«Они нарочито пытаются подменить противостояние Иоанна Кронштадтского революционерам антисемитизмом. Не совсем лестные слова об иоанне нашем кронштадском Иоанн кронштадтский отношения к евреям

Иоанн Кронштадский - предтеча фашизма, русский Гитлер?

Иоанн Кронштадтский (1829-1908) канонизирован Русской Православной церковью в 1990 году и причислен к лику святых.

Несколько цитат Иоанна Кронштадтского из произведения Минина «ПРОРОЧЕСТВА СВЯТЫХ ОТЦОВ О БУДУЩЕМ РОССИИ» :

Университеты России наполнены евреями , поляками, а русским места нет! "Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым всё равно, какая вера: с евреями они евреи , с поляками они поляки, - те не христиане, они только званные, и погибнут, если не раскаются". (Гитлер в Майн Кампфе писал тоже самое)
"Интеллигенция наша - просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Они и учиться-то не могут, как следует, только бастуют... Ну, да что о них говорить!". (Гитлер в Майн Кампфе писал тоже самое)
Наши враги, вы знаете, кто: евреи... помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия - не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!" .
(Св. праведный Иоанн Кронштадтский. 1907- 1908 гг.) (Гитлер в Майн Кампфе писал тоже самое)

Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе (1903)

Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881
году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием
пагубных увлечений и заблуждений. А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. Сердце царя, пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном течении жизни государства,
особенно скорбит об этом ужасном кровавом происшествии. И когда же оно
свершилось? На Пасхальной неделе, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего рода человеческого. Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане,- землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит"
(Мф.12,20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния своего? Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами,- громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11,29). Послушайте, ка Он поучал учеников Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим,
послал вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Вот каково должно быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола,- но кто не имеет Духа Христова,
кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим.8,9), тот и
не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им это. О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища! Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф.5,44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми их, ни в чем не повинными. Аминь.

Иоанн Кронштадский (Иван Ильич Сергиев, 1829 - 1908) - чудотворец, протоиерей, церковный писатель рубежа XIX-XX веков. Кандидат богословия, автор книги "Моя жизнь во Христе". Канонизирован Русской Православной церковью в 1990 году и причислен к лику святых. Обращение "Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе" написано в 1903 году под впечатлением известия о еврейском погроме в Кишиневе.Печатается по изданию: Материалы для истории антиеврейских погромов в России. -Т.1. -Пг.,1919. -С.352-353.
Именно Иоанн Кронштадский освятил знамя “Союза русского народа” и благословил эту национал-экстремистскую организацию. Основа его религиозно-идеологической концепции - идея Русской Православной Монархии. Считал Православное христианство “естественной и провиденциальной религией России... Мы живем в стране, обращенной к свету Истины”, - писал он, противопоставляя Россию и русский народ всему остальному миру как носителей единственной истинной религии – Православия [см.: Б.Сильвестеров. Святой Иоанн Кронштадский и судьбы России. // Память. 1997.№2 (17) ].
Православный национализм Иоанна Кронштадтского обосновывался извечной враждой “Царства Божия”, которое представляет Россия, и грядущего царства антихриста, за которым стоит мировое еврейство. “Иудейство после отторжения истинного Мессии, всегда бывшее впереди всех во всем дурном, даст сигнал для страшного антихристианского кризиса. Посреди анархии возникнет антихрист, который будет пытаться водворить культ собственного обоготворения, основанного на отторжении всех вероучений и мировоззрений, кроме еврейского”[цит.по «Последние события в царстве мира сего» (Избранное из книги святого Иоанна Кронштадского «Начало и конец нашего земного мира»). // Память. 1997. №2 (17)].

Среди современных русских богословов наиболее полно раскрыл православное церковное вероучение о сатанизме иудеев митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, 1927-1995).

И хотя официально он пока не прославлен нашей Церковью в лике святых угодников Божиих, его широкое народное почитание и многочисленные примеры его чудесной помощи по молитвам верующих в его святость христиан дают право предположить, что со временем его труды пополнят список святоотеческих поучений.

«Рассуждая о русской истории, - писал владыка Иоанн, - говоря о причинах помрачения религиозного самосознания русских людей, приведшего к гибели православную российскую государственность, невозможно избежать обсуждения этого вопроса. Тема давно назрела, надо лишь подойти к ней без ненависти и злобы, раздражения и лукавства - с искренним желанием понять...

Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений. Церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку. В сонме православных святых лик подвижников-евреев (начиная с апостолов) занимает свое место наряду с угодниками Божиими, призванными благодатию Его из среды иных народов - безо всякого различия.

Во-вторых, необходимо осознать, что суть проблемы заключается в непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений, соответственно определяющих идеалы народного бытия, нравственные нормы и понимание смысла жизни. Противостояние это обостряется тем, что в самосознании обоих народов чрезвычайно сильны идеи избранничества, мессианства, особого служения».

«Закоснев в ожидании военного и политического лидера, иудеи отвергли истинного Христа, пришедшего в мир с проповедью покаяния и любви. Особую их ненависть вызывал тот факт, что, обличив фарисеев, Христос разрушил миф о еврейской “богоизбранности”, приобщив к Своему учению языческие народы. И вот иудеи оклеветали Спасителя перед римской властью и добились Ему смертного приговора. Результатом этого святотатства было отвержение преступников благодатью Божией. Народ еврейский, “который первоначально был избран Божиим народом... сделался народом по преимуществу отверженным” (святитель Игнатий Брянчанинов). Но распятый Христос оказался для богоборцев еще страшнее».

«Иудейский, антихристианский экстремизм оставил в русской судьбе страшный, кровавый след. Эта очевидная истина не должна, однако, превращаться в повод для нагнетания бессмысленной истерии. Криками и проклятиями горю не поможешь. Для того, чтобы обезопасить Россию от возможного повторения того богоборческого, русофобского кошмара, который она пережила в XX столетии, необходимо, во-первых, восстановить историческую истину в ее неискаженном виде, а во-вторых, глубоко и всесторонне проанализировать нашу национальную трагедию, ее причины и следствия и — сделать соответствующие выводы».

«Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков. Но ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по масштабам, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой.

Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы. Дело в том, что современный иудаизм не имеет, в христианском понимании, никакого положительного религиозного содержания. С того момента, как иудеи распяли Мессию, Иисуса Христа, Сына Божиего, Которого они должны бы были принять с благоговением и любовью, ибо именно им Бог доверил знание о том, что Христос придет спасти человека от греха, — с этого момента основой иудаизма стало воинствующее антихристианство. Отсюда — все сложности русско-еврейских отношений, ибо Святая Русь веками сознавала себя как защитницу и главную хранительницу христианских святынь, равно в области духовной и государственной».

«Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной».

«Русский народ сознавал свою задачу народа-богоносца в том, чтобы служить хранителем истин веры, давая возможность любому желающему припасть к этому источнику живой воды, приснотекущему в жизнь вечную и блаженную. Иное понимание избранничества предполагает иудаизм. “Евреи приятнее Богу нежели ангелы”, “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”, — учит Талмуд.

Это вероучение основывается на том утверждении, что иудеи Самим Богом избраны для господства и должны всемерно стремиться к достижению этой цели. Отсюда проистекает еще одно фундаментальное положение иудаизма, гласящее, что иудей не имеет никаких нравственных обязательств перед иноверцем. Понятия справедливости и милосердия, честности и благодарности, с этой точки зрения, неприменимы к христианину или мусульманину, ибо они, строго говоря, не могут даже считаться людьми...

Итак: православное понимание своего избранничества есть понимание обязанности служить ближнему своему. Избранничество же иудея есть избранничество на господство над окружающими людьми. Понятно, что соприкосновение столь разительно отличающихся взглядов на жизнь и на свое место в ней не могло не вызывать явлений болезненных, разрушительных, катастрофичных. Русская история — лучшее тому подтверждение».

«Талмуд утверждает: “Еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам”; “Евреи, вы люди, а прочие народы не люди...”; “Одни евреи достойны названия людей, а гои... имеют лишь право называться свиньями”. Подобным утверждениям, выводящим деятельность своих приверженцев за рамки нравственных оценок и лишающим их каких бы то ни было этических и моральных норм в общении с другими народами, талмудизм отводит центральное место, сознательно подменяя вероисповедание национальной принадлежностью адептов».

«Среди христиан установился взгляд на вражду иудаизма к христианству как на отражение в мире богоборческой ненависти сатаны, диавола — к Иисусу Христу, Сыну Божию, разрушившему Своей крестной жертвой его державу и власть над душами людей».

«В начале двадцатого столетия древняя религиозная идея о мировом господстве избранной “свыше” элиты, наиболее ясно выраженная в талмудических мессианских чаяниях, вплотную подошла к своему политическому воплощению. Устранение с международной арены русской православной государственности, развал внутриевропейского политического баланса и невиданный рост технических возможностей управления обществом позволили приступить к практической деятельности по созданию интернациональных политических, экономических, юридических и иных механизмов реализации этого глобального замысла. Решительным шагом на таком пути стало образование Лиги Наций — всемирной организации, имевшей, согласно уставу, своей целью “развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности”...

На первом же заседании была определена и цель собрания: “Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать наднациональную власть, которая должна будет решать споры между нациями”. Предусматривалось также обеспечить “облегченную практику обязательного, полного действия международного права”, которое “должно быть вооружено такими санкциями, какие заранее остановят те нации, которые поддались бы искушению изменить своему слову” — то есть подчиняться Лиге. Создание мировой антихристианской диктатуры объявлялось в одной из резолюций конгресса “конечной целью, к которой в течение стольких веков стремилось масонство”, и “освобождением человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения”».

«Все разговоры об “общей исторической почве” христианства и иудаизма — ложь. Две тысячи лет назад вообще не было такого понятия — иудаизм. А религиозные верования еврейского народа после духовной катастрофы богоубийства уже совсем не те, что были у их далеких предков — ветхозаветных патриархов и пророков, удостоившихся за свое благочестие многоразличных благодатных даров. Это две разные религии, вот и все! Творения всех святых отцов и учителей Церкви — от Иоанна Златоуста до Игнатия Брянчанинова — согласно подтверждают такую точку зрения».

«Недавно газета “Известия” с умилением поведала миру трогательную историю хасидского раввина, который в самый разгар сталинской эпохи “по совместительству” работал... вторым секретарем Самаркандского горкома КПСС (статья “Где злоба дня сплетена с вечностью” в номере от 10 июня 1994 г.). А ведь “второй” в системе партийной номенклатуры традиционно курировал вопросы идеологии. Каково? Видит Бог: не прочитал бы собственными глазами — не поверил бы! “Он для всех секретарствовал, а в кругу доверенных местных евреев раввинствовал”, — восхищается газета. Разве это свидетельствует о том, что “антирелигиозные гонения касались всех равно?”. По-моему, как раз об обратном. Такие вот “пламенные большевики” и раскручивали маховик антирусского, антиправославного террора!»

«Масонство как таковое и жидо-масонство, каким является сионизм, - безусловно, отрицательные явления в жизни современного общества. Здесь нечего добавить или убавить: зло есть зло» .

«Любая подпольная, антинародная, антирусская деятельность недопустима, ее надо пресекать законными средствами. К таким антинародным, вредоносным для России движениям относится сионизм, с которым необходимо бороться и искоренять как явление».

«Реальный еврейский национализм (сионизм), который даже не особенно маскируется, нацелен на сокращение русского народа как бы до безопасного для них минимума. Это реальность, она общеизвестна. Сионисты преуспели в своих делах, и планы их реализуются, чтобы в итоге извести русских - православных, а для начала лишить русских могущества, разрушить государство. Так что не будем строить иллюзий, будем реалистами в национальном вопросе».

«Талмуд освобождает своих клевретов от ответственности перед другими людьми, когда для них это выгодно. То есть последователям талмуда разрешено вступать в любые партии и союзы, быть членами любых религиозных организаций и в то же время оставаться верными талмуду, по собственному желанию отбрасывая свои обязательства и клятвы перед другими людьми как недействительные и необязательные.

В общем, талмуд закрепляет лицемерие по отношению к иноверцам как некую военную хитрость, как добродетель».

«Из-за боязни обвинения в антисемитизме из текста (речь идет о публикации пророчеств монаха Авеля в “Санкт-Петербургских епархиальных новостях” № 11 - примечание редакции) убрано “жидовство”, т.е. иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть жидами, а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо не бояться называть вещи своими именами».

«Не надо примешивать национальный аспект к борьбе Православия с иудаизмом. Здесь различие в отношении ко Христу и Его искупительной жертве… Приверженцы иудаизма - это потомки и последователи распинателей Христа, среди которых сегодня немало людей нееврейской национальности. Так что здесь борьба вероучений, а не национальные разногласия. Это надо четко понимать.

Евреи ждут своего мессию-антихриста. И не только пассивно ждут, но и активно готовят условия для его прихода. Например, этот и подобные фестивали (речь идет о широко разрекламированном “Еврейском фестивале” в Спортивно-концертном комплексе Петербурга - “РП”) проводятся, чтобы из любого человека, в том числе и русского, сделать жидовина. Если таких жидовствующих из числа неевреев будет больше, то облегчится и ускорится приход антихриста. Так что реализуемая технология понятна каждому, только многие наши сограждане категорически не желают понимать ее, им лучше ничего не видеть, не слышать, жить в слепоте неведения или темноте безумия, пьянстве да распутстве».

Таким образом все потуги жидовствующих «правозащитников» обвинить русских патриотов, протестующих против вопиющего жидовского засилья в современной России, в каком-то мифическом «антисемитизме», заранее обречены на провал. Борясь за освобождение русского народа от постылого жидовского ига, мы говорим не от себя, излагаем не свои личные домыслы и мнения. Мы проповедуем исконное вероучение Святой нашей Матери-Церкви, подтвержденное двухтысячелетним авторитетом святоотеческого Предания и деяниями современных Поместных Соборов.

Вы хотите судить нас? Извольте! Но знайте, что вместе с нами вы тянете на скамью подсудимых самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его святых Апостолов и великий сонм святых угодников Божиих, чье учение мы публично исповедуем и проповедуем.

Бог же поругаем не бывает. А потому и нам ничего не страшно. Сколько раз богоборцы и христоненавистники пытались заставить замолчать голос церковного поучения! Сколько русской крови они пролили, скольких христиан замучили, сколько скорбей принесли России и нашему народу!..

Но на крови мучеников, учит Церковь, утверждается Истина Божия. Ею обильно полита дорога в Царствие Небесное - вожделенный край вечной Отчей любви и блаженства человеческого. Этой дорогой до нас уже прошли многие сонмы христиан, не убоявшихся ни угроз, ни наказаний суетного «мiра сего». Даст Бог, и мы не посрамим звания христианского.

«С нами Бог, и никтоже на ны»! Сие и буди, буди!

Аминь.
======================================== ====================
более подробно - http://nnm.me/blogs/OlDi/vidimye-besy/ - Видимые бесы
======================================== ===================
См. житие святого мученика Евстратия Постника (память 28 марта ст.ст.). Четьи Минеи, Москва, 1997 г., с.574.

См. Гал. 1, 13-14; Деян. 5, 30-32.

Иоан. 8. 33, 37,39,44.

Беседы о молитве Иисусовой. Москва, 1998 г., с.128. Издательство «Елеон», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Православный Молитвослов. Москва, 1998 г.,. с.152. Издательство «Софрино», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том 1, книга вторая, «Против иудеев», с.с.645-759. Москва, 1991 год. Рекомендовано к печати Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата.

Толкование Священного Писания. СПб,. 1898 г., с.1380139

Блаженный Ипполит. Творения. Т II, СПб, 1892 г., с.160

Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений в семи томах. Том IV. Москва, 1993 г., с. 211-219. Издательство «Правило веры», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. Москва, 1999 г. с.37, 67, 79.

Святой Праведний Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. Москва-Санк-Петербург, 2003 г., с. 50. Издательство «Отчий дом». По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

См. Деяния Юбилейного Освященного Собора Русской Православной Церкви. О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века. Москва, 2000 г.

Митр. Иоанн. Русская симфония. Издательство “Царское Дело”, Санкт-Петербург, 1998 год, сс. 255-256.

Русская симфония, с. 118.

Одоление смуты, сс. 263-264.

Русская симфония, сс. 254-255.

Русская симфония, с. 117.

Русская симфония, с. 256.

Русская симфония, с. 118.

Русская симфония, с. 119.

Русская симфония, сс. 284-285.

Одоление смуты, сс. 265-266.

Одоление смуты, сс. 264-265.

Встречи с владыкой Иоанном. Издательство «Царское Дело», СПб, 2005 г. с.70.

Встречи с владыкой Иоанном с. 22

Встречи с владыкой Иоанном с. 111

Встречи с владыкой Иоанном с.69

Встречи с владыкой Иоанном с.93

Скорее даже - таких большинство. Ибо нынешнее сборище христоненавистников, именующее себя “евреями” и незаконно оккупировавшее Палестину - не имеет по крови к ветхозаветным евреям (святым патриархам, пророкам, праведникам) практически никакого отношения (примечание редакции).

Встречи с владыкой Иоанном сс.106, 123

Но смерть И.Р.Шафаревича

Российские хасиды обвинили св. прав. Иоанна Кронштадского в… антисемитизме и еврейских погромах

ФЕОР выступила против государственного празднования памяти горячо любимого всем русским народом святого, поскольку он состоял в Союзе Русского Народа…

Российские хасиды выступили категорически против государственного празднования в России памяти горячо любимого всем русским народом святого праведного Иоанна Кронштадтского, обвинив святого в… антисемитизме и поддержке еврейских погромов. По мысли членов Федерации еврейских общин РФ, отец Иоанн не заслуживает памяти, поскольку был членом Союза Русского Народа.

Столь резкую русофобскую реакцию хасидов, возглавляемых американским раввином Берл Лазаром, вызвало предложение включить в календарь российских праздников и памятных дат 14 июня — день прославления святого Иоанна Кронштадтского.

Накануне петербургские депутаты поддержали эту идею и решили широко отпраздновать 185-летие со дня рождения отца Иоанна и 25-летие его прославления в России.

Российские хасиды выступают категорически против празднования памяти св. Ионна Кронштадского, поскольку он якобы поддерживал еврейские погромы. По их мысли, инициатива кронштадтских торжеств «носит довольно провокационный характер, поскольку Иоанн Кронштадтский был членом одиозной организации черносотенного толка „Союз Русского Народа“, известной своим махровым антисемитизмом и моральной поддержкой еврейских погромов в дореволюционной России».

Текст не точен. Хабад Любавич не следует называть просто хасидами (хотя он и примазываются). Другие хасиы - приличные - их не признают.

А по существу :

Гор Чахал (приводит):

Святой праведный Иоанн Кронштадский (который черносотенец и антисемит) о Кишинёвском погроме.

Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе (1903).

Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881 году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием
пагубных увлечений и заблуждений.

А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. Сердце царя, пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном течении жизни государства,особенно скорбит об этом ужасном кровавом происшествии. И когда же оно
свершилось? На Пасхальной неделе, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего рода человеческого. Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей!

Какое неверие! Какое заблуждение!

Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане,- землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит"
(Мф.12,20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния своего? Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами,- громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей?

Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11,29). Послушайте, ка Он поучал учеников Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим, послал вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Вот каково должно быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями?

Дух диавола,- но кто не имеет Духа Христова,кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим.8,9), тот и не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им это. О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища!

Познайте-ка, братья русские, какого вы духа?

Не обижайте никого и ни из-за чего.

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф.5,44).

Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми их, ни в чем не повинными. Аминь.

«Селение Божие, жилище Святой Троицы - Бога Отца, Сына и Святого Духа, Которые в нём почивают; в батюшке Кронштадтском явился во плоти Бог, он оправдал себя в Духе, показал себя ангелом и в народах проповедан»
Такими именами называли Иоанна Кронштадтского его самые ярые поклонники.
Иоанн Ильич Сергеев более известный как Иоанн Кронштадтский память которого вчера праздновали действительно был человек в высшей степени талантлив. Молодой священник 26 лет начал с первых дней своего служения с огромным энтузиазмом активно заниматься пастырским служением. Свидетельствуют о его делах милосердия тех лет, все раздавал нищим, мог снять с себя одежду и отдать нуждающемуся. Все может так и было, но все таки явных свидетельств нет.
Однажды к нему обратилась старушка с просьбой помолиться о болящем сыне, после его молитвы сын выздоровел, пошел слух о нем среди народа. Но когда произошли исцеления последовательно княгини Зинаиды Юсуповой и вслед ей фрейлины императрицы Анны Вырубовой то слава о Кронштадтском чудотворце распространилась по всей стране.
Интересно, что обе дамы имели отношение и к другой российской знаменитости Григории Распутине, Анна Вырубова была одной из самых преданных к старцу людей, а Зинаида Юсупова мать придурковатого Феликса Юсупова одного из убийц Распутина.

Каждому начинающему жить церковной жизнью Иоанн Кронштадтский представляется наравне с Отцами Церкви, без возможности подвергнуть анализу его жизнь. Я не был исключением и бездумно почитал протоиерея, любую черту характера или жизненную историю всегда без исключения ставил в актив Иоанну Ильичу. Я вот много читал его трудов во времена моей учебы в семинарии, но ничего в душе не осталось, пустота, ни одной фразы не осталось на сердце.
Вот его брак, уверен, что его жена поповна Елизавета мечтала о детках, но по изволению своего мужа лишилась этого. Как мы знаем Иоанн до священства мечтал о монашестве, но почему не постригся, а женился и заставил жить и свою жену в девственном положении. Представилась возможность получить место в огромном соборе на окраине Петербурга?

Напрашивается параллель с патриархом Алексием Ридигером. Когда замаячила возможность загреметь в армию, тот женился на девице и получил священный сан, а как опасность миновала, то развелся и пошел по карьерной лестнице. Это только догадки конечно, но Елизавета выглядит на фотографиях несчастной, по моему с ней не считались.
Когда садишься и внимательно читаешь свидетельства тех дней, то меняется оттенок тех фактов его жизни, которые должны замылить глаза своей торжественностью. Например подается информация, как будто отец Иоанн был главным духовным лицом перед смертью императора Александра III, но оказывается умирающий царь долго отказывался от предложений встретиться с ним и только по настоянию супруги он согласился. Иоанн Сергеевич прибыл в Левадию к умирающему, но только на третий день его допустили до царя, в это время его причащали, исповедовали совсем иные лица. Известно доподлинно об одной встрече где он в свойственной ему манере молился за царя. Но в эти дни Иоанн много общался с наследником Николаем Александровичем и как мы видим смог склонить последнего на благоволение к своей персоне. Николай II повелел присутствовать протопопу на венчании на царство.

По протекции Николая II кронштадтский пастырь получил митру, а впоследствии был назначен в Святейший Синод. Белый клирик, не будучи ни протопресвитером, ни из числа придворного и военного духовенства это нонсенс, да к тому же к тому времени он был настолько слаб, что по причине здоровья уже не мог посетить ни одного заседания синода, а не по причине смирения как можно слышать сегодня комментарий.
Но императорская семья не прибегала к Иоанну за духовной помощью, например до приближения Распутина к царской семьи его место занимал французский маг и предсказатель Низье Антельм Филипп, к которому венценосцы обращались за помощью в получении наследника, а не к Иоанну.
Иоанн Кронштадтский после приближения с престолом максимально занялся благотворительностью, но уже совершенно в иных размерах, на благотворительность шли огромные деньги из казны от личных жертвователей и из сект.

Да, да секта иоаннитов созданная людьми которых старец часто посещал для совершения молебнов. Так вот секта на имени Иоанна собирала огромные деньги, порой жертвователи велись на манипуляции и отписывали целые дома. Те, же делились с Иоанном деньгами, которые он брал, хоть и журил собирателей. Но ведь деньги не пахнут, даже у мошенников.

Про секту наверное отдельный разговор, скажу только пару фраз о размерах секты. В короткие сроки она разрослась на всю страну. Современники рассказывают, что не было ни одного дома в котором бы не было фотокарточки священника.Культ Матроны все таки уступает культу который был при жизни Иоанна Кронштадтского. Секте был посвящён роман «Иоанниты», изданный в газете «Петербургский листок». В ней Иоанн Кронштадтский был изображён как псевдоцелитель, а его сторонники - как фанатики-сектанты. Роман послужил основой для создания одного из самых известных сочинений Виктора Протопопова - пьесы «Чёрные вороны». Пьеса была поставлена в 1907 году и имела грандиозный успех, ее ставили во многих театрах империи и всегда показ был с аншлагом. Но позже против пьесы выступили черносотенцы-монархисты и царь передал через Столыпина приказ о запрете пьесы.
Опять же очень схожи "страдания" патриарха Кирилла от роскошной жизни, примерно такие же "страдания" мы видим в жизни отца Иоанна Кронштадтского: личный пароход, перемещение в личном вагоне, штат сопровождения, многочисленные шубы, атласные рясы, кресты, митры.
Вот например воспоминание самого отца Иоанна когда пономарь подал ему кадило прежде не сдув с него пепел и весь этот пепел полетел на престол, на котором стояла новая драгоценная митра и он в гневе закричал на мальчишку. а потом скорбел, что не престол ему в тот момент было жалко. а новую митру.

Не возможно пройти мимо еврейского вопроса, Иоанн Ильич Сергеев был антисемитом вот пара типичных фраз принадлежащих ему:
" Если Россия стояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжёлое время мы переживаем! Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским места нет; а ещё правительство бранят! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы дожили! "Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым всё равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, - те не христиане, они только званные, и погибнут, если не раскаются".
"...Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи... Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите Его, любите святую Церковь и Отечество, и помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия - не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!".
Еврейские погромы в Кишиневе в 1903 году, когда обезумевшая толпа шла и била всех подряд: женщин, стариков, детей.
Тогда было убито 50 человек, покалечено свыше 500 евреев. Тогда он не отстал от прогрессивной общественности и слегка покритиковал погромщиков, а когда эту критику народ мягко говоря не понял. То кронштадтский чудотворец моментом написал другое письмо весь смысл которого можно описать одной фразой которая имеет место в этом письме:
«в погроме виноваты преимущественно сами евреи».

Через год Кронштадтский ужесточил риторику: «по всему виновники - евреи, подкупившие наших хулиганов убивать, грабить, изводить пожарами русских людей»
Через два года пошел еще дальше и подал заявление на вступление в черносотенную организацию:
"Желая вступить в члены Союза Русского Народа, стремящегося к содействию (всеми законными методами) правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского Народного Хозяйства на основе Православия, неограниченного Самодержавия и Русской Народности, прошу как единомышленника зачислить и меня.
Иоанн Ильич Сергиев". Протоиерей Кронштадтского Андреевского Собора,
ноября 19 дня 1907 года. (о. Иоанн Кронштадтский). До конца жизни этого человека оставалось 2 года.

Отношения между людьми многое характеризуют в человеке, известно, что между Иоанном Сергеевым и Григорием Распутиным были сложные отношения, главным образом со стороны отца Иоанна, но не смотря на то, что тогда Иоанн был в более тяжелой весовой категории, чем Распутин публично нападать он не смел из за страха перед царем.
Против же Льва Толстого он не в чем себе не отказывал известны многочисленные его высказывания в печати тех лет против Льва Николаевича, вершина же его ненависти эта "молитва":

"Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли - этот труп зловонный, гордостью своею посрамивший всю землю. Аминь"
Как вам молитва самого "доброго" пастыря всех времен и народов?
Кроме желания смерти как таковой протоиерей Иоанн Кронштадтский предрекал, чтобы Лев Толстой обязательно умер в мучениях, но писатель как раз умер спокойно, а сам Иоанн испытывал ужасные страдания в течении трех лет от мочекаменной болезни. Впрочем сама болезнь ни говорит ни о чем, разве только, чтоб не желать другому того, чего не хотел бы себе.

«Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом - кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя - это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший ещё жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актёр...»
Иоанн Ильич Кронштадтский интересная личность, которую нужно глубоко изучать, но вот пример с него брать как со святого я бы не стал. Его личность легко можно представить в наших реалиях. Он бы органически в нее вписался.

Частично я вижу его в отце Дмитрии Смирнове, частично в епископе Тихоне Шевкунове, в общем частичку Иоанна Кронштадтского можно найти в той или иной мере практически в любом клирике, да нет в любом православном мужеского рода без критического мышления. Поэтому он так и ценен в имперской церкви.


2 января память праведного Иоанна Кронштадтского. Чудотворец, благотворитель, общественный деятель, духовный писатель, проповедник, пророк, член Синода и черносотенец, он был знаменит на всю Россию. За ним всегда тянулся шлейф любви, обожания, ненависти, клеветы. Умер отец Иоанн в 1908 году, не оставив ни завещания, ни сбережений. В 1990 году был причислен к лику святых.

Иван Ильич Сергиев, более известный как Иоанн Кронштадтский, родился в 1829 году в селе Сура на севере Архангельской губернии. Он был первым ребёнком в семье бедного псаломщика, при рождении был так слаб, что казалось: не выживет. Но Ваня выжил, хотя так навсегда и остался человеком на грани миров. В шесть лет он впервые увидел ангела. Вернее, впервые осознал, что перед ним потустороннее существо. Ведь духи рядом, надо только их замечать. Ваня замечал. И односельчане знали, что мальчик растёт необычный. Постоянно просили дитя молиться за них.

Учиться Ивана отдали в Архангельское приходское училище. Это было мучение. Мальчик ничего не понимал. Но он молился, и вот ещё одно чудо (рассказывает сам отец Иоанн): «Однажды был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала: я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил, даже о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе». И после этого учёба пошла легко (это, впрочем, обычный мотив в житиях). Иван успешно окончил школу, сразу был переведён в семинарию, а впоследствии принят на казённый счёт в Петербургскую духовную академию.

Гений (ангел) есть у каждого человека, рода, народа, страны. Михаил - это гений еврейского народа, он то, что сплачивает этот народ, создаёт его неповторимую физиономию, определяет судьбу. Вовсе не обязательно верить в то, что это народ, избранный Всевышним, но невозможно усомниться в том, что у еврейского народа есть гений...

Первоначально он собирался постричься в монахи, думал ехать миссионером в Китай, а может, в Сибирь или Америку. Но потом ему пришло в голову, что петербуржцы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии». Иоанн женился, был рукоположен в священники и принял должность в Кронштадтском соборе апостола Андрея Первозванного. Вёл себя не совсем обычно: ходил по трущобам, помогал беднякам, раздавал деньги, а если их не было, то и собственную одежду. Коллеги не без иронии говаривали его жене: «А твой-то сегодня опять босой пришёл». Жалели бедную попадью, добились того, что жалованье Иоанна стали выдавать не ему, а ей. Тогда батюшка начал подрабатывать уроками закона Божия, и уж эти-то деньги все раздавал нищим.

Впоследствии он придаст громадный размах своей благотворительной деятельности. Но для размаха нужны средства, которые не всякому даются. Иоанну дались, поскольку он не был банальным попом. Он служил Богу эмоционально, с восторгом и умилением, то порывисто жестикулируя, то заливаясь слезами. Никакой нарочитости, всё естественно, искренне. Это привлекало народ, тем более что шла молва об исцелениях, которые совершал кронштадтский поп. О первом случае исцеления в его дневнике сохранилась запись (19 февраля 1867 года): «Господи! Благодарю Тебя, яко по молитве моей, чрез возложение рук моих священнических исцелил еси отрока (Костылёва)». Потом чудес будет больше и больше. Иоанн исцелял, пророчествовал, вызывал дождь, прекращал эпидемии, говорят, даже мёртвых воскрешал. Чудо было его повседневностью. А где чудо, там вера, а с ней и пожертвования.

Но крупные пожертвования пришли только после того, как о чудотворце узнала вся Россия. 20 декабря 1883 года газета «Новое время» напечатала заявление, подписанное десятками благодарных отцу Иоанну людей: «Мы, нижеподписавшиеся, считаем своим нравственным долгом засвидетельствовать искреннюю душевную благодарность протоиерею Андреевского собора в Кронштадте о. Иоанну Ильичу Сергиеву за оказанное нам исцеление от многообразных и тяжких болезней, которыми мы страдали и от которых ранее не могла нас исцелить медицина, хотя некоторые из нас подолгу лежали в больницах и лечились у докторов. Но там, где слабые человеческие усилия явились тщетными, оказалась спасительной тёплая вера во всемогущество Целителя всех зол и болезней - Бога, ниспославшего нам, грешным, помощь и исцеление через посредство достойного перед ним благочестивого отца-протоиерея». Дело сдвинулось.

После того как к Иоанну пришла всероссийская слава, через его руки стали проходить очень серьёзные суммы (по разным оценкам, от 150 тысяч до миллиона рублей в год). Часть этих денег он тут же раздавал, а часть пускал на большие благотворительные проекты. Так, им были основаны Дом трудолюбия, школа для бедных, женская богадельня и детский приют. А кроме того, переводились немалые суммы на многочисленные школы, больницы, монастыри, богадельни. Причём жертвовал Иоанн по наитию. И не только православным, но и мусульманам, и иудеям. «У меня своих денег нет, - говорил он. - Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу».

Со временем популярность отца Иоанна росла. В кронштадтский Андреевский храм отовсюду стекались толпы народу, и батюшка доводил эти толпы натурально до священного безумия. Особенно во время общих исповедей, которые он проводил вопреки существовавшей в церкви практике. Что такое общая исповедь? Вот как об этом рассказывают очевидцы-участники: «Все бывшие в соборе, совершенно откровенно, не стесняясь массы народа, выкрикивали свои грехи, не исключая и самых ужасных, и притом кричали очень громко, чтобы, если возможно, отец Иоанн их услышал. В соборе стоял стон, пот градом катился не от жары, а от переживаемого потрясения. Рыдали буквально все без малейшего изъятия, и вместе с этими воплями и стонами дивно очищались души людские».

Ещё одно свидетельство: «Отец Иоанн стоял на амвоне перед образом Спасителя и пламенно горячо молился, испрашивая у Господа милосердного прощения всей массе громко кающегося и рыдающего народа. Он смотрел на нас своим глубоким взором и вдруг... крупные слёзы градом покатились по лицу его... И в этот-то момент волнение рыдающего народа достигло высшей степени! Громадный собор наполнился стонами, криками и рыданиями; казалось, весь храм дрожал от непрерывных воплей народа!.. Величественное и вместе с тем умилительное зрелище, ясно доказывающее, как сильна вера в Бога и как велик дух русского народа, воздвигнутого на добрый подвиг покаяния вдохновенными наставлениями мудрого пастыря!..»

Можно рассмотреть и иные аспекты мифа о змее, который должен гибнуть, чтобы снова воспрянуть и дать расцвести земле. Например, в социальном аспекте речь может идти о насилии государства (его эмблема - Георгий, покровитель князей и дружины) над пригвождённым к земле Народом (Народ с большой буквы, а почему - см. здесь). В политическом аспекте речь пойдёт о смене власти: сколько государей было убито под тем благовидным предлогом, что они гады, захватившие власть над землёй. Каждое такое убийство - мистический акт.

Интересно: по мановению мудрого пастыря является дух русского народа. Пожалуй, тут можно плотским оком увидеть русского бога, витающего над экзальтированной народной толпой. Впрочем, ничего особенно необычного в этом нет. Примерно то же самое можно было наблюдать во время мирских сходов в любой русской деревне. Вот как это описал Николай Златовратский в своих «Очерках крестьянской общины»: «В минуты своего апогея сход делается просто открытой взаимной исповедью и взаимным разоблачением. В эти же минуты, когда, по-видимому, частные интересы каждого достигают высшей степени напряжения, в свою очередь, общественные интересы и справедливость достигают высшей степени контроля». Дух, единящий людей в общину, витает над галдящей толпой и вразумляет каждого. Шум, крик… И вдруг - раз, всё решено, все довольны. Златовратский не понимает: что решили, когда? Да вот сейчас, не видишь, народ уже расходится. Пойдём с нами пить мирское вино. Так действует бог русского мiра.

В XIX веке российским обществом мало-помалу овладела религия, которую можно условно назвать народопоклонством, поскольку её адепты почитают бога Народа. Не народ как массу, толпу, население, но Народа как божественную сущность, которой поклонялись в образе народа, живых мужиков. Простой народ стал иконой этой новой религии, образом. Разные его варианты воплощены в образах, являвшихся русским классикам, чьи произведения можно считать священным писанием веры в Народа. А самих писателей - пророками, которым являлся русский Народ. Скажем, Тургеневу он явился в виде Касьяна с Красивой Мечи, Хоря, Калиныча и тучи других персонажей «Записок охотника». Достоевскому - в виде мужика Марея. Толстому - в виде Платона Каратаева и мужика Фёдора (просветившего Левина). Тютчеву - в виде царя небесного, который в рабском виде исходил родную (русскую) землю. Некрасову - в виде крестьян из «Кому на Руси жить хорошо» и т.д. и т.д.

Свой божественный Народ есть у любого народа. Непонимание этого ведёт к досадным недоразумениям. В период формирования национальных государств (XVIII-XIX века) весь европейский мир обратился к народным корням. В них искали основы национальной идентичности. И Россия не отставала. Будущий славянофил Иван Киреевский в своём «Европейце» как раз предостерегал от того, чтобы подражать европейскому поиску национальных корней. Там, мол, «просвещение и национальность одно, ибо первое развилось из последней». А у нас «искать национального - значит искать необразованного». Это было написано в 1832 году, во второй части статьи «Девятнадцатый век». Но и много позже Киреевский (уже сблизившийся с оптинским старцем Макарием) демонстрировал столь же полное непонимание сути проблемы: простой русский народ у него стал носителем подлинных христианских начал. Не языческих. И даже не собственно народных…

Подобного рода недоразумениями переполнено русское любомудрие, путавшее народ и Народа. А что уж говорить о простых мужиках, которым служители пришлого бога настолько вывихнули мозги, что бедняги всюду видели только Иисуса, сына еврейского бога. Характерный пример: под шаманским (а как ещё это назвать?) воздействием батюшки Иоанна в народе зародилась секта иоаннитов. И что же? Сектанты верили в то, что кронштадтский поп есть Христос, вновь пришедший на землю. Сам Иоанн их такому, конечно же, не учил. Он считал себя православным. То есть тоже совершенно не понимал, с какой сакральной субстанцией имеет дело во время своих открытых исповедей.

Народничество Иоанна Кронштадтского выражалось прежде всего в социальных проектах. Он открыл Дом трудолюбия, где тысячи отчаявшихся были обеспечены работой и жильём. Он основал братство трезвости. Он реально помогал тысячам людей, раздавая деньги нуждающимся и продвигая свои благотворительные проекты. Однако это не всё. Народничество Иоанна выражалось также и в политической деятельности. Например, он благословил создание Союза русского народа, стал его членом, поддерживал изрядными суммами. Увы, эти черносотенцы были такими же запутавшимися людьми, как иоанниты. Почитая русский народ (как икону бога Народа), они считали себя христианами. Думали, что бог может быть только еврейским. Отсюда и когнитивный диссонанс: одновременно и пиетет, и ненависть к евреям.

Амвросий, конечно, был далёк от народопоклонства и народнической пропаганды, он не писал статей и романов, в которых бы рисовались идеальные образы Народа. Но он, как и классики русской литературы, как простые мужики и бабы, которые к нему приходили, как все, - был подхвачен поднимающейся из глубин коллективного бессознательного волной новой религиозности.

Сам Иоанн говорил: «Я не враг евреев, потому что Христос из их среды». Но, осудив кишинёвский погром, всё-таки потом заявил, что «в погроме виноваты преимущественно сами евреи». Конечно, он был антисемитом. Но это был особый антисемитизм, идущий от двоеверия: в человеке бурлил русский бог, а служить приходилось богу евреев. Отсюда и ломка. Двоеверческий антисемитизм характерен для зон распространения авраамических религий. Ярость туземных богов, подавляемых богом Авраама, идёт из подсознания человека и принимает в его сознании глупую форму ненависти к евреям, в которых, и действительно, проглядывает бог, избравший их своим народом и создавший таким образом их ментальность, характер, повадку. Евреи, в свою очередь, чуют печёнками опасность, идущую от коренного народа. Впадают в панику, даже если Народ бросает толпы на площади не против них, а, скажем, против беззаконий кавказцев, как это было 11 декабря. Думают, что уже начались погромы. Да нет.

Но погромы могут начаться, если не увидеть корни народных волнений. Для начала надо хотя бы понять, чем народ отличается от Народа. Это просто: народ - то, что Ленин называл массами, а Народ - то, что Юнг назвал нуминозом. Нуминоз - это реально действующее демоническое существо со своими таинственными заморочками и конкретными целями, способное вдруг схватить вас за горло и превратить в пророка, героя, подонка или придурка. Религиозные экстазы прихожан во время открытых исповедей Иоанна Кронштадтского были явными симптомами пробуждения Народа-нуминоза. Батюшка любил народ и вызывал Народа, который в конце концов появился из недр коллективного бессознательного народа. И натворил руками этого народа много дел. Например, совершил революцию. Её массовый энтузиазм (одержимость) и массовые же убийства (жертвы) - суть деяния Народа, берущего священный реванш за века забвения, карающего свой народ за религиозную слепоту.

Ниспровергнув иудеохристианского бога, Народ создал народную теократию, накормил (что бы там ни говорили) и обеспечил медицинской помощью население страны, построил заводы, разгромил германского бога-нациста (ещё один вариант Народа), расщепил атом, вышел в космос... Но так и не был идентифицирован в качестве бога, от которого зависит человеческая жизнь. И в частности - судьба правителей. Те, кто всуе поминал его имя («Народ хочет знать», «всё во имя Народа»), все неразумные «слуги Народа» были выброшены на помойку. Пришедшие им на смену правители поначалу заигрывали с Народом под именем Электорат. Но теперь даже этого нет. Враги Народа пытаются снова загнать его в подполье бессознательного. Значит, будем ждать взрыва. И молиться, чтоб пронесло.