Я нашла медальон св бенедикта. Святой бенедикт. Молитва о счастливой смерти

МЕДАЛЬОН СВЯТОГО ВЕНЕДИКТА В КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Происхождение и содержание медальона святого Бенедикта (в православной традиции имя пишем как Венедикт, а в католической как Бенедикт)

Св. Бенедикт (род. В Нурсии, Италия, в 480 г..) С особенностью почитал святой крест и нашего распятого Спасителя. Знаком креста он совершил много чудес и побеждал злых духов. В честь его деятельности был отчеканен медальон. С одной его стороны изображен Бенедикта, который держит в руках крест и Правило чина, а на краях есть надпись на латинском, что на языке украинском звучит: «Пусть его присутствие хранит нас во время смерти». (Святой Бенедикт всегда был патроном умирающих, потому что он сам умер славно, молясь перед Святейший тайн). На обороте медальона изображен крест. На краях первые буквы латинских слов из стихотворения, написанного св. Бенедиктом: «Убирайся, сатана НЕ подсказывай мне своих тщетных вещей. Кубок, который мне подсовываешь, является плохой; пей сам свой яд». В углах креста латинские слова сообщают: «», на самом кресте: «Пусть святой крест будет мне легко. Не допусти, чтобы дракон стал моим проводником».

Надписи и их значение на чудотворному медальоне

При образе святого:
Crux sancti Patris Benedict!
Крест святого монаха Бенедикта

На обруче медальона:
Eius in obitu nostro praesentia muniamur.
Пусть его присутствие нас хранит во времени смерти.
CSPB — Crux sancti Patris Benedict!
Крест святого монаха Бенедикта

Буквы на кресте:
CSSML — Crux sancta sit mihi lux.
Крест святой пусть мне будет светом.
NDSMD — Non draco sit mihi dux.
Пусть сатана Не будет ли мне проводником.

На обручу медальона:
VRSNSMV — Vade retro satana non suade mihi vana
Уходи, сатана, не искушай меня к злому
SMQLIVB — Sunt mala quae libas, ipse venena bibas
Злые дела делаешь, сам пей свой яд

К почитанию медальона очень причинився Папа Лев IX в XI в., Который в юности был оздоровленный из смертельной болезни через сверхъестественное посредничество св. Бенедикта. В видении видел, как праведный Бенедикт в монашеской одежде сходил с небес по светящимся лестнице, неся в руке сияя крест. Он коснулся крестом в опухшие лица будущего Папы и сразу его исцелил.

Римский Архиерей Бенедикт XIV в 1742 торжественно одобрил и дорадив верным носить медальон. Медальон св. Бенедикта должен быть благословлен отцом-бенедиктинцем или специально уполномоченным к этому священником. Церковь имеет три торжественные молитвы для благословения медальона.

Первая молитва — экзорцизм (изгнание) злого духа, чтобы обезвредить его плохой влияние, вместе с ревностным просьбой, чтобы медальон при ношении служил для благосостояния тела и души. (Эта молитва может быть опубликована только специального разрешения церковной власти).

Вторая молитва горячим просьбам и читается так: О, Всемогущий Бог, Податель всех добрых даров! Мы покорно прошу тебя, чтобы ты уделил через посредство святого Бенедикта Твое благословение на эти медальоны, их буквы и знаки, задуманные тобой, чтобы все, кто будет носить их и стараться выполнять хорошую работу, могли получить здоровье для души и тела, ласку спасения Прости, признанные для нас, и чтобы при помощи Твоего милосердия избежали ловушек и козней дьявола, и оказались святыми и безупречными Твоих глазах. Аминь.

Третья молитва очень трогательная, так напоминает нам предсмертные муки, страдания и смерть Господа нашего. (Право на публикацию этой молитвы принадлежит исключительно, ордена Святого Бенедикта ). После благословения медальон нельзя продавать.

Сила и действие медальона

Каждый, кто носит его с благоговением, доверяя животворным силам креста Господня и заслугам праведного Бенедикта, может надеяться на его помощь в духовных и досрочных потребностям. От того, кто с верой и благоговением носить этот медальон, он отвлекать все опасности для тела и души, происходящие от злого духа.

Медальон у верующего человека будет иметь силу: уничтожать заклинания волшебников, нечестивых и злобных лиц; охранять от соблазнов, обмана; постигать обращения грешников, особенно — во время смерти; защищать от немощей; охранять от бури, молнии и других стихийных бедствий. Его можно надевать на шею, цеплять к шкапуляра (иначе — параман) или Розария, или носить как-то иначе. Для больного — класть на раны, погружать в лекарства или в воду, которую дают ему пить.

Медальон часто закладывают в основание зданий или в стены, вешают на двери, или прикрепляют на хлевах и конюшнях, чтобы призвать Божью защиту и благословение. Нет никаких специальных молитв при употреблении медальона. Уже само одевание и его употребление считается молчаливым молитвой к Богу, чтобы дал нам для заслуг св. Бенедикта те ласки, о которых мы просим. Однако для получения чрезвычайных ласк есть специальные набожности в честь св. Бенедикта. В день смерти праведника, 14 марта — рекомендуется также Крестный путь св. Бенедикта. В день св. Бенедикта, 27 марта, просим о его опеку этой молитвой:

25 июля 1979 Пречистая Дева Мария, обьявившись в Бейсайд (Нью-Йорк), просила чтобы чин бенедиктинцев сосредоточился на рассылке сообщений о своего основателя, включая многотысячное отливки медальона с изображением святого Бенедикта.

МОЛИТВА ВЕНЕДИКТУ НУРСИЙСКОМУ

В праведный Венедикт! Ты — высокий образец всех добродетелей, невинная сосуд Божьей милости! Призри на меня, покорно привлекающая чего колени перед Твоим
образом. Я умоляю Твое сердце помолиться за меня перед троном Бога. К тебе обращаюсь во всех опасностях, которые ежедневно вокруг меня. Защити меня от моих врагов. Дай мне вдохновение, чтобы я следовал Тебя во всем. Пусть Твое благословение со мной всегда, чтобы я отворачивался от злого, что Бог запрещает, и избегал случаю к греху. Добро выпроси для меня от Господа милости и ласки, которых я больше всего нуждаюсь во всех переживаниях, страданиях и несчастьях на земле. Твое сердце всегда было полное любви, сострадания и милосердия к тем, которые оказались в любых хлопотах или несчастьях. Ты никогда не отвергал без утешения и помощи тех, кто обращался к Тебе. Поэтому я призываю Твое мощное посредничество в твердой надежде, что услышишь мои молитвы и получишь для меня особой милостью и милость, за которую я так сердечно молю (скажите, о чем просите), когда это будет во славу Божию и благо моей души. Помоги мне, о великий святой Венедикт, прожить и умереть верной Божьей ребенком, всегда быть покорным Господней воли и постичь вечное счастье в небе.
Аминь.

Медальон Великого Православного подвижника благочестивого и преподобного св. Бенедикта, именуемый также Крестом св. Бенедикта, относится к числу самых древнейших в Вселенской Православной Церкви(14 марта по старому ст. или27 марта по нов.ст) предметов частного почитания. Св. Бенедикт любил особенным образом молиться ко Кресту Христову. Он часто благословлял святым Крестом, творя при этом многие чудеса.

Папа Григорий Великий (590-604) в „Собеседованиях”, в житии св. Бенедикта, напоминает об одном из событий в жизни святого. Св. Бенедикт прибыл в город Викараре и там ему тотчас дали есть. Творя молитву, Бенедикт благословил трапезу, и чаша, полная яда, лопнула. Таким образом жизнь святого была спасена. Этой благочестивый старец всю свою жизнь посвятил борьбе с сатаной и, как только мог, противостоял влиянию лукавого на людей. Он даже изгонял злых духов из одержимых.

Ученики св. Бенедикта помнили, что святой повелел им совершать молебен ко Святому Кресту. Некоторые из них, например, святые Мавр и Плацид, творили многие чудеса. Святой Бенедикт желал охранить своих сынов от искушений и сетей лукавого, и призывал их „молиться и трудиться” („ora et labora”). Молитва соединяет душу с Богом, плоть же должна трудиться, так, чтобы не оставалось места диавольским искушениям и прельщениям мира сего. Это противостояние злу является истинным наследием св.Бенедикта.

Достойное доверия предание относит первоначальное употребление медальона к одному из мгновений вдохновения с Небес, обретенного св. Бенедиктом. Молебен св. Бенедикта ко Святому Кресту получил особенное распространение в XI веке. Этому способствовало следующее событие. Молодой граф Бруно из эльзасского Эгисхайма был тяжело болен. Однажды ночью он увидел в своих покоях лестницу, ведущую на небо. По ней спускался старец в монашеском облачении. Граф узнал в старце св. Бенедикта. Старец прикоснулся к лицу графа и тот мгновенно исцелился. Спустя много лет Бруно стал папой под именем Льва IX (1049-1054) и ввел в церковную практику молитву ко Святому Кресту.

В 1647 г. в баварском архимандрии Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: „Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux”. В левой руке святого – свиток с надписью: „Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux”.

С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой – книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.

На оборотной стороне медальона помещается большой Крест, а на нем – соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона. В Греческой Церкви как дань древней традиции лат.буквы не менялись при изготовлении медальона.

Итак, в четырех полях, разделенных знаком Креста, помещены следующие литеры:

C S P B (Crux Sancti Patris Benedicti – Крест святого отца Бенедикта)

На вертикальном основании Креста, сверху вниз, расположены буквы:

C S S M L (Crux Sancta Sit Mihi Lux – Светит мне пусть Крест Святой).

На перпендикулярной основанию перекладине:

N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux – Древний змий да сгинет злой).

Вокруг Креста расположены буквы:

V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana – Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет).

S M Q L I V B (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas – Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит).

Посредством благочестивого употребления медальона св. Бенедикта за многие века его существования немалое число православных верных обрело дары благодати, необходимые душе и телу. В особенности он помогал уберечься от болезней, отравления ядом, и хранил во всех опасностях.

Чтобы посредством медальона обрести многие благодати, его надлежит освятить и носить при себе, лучше всего – на шее. Впрочем, можно укреплять его и там, где мы всего более опасаемся сил тьмы, например, на дверях наших домов, в комнатах, в автомобилях. Эти медальоны имеют особую силу, противостоят нечистым духам.

Уже само по себе целование медальона, соответственное к нему отношение и призывание помощи св. Бенедикта достаточны для обретения различных благодатей. При этом, следует время от времени творить молитву от охраняющую нас от искусов лукавого. Полный текст этой молитвы звучит так:

Crux Sancta Sit Mihi Lux

Non Draco Sit Mixi Dux

Vade Retro Satana

Non Suade Mihi Vana

Sunt Mala Quae Libas

Ipse Venena Bibas

Светит мне пусть Крест Святой,

Древний змий да сгинет злой.

Сатана пускай отыдет,

Суета в меня - не внидет.

Злом меня да не искусит,

Чашу яда сам да вкусит.

Эти слова исходят из уст самого св. Бенедикта. Он произнес их, будучи в пустыни, в гроте вблизи Субиако, когда был искушаем и, сотворив знак Святого Креста, превозмог ими сатану. Вторая же часть была им произнесена тогда, когда ему подали чашу с ядом.

Действенность медальона св. Бенедикта многократно подтверждалась в истории Церкви чудесами и благодатными дарами, обретенными предстательством святого.

Подводя итог, можно утверждать, что верные обычно обретали эти благодатные дары в тех случаях, когда требовалось:

1. Сокрушить суеверия и дела дьявола.

2. Уберечься от искушений, изгнать нечистого духа.

3. Обезопасить себя от яда, подаваемого человеческой злобой.

4. Спастись от всякого рода эпидемий.

5. Обрести помощь в различных недугах.

6. Избегнуть удара молнии при грозе.

7. Соблюсти целомудрие и превозмочь искушения.

8. Обрести утешение в страданиях, и особенно - в смертный час.

Медальон св. Бенедикта следует носить с собой, лучше всего на шее. Во время эпидемий его укрепляют на стенах и дверях домов.

При падеже скота его помещают на стенах хлевов, конюшен и скотников, в которых содержатся домашние животные.

При строительстве домов, церквей и пр., медальон кладут в основание постройки.

Чтобы противостоять краже или повреждению урожая, медальон закапывают на поле.

В тех хозяйствах, где есть колодец, медальон бросают в воду.

Молитва св. Бенедикта о ниспослании благой кончины:

Боже, множество даров пославший св. Бенедикту при славной его кончине, сподоби и нас, грешных, сих благодатей, дабы он сам присутствовал при смерти нашей и избавил нас от козней дьявольских. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Через проникновение духа модернизма в западную Церковь почитание и ношение медальона почти исчезло но в Православии, которое тесно связано с крестом и памятью преподобного св.Бенедикта оно существует и по ныне. Так кулон св.Бенедикта был особо почитаем и распространяем св. Ефросинией Полоцкой и преподобными отцами Оптинской Пустыни.

Бенедикт Нурсийский родился ок. 480 г. в Нурсии (совр. Норча), Италия. Умер 21 марта 547 г. в Монтекассино, Италия. Является родоначальником западного монашеского движения. Святой католической и православной церквей. В православной традиции считается преподобным. Автор «устава св. Бенедикта» - важнейшего из монашеских уставов латинской традиции.

Медальон св. Бенедикта, именуемый также Крестом св. Бенедикта, относится к числу самых древнейших в Католической Церкви предметов частного почитания. Св. Бенедикт любил особенным образом молиться ко Кресту Христову. Он часто благословлял святым Крестом, творя при этом многие чудеса.

В 1647 г. в баварском аббатстве Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: „Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux”. В левой руке святого – свиток с надписью: „Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux”.

С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой – книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.

Crux Sancta Sit Mihi Lux
Non Draco Sit Mixi Dux
Vade Retro Satana
Non Suade Mihi Vana
Sunt Mala Quae Libas
Ipse Venena Bibas

Светит мне пусть Крест Святой,
Древний змий да сгинет злой.
Сатана пускай отыдет,
Суета в меня - не внидет.
Злом меня да не искусит,
Чашу яда сам да вкусит.

На оборотной стороне медальона помещается большой Крест, а на нем – соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона.

Итак, в четырех полях, разделенных знаком Креста, помещены следующие литеры:

C S P B (Crux Sancti Patris Benedicti – Крест святого отца Бенедикта)

На вертикальном основании Креста, сверху вниз, расположены буквы:

C S S M L (Crux Sancta Sit Mihi Lux – Светит мне пусть Крест Святой).

На перпендикулярной основанию перекладине:

N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux – Древний змий да сгинет злой).

Вокруг Креста расположены буквы:

V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana – Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет).

S M Q L I V B (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas – Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит).

В 1747 г. папа Бенедикт XIV утвердил вышеописанный вид медальона и составил специально по этому случаю особую молитву посвящения, а также связал с ношением медальона многочисленные индульгенции.

Акт Церкви изданный в Риме в 1857 г., гласил: «Несомненно то, что посредством сего медальона обретаются многие благодати Божии».

В 1880 г. был отчеканен юбилейный медальон по случаю 1400-ой годовщины рождения св. Бенедикта. На нем были помещены дополнительные символы. Если прежде над знаком Св. Креста помещали надпись IHS (имя Иисусово), то с этого времени она была заменена на слово PAX (мир), служащие бенедиктинским девизом и, одновременно одной из первых монограмм имени Христа. XP – первые буквы греческого слова XPICTOC (Христос), Помазанник. Юбилейный медальон был дополнен надписью над изображением святого: EX S.M. Casino 1880 (Со святой горы Касино 1880) и словами вокруг: EIUS IN OBITU NRO PRAESENTIA MUNIAMUR („Его присутствием да укрепимся при смерти нашей”).

Посредством благочестивого употребления медальона св. Бенедикта за многие века его существования немалое число верных обрело дары благодати, необходимые душе и телу. В особенности он помогал уберечься от болезней, отравления ядом, и хранил во всех опасностях.

Чтобы посредством медальона обрести многие благодати и индульгенции, его надлежит освятить и носить при себе. Впрочем, можно укреплять его и там, где мы всего более опасаемся сил тьмы, например, на дверях наших домов, в комнатах, в автомобилях. Эти медальоны имеют особую силу, противостоят нечистым духам.

Уже само по себе целование медальона, соответственное к нему отношение и призывание помощи св. Бенедикта достаточны для обретения различных благодатей. При этом, следует время от времени творить молитву от охраняющую нас от искусов лукавого.

Действенность медальона св. Бенедикта многократно подтверждалась в истории Церкви чудесами и благодатными дарами, обретенными предстательством святого. Подводя итог, можно утверждать, что верные обычно обретали эти благодатные дары в тех случаях, когда требовалось:

  1. Сокрушить суеверия и дела дьявола.
  2. Уберечься от искушений, изгнать нечистого духа.
  3. Обезопасить себя от яда, подаваемого человеческой злобой.
  4. Спастись от всякого рода эпидемий.
  5. Обрести помощь в различных недугах.
  6. Избегнуть удара молнии при грозе.
  7. Соблюсти целомудрие и превозмочь искушения.
  8. Обрести утешение в страданиях, и особенно - в смертный час.

Медальон св. Бенедикта следует носить с собой, лучше всего на шее. Во время эпидемий его укрепляют на стенах и дверях домов. При падеже скота его помещают на стенах хлевов, конюшен и скотников, в которых содержатся домашние животные. При строительстве домов, церквей и пр., медальон кладут в основание постройки. Чтобы противостоять краже или повреждению урожая, медальон закапывают на поле. В тех хозяйствах, где есть колодец, медальон бросают в воду.

«Нормативным», традиционным христианским символом я очень долгое время воспринимал распятие (вероятно, как и многие другие). Крест же без Распятого мне виделся как некий более-менее современный «извод», возможное движение в сторону «христианства без Христа», сведение распятия до абстрактного символа – креста, который может быть ювелирным изделием, модной побрякушкой. Поездка в Иерусалим и Вифлеем побудила заинтересоваться историей символики креста, и оказалось, что так хорошо знакомое всем нам распятие появилось лишь примерно в середине христианской истории.

Известно, что одним из первых символов раннего, ещё гонимого христианства было изображение рыбы, «ихтис» — как акроним (сокращение) фразы «Иисус Христос Теос Йиос Сотер», «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Разумеется, в первые века существовало почитание креста как орудия искупления, но использование символики креста, кажется, ограничивалось «начертанием на челе».

Интересно, что монограммой имени Иисуса Христа был и т. н. «Константинов крест» — вот она, т. н. Хризма, на императорской монете.

Однако примерно с 4 века крест становится важным и широко распространённым символом – возможно, это связано с обнаружением матерью Константина, святой Еленой, Креста Господня при раскопках Голгофы. Тогда же, в 4 веке, появляется «крест святого Антония Великого», основателя монашества, — в форме буквы Т, т. н. тау-крест .

Кстати, многие историки полагают, что именно такую форму имел крест, на котором распяли Иисуса: столбы были «стационарными», вкопанными в землю, поперечную же балку осуждённых заставляли нести на себе; а навершие Креста появилось как раз благодаря укреплённой по приказу Пилата табличке с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

И форму тау-креста имел жезл со змием, вознесённый Моисеем в пустыне.

Крест святого Бенедикта – это также крест, не распятие ; в сложившейся традиции он представляет собой, скорее, медальон, на котором буквы в полях, разделённых знаком креста, C S P B, означают Crux Sancti Patris Benedicti – Крест святого отца Бенедикта, а на вертикальной и горизонтальной перекладинах и вокруг креста расположены начальные буквы латинского стиха

Crux Sancta Sit Mihi Lux
Non Draco Sit Mixi Dux
Vade Retro Satana
Non Suade Mihi Vana
Sunt Mala Quae Libas
Ipse Venena Bibas

— в стихотворном переводе (не нашёл, старинном или стилизованном):

Светит мне пусть Крест Святой,
Древний змий да сгинет злой.
Сатана пускай отыдет,
Суета в меня - не внидет.
Злом меня да не искусит,
Чашу яда сам да вкусит

— последняя фраза напоминает о легенде из жизни святого, когда поднесённая ему вместо питья чаша с ядом лопнула, когда тот привычно сперва благословил питьё, осенив крестом. Позднее, в середине XI века, молитва к Кресту Христову будет введена в практику Церкви папой Львом IX, излечившимся в молодости от тяжёлой болезни после видения прикоснувшегося к нему св. Бенедикта, особо почитавшего Крест Христов.

Т. н. «иерусалимский крест», или «крест паломников», восходит к гербу Готфрида Буйонского, ставшего правителем Иерусалима после успеха I Крестового похода. У него богатая символика: пять крестов – один большой и четыре малых в его углах – это и пять ран Спасителя, и Христос и четыре евангелиста, и распространение евангельской вести на все четыре стороны света.

Считается, что носить этот знак могут только верующие, совершившие паломничество в Иерусалим, или их близкие, с молитвой о которых совершалось паломничество .

Однако найти его можно и в московской церковной лавке, например. (Правда, в вифлеемских и иерусалимских лавках паломнические кресты по-восточному богато разукрашены – вот самый простой вариант, что мне удалось найти: с золочёным напылением, украшенным насечкой, на подложке из червлёного серебра в форме креста тамплиеров.

Есть, конечно, и совсем «аскетичные» варианты, как на рисунке, — но только из платины или белого золота.) Несмотря на происхождение из эпохи крестовых походов, иерусалимский крест – символ, почитаемый и католиками, и православными.

Именно он венчает Базилику Рождества Христова в Вифлееме.

Иногда некомпетентные оккультные источники называют иерусалимский крест францисканским – очевидно, из-за того, что именно францисканцы служат паломникам на Святой Земле, и местная кустодия избрала этот крест своим символом, так что его можно увидеть на францисканских хабитах. На самом деле, этот крест, только красного цвета, стал символом ордена Гроба Господня (к нему принадлежали Ференц Лист и бельгийский король Бодуэн, Конрад Аденауэр и Джулио Андреотти), а также украсил флаг Грузии.

Настоящий же францисканский крест имеет форму Т, особым образом стилизованную. Именно символический (можно сказать, даже геральдический) знак креста вошёл в эмблемы и других нищенствующих орденов: доминиканского и кармелитского.

Фигура Иисуса на кресте стала появляться, по мнению большинства источников, только около VI VIII веков. Причём Иисус изображался с открытыми глазами, в длинной тунике, не страдающим: как на иллюстрации из сирийского манускрипта VI века «Кодекс Рабулы» и на фреске середины VIII века из римской церкви Санта Мария Антиква.

Более того, в тот период – вторая половина первого тысячелетия – Христа на кресте изображали в виде Царя, с короной и омофором. Такое изображение хорошо сохранилось в Евангелии аббатисы Уты XI века.

Распространившаяся легенда о том, что епископ итальянского города Лукка ходил в Иерусалим и там обрёл исполненное святым Никодимом деревянное распятие Христа (по другой версии, в минуту опасности статуя была положена в лодку, которую пригнало в Луни в 50 км от Лукки), привела к тому, что статую XI-XIII вв. (возможно, копию более ранней) Христа Триумфатора из Лукки (т. н. Volto Santo – Святой Лик (лицо Никодиму не давалось, помогли ангелы) стали копировать по всей Европе.

Ещё одно понимание, идущее из первого тысячелетия – Крест как Древо Жизни. Таков он – процветающий виноградной лозой, служащий прибежищем для птиц — на изумительной мозаике в апсиде XII века римской церкви Св. Климента – по мнению исследователей, мозаика IV-V века либо скопирована, либо перенесена из нижней, более древней базилики.

Перед крестом-иконой с изображением Иисуса – уже обнажённого, но не страдающего, а умиротворённого – молился в церкви святого Дамиана Франциск Ассизский.

И только в X XI веках стали появляться распятия с изображением страдающего Иисуса , постепенно становившиеся всё более натуралистичными. К середине тысячелетия натуралистичность достигает наибольшей выразительности: достаточно вспомнить причастную молитву св. Игнатия Лойолы с прошениями к душе, телу, крови, воде из бока Христа, «в ранах Твоих укрой меня» — и сравнить её с молитвой св. Фома Аквинского. Но именно в это время вновь возникает и получает широчайшее распространение через тот же орден иезуитов монограмма имени Иисуса Христа – IHS , которую мы сегодня видим на гербе папы-иезуита. (На роль монограмм в ранневизантийскую и барочную эпохи обратил внимание Аверинцев.) Видимо, символ нашему сознанию и мышлению необходимы всегда, в том или ином виде, как образ (Агнец, Пастырь Добрый, Иисус Распятый), так и знак (монограммы IXTYS, «Хризма», IHS, крест).

Конечно, очень интересно понять причины всех этих изменений . Очевидно, что отчасти они связаны с развитием церковного вероучения (так, в конце VII века Трулльский собор запретил изображать Христа в виде Агнца – а это был один из популярнейших образов! – в пользу подчёркивания наличия человеческой природы в Богочеловеке). Но столь же очевидно, что в этом процессе отражалась и история человеческого общества (в первые века ужасные подробности казни на кресте были для всех слишком очевидны), и история человеческого мышления, умения понимать символы. Последнее, быть может, смогут рассказать профессиональные искусствоведы или, скорее, историки культуры – моих знаний здесь не хватает для глубокого анализа. (Возможно, переход от символа креста ко всё более натуралистичному образу распятия связан со всё большим отдалением восточной и западной церквей и уходом от такого символического образа, как икона?) Напоследок – несколько ярких примет и образов нашего времени.

Несколько выходя за рамки темы об истории креста и распятия: образ Божественного Милосердия, написанный по указаниям сестры Фаустины Ковальской, — в сущности, современный аналог свойственного раннехристианским, т. е. позднеантичным, временам образа Pastor Bonus, Доброго Пастыря.

Многим знаком Крест – Древо Жизни из восстановленного кафедрального собора в Москве:

То, что многие верующие сегодня воспринимают как «крест Иоанна Павла II», — вершина папского посоха, выполненного ещё для папы Павла VI скульптором Лелло Скорцелли. На мой взгляд, здесь натурализм доходит до той грани, где начинается возвращение к символизму.

Посох, который использовал Бенедикт XVI, более традиционен, он был изготовлен ещё в середине XIX века для Пия IX – но на нём, обратите внимание, когда-то запрещённое собором изображение Агнца!

Наперсный крест папы Франциска обратил на себя всеобщее внимание тем, что он не золотой. Рисунок на нём далеко не все смогли разглядеть в телетрансляция х и на фото. А он гораздо примечательнее, чем материал креста: Добрый Пастырь в окружении овец, а сверху — символ Святого Духа (пикирующий голубь) из иконографии Пятидесятницы. Кажется, что это прямая иллюстрацию к словам… Бориса Пастернака: «…пришел этот легкий и одетый в сияние, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский, и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца , человек, ни капельки не звучащий гордо, человек, благодарно разнесенный по всем колыбельным песням матерей и по всем картинным галереям мира.» («Доктор Живаго»)

Кажется, всё-таки символизм возвращается, и раньше многих его приветствовало «ретроградное и отсталое папство»?

Сергей Сабсай

October 27th, 2013

Музыка: Electric Prunes 1968 Mass In F Minor


Довольно часто на поисковых форумах встречаются вопросы по идентификации того или иного католического медальона. Такие медальоны - нередкая находка, особенно в западной части страны. В доброй половине случаев максимум, на что способна фантазия и эрудиция юзеров - «католическая ладанка с Девой Марией». Хотя к ладанкам эти предметы не имеют никакого отношения.
Непросвещенность многих в данном вопросе натолкнула меня на мысль написать обзор наиболее распространенных католических медальонов.
Обычай носить нательные изображения Христа, Богородицы, святых распространен не только на Западе, но в православном мире, только у православных такие предметы называются образками или иконками. Сплошь и рядом их также называют «ладанками», что неправильно, потому что ладанка - это маленький мешочек или иная емкость, в которую помещают ладан. Ладанка также может носиться на шее, что и порождает путаницу.
В Православии нательный образок - предмет благочестия, не обязательный для ношения в отличие от нательного креста. Образок можно носить вместе с крестом, но не вместо креста. Образок в православной традиции - просто уменьшенная копия иконы, и никаких особых церковных правил или постановлений в отношении образков не существует.
В католическом мире медальоны-иконки тоже часто встречаются, но при этом очень широкое распространение получили особые медальоны, посвященные различным чудесным событиям и освященные авторитетом высшего духовенства и самого Папы. Более того, в ряде случаев утверждается, что сюжет и форма медальона непосредственно указаны визионеру Девой Марией или каким-нибудь святым. С этими медальонами связаны определенные молитвы и обряды.
Думаю что не ошибусь, если скажу что большинство людей носит религиозные медальоны в качестве амулетов/оберегов, и мало знает о богословском смысле предмета, который носят. Впрочем, такое положение вещей существует не только в католичестве.
Описанные медальоны конечно не исчерпывают все разнообразие, их существует великое множество. Я просто постарался описать несколько наиболее распространенных. Что касается остальных - гугл в помощь! :)

Чудесный медальон (Numisma Mirabile)


Это наиболее распространенный и легче всего запоминающийся католический медальон. О тиражах даже страшно подумать - наверное, счет сегодня идет уже на многие десятки, если не на сотни миллионов. Только в первые 5 лет выпуска было распространено более 10 миллионов экземпляров медальона.
Чудесный медальон или Медальон Непорочного Зачатия, был явлен Св. Екатерине Лабуре во время видения Пресвятой Девы Марии в 1830 году.

Екатерина Лабуре заявила, что в ночь на 18 июля 1830 года она проснулась, услышав голос ребёнка, зовущий её в часовню (расположенную на улице лю Бак, Париж), где Пресвятая Дева Мария сказала ей: «Бог желает отплатить за твою миссию. У тебя будут трудности, но не бойся, благодать пребудет с тобой, чтобы получилось всё необходимое. Расскажи своему духовному наставнику, что происходит внутри тебя. Времена зла во Франции и по всему миру».
Божия Матерь предстала Екатерине внутри овальной рамы, стоящей на глобусе, носящей множество колец разных цветов, большинство из которых распространяли лучи света по всему земному шару. По краю рамы вилась надпись - Ô Marie, conçue sans péché, priez pour nous qui avons recours à vous - «О Мария, зачатая без греха, молись о нас, к Тебе прибегающих.» Как видела Екатерина, рамка как будто повернулась, показывая круг из двенадцати звезд, большую букву «М», увенчанную крестом и стилизованные сердца - Святейшее Сердце Иисуса, обвитое шипами и Непорочное Сердце Марии, пронзенное мечом. На вопрос, почему некоторые из ее колец не излучают свет, Мария ответила: «Это милости, о которых люди забыли попросить». Затем Мария велела Екатерине показать этот образ ее духовнику и нанести его на медальон, пояснив, что «Все, кто будут носить такие медальоны - получат великие милости».


В конце мая 1831 года по эскизам Екатерины медальон изготовляют массовым тиражом, и сёстры конгрегации «Дочери Милосердия» начинают распространять его в Париже, где в то время свирепствовала холера.
Медальоны получили необыкновенную популярность, заговорили о многочисленных исцелениях. Поэтому архиепископ Парижа Леклен приказал официально изучить, каким образом возник и какие дал результаты медальон с улицы лю Бак. Вот его заключение: «Исключительная быстрота, с какой распространился этот медальон, необыкновенно большое число выбитых и розданных медальонов просто поразительны. Особая милость и удивительные блага, полученные верными через своё доверие, кажется, являются действительно знаком, при помощи которого Небо хотело подтвердить правдивость откровений и достоверность рассказа визионерки и распространение этого медальона».
В 1846 г. папа Григорий XVI поддержал своим авторитетом постановление архиепископа Парижа.
Девиз медальона: «О Мария, зачатая без греха, молись о нас, к Тебе прибегающих», вызвал «неслыханное оживление веры», что склонило папу Пия IX к оглашению в 1854 г. догмата о непорочном зачатии Девы Марии.

Скапулярий (шкаплер)


Первоначально скапулярием (от лат. scapula — лопатка) назывался предмет монашеского одеяния в виде широкой полосы ткани, ниспадающей спереди и сзади. Затем появился на так называемый «малый скапулярий» - нечто типа православного парамана. Малый скапулярий представляет собой два кусочка материи (обычно прямоугольной формы), скрепленных между собой шнуром таким образом, чтобы один из них располагался на груди, а другой - на спине.
Малые скапулярии различаются по форме, цвету и изображениям на нём. Существует 18 утверждённых католической церковью скапуляриев, наиболее распространённым среди них является кармелитский «Скапулярий Матери Божией с горы Кармель», известный также как «Коричневый скапулярий». Традиция связывает его появление с явлением Богородицы святому Симеону Стоку в XIII веке.
Увидев, что Ордену кармелитов грозят многочисленные опасности, Св. Симеон молил Пресвятую Деву о помощи. В ночь с 15 на 16 июля св. Симеону явилась Пресвятая Дева Марии, в окружении ангелов. Пресв. Богородица вручила ему коричневый Скапулярий и сказала: «Прими, возлюбленный сын Мой, Симеон, Скапулярий твоего Ордена в знак Моего благорасположения к тебе и ко всем кармелитам. Кто встретит с ним смерть, не узрит огня адского. Вот знак спасения, помощь в опасностях, союз мира и вечного обетования».
Традиционный материал кармелитского скапулярия - шерсть коричневого цвета, хотя существуют и другие варианты. На одном из кусочков должно быть помещено изображение Матери Божией Скапулярия, на другом - Сердца Господа Иисуса. Скапулярий должен быть освящен священником или диаконом. Его следует носить так, чтобы одна часть ниспадала на спину, а другая - на грудь.


Апостольский Престол в Риме отнес Молитву Скапулярия к числу священнодействий. Молитва Скапулярия, наряду с Молитвой Священного Розария, сделалась одной из главных Богородичных молитв в католицизме. Между прочим, папа Иоанн Павел II с детства носил скапулярий.
Скапулярий относится к важным сакраменталиям (так у католиков называются священнодейственные обряды или предметы, освящённые в этих обрядах), и носится по обету. Те кто носит скапулярий, считаются принадлежащими к особому Братству Скапулярия.
Члены братства, кроме других духовных даров, получают «привилегию субботы», которая состоит в обещании Девы Марии вывести из чистилища посредством ее особого заступничества в первую субботу после их смерти. Для этого нужно выполнять три требования:
1) ношение скапулярия;
2) соблюдение целомудрия в соответствии с жизненным положением;
3) ежедневное чтение молитвы посвящения Деве Марии (чтение Розария или любое другое богоугодное действо может заменить эту молитву).
В 1910 году папа Пий X разрешил заменять матерчатый скапулярий медальоном скапулярия. На медальоне с одной стороны обычно изображается Иисус с сердцем, испускающим лучи света, на другой - Дева Мария с Младенцем. Вместо самой Девы Марии может быть изображено ее сердце, пронзенное мечом, или Св. Симеон Сток, коленопреклоненный перед Девой Марией.




По-польски скапулярий называется шкаплер (szkaplerz). Находки шкаплеров весьма часты в западной части России, но шкаплеры попадаются также и в Сибири (очевидно, благодаря ссыльным и переселенцам).

Медальон Святого Бенедикта


Медальон св. Бенедикта (а также Крест св. Бенедикта) относится к числу самых древнейших в Католической Церкви предметов частного почитания.
1647 г. в баварском аббатстве Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: «Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux». В левой руке святого - свиток с надписью: «Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux».
С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой - книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.
Однако можно встретить и другие варианты.






В любом случае на оборотной стороне медальона помещается большой крест, а на нем - соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона.
В четырех полях, разделенных знаком креста, помещены следующие литеры:
C S P B (Crux Sancti Patris Benedicti - Крест святого отца Бенедикта)
На вертикальном основании креста, сверху вниз, расположены буквы:
C S S M L (Crux Sancta Sit Mihi Lux - Светит мне пусть Крест Святой).
На перпендикулярной основанию перекладине:
N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux - Древний змий да сгинет злой).
Вокруг Креста расположены буквы:
V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana - Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет).
S M Q L I V B (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas - Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит).
В 1747 г. папа Бенедикт XIV утвердил вышеописанный вид медальона и составил специально по этому случаю особую молитву посвящения, а также связал с ношением медальона многочисленные индульгенции.
Акт Церкви, изданный в Риме в 1857 г., гласил: «Несомненно то, что посредством сего медальона обретаются многие благодати Божии».
В 1880 г. был отчеканен юбилейный медальон по случаю 1400-ой годовщины рождения св. Бенедикта. На нем были помещены дополнительные символы. Если прежде над знаком Св. Креста помещали надпись IHS (имя Иисусово), то с этого времени она была заменена на слово PAX (мир), служащие бенедиктинским девизом и, одновременно одной из первых монограмм имени Христа. XP - первые буквы греческого слова XPICTOC (Христос), Помазанник. Юбилейный медальон был дополнен надписью над изображением святого: EX S.M. Casino 1880 (Со святой горы Касино 1880) и словами вокруг: EIUS IN OBITU NRO PRAESENTIA MUNIAMUR («Его присутствием да укрепимся при смерти нашей»).

Мистическая Роза (Rosa Mystica)


На медальоне изображена Дева Мария в рост, молитвенно сложившая руки, с испускающим лучи нимбом. Над головой Марии - три розы, по кругу надпись - Rosa Mystica. На обратной стороне медальона - базилика и надпись Maria Mater Ecclesiae («Мария — мать Церкви»). Такие медальоны были выпущены в честь явлений Девы Марии как Мистической Розы в итальянском городе Монтикьяри.
В первый раз Богоматерь явилась медсестре Пиерине Джуилли в ее комнате в госпитале весной 1947 года. Дева, в образе прекрасной женщины, была облачена в фиолетовое платье с белым покровом на голове. Она выглядела очень печальной, ее глаза были полны слез. Грудь ее была пронзена тремя большими мечами. Дева сказала "Молитва, Раскаяние, Искупление" и умолкла.
13 июля 1947 года Дева явилась в белом платье и была украшена тремя прекрасными розами: белой, красной и желтой, расположенными там, где в прошлый раз Пиерина видела мечи. Белая роза представляла дух молитвы, красная роза - дух отречения, а желтая - дух расплаты и обращения. Богородица сказала: "Я - Мать Иисуса, я Мать всех вас. Наш Господь посылает меня принести вам новую набожность, преданность Марии во всех религиозных организациях и орденах, и во всех священниках мира. Я обещаю защищать те религиозные организации и ордена, которые будут почитать меня в этот особой день, обещаю усиливать их зов и помогать достигать большего рвения к святости среди слуг Божьих". Дева также попросила, чтобы тринадцатое число каждого месяца праздновалось как день Марии. В предыдущие двенадцать дней следует читать особые молитвы. Мария попросила, чтобы 13 июля каждый год в честь нее проводился праздник Мистической Розы. Она назвала себя таинственной, мистической розой и попросила людей покаяться в грехах против веры и моральных принципов.
С тех пор Дева Мария являлась Пиерине Джуилли еще несколько раз. Затем, в 1966 году, произошла еще одна серия явлений, уже в пригороде Монтикьяри - Фонтанелле, на источнике.
У католиков существует особая молитва к Мистической Розе.

Медальон Святого Христофора

Медальон с изображением Святого Христофора является одним из самых известных христианских (католических) предметов почитания, и чаще всего используется в качестве амулета.
В католицизме Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (буквальный перевод его имени — «несущий Христа») — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.
Оказываемая Христофором помощь при пересечении опасной реки сделала его патроном корабельщиков и плотовщиков, путешественников и пилигримов, носильщиков и извозчиков, шоферов и вообще всех, кто пользуется транспортом. В XVI и XVII вв. в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии чеканились дукаты и талеры с изображением Христофора, которые носили как амулеты.
В Католической церкви Христофор — один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря (в православии Христофору тоже «не повезло» - его образ как псоглавца в 1707 г. исключен из иконографии), Христофор остаётся популярным среди католиков. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. На них может быть надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии). Также могут быть другие варианты надписи, в зависимости от языка страны и фантазии изготовителя.




Медальоны с изображением Св. Христофора выпускаются также для паломников. Вот, например, паломнический медальон, на обратной стороне которого изображен Иерусалимский крест (Крест паломника).