Многосюжетные композиции в иконографии воскресения христова. К иконографии воскресения христова Икона воскресение христово описание

В неисчислимом множестве икон Воскресения Христова на Руси большую часть составляют иконы Сошествия во ад — сюжета, известного в византийском искусстве, по крайней мере, с VIII в.; древнейшие из сохранившихся памятников — главным образом, миниатюры лицевых рукописей — датируются VIII—IX вв. Принято считать, что окончательно эта иконография сложилась к X—XI вв. , т. е. Древняя Русь получила иконографию Пасхи Господней в готовом виде.

Православная иконография не дерзает непосредственно изображать непостижимую тайну Христова Воскресения, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, приведенных Евангелием — это Явление ангела женам-мироносицам, Уверение Фомы, Явление Воскресшего Христа ученикам и другие. Сюжет «Сошествие во ад» можно отнести также свидетельству — свидетельству пророческому.

В Псалмах Давида содержится целый ряд пророчеств о схождении Господа в преисподнюю и изведении оттуда душ праведников:

Яко не оставиши душу мою во аде… (Пс. 15:10);

Возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен… (Пс. 23:7-8);

Господи, возвел еси от ада душу мою… (Пс. 29:4);

Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85:13);

Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных… (Пс.101:20-21).

Есть намек на избавление праведников от уз смерти Воскресшим Христом и у евангелиста:

Земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52).

Прямо говорит об этом избавлении апостол Петр:

Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:18-19). Апостол Павел также говорит, что Христос нисходил в преисподние места земли… (Ефес. 4:9).

Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» — апокрифический источник, появившийся во II в. С ним перекликаются составленное в IV в. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского (Христос вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял [силу] ада, освободил узников); Гомилия 13-я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» (частично дошедшая до нас в составе сербского рукописного сборника — РНБ) Евсевия, епископа Александрийского — автора рубежа V—VI вв. , а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов.

До нас дошел целый ряд икон «Сошествия во ад», что подтверждает изначальную укорененность именно этой иконографии Воскресения Христова в искусстве Древней Руси.

На иконе «Сошествие во ад» XII в. (она находится в Государственном Эрмитаже) фронтально изображенный Христос с крестом в руках триумфально выводит из ада праотца Адама. Сюжет известен и в лицевом шитье — например, на саккосе святителя Московского Фотия (конец XIV в., хранится в Музеях Московского Кремля). Замечательные памятники этого времени находятся в Государственном Руссом музее («Сошествие во ад» из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, около 1500 г.), в Третьяковской галерее («Сошествие во ад» из Воскресенского собора Коломенского кремля, конец XIV в.) и ряд других.

На Руси сюжет «Воскресения Христова — Сошествия во ад» получил не только повсеместное распространение, но и творческое развитие; это т.н. развернутая иконографическая редакция, известная в русском искусстве с XVI в. Древнейшей из дошедших до нас икон развернутой редакции является икона Дионисия Гринкова «Воскресение -Сошествие во ад» 1568 г. из Ильинской церкви в Вологде (одно из клейм).

В нашей заметке приводятся примеры развития развернутой иконографической редакции «Воскресения Христова — Сошествия во ад» в памятниках, находящихся в провинциальных музеях.

Но прежде обратим внимание на востребованность сюжета «Воскресение — Сошествие во ад», что выражалось, в частности, во включении его в более сложные композиции храмовой росписи. В акафистном цикле выполненных Дионисием росписей соборного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — древнейшем из дошедших до нас изображений Акафиста Пресвятой Богородице в древнерусском искусстве — в иллюстрации к 12-му кондаку художник изобразил сюжет Сошествия во ад с разрыванием рукописания. Фреска Дионисия лаконична; иконописец стремился дать точную иллюстрацию текста акафиста: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа». В росписи представлен попирающий сокрушенные адовы врат Воскресший Христос, всех долгов Решитель. Он держит в правой руке раздранное рукописание, а левой извлекает из преисподней праотца — падшаго Адама. Эта деталь позднее повторена во многих храмовых росписях, посвященных теме акафиста (например, в московском храме Троицы в Никитниках), а также в иконах Сошествия во ад. Надо отметить, что Дионисий в храмовой иконе Воскресения Христова — Сошествия во ад того же собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне она в Государственном Русском музее) при сохранении некоторых черт колористического и композиционного решения эту деталь не воспроизводит.

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» из Псковского музея представляет собой сложную композицию, восходящую к целому ряду прототипов. Воскресший Спаситель изображен в круглой славе стоящим на сокрушенных адовых вратах. По правую руку от Него — Адам, за которым плотной группой стоят ветхозаветные цари и пророки (на переднем плане Соломон и Давид). Слева — Ева, припадающая к ногам Воскресшего Христа (она, как и Адам — в самом нижнем регистре обитателей ада), затем группа ветхозаветных праведных жен и праотцев. Выше всех в этой группе — Иоанн Предтеча, это самый недавний обитатель ада, он благовестил сущим во аде явльшегося плотию Бога.

Присутствие трех жен, окружающих Еву — достаточно редкая деталь в иконографии Сошествия во ад. Одна из жен протягивает руки к Спасителю, а Он простирает Свою левую руку к ней, повелевая выйти из преисподней.

Из характерных для псковских икон Сошествия во ад иконографических деталей отметим изображение двух ангелов в красных одеждах, связывающих сатану в глубине ада. В нижней части иконы изображены выходящие из гробов праведники в белых одеждах. Эта деталь встречается в русских иконах XVI в.

Еще одна псковская икона середины XVI в. из того же музея происходит из церкви жен-мироносиц «на скудельницах», т. е. стоящей на кладбище, где погребали странников, нищих и людей, умерших во время эпидемий (ср.: на Иудины тридцать сребреников была куплена земля горшечника, для погребения странников (Мф. 27:7). Видимо, село скудельничье — место добычи глины для изготовления посуды; в ямах из-под глины и производились захоронения умерших от моровой язвы, нередко в братских могилах. Во время чумной эпидемии 1522 г. в Пскове в одну «скудельницу» похоронили 11 500 человек. Церковь жен-мироносиц «на скудельницах» была построена в 1546 г.

Возможно, что икона написана не псковским мастером, а новгородским или даже московским: в ней нет типичных для псковской иконографии деталей: отсутствует крест в руке Спасителя — он заменен на свернутый свиток. Ад, в отличие от большинства псковских икон, изображен лаконично.

Еще одна замечательная икона «Воскресения — Сошествия во ад с праздниками, Страстями и Евангельскими сценами» находится в Муромском историко-художественном музее. Икона датируется 1699 г. и происходит из Георгиевской церкви города Мурома. Это — типичный образец «развернутой редакции» Сошествия во ад.

Иконы такого типа имели целые циклы клейм с изображением основных праздников годового богослужебного круга, а также событий Постной и Цветной Триоди. Средник представлял собой многосоставную композицию Сошествия во ад; тема Воскресения Христова продолжалась в клеймах.

Муромская икона не является каким-то новым словом в иконографии Воскресения Христова, это скорее типичная икона, использующая многочисленные более ранние и краткие варианты иконографии. Иконы, по типу которых создана муромская, известны по крайней мере с начала XVII в.

На среднике муромской иконы изображена фронтально расположенная фигура Воскресшего Христа, попирающего сокрушенны врата ада. У ног Спасителя — восстающие из гробов Адам и Ева, группа пророки и праведники. По правую руку Спасителя — Иоанн Предтеча, за которым расположились плотной группой пророки.

Дополнительные сюжеты средника иконы — это шествие праведников в рай, изображение самого рая (он обнесен стеной) и стоящий у врат рая благоразумный разбойник с крестом в руках. Он показан повторно уже в раю беседующим с праотцем Енохом и пророком Илией и изображен непосредственно над главой Воскресшего Христа. Отличительная особенность муромской иконы -фигуры двух ангелов, которые держат над головами выводимых Воскресшим Христом из ада праведников развернутые свитки (надписи на свитках сохранились фрагментарно).

Свитки с надписями есть и в руках у некоторых пророков:

У Иоанна предтечи — «Се аз видех и свидетель…»

У Псалмопевца Давида — «Радуйся зелосвятый Соломон»

У царя Соломона — «Воскресни, Господи Боже мой, да воз…»

У пророка Иезекииля — «Аз Езекеиль провиде врата»

У изображенных в раю пророка Илии — «Ревнуя и поревновах по Господе» и у праотца Еноха — «Се исполнися земл.»

Часть характерных сюжетов развернутой иконографической схемы «Сошествия во ад» в нашей иконе перенесена в самое большое и подробное из внешних клейм (18-е), занимающее около половины нижнего поля. Это клеймо иллюстрирует текст воскресного тропаря 2-го гласа, звучащий на полунощнице Великой Субботы и в Неделю жен-мироносиц. Здесь изображен пустой гроб со спящими воинами; подходящий к запертым вратам ада Христос с ангелами; ангелы, сковывающие сатану; ветхозаветные пророки, поклоняющиеся Христу. В правой части клейма изображен Христос со стоящими перед ним на коленях Адамом и Евой, а ниже — ангелы, выводящие ветхозаветных праведников из преисподней.

Вокруг средника располагается шестнадцать клейм внутреннего ряда с изображениями двунадесятых праздников — кроме двух переходящих, Входа Господня в Иерусалим и Вознесения, время празднования которых непосредственно зависит от времени наступления Пасхи. Эти сюжеты вынесены во внешний ряд клейм. Третий переходящий праздник — Сошествие Святого Духа на апостолов — изображен в виде Святой Троицы (клеймо 13). Цикл двунадесятых праздников дополняют изображения Зачатия Богоматери, Преполовения Пятидесятницы и Покрова, а также три сюжета Страстного цикла — Снятие со Креста, Положение во гроб, и Оплакивание Христа.

Во внешнем ряде клейм, помимо нескольких праздничных сюжетов, подробно иллюстрируются события, связанные с Воскресением Христовым, и явления Спасителя ученикам после Воскресения.

Эти сцены в качестве литературной основы имеют тексты ексапостилариев — песнопений, которые поются в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени после канона, вместо светильнов. Одиннадцать ексапостилариев, составленные в Х в. императором Константином Багрянородным, конспективно излагают содержание одиннадцати воскресных Евангелий, читаемых на утрени.

Клейма с изображением явлений Воскресшего Христа надписаны. Вот содержание надписаний в порядке расположения клейм, начиная с 6-го:

6. Явление Христа апостолам после Воскресения — «Со ученики взыдем на гору галилейскую верою Христа видети» (ексапостиларий 1-й).

7. Жены-мироносицы у гроба Господня — «Камень узревша отвален, мироносицы срадовахуся» (ексапостиларий 2-й).

8. Явление Христа Марии Магдалине — «Яко Христос воскресе никтоже да неверует, явися бо Марии — (ексапостиларий 3-й).

9. Явление ангелов женам-мироносицам — «Видим предстоящим в живоносном гробе мужи в блещащихся ризах» (ексапостиларий 4-й). На свитке одного из ангелов надпись: «Что ищете жива».

10. Явление Христа апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус — «Христос воста из мертвых, Клеопе и Луце спутешествова, има же и познася во Еммаусе» (ексапостиларий 5-й).

11. Трапеза Воскресшего Христа с учениками —

«Яко человек еси, Спасе, по существу, посреде став воскрес от гроба и брашна сопричастился еси» (ексапостиларий 6-й).

12. Апостолы Петр и Иоанн обретают гроб Христа пустым, с лежащими в нем погребальными пеленами — «Яко взяша Господа Марии рекшей, на гроб течаста Симон Петр и другий таиник Христов» (ексапостиларий 7-й).

13. Явление Христа Марии Магдалине — «Два ангела видевши внутри гроба, Мария удивляшеся и Христа не знающе вопрошаше» (ексапостиларий 8-й).

14. Явление Христа апостолам дверем затворенным и послание им Духа Святого — «Заключенным, Владыко, дверем, яко вшел еси, апостолы исполнил еси Духа Пресвятого, мирно дунув» (ексапостиларий 9-й).

15. Явление Воскресшего Христа ученикам на море Тивериадском — «Тивериадское море с детьми Зеведеевы, Нафанаилом с Петром же и со другима» «…иже Христовым повелением одесную ввергше мрежу, множество извлекоша рыб» (ексапостиларий 10-й).

16. Троекратное вопрошение Петра и уверение Петра в любви ко Христу — «По божественнем восстании трижды Петра: Любиши ли Мя? Вопрошаяй Господь». Спаситель держит свиток с надписью: «Симоне Ионин, любиши…». Ответ Петра написан на свитке, который он держит: «…и Господи, яко люблю Тя» (ексапостиларий 11-й).

18. Многофигурная развернутая композиция Сошествия во ад. Надпись: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (тропарь воскресен 2-го гласа).

Представляется, что иконы Сошествия во ад «развернутой редакции» могут послужить прототипами как при написании храмовых икон Воскресения Христова, так и при разработке программы храмовой росписи.

Епископ Балашихинский Николай

Использованная литература:

  1. Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
  2. Иконы Мурома. // Древнерусская живопись в музеях России. Муромский историко-художественный музей. М., 2004.
  3. Иконы Пскова. // Древнерусская живопись в музеях России. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2003.
  4. Нерсесян Л. В. Об иконографических прототипах акафистного цикла в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005.

Воскресение Христа имеет ключевое значение в христианской вере, дарующее верующим надежду на спасение и вечную жизнь. Без веры в святое воскресенье христианство теряет всякий смысл. Когда я разговариваю с атеистами о своей вере, они не могут признать факт воскрешения тела. Однако верить нужно сердцем, а не разумом. Вера дается нам как благодать божья, как чудо. В статье я расскажу вам о значении этого важного события в жизни каждого человека, о празднике Пасхе и молитве для этого торжественного случая.

Воскресение Спасителя принесло благую весть о спасении человечества. Иисус после смерти спустился в ад, одолел дьявола и воскрес. Он воскрес силой Духа Святого, и это стало неопровержимым доказательством его божественной природы. Весть о чудесном воскресении облетела много городов, неоднократно Спаситель являлся своим ученикам и верным последователям. Один из маловеров по имени Фома усомнился в действительности воскресения, но изменил свое мнение, когда вложил собственные пальцы в раны Спасителя.


Толкование молитвы

С того времени христиане отмечают светлый праздник Пасхи, во время которого вспоминают это важное для каждого человека событие. В конце всенощной пасхальной службы поется особенная молитва «Воскресение Христово видевше». Текст этой молитвы не сложный, ее может выучить любой человек. Также эта молитва поется на праздник Крестовоздвижения, Рождество, Лазареву субботу.

Целью жертвы Христовой является искупление человечества от духовной смерти и обретение царства божия.

Многие христиане считают главным праздником Рождество, но на самом деле важное значение имеет именно Пасха — светлое воскресение Христово. С праздника Пасхи начинается новый богослужебный цикл в церкви. Иисус подарил всем мощное орудие против дьявола — святой крест. Теперь каждый верующий человек имеет власть над дьяволом и собственным грехом, в этом помогает крест Господень.

Воскресение Христово видевши — текст молитвы:

1. Воскресение Христово видевши

Почему в молитве упоминается, что кто-то видел воскресение Христа? Ни один человек не присутствовал при этом событии. Отцы церкви учат, что имеется в виду личное воскресение каждого христианина: он возродился к духовной жизни с обрядом крещения. Мы воскресли в новом духовном теле, свободном от соблазна и греха. У новокрещенных начинается новая жизнь во Христе, а старая жизнь погребена и забыта. Когда мы выходим из крещенской купели, в мире нарождается новая душа и новое тело.

2. Единому безгрешному

Иисус был единственным человеком на земле, обладающим божественной природой. Все остальные люди рождены во грехе, грешниками и остаются. Спасение дано нам как дар божий, неизреченная милость. Христос стал добровольной жертвой за наши грехи, чтобы мы обрели спасение. Каждый христианин должен помнить, какой ценой он был выкуплен из лап смерти — святой кровью Спасителя.

3. Кресту твоему поклоняется, Христе

Смерть на кресте считалась в те времена самой позорной и ужасной. Распятый человек не умирал сразу, а мучился какое-то время. Христос превратил орудие позора и пытки в символ победы над дьяволом. Он освятил крест своими страданиями и кровью. Поэтому христиане поклоняются Кресту как символу победы над грехом и наказанием.

Символ креста возник не случайно, и осеняем себя крестом мы не случайно. Когда первых христиан подвергали страшным пыткам и отрезали им языки, чтобы не проповедовали спасение, они перед казнью осеняли себя крестом. Это показывало людям, что мученики принимают смерть ради Христа. Благодаря крестному знамению и бесстрашию мучеников перед смертью, множество язычников приняло христианскую веру.

4. Ты бо если бог наш, разве Тебе иного не знаем

Здесь Иисус провозглашается богом, единородным Сыном. Эти слова обозначают, что христианин осознал милость божьего дара во спасение. Мы ничем не можем отплатить за бесценный дар, только своей искренней верой.

5. Имя Твое именуем

В Ветхом завете запрещалось произносить святое имя бога, и только единожды в год первосвященник имел право его назвать. Но с учением Христа теперь каждый может произносить имя бога, не опасаясь наказания. Только говорить его нужно с поклонением в сердце, а не по каждому пустяку.

6. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению

В христианской вере очень важно быть единомысленными последователями Христа и единой душой славить его воскресение. Это заповедал нам Спаситель, когда сказал: «Там где двое или трое соберутся во имя мое, и я средь них.»

Икона Воскресение

На иконе запечатлено воскресение Иисуса, он держит за руки первого человека — Адама. Благодаря своей крестной смерти Христос смог спасти всех людей, пребывавших в юдоли скорби. Ноги Спасителя стоят на сломанных адских вратах, что очень символично выражает его победу над дьяволом.

На других иконах можно увидеть, как Спаситель выходит из гробницы, а в его ногах находятся ангелы. Нередко иконописцы изображают и поверженных в ужас стражников и благочестивых мироносиц, чтобы показать полную картину происходящего.

Почитаемой является и икона, на которой Магдалина встречает воскресшего Спасителя. Иконописцы подчеркнули характерный жест Христа, запрещающего прикасаться к себе.

О чем молиться этой иконе? Верующий должен помнить, что его целью является подражание Христу во всем. Когда мы смотрим на икону Воскресения, должны понимать, что нужно изменяться и ежедневно уподобляться Спасителю. Он оставил единственную заповедь человечеству: «Да любите друг друга». Это всё, что необходимо делать каждому христианину ежедневно.

Молитва перед иконой:

  • очищает разум от дурных помыслов;


  • Воскресение Христово видевше — текст молитвы с ударением:

Фото: Сошествие во ад. Мозаика из монастыря святого Луки. Греция. XI в.

«ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ...»

Величайшим событием в спасении рода человеческого стало Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, знаменующее и завершение Его земного пути, и начало «жизни будущего века». Великая победа Спасителя над смертью стала прообразом грядущего воскресения мертвых и открывающейся человечеству жизни вечной.

O Воскресении Христа свидетельствуют все четыре Евангелия. Православный иконописный канон (за исключением позднего времени, т.е. XVII–XVIII веков) решительно отвергал возможность изображения непостижимой тайны Воскресения, поскольку в евангельских текстах, с благоговейным смирением перед Божественной тайной, этот момент не описан. Молчание евангелистов стало еще одним свидетельством величия события, не поддающегося ни человеческому разуму, ни языку.

Символической заменой образа Воскресения Христова служат два иконописных сюжета: «Явление ангела женам-мироносицам» (описанное в канонических евангельских текстах) и «Сошествие во ад» (cогласно апокрифическому Евангелию от Никодима, последовавшее сразу после Воскресения Спасителя). Женами-мироносицами называют святых благочестивых жен: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Сусанну, сестер воскрешенного Христом Лазаря - Марфу и Марию, которые были последовательницами учения Христа, видели Его казнь и посетили Гроб Господень на рассвете дня, следующего за субботой.

Они несли к пещере, где было положено Тело Учителя, миро в сосудах, чтобы умастить Его перед погребением ароматными благовониями, потому женщин и стали называть «мироносицами». Объятые скорбью, они тихо вопрошали друг друга по дороге к пещере: «Кто отвалит нам камень от гроба?», - зная, что вход в гробницу завален огромным камнем, и пещеру охраняют стражники (враги Христа опасались, что Его ученики выкрадут Тело и объявят Учителя воскресшим). Но когда жены-мироносицы подошли ко Гробу, то обнаружили, что камень от входа отвален, «и вошедши, увидели юношу, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16, 5-7).

Сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Господня» стал самым ранним воплощением образа Воскресения, он был известен еще в IV веке.

Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

В раннехристианском искусстве встречалось и аллегорическое изображение Воскресения Христова - это история ветхозаветного пророка Ионы, оказавшегося в пасти морского чудовища («водного зверя», как сказано в Библии, а переводчики стали называть его китом). Трехдневное пребывание Ионы во чреве китовом, а затем его освобождение, было прообразом смерти и Воскресения Спасителя.

Иона во чреве китовом. Миниатюра. Афон. IX в.

Об этом говорил и Сам Христос: «Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). На иконах, изображающих жен-мироносиц с сосудами в руках, писали горки с пещерой (что символизировало чрево земное) и ангела (иногда двух), сидящего на отверстом гробе, в черной пустоте которого виднеются брошенные белые погребальные пелены.

Мироносицы у Гроба Господня. Икона. 1497 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В более подробных вариантах этого сюжета изображали фигуры лежащих воинов-стражников - устрашившись ангела, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые». Эта мертвенная оцепенелость сна-забытья символически представляла состояние безжизненности душ, не объятых верой, не прикоснувшихся к Спасению, не знающих Бога.

По мере того, как складывалась устойчивая иконография образа Воскресения Христова, сюжет «Жены-мироносицы у Гроба» обрел в XI-XII веках основные, неизменные черты, а с XV века был включен в состав праздничного ряда иконостаса.

Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.

В более развитом, расширенном варианте этого образа, характерном для второй половины XVI века, объединились сразу два сюжета: явление ангела женам-мироносицам и явление Воскресшего Христа Марии Магдалине (Ин. 10, 11-18).

В число мироносиц здесь входила и Богоматерь (хотя нет упоминаний о том, что Она была в тот момент у Гроба, но то, что Матерь Божия всей душой приняла долгожданную весть о Воскресении Сына, несомненно). Отдельно от других жен, чуть позади, писали Марию Магдалину, устремившую взор на Христа. За фигурами мироносиц возвышались крепостные стены Иерусалима, а справа наверху, там, куда указывала десница Спасителя, обернувшегося к Магдалине, было еще строение за стеной, о нем говорил Христос, когда возвещал потрясенной встречей ученице, что Ему надлежит взойти к Своему Отцу Небесному. Так символически являлся на иконе горний мир, Небесный Иерусалим.

Жены-Мироносицы у Гроба Господня из Благовещенского собора Сольвычегодска, кон. 16 века. Многочастная композиция развернута во времени. Женщины склонились по велению ангела над гробом, внизу навзничь упавшие воины. А справа от фигуры ангела представлен предшествующий эпизод. На ступенях у стен Иерусалима те же три святые жены, держащие сосуды с миром изображены еще раз. Их позы и жесты передают волнение:"... и говорят между собою: кто отвалил нам камень от двери гроба. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик" (Мк 16: 3-4). И, повернувшись, одна из жен, Мария Магдалина, видит ангела. Изображение трех ступеней лестницы напоминают о совершении события на третий день после смерти Спасителя. В левой верхней части иконы высоко на горе - Мария Магдалина, узревшая Христа после Его Воскресения. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу Вашему» (Ин 20: 17). ()

О том, что на третий день после казни на Голгофе Господь воскрес и снизошел в преисподнюю, сокрушив врата ада, было рассказано в апокрифах: Евангелии от Никодима, в «Слове о сошествии Иоанна Предтечи во ад» Евсевия Александрийского (IV в.) и «Слове о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа» Епифания Кипрского (IV в.). Эти тексты легли в основу песнопений Триоди цветной, стихир, акафистов и канонов.

Все эти источники в той или иной мере повлияли на сложение иконографии «Сошествия во ад». Различают несколько основных вариантов изображения, наиболее традиционные из них - те, где Христос представлен фронтально, в величавой позе триумфатора, победителя смерти и ада, и те, где воскресший Спаситель изображен повернувшимся вправо, с крестом в руке, выводящим за руку Адама.

Сошествие во ад (икона Андрея Рублёва, 1408-1410 годы)

Первые изображения «Сошествия Христа во ад» (где Христос выводит Адама и Еву буквально из «чрева адова», то есть разверстого тела простертого чудища) появились в византийских иллюстрациях к тексту Псалтири еще в IX веке, в XI-XII веках эта композиция стала известна на Руси.

Сошествие во Ад. Миниатюра. Хлудовская Псалтирь, ГИМ. (Илл. Пс. 67,7 "Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне". Пример ранней иконографии Сошествия во ад 1-го, т.н. "нарративного" типа. Христос, идя навстречу Адаму и Еве, выводит их из "чрева Адова". Ад представлен в образе чёрного, низвергнутого Силена. Византия, Константинополь (?). 840-850-е гг.) ()

В центре русских икон «Сошествия во ад» изображен Христос в сияющем ореоле Божественной Славы (этот овал, или несколько светоносных овалов вокруг фигуры Спасителя называют «мандорлой»). С крестом в руке (но иногда и без него) Христос попирает ногами разрушенные двери ада, крестообразно упавшие на фоне черной адской бездны. Кроме створок дверей, иногда изображают разбитые замки, ключи, цепи - страшась грядущего Воскресения Спасителя, сатана, как повествуют апокрифы, приказал своим служителям крепко-накрепко запереть двери ада.

Но врата обители тьмы распались от одного приближения Христа, Который «Есть Свет миру». «Он, Солнце правды, воссиял во тьме, осветил сидящих во тьме светом Божественных лучей и показал им свет истины» (св. Иоанн Дамаскин). В глубине ада, в нижней части иконы, помещена фигура поверженного сатаны (иногда изображено, как его и бесов сковывают ангелы).

Такие изображения распространились в XV-XVI веках, когда иконопись становится более повествовательной и назидательной, и в личинах побежденных бесов аллегорически представлялись различные грехи. Церковные авторы отмечали, что Христос «сошел один, а исшел в сонме многих», то есть вывел из ада ветхозаветных праведников. По обеим сторонам от Иисуса изображены избавляемые от ада: коленопреклоненные Адам и Ева, выводимые Спасителем за руки из гробов, чуть позади - цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророк Даниил, Авель с пастушьим посохом и другие восставшие из гробов праведники. Иногда Христа писали протягивающим руку Еве, но чаще она сама, в молитвенном, радостно-благоговейном порыве, протягивает к Нему обе руки, покрытые мафорием (так, «прикровенно», прикасаются лишь к величайшим святыням).

Символически композиция «Сошествия во ад» стала воплощением спасения человечества от духовной смерти, от мрака жизни без Бога. В этом иконном образе было выражено заветное чаяние каждой верующей души, конечная цель земной жизни каждого человека - воссоединение его с Богом: ведь простирая руку падшему Адаму, Христос давал спасение в его лице всему человечеству.

«Христос приходит и пришествием Своим воскрешает умерщвленные души наши, и дает нам жизнь, и дарует очи, [чтобы] видеть Его Самого, бессмертного и нетленного» (св. Симеон Новый Богослов).

С XVII века иконография этого сюжета заметно усложнилась. На иконах появилось два смысловых центра - собственно «Воскресение Христово» и «Сошествие во ад».

Воскресение. Сошествие во ад. Кострома. XVIII в. Из местного ряда иконостаса Троицкого собора Ипатьевского монастыря. 1757 год. ()

В сюжете Воскресения, представленном выше, чем «Сошествие», Христос изображен парящим над гробом в светлом ореоле, в руке у Него - крест или знамя, означающее победу над смертью. В верхней части иконы изображены стены Иерусалима и сюжеты, связанные с праздником Воскресения - жены-мироносицы перед ангелом, трапеза с учениками в Эммаусе, уверение Фомы и т.д. Рядом с воскресшим Христом пребывает небесное воинство, которое, повинуясь Его повелению, идет на брань с адом. Ниже разворачивается традиционный сюжет Сошествия во ад. На правой стороне иконы изображается шествие праведников в Рай, сопровождаемых ангелами с крестом и орудиями Страстей Христовых (тростью и копием). Здесь же - Иоанн Предтеча со свитком, где написано: «Се аз видех и свидетельствовах о Нем», надписи видны и на развернутых свитках других пророков, восходящих на небеса: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя» - читается у Соломона, «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» - гласит свиток Давида. У райских врат шествие встречает благоразумный разбойник с крестом в руке - ему, распятому по правую руку Спасителя, искренне раскаявшемуся и уверовавшему в Божественность Христа, Он дал обетование: «Ныне же будешь со мной в Раю» (Лк. 23, 39-43). За вратами Рая, охраняемыми херувимом, видна фигура того же разбойника, беседующего с пророками Енохом и Илией, взятыми живыми на небо.

В отличие от иконописи, в западноевропейской живописи был весьма распространен сюжет Воскресения, где Христа изображали возносящимся из раскрытого каменного гроба, или стоящим на отваленном гробовом камне, или выходящим из пещеры.

Христос выводит из ада души праведников (фреска Фра Беато Анджелико 1437-1446 годы)

Такие попытки изобразить Воскресение чисто внешне неизбежно сводились к художественному вымыслу и принижающим, а то и искажающим Истину подробностям: ангелы открывают крышку гроба, держат погребальные пелены и даже поражают мечом стражников... Совлекая покров Тайны с великого события Воскресения Христова, западные художники вольно или невольно утрачивали и глубину богословской мысли, и силу веры, не требующей лицезрения.

Проникновенно, светло и мудро об этом сказал святитель Иоанн Златоуст: «Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? Но ты созерцаешь Его очами веры».

Воскресение Иисуса Христа часто называют краеугольным камнем православия и всего христианства в целом. Это событие нашло отражение в главном празднике всех верующих - Пасхе. Она всегда отмечается с большим размахом и считается самым важным днем для любого человека, который относит себя к христианам. Неудивительно, что данное событие нашло многочисленные отражения в иконографии. Икона «Христово Воскресение» считается одной из самых почитаемых и распространенных в наше время, но и в древности этот сюжет живописцы не единожды пытались воплотить в своих работах. Интересно, но данная икона имеет несколько абсолютно разных вариаций. Причем каждая из них воспринимается Церковью как истинная и не противоречащая канонам. Сегодня вы узнаете о значении иконы «Воскресение Христово», в чем помогает этот образ и как появлялись подобные иконы.

Сложности образа

Образ Воскресения Христова является одним из самых сложных. Это связано с тем, что само событие не имело реальных свидетелей, и все представления об этом были взяты из письменных источников, содержащих отрывочные сведения о том, как Христос явился женщинам и своим ученикам. Примечательно, что сами живописцы считали образы, отраженные на иконе «Христово Воскресение», неизобразимыми. Ведь человеческий разум не может до конца осознать, какое чудо сотворил Господь, воскресив Сына Своего. И уж тем более невозможно в подробностях изобразить, как именно оживала умерщвленная плоть и что происходило в этот момент с Христом.

Интересно, что любая из известных икон «Светлого Христова Воскресения» отличается насыщенностью персонажей. На одном полотне изображаются многочисленные фигуры, которые тесно связаны с Воскресением Христа и последующими событиями. Часто авторы размещали их в разных сюжетах рядом друг с другом. А порой их располагали регистрами, что позволяло верующим собрать воедино целую историю, наполненную глубоким смыслом.

По мере становления и укрепления христианства видоизменялись и образы на иконах «Воскресения Христова». Современное исполнение этого сюжета существенно отличается от самых первых икон, появившихся еще на заре становления религиозного течения. В следующих разделах статьи мы рассмотрим процесс появления различных вариаций на тему Воскресения Христа, а также типы икон, которые Церковь относит к классическим.

Иконографические типы

Трудно даже представить, насколько сложно формировались образы Воскресения Христова у святых отцов. Ведь перед ними стояла очень непростая задача - передать смысл великого события, которое никто не видел собственными глазами. Поэтому со временем сцены, изображенные на иконах, стали приобретать некий ограниченный характер. Постепенно сформировался церковный канон, от которого отталкивались все последующие живописцы.

Интересно, что столь распространенная икона «Христово Воскресение» вовсе не относится к классическим. Более традиционным считается сюжет сошествия Спасителя в ад. Дело в том, что до момента чудесного Воскресения Иисуса райские врата были закрыты для душ. И лишь когда Христос спустился в преисподнюю, чтобы поднять из гробов души праведников и проповедников, верующие смогли получить жизнь вечную. Именно эта история считается классической, как и все иконы с подобным сюжетом. Стоит отметить, что когда мы говорим о канонах, то имеем в виду именно православные традиции. А вот западная церковь внесла свои коррективы в сюжетную линию о Воскресении Христа.

Западные святые отцы предпочитали создавать иконы, изображающие Спасителя у гроба либо явившегося женам-мироносицам. На эти сюжеты существуют многочисленные вариации, одной из самых известных считается икона «Воскресение Христово с праздниками».

Примечательно, что по законам христианства каждое действие должно быть четко регламентировано и подтверждено догмами. Это защищает церковь от любой ереси и лжеучения. За долгие годы своего существования христианская религия не только подвергалась многочисленным гонениям, но и испытала нападки новых учений, позиционирующих себя единственно верными.

Серьезный догматический подход отражен и в церковном искусстве. На иконах каждая мельчайшая деталь не должна выходить за рамки принятых норм и догматических учений. А вот икона «Христово Воскресение» абсолютно не соответствует сформированным веками правилам. Она не имеет под собой канонических источников информации, что ставит ее в разряд уникальных живописных работ.

Примечательно, что все изображенное на описываемой нами иконе основывается на евангелии от Никодима. Данный источник информации датируется пятым веком нашей эры и очень подробно описывает все события, произошедшие с момента Воскресения Христа, включая его сошествие в ад. Однако каноническая церковь полностью отвергает этот источник, что, впрочем, не мешает иконописцам опираться на него в своих работах.

Икона «Воскресение Христово»: значение

Значение данной иконы трудно переоценить, в христианстве ее можно считать основополагающей. Ведь именно она повествует верующим о событиях, которые являются подтверждением жизни вечной. В своем евангелии Никодим описал, как, встав из гроба, Христос спустился в преисподнюю, чтобы увести души людей за собой. Он сокрушил ворота, которые нечистые духи заперли, опасаясь потерять тех, кто томился в этих мрачных пределах.

Для Спасителя не имело значения, что делал человек при жизни. Он забрал с собой всех, кто желал уйти. Это показывает силу Творца и его милосердие к душам людей. А также напоминает современным людям, что мы и сейчас сами делаем выбор и определяем, куда отправимся после смерти. Ведь Спаситель умер для того, чтобы каждая душа могла принять дар вечной жизни. А в установленный срок он снова придет на землю и определит меру наказания или награды всем усопшим и ныне живущим.

Именно поэтому святые отцы считают таким важным показать Воскресение Христа, ведь это самая яркая победа жизни над смертью и добра над злом.

Молитва перед иконой

В чем помогает икона «Воскресение Христово»? Этим вопросом часто задаются православные, которые планируют приобрести этот образ для домашнего иконостаса. Считается, что на любую искреннюю молитву, произнесенную подле данной иконы, верующие обязательно получат ответ. Ведь молясь, христианин обращается практически напрямую к Богу через Сына Его. В этом случае любая молитва доходит до Создателя гораздо быстрее, ведь просящий просит во имя Его.

Особенно помогает икона тем, кто желает избавиться от грехов и просит сил для того, чтобы встать на путь истинный. В подобной просьбе Христос никогда не откажет и поведет человека за собой, вручив ему бесценный дар жизни вечной. Поэтому любой православный старается украсить иконой Воскресения Христова свой дом, чтобы получить защиту и благословение.

Первые образы

В первые три века, когда наблюдались гонения на христиан, большинство икон на тему Воскресения Христа были немного иносказательными. Это было связано с зарождением церковного искусства и многочисленными опасениями верующих. За основу композиции иконописцы того времени брали тексты из Ветхого Завета, где рассказывалось про пророка Иону, пробывшего три дня во чреве кита и исторгнутого оттуда по воле Создателя. Многие богословы утверждали и утверждают, что этот сюжет явился некой предысторией Воскресения Христа. Ведь и он провел в гробу три дня и только после этого вновь явился апостолам, как и предрекал ранее.

К четвертому столетию в церковной живописи начинает прослеживаться образ Иисуса Христа. Он постепенно заменяет Иону, а сюжет становится более насыщенным событиями. В нем можно разглядеть уже настоящие иллюстрации к евангельским текстам.

Византийское православное искусство

В пятом веке намечается существенный перелом в иконописи на тему Воскресения Христа. Значительный вклад в этот процесс внесли византийские мастера. Они впервые стали изображать на иконах не только самого Христа, но и других персонажей, формируя настоящую сюжетную линию в одной работе. На едином полотне писались апостолы, жены-мироносицы и сам Иисус, восстающий из гроба.

На одной из икон, датируемой пятым веком, изображен не только сам Христос, но и место, где он был захоронен. Здесь в деталях прописан Гроб Господень и ротонда, построенная на этом месте Константином Великим.

Работы иконописцев десятого века

С этого периода многие живописцы, изображающие сцены Воскресения Христа, стали акцентировать внимание верующих на сошествии Создателя в ад и выводе оттуда всех желающих душ. Богословы связывают это с распространением текстов Никодима, о которых мы уже упоминали ранее.

Однако сами иконы еще не отличаются обилием деталей. Сюжетная линия очень четкая и не отклоняется от основного повествования. Также не отвлекают верующих и дополнительные персонажи, которых старались не выводить на передний план.

Иконы: четырнадцатый-девятнадцатый века

В этот временной промежуток сюжетная линия становится максимально усложненной, и увеличивается количество персонажей, изображенных на иконе. Христа на многих работах окружают ангелы, они являются символом добродетели. По задумке живописцев, они поражают греховное начало в виде бесов и демонов копьями. Спаситель выводит из ада в первую очередь Адама и Еву, уже за ними видна толпа других душ, желающих покинуть преисподнюю. В описание иконы «Воскресение Христово» четырнадцатого века, считающейся классической, можно добавить и изображение креста. Он становится символом вечной жизни и победы над злом в любом его проявлении. Интересно, что подобная икона хранится в Третьяковской галерее.

Можно сказать, что работы этого периода выполняют главную задачу, стоящую перед иконами, повествующими о торжестве света над тьмой. К таким ярким работам можно отнести икону «Воскресение Христово» Рублева. Ее датируют пятнадцатым веком, и она полностью соответствует всем канонам, принятым в то время. На ней крупным планом изображено, как Спаситель выводит из ада первых людей и распахивает ворота для других душ.

Становление иконографии Воскресения Христова

Можно сказать, что уже к семнадцатому веку иконописцы определились с канонами, соответствующими данному сюжету. К девятнадцатому веку иконы стали своеобразной иллюстрацией к праведной жизни христианина. Правилом, которого он должен придерживаться всеми силами.

С этого времени смысловая составляющая подобных работ практически не изменялась. Некоторые дополнения были внесены в композицию, которая в дальнейшем только усложнялась. Определенный вклад в это внесли западные мастера, подарившие сюжеты, в которых Христос парит над гробом, опоясанный белой тканью.

Отличие православных и западных образов

Еще со времен византийской культуры начали формироваться некие каноны, которых четко придерживались православные живописцы. В их исполнении икона «Воскресение Христово» представала в традиционном виде. Спаситель изображается в центре полотна, стоящим на сломанных воротах ада. У его ног по обеим сторонам находятся гробы Адама и Евы. Из них он и поднимает за руки прародителей всех людей на земле. Позади него располагаются праведники, среди которых можно узнать царя Соломона, Моисея, Иоанна Крестителя и других личностей. В самом низу иконы часто несколькими штрихами изображается преисподняя со всеми ее ужасами.

Классический западный образ выглядит совсем иначе. Он является не символичным, а более точным отображением древних событий. На иконе Христос изображается около своего гроба в окружении ангелов. Спаситель одет в сияющие белизной одежды, а в его руках находится слепящее знамя, символизирующее торжество света и добра.

Церковь в Сокольниках

В России действует около пяти сотен храмов, названных в честь самого важного в христианстве события. Одной из самых необычных является церковь в Сокольниках. Она была построена в начале двадцатого века, а сам проект, основанный на традициях русского зодчества, имеет явный отсыл к модерну.

Храм имеет девять куполов и три крыльца, оформленных изысканной резьбой и арками. Строение выделяется некой хрупкостью, которая стала его отличительной чертой. Иконы в храме Воскресения Христова в Сокольниках считаются настоящими православными святынями. Их названия дороги сердцу каждого православного человека: икона Святого Пантелеймона, икона Богоматери Страстной, икона-заместительница Боголюбской Божией Матери.

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных.

Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет.

По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним.

В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов

. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы.

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события.

Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками". Уникальный факт Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически

. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован.

А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви. Икона “Воскресение Христово”. Значение Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях.

Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия.

После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.


Сербская фреска.

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.


Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”.

Описание Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно,

Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник.

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве.

Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы.

Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями.

Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней. Икона на аналое В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.


Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения.

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру.

В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.