Молодёжь и Ислам. Наставления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) Мухаммед мир ему и благословение

Его имя прославляется на всей земле

Имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), не ошибусь, если скажу, что знает каждый, кто обитает на планете Земля. Не только люди, но даже звери и птицы, а также всё неживое прославляет его славное имя.

Мархаба, Раби-уль-авваль!

Рождён в Благословенной Мекке, похоронен в Лучезарной Медине. Он вошёл в жизнь каждого, кто верит в Единственность Господа. Ради него был создан мир и всё, что в нём находится. Он оставил самый яркий след в истории всего человечества. Перенёсший много испытаний от своего же народа, он донёс Истину, которой придерживаются миллионы людей в самых разных уголках планеты Земля.

Достоинство благословения Пророка Мухаммад (мир ему и благословение)

Самое любимое творение Аллаха из всех Его творений – это наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), которого мы обязаны почитать и следовать Его сунне (указанный путь). Если говорить о следовании, то во всем трудно следовать сегодня, однако, разве мусульманин ищет легкости в этом бренном мире?

Наставления Пророка Мухаммада о ценностях человеческой жизни

В достоверных высказываниях сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) всегда встречал людей с улыбкой, и когда пожимал чью-либо руку, никогда не убирал свою руку первым.

Поистине, Всевышний сделал следование и повиновение Своему Посланнику (мир ему и благословение) повиновением Себе и связал любовь к Себе с любовью к Пророку (мир ему и благословение). Потому что, поистине, из всего сотворенного нашим Творцом последний Пророк, Пророк всех пророков – Мухаммад (мир ему и благословение), является самым почтенным, самым дорогим и любимым Его творением.

Для лицемеров слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что любовь к нему и следование за ним и есть любовь к Аллаху и следование Его велениям очень тяжелы. Какая же разница между теми мунафиками...

Возвеличивание Пророка (мир ему и благословение) и оказание ему почёта – наша обязанность и отдельная от проявления любви к нему ветвь веры. Уважение к нему превыше любви, так как мы не всегда возвеличиваем тех, кого любим.

Рабиуль-авваль – это месяц, в котором появился на этой Земле Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), последний из Божьих посланцев, печать всех пророков.

Всевышний послал нашего Пророка (мир ему и благословение) милостью для миров. Милостью верующим и неверующим, покорным и грешникам, милостью к животным, деревьям, растениям, камням. Он послан как пророк не только к людям, но и джиннам, ангелам и остальным существам.

Мухаммад (мир ему и благословение) – последний из пророков, после него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков.

Есть в году месяц, по которому скучаешь весь год, ждёшь его наступления, а когда он приходит, сердце охватывает какая-то умиротворённость, которую описать не в состоянии. Это не Рамадан, нет. Рамадан, безусловно, великий месяц, с ним верующего связывает очень многое.

Обычно Пророк (мир ему и благословение) в своих письмах к правителям писал следующее: «Бисмилляхи ррахмани ррахим (именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!)

Если задаться вопросом, кто самый лучший и великий из людей за всю историю развития человечества, ответ будет однозначным: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), который родился в понедельник в городе Мекка, на рассвете 12-го числа месяца Раби-уль-авваль.

Всевышний послал нашего Пророка (мир ему и благословение) милостью для миров. Милостью верующим и неверующим, покорным и грешникам, милостью к животным, деревьям, растениям, камням. Он послан пророком не только к людям, но и джиннам, ангелам и остальным существам.

В этой статье мы хотим рассказать о некоторых эпизодах из жизни нашего господина (сайида) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это минимум необходимого объёма знаний, который должен знать каждый мусульманин о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение).

Прообразом всех мусульманских мечетей служила мединская мечеть, сооруженная еще при жизни Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Она была сооружена из глиняных кирпичей, пальмовых ветвей и листьев.

Всевышний Аллах в священном Коране говорит означающее: «Ты скажи им, о Пророк: «Я - Посланник Аллаха и призываю вас к Его религии. Если вы любите Всевышнего, то следуйте за мной и повинуйтесь мне, тогда Творец возлюбит вас, будет доволен вами и простит вам ваши грехи! » (Сура «Алю Имран», аят 31).

В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху ».

Поистине, Всевышний сделал следование и повиновение Своему Посланнику (мир ему и благословение) повиновением Себе и связал любовь к Себе с любовью к Пророку (мир ему и благословение). Потому что, поистине, из всего сотворенного нашим Творцом последний Пророк, Пророк всех пророков - Мухаммад (мир ему и благословение), является самым почтенным, самым дорогим и любимым Его творением. И верующий, который любит Всевышнего Аллаха и Его Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), несомненно, всегда будет стараться соблюдать все предписания религии Творца.

Однажды сподвижник Пророка ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О Посланник Аллаха, я люблю тебя больше всего, но любовь к себе преобладает». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Клянусь Аллахом, в чьей власти душа Мухаммада, никто из вас не будет иметь совершенную веру, пока он не возлюбит меня больше, чем себя». Затем, через некоторое время, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, теперь я люблю тебя больше себя». И Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Теперь усовершенствовалась твоя вера, о ‘Умар».

Совершенная вера в Аллаха - это высшая цель, к которой должен стремиться каждый человек, потому что истинная и правильная вера - это залог счастья на этом и на том свете. И у этой заветной веры есть опора, без которой она не представляется полноценной, и опора эта - любовь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), которая, несомненно, приводит к любви к Аллаху.

В Коране сказано, что Всевышний послал последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) только как милость и спасение для всех миров. Творец восхваляет его в Коране, называя его обладателем высочайшего нрава, прекрасного характера, украшающего не только его самого, но и все человечество. Когда у жены Пророка ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах!) спросили о его морали, она ответила, что мораль Пророка (мир ему и благословение) полностью соответствовала Корану, то есть он обладал всеми хорошими качествами, о которых упомянуто в Коране. Он является образцом подражания для всего человечества.

Любить Пророка (мир ему и благословение) - значит, возвеличивать и уважать его, содействовать словом и делом распространению религии Ислам, который, несомненно, также является религией всех пророков, перенимать его нравы и качества, следовать его Сунне. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока не будет он любить все то, с чем я пришел ».

Любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) - это высокая степень и основа богобоязненности, к которой стремились и стремятся все благочестивые и праведные люди. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и следующие за ними поколения мусульман настолько сильно любили Посланника Аллаха (мир ему и благословение), настолько были пронизаны этой любовью, что достигли высоких степеней совершенства и стали для верующих образцами для подражания.

Сподвижник Пророка Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) - лучший из людей после пророков - любил его больше своей жизни и всегда готов был пожертвовать собой ради него. Когда при переселении из Мекки в Медину он с Пророком (мир ему и благословение), преследуемые неверными, достигли пещеры Савр, первым туда вошел Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), желавший удостовериться в том, что Пророку (мир ему и благословение) там ничего не угрожает. Он расчистил место и заткнул дыры своим наплечным покрывалом, а оставшуюся одну дыру закрыл своей ногой. После этого в пещеру вошел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и лег спать, положив голову на колени спутника. Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) укусила змея, но он даже не сдвинулся с места, дабы не потревожить Пророка (мир ему и благословение), однако его слеза упала на лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословение), отчего он проснулся и спросил о случившемся. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Меня укусила змея». И тогда Пророк (мир ему и благословение) нанес слюну на место укуса, и боль утихла.

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) всегда находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) и помогал ему во всем. Ради Ислама и Пророка (мир ему и благословение) он перенес множество трудностей. Однажды, когда он заступился за Посланника Аллаха (мир ему и благословение), язычники так сильно избили его, что люди сочли его мертвым. Когда он пришел в себя, первыми его словами были: «Что с Пророком (мир ему и благословение), где находится он, доставьте меня к нему!». Так сильно он любил и возвеличивал Пророка (мир ему и благословение), да будет доволен им Аллах!

У Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) спросили: «Как вы любили Посланника Аллаха (мир ему и благословение)?». Он ответил: «Клянусь Аллахом, мы любили его больше, чем себя, свое имущество, своих детей, родителей». Все сподвижники Пророка (мир ему и благословение) любили его больше самих себя и были готовы пожертвовать своей жизнью ради него. Так, когда язычники настигли сподвижника по имени Зайд ибн Дасна (да будет доволен им Аллах) и хотели его убить, Абу Суфьян, который тогда был неверующим, спросил его: «О Зайд, хотел бы ты, чтобы Мухаммад оказался сейчас на твоем месте, а ты у себя дома?». Зайд (да будет доволен им Аллах) ответил: «Клянусь Аллахом, не хотел бы я, чтобы Мухаммада (мир ему и благословение) даже уколола колючка». И Абу Суфьян сказал: «Я не видел кого-либо, кто так сильно любил бы кого-то, как сподвижники любят Мухаммада».

Сподвижник по имени Савбан бин Малик (да будет доволен им Аллах) так сильно любил Пророка (мир ему и благословение), что очень печалился, когда не видел его. И однажды, когда он пришел к Пророку (мир ему и благословение) с печалью на лице, Пророк (мир ему и благословение) спросил его: «Что с тобой?». Савбан (да будет доволен им Аллах) ответил: «О Посланник Аллаха, мир тебе и благословение Аллаха, я не болен, но когда я не вижу тебя, то испытываю одиночество и печаль, пока не встречу тебя. Потом я вспоминаю загробную жизнь и боюсь, что не увижу тебя на том свете, так как ты будешь вместе с пророками…». Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором говорится, что те, кто повинуется Аллаху и его Посланнику (мир ему и благословение), будут на том свете вместе с пророками, праведниками и шахидами. И когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочел этот аят, Савбан (да будет доволен им Аллах) очень обрадовался, ибо у него появилась надежда, что он будет вместе с ним в вечной жизни.

И те из числа сподвижников, которые пережили Пророка (мир ему и благословение), еще больше стали любить его. И когда к одному из них приближалась смерть, то он радовался, ибо знал, что вскоре встретит Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Когда приблизилась смерть Биляла (да будет доволен им Аллах) - муэдзина Пророка (мир ему и благословение), - его жена стала кричать: «Какое горе!». Он же сказал: «Какая радость и счастье, завтра я встречу своих любимцев - Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников ».

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) был одним из тех, кто очень сильно любил и возвеличивал Пророка (мир ему и благословение). Он не читал хадисов Пророка (мир ему и благословение) без омовения, а когда начинал читать хадис, то ничем не прерывал его чтение. Однажды во время чтения хадиса в мечети Пророка (мир ему и благословение) имама Малика (да будет доволен им Аллах) в ногу несколько раз укусил скорпион, но он все равно не прервал чтение хадиса. Он также не ездил в Медине верхом на лошади, говоря, что ему стыдно топтать копытами землю, где ходил и похоронен Пророк (мир ему и благословение).

Конечно, что можно сказать о любви сподвижников и мусульман к своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), тогда как даже неодушевленные предметы так явно выражали свою тоску по нему. До того, как мусульмане стали использовать трибуны (минбар), Пророк (мир ему и благословение) читал проповедь, поднявшись на пальмовый пенек, который находился в мечети. Когда же сподвижники сделали трибуну, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) начал читать проповедь с нее. Все мусульмане, которые были в мечети в этот день, услышали пронзительный стон, донесшийся от пальмового пенька, затосковавшего по нему. Тогда Пророк (мир ему и благословение) спустился с трибуны и погладил пенек, и только после этого он успокоился. Это достоверная история, известная во всем мусульманском мире.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Любите Аллаха, поскольку Он наделяет вас милостями и благами, и любите меня из-за любви Аллаха ко мне, и любите членов моей семьи из-за моей любви к ним ». Если один человек любит другого, то любовь ко всему, что связано с возлюбленным, является как бы каноном или законом любви. Например, человек любит дом своего возлюбленного, его домочадцев, улицу, соседей, даже домашних животных, которые находятся у него во дворе. Поэтому недостаточно любить только самого Пророка (мир ему и благословение), необходимо любить и возвеличивать все, что связано с ним, включая его семью, детей и т. д. Поистине, ложны утверждения того, кто говорит, что любит Всевышнего, но оставляет путь благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ослушивается его.

Описывая Пророка (мир ему и благословение), Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Он был щедрейшим из людей, самым правдивым среди человечества, самым нежным и мягким по характеру и благороднейшим по происхождению. Всякий, кто знакомился с ним, влюблялся в него. Каждый характеризовавший его говорил: «Я никогда ни до него, ни после не видел человека, подобного ему».

Да одарит Аллах всех мусульман искренней любовью к Пророку (мир ему и благословение), следованием ему во всем и да поднимет нас в Судный день вместе с ним! Аминь!

Мухаммад Гаджиев аль-Инчхи

Воспоминания о трогательных моментах из жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников дают нам ощутить нашу связь с Пророком (мир ему и благословение).

Дорогие братья и сёстры, я бы хотел обратиться к Пророку (мир ему и благословение) с обращением, но прежде хочется обратиться к Аллаху. Хочется восхвалить Аллаха за Его безграничные дары, за то, что Он сделал нас частью уммы, уммы, в которой желал находиться даже такой великий пророк, как Муса (мир ему). Мы все просим Аллаха одарить нас искренней любовью к нашему Пророку (мир ему и благословение), ведь он тоже проявил нам эту любовь, назвав своими братьями.

Пророк (мир ему и благословение) как-то сказал: «Я бы хотел увидеть своих братьев». Сподвижники спросили: «А разве мы тебе не братья?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Вы мои сподвижники, а братья мои – это те, кто уверовали в меня, не увидев меня». Поэтому мы всегда должны стремиться приумножать свою любовь к Пророку (мир ему и благословение). А помогут нам в этом отрывки из жизнеописания сподвижников.

Когда Пророк (мир ему и благословение) впервые отправился в Мекку как паломник, враждовавшие с ним курайшиты не впустили Пророка (мир ему и благословение) в Мекку. Конечно, многое произошло в этот важный момент истории. Но нам хочется обратить внимание на отношение сподвижников к Пророку (мир ему и благословение). В хадисе говорится, что

– когда Пророк (мир ему и благословение) плевал, его плевок оказывался на руке одного из его сподвижников, и тот протирал им своё лицо или кожу;

– когда Пророк (мир ему и благословение) повелевал сподвижникам сделать что-то, они тут же стремительно выполняли его повеление;

– когда Пророк (мир ему и благословение) совершал омовение, сподвижники почти дрались за воду, которой он совершил омовение,

– когда Пророк (мир ему и благословение) говорил, сподвижники понижали голос,

– более того, они даже не смотрели на него пристально.

На это и указал Амр бин Ас (да будет доволен им Аллах), сказав, что если бы его попросили описать Пророка (мир ему и благословение), то он бы не смог это сделать, ибо не мог пристально на него смотреть.

Билял (да будет доволен им Аллах).

Этот хадис о Биляле привёл хафиз ас-Салихи в книге «Субулюл худа ва ар-рашади», назвав его достоверным, также его привёл ибн аль-Асир в книге «Усуд аль-габа», и ибн Асакир в пятидесятитомнике «Тариху Димашк», и другие хадисоведы.

Когда Пророк (мир ему и благословение) перешёл в мир иной, Билял, читавший азан Пророку (мир ему и благословение), не смог вынести жизнь в Медине. Потому что каждая улица, каждая стена, мечеть – всё напоминало ему о Пророке (мир ему и благословение). Он перестал читать азан, и попросил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) отпустить его жить в Шам (Сирия). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) просил его остаться, но тот настоял на своём. Находясь в Шаме, Билял (да будет доволен им Аллах) увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), который сказал ему: «Как понимать эту отчуждённость, Билял? Неужели не наступило время посетить меня?!». Тогда Билял проснулся опечаленным и напуганным. Ведь он знал, что тот, кого он увидел, в действительности был Пророком (мир ему и благословение). Ведь Пророк (мир ему и благословение) говорил, что тот, кто увидит его (мир ему и благословение) во сне, воистину его (мир ему и благословение) увидел, ибо шайтан не может принимать обличие Пророка (мир ему и благословение).

Тогда Билял (да будет доволен им Аллах) направился в Медину посетить могилу Пророка (мир ему и благословение). Увидев могилу Пророка (мир ему и благословение), он не сдержался, заплакал и уткнулся лицом в неё. Тогда к нему пришли Хасан с Хусейном, и Билял (да будет доволен им Аллах) стал целовать их (ведь он видел, как их целовал Пророк (мир ему и благословение)). Они попросили Биляла (да будет доволен им Аллах) прочитать азан, чтоб напомнить им времена Пророка (мир ему и благословение), хотя они и не забывали о том времени. Билял (да будет доволен им Аллах) согласился. В предрассветный час Билял (да будет доволен им Аллах) встал на то место, где он обычно стоял при Пророке (мир ему и благословение), и произнёс: «Аллаху акбар!». Медина содрогнулась, люди выбежали на улицу. «Ашхаду алля иляха илля Ллах», и Медина ещё сильнее содрогнулась от плача и шума. «Ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» – и вышли все, даже молодые девушки, которые не выходили на улицу, и сказали: «Пророк (мир ему и благословение) вернулся!!!». Со дня кончины Пророка (мир ему и благословение) в Медине не видели столько плачущих мужчин и женщин, как в тот день.

Разве это не свидетельство любви, которую испытывали сподвижники к Пророку (мир ему и благословение)?! Разве это не говорит о том, что влияние Пророка (мир ему и благословение) на сподвижников не исчезло даже после его перехода в мир иной?!

Обратите внимание на свои сердца! Та горечь, что вы ощущаете сейчас, вспоминая эти трогательные моменты из жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, разве не дает она вам ощутить связь с Пророком (мир ему и благословение)?! Да, воистину это так. Пророк (мир ему и благословение) в наших сердцах, Пророк (мир ему и благословение) живёт полноценной жизнью барзаха.

Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах).

Представьте себе, Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) находится в кровопролитной битве, где каждая секунда жизни может стать последней, и что он делает? Приказывает своим воинам найти его шлем. Когда они его нашли, то обнаружили, что шлем не такой уж и ценный с виду.

Халид (да будет доволен им Аллах) объяснил свою привязанность к шлему тем, что в нём хранятся волосы Пророка (мир ему и благословение), которые он подобрал после того, как Пророк (мир ему и благословение) побрил свою голову. Далее Халид (да будет доволен им Аллах) говорит: «Во всех битвах, в которых я участвовал в этом шлеме, Аллах даровал мне победу»1. Так относился Халид (да будет доволен им Аллах) к Пророку (мир ему и благословение).

А как относишься к Пророку (мир ему и благословение) ты? Любишь ли ты его так, что смог бы сберечь его волос, даже в случае опасности для жизни? Или же ты один из тех, кто считает, что такое отношение к Пророку (мир ему и благословение) приводит к ширку (к неверию)?! Нет, ни в коем случае, ведь все мы знаем, что не будет полноценной вера наша, если мы не будем любить Пророка (мир ему и благословение) больше, чем себя самих.

Обратите внимание на Асму, дочь Абубакра (да будет доволен им Аллах), которая бережёт халат Пророка (мир ему и благословение) для того, чтобы у сподвижников и у других была возможность получить здоровье и благодать, выпив воду, которой они прополаскивали этот халат. Халат Пророка (мир ему и благословение), дающий здоровье по воле Аллаха2.

А мы? Любим ли мы так Пророка (мир ему и благословение), что убеждены в том, что вода от его халата быстрей нас излечит, чем любые лекарства? Или же мы из тех, кто называет такое отношение к халату Пророка (мир ему и благословение) предвестником неверия, а сами пьют анальгин, чтоб снять головную боль?! Где тогда наша вера в Пророка (мир ему и благословение)? Ведь формула верования включает в себя два свидетельства – что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его посланник (мир ему и благословение). Если ты убеждён в его посланничестве и достоинстве перед Аллахом, почему ты доверяешь аспирину больше, чем его халату?!

Вопросов много, ответы очевидны, и каждый предстанет перед Аллахом в Судный день. Также каждый предстанет перед Пророком (мир ему и благословение), когда он будет заступаться за нас перед Аллахом в День Суда. И тогда мы получим воздаяние в зависимости от того, как мы ценили Пророка (мир ему и благословение), как следовали за его сунной, как любили его и его наместников в лице учёных, алимов и праведных шейхов.

В итоге я обращусь к Пророку (мир ему и благословение) с просьбой, которая завершит мою проповедь, ибо я убеждён, что Пророк (мир ему и благословение) в данный момент меня слышит так же, как слышит наши приветствия в намазе. Ведь в достоверном хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, у Аллаха есть ангелы, которые доставляют мне приветствие (салам) людей из моей уммы (общины)». Далее ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя жизнь для вас полезна, говорите со мной, и я говорю с вами. И моя смерть тоже полезна для вас, ибо мне показывают ваши деяния. Если я увижу хорошие деяния, то восхвалю Аллаха, а если увижу плохие – прошу Аллаха простить вас»3.

О Пророк! Попроси Аллаха принять все наши благие деяния, и сделать нас теми, кто приносит тебе радость. И не осуждай нас строго, если мы огорчаем тебя плохим поведением. Попроси прощения у Аллаха за нас тоже. Сделай нас из тех, кого ты не прогонишь от источника «Хавза» в День Великого Суда. Ведь ты рассказал нам, что будешь там ожидать нас, а тех же, кто сошли с истинного пути, не допустят к этому источнику. Так сделай нас теми, кто достигнет этого уровня!

1 Достоверный хадис передан Абу Яла в его «Муснаде», в разделе «Хадисы Маймунат, жены Пророка (мир ему и благословение)». Также этот хадис передан в книге «Итхафу хайри аль-махара» («Китабу алямати ан-нубува», раздел «О преданиях про волосы Пророка (мир ему и благословение)»). Автор этой книги Ахмад ибн Абу Бакр аль-Бусири говорит: «Этот хадис рассказал Абу Яла, и он достоверный».

2 Достоверный хадис, рассказан Муслимом в его сборнике достоверных хадисов «Глава одежды и украшений», «Раздел запрещённости использования золотой и серебряной посуды для мужчин и женщин».

3 Достоверный хадис, см. в книге аль-Хайсами «Маджмау-ззаваид» («Китабу алямати ан-нубуввати», разделы о его смерти и о том, как Пророк (мир ему и благословение) просит о прощении грехов своей уммы).

Дорогие братья, давайте вспомним о достоинствах нашего Пророка (мир ему и благословение), его нравах для того, чтобы наши намерения, мысли и образ жизни хотя бы немного приблизились и соответствовали этому идеалу.

Пророк (мир ему и благословение) – это совершенный во всех отношениях человек. Он был ниспослан Всевышним как милость и спасение для всего человечества. В этом выражается милость Создателя к Своим рабам. Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение) (смысл):

«Я не послал тебя, кроме как милостью для миров » (сура «аль-Анбияъ», аят 107).

Он посланник милости, ниспосланный милостью для верующих и неверующих, для всего рода человеческого.

Доброта и милосердие ко всякому творению Всевышнего – черта нашего Пророка (мир ему и благословение).

Восхваляя его, Всемогущий Создатель в Коране говорит:

َإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

سورة القلم 4

Смысл: «Поистине ты – обладатель великого нрава » (сура «аль-Калам», аят 4) То есть тебе (Пророку) Всевышний подчинил самые лучшие нравы, и ты находишься над ними. Всевышний Господь нарек его двумя Своими прекрасными именами – «Рауфун» и «Paxимун» , что означает «Сострадательный» и «Милосердный» . В своей доброте и милосердии Пророк (мир ему и благословение) не делал различий между уверовавшими и неуверовавшими.

Известен такой случай, когда к Пророку (мир ему и благословение) обратился бедуин (из неуверовавших), и попросил у Пророка (мир ему и благословение) что-то. Дав ему требуемое, Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Сделал ли я тебе доброе?”. Тот ответил: “Нет, ты не сделал ничего особенного”. Мусульмане разгневались и чуть не бросились на него. Но Пророк (мир ему и благословение) приказал им успокоиться. Войдя в дом, Пророк (мир ему и благословение) взял еще что-то и отдал бедуину со словами: “Сейчас сделал ли я тебе добро?”. Он ответил: “Да. Да воздаст тебе Господь, лучшему из людей”. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: “Ты сказал то, что сказал, но в сердцах моих сподвижников ты посеял гнев. Сказал бы ты то, что сказал мне сейчас перед ними, чтобы гнев покинул их сердца”. Он согласился. На следующий день Пророк (мир ему и благословение) рассказал сподвижникам об этом и сказал: “Я похож на человека, у которого сбежал верблюд, за которым погнались люди, тем самым только увеличивая страх и скорость животного. Хозяин просит людей остановиться и предоставить ему самому возможность обуздать верблюда, ведь он лучше знает свое животное, и, дав верблюду пучок травы, он может успокоить и обуздать его. Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если бы я не остановил бы вас, то вы убили бы его, и он вошел бы в Ад”.

Милосердие к семье

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на его семью. Анас сказал: “Я не видел человека более доброго и мягкого по отношению к своей семье, чем Пророк (мир ему и благословение)”. Он сказал: “Когда сын Пророка (мир ему и благословение) Ибрахим находился у кормилицы, Посланник (мир ему и благословение) отправлялся туда с нами только лишь для того, чтобы поцеловать его” .

Его милосердие к семье выражалось также и в том, что он помогал своим женам в домашних делах.

Асвад говорил: “Я спросил у Айши, каков Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в кругу семьи”. Она ответила: “Он с удовольствием помогает своей жене в домашних делах, и он не из высокомерных, часто обслуживал себя сам, штопал свою одежду, чинил обувь” .

Милосердие к детям

Особо милостив был Пророк (мир ему и благословение) к детям, сиротам и немощным. Он говорил: ”Я вступаю в молитву, намереваясь удлинить ее, но когда я слышу плач ребенка, я совершаю намаз быстро из-за милосердия к матери и ребенку” .

Он ласкал своих детей, целовал их, играл с ними. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал своих внуков Хасана и Хусейна в присутствии Акраа ибн Хабиса, тот сказал: “У меня десять сыновей и я ни разу их не поцеловал”. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто не милосерден, над тем не смилуется никто” .

Пророк (мир ему и благословение) любил бывать в обществе бедных людей. Он навещал их во время болезней, участвовал на похоронах и хлопотал за них.

Особое милосердие и внимание Пророк (мир ему и благословение) оказывал сиротам. В завещании Пророк (мир ему и благословение) велел мусульманам помогать им. В хадисе сказано: “Я и помогающий сиротам в Раю будем рядом, как два пальца одной руки” .

Милосердие к животным

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на животных.

Был такой случай: когда Айша стала погонять своего верблюда, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей на это: “Будь милосердна” .

Однажды, войдя в сад одного из ансаров, Пророк (мир ему и благословение) увидел там верблюда. Животное подошло к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и из глаз животного потекли слезы. Он погладил его за ушами, и верблюд перестал плакать. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Кто хозяин этого верблюда?” Вышел один молодой ансар, и Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: “Неужели ты не боишься Аллаха за то, что ты делаешь с этим животным?! Оно жалуется мне на то, что ты не кормишь его и чрезмерно утомляешь ”.

Он запрещал убивать лягушек, говоря: “Их кваканье – тасбих (поминание Аллаха)” .

Пророк (мир ему и благословение) рассказал про женщину, которая попала в Ад из-за того, что держала кошку взаперти и не давала ей возможность искать себе пропитание.

Пророк (мир ему и благословение) очень строго запретил нам стравливать животных, а также запретил беспокоить птиц.

Когда один человек взял из гнезда птенца голубя, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Верните птенца своей матери” .

Щедрость

Щедрость, великодушие, благородство – именно эти качества были присущи Пророку (мир ему и благословение). Он говорил: Щедрый человек близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю. Скупой далек от Аллаха, далек от людей и близок к Аду .

Также он говорил: Нет дня, чтобы два ангела не сходили с небес. Один говорит: “О Аллах! Ты даруй взамен дающему.” А другой говорит: “Даруй скупому гибель .

Пророк (мир ему и благословение) проявлял щедрость не для того, чтобы заслужить похвалу или же из-за боязни лишиться богатства. Он не был щедр из высокомерия или увеличения количества своих сторонников. Его щедрость была на пути Аллаха, только ради Его довольства. Щедрость Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была ради сохранения религии, распространения ее. Его щедрость была направлена на поддержку сирот, вдов, больных и т. д.

Его щедрость не исходила из его зажиточности, состоятельности. Он давал то, в чем нуждался сам и его семья.Великодушие Пророка (мир ему и благословение) достигало такой степени, что он просто не мог отказывать просящим о помощи.

Верность и терпение

Верность – это качество, присущее только истинно уверовавшим высоконравственным муъминам.

Пророк (мир ему и благословение) был верным в договорах и обещаниях.

Один человек продал Пророку (мир ему и благословение) что-то, и Пророк (мир ему и благословение) остался ему должен небольшую сумму. Они договорились встретиться на этом же месте на следующий день, чтобы рассчитаться. Этот человек вспомнил о договоре только через три дня и пришел в указанное место. Там он застал Пророка (мир ему и благословение), который ожидал его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: “Ведь ты обременил меня, я третий день ожидаю тебя” .

Терпение Пророка (мир ему и благословение) на пути Аллаха превосходило терпение всех терпеливых. Его стойкость в притеснениях и преследованиях превосходила стойкость всякого.

Из всего, что создано Всевышним, наилучшими Его творениями являются пророки. Из пророков – те, которые являлись посланниками, а среди посланников самыми лучшими являются: Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, которых называют «улюль-‘азми» (обладатели твердой решимости), да благословит их всех Аллах и приветствует! А среди названных пятерых посланников самым высокочтимым и лучшим является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Вопрос: Мне бы хотелось узнать о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Когда он родился? Сколько прожил? Когда умер? Сколько у него было жен? Какие мольбы он читал перед сном?

Ответ: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился в понедельник, 12 Раби аль-Авваль, в год Слона (приблизительно 570 г. н.э.). Он прожил 63 года, из них 53 провел в Мекке, а 10 – в Медине. Он умер в Медине в понедельник, 12 Раби аль-Авваль, в 11 г. по хиджре.

У него было 11 жен: Хадиджа бинт Хувейлид, Сауда бинт Зама’а, Аиша бинт Абу Бакр ас-Сыддик, Хафса бинт Умар ибн аль-Хаттаб, Зайнаб бинт Хузайма, Умм Саляма (Хинд) бинт Абу Умайя, Зайнаб бинт Джахш, Джуварийя бинт аль-Харис аль-Мусталькийя, Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян, Сафия бинт Хуяй аль-Ахтаб и Маймуна бинт аль-Харис аль-Хиляйлия (да будет Аллах доволен ими всеми). Две жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Хадиджа и Зайнаб бинт Хузайма – умерли при его жизни. После себя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил 9 жен (да будет Аллах доволен ими всеми).

От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передалось много дуа и азкаров, которые следует говорить перед сном. Например, передается, что аль-Бара ибн Азиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: «О Аллах, я предался Тебе, и обратил к Тебе лицо своё, и вручил Тебе дело свое, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха пред Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Уверовал я в Твою Книгу, которую Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал. (Аллахумма, аслямту нафси иляйкя, ва ваджжахту ваджхи иляйкя, ва фаввадту амри иляйкя, ва альджа’ту захри иляйкя рагбатан ва рахбатан иляйкя, ля мальджа’а, ва ля манджя минкя илля иляйкя, аманту бикитабикя аллязи анзальта ва набиййикя аллязи арсальта)». А затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И если ты умрешь (в эту ночь), то умрешь на фитре. И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить в конце каждого дня». Аль-Бухари, 6311; Муслим, 2710; ат-Тирмизи, 3574; Абу Дауд, 5046, и др.

Передается, что Хузайфа бин аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Укладываясь ночью в постель, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О Аллах, с именем Твоим я умру (и с ним) я живу! /Аллахумма, бисмикя амуту ва ахйа!/» - когда же он просыпался, то говорил: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и Который воскресит нас (и призовёт) к Себе (для отчёта)! /Альхамду лиЛляхи аллязи ахйана ба‘да ма аматана ва иляйхи-н-нушур!/»». Аль-Бухари, 6312; ат-Тирмизи, 3417; Абу Дауд, 5049, и др.

Если вы хотите узнать больше дуа и азкаров, обратитесь к книгам «Поминания Аллаха /Аль-Азкар/» имама ан-Навави и «Аль-Вабиль ас-Сайиб» Ибн аль-Кайима.

Пусть Аллах дарует нам успех. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Постоянный Комитет по фетвам: шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, Абдурраззак Афифи, Абдулла ибн Гадъян, Абдулла ибн Кауд.