствол дерева вырос, чтобы оставить пространство на земле для животных, растений и людей. Согласно убеждению майя, животные и растения сохранились до людей. Богов не удовлетворяли только животные, потому что они не могли говорить, чтобы почитать их. Оттуда люди были созданы для того, чтобы чтить богов.

МНОГО ЭПОХИ МАЙЫ
Согласно текстам майя, до сих пор было три творения. Два из этих творений закончились или, другими словами, существа были уничтожены. Существует множество вариаций трех творения. Некоторые из них были подвергнуты влиянию христианства, однако основные события творения подробно описаны в следующем объяснении от Попола Вуха горной майи.

Построен из грязи

Первое творение увидело людей, которые были сделаны из грязи. Люди грязи были не самыми производительными, поскольку многие не могли мыслить в способности современных людей и, согласно священным текстам майя, эти люди «говорили, но не имели ума». Они не могли двигаться, потому что они были сделаны грязи, и они также не были технически смертными. Боги были недовольны своим первым творением, поэтому они уничтожили грязных людей водой.

Построен из дерева

Для второго творения божества сделали людей из дерева и женщин из тростника. Эти люди могли функционировать как люди, но не имели ни души и не уважали богов. Они также были бессмертными. Когда они умерли, они оставались мертвыми в течение трех дней и воскрес из мертвых. Уничтожение деревьев и тростниковых женщин было вызвано затоплением кипящей горячей воды. Те немногие, кто, возможно, пережил этот апокалипсис, считаются обезьянами, которые существуют сегодня.

Построен из кукурузы

Третье творение увидело рождение современных людей. Эти люди сделаны из белого и желтого теста кукурузы и крови богов. Первыми людьми были четверо мужчин и четыре женщины. Этими мужчинами и женщинами считались слишком мудрыми боги. Боги майя полагали, что эти умные люди были угрозой их власти и почти уничтожили их. Однако Сердце Небес (также известное как Хуракан, но в истории творения он - Сердце Неба, Сердце Земли или Сердце Неба) затуманило их умы и глаза, чтобы они стали менее мудрыми.

Различные группы майя верят в множество мифов о создании. Важнейшей концепцией понимания религиозной веры майя является то, что время и создание людей считаются циклическими. Это означает, что некоторые майя считают, что современные люди будут уничтожены, а другое создание неизбежно. Однако это не обязательно соответствует популярным представлениям, которые майя верили в событие «конца света». Вера в конце человечества - это не конец света, это конец эпохи и, возможно, начало новой эпохи богов.

Боги уничтожили разные версии «людей», потому что они либо не могли, либо не поклонялись своим создателям. Это важное соображение для богов. Они не могли позволить себе создавать творения, которые были недостойны и неспособны обеспечить жизнь богам.

ОСНОВНЫЕ МАЯ БОГИ И БОГАТЫ
Как правило, боги майя являются живыми и имеют разные личности. Иногда это мешает отличить одного бога от другого. Тем не менее, может быть проще иметь в виду, что, хотя божества майя многочисленны, самые последовательные боги иногда превращаются с менее известными богами и обмениваются характеристиками обоих божеств. Внедрение связности в культуре майя, что неудивительно, относится и к богам майя. Некоторые божества даже имеют противоречивые черты характера.

Их многообразие расширилось. Многие боги являются объединением человека и конкретного животного. Они также связаны с различными кардинальными направлениями, и важность отдельного бога может варьироваться в зависимости от исторического контекста. Эта текучесть именно поэтому ученые относятся к некоторым богам майя с буквами латинского алфавита.

Itzam Ná & Ix Chebel Yax

Ицзам На - бог, приписываемый творению. О нем мало что известно, и то же самое можно сказать о его коллеге, Ix Chebel Yax. Ицзам На часто изображается как косоглазый, длинноносый старик или иногда даже игуана. Ix Chebel Yax был женой Итцама На и также изображен как игуана. И она, и Ицзам На считаются высокими в иерархии богов. Написание их имен может различаться, так же как и написания многих имен майя.

Хуракан, еще один значительный бог майя, часто называют Сердцем Неба, Сердцем Неба или Сердцем Земли. Хотя нет никаких прямых доказательств того, что Хуракан является высшим богом-создателем, Попол Вух подразумевает в одной из своих молитв, что Хуракан является «дарителем жизни». Эта же молитва также относится к Хуракану как к Сердцу Неба и Земли, что также свидетельствует о его важности как создателя. Из-за текучести богов майя не обязательно иметь абсолютно четкое различие между богами-создателями. Сказав, что, однако, Хуракан, как правило, связан с Киче-майей Гватемалы. Quiché считают, что Хуракан создал землю и создал ее для людей. Он тоже образовывал людей, выставляя их из кукурузного теста и владыка огня, штормов и ветра.

K’inich Ajaw (произносится как Ah-how), иногда называемый Богом G или Кинихом Ахау, является «Солнцезащищенным Господом». Кинич Аджау типично изображают как восходящее или рождающееся на Востоке и стареющее, как солнце, Это жестокое солнечное божество превратится в ягуара и станет советником войны в подземном мире. Солнце божества поклоняются и боятся, потому что, хотя они предлагают живительные свойства солнца, они иногда могут обеспечить слишком много солнца и вызвать засуху.

Богатство кукурузы, Хун Хунхпу, возможно, является самым важным из небесных существ. Также упоминается как Бог E, Hun H’unahpu считается создателем современных людей низиной Yucatec Maya. Это потому, что его кукуруза и кровь - это то, что сделало человечество возможным. Он является символом жизни и плодородия и изображается как молодой, длинношерстный человек.

Чак, кажущаяся копия Киниха Аджава, является богом дождя или Богом Б. Чак является частью человеческой и частичной рептилии, и его обычно показывают с помощью молнии, змеи или топора. Этот страшный бог иногда изображается синим и со змеиными усами, выступающими с его лица. Майя считает, что Чак жил в пещерах, где он делал молнии, гром и облака. Чак тоже боялся и поклонялся. Он принес необходимые дожди для людей, но также произвел наводнения, угрожая молнией и вел себя как дикий шторм. Он также потребовал кровавые жертвы в оплату за дожди, которые он предоставил.

Бог К, или К’авил, хранитель скипетра. Он преимущественно защитник королевской линии и известен тем, что связан с молнией. Его обычно изображают с помощью пирсинга курящего факела или ужасного топора. В дополнение к его страшному пирсингу у него также есть змея как одна нога и перевернутая морда для другого. K’awil приписывают обнаружение какао и кукурузы после удара горы с одним из его молний.

Кисим, или Бог А, известен как «напыщенный». Не позволяйте юмористическому имени обмануть вас. Это божество - ужасный бог смерти и распада. Кизим изображался как настоящий разлагающийся скелет или зомби. Иногда Кисим сопровождал сову. По убеждению майя, совы являются посланниками подземного мира.

Бог О, или Икс Чел, богиня радуг. Хотя радуга может символизировать добрую волю в западной культуре, Икс Чел не следует путать как бог доброй воли. Майя на самом деле считают, что радуга - это «метеоризм демонов», и приносят неудачу и болезни. Ix Chel также представляет эти вещи из-за ее связи с радугами. В своей типичной форме Ix Chel - это хрупкая, когтистая и полуразрушенная крона. Однако в сочетании с двуличностью существ майя у Ix Chel также есть более доброжелательная форма. Она иногда представляет собой рождаемость и роды, и в этих условиях она изображена как молодая и красивая.

Близнецы героев

Наконец, легенда о близнецах героев влечет за собой приключения двух братьев, Xbalanque и Hunahpu, в подземном мире. Легенда, записанная в Пополе Вух, начинается с концепции богов-братьев. Отец близнецов был богом Хун Хунахпу. Хун Хунхпу и его брат были заманированы в подземный мир, чтобы пожертвовать им обезглавливанием. Однако, поскольку Хун Хунхпу был бессмертен, его обезглавленная голова выжила и превратилась в плод на дереве. Плодовая голова Хун Хунхпу плюнула в руку богине Xquic, которая в конечном итоге родила Xbalanque и Hunahpu, близнецов героев.

Близнецы столкнулись со многими проблемами, но самая эпическая история - их путешествие через Xibalba (произносится как Shee-bahl-bah), подземный мир майя.

Близнецы были вызваны в подземный мир, сыграв хриплый и громкий мяч над головами лордов Сибалбы. Лорды многократно оспаривали близнецов, но благодаря остроумии и хитрости близнецы могли лучше владыки Сибалбы. Xbalanque и Hunahpu устали от бесконечных проблем и разработали способ избежать преисподней. Они замаскировались как путешественники и развлекали богов подземного мира трюками и играми. Владыки были настолько впечатлены их трюком возвращения человека к жизни после того, как они были принесены в жертву, что они попросили близнецов пожертвовать ими и вернуть их к жизни. Однако, вместо того, чтобы вернуть богов к жизни, близнецы оставили их мертвыми и сделали подземный мир местом для жалких. Герои-близнецы и лорды Xibalba теперь живут в ночном небе, как звезды. Предполагалось, что короли последовали за испытаниями близнецов героев после их смерти и отправились в небеса или в верхний мир.

Есть еще много небесных существ, но выше всего те, которые происходят наиболее часто. Они могут прийти во многих формах, и их множественность является столпом соединительных идеалов религии майя.

НЕБЕСНЫЕ, ЭТО И КАРДИНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вопреки современным западным представлениям о небе и аду майя верили в разные уровни этих царств. Однако есть три основные области, чтобы отличить друг от друга. Майя понимает сверхъестественные уровни не как рай и ад, а как верхний мир, средний мир и подземный мир.

Верхний мир состоит из тринадцати уровней, средний мир - один уровень, а подземный мир - девять уровней. Считается, что дерево Сейба растет через все сферы, от самого высокого уровня верхнего мира до самого низкого уровня подземного мира. Дерево Сейба имеет жизненно важное значение для понимания важности кардинальных направлений в мире майя.

Божества майя, в частности, связаны с кардинальными направлениями. В то время как мы знакомы с четырьмя основными направлениями, майя понимала, что в основных направлениях, в четырех направлениях и в центре есть пять элементов. Пожалуй, самым значимым кардинальным направлением майя является восток. На востоке восходит солнце, и оно связано с рождением из-за веры майя, что солнце рождается ежедневно с востока.

Эти принципы также были частью повседневной жизни майя. Дома были спроектированы так, чтобы отражать главные направления и дерево Сейба. Майя даже построила очаги в центре своих домов, чтобы представить центр Сейба-дерева кардинальных направлений.

МАЙА РИТУАЛЫ
Майя участвовала в различных религиозных ритуалах. Не все они были связаны с человеческими жертвами, хотя жертва была обычной практикой в ​​религиозных церемониях. Вопреки распространенному мнению, ритуальная жертва не ограничивалась ужасной смертью бедного пленника. Хотя это случалось в мире майя несколько раз, это было относительно редкое явление. Самым распространенным ритуалом жертвоприношения был кровопролитие.

Кровопускание

Кровопускание точно так же звучит, как пролитие крови как практика жертвоприношения. В случае майя кровопускание было ограничено королевской линией. Боги потребовали крови из-за первоначального творения, где боги проливали свою кровь, чтобы дать жизнь человечеству. Кроме того, но не так часто проводилось кровопролитие, чтобы общаться с предками.

Практика кровопускания значила даты в мире майя. Члены королевской семьи, участвующие в этой практике, будут тратить, иногда, дни, выполняя ритуалы очистки, чтобы подготовиться к кровопролитию. Ожидается, что и мужчины, и женщины королевских родов будут выполнять эти ритуалы. Майя-короли и королевы будут участвовать в разных формах кровопускания, даже делая сакральные инструменты для выполнения ритуала. Кровь обычно брали из разных частей тела со специализированными инструментами, предназначенными для получения большей крови и, возможно, большей боли. Инструменты, как правило, изготавливались из колючих шипов и украшались разными глифами, чтобы показать их религиозное значение. Один ужасный пример жертвы, отмеченный Рубалькабой, описал, как женщины, как правило, королевские женщины, будут использовать шипованную веревку, чтобы пронзить свой язык и нарисовать кровь, чтобы разбросать иконки майя. С другой стороны, мужчины будут делать то же самое, кроме как на половом члене, а не на языке.

Практика кровопускания часто служит для празднования и освящения важных событий, таких как рождение, восхождение на трон и юбилеи. С другой стороны, человеческие жертвы были зарезервированы для величайших событий майя.

Человеческая жертва

В то время как войны обычно велись по иным причинам, нежели религии, когда войны случались, религия включалась. Зачастую шаманы или священники помогали планировать военные стратегии. Военный священник назывался nacom. Майя часто объединяла аспекты ведения войны и религии. Как правило, это было в виде взятия заключенных для жертвоприношения.

Жертвы были важны для поддержания богов и были жизненно важны для обеспечения военной победы. Когда король или королева восстанут на трон и пленный пленник будет захвачен, они ознакомят жизнь, изменяющую жизнь, с человеческим жертвоприношением. Как правило, эти заключенные были бы королевскими или элитами вражеского государства. Самые высокопоставленные королевские семьи были спасены с единственной целью воссоздания событий из Попола Вуха.

Эти жертвы были выполнены многими способами, но было три метода, которые были наиболее распространены. Первый метод - обезглавливание. Следующим методом был популяризированный метод удаления сердца от живого человека. Последний, самый популярный способ заключался в том, чтобы бросить живого человека в центот, или естественный колодец, как приношение богам.

Другие предложения и ритуалы

Хотя наиболее распространенным ритуалом, связанным с древней майей, является практика жертвоприношения, они также совершали другие виды ритуалов. Не все предложения майя были такими кровавыми и ужасными. Хотя они могут показаться не вполне логичными для западных людей, альтернативные предложения предоставляют интересные способы общения и удовлетворения божеств.

Один довольно поразительный и упущенный способ общения с богами, связанный с тем, чтобы понизить детей до сенотов. Дети были помещены в колодцы, чтобы они могли поговорить с богом или богами. Через несколько часов пребывания в колодце дети будут восстановлены, чтобы можно было услышать послание богов. Конечно, майя также участвовала в приношении богам драгоценных предметов, таких как нефрит, золото, маски, ракушки, резная человеческая кость и церемониальные или священные инструменты.

Брак был еще одним религиозным ритуалом и причиной для празднования. В майских браках обычно брались браки в одном социальном классе. Возраст во время брака различен, но эксперты предполагают, что возраст вступления в брак был связан с ростом и упадком населения. Когда численность майя снизилась, молодежь вышла замуж в более молодом возрасте. Пары будут сочетаться в очень раннем возрасте, иногда даже когда они были младенцами.

Браки совершались священниками в свадебном доме. Священники сжигали фимиам, чтобы привести случайный брак, а затем придет праздник или другой праздник. Если брак не был признан успешным ни мужем, ни супругой, пара могла бы «развестись». Существует не известный ритуал развода, но интригует, что развод был более или менее приемлемым действием.

Танец - еще один пропущенный ритуал. Танцевальные ритуалы проводились для общения с богами. В танцах присутствовали роскошные костюмы, на которых изображены изображения божеств. Часто майя носила или включала украшения, такие как штаны, копья, погремушки, скипетры и даже живые змеи в качестве танцевальных средств. Майя считала, что, одеваясь и действуя как бог, они будут настиганы духом бога и, следовательно, смогут общаться с ним или с ней.

Древняя майя поддерживала сложную религию. Многогранные боги и ритуалы даже сохранялись в сегодняшней культуре майя, однако они были синкретизированы. Их идеологии создания, жертвоприношения, святости и множественности являются ключом к пониманию религии майя.

Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

§ 8. Религии майя, ацтеков и инков

В доколумбовой Америке существовало несколько цивилизаций. Такими являлись майя (II тыс. до н. э. – XVI в.), ацтеки (XII–XVI вв.)и инки (XII–XVI вв.).

Майя . Главным божеством среди огромного их количества был Ицамна. По преданию, он являлся создателем мира и творцом человека и главным среди богов неба. Он также был изобретателем письма и наук, покровителем жрецов.

Мир, по представлениям индейцев майя, создавался много раз и каждый раз уничтожался всемирными потопами. Боги посылали потопы за провинности людей и отсутствие должного почтения к верховному божеству. Человека бог Ицамна сотворил несколько раз: в первый раз из дерева, но деревянные люди случайно сгорели от огня, во второй раз бог вылепил людей из глины, но забыл их обжечь, в результате глиняных людей смыло дождем, в третий раз он создал людей из кукурузной муки, и они получились достаточно жизнеспособными.

Археологические раскопки свидетельствуют, что в городах майя (Майяпан, Копан, Чичен-Ица) располагались многочисленные ступенчатые храмы, типа египетских пирамид, но с плоской верхушкой. На этих верхушках осуществлялись жертвоприношения, нередко и человеческие.

Обычно жертвоприношения состояли из молитвы и еды для богов (маиса, мяса, рыбы), но в случаях голода, войны, эпидемий в жертву приносились люди, обычно – пленные.

Культовые памятники майя – это сложные церемониальные комплексы с пирамидами, храмами, вымощенными площадками, стелами и статуями богов. Дошедшие до нас храмы Солнца, Ягуаров, Воинов и Пирамида Кукулькана, пирамида Солнца (высотой 64,5 м) и Луны сохранились великолепно.

Приблизительно в X веке многие города майя опустели. Шла постоянная междоусобная война вплоть до вторжения испанцев в 1530 году.

Ацтеки . В XII веке ацтеки вторглись в Центральную Америку и покорили местные племена, в том числе и майя. Культура майя переплелась с ацтекской. Столицей ацтеков был Теночтитлан (нынешний Мехико). У ацтеков насчитывалось около 1000 богов. Видимо, это связано с тем, что империя ацтеков складывалась из нескольких племен, у каждого из которых были свои божества. Во главе религии ацтеков находились три бога: Уицилопочтли – бог Солнца и древнего неба, охоты и войны, Тескатлипоке – бог ночного неба и звезд, также Кецалькоатль – бог змей в зеленых перьях священной птицы, Коатль – давший людям маис, письмо, счет, молитвы. Изображался Кецалькоатль в виде старика с длинной белой бородой. Существовал миф, что Кецалькоатль не умер, а уплыл на чудесной лодке в море, пообещав вернуться и отблагодарить своих подданных за ожидание. Когда из-за моря приплыли испанцы на своих кораблях, ацтеки восприняли это как обещанное возвращение Кецалькоатля. Покорение ацтеков духовно было обеспечено их же мифом.

Тескатлипоке превосходил Кецалькоатля жестокостью – он требовал обязательных человеческих жертвоприношений на всех религиозных праздниках, иногда число жертв измерялось сотнями.

Уицилопочтли – бог земледелия, но тоже был любителем человеческих жертвоприношений. Ради удовлетворения своих ненасытных божеств ацтекам приходилось вести непрекращающиеся войны с соседями ради захвата пленных, которые и приносились в жертву.

Согласно мифам, боги сотворили Вселенную из богини-чудовища. Тело ее разделили на небо и землю, волосы стали деревьями, глаза превратились в источники воды.

Вселенная майя и ацтеков включала 13 небес и 9 подземных миров. В мир мертвых вел опасный путь, завершающийся рекой, через которую переплывали на красной собаке (поэтому собаку хоронили с умершим). Бог подземного мира помещал умершего в один из 9-ти миров. Вместе с умершими царями и правителями хоронили их жен и множество рабов.

Храмов у ацтеков было множество. В XVI веке их насчитывалось около 40 тысяч. Только в одном храме служило 5 тысяч жрецов. При открытии одного из храмов в 1487 г. за 4 дня было принесено в жертву, по разным сведениям, от 4000 до 80000 пленников.

Империя ацтеков перестала существовать в 1521 г. После осады Теночтитлана, где были убиты десятки тысяч его защитников. Жестокость религии ацтеков не знала границ, но еще больше жертв и разрушений принесли в эти края испанские колонизаторы.

Инки . Одно из воинственных племен в XV веке завоевало огромную территорию и образовало империю инков со столицей в Куско. Инки уже тогда знали металлургию (орудия труда, украшения и т. д.), ткали замечательные ткани из шерсти ламы и хлопка, но самое главное – создали особое узелковое письмо – кипу.

Инки поклонялись солнцу, поэтому главное божество – Инти представлялось с солнечным диском и человеческим лицом в центре. В этом они очень близки с религиозными верованиями древних египтян. Император и жрецы считались потомками Солнца и посредниками между людьми и богами. Всех жителей империи называли «сынами Солнца». Также поклонялись многим животным и птицам: пуме, кондору, змее, медведю.

Вселенная в представлении инков состояла из трех миров: высшего (где жили небесные боги), внутреннего (где жили люди, животные и растения) и низшего (страны смерти, обиталища усопших и неродившихся).

Большое значение имел культ предков. Как и в Египте, было распространено мумифицирование умерших. Позволить это могли себе только цари и знатные люди. Что интересно, мумифицированные тела по особым праздникам выносились из храмов и участвовали в религиозных процессиях. Немумифицированные останки обычных людей также участвовали в особых праздниках, их извлекали из могил, украшали, кормили, носили с поклонениями по городу, а затем снова хоронили в тех же могилах. У инков не было таких массовых жертвоприношений людей, как у ацтеков, но на праздники Нового года богу Солнца приносили в жертву 500 отобранных юношей и девушек, которых погребали заживо. Участие в качестве жертвы считалось огромной честью. Раз в 4 года, а также при бедствиях богу Солнца в жертву приносились красивые дети до 10 лет. У инков это тоже считалось огромной честью для детей и их родственников. Родители этих детей впоследствии получали дары и должности.

Храм Солнца в Куско являлся удивительным по архитектуре и красоте местом поклонения. Стены храма были облицованы золотом (инки считали золото потом Солнца). В храме хранились «сидячие» мумифицированные тела правителей.

В 1532 году испанские колонизаторы захватили империю инков, ее правитель Атауальпа был казнен. Империя инков перестала существовать.

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

Глава первая Царство ацтеков История этого народа уходит в глубокое прошлое. Как явствует из древних сказаний, около 1068 года племя месиика (так называли себя ацтеки) покинуло свою первоначальную родину - остров Астлан, который и дал название племени - ацтеки. После этого

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Династия инков 1. Манко Капак2. Синчи Рока3. Льоке Юпанки4. Майта Капак5. Капак Юпанки6. Инка Рока7. Яуар Уакак8. Виракоча Инка – Инка Уркон9. Пачакути Инка Юпанки (1438–1471)10. Топа Инка Юпанки (1471–1493)11. Уайна Капак (1493–1525)12. Уаскар (1525–1532); Атауальпа (1532–1533); Топа Уальпа (1532)13. Манко

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

До инков не было ничего Трудно найти правду при таком обилии разнообразных данных, но еще труднее правильно расставить по своим местам факты прошлого, которые в своем большинстве уходят корнями к сотворению мира и мало связаны между собой. Следует, однако, подчеркнуть

Из книги Том 1. Истоки религии автора Мень Александр

Божественное происхождение инков Но и сами инки должны были откуда-то появиться. Невозможно полностью игнорировать места, которые фактически являлись колыбелью цивилизации, предшествовавшей их собственной, например аймара. По легендам индейцев, на острове в озере

Из книги автора

Из книги автора

Захоронение собак и лошадей у ацтеков Многие племена индейцев со своим погибшим воином зарывали убитую собаку – она считалась проводником души человека в загробном мире. Некоторые племена клали в могилу ребенка голову собаки, чтобы она, всегда умеющая найти свой дом,

Из книги автора

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

Из книги автора

131. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У АЦТЕКОВ И КХОНДОВ Имеются свидетельства и о том, что человеческие жертвоприношения во имя урожая практиковались некоторыми народами Центральной и Северной Америки, кое–где в Африке, на нескольких тихоокеанских островах и у части