Софисты - создатели античной риторики. Софисты Софистика и натурфилософия

Как философское течение софисты не представляют вполне однородного явления. Наиболее характер- ной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих -- в том, что они существуют, -- и несуществующих -- в том, что они не существуют».

Софисты как первые учителя мудрости в античности

В 5 в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений -- народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, -- породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей -- мастера красноречия, юристы, дипломаты -- становились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специально научные области, а также значение, которое в глазах образованных людей греческого Запада успела в 5 в. до н. э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о мире и его возникновении, привели к тому, что эти новые преподаватели обычно учили не только технике политической и юридической деятельности, а связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.

Так, Гиппий обучал, по свидетельству Ксенофонта и Платона, астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; Пол был сведущ в учениях физики; Критий разделял, по свидетельству Аристотеля, психологические взгляды Эмпедокла; Антифонт занимался задачей квадратуры круга и пытался объяснить метеорологические явления -- то по Гераклиту, то по Диогену, то по Анаксагору. Новые учителя получили наименование «софистов». Первоначально словом «софист» называли искусных в каком-либо деле людей -- поэтов, музыкантов, законодателей, мудрецов. Впоследствии писатели консервативного и реакционного образа мыслей, отрицавшие демократический строй, его учреждения и практику его деятелей, перенесли свою вражду и на новых учителей, подготовлявших молодых людей к политической и судебной карьере. «Софистами» они стали называть тех, кто в речах, обращенных к слушателям, стремились не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдавать за правду, мнение -- за достоверную истину, верхоглядство -- за знание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Древней Греции. Релятивизм как основа их философии. Старшие и младшие софисты. Критика софистики Платоном и Аристотелем.

    реферат , добавлен 26.11.2009

    Софисты как древнегреческие платные преподаватели красноречия в Греции IV в. до н.э. Представители древнекитайской школы имен. Периодизация и основные представители софистики. Труд Дильса-Кранца. Разделение законов на частную и гражданскую жизнь.

    презентация , добавлен 20.03.2014

    Софисты: признание превосходства познающего субъекта, открытие и изучение мира слоев, создание культа слова. Освещение проблемы блага и открытие новой шкалы ценностей Сократом. Свобода как власть над собой и переворот в традиционной системе ценностей.

    презентация , добавлен 17.07.2012

    Просветительская деятельность софистов, идеи и религия. Периодизация и основные эпохи становления софистики, основные представители. Главные древние источники и фрагменты о софистах. Основные идеи софистов, их противоречие с религиозными представлениями.

    реферат , добавлен 27.02.2011

    Античность как культурная эпоха. Характерные черты основных школ досократовской античной философии: милетская и элейская школы, атомизм Левкиппа и Демокрита. Возникновение и особенности софистики, Сократ и сократовские школы, их подходы к пониманию мира.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2010

    Знакомство с основными особенностями возникновения первых школ ораторского искусства. Софисты как условное обозначение группы древнегреческих мыслителей, место в истории философской мысли. Рассмотрение известных софистов: Протагор, Продик, Горгий.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Эллада - родина красноречия. Причины зарождения красноречия в Древней Греции. Горгий - крупнейший теоретик и учитель красноречия. Лисий - выдающийся оратор в области судебного красноречия. Исократ - учитель, оратор, теоретик, писатель. Демосфен и политика

    реферат , добавлен 22.05.2004

    Сущность диалектики и ее развитие Гегелем. Метафизика как основная альтернатива диалектики. Философская система догматизма. Релятивизм как разновидность метафизического толкования истины. Основные черты софистики, эклектики и "отрицательной" диалектики.

    Софиты – (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости) философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

    Среди софистов выделятся группы:

    ü старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

    ü младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

    Протагор (ок. 480 - 410 до н.э.). Ему принадлежит выссказывание: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение

    Горгий (ок. 483-375 до н. э) в своем труде “О природе» доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно.

    Продик (род. 470 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.

    Характерные черты философии софистов:

    · критическое отношение к окружающей действительности;

    · стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

    · неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

    · отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

    · стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

    · восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

    · субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека;

    · разработка софизма - как основного логического приема софистов.


    Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
    Возникновение софистики

    В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V веке до н. э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.

    Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености.

    Софисты - «учителя мудрости» - учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все что угодно и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

    Платон в трактате «Горгии» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения».

    Софисты: Протагор, Горгий и Продик

    Протагор (ок. 480-ок. 410 гг. до н. э.) наиболее полно выразил суть воззрений софистов. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления, и обосновал равенство свободных людей.

    Горгий (ок. 483-375 гг. до н. э.), выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Например, мы считали человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься.

    Продик (470-460 гг. до н. э.) проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, то есть различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях. Продика считал своим учителем Сократ, особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.

    Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. .....................................

    Особым образом в античной философии проявили себя так называемая софистика и представлявшие её философы софисты. Оба эти термина происходят от греческих слов: (a) sophistike - умение хитро вести прения и (б) sophistes - умелец, изобретатель, мудрец; лжемудрец. Уже из приведённой этимологии видно, что софистов можно оценивать двояко. И вот почему. С одной стороны, софисты - это ш- философы-просветители рубежа V-IV веков до н.э., которые разрабатывали (хотя и без единой школы) ряд новых философских тем. В частности, именно они повернули философию от космоса к человеку, к проблемам этики и политики, теории познания и логики, к вопросам риторики и языка. При этом софисты склонялись к релятивизму". Действительность, рассуждали они, крайне текуча, меняется через мгновение, поэтому паши знания относительны: обо всём можно сказать как что-то одно, так и одновременно нечто иное. Абсолютной истины нет, достоверного познания нет, есть только личные мнения - то, что схвачено каждым индивидом в отдельности. Отсюда знаменитый тезис одного из инициаторов софистического движения Протагора (ок. 480-410 до н.э.): "Человек есть мера всех вещей", означающий, что у каждого из нас существует своя особая истина.

    С другой стороны, софисты, если их называть по-современному, то это репетиторы , которые натаскивали "митрофанушек" из богатых семей, обучая их мудрости и красноречию за деньги (часто - за большие). Причём их мудрость нередко выглядела сомнительной. Релятивизм привёл софистов к словесному фокусничеству ради защиты или опровержения любого, даже нелепого мнения.

    Вот два примера софизмов(и) "Чего ты не потерял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат", (б) "То, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: телега. Стало быть, телега проходит через твой рот". Цель тут - вовсе не поиск истины; цель в том, чтобы "пересловоблудить" противника в риторическом споре (19-326).

    Релятивизм, кроме того, ведёт к "двойным стандартам" в нравственных оценках. К примеру, смерть и болезни - добро или зло? Смотря для кого, отвечает софист: для тех, кто их испытывает, - зло, а для врачей и могильщиков - добро. Формально, вроде бы, верно. Но есть ли при таком подходе место человеческому сочувствию, заботе, любви? И не потому ли иные врачи без сердца и совести озабочены наживой, а не реальной помощью ближнему?

    Отсюда не удивительно, что софисты подчас пользовались дурной славой у современников. Так, некоторые оппоненты называли их "мудрователями". А Платон говорил, что софисты - не философы, а "торговцы мудростью", поскольку они "обучают юношей за плату и больше стремятся к тому, чтобы казаться хорошим и добрым человеком, чем быть таким". Они были озабочены тем, как с помощью хитросплетений мысли "неправое дело представить правым".

    Впрочем, есть иные оценки. "Софисты, - восторгается Герцен, - пышные, великолепные цветы богатого греческого духа... Что за роскошь в их

    диалектике! что за беспощадность! что за развязность... Что за мастерское владение мыслию и формальной логикой!" Их "грациозные" споры "были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии"(13-1,283).

    Особое место среди античных мыслителей занимает классическая философская тройка - Сократ, Платон, Аристотель. Судьба сделала их почти современниками, сведя вместе на коротком временном отрезке (около 120 лет) в V-IV веках до н. э. Платон был учеником Сократа, а Аристотель учился в школе Платона. Благодаря им философия окончательно выделилась в особое знание, отделившись от мифологии, религии, конкретных наук, и сформировала свои особые философские категории. Классиков волновал широкий круг самых разных проблем. Мы же коснёмся главным образом наиболее актуальных - социально-этической и политической тем.

    • Риторика (от греч. rhetorike - наука об искусстве красноречия) - (1) теория красноречия и наука об этом искусстве; (2) ^красивые, но малосодержательные слова, пустословие. Риторический вопрос - утверждение, выраженное в форме вопроса, который не требует ответа. Например: "Чем должнобыть государство для общества: слугой или хозяином?".
    • Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - философская позиция,согласно которой все знания и оценки окружающего мира субъективны, относительны и условны, зависят оттого, кто оценивает, при каких обстоятельствах.
    • Софизм (от греч. sophisma - хитрость, уловка, измышление) - (1) формально кажущееся правильный, но по существу ложное умозаключение, построенное на "мнимых доказательствах" (Аристотель) с целью обеспечитьуспех в споре; (2) ложный аргумент, "хитренький подбор слов" (Достоевский), любая словесная уловка с целью введения кого-либо в заблуждение.