Воронежские пещеры. Храмы в меловых пещерах придонья. Сицилийская икона Божьей Матери

На поиски очередной меловой пещеры. Напомню, что некоторое время назад меня посетила шальная мысль разыскать все полсотни известных и не очень меловых пещер Придонья и Приосколья и я потихоньку, год за годом, по мере сил и возможностей, исполняю задуманное. Какие-то подземелья даются легко (их координаты имеются в сети), какие-то долго и упорно ищутся по собранным у местного населения сведениям, но так или иначе проект " " периодически обновляется свежей системой.

И сегодня вашему вниманию предлагается фотоотчет о поездке и забросе в Гороховскую пещеру. Она так же известна как Андреевская, но, увы, не благодаря мне. Впрочем, мы начинаем.


02 . С Начала.
Это поселок под Россошью, где мы остановились размять затекшие от неблизкого пути туловища.

03 . Надежда на то, что за 180 км от Воронежа обстановка больше напоминают зимнюю, чем у нас, таяла с каждым километром.
Заснеженных пейзажей нам сегодня не видать. Съезжаем с асфальта - впереди порядка 9 км довольно живописной грунтовки.

04 . А вот и . Значит мы уже где-то совсем рядом.

05 . in_windows к пещерам равнодушен - он проехал этот путь в поисках пейзажей.

06 . И пока он ищет фотосюжеты, мы начнем подготовку к спуску в пещеру изучением плана-схемы, составленного в 1999 году.

07 . Уже дома, после поездки, я нашел более позднюю схему, датируемую 2004 годом и сделанную некой группой Беркута. Если внимательно сравнить обе топосъемки, то самая большая и очевидная разница будет заметна в привходовой части пещеры. На лицо серьезное обрушение и утрата части подземных полостей. При этом у "беркутовцев" нарисовано много дополнительных участков, которых нет у Степкина, но при этом они помечены как заваленные. Меня этот факт очень озадачил и я попытался разыскать в сети контакты этих товарищей, чтобы уточнить откуда "дровишки". К сожалению, сайт группы благополучно загнулся, но кое-что мне удалось вытащить через archive.org . Об этом тоже чуть ниже.

08 . Артем первым спускается ко входу в пещеру и сообщает, что залаз такой узкий, что для того чтобы в него протиснуться, придется снять верхнюю одежду.

09 . Ну, погнали.
Каждый раз думаю, что надо завести привычку брать на залазы сменную одежду, но каждый раз возвращаюсь домой белый как медведь.

10 . Итак, после трёхметрового шкуродера начинается ракоход, а потом уже можно выпрямиться и в полный рост. Надо заметить, что данная пещера, в отличие от многих других в области, довольно подробно описывалась и исследовалась буквально со времён её создания. Более того, существует даже литературное произведение, в котором рассказывается о Гороховской пещере от лица одного из свидетелей её создания. Это рассказ В.К. Агапова "Терентьич" из книги "На среднем Дону", изданной в 1971 году. Самые интересные моменты, с вашего позволения, буду цитировать. Оговорюсь ещё, что в сети данной книги нет - мне пришлось искать её по библиотекам.

11 . Итак, Гороховской данную пещеру называют по ближайшему к ней селу Гороховка Верхнемамонского района. Правда, село находится на противоположном берегу Дона, имейте это ввиду, если соберетесь вдруг поехать по нашим следам. Правильней ориентироваться на населенный пункт Новая Калитва Россошанского района. Из нижеприведённой цитаты станет ясно почему второе название пещеры "Андреевская", когда она появилась и кто же был её первыми строителями. "Вон там, за Лысой горой, по крутым ярам, наши калитвяне всегда пасут овец, коров, волов, а дальше, за ярами, - Андреевская пустошь , Костевка. Там, в обрывистых меловых горах, над Доном, пастухи увидели пещеры. А было это весной, в тяжелый год Крымской войны. (1853-1856 г.г, но по другим сведениям пещеру начали рыть в 1859 году - прим. авт.) Слух о пещерах пронесся по всей округе. Толков было много. Главная удивительность - никто не мог видеть пещерокопателей. В те дни и пришел к пастухам странник с котомкой за плечами и рассказал: «Есть-де у нас святое место, где благодать господня постоянно пребывает и действует незримою рукою», - и указал на пещеры. Эта весть быстро полетела по слободам. Страшная суматоха сделалась на следующий день. А день тот был праздничный. Народу к пещерам собралось великое множество. Тут и объявились пещерокопатели. Они объясняли людям святость места и рассказывали о чудесах и видениях. Для примера, один из них уверял: «У меня страшно болела голова, я взял здесь землицы, приложил к темени, и голова тотчас перестала болеть, как будто бы с нее что свалилось». Люди с умилением слушали его, набожно крестились...

А кто их рыл? - допытывался я.

Рыл гороховский мужик Григорий Ведерников с братией... Обожди, и про него расскажу. Слушай дальше: народ со всей округи повалил в пещеры, неся деньгу, муку, сало, полотно, иконы... Нашлись и охотники помочь рыть пещеры. Зачинатели пещер еле успевали принимать приношения и распоряжаться помощниками, трудившимися во спасение души. Для Ведерникова была сделана особая келья. Он через окошечко принимал посетителей и объяснял, что приношение он делит на три равные части: одну часть для бедных, другую - для роющей братии, а третью - на самые пещеры... Появились набожные старухи, монахи, монашки, странники, калеки, продавцы свечей, ладана, пузырьков со слезой богородицы... "

12 . Позволю себе еще раз вернуться из пещеры на верх - к Василию и пейзажам. Отличное нашлось описание этих мест и похожей погоды в романе В. Барабашова "Белый клинок". Ну почему я не писатель и не умею так живописать? "От Старой Калитвы, разбросавшей дома по крутым меловым буграм, Дон широкой петлей забирает влево, к Новой Калитве, катит сумрачные холодные волны к югу. Калитвянское левобережье - в густых зарослях дубняка и орешника; лес, припорошенный первым снегом, стоит угрюмый и безмолвный. Между слободами, по правому берегу, раскинулся просторный пойменный луг, изрезанный с одной стороны глубокой, со студеными ключами речонкой, Черной Калитвой, а с другой - рыжей стылой дорогой. По Дону прошла уже шуга, застыли мелководье и заводи, мерз во льду камыш. Но середина реки по-прежнему свободна от льда; над Доном поднимался белесый туман, и в этом тумане трудно разглядеть то плывущую вверх дном плоскодонку, то труп лошади, то красноармейскую папаху… Висли над округой низкие брюхатые тучи, сыпался с неба легкий, несмелый еще снег, тянул по низу ветер, разбойничьи посвистывая в голых ветвях прибрежного лозняка, налегая лихой рябью на сонные, неторопливые волны Дона ."

13 . Но вернемся в пещеру. "...О пещерах стали говорить каждый день. Молчало одно только духовенство калитвянской церкви. Предвидя урон в своих доходах, попы потребовали от начальства запретить поклонение недозволенной святости и пещеры закрыть. Но тут нашлись бывалые люди, они всем встречным стали задавать опросы: почему закрыть? Ведь это божье дело? Полицейские меры и увещевания священнослужителей оказались бессильными. О пещерах начали говорить на общественных сходках. Но и тут нашлись ловкие люди. Они грозили миру карой господней за нерадение спасти душу свою. Они приводили пример, что пятьдесят лет назад вот так же трудно зачинались пещеры ныне прославленного , что на основательницу этих пещер - монахиню Марию Шерстюкову - были гонения начальства. Ее таскали в Острогожский уездный суд. Когда же об этом узнал Император Александр Первый, то повелел: пещеры открыть и дать с казны денег на постройку в пещерах церковки с железным иконостасом. После этого сход не хотел слушать ни старшину, ни попов, потребовал не приглушать божье дело. Для будущей обители сход постановил отрезать живописный Андреевский клин, что под Холодной горой, десятин сорок. Было положено дать лесу для постройки небольшого храма, на правах домовой церкви построить трапезную и дом для паломников. А в пещерах шли службы. В молельной горели лампады и свечи, люди пели псалмы...

14 . Терентьич покачал головой:
- Народу там толклось видимо-невидимо. Признаться, я тоже ходил рыть эти пещеры. Бывало, в великий пост соберется партия человек сорок-пятьдесят, с лопатами, кирками, ломами, топорами, и трудимся дня по три во спасение души. Так длилось года три. А потом... - Терентьич брезгливо поджал губы и молчал довольно долго.
Ну, а что было потом? - нетерпеливо спрашивал я. - Дедушка, рассказывайте, что было потом.
- А потом, парень, оказалось, что одно кружение головы. Этот самый главный зачинатель пещер Ведерников стал попивать водочку и поглядывать на обитавших в пещерах вдовиц и монашек. «Сестры во Христе» начали шептаться между собой. Одна из них, калитвянская черничка Прасковья Лосевская, стала чаще появляться Григорию на глаза. И однажды он сказал ей с простодушным лукавством:
- Я так одинок!
Черничка, покачав головой, ответила:
- Грехи наши...
Он взял ее за руку и понизил голос до шепота:
- Приди ко мне вечерком, Паша, вдвоем поскучаем, погрустим. Я буду ждать.
В сумерках, когда богомольцы отошли ко сну, она пришла к Григорию и заночевала в его келье. После она вез носила ему жареную рыбу и медовые пряники. А через год в тех пещерах у монашки Прасковьи родился ребенок... Волостное начальство сообщило об этом воронежскому губернатору. Вскоре прискакали в пещеры полицейский пристав, урядники, старшина Павел Резников, сотские, арестовали Григория Ведерникова, разогнали всех обитателей и завалили вход в пещеры
".

15 . Здесь стоит сделать оговорку, что так живо расписавший в своем рассказе историю Гороховской пещеры Василий Ксенофонтович Агапов имя первого пещерокопателя изменил. За основу в своем рассказе он взял статью за авторством местного жителя Павла Кочергина, опубликованную в 1863 году в «Воронежских губернских ведомостях», в которой автор описывает пещеру и излагает историю ее создания. А в десятом номере «Воронежских епархиальных ведомостей» за 1884 год была опубликована другая статья, из которой мы узнаем реальные имена основателей. Ими были жители села Гороховка: Максим Курасов, Филимон Кондратьев и Митрофан Зимин. Так же несколько иначе выглядит и цель их работы: не обогащение, а спасение себя и других при строительстве пещер. На эту цель "сих крестьян навел <...> какой-то Митрофан из слободы , старец лет под сто, ходивший по сборам и потом умерший схимником будто в " .

16 . Интересна в статье при описании подземелья и информация о том, что один из рукавов пещеры выходил в степь, что вполне соотносится со схемой группы Беркута. В их отчете, который я чудом нашел в вебархиве, есть следующая полезная для нас информация, объясняющая, например, наличие колодца и келий на схеме: "В войну зимой там прятались от холода сначала немцы, потом подразделение итальянских альпийских стрелков. Так вот, когда наши стали наступать, те оттуда выскочить не успели и ушли вглубь системы. Наши, не забивая себе голову поисками, просто покидали гранат в идущий туда ход, вызвав обрушение потолков, и итальянцы оттуда уже не вышли. Когда мы прибыли на место, вход был обрушен и засыпан камнями - меловые горы разрушаются. Это видимо каждую весну такой сюрприз происходит, так что недалеко тот час, когда система сама по себе засыплется. Таким же обрушением, по словам местных жителей, засыпало проход к внутреннему колодцу системы - почти отвесный ход вниз к реке (Дону). На схеме он нарисован со слов местных жителей, как и кельи, путь к которым давно завален, но он есть точно ."

17 . Так же отчет ребят, на мой взгляд, несколько проясняет вопрос, которым я мучился во время нахождения в системе: почему в пещере такой неровный пол, если на потолке не видно никаких следов обрушения? "Нашли мы и тот злополучный ход в глубь горы, и начали его копать. Прорыли 3 метра, и поняли что одной нашей лопатой при ограниченном времени много не отроем - сами себя закопаем. Поэтому остановились. К тому же там дальше есть зал, тоже взорванный изнутри, который потребует больших усилий ." Думаю, кучи породы не вытаскивали, а складывали между колонн.

18 . "Кстати, места обрушений видны на поверхности, в виде характерных провалов. Но надо копать, и не одному, я полагаю ."

19. Кстати, о потолке. Пожалуй, это самые высокие своды в меловой церкви, что мне доводилось видеть. Думаю, метра 4-5.

20 . Но это не помешало посетителям пещеры оставить свои автографы даже на самой верхотуре.
Ума не приложу как они смогли это сделать! Смотрите на самый верх. Неужто лестницу-стремянку затаскивали?!

21 . На этой фотографии стоит обратить внимание на старинную краску из охры, которой украшены своды, на то, что Артема вдруг раздвоило, и на Артура и Аню, страдающих гигантоманией.

22 . Вообще, судя по количеству надписей на стенах и потолке, народу тут побывало изрядно.
Что-то про Сердюкова неразборчивое...

23 . Самая ранняя "современная" надпись 1932 года. Но на одной колонне изображены два необычных корабля (см. план-схему 1).

24 . По версии В. Степкина и Н. Писаревского, эти корабли по своей конструкции, а также стилю изображения могут быть отнесены к периоду не позднее XVII - нач. XVIII вв., что может означать, что Курасов и сотоварищи обнаружили уже существующие старинные пещеры и выдали себя за устроителей. Так что, не смотря на всю подробность исторической справки, может статься, что о судьбе Андреевской пещеры мы знаем только самую малость.

25 . Ну, а мы не стали больше беспокоить светом фонарей сладко посапывающих летучих мышей, и окончательно перепачкавшись мелом, выбрались наружу. А по пути домой посетили еще парочку интересных объектов, о которых я расскажу в следующий раз.

UPDATE от 18.01.2014: Поступила дополнительная информация о Гороховской пещере от человека, который, по его словам, был в ней раз 40 и изначально должен был к примкнуть к нашей экспедиции выходного дня, но не сложилось. Это

«Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною» — так описал эти красивые места писарь, сопровождавший в поездке митрополита Пимена, что посетил в конце XIV века земли, которые сегодня называются Воронежской областью.





Задолго до приезда Пимена, несколько миллионов лет назад, в этих местах простиралась бесконечная водная гладь, на дне которой медленно, но верно формировались меловые отложения. Песчинка складывалась к песчинке, а вода всё сильнее сдавливала их между собой. На смену отступившей воде пришли сильные ветры и те песчинки, что не успели сцепиться достаточно сильно, были развеяны над землей. А остальные стали Дивами — именно так прозвали местные жители меловые столбы, что возвышаются над меловыми холмами и бескрайними степями вдоль Дона и ослепляют глаза своей белизной. Дивы, от слова «дивный, чудесный», ведь кроме как чудом природы, это место не назовешь.

Сегодня высота холмов не превышает 30 метров, однако местность гордо называют дивногорской. Пусть местные холмы лишь во снах могут мечтать о лаврах Урала и Приэльбрусья, однако в своей многокилометровой глубине они хранят удивительные для средней полосы России достопримечательности — пещерные монастыри. Их начала копать в начале XVIII века местная жительница, сочтя это место достаточно уединенным для молитв и покаяния. Мел оказался очень податливым материалом, и вскоре многие жители окрестных деревень стали сооружать себе небольшие индивидуальные пещеры для бесед со Всемогущим. Некоторые становились отшельниками и оставались жить в этих пещерах, которые постепенно превратились в многоуровневые монастырские комплексы довольно внушительных размеров. А внутри до сих пор стоит та самая первозданная тишина, как будто холм всё ещё лежит на дне древнего моря.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь






Дивногорский Успенский монастырь является, пожалуй, самым старым из трёх пещерных монастырей, построенных в меловых отложениях Воронежской области. Хотя учёные спорят до сих пор о датах основания всех трёх. Говорят, что первые иноки пришли сюда вместе с донскими казаками, что были посланы охранять здешние границы от татарских набегов. На высоком берегу, там, где быстрые воды Дона сливаются с тихой речушкой Сосной, первые поселенцы вырубили в одном из столбов церковь, а в соседнем — часовню. Затем появились несколько деревянных построек и даже несколько пушек, настолько сильно боялись монахи незваных визитов со стороны не только кочевников, но и местных странствующих воров. И те, и другие периодически сжигали постройки, однако монахи их с упорством восстанавливали. Постепенно жизнь в монастыре налаживалась, особенно после того, как сам царь Алексей Михайлович даровал всемилостивейшее разрешение поставить на территории обители водяную мельницу, которую не обложили оброком. Еще одну подарила монахам местная знатная вдовствующая особа, и за сто лет Дивногорский Успенский монастырь превратился в самую богатую обитель в здешних краях. Обитель была в милости Петра I и в немилости Екатерины II, а её знаменитую библиотеку большевики утопили здесь же, в водах Дона. Однако знаменит этот монастырь по сей день не только своей богатой историей, но и чудотворной иконой Сицилийской Божьей матери, которая была чудесным образом обнаружена на одном из столбов во времена строительства. Церковь её имени сегодня является единственной сохранившейся пещерной постройкой монастырского комплекса. Теперь церковь напоминает скорее полуразрушенный остов старинной рыцарской башни, которую по воле господина перекрасили в белый цвет. Она ярко выступает на холме, а от её основания можно подняться наверх, на панорамную площадку, на вершину 180-метровой горы, откуда открывается вид на окружающие степные просторы и долину реки Сосна. Находясь на вершине горы, можно расслышать необычное эхо от ног при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты.

Действующий мужской монастырь

Год основания: 1653

Как добраться

Воронежская область, Лискинский район, село Дивногорье

GPS координаты: 50.979775, 39.317331

От станции «Воронеж» до станции «Лиски», далее станция «Лиски—Острогожск» или «Лиски—Алексеевка» до платформы «Дивногорье»

Трасса М-4 «Дон», 60 км от Воронежа в направлении Лисок. От Лисок через мост до села Пухова, второй поворот через железную дорогу до села Селявного и по указателям на музей «Дивногорье». Парковка расположена в нескольких сотнях метров от обители.

Белогорский Воскресенский монастырь







Белогорский Воскресенский монастырь был основан женщиной, местной жительницей, которая получила благословение на монашеские труды в Белогорье. Она и несколько её подвижников принялись весьма энергично производить раскопки внутри меловых столбов. Говорят, что в результате было выкопано около двух километров пещер. Однако деятельность женщины не очень нравилась её односельчанам, вот только история умалчивает почему. Зато доподлинно известно, что спор о необходимости создать храм в здешних местах, разрешил сам царь Александр I, одарив бедную женщину за старания немалым денежным вознаграждением. В его честь хозяйка меловых туннелей выкопала настоящий пещерный храм, дав ему имя Александра Невского, покровителя царя. Вскоре женщина умерла, а построенная обитель стала мужской. Постепенно всем постройкам архитекторы придали византийский облик, который как можно лучше подчеркивал природные ярко-белые меловые стены. На протяжении XIX века здесь существовала школа для мальчиков, в которой преподавал сам настоятель. Однако с приходом советской власти все исторические постройки были полностью уничтожены. По местной легенде, все большевики, участвовавшие в разрушении древней святыни, скоропостижно скончались от редкой и страшной болезни. Пещеры служили надёжным укрытием для местных партизан во время Великой Отечественной, а в наше время сюда вернулись монахи и копотливо восстанавливают утраченное. Сегодня пещеры Белогорья считаются самым крупным монастырским подземельем в России, созданным искусственным образом.

Действующий мужской монастырь

Год основания: 1796

Как добраться

Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи

GPS координаты: 50.471008, 40.036454

С ж/д вокзала «Воронеж» до станции «Подгорное», затем любым автобусом на Павловск. Выйти нужно, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

Трасса М-4 «Дон», со стороны Воронежа, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо до Белогорья, а затем до хутора Кирпичи около 3 км.

Спасский пещерный монастырь в Костомарово






C Костомаровским Спасским монастырём история поступила ровно наоборот: обитель, основанная малоросскими иноками постепенно стала женской. Никто не знает доподлинно, когда в этих местах появились первые пещеры и кем были первые строители. Есть версия, что места эти гораздо более древние, чем говорят официальные источники. Поэтому до сих пор самые упрямые историки ищут здесь самую древнюю обитель, из которой православие распространилось по всей Руси. Но есть и совсем иное мнение: издревле пещеры эти облюбовали донские разбойники, во главе со знаменитым Костомаром, что утонул в местном озере. Его именем была названа богатая слобода Костомарово. Историю обители нельзя назвать очень яркой и интересной, по сравнению даже с двумя соседними пещерными монастырями. Однако на её территории, как глубоко внутри, так и на поверхности, находятся три весьма необычных объекта, которые интересны, в первую очередь, как неординарные строительные объекты. Во-первых, глубоко под землёй находится огромный пещерный храм. Фотографировать в нём строго запрещено, поэтому оценить его настоящие габариты весьма сложно. Однако бытует мнение, что на больших праздничных службах здесь помещается до двух тысяч человек. Храм чем-то похож на амфитеатр, его своды покоятся на 12 столбах, а по периметру можно увидеть проходы в кельи монахов-затворников. Также в подземной части расположена пещера Покаяния. Для того, чтобы в неё попасть, придётся преодолеть очень узкий коридор, потолок которого постепенно снижается, и при входе в пещеру поза становится неизменно преклоненная. А на поверхности находится самое древнее и самое прекрасное строение монастырского комплекса — Спасский храм, строительство которого датируют XVIII-XIX веками. Храм представляет собой комплекс из двух, стоящих недалеко друг от друга меловых столбов-див, его помещения располагаются внутри столбов, а между ними перекинута изящная звонница. Внутри храм хранит ещё одно маленькое чудо размером в человеческий рост. Это икона под названием «Благодатное небо» была написана на рубеже XIX-XX веков на цельном листе железа.

Действующий женский монастырь

Год основания точно не известен

Как добраться

Воронежская область, Подгоренский район, Костомарово

GPS координаты: 50.681538 39.749896

С ж/д вокзала «Воронеж» электричкой, следующей в Россошь, до станции «Подгорное». Оттуда — на автобусе до села Костомарово.

Трасса М-4 «Дон», со стороны Воронежа, свернуть на Лиски из Лисок — в Каменку. Далее следовать через сёла Сончино и Юдино до Костомарово.

Уникальные меловые церкви в Воронежской области или Русская Палестина shym_v_yshah wrote in May 27th, 2016

Есть удивительные и не избалованные толпами туристов места относительно недалеко от Москвы, в Воронежской области – пещерные храмы, находящиеся в толще меловых гор на реке Дон.

Монастыри являются меловыми отложениями на плато, которое выдается на равнинной местности Центрального региона России. Помимо храмов также интересны памятники природы – меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от «диво» - чудо).

Существует несколько гипотез о возникновении таких монастырей. Во-первых, их создателями могли быть христиане, бежавшие от римских императоров. Они очень похожи на древние пещерные сооружения Каппадокии - местности на территории современной Турции. Во-вторых, творцами могли быть и византийские монахи, бежавшие от преследований в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым, а также на территорию нынешней Воронежской области. В-третьих, пещеры Воронежской области схожи с Дальними и Ближними пещерами Киево-Печерской лавры, Зверинецкими, Китаевскими и Гнилецкими пещерами, и их могли создать монахи-малороссы.

Всего в Воронежской области насчитывается около 50 подземных сооружений, из которых около 40 относятся к храмам и местам жития монахов. К сожалению, большинство из монастырей находятся в заброшенном состоянии.

Мы выбрали для посещения музей-заповедник "Дивногорье", Костомаровский и Белогорский монастыри.

На поездку вполне хватит трех дней. Несмотря на то что расстояние от Москвы до Воронежской области более 700 км, большая часть пути проходит по скоростной трассе М4 «Дон».

Осмотр пещерных храмов мы начали с заповедника "Дивногорье", который находится в 130 км от Воронежа и в 650 км от Москвы. Посещение пещерного комплекса в Больших Дивах входит в 2-х часовую экскурсию, которая проводится историком и стоит на человека 250 р. Можно ее и не брать, но в церковь Сицилийской иконы Божией Матери пускают только организованные группы. Икона является копией оригинала, к сожалению, подлинник утерян. Внутри монастыря пусто, зябко и темно. Церковная служба проводится раз в год.

До памятника "Маяцкий археологический комплекс" можно добраться выше по меловой горе, правда, от него остались только картинки, местность заросла травой.

С каждым шагом вверх взору открывается все более красивая панорама.

После экскурсии можно прогуляться 3 км до пещерного комплекса в Малых Дивах, расположенного на территории Дивногорского мужского Свято-Успенского монастыря. В комплекс входит пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Организацией экскурсий в Малые Дивы занимается братия монастыря.

Будьте готовы к тому, что на изучение музея-заповедника "Дивногорье" понадобится целый день. На его территории есть кафе. Будьте, пожалуйста, аккуратны во время прогулки, мы видели пару степных гадюк.

Переночевать можно в 50 км от Дивногорья, в городе Лиски.

В 75 км от Лисок находится Костомаровский Спасский монастырь с подземным храмом Спаса Нерукотворного образа, пещерой Покаяния и храмом Серафима Саровского.

На территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. Если пройдете еще выше, то там Вас ждет обзор всей чарующей местности.

Воскресенский Белогорский мужской монастырь, также известный своими пещерами, располагается в 62 км от Костомарово, на высоком берегу Дона. Чтобы в них войти, нужно сопровождение братии или можно присоединиться к экскурсии. Сейчас там идет реконструкция фасада.

В общем, монастыри в Дивногорье, Белогорье и Костомарово привлекают как удивительной и своеобразной красотой природы, так и своим духовным содержанием. Эти религиозные места наполняют радостью и счастьем своих настоятелей и посетителей - туристов и паломников из России, Украины и других стран.

Интересно то, что Воронежская область, где находятся монастыри, - динамично развивающийся регион России. Дороги между населенными пунктами в Воронежской области сравнительно неплохого качества. Большая часть домов и поселков в Воронежской области газифицирована.

Хочется отметить, что в области живет много украинцев. По сути это одна земля, где живет единый народ, разделенный историей.

Ночевку можно сделать в Воронеже, в 170 км от Белогорья. Исторических достопримечательностей в городе нет, т.к. город был полностью разрушен в Великую Отечественную войну. В целом, он производит приятное впечатление большим количеством прогулочных зон, отреставрированными фасадами, чистотой и красотой.

Занимает от силы пару часов. Преодолевая километр за километром, удивляешься, насколько много кругом разрушенных и заброшенных храмов.



Жизнь тут - не сахар.



Согласно преданиям, первые пещерные храмы были построены на Дону еще до принятия христианства на Руси. В те давние времена здесь, в аскетичных пещерных кельях, от гонений скрывались монахи-отшельники - первые христиане. Уже тогда эти места стали притягивать паломников, и примерно в 12 веке тут появился первый монастырь.



Впрочем, точные даты установить трудно - в легендах упоминаются различные варианты. Но так или иначе, по соседству с селом с исконно русским именем Костомарово находится один из самых невероятных памятников древней архитектуры нашей страны.



Перед подъездом к монастырю, вдали на белеющих мелом склонах балок можно разглядеть часовню Распятия Господня.



Эта часовня стоит на горе с названием Голгофа - по аналогии с похожим местом на Святой Земле. Также тут есть и своя гора Фавор, и Гефсиманский сад. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников со всей России.



Изрезанные складками склоны выглядят очень живописно.



За хребтом - река Дон. Увидев наш грязный автомобиль, местные жители сердобольно посоветовали доехать до берега и помыть машинку в их исконной речке. "А то милиция остановит!"



Глядя на эти изъеденные тысячелетней эрозией склоны склоны, удивляешься, насколько причудливыми могут быть природные формы. До этого похожий рельеф мне доводилось видеть только в турецкой .



Меловые столбы, или так называемые "дивы" также образовались в результате эрозии. Ветер и вода поработали на славу, а первые христиане построили внутри свои обители, где молили Бога о прощении.



Еще один ракурс



Наиболее сохранившимся до наших дней местным чудом является Спасский храм.



Вид снизу.



Дорога к храму - лестница в небо.



Этот храм строился несколько столетий, людьми, явно хорошо знакомыми с византийскими традициями архитектуры.



Колокольня храма обустроена прямо между двумя "дивами".



Большая часть храма находится глубоко в толще меловой горы. Огромная "Пещера Покаяния" длиной 220 метров до революции была местом, куда на исповедь отправляли самых законченных грешников. Внутренние помещения храмы настолько обширны, что могут вместить 2000 человек.



Большинство икон были уничтожены или во времена советской власти. Часть из них закоптили, Валаамская икона Божией Матери была расстреляна... Однако намоленное место выдержало натиск богоборцев и снова живет.



Сегодня Спасский храм - это часть Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.



Туристы фотографируются на фоне святой обители.



Местные жители, как и много веков назад, приходят помолиться.



Фотограф пытается снять шедевр на пленочную "Мамию".



Еще один вид на Спасский храм.



С вершины лестницы, от подножия храма открывается вид на недавно построенную церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Справа на склоне горы находятся остальные пещеры монастыря - всего их тут восемь.



Вид снизу



Не всем экскурсия по душе.



В многочисленных пещерах находились хозяйственные помещения и кельи монахов, в которых они вели свой спартанский быт и обращались к Богу. Некоторые из келей имели вертикальную форму, и находиться в них можно было только стоя. На время сна такие монахи - столпники привязывали себя веревками или цепями.



Вход в храм недавно отреставрирован.



Паломники-туристы.



Своды тоннелей храма гладкие, под землей - холодно.



На местной Голгофе установлена часовня Распятия Господня - это ее мы видели в начале поста.



На самой вершине - традиционный крест и фантастичский вид на меловые каньоны.



Чтобы увидеть эти необычные места, не нужно ехать в Турцию - от Москвы тут меньше 700 км, от Воронежа - 160.



Вид с вершины горы на часовню.



Купол блестит золотом на солнце.



Таинство



На парковке немало дорогих автомобилей из Москвы и соседних регионов. "Солидный господь для солидных господ!".



Впрочем, нередки и вело-паломники. Вообще, Воронежская область - прекрасное место для велотуризма. Интересные объекты расположены на расстоянии неспешного дневного перегона.



Село Костомарово живет своей тихой, неприметной жизнью.



Но если проехать по сонным улочкам села, и подняться на внедорожнике на вершину соседнего хребта, можно взглянуть на монастырь с другой стороны. Это один из тех случаев, когда вместо того, чтобы нажать на спуск, долго наслаждаешься видом, не веря в его реалистичность.



Спасский храм





Малые храмы



Общий вид на монастырь



Часовня над меловой грядой



Штурман Лена молодец - именно она нашла дорогу наверх)



Увлеченные поиском новых ракурсов, мы отправились дальше, забравшись на еще один гигантский холм. Оттуда действительно открылся чудный вид на Костомаровский монастырь.



Дорога по меловым колеям была очень крутой, "санта" ревела всеми шестью цилиндрами, колеса то и дело пытались сорваться в пробуксовку.



Чем выше мы поднимались, тем лучше были виды.



Наконец, вершина достигнута! И отсюда вид стал еще лучше)





Удивительно, но по достижению вершины плато, разбитая колея, по которой мы вскарабкались в гору, сменилась неплохой грунтовкой, идущей по периметру бескрайнего поля. Поэтому мы решили не возвращаться на асфальт, а продолжить путешествие по дорогам, которых нет на навигаторе. Но об этом - в одном из следующих постов! Следите за обновлениями!



Мои посты про Воронежскую область


Костомарово

Среди множества культурных памятников Воронежской области особое место занимают духовные. Порой на бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить. Одно из таких чудес – это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Это самое красивое и необычное место. О них и пойдет речь.

Калачеевская пещера является наиболее протяженной и интересной среди всех пещер из донского бассейна. Мало кто об этом знает, что в старые времена у города Калач, находилась Пронинская пустошь. Вероятно в те времена монахами и была создана Калачеевская пещера. Известно что 1680 — 90 годах Пронинская пустошь была разграблена и розорена набегом татар. У нее до нападения татар была деревянная церковь предположительно Успенская.
В 1695 году один из Старцев (монахов) встречал на Дону Петра Первого едущего на Азов.

Расположена Калачеевская пещера в южной части Воронежской области, в черте города Калач. Эта пещера, выдолбленная в 17-18 столетии в меловой горе и находится неподалеку левого берега реки Тулучеевка.
Вход в Калачеевскую пещеру расположен на высоте 119 метров. По мнению исследователей работы, проводимые в пещерах в 17-18 столетиях, существенно видоизменили их, приспособив под религиозные нужды. Калачеевская пещера имеет вид сложного лабиринта, назначение которого для христианских нужд не имеет объяснения. В отличие от большинства пещерных храмов, здесь мощи располагаются не в нишах, а на своеобразных лежанках, несколько расширенных со стороны головы. Еще одна интересная особенность Калачеевской пещеры – уникальные рисунки, вырезанные на стенах.
Здесь есть два коридора: широкий – с низким сводом и более узкий – более высокий. Потолки коридоров имеют идеально высеченный в мелу свод. Из коридоров есть входы в отдельные кельи с лежанками и икотами под небольшие иконы. В пещере есть «Красная комната», её стены обработаны красной глиной и ещё каким-то красящим веществом. Можно увидеть места для мощей — ниши и тумбы, раннехристианские символы — розетки и пальмовые ветви, аналогичные символы VI века н.э. были обнаружены учёными в римских катакомбах.

Коридоры выточены таким образом, что здесь могли одновременно ходить множество людей. У пещеры есть второй этаж, хотя в настоящее время он почти полностью завален влажной, прорвавшей мел, глиной. На второй этаж ведёт вырубленная в мелу винтовая лестница.
И самое удивительное место — подземный Храм. Хорошо сохранились Царские врата, киоты под большие иконы, жертвенник, алтарь, обработанный красной глиной, идеально выточен круглый свод-сфера — купол храма.

С 2004 года пещерой интересуется настоятель храма Калачеевского Вознесенского Храма Владимир Ляхов, в подземном храме он провёл службу (раньше такие службы проводились священ-никами на Пасху или на Троицу), он провёл также молебен на начало восстановительных работ.

Подробнее о загадках пещеры

— В сравнении с другими пещерными храмами, места для расположения мощей — стасидии. В большинстве храмов — это ниши на уровне пола, закрывавшиеся или не закрывавшиеся досками, а в Калаче они напоминают открытые лежанки, расширяющиеся в сторону головы. Таких стасидий в Калаче две, находятся в боковом ответвлении от пещерного храма.
— В калачеевских пещерах есть ловушка. Других объяснений круговой лестницы, ведущей на второй этаж и по кругу выходящей обратно, без ответвлений и келий, исследователи найти не смогли.
— Калачевская пещера представляет собой сложный лабиринт, назначение которого с христианских позиций мало объяснимо. Исследователи полагают, что работы, которые велись в 17-18 веках, изменяли внешний вид пещер под религиозные нужды,но сам лабиринт был создан значительно раньше. И преданий исторических о времени создания пещер никаких нет, что косвенно указывает на их огромную древность. Если большинство имеющихся преданий относительно других донских пещер связано с христианскими монастырями, то о существовании монастыря в Калаче данных нет.
— В калачеевской пещере есть любопытные граффити. Рисунки, вырезанные в мелу, аналог которым есть только в Белогорье. Изображения кипарисов и розеток исследователи связывают с рисунками на стенках римских катакомб. Точно такие же рисунки мы видели на караимских могильных памятниках в Крыму.

— В калачеевской пещере есть вырезанные в меловых стенах кресты. Кресты эти разных типов: один из них ученые называют катакомбным крестом знамения победы: вокруг него есть разрушенные барельефы смысл которых уже трудно понять.

— Среди многочисленных келий можно обнаружить так называемую красную комнату, разрушенную и испачканную, но в ней еще можно угадать бывшую роспись. Комната была целиком выкрашена красной охрой и покрыта синими снежинками. Теперь видно только остатки охры.

Белогорье в Воронежской области

Белогорье — удивительное место на юге Воронежской области. Здесь, в меловых скалах над высоким берегом Дона, расположен самый большой в России пещерный храм, но об этом чуть далее.

Село Костомарово раскинулось среди меловых обрывов Донского Белогорья. Село расположено на реке Дон. Здесь находятся меловые столбы-останцы, в народе называемые Дивами, которые были образованы в результате эрозионных прцессов. А по балочным и речным склонам зияют входы в знаменитый комплекс Костомаровских пещер. Наиболее живописным местом Среднерусской возвышенности являются высокие участки правобережья, известные как Донское Белогорье. Высота меловых скал на правом берегу Дона достигает 242 метра. На склонах Костомаровской балки на небольшом удалении друг от друга находятся восемь пещер. Большинство из них прорублено в мело-мергельных породах. В основаниях див сосредоточены входы в пещерный храм во имя Преподобного Серафима Саровского, Спасский храм, в близлежащую келью и обрушенную пещеру рядом с дивой. По склону горы разбросаны входы в небольшие гроты, в которых некогда жили монахи. Во времена возрождения монастыря их укрепили и отреставрировали. Однако сегодня на поверхности стен, покрытых шпаклевкой, уже появляется плесень. Особый интерес вызывают пещеры столпников, представляющие собой крохотные вертикальные закутки, в которых невозможно ни лежать, ни сидеть. Для смирения своей плоти монахи могли находиться в них по несколько лет. На время сна они укрепляли свое тело крюками, вбитыми в стену.

Костомаровский Спасский монастырь просуществовал 7 веков. Во время революции в 1917-м его закрыли. Но несмотря на это, часть священнослужителей осталась жить в пещерах. Последним их обитателем был старец Петр (Еремеенко), ныне прославленный как священномученик в лике святых. Костомаровский Спасский монастырь был официально возвращен Русской Православной церкви спустя 80 лет после окончания Октябрьской революции. Восстановлением святой обители занимались три монахини – Иоасафа, Серафима, Дионисия. Своими силами они возродили старые, разрушенные храмы, построили новый, а также позаботились о дороге и гостинице для паломников.

Еще одна достопримечательность на территории обители села Костомарово – Пещера покаяния. Она находится в конце Паломнической тропы и представляет собой узкий длинный туннель, на стенах которого висят иконы и освещающие путь свечи. По мере продвижения вперед потолок постепенно снижается, чтобы шедший по нему мог еще раз склонить голову перед Господом. Выход туннеля расположен в келье, где раньше монахи принимали исповедь прихожан. Другие святыни Спасский монастырь расположен на склоне горы, именуемой «Голгофой». На самой ее вершине стоит большой крест, с которым связана давняя традиция. Считалось, что если в его щель поместить записку с заветным желанием, то оно непременно исполнится. Но сегодня, по просьбам монахинь, записки оставляют на подоконниках находящейся рядом часовни Распятия Господня.

Самая молодая церковь на территории монастыря – Взыскание погибших, освященная в честь иконы Божьей Матери. Она была построена под покровительством местного епископа у самого подножия горы «Голгофа». Именно здесь хранится Костомаровская икона Божией Матери, написанная Шокоревым на рубеже 19-20 столетий. Обитель далеко не единственная достопримечательность Костомарово. Воронежская область может похвалиться и другими, не менее интересными уголками. В двух километрах от этого удивительного, духовно богатого места, на самом берегу Дона, бьет святой источник, который был посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери.

Взоры прибывающих в Костомарово паломников и туристов еще издалека притягивает виднеющийся силуэт величавого собора. Вход в него образуют две известняковые горы, увенчанные золотым и багряным куполами и звонницей между ними. Весь собор Спаса Нерукотворного образа располагается под отвесной меловой скалой и неизменно впечатляет своими размерами – он способен одновременно вместить около двух тысяч прихожан. Потолок храма держат несколько колонн 12-метровой высоты. Позади собора находится придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Попасть туда можно по открытому переходу. Далее располагаются братская усыпальница, затворническая келья и часовенка. Экскурсии по собору проводят сами монахини. Здесь можно увидеть Валаамскую икону Божией Матери.

Храм во имя Серафима Саровского. Этот собор в Костомарово был основан сравнительно недавно – в начале XX столетия. Как правило, днем здесь никого нет. В это время можно прийти, помолиться в одиночестве. Скалистую крышу храма облюбовали ласточки…

От Костомаровского Свято-Спасского монастыря до Белогорского Воскресенского монастыря дорога идет по полям и холмам, около семидесяти километров — село Белогорье, хутор Кирпичи. Несмотря на все трудности, Белогорский Воскресенский монастырь стоит обязательно посетить, когда путешествуешь по Дивным горам. Экскурсию там проводят монахи.
Построек практически никаких не сохранилось, но вот пещерные храмы, келии и лабиринты производят неизгладимое впечатление. Вход в подземную церковь на стометровом обрыве Дона, выходов несколько, ниже по обрыву. Глубина ходов храмового комплекса составляет 70 метров, он имеет 5 уровней, и с каждого из них прежде был выход к коридору, ведущему на противоположный берег Дона. В настоящее время протяженность ходов сократилась с дореволюционных 2200 метров до 900 метров. Удивительно, но этот храм был построен по инициативе местной жительницы — Марии Шерстюковой во второй половине 19 века. Местные жители собрались все вместе, и, заручившись поддержкой церкви, выкопали этот невероятный подземный комплекс. Так на свет появился Белогорский Воскресенский мужской монастырь.

Костомарово и Белогорье- это не туристические, а духовные объект, где бывает очень много паломников со всей Европейской части России. Это из древнейшие из русских монастырей, а Костомаровский Свято-Спасского монастырь основан еще до официального принятия христианства на Руси.


О пещерных монастырях и других достопримечательностях Воронежской обрасти читайте