Зачем аллах создал людей. Люди разные бывают

Имена и атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на две группы. К первой группе причисляют божественные имена и атрибуты, непосредственно относящиеся к Его святой сущности. К подобным атрибутам, например, относятся знание, могущество, неизменность, власть, владычество Аллаха. Ко второй группе причисляют божественные имена и атрибуты, относящиеся к Его действиям. Их ещё называют атрибутами действий Аллаха. К ним, например, относятся господство, способность творить, наделение творений пропитанием, воля, милосердие Господа. В исламском богословии различными путями доказано, что обе группы божественных имён и атрибутов являются атрибутами совершенства, присущими Всевышнему Аллаху. Посредством этих атрибутов Он непрерывно доводит до всего сущего свои бесконечные блага и милости. И такой атрибут как способность творить требует, чтобы Он беспрерывно творил и никогда не прекращал своей созидательной деятельности. В Коране в связи с этим сказано: «Каждый день Он занят делом».

Ещё одна тема, которой необходимо уделить внимание при ответе на вышеизложенный вопрос, заключается в следующем. Всевышний Аллах мудр, а как известно мудрый никогда не совершает бесполезных и напрасных действий. Сотворённое мироздание является гармоничной и упорядоченной системой, тянущейся к определенной цели. Данная цель берёт своё начало в возвышенных устремлениях, рвущихся к священной сущности Всевышнего Творца. В этой гармоничной системе нет и следа хаоса, беспорядка или каких-либо проявлений путницы. Все части упорядоченного мироздания, несмотря на то, что не обладают речью, словно говорят:

«Нет в пределах мира большой или малой путницы,

Я принимаю это без лишних вопросов».

В соответствии с аятами Корана Мудрый Творец не сотворил все существа и явления понапрасну, и Он не сделал этого забавляясь. Всё сотворённое мироздание, его основы и начала базируются на прочной истине. И эта истина гласит, что в мироздании, которое является наилучшей упорядоченной системой, даже самое мелкое явление и самое незначительное создание имеет возвышенную цель и стремится к ней. И существование каждого подобного явления и создания не лишено смысла.
«В этом мироздании пользу содержит каждое явление,
Хотя мы и не можем постигнуть до конца его Создателя».

Не следует упускать из виду того, что главной и конечной целью сотворения бытия, а также создания всех явлений и существ был человек. Иными словами, Всевышний Аллах создал огромное мир для того, чтобы сотворить человека, ибо он является наилучшим и совершенным божественным творением, тогда как его Господь является наилучшим творцом. На фабрике бытия не было создано существа подобного человеку. В одном из священных хадисов содержатся слова Аллаха: «О сын Адама! Всё, что окружает тебя, Я создал для тебя. А тебя Я сотворил для себя».

После рассмотренных тем, являющихся своего рода попыткой подготовить читателя для восприятия ответа, вернёмся к нашему вопросу и скажем: Какой бы не была цель сотворения человека, в конце концов она возвращается к нему самому, а не к Аллаху, ибо Он самодостаточен и ни в чём не испытывает нужды. Тогда как творения, одним из которых является человек, беспрерывно испытывают нужду в своём Творце, как сказано об этом в Коране: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный».

Пророк Муса (да будет мир с ним) обращался к своему народу: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный».

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одной из своих проповедей говорил: «Поистине, Аллах, превелик Он и достохвален, сотворил тварей и, сотворивши их, был свободен от того, чтобы нуждаться в их подчинении, и в безопасности от того, чтобы опасаться их неподчинения. Поскольку не причиняет Ему ущерба неподчинение неподчиняющихся и не приносит Ему прибыли подчинение подчиняющихся». Из этих слов имама следует, что подчинение повелениям Аллаха и отстранение от грехов несёт пользу и выгоду самому человеку.

Священная книга мусульман не обошла стороной такую важную тему, как цель сотворения человека, и эта тема описана в ней различными словами и выражениями. Многочисленные аяты Корана указывают на разнообразные стороны цели человеческого сотворения. В одном из них сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Во втором аяте говорится: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». Божественные испытания, о которых упоминается в данном аяте, носят воспитательных характер, вследствие чего они способствуют совершенствованию человека. В третьем отрывке небесного писания сказано: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого». То есть Аллах сотворил людей для того, чтобы они принимали Его милость и достигали совершенства.

Все эти аяты, используя различные слова и выражения, на самом деле говорят об одном – о воспитании, наставлении и совершенствовании человека. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что конечной целью и важнейшей причиной сотворения человека является достижение им совершенства, подлинного счастья, высочайших нравственных и человеческих качеств, а также нахождение пути к вечному царству божественного света. И достичь этого возможно только посредством познания, постижения, богослужения и основанного на собственной воле поклонения Единому Господу. По этому поводу говорится: «Поклонение Господу – это бесценная драгоценность, внутренним содержанием которой является господство». Это выражение означает, что каждый, кто завладеет бесценной драгоценностью, то есть начнёт искренне поклоняться Господу, получит власть над всеми, кроме естественно Аллаха.

В хадисе, переданном Имамом Садиком (да будет мир с ним), мы можем прочесть: «Однажды Имам Хусейн (да будет мир с ним) вышел к своим соратникам и обратился к ним: «Воистину, Всемогущий и Всеблагой Аллах создал своих рабов для того, чтобы они познали Его, а познав, поклонялись Ему. Начав поклоняться Ему, они утратят потребность поклоняться чему-либо кроме Него».

Сура «Милосердный», аят 29

Аль-манхадж аль-кува, т.5 стр.516; Ильм аль-йакын, т.1 стр.381

Сура «Ангелы», аят 15

Сура «Ибрахим», аят 8

Нахдж аль-балага, проповедь 193

Сура «Рассеивающие», аят 56

Сура «Власть», аят 2

Сура «Худ», аяты 118 и 119

Мисбах аш-шариа фи хакикатиль-убудийа

Аль-мизан, т.18 стр.423

"Имена Аллаха". Все суры Корана открываются одними и теми же словами: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного!” Имя Аллах в переводе на русский язык означает просто “Бог”. “Бог! — нет божества, кроме Него, у Него — прекрасные имена,” — говорится в Коране. Можно спросить: “Почему здесь говорится об именах? Разве у единого Бога может быть много имен?” Дело все в том, что речь здесь идет не об именах, а об эпитетах, прозвищах, которые отображали одно какое-либо качество Аллаха, и которые могли заменять его имя: "Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного”". Как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена.

В одной из сур Корана перечисляются такие эпитеты Аллаха: “Он — Аллах... знающий скрытое и созерцаемое... царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный... творец, создатель, образователь.” В Коране не говорится, сколько всего имен у Аллаха, но по традиции считается, что их сто, 99 известных и одно тайное, силой которого можно творить немалые чудеса. Имя это было открыто лишь немногим избранникам Аллаха — таким, как мудрый Сулейман (Соломон) или Иса ибн Марйам (Иисус Христос).

Аллах — единственный Бог, вечный, всемогущий и всесильный. Хотя в Коране иногда говорится о престоле, на котором Он восседает, это всего лишь поэтический образ. На самом деле Аллах Корана лишен человеческих черт и качеств. Он бессмертен, вечен (“всякая вещь гибнет, кроме его лика”), “его не объемлет ни дремота, ни сон”, Он — причина жизни и смерти, “изводит живое из мертвого и мертвое изводит из живого. Он оживляет землю, после ее омертвения.”

Аллах бывает разным: гневным и благосклонным, грозным и снисходительным. И все-таки главные его качества - милостивость и милосердие. Милостивость Аллаха, среди прочего, проявилась и в том, что Он сотворил мир и людей.

Известный арабам мир на
географический карте XII столетия

Творение мира Аллахом. Первоначально земля и небо были единым целым. Задумав сотворить мир, Аллах для начала разделил их. Небесам и земле он сказал: “Приходите добровольно или невольно!” И ответили они: “Мы приходим добровольно”. Затем из дыма было создано небо, разделенное на семь сводов. Необъятны размеры этих семи небес: лишь за пятьсот лет можно пересечь первое небо и столько же времени потребуется, чтобы достичь следующего.

Над верхним сводом был помещен престол Аллаха, на нижнем, ближайшем к земле — солнце, луна, звезды, “башни”, т.е. все светила. Они управляются Аллахом и направляют путь жизни человека. Небу Аллах повелел производить темноту ночи и свет утра.

Землю Аллах со всех сторон окружил горой Каф и утвердил на плечах ангела. Сам ангел опирается на скалу, скала покоится на рогах огромного быка, а бык стоит на спине плывущей рыбы. При таких опорах земля стоит непоколебимо, сотрясаясь лишь тогда, когда бык перебрасывает скалу с одного рога на другой.

На этот труд ушло два первых дня творения. Затем за четыре дня было создано все, что находится на земле. Аллах распростер землю и утвердил на ней горы, прочно стоящие, чтобы они не колебались вместе с людьми, и реки и дороги, чтобы людям ходить прямыми путями. Были созданы все растения, ветры, из воды было сотворено все живое — парами, чтобы животные могли размножаться.

Аллах произносил магическое слово “Кун!” — “Будь!”, и то, о чем шла речь, немедленно появлялось. В конце дела Аллах с удовлетворением сказал: “И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость”.

Ангелы и джинны. Первыми существами, созданными Аллахом, были ангелы, созданные из света, и демоны-джинны - из огня и дыма. Ангелы охраняют небо от злых духов, охраняют престол Аллаха, передают людям его волю. Каждого человека по жизни сопровождают два ангела: один отмечает его добрые дела, а другой — злые. Ангелы многочисленны и не имеют имен, за исключением немногих — тех, которые находятся у престола Аллаха. Главный - Джабраил - посредник между Аллахом и пророками, жившими на земле. Он возвестил слова Аллаха и Пророку Мухаммаду.

В отличие от ангелов, о которых невозможно сказать, мужчины они или женщины, джинны могут быть и мужчинами, и женщинами. Джинны возникли из бездымного огня и могут по желанию менять свое обличье. Они отвлекают людей от мыслей об Аллахе, мешают молиться, учат колдовству, подстрекают к злым делам, а греховному делу часто придают благопристойный вид.

Ад. Тот, кто поддается джиннам, после смерти попадает в Джаханнам — ад. Над этим страшным местом протянут мост, тонкий, как волос или лезвие остро отточенного меча. Человек после смерти должен пройти по этому мосту, но удается это только праведникам, а грешники срываются и падают вниз, на вечные муки.

Из Джаханнама нет выхода: его ворота охраняет девятнадцать ангелов, “грубых и сильных”. Грешники опутаны толстыми цепями и подвергаются самым страшным мукам: одни горят в огне, причем сгоревшая кожа всякий раз заменяется у них на новую, другие — пьют кипяток, третьи едят плоды дерева закуй, похожие на голову шайтана. Возглавляет злые силы, противостоящие Аллаху, повелитель зла — Иблис. Когда-то он входил в число приближенных к Аллаху ангелов, но потом поссорился с ним из-за людей. Произошло это так.

Аллах создает людей. Жизнь в раю. Аллах создал первого человека из “звучащей глины”, из праха земного, а затем из его плоти сотворил ему жену. Мужчину звали Адам, а женщину — Хавва.

Их Аллах поселил в раю, который у мусульман называется Джанна. Там первые люди должны были жить в полном покое и довольстве. Рай был полон темно-зеленых садов, в которых росли плоды, и пальмы, и гранаты, лотос, лишенный шипов, увешанное плодами чудесное дерево талха. В раю не случалось ни жары, ни мороза; там текли реки из воды, которая всегда оставалась свежей и прохладной, и реки из молока, которое никогда не портилось, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меда очищенного.

Новое творение Аллаха не понравилось ангелам. Когда он заявил им: “Я установлю на земле наместника”, это вызвало возражение ангелов: “Разве Ты установишь на ней того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь?” Тогда Аллах решил доказать ангелам превосходство Адама. Он научил его именам всех созданных на земле вещей, а потом попросил ангелов: “Сообщите мне имена этих, если вы правдивы”. Ангелы не смогли назвать. Тогда Адам по просьбе Аллаха сообщил ангелам имена вещей, и те, признавая превосходство первочеловека над собой, поклонились ему.

Один только Иблис отказался сделать это. Разгневанный Аллах спросил: “Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?” Иблис ответил высокомерно: “Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его из глины!” Аллах разгневался еще больше: “Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты — среди оказавшихся ничтожными! Выходи опозоренным, униженным!” Покидая свое место у престола Аллаха, Иблис пообещал: “За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными”.

Иблис искушает Адама и Хавву. Первыми жертвами вражды Аллаха и Иблиса стали Адам и его жена. Поселив их в раю, Творец разрешил им питаться всем, чем угодно, оставив запретным одно из деревьев. “Не приближайтесь к этому дереву, — сказал Он, — а то вы окажетесь несправедливыми”.

Но Иблис, прокравшись в рай, коварно нашептал им, что Господь запретил им это дерево, опасаясь, как бы они не сделались ангелами или не стали вечными. Он указывал им на дерево вечности и притворялся добрым советником.

Искушение оказалось слишком велико; Адам и Хавва нарушили запрет, вкусили дерева, и, поняв, что они обнажены, начали изготовлять для себя одежды из листьев райских деревьев. Аллах, немедленно узнавший о нарушении его приказа, лишил ослушников своей милости. “Низвергнитесь! — повелел Он им. — Для вас на земле местопребывание... На ней вы будете жить и на ней будете умирать!”

Адам и Хавва на земле. На земле Адам и Хавва оказались разлученными. Он оказался на острове Цейлон, а она — в Аравии, в Хиджазе. Долгих сто лет они бродили по земле в поисках друг друга, и встретились наконец в районе будущей Мекки. Там они и поселились. Потомство Адама было многочисленным, и от него пошел весь род людской.

Несмотря на свой первоначальный гнев, Аллах не лишил Адама своих милостей. Ему был дарован небесный камень — белый прозрачный яхонт, сквозь который можно было узреть рай. Именно для этого камня, повинуясь приказу Аллаха, Адам построил святилище Каабы. Позже камень почернел из-за грехов и порочности людей; так появился Черный камень - Кааба.

Адам прожил долгую жизнь и после смерти был похоронен вместе с Хаввой около Мекки, в “пещере сокровищ”. Однако после Всемирного потопа его останки были перенесены в Иерусалим.

С именем Всемилостивого, Милостивейшего Аллаха!

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует прямым путем!

Для чего вы живете? Этот вопрос глобальнее вопроса о том, к чему вы стремитесь в рамках этой жизни. Ведь любая цель этой жизни ограничена самой жизнью. Однако, зачем же нам сама жизнь? Какое предназначение у самой жизни? Просто исчезнуть безрезультатно?

Человек никогда не станет разбрасываться тем, что ему дорого и любое богатство он будет использовать в тех целях, которые принесут ему пользу и удовлетворение нравственное или телесное. Но жизнь ценнее любого из мирских благ, ведь всякое благо в этой жизни лишь её часть. К чему же тогда вся жизнь?

Есть несколько ответов на этот вопрос:

1. Жить ради самой жизни

2. Жить ради детей

3. Жить ради чего-то мирского (богатство, карьера, слава и т.д.)

4. Жить ради будущей жизни со Всевышним Аллахом

Жить ради самой жизни.

Некоторые люди заявляют, что нужно радоваться жизни. Однако, при этом они призывают сделать из жизни потеху. Такие люди не ограничивают себя ничем, кроме как своими желаниями. Наиболее сильные приверженцы этого мышления делают множество необдуманных поступков, часто они экстремалы. Такие желают взять от жизни больше. Они не заботятся о своем здоровье, оправдывая это тем, что нет смысла умирать здоровым. О таких Аллах сказал: "Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть ? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помянете назидание? ". (Коран, 45:23) Их суждения сами по себе противоречивы, ведь если их цель умереть больным, то чем сильнее они окажут себе вред, тем ближе станут к своей цели. Однако, они так не поступают, так как это противоречит их другой цели - взять от жизни больше. А для этого нужно иметь крепкое здоровье. Именно поэтому на самом деле такие люди являются беспечными. Ведь в итоге никаких плодов это мышление не приносит, так как жизнь такого человека исчерпала себя безо всякой пользы для самого человека, так как всё то, что он хотел и делал - исчезло.

Жить ради детей или жить ради чего-то мирского (богатство, карьера, слава и т.д.).

Дети или богатство, карьера или слава - всё это из мирского. Умирая, человек не заберет с собой ничего из этого и ничто ему уже не поможет. Какая же польза тогда от жизни такого человека? Где её плоды? Тут могут возразить те, кто живет ради детей, накапливая богатство для них, работая усердно ради них и т.д. Конечно, желание обеспечить детей - похвально и это очень важно. Но речь идет о чрезмерности в этом, когда человек ставит это для себя целью всей своей жизни. Истинная цель и желание обеспечить детей не могут противоречить друг другу. Да, такой человек после смерти оставляет богатство своим детям, и это плоды. И дети сами являются плодами. Однако, можно ли быть уверенными в постоянстве этих плодов? Конечно же нет. Никто из нас не знает когда мы умрем и когда умрут наши дети. Никто не знает когда будет утеряно наше богатство и богатство наших детей. Но знает каждый из нас, что оно когда-нибудь всё же исчезнет. А поэтому эти плоды лишь временны. И более того, эти плоды не способны принести пользу самому человеку, который отдал всю свою жизнь ради чего-то мирского. И это есть лишь временное обольщение.

Жить ради будущей жизни со Всевышним Аллахом.

Эта цель является самой лучшей, ведь тот, кто устремился к Аллаху - обрел успех. Аллах Тот, в Ком можно и нужно быть уверенным, на Кого можно положиться, возложить все свои надежды. Он Тот, Кто не теряет деяний и Тот, Кто приумножает благо для правоверных. Аллах сделает плодами жизни такого человека вечную жизнь рядом с Ним Самим. И такой человек в течении своей мирской жизни стремился к Аллаху своим сердцем и своими делами. Он делал только то, что любимо Аллаху и оставлял всё то, что Ему ненавистно. А ведь Аллах повелевает только добро и запрещает только зло: " Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное". (Коран, 7:157).

И Аллах пожелал указать путь для достижения благ этого мира и благ следующего мира, облегчив это Своими приказами и запретами и дозволением чего-либо, как Он Сам об этом сказал: "Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения" . (Коран, 2:185) Аллах не желает людям затруднения и желает им облегчения . Он удивительным образом облегчил Своим рабам пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все Божьи повеления, в принципе, просты и необременительны. Именно поэтому истинная цель никогда не противоречит благу. Наоборот, истинная цель достигается только совершением благого. Например, воспитание, содержание и обеспечение детей является благом в этом мире, а если это делается еще и с искренним намерением обрести Довольство Аллаха, то это дело будет благом и в будущей жизни. Вот так вот Аллах облегчил путь к благам обоих миров! И это лишь один пример из огромного множества!

И именно поэтому Всевышний сказал: "Он – Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше" (аль-Мульк 67: 2). Хафиз Ибн Касир писал: “Всевышний сказал: «и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», и не сказал: «чьих деяний окажется больше»” . См. “Тафсир Ибн Касир” 4/248.

Таков смысл создания всего человечества и каждого человека в отдельности. И необходимо знать, что . Пречист наш Создатель и бесконечно далек от всего этого!

И основой всем благим деяниям являются две цели - познание Всевышнего Аллаха и служение Ему. Ведь невозможно жить ради Аллаха не зная о Нем и не служа Ему искренне.

Цель первая:

О ней Всевышний Аллах поведал нам, сказав: "Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель, (Его) повеление нисходит между ними (т.е. Его религиозные повеления, выраженные в виде Священных Писаний, ниспосланных Его посланникам, а также повеления, посредством которых осуществляется управление этой Вселенной); чтобы вы знали, что Аллах может абсолютно все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь" . (Коран 65:12) Аллах сообщил о том, что Он сотворил весь этот мир вместе со всеми Его обитателями, включая всех нас, поддерживает его жизнедеятельность и управляет им, а также направил Своих посланников и ниспослал Свои религиозные законы, выраженные в виде Священных Писаний (Откровений) – все это Он сделал для того, «чтобы вы знали, что Аллах может абсолютно все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь», т.е. для того, чтобы люди, изучая Его Писания и размышляя над удивительными творениями этого мира, познавали своего Господа, познавали совершенство Его высочайших качеств, совершенство Его всеобъемлющего знания и абсолютного могущества.

Великие удивительные многообразные создания этого мира, начиная от микроскопических бактерий и заканчивая громадными галактиками во Вселенной, подобны открытой книге, повествующей нам о нашем Творце, пребывающем вне этой Вселенной и скрывшем Себя от нас. Каждый образец природы отражает прекрасные качества ее Совершенного Непревзойденного Творца. Каждый миг, куда бы вы ни обратили свой взор, повсюду вы можете видеть шедевры Его неподражаемых творений – свидетельство Его совершенного безукоризненного Знания и божественной Мудрости.
Такими же совершенными, как этот мир, являются и законы нашего Господа, выраженные в виде Священных Божественных Писаний, с которыми были направлены Его посланники к человечеству, последним из которых является Великий Коран. В Коране Господь Бог рассказал о Себе, о Своих высочайших прекрасных качествах, открыв людям путь к подробному познанию своего Создателя.


Цель вторая:
Но знание о нашем Создателе не является окончательной целью нашего сотворения и существования. Знание о совершенстве нашего Господа нужно для того, чтобы человек мог отличить лживых фальшивых божеств от настоящего Бога. Для того, чтобы человек не возвеличивал и не обожествлял творения, а возвеличивал и обожествлял только их Творца. Для того, чтобы человек не унижался и не преклонялся перед творениями, а покорялся и поклонялся только их Творцу. Это и является второй и наиглавнейшей целью сотворения человека. Доказательством на это являются следующие слова нашего Господа Бога: "Я сотворил джиннов (джины – разумные существа, созданные Аллахом и скрытые от человеческих глаз) и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне" . (Коран 51:56) Только один Аллах по праву достоин обожествления и поклонения, потому что Он – наш Создатель, Прекрасный и Совершенный со всех сторон, а все, что помимо Него – создано и преисполнено недостатков. Воистину, наш Создатель – Обладатель неисчислимых наивысших совершенных божественных качеств.

И всё это также является проявлением благодарности Всевышнему Аллаху за все блага, которыми Он наделяет Своих рабов. И Всевышний Аллах сказал: "Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный" . (Коран, 16:18) Нет у Аллаха сотоварищей. Он сотворил вас и все остальные творения, и вы не должны приобщать к Нему сотоварищей в поклонении. Напротив, вы обязаны искренне служить только Ему одному. Попытайтесь просто сосчитать милости своего Господа, не думая о том, как отблагодарить Его за них. Вам никогда не сделать этого! Но при этом никто из нас не способен полноценно отблагодарить Его так, как это подобает, потому что даже то, что мы желаем Его отблагодарить - это также из милостей Его, которыми Он нас одарил. Он вывел нас на прямой путь из мраков заблуждения и неблагодарности. И несмотря на это Он одаряет Своих рабов зримыми и незримыми щедротами каждый миг, при каждом вздохе. Некоторые из этих щедрот люди узнают, а некоторые из них так и остаются непознанными. Наряду с этим Аллах оберегает Своих рабов от всевозможных опасностей, которые тоже невозможно сосчитать . Среди Его прекрасных имен - Прощающий и М илосердный. Он одаряет людей великими благами, но довольствуется самой малой благодарностью. Такова Милость Аллаха, который является Сам Благодарным и не теряет благих дел своих творений.

"Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне" . (Коран, 2:152) Всевышний повелел Своим рабам поминать Его и обещал почтить их за это щедрым вознаграждением. Этим вознаграждением является то, что Аллах поминает каждого, кто поминает Его. Всевышний сказал устами Своего посланника: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про Себя. А кто помянет Меня в обществе, того Я помяну в еще более прекрасном обществе». Самой совершенной формой поминания Аллаха является поминание языком и в сердце одновременно. Благодаря этому человек лучше познает Аллаха, начинает сильнее любить Его и получает большее вознаграждение. А поскольку поминание Аллаха является высшим проявлением благодарности, вслед за повелением поминать Аллаха последовало повеление благодарить Его в самом широком смысле. Мусульмане обязаны благодарить Аллаха за то, что Он облагодетельствовал их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможного зла, причем выражать такую благодарность следует в душе, признавая добродетель Господа, на словах, восхваляя Его за щедроты и милости, и на деле, выполняя Его повеления и не нарушая Его запреты. Подобная благодарность помогает рабам сохранить полученные блага и даже приумножить их. По этому поводу Всевышний возвестил: "Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны , то ведь мучения от Меня тяжки". (Коран, 14:7) Повеление благодарить Аллаха после упоминания религиозного знания, нравственной чистоты, праведных деяний и других духовных благ, свидетельствует о том, что эти блага являются самыми достойными и прекрасными. Более того, только они могут называться настоящими благами, поскольку они остаются даже тогда, когда все остальные блага исчезают. И если человек приобрел знания и вдохновлен на совершение праведных поступков, то он обязан благодарить Аллаха, дабы Всемогущий Господь по своей щедрости приумножил его блага, избавил его от самолюбования и помог ему еще лучше благодарить Его. Затем Всевышний Аллах запретил Своим рабам проявлять неблагодарность , которая является полной противоположностью благодарности. Под арабским словом куфр ‘неверие’, ‘ неблагодарность ’ в данном случае подразумевается неблагодарность , отрицание милости и использование дарованных щедрот не по назначению. Согласно другому толкованию, оно имеет более широкий смысл и подразумевает любые проявления неблагодарности , самым ужасным из которых является неверие в Аллаха. В этом случае оно распространяется на приобщение к Аллаху сотоварищей и другие менее тяжкие грехи.

Из выше написанного стало ясным то, что все блага, которыми окружен человек Аллах создал для него. Всевышний Аллах сказал: "Воистину, Мы создали над вами семь небес одно над другим. Мы никогда не находились в неведении о творениях" . (Коран, 23:17) Всевышний Аллах поведал о том, что наделил человека жилищем и многочисленными милостями, которые текут к нему со всех сторон. Аллах сотворил семь небес одно над другим и сделал кровлей для людей. А наряду с этим они приносят творениям много другой пользы. Они украшены звездами, солнцем и луной, а также содержат в себе источники многочисленных благ.

И в заключение хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует их прямым путем!


Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!) сказал:

«1. Аллах создал нас, даровал нам средства к существованию, и не оставил нас, предоставив самим себе, Он отправил к нам посланника, и тот, кто подчинится ему, войдёт в Рай, а кто ослушается его, попадет в Огонь. Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Поистине, Мы послали к вам посланника [Мухаммада], (который) будет свидетельствовать против вас [против вашего неверия и ослушания], подобно тому, как послали Мы к Фараону посланника [пророка Мусу] (который призвал их уверовать в Аллаха). Но ослушался Фараон Посланника [пророка Мусу], и схватили Мы его суровой хваткой [наказали мучительной смертью] (утопив его и его приспешников)» (аль - Муззаммиль, 15-16)» (Салясату-ль-усуль).

Комментарий:

  • «Аллах создал нас … »

Поистине все создания, которые были и есть, у них должен быть создатель, который их создал, так как, невозможно, чтобы они создали сами себя, и, невозможно, чтобы они появились случайно. Невозможно, чтобы они создали сами себя, так как вещь, прежде чем появится, не является ничем. Как сказал Всевышний Аллах: «Неужели не прошло то время, когда человек был известен?» (аль - Инсáн,1).

И также сказал Всевышний: «Он сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: «Это для Меня легко, ведь прежде Я с отворил тебя самого, хотя тебя вообще не было»» (Марьям, 9).

Так как же это «ничто» может быть создателем?! И невозможно, чтобы эти создания появились случайно, так как у каждого создания должен быть создатель, и появление этих созданий в этом прекрасном порядке, гармоничном соответствии и неразрывной связи между причинами и результатами, и связи созданий друг с другом, никак не допускает появление этих созданий случайно.

И если эти создания не создали сами себя и не появились случайно, то становится ясным, что у них есть создатель, а это - Аллах, Господь миров.

Аллах упомянул этот разумный довод в суре «Ат-Тур» . Он сказал:

«Неужели они были сотворены сами по себе (без Творца)? Или же они сами являются творцами?» (ат-Тýр, 35).

То есть они не были созданы без создателя, и они не создали сами себя, и поэтому становится неизбежным, что их создатель - Аллах. Джабир ибн Мут’ам (Да будет доволен им Аллах!), будучи еще многобожником, услышал пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), читающего суру «ат-Тýр»:

«Неужели они были сотворены без ничего?! Или же они сами являются создателями?! Или же они создали небеса и землю?! Просто они лишены убежденности! Или же у них сокровищницы твоего Господа?! Или же они являются владыками?!», (Ат-Тýр, 35-36)

то воскликнул: «Мое сердце готово было вылететь! И это первое, что зашло в мое сердце из веры» . (аль-Бухари, 4903)

Религия и здравый смысл утверждают, что объяснить происхождение человека можно только одним из трех предположений.

Можно предположить, что люди появились на свет сами по себе. Их никто не создавал, и они возникли без постороннего вмешательства. Конечно же, это - явный абсурд.

Можно также предположить, что они сами сотворили самих себя, но и такое невозможно. Трудно даже предположить, как можно сотворить самого себя.

А если ни то, ни другое невозможно, то нам остается только признать существование Творца, которым является Всевышний Аллах. Каждый, кому становится ясна эта истина, непременно осознает и то, что только Аллах заслуживает поклонения Своих творений.

  • «…не оставил нас, предоставив самим себе…. » .

Аллах сказал: «Разве ж вы думали, что Мы создали вас напрасно [просто забавляясь] и что вы к Нам не будете возвращены (для расчёта и воздаяния)?» (аль-Муъминýн, 115).

Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас понапрасну? Неужели вы думали, что Мы предоставили вам возможность есть, пить, резвиться и наслаждаться мирскими усладами и забыли о вас? Неужели вы думали, что Мы оставим вас без повелений и запретов, без вознаграждения и наказания? Неужели вам не приходило в голову, что вы будете возвращены к Нам? Это - ошибочное мнение и предположение о Премудром Аллахе, Которому не подобает поступать таким образом.

«И превыше (всего) Аллах [превыше того, чтобы иметь детей, равных или создавать для забавы], истинный властелин! Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Господа величественного трона» (аль-Муъминýн, 116).

Аллах превыше любых суждений, которые подразумевают несовершенство Его божественной мудрости. Он является истинным властелином всего сущего. Его слова, обещания и угрозы - все это является истиной. Благодаря своему совершенству и своей безупречности Он заслуживает любви и поклонения. А это значит, что Он не сотворил человечество ради забавы.

Аллах сказал: «Разве считает [полагает] человек (который не верует в воскрешение), что он будет оставлен просто так [что он не будет наказан за своё неверие]? Разве не был он (когда-то) (лишь) каплей (мужского) семени, (который) извергался [изливался]? Потом был он сгустком (крови) (в утробе своей матери), и затем сотворил Он его (человеком) [послал ангела, который вдохнул в него дух] и выровнял [придал соразмеренность его телу]» (аль - Къия́ма, 36-38).

Также Аллах сказал: «И не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Это - предположение тех, которые стали неверующими [так думают только неверующие]. Горе же [сильное наказание] (будет) тем, кто стал неверующим, от Огня!» (Сáд, 27).

Всевышний сообщил о том, что сотворение небес и земли преисполнено совершенной мудрости. Господь не сотворил Вселенную ради забавы или развлечения и не превратил ее в нечто бессмысленное и бесполезное.

«…Так думают только те, которые не веруют…» . Они не веруют в своего Господа и поэтому осмеливаются говорить о Нем то, что не подобает Его величию и совершенству.

Всемогущий Аллах сотворил небеса и землю ради истины. Эти великие творения свидетельствуют о совершенном знании, всемогуществе и неограниченной власти Всевышнего Аллаха. Только Он заслуживает поклонения Своих рабов, а всё остальное на небесах и на земле не достойно ни поклонения, ни обожествления. Грешники не задумываются над этим, но настанет Судный день, и тогда Аллах воскресит все творения и свершит справедливый Суд над праведниками и преступниками.

Поистине Аллах создал человека для великой цели, а целью этой является поклонение, как сказал Аллах:

«И Я (Аллах) создал джиннов и людей (и отправлял посланников) только для того, чтобы они поклонялись Мне (исповедовали единобожие). Мне не надобно от них никакого ризкъа и не надобно, чтобы они кормили Меня. Поистине, Аллах - (только) Он Дарующий удел (рабам Своим), Он - Могущественный, Сильный» (аз - Зáрия́т, 56-57).

Всевышний сообщил о том, ради чего Он сотворил джиннов и людей, и ради чего Он отправлял к ним столько посланников. Господь сотворил Своих рабов только для того, чтобы они поклонялись Ему, познавали и любили Его, стремились снискать Его довольство, повиновались Его приказам и не искали для себя иных объектов поклонения.

Именно ради этого Аллах сотворил джиннов и людей, и заблуждаются те, кто думает, что Аллах сотворил людей, потому что нуждался в них.

[Мне не надобно от них никакого удела и не надобно, чтобы они кормили Меня] . Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а все сущее нуждается в Нем. В любых делах и в любых начинаниях люди и другие твари нуждаются в помощи своего Создателя, и поэтому Аллах сказал:

[Поистине, Аллах - (только) Он Дарующий удел (рабам Своим)] . Его дары щедры и богаты, и в небесах и на земле нет живого существа, которое бы не питалось этими дарами. Он знает, где Его рабы находят приют и где они ищут пропитание.

[Он - Могущественный, Сильный]. Его могущество и власть безграничны. Благодаря им Он сотворил земной и небесный миры, благодаря им Он управляет делами во вселенной и господствует над всем сущим. Его воля непреложна, и поэтому в мире происходит только то, что Он пожелает. Ничто не может произойти вопреки Его воле, никто не в состоянии пошатнуть Его власть, и нет такого места, куда бы не распространялось Его владычество. Он Всемогущ, и благодаря Своему могуществу Он обеспечивает творения пропитанием во всех уголках Вселенной.

Благодаря Своему могуществу Он воскресит мертвых, после того как их тела истлеют в холодной земле, или их прах будет рассеян ветром по свету, или их останки будут изглоданы дикими птицами и зверями. Где бы ни погиб человек - в далекой пустыне или в бескрайнем море, - Аллах не забывает о нем и верно знает, какая участь постигла его тело. Поистине, Свят и Безупречен Могущественный, Сильный Творец!

Аллах не создал нас только для того, чтобы жить, есть, пить, спать, радоваться и т.д. И после этого нет ничего? Нет, есть. Наша жизнь ведёт к другой жизни, и нам в ней необходимо запастись праведными делами, а после смерти мы будем прибывать в загробной жизни, а после этого будем воскрешены, а затем рассчитаны за свои дела.

Множество аятов Корана указывают на воскрешение, воздаяние, расчёт, и разум тоже указывает на это.

Что же касается разума, то, поистине, невозможно себе представить, что люди приходят в этот мир, наслаждаются жизнью, подобно животным, а потом умирают, и при этом их не ждет ни воскрешение, ни расчет, ибо подобное было бы чистой забавой, что ни в коей мере не подобает мудрости Аллаха Всемогущего и Великого.

Сказал Всевышний Аллах:

«Неужели Мы сделаем тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, подобными сеющим беспорядок на земле или неужели Мы сделаем остерегающихся (наказания Аллаха) подобными грешникам? [У них будут разные воздаяния. Праведные верующие и остерегающиеся наказания Аллаха получат великую награду, а сеющие беспорядок и грехолюбы будут наказаны Аллахом.]» (Сáд, 27-28).

Также Он сказал:

«Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, и что их жизнь [на земле] и [после] смерти будет одинакова? Скверны же их суждения!» (аль- Джáсия, 21).

Неужели увязшие в грехах злодеи, которые не выполняют своих обязанностей перед Аллахом, думают, [что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела]? Разве не задумываются они о том, какая большая разница между ними и теми, кто выполняет повеления Аллаха и боится разгневать Его своими прегрешениями, кто во всех своих начинаниях ставит волю Всевышнего превыше своих собственных желаний?

Это противоречит как Божественной мудрости, так и справедливому Закону Аллаха.

Аллах сказал: «Поистине, для богобоязненных Господь уготовил сады блаженства. Неужели Мы мусульман ставим на одном уровне с грешниками? Что с вами? Как вы судите?» (аль- Къалям, 35-36).

Всевышний сообщил об этой награде, которую Он приготовил для тех, кто боялся впасть в неверие и погрязнуть в грехах. Это - разнообразные блага и блаженное бытие по соседству с великодушным Господом. Он также сообщил, что Его мудрость не допустит того, чтобы богобоязненные праведники, искренне и усердно поклонявшиеся Аллаху, подчинявшиеся Его повелениям и стремившиеся обрести Его благосклонность, оказались наравне с грешниками, ослушавшимися Аллаха, отвергавшими Его знамения, упорно сопротивлявшимися Его посланникам и сражавшимися с Его возлюбленными рабами.

Всякий, кто решил, что они будут равны, глубоко ошибся. Скверно его суждение и неверно его решение.

Нечестивцы, предположившие подобное, не имеют никаких аргументов и доказательств. У них нет писания, в котором бы они прочли это, и в котором бы было записано, что они окажутся в Раю и получат все, что возжелают для себя.

У них нет также и завета с Аллахом и Его обещания о том, что все задуманное ими будет исполняться вплоть до дня Воскресения. И, наконец, у них нет даже сотоварищей и помощников, которые могли бы помочь им достичь желаемого.

Если они у них есть, то пусть представят их в подтверждение своей правоты.

Конечно же, у нечестивцев нет ни писания, ни завета с Аллахом о том, что их злодеяния спасут их от Аллаха, ни сотоварищей, которые могли бы помочь им. Их притязания тщетны и порочны.

Если теперь тебе известно, что один лишь Аллах создал все сущее, что только он управляет, оживляет, умерщвляет и обладает полной властью над всем во Вселенной, то это должно привести твое сердце к убеждению в том, что Один лишь Он, а никто иной, достоин поклонения. И ради этого появились небеса и земля, только ради этого мы были созданы в этом мире и явились в этот мир, и только ради этого к людям направлялись посланники и ниспосылались Писания. Из этого следует, что именно поклонение послужит основой для расчета, после которого людей ждет награда или наказание, Ад или Рай.

Значит ли это, что мы должны провести всю свою жизнь в мечети, совершая поясные и земные поклоны, и, предоставив другим управлять всем происходящим в жизни ?

Поклонение - это совершение всего того, что любит Аллах, и что является угодным Ему, и отказ от совершения всего того, что Он запрещает и чего не желает. Иными словами оно состоит в том, чтобы во время своей учебы, работы, пребывания дома, в пути, в мечети, во взаимоотношениях с другими людьми, в общем, всегда и везде ты стремился бы к довольству Аллаха и следовал примеру посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и да приветствует!).

  • «…Он отправил к нам посланника….»

Человек создан для определенной цели, однако, он нуждается в том, кто ему правильно укажет на эту цель, в том, кто научит поклоняться Аллаху так, как Он любит и как Ему угодно.

Всевышний Аллах послал посланников с донесением Его посланий, с радостью и увещеванием. Посланники не щадили сил на пути призыва людей к поклонению Аллаху. Они перетерпели много мучений для того, чтобы вывести людей из тьмы многобожия и невежества. Они показали им путь, который приведет их к счастью в этом мире и в мире следующем. Посланники рассказали людям о том, что их ждет из награды, если они подчинятся им, и о том, что их ждет из наказания, если они их ослушаются.

Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах - Могущественный, Мудрый» (ан-Нисáъ,165).

Сказал Аллах своему пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!):

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предупреждающим увещевателем, но большинство людей не знают этого» (Сабáъ, 28).

И также сказал Всевышний: «Мы отправили к вам посланника свидетелем против вас, подобно тому, как отправили посланника и к Фараону» (Муззаммиль, 15).

В каждой общине был предостерегающий увещеватель, как сказал Аллах: «…И не было никакой общины, в которую не пришёл бы (предостерегающий) увещеватель (из числа пророков)!» (Фáтыр, 24).

Аллах сказал: «Мы отправили к каждой общине посланников: «Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь тáгýта» (ан - Нахль, 36).

Этот аят разъясняет смысл поклонения и единобожия и свидетельствует о том, что посланники были отправлены с двумя повелениями: поклоняться Аллаху и избегать тáгýта. А в этом и состоит смысл единобожия. В повелении поклоняться Аллаху содержится признание единобожия, а повеление избегать тáгýта подразумевает отрицание многобожия. Тáгýтами называют все, по причине чего раб Аллаха преступает границы дозволенного. Это может быть предмет поклонения или человек, за которым следуют и которому подчиняются.

Мы видим из этих текстов то, что Аллах не оставил свои создания и их дела, после того как создал, однако послал к ним посланников, которые учат их и указывают им на прямой путь. Посланники указывают на дорогу, которой доволен Аллах, чтобы люди поклонялись именно этим путем, а не другими путями, и это дорога одна единственная и не является многочисленными дорогами. Как сказал Аллах (чтобы мы просили):«Веди нас по прямому пути» (аль-Фáтиха, 6).

Это один путь, есть другие пути, а это пути заблудших и невежд, и пути тех, которые следуют своим страстям. А тот путь, который приводит к Аллаху - это путь посланников, которые пришли с этой дорогой от Всевышнего Аллаха, и это - религия ислáм. Как сказал Аллах: «Поистине религия у Аллаха [та, которой Он доволен и с которой Он посылал Своих посланников]- Ислáм» (áли - ‘Имрáн,19)

Посланники объяснили людям эту цель и указали им на поклонение только одному Аллаху, Свят Он и Велик, потом началась вражда посланников между их народами из-за этой основы, потому что создания хотят поклоняться Аллаху тем путём, который им нравится, а не тем путём который любит Аллах.

И поэтому некоторые саляфы общины сказали: «Дело не в том, любишь ли ты, а в том, л юбят ли тебя» (ليس الشأن أن تُحِب ولكن الشأن أن تُحَب ) . То есть дело не в том, любишь ли ты Аллаха, а в том, любит ли тебя Аллах. О любви к Аллахуговорят даже многобожники, заблудшие, люди из народов к которым были посланы посланники. Они говорят: «Мы желаем лика Аллаха, любим Аллаха». И желают получить то, что у Аллаха, любят Его, даже дают садака, молятся, просят у Аллаха, приближаются к Аллаху различными видами поклонения, и делают всё, что делали люди времён невежества. Однако дело не в том любит ли раб своего Господа, а в том, чтобы раба любил его Господь. Когда это будет? А это будет тогда, когда раб будет искать путь к любви Аллаха, Свят Он и Велик.

Аллах объяснил этот путь, сказав: «Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» - ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (áли - ‘Имрáн, 31).

Нет сомнений в том, что рабам следует любить своего Господа, который сотворил их и оказал им свои благодеяния, однако Аллах полюбит своего раба лишь в том случае, если тот последует за последним пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир). Таким образом, наградой для тех, кто последовал за пророком, будет любовь Всевышнего Аллаха и Его прощение.

После прихода посланника Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет Ему мир!) были отменены все книги, которые были до него. Людям остался только один путь, через который они могут добиться довольства Аллаха, а это путь Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет Ему мир!).

  • «…и всякий, кто подчинится ему (посланнику), войдёт в рай…»

Подтверждением этой истины являются слова Всевышнего: « И повинуйтесь Аллаху и Посланнику, - чтобы вы были помилованы (Аллахом) [чтобы Он не наказал вас]! И стремитесь (своим повиновением Аллаху и Его посланнику) к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого (равна) (ширине) небес и земли, уготованному для остерегающихся (наказания Аллаха) …» (али - Имрáн,132-133).

А также слова Всевышнего: «А кто повинуется Аллаху и Его посланнику (в том, что Он предписал для Своих рабов), того Он введёт в сады (Рая), (где) текут под ними [под дворцами и деревьями] реки, и они пребудут в них [в райских садах] вечно. И это [обретение такой награды] - великий успех!» (ан - Нисáъ,13).

«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боится Аллаха и страшится Его, непременно обретут успех» (ан - Нýр, 52).

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они - вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за Веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!» (ан - Нисáъ, 69).

И подобных аятов можно было бы привести еще очень много.

Что же касается посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) то сообщается, что однажды он сказал: « Весь народ мой войдет в рай за исключением тех, кто противился». Его спросили: «А кто же воспротивился?» Он ответил: «Тот, кто подчинился мне, войдет в рай, а тот, кто ослушался- меня, войдет в огонь» (Этот хадис приводит Бухари)

  • «…а кто ослушается его, попадёт в Огонь ».

Подтверждением этой истины также являются слова Всевышнего: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его границы [те, которые Он установил], того Он введёт в огонь (Ада) на вечное пребывание в нём, и для него - унижающее наказание» (ан - Нисáъ, 14).

А также слова Его: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот заблудился явным заблуждением» (аль - Ахзáб, 36).

Такой человек отказался от прямого пути, следуя по которому человек обретает милость Аллаха, и отдал предпочтение заблуждению, которое обрекает человека на мучительное наказание.

Кроме того, подтверждением этого служат и вышеупомянутые слова пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), который сказал: «…а тот, кто ослушался меня, войдет в огонь».

Первый вопрос имеет большое значение, потому что если он укрепится в сердце раба, то это приведет к добру, ведь он будет знать, для какой цели создан. Что это за цель? Эта цель - поклонение одному Аллаху и никому другому, помимо Него. Каков же путь поклонения? Этот путь - следование за пророком Мухаммадом) Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!).

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Использованная литература:

1) Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими «Салясату-ль-усуль»

Для чего Аллах создал нас?

Вопрос: Для чего Аллах создал нас?.. Еще я думаю, что Аллах знает, кто Ему будет поклоняться, а кто не будет. Он знает об этом. Потому, что это Он сотварил нас. К примеру, Аллах знает будущее каждого из нас наперед. Он знает, куда я попаду после смерти, в ад или рай. Он знает, буду ли я повиноваться ему или нет…

У меня такой вопрос: если я попаду в ад и об этом Аллах знает заведомо, тогда зачем Он меня вообще сотворил? Ведь Он знает мои все будущие действия. Пусть Он меня простит, но складывается такое впечатление, что Аллах сотворил нас просто так, и Он знает, что большинство из нас пойдет в огонь…

Ответ: Генеральный тезис Корана гласит, что Аллах создал людей только для службы (служения) себе. Иначе это можно понять как поклонение себе (см.: 51/56). А за этим тезисом следует следующий – испытание человека. Как известно, Аллах, как Творец, знает все про человека и его сущность . Под этим углом зрения описаны в Коране черты характера человека. Такие, к примеру, как его благодарность и неблагодарность, торопливость, завистливость, нетерпеливость, несправедливость, алчность, жестокость и др. Эти качества характера человека вполне исправимы, если он сам постарается исправить их, следуя наставлениям Аллаха. В противном случае ему не избавиться от них…

Аллах говорит так:

«Наверное вы полагаете, что войдете в рай, не испытав (не перенеся на себе) то, что постигло ваших (уверовавших) предшественников? (Так знайте, что) их постигла нищета и болезни и они подверглись землетрясению так, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка!» (2/214).

«Мы (обязательно) испытаем вас долей страха или голода или утратами (потерями) в имуществе или в людях или в плодах труда. (О, Посланник!) Так обрадуй же терпеливых» (2/155).

«Или вы полагали, что войдете в рай, пока Аллах не узнает тех из вас , кто сражался (на пути Аллаха), и кто был терпелив?» (3/142).

«Мы подвергнем испытанию тех, которые сражаются (на пути Аллаха) и проявляют терпение, дабы узнать вас и чтобы проверить сведения о вас » (47/31).

«Он тот, который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше » (67/2).

См. дополнительно на линке:

Теги : для чего Аллах создал нас, предрешена ли судьба человека.

И еще. Знания о том, что мы заведомо попадем в рай или ад, нет ни у кого. Это то, что Аллах скрыл от нас. И даже Аллах не знает куда попадет человек пока не создаст его и не испытает его по жизни. Куда мы попадем в будущей жизни зависит только от нас самих. И об этом открыто говорит Коран.

Аллах знает, куда попадет человек только тогда, когда он изберет себе путь. И как известно, у человека два пути, первый – это Аллаха, второй – это путь шайтана. Поэтому знание Аллаха заключается именно на этих двух положениях…

Кроме всего этого, человек еще и ответственен за волю, данную ему и свободу действий (см.: 76/1-3). Потому, что его свобода небесконтрольна (см.: 75/36). Ибо Аллах контролирует человека 24 часа. И так всю жизнь. Еще Аллах создал хорошее и плохое (к тому же и все противоположности), но выбор хорошего или плохого, оставил, естественно, человеку. И предупредил, что после смерти возвращение будет ко Мне…

Подчеркнем еще раз одну важную черту. Человек сам строит свою судьбу! И ничья судьба не предрешена Аллахом заведомо. Каждый человек волен строить свою жизнь так, как ему угодно. Но он должен помнить, что за все нужно будет отвечать с возвращением к Аллаху.