Собор грузинских святых. Святой георгий - небесный покровитель грузии. Грузинская православная церковь

Кроме того, что святая равноапостольная Нина является покровительницей всех, кто крещен таким же именем, она помогает всем, кто просит ее о заступничестве.
Нина считается покровительницей тех людей, кто связан с просвещением (учителя), ведь по своей сути она и была просветительницей, обучала людей Христовой вере.
Перед иконой святой равноапостольной Нины можно молиться об излечении разных болезней и душевных недугов – самым главным ее оружием был крест из виноградной лозы, которую она получила от Самой Богородицы.
В Грузии очень много девочек называют именем Нина – ведь святая считается покровительницей этой страны и ее жителей.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИИ

Святая Нина родилась примерно в 280 года в Каппадокии (это центр современной Турции) в семье знатного рода. Ее отец Завулон был знатным вельможей, ему благоволил сам правящий император Максимиан. В этой семье было несколько знаменитых святых, у Завулона был родственник — святой , а сама святая Нина была ему двоюродной сестрой.
В возрасте двенадцати лет, святая Нина оказалась в Иерусалиме вместе с родителями. Ее отец Завулон стал Божиим служителем в Иорданских пустынях, а ее матери, Сусанне, выпала огромная честь – она служила при храме Гроба Господня. Воспитывалась святая Нина благочестивой старицей Нианфорой, которая приучила ее исполнять многочисленные правила веры и привила любовь к чтению Священного Писания.

Однажды она читала евангелие и думала о Хитоне Господнем (Ин. 19, 23 — 24). Нианфора рассказала ей легенду, что мцхетский раввин Элеазар отнес священный Хитон Господень, в Иверию (Грузию), которая стала одним из Уделов Божией Матери.
Просвещение Иверии выпало Святой Марии по жребию с апостолами, но явившейся ей Ангел Господень сообщил, что Грузия будет Ее уделом после окончания земной жизни, а при жизни, по , Ей надлежало положить Своих святых трудов на Афоне.
Узнав от старицы Нианфоры эту историю, святая Нина стала горячо молиться Пресвятой Богородице, чтобы она помогла ей просвятить Грузию, и подсказала место нахождения утерянного для людей Хитона Господнего. И вот однажды, во сне, Богородица явилась к праведнице и сказала ей:

«Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею»

С этими словами Пресвятая Дева одарила Нину крестом из виноградной лозы, который девушка, проснувшись, увидела у себя в руках.

В настоящее время этот виноградный крест находится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе в особом кивоте.

Когда святая Нина рассказала об этом своему дяде, который был Патриархом в Иерусалиме, он без колебаний балгословил ее на апостольское служение, после чего она отправилась в Иверию, куда прибыла в 319 году.
Она полюбила местный народ, изучала его обычаи, язык и проповедовала православие, при этом ее проповеди сопровождались многими знамениями.

Однажды в городе Мцхета (столица древней Грузии) были языческие торжества и в то же время наступил христианский . В этот день, во время молитвы святой Нины, возник очень сильный ветер, снесший идолов, которым люди приносили жертвы и молились на них.
Во Мцхети святая Нина нашла приют в семье царского садовника. Много лет в этой семье не было детей и вот, молитвами святою Ниною, жена этого человека, Анастасия, наконец-то смогла родить ребенка и сразу же уверовала во Христа.

Немного позже святая Нина помогла грузинской царице Нане победить тяжелую болезнь, после чего та превратилась из идолопоклонницы в ревностную христианку и приняла Крещение. Супруг Наны, царь Мириам (265-342) видел, конечно, чудесное исцеление царицы, но, невзирая на это, поверил злым наговорам против Нины. Он приказал схватить ее и казнить, но во время казни святой праведницы, неожиданно померкло солнце и наступила мгла. Властитель был поражен слепотой, а его придворные стали молиться своим языческим богам о том, чтобы к ним возвратился день. Но их, как они думали, «святые» идолы остались не помогали и мрак усилился. Тогда испуганные люди воззвали к Господу Богу, которого проповедовала Нина и тут же мрак рассеялся и вышло солнце. Это случилось в 319 году 6 мая.
Царь Мириан был исцелен святой Ниной от слепоты, сразу уверовал во Христа и, вместе со своим двором принял святое Крещение.
В помощь святой Нине, по просьбе царя Мириама, византийский император Константин отправил епископа Евстафия и еще пятерых священнослужителей, которые к 324 году окончательно утвердили христианство в Грузии.

Но горным областям Грузии Иисус Христос был еще неведом. Для того, чтобы просветить людей живущих возле рек Арагви и Иори, святая Нина с двумя помощниками отправилась к ним и стала проповедовать Евангелие. После ее трудов многие горцы приняли Святое Крещение.
Затем Нина отправилась в Кахетию (Восток Грузии), где вела подвижническую жизнь, жила в палатке и объясняла людям суть новой для них веры. По ее трудам к Христовой вере обратились большое количество народа, вместе со своей царицей Кахетии Соджей (Софией) и ее придворными.
Все это время святая Нина мечтала найти Хитон Господень. Наконец, по ее молитвам, Господь открыл место нахождения святыни — Хитон был обретен. А на этом месте был построен первый христианский храм в Иверии. Сперва это было деревянное сооружение, позже воздвигли каменный храм. Сейчас это собор в честь 12-ти святых Апостолов в Светицховели.

Завершая апостольское служение в Грузии, святая Нина была оповещена свыше об окончании земной жизни. Она попросила царя Мириама прислать к ней епископа Иоанна, чтобы он подготовил ее к последнему пути. Царь, получив такую весть, сам, вместе с многими священниками, отправился к святой, где все духовенство стало свидетелями исцелений, прибывающих навестить умирающую святую Нину людей от тяжких недугов.
Ученики святой Нины попросили ее рассказать о своей жизни, одна из учениц, Соломия Уджамарская, записала этот рассказ, который и стал основой жития святой Нины.

После 35 лет апостольских трудов святая Нина, приобщившись Святых Тайн, в 335 году (из других источников – в 347 г.) мирно отошла ко Господу. В этот момент Нине было 67 лет. По ее завещению тело погребли там, где она жила в последнее время – в Бодбе.
Мириан, духовенство и народ очень скорбили о кончины светлой праведницы. Царь даже хотел перенести ее останки поближе к себе, в соборную Мцхетскую церковь. Но святая не желала этого – ее гроб попросту не смогли сдвинуть с места упокоения.

На этом месте был основан женский монастырь святой Нины, также здесь находится основанный еще в 342 году храм во имя двоюродного брата Нины — святого великомученика Георгия Победоносца
Мощи святой просветительницы прославились бесчисленными чудесами и исцелениями.
Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 27 января (14 января по старому стилю), в день ее блаженной кончины.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святая равноапостольная Нино, всю страну Иверскую светом Евангелия просветившую и ко Христу приведшую.

ВИДЕОФИЛЬМ


В храме Казанской иконы Божией Матери в Пучково недавно появились две новые иконы: св. равноапостольной Нины, просветительницы Иверии, и Собор Грузинских святых («Животворящий Столп»).

Грузинская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей. Возникновение христианства в Грузии восходит ко времени земной жизни Спасителя.

По преданию, Иверия — апостольский жребий Девы Марии, Ее удел. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы решить, в какую страну идти каждому из них. Дева Мария захотела принять участие в апостольской проповеди, и Ей выпала — Иверия. Однако Господь сказал Ей, что жребий Ее просветится в последующие времена, и уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом уделом Божией Матери).

Первая по времени святая Грузинской Церкви — блаженная Сидония , мцхетская иудейка, сестра раввина Элиоза. Она не видела Христа, но, услышав о Нем, поверила в Него сразу как в Мессию и Спасителя мира, поверила всей силой и любовью своего сердца. И когда ее брат вместе с паломниками отправлялся в Иерусалим (это было в год казни Спасителя), она умоляла его привезти с собой во Мцхету как великое благословение какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Элиоз исполнил просьбу своей сестры. Он находился у Голгофы при распятии Спасителя, купил у одного из воинов-совершителей казни Его Хитон и привез это бесценное сокровище в Мцхету. Св. Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от великой скорби о крестных страданиях Спасителя и великой благодати, исходящей от Хитона Господня, бездыханная упала на землю. Весь город собрался возле мертвой девы. Узнал об этом царь Амазаер (Адарнас) и захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него, но никакая сила не могла разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос могучий кедр, который покрыл могилу Сидонии своими корнями. Этот кедр, как печать на ее могиле, стоял три столетия. Жители Мцхеты заметили, что больные птицы прилетали к кедру, садились на его ветви, клевали хвою и улетали здоровыми; даже дикие звери приходили к кедру и поедали опавшую хвою.

Святая Нино Каппадокийская была двоюродной сестрой Георгия Победоносца. В 12 лет она пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. Отец святой Нины Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, а мать Сусанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня. Воспитание же святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Через несколько лет святой Нине было видение Богородицы. Нино спросила: «Где Хитон Господень?» — «В земле Иверийской, что Мне завещана», — отвечала Дева Мария.

Узнав от Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Она явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Так пришла Нино в Мцхету, в «райский сад».

Через некоторое время, царь Мириан III (265-342 гг.), по совету святой Нины, решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спилили, и его ствол хотели использовать как основной столб для поддержки главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии. На рассвете же Ангел Господень приблизился к Столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался, пока не остановился над своим основанием, из него истекало благовонное миро. Чудесным образом поставленный ствол кедра стал основанием для первого христианского храма Грузии, который так и назвали — «Светицховели», т. е., в переводе с грузинского, «Животворящий Столп».

Тот деревянный храм не сохранился. Ныне существующий храм во имя Двенадцати Апостолов строился с 1010 по 1029 гг. Этот величественный каменный собор Светицховели и в наши дни — главный храм Грузии. Здесь короновали и погребали царей, тут же проходит интронизация Патриарха. В наше время Столп, у которого совершаются многие исцеления, имеет каменное покрытие, расписанное поздними фресками. Он увенчан сенью. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).

Хитон Господень — самая великая святыня Грузинской Церкви. Благодаря этой святыне Мцхету называли «вторым Иерусалимом».

Гробница же святой Нины находится в Бодбе (в Кахетии), на месте ее подвигов, в избранном ею самой месте упокоения. Здесь позднее был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой были прославлены многими исцелениями и чудесами. Память равноапостольной Нины совершается 27 (14 ст. ст.) января, в день ее блаженной кончины.

В верхней части иконы «Животворящий Столп» — деисис: справа от Спасителя — Богородица. Слева — «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча; далее — архангелы Гавриил и Михаил, вселенские апостолы Петр и Павел. Ниже — святые, особенно близкие Небесной Церкви: апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, Георгий Победоносец и святитель Николай.

Апостолы Андрей и Симон, по преданию, проповедовали на территории современной Грузии и Абхазии. Вмч. Георгий Победоносец — блистательный полководец, выбравший вместо земной славы мученический венец — особый покровитель Грузии и ее царей-мучеников. И это не удивительно, ведь исторический путь Грузинской Церкви — это многовековой путь борьбы за Православие с языческим и мусульманским миром, путь мученичества.

Иконографию «Собора Грузинской Церкви» составил известный иконописец и историк Михаил Гоброн-Собинин, живший в конце XIX века. Он собрал жития святых Грузии в обширный сборник, который издал на грузинском и русском языках и написал большую книгу в академическом стиле. Далее, по мере развития иконографии, в нее включались новые, почти современные нам святые, менялся художественный стиль изображения, но смысл и основная идея оставались неизменными.

Образ , недавно появившийся в храме Казанской иконы Божией Матери в Пучково, — это список с большой иконы, находящейся в храме вмч. Георгия Победоносца на Малой Грузинской улице в Москве. Его отличает иконописный язык изображения, близкий к древним грузинским иконам, фрескам и миниатюрам. Другая особенность — включение святых, близких к нам по времени, как, например, прп. Эквтиме — замечательного подвижника и ученого, сохранившего и переложившего на нотный язык множество древних грузинских церковных песнопений. Некоторые из них мы с большой радостью слышим и в нашем храме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество Мцхетоба-Светицховлоба —14 октября и 13 июля.


Практически каждая страна имеет праведника, который считается покровителем его земли. Есть свой любимый и самый почетный кумир и в Грузии. День святой Нины - 27 января в этом крае очень важное событие.

Характер особы

Имя этой блаженной в Грузии такое же популярное, как Татьяна в России. Более того, каждый житель страны знает, когда именно отмечают день памяти этой персоны. Женщину считают просветительницей и покровительницей этого края.

По характеру девочки, которых называют этим именем, очень терпеливы и добродушны. Они с детства проявляют воспитанность и толерантность. И это не удивительно. Ведь их небесная защитница, в свое время, была очень милосердной ко всем без исключения. Она помогала как христианам, так и язычникам, независимо от религии. В молодости женщины с таким именем во всех поступках стараются быть мудрыми. А в старости становятся примером для подражания. Многими положительными качествами обладала святая дамы с таким замечательным именем отмечают - 27 января. Именно в этот день праведница покинула земной мир и перешла в небесный.

На иконе равноапостольная изображается с крестом, на котором вьется виноградная лоза. Также в другой руке она держит Евангелие. Именно со словом Божьим блаженная ходила по миру. За заслуги и великую миссию эту женщину приравнивают к равноапостольным.

Биография женщины очень трогательная и интересная. Святая Нина прожила удивительную жизнь. Но ее история началась еще задолго до рождения праведницы.

Судьба быть проповедницей

Сразу после вознесения Христа на небо, его ученики собрались, чтобы кто в какую сторону пойдет прославлять имя Господне. Например, Андрей Первозданный пошел на земли, где впоследствии образовалась Киевская Русь. Вместе с учениками Иисуса, там была Божья Матерь. Пречистая, увидев, что лучшие христиане расходятся по миру, чтобы рассказывать язычниками о Всевышнем, сказала, что тоже хочет проповедовать. Отказать ей в такой просьбе, апостолы не посмели. Поэтому Марии выпала дальняя страна Иверия, где более двух веков спустя жила святая Нина. Сейчас это территория современной Грузии.

Получив свой удел, Матерь Божия уже готова была отправиться в путь. Но вдруг перед ней явился ангел и велел подождать. Он заверил женщину, что она обязательно исполнит свое предназначение. Однако сейчас для этого не подходящее время.

А около 280 года в городе Каппадокии, что находится на территории современной Турции, родилась девочка, которую назвали Нина. Рядом с их домом было много грузинских поселений. Родители были добрыми христианами. Отец военнослужащий и не один раз помогал верующим людям избегать смерти от рук царей-язычников. Его род был очень известным и пользовался уважением. Из этой семьи происходил великомученик Георгий. Поэтому, можно смело утверждать, что Святая Нина получила в наследство любовь к Богу.

Мать девочки была сестрой Иерусалимского Патриарха. Их семья была очень уважаемой и пользовалась благосклонностью самого императора.

Трогательный рассказ

Когда девочке было двенадцать, родители пошли в Иерусалим и там решили посвятить свою жизнь служению Господу. Отец отправился в пустыню, а маму поставили в диаконисы, чтобы при церкви она помогала бедным и обездоленным. Жаль было расставаться с единственным ребенком родителям. Но они знали, что ее ждет большое будущее, проводником в котором будет Божья Матерь. Дальнейшая судьба мамы и отца осталась неизвестной для истории.

Святая Нина отправилась к праведной старушке, которую звали Нианфоре. Бабушка рассказывала девочке о жизни Иисуса. Биография Сына Божьего настолько сильно трогала ребенка, что та не один раз плакала. Уже через два года она стала истинной верующей. Тогда наставница рассказала ученице о распятии и муках Спасителя. Нина увлеклась историей. Ее очень заинтересовала судьба хитона Господнего. Эта одежда имела большое значение для христианского мира. Как и все вещи Мессии, она обладала удивительным даром исцеления.

Девушка спросила, что случилось с хитоном Христа. На это женщина ответила, что по преданию воины, которые присутствовали при распятии, бросили жребий. Поэтому одежда досталась солдату. Потом ее перекупил мужчина, который был грузином. Затем он отнес ее в Иверию.

Очень растрогалась от этой истории Святая Нина. «Грузинская земля и территории, которые ее окружают, - добавила наставница, - до сих пор остаются жить в незнании, а люди там повинуются языческим богам».

Великая миссия

Много времени девушка размышляла над тем, как несправедливо обошлись с реликвией. В своих молитвах праведница просила у Девы Марии помочь ей попасть в далекую страну Иверию, для того, чтобы найти хитон, а также проповедовать истины Господни. Она горела желанием показать людям, которые там живут, силу Божью и наставить их на правильную веру.

Молитвы были услышаны. Во сне к благочестивой деве пришла Мария. Матерь Божия сказала девушке, чтобы та отправлялась в далекую страну. Также Богородица объяснила, что станет ее покровительницей. Тогда сомневалась в своей силе святая Нина. Крест, сплетенный из лозы, который дала ей Мария во сне, был реальный и наяву. Вручая реликвию девушке, Богородица сказала, что этот символ станет ее оберегом и будет отгонять беду.

На следующий день праведница пошла к Патриарху. Когда он услышал о сне и увидел крест, благословил Нину на путешествие. Она пошла вместе с другими девами, которые бежали от римского языческого царя. Однако их дорога была недолгой. Враги догнали христиан и жестоко расправились с ними. Избежать злой судьбы удалось лишь Нине. Тогда она спряталась в кустах розы. Руководила ею высшая сила. Тяжело было смотреть, как жестокие язычники расправляются с христианками. Но не только картину смерти увидела святая Нина, просветительница Грузии. Ей было открыто чудо. Она наблюдала за тем, как души невинных девушек восторгаются к Богу. День памяти этих дев - 30 сентября.

Сила молитвы

Продолжила нелегкий путь девушка одна. Много опасностей и неприятностей ждали ее на пути. Но чудесным образом праведница всегда спасалась. По дороге она знакомилась с грузинскими семьями и изучала их традиции. Когда христианка, наконец, дошла до города, где по поверью был спрятан хитон, то увидела страшную картину. Язычники приносили жертву идолам. Этот ритуал так неприятно поразил девушку, что она в тот же момент начала молиться Господу о том, чтобы он лишил этих людей ложной веры. В ту же минуту грянул гром и молния, и языческие кумиры сгорели дотла. Тогда народ понял, что сильнее Бог, чем их идолы.

Нина жила в доме царского садовода. Они с женой не имели детей и приняли иностранку как сестру. В уголке парка поселилась святая Нина. Молитва была чистой и искренней. Очень скоро к ней за знаниями и помощью стали обращаться люди. Первой, кого она исцелила, была жена садовода. После этого чуда женщина стала матерью многих замечательных детей. Все больше людей принимали веру Христа и исцелялись.

Один из новообращенных рассказал Нине удивительную историю. Оказалось, что некий человек из Грузии выкупил хитон у воина, который был при казни Иисуса. Его мать еврейка предрекала смерть Иисуса и очень из-за этого переживала. Она почувствовала кончину Мессии и умерла сама, за тысячу километров от центра событий. Когда сын вернулся домой, то его сестра, услышав историю о Христе, прижала к себе одежду, горько заплакала и упала замертво. Как ни старались, но не смогли вырвать из крепких рук святую реликвию. Поэтому похоронили девушку вместе с хитоном. Однако место захоронения было неизвестно. Но говорили, что тело спрятано в царском саду. Поэтому начала собственные поиски святая Нина Грузинская. Тогда она часто останавливалась у большого кедра и молилась там.

Дар целителя

Только царь Мириан не прекращал поклоняться идолам. Он даже намеревался уничтожить всех христиан на своей земле. Но тогда в его глазах потемнело, и он потерял зрение. Долго просил повелитель своих богов помочь ему, но тщетно. Только когда он попросил христианского Господа о спасении, то снова начал видеть. Сразу после этого события он упал к ногам Нины и просил научить его быть истинным верующим.

Продолжала открывать тайны религии людям блаженная. Говорила об истинной вере праведница. Царь попросил приехать из Греции священников, которые также учили народ. Поэтому, шаг за шагом, становилась православной Грузия. Святая Нина, тем временем, продолжала творить чудеса.

Решил царь поставить в своем саду церковь. Место выбрал необычное. Там тогда рос огромный кедр, под которым не раз после исцелялись люди. А перед тем блаженной приснился сон, в котором она увидела, что именно под этим деревом спрятан хитон. Поэтому исполнилось желание праведницы. С шести веток кедра сделали столбы для храма, а седьмую поднять не могли. С нее, как и предполагала Нина, пошло миро. Оно лечило даже безнадежно больных людей.

Очень много народа поверило во Всевышнего и крестилось за эти годы. Однако в горах остались племена, которые все еще жили в темноте. Поэтому, отказываясь от почестей и славы, Нина решила пойти в те далекие земли, чтобы помочь язычникам принять истинного Бога. Прислушались жители гор к словам праведницы и начинали верить во Христа.

Слава, сквозь века

Много добра сделала чужеземка. Из-за ее большой силы и безграничной веры отмечает православный мир день святой Нины. Прожила женщина 65 (67 - по другим источникам) лет. Из них 35 провела в Грузии, проповедуя слово Божие.

Свою смерть она почувствовала раньше, поэтому попросила друзей забрать ее с гор в царский сад. С легким сердцем отходила женщина в небесный мир. Возле постели умирающей собралась толпа. Одной из своих учениц равноапостольная Нина рассказала о своей жизни. Именно из этих записей нам сегодня известна история покровительницы Грузии.

Завещала благодетельница похоронить тело на месте скромной палатки, в конце сада, где она провела все эти годы. После смерти целительницы царь решил, что непогрешимую следует похоронить в столичном храме. Но как ни старались, не смогли поднять тело покойной. Поэтому правитель решил построить вокруг этого места церковь. Дело царя завершил его сын.

Храм Святой Нины находится в восточной части Грузии - Кахетии. Неоднократно здание обновлялось. Но за все годы существования осталась целой гробница проповедницы. Есть легенда, что когда варвары и монголо-татары подходили к гробнице, то даже пальцем боялись ее тронуть. Такой прекрасной и одновременно сияющей она была. Со временем сооружение расширялась. Освятили церковь в честь известного родственника женщины - святого Георгия.

Грузины во все века почитали эту святую. Поэтому долгое время на могиле даже проходили коронации.

Память о равноапостольной Деве

Церковь Святой Нины в свое время превратилась в монастырь. И это сооружение играло более глубокую роль, чем просто духовную. Здесь работала богословская школа, крупнейшая в стране библиотека, преподавали гуманитарные и точные науки.

Тяжелые времена ждали святыню в советский период. Ее разворовали и чуть не уничтожили. После распада СССР храм снова заработал. Монахини здесь не только занимаются обычными работами с хозяйством, но и переписывают священные тексты, вышивают и рисуют картины.

Сегодня мощи проповедницы хранятся в Бодбийском монастыре.

Этот женский монастырь остается одним из крупнейших в Грузии. Кроме того, что несет эстетическую ценность храм, он еще и обладает колоссальной энергией. Каждый, кто приходит сюда, чувствует благое веяние. Многие люди приезжают сюда и за советом и за спасением. Монастырь Святой Нины радостно принимает добрых гостей, независимо от времени года.

Однако тем, кто хочет увидеть крест праведницы, нужно будет посетить другую святыню. Реликвия, в ходе исторических событий, оказалась в главном соборе в Тбилиси. Этот крест вручила Нине Божья Матерь. Следует отметить, что он очень отличается от других символов. Его концы опущены вниз, он сплетен из виноградной лозы и опутан волосами праведницы. Особенно много людей у ​​реликвии в день святой Нины.

Но возле монастыря осталась пещера, где когда-то молилась женщина. Там она готовилась к нелегкой миссии в горах. Из-за просьб и слез начала из камня выделяться вода. Сегодня этот источник дарует людям исцеление.

Выполнила задание, которое доверила ей Божья Матерь, проповедница идеально. Так как ее поучения и наука имели успех, Церковь называет праведницу - равноапостольной. Поскольку эта женщина, как и другие ученики Иисуса, способствовала тому, что принял крещение весь народ страны. Именно поэтому Грузия, как и весь мир, отмечает день святой Нины - 27 января.

Чужеземная целительница

Блаженной можно молиться об исцелении детей. История свидетельствует, что праведница нередко помогала несчастным малышам. Как только она поселилась в царском саду, то одним из первых пациентов стал сын несчастной женщины. Мать ходила по улицам с крохой на руках и умоляла прохожих о помощи. Но никто из людей не мог помочь ее умирающему ребенку. Тогда бедная женщина пошла к святой. Праведница приказала положить малыша на кровать из листьев. Потом начала молиться над ним. Через некоторое время мальчик выздоровел и начал радостно играть.

Это не единственный случай, когда помогла ребенку святая Нина. Равноапостольная дева не имела предубеждений и лечила всех, как язычников, так и христиан. Когда с ветки кедра начало стекать миро, к дереву пришла женщина, сын которой семь лет лежал в болезни. Она сказала праведнице, что искренне верит в Господа и Сына Его. Тогда Нина положила руку на ствол, а после на ребенка - и тот чудом вылечился.

Поэтому обращаться к святой могут с молитвами все. Она помогает детям, болезни которых считают безнадежными. Просить у блаженной стоит искренне и откровенно. не зависит от места, где прочитанный текст. Если просьба хорошая, то она обязательно сбудется.

Не только с детьми работала христианка. Лечит и тех, кто потерял зрение святая Нина. Равноапостольная еще при жизни имела дар исцелять этот недуг. Легенды гласят, что когда кедр начал пускать миро, то к нему пришел старый еврей. Он от рождения не видел. Почуяв о чудесах, которые делает христианская вера, он возложил надежды на Сына Божьего и милость Всевышнего. Почувствовав в мужчине добрые намерения, Нина намочила руки в чудодейственное миро и помазала им глаза дедушки. В тот же миг еврей прозрел. Старик увидел свет.

Защитница путешественников

Просить у целительницы можно и о рождении детей. Как говорилось в истории, чужеземка помогла жене садовода первой. После чуда женщина стала счастливой матерью многих замечательных детей. Поэтому если кто из пары страдает бесплодием, ему поможет в беде святая Нина. Икона, крест или гробница православной праведницы имеют одинаковую силу.

Еще одна причина обратиться с молитвами к благодетельнице - уныние родного человека. Если друг или родственник потерял веру в Господа или перешел в секту, то проповедница сможет помочь. При жизни она боролась с темнотой других религий. Нередко могла стать жертвой язычников. Но, благодаря вере во Всевышнего, спасалась. Поэтому даже после своей смерти Нина сможет образумить человека и вернуть ему веру.

В день святой равноапостольной Нины следует молиться праведнице. Обращаться к небесной жительнице можно такими словами: «Чудотворная и добродушная защитница Грузии. К тебе припадаем и просим у тебя помощи. Отгони от нас зло и нечисть, забери помыслы недобрые и скорби напрасные. Проси за нас во Всевышнего нашего. Дай нам силу, которая была дарована тебе. Отведи от наших домов и сердец бесов злых. Пусть крепнет вера наша, как росло слово твое чистое».

Также этой праведнице молятся те, кто отправляется в дальнюю дорогу или собирается сделать какое-то важное, великое дело. Равноапостольная дева покинула свой край, чтобы помочь другим людям познать Господа. Поэтому она стала покровительницей путешественников. Тем, кто часто странствует, надо помолиться проповеднице в день памяти святой Нины.

Просить помощи у блаженной нужно непритворно, от души. Слова чистые и искренние обязательно услышит праведная женщина. Милосердная и добрая проповедница никогда не оставит человека в беде. За свою земную жизнь она никому не отказала в теплом слове и лечении.

Православная вера очень сильна. Но истинные тайны она открывает тем, кто знает истории. Жизнь этой женщины - удивительная. Узнав об этой персоне, человек начинает по-другому смотреть на религию.

СЕНТЯБРЬ

4 Симеон Гареджели, прп., игумен Давид-Гареджийской лавры, + 1773
8 Иоанн (Майсурадзе), + 1957, и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), + 1962, Бетанийские прпп.
12 Георгий Чкондидели, свт., еп. Чкондидский, мцигнобартухуцеси, + 1118
Досифей Тбилели, сщмч., митр. Тбилисский, + 1795
13 Кетеван, вмц., царица Кахетинская, + 1624
15 Иосиф Алавердели, свт., еп. Алавердский, + 570
16 Исаак и Иосиф, братья, мчч., + 808
18 Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч.,+ 1661
25 Арсений I Великий, свт., католикос Мцхетский (Картлийский), + 887
29 Онуфрий (Онисифор) Гареджели, прп., +1786

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели
Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в.
Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033
2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740
4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642
5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861
Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.)
7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763
13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп.
16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70
19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314
26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907
28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в.
29 Серапион Зарзмели, прп., + 900
30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465
31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

3 Николай Мнатоби, прп., +1308
4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846
10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303
Константи-Кахи, кн., вмч., + 852
17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г.
19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г.
23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г.
29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502
Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в.
Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в.

2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08
11 Собор святых ГПЦ
12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в.
19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. ХI в.
21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в.
27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в.
31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы

2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777
3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в.
Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953
4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в.
8 Або Тбилели, мч., VIII в.
14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335
15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в.
18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923
Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, ХI в.
19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в.
20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944
25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896
26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125
29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829
31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в.
6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127
7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815
10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., ХIII в.
12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их:
Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в.

Николай, Двали. мч., + 1314
14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864
17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-нач.XIX вв.
18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91
19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311)
22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз,

3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001
Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск, + 308
6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821
10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв.
12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289
16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927
ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в.
17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802
28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751

1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв.
2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв.
10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г.
14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887
15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока.
17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в.
18 Василий Ратишвили, прп. XIII в.
21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822
29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213
Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528
3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744
Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в.
7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв.
Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.).
9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в.
10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771
13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028
Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065
Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/ 76 или 1280
15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в.
18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693
19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335
20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в.
Празднование Манглисского Креста
22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308
23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана
Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157
27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700
2 Стефан Пиперский, прп., 1697
5 Празднование Мцхетского Джвари
8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609

9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в.
12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в.
Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в.
13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716
16 Собор груз. афонских преподобных
Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612
17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227
18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в.
21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761
Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622
27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065
Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77
Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921
30 Динар, св. царица Грузии, X в.

2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы
3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068
8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379
12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в.
Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6

18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630
20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г.
Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907
24 Иларион Твалели, прп., XI в.
28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30
29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589
30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в.,
31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

3 Ражден, первомученик ГПЦ, + 457
Собор Марабдинских воинов-мучеников (9 или 10 тыс.), погибших в битве против иран. шаха Аббаса II, среди них: епископы Руставский и Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, их мать и сестра, 9 братьев Мачабели и 7 братьев Чолокашвили, +1625
8 Евфимий Многотрудный (Гареджели, Натлисмцемели; Мчеделашвили), прп., архим., настоятель Иоанно-Предтеченского мон-ря в Гареджи, гимнограф, + ок. 1804
12 Собор Давидгареджийских преподобномучеников: иером. Геронтий и Серапион, иеродиак. Отар и Симеон, мон. Виссарион и Герман, послешник Михаил Гареджели (Гареджийские), прмчч., убиенные племенами леков (лезгин), 1851
14 Собор новомучеников, пострадавших во время репрессий, среди них: священномученики митр. Кутаисско-Гаенатский Назарий (Лежава), священники Герман (Джаджанидзе) и Иерофей (Николадзе), архим. Симеон (Мчедлидзе), протодиак. Виссарион (Кухианидзе) (+1924).
16 Христофор Гуриели (Гурули), прп., XVI в.
17 Тбели Абусеридзе, прав., церк. деятель, гимнограф, агиограф, ХIII в.
18 Христодул Философ, прп., XII в.
21 Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцмидели, Самебели (Степанацминдский, Самебский), прп., один из Сирийских отцы, основателей монашества в Грузии, VI в.
Сармеан, свт., католикос Картли, + 779
24 Серапион Гареджели (Натлисмцемели), прп., + 1740
28 Шушаник, мц., + 475

Подготовлено Н.Т.-М.по Православному календарю Грузинской Православной Церкви за 2008 год (Тбилиси,2007)


Сегодняшний день выдался солнечным, но холодным и ветренным. Но разве это имело хоть какое-либо значение? Ведь именно сегодня предстояла поездка в древнюю Мцхету - первую столицу православной Грузии. Необходимо отметить, что Грузия - страна с древними христианскими традициями. Согласно преданию, свет веры Христовой в Иверии возжгли в на заре новой эры святые апостолы от двунадесяти Андрей Первозванный и Симон Кананит. Вера прочно укоренилась на благодатной иверской земле, ставшей уделом Пресвятой Владычицы Богородицы.

К IV веку в Грузии уже были достаточно большие христианские общины, возглавляемые епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.


Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335).


В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии - Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии.


Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Джорджией или Георгией.


Глубоко почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.);


преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) - один из основателей грузинского монашества;


епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие;


Евфимий Святогорец, ученый ино, подвизавшийся на Афоне, - в грузинском Иверском монастыре он перевел с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии;


святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), которая строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.


Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».


Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности. Расскажем об основных из них.


Мцхета, Грузия. Древняя столица Грузинского царства

Древняя столица Грузии Мцхета – святое место для каждого грузина. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, расположенной в 20 км от Тбилиси, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют «Вторым Иерусалимом». Именно сюда принесла благую весть святая Нино Каппадокийская, здесь хранится одна из величайших святынь христианского мира – Хитон Господень.


Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы со всего мира. Главные объекты, привлекающие туристов и паломников: собор Светицховели, один из самых древних и почитаемых храмов – и старинный живописный монастырь Джвари – уникальные и поразительные образцы религиозной архитектуры средневекового Кавказа.


Мцхета расположена в месте слияния двух горных рек – Арагви и Куры на невысокой речной террасе, в окружении величественных горных вершин.


Легенда о городе гласит, что Мцхета была основана в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом – сыном первого царя Картли, который, построив город, назвал его своим именем.


Факты истории же говорят, что город был основан во второй половине I тысячелетия до н.э. То есть практически одновременно с созданием на территории Грузии Восточного Грузинского царства – Картли (Иверии), столицей которого и являлась Мцхета. Вот почему Мцхету совершенно справедливо называют «колыбелью грузинской государственности».

Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города выдерживали натиск римских легионов и персидских воинов.


Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V в. н.э. – до того времени, пока царь Вахтанг Горгасали не принял решение о переносе столицы в Тбилиси. Но и после этого Мцхета оставалась важным религиозным центром страны, резиденцией грузинских католикосов – глав грузинской церкви.


В эпоху Средневековья Мцхета была значительным городским, торгово-ремесленным и религиозным центром. И сегодня Мцхета продолжает оставаться духовным центром страны.


Наряду с Тбилиси и Пицундой, Мцхета является кафедрой Католикоса – Патриарха всей Грузии.


В конце XIX-начале XX вв. Мцхета и окрестности были объявлены архитектурно-историческим музеем-заповедником, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Монастырский храм Джвари, увековеченный в литературе Михаилом Лермонтовым (поэма «Мцыри»), - древнейший культовый памятник, построенный на заре грузинского христианства в VI веке (585- 604 г.г.).


Свое название Джвари (в переводе с грузинского «крест») храм получил не случайно. Это объясняет старинное предание о том, что именно в этом месте Нино Каппадокийская поставила Святой крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Позднее, над крестом был сооружен храм, который назвали Храмом Святого креста.

Примечательно, что в первую очередь был построен храм Малого Джвари (сохранился в руинах у основного храма), и только потом был воздвигнут Большой Джвари для сохранения реликвии Святого креста. Согласно древним записям до середины VI в. крест был открыт, был виден издалека и являлся объектом поклонения.


«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» - таким увидел Джвари, воспевший его Лермонтов. Сегодня все в Джвари осталось таким же, как при визите русского классика. Обрушенные каменные стены ограды с входными арочными проемами и сам храм – величественный и строгий.


Его аскетичная красота выражается в идеальных пропорциях зальных помещений и купола, в чистоте строгих и прямых линий, в гладкости внешних стен, не несущих никаких лишних декоративных элементов, кроме рельефов на фасадах. Внешне храм представляет собой большой восьмигранный барабан, перекрытый шестигранным куполом, увенчанным крестом. С двух сторон храма примыкают четыре угловых помещения.


Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Внутри церковь декорирована мозаикой, которая дошла до наших дней только в фрагментах. В центре храма можно увидеть основание, в котором был закреплен Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской.


Джвари стоит у самого края высокого утеса и чудесным образом гармонирует с окружающей суровой, но чрезвычайно живописной природой этого края. Внизу у подножия шумят Кура и Арагви – две самые известные реки в Грузии. А напротив расстилается обширная панорама Мцхеты. На ветреных склонах у Джвари растет дерево Желаний, на который паломники завязывают ленточки, загадывая желания.
В 1996 году мужской монастырь Джвари возобновил свою деятельность.


Посетите этот замечательный край, подышите многоцелебным воздухом гор, приложитесь к уникальным святыням, - и сердце навсегда останется здесь


Продолжение следует. Читайте наши публикациями.
Ваша Татиана Лазаренко