По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником. Философия возрождения и нового времени Что будем делать с полученным материалом

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2. Термин «философия» означает:

г) любовь к мудрости;

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

4. Философии присущи функции:

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

г) рациональной аргументации;

6. Философия - это:

а) мировоззрение;

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

г) доводах и умозаключениях разума;

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)?

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

б) в чем сущность человека? г) в чем смысл жизни?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) разумное миропонимание;

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

г) абстрактность;

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:

в) мировоззрение;

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

б) мифология; г) религия. а) философия; в) наука;

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию;

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

в) в мифологической;

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

а) онтология; г) аксиология; е) антропология; ж) гносеология.

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

г) онтология;

21. Философское учение о всеобщих законах познания - это:

а) гносеология;

22. Центральной проблемой онтологии является:

в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

23. Аксиология - это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; в) материя – это объективная реальность; г) атрибутом материи является движение;

(2 Вопрос) 2. Античная философия

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

г) стихийный материализм.

3. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

д) Гераклит.

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

г) Гераклит;

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;

8. Число в пифагорейской школе – это:

б) первоначало мира, тождественное вещи;

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;

10. Основоположником античного атомизма является:

б) Демокрит-Левкипп;

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц - атомов;

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

д) другие не знают и этого.

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

15. Идея, согласно Платону:

б) нематериальна, но умопостигаема;

16. Истинное познание по Платону есть:

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

17. Этот античный философ писал: « Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать».

в) Платон;

18. "Государство" Платона было:

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

г) философов, воинов, ремесленников;

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

в) единство материи и формы;

21. Этот античный философ писал: «... Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей - существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении. ..»

а) Аристотель;

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

1. вода; г) Фалес; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; д) Гераклит. 4. число; в) Пифагор; 5. атомы; а) Демокрит;

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

1. Платон; б) идея; 2. Гераклит; а) логос; 3. Аристотель; г) форма; 4. Демокрит; д) атом; 5. Эмпедокл; е) любовь; ж) ненависть.

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; б) Элейская школа; 2. Демокрит; а) атомисты; 3. Анаксимандр; в) Милетская школа; 4. Плотин; г) неоплатонизм; 5. Пиррон; д) скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм; б) Демокрит; г) Эпикур; 2. идеализм; а) Парменид; д) Платон. в) Аристотель;

27. Установите соответствие учителя ученику:

1. Платон; б) Аристотель; 2. Сократ; г) Платон. 3. Аристотель; в) Александр Македонский; 4. Фалес; а) Анаксимандр;

28. Установите последовательность философских учений античности:

б) «все из воды»; в) «в основании всего лежит число»; а) «мир идей»; г) «воздержание от суждения».

29. Установите последовательность философских школ античности:

б) Милетская школа; а) пифагорейцы; г) Академия; в) Ликей; д) неоплатоники.

4. Философия Возрождения и Нового времени

1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

а) «О причине, начале и едином»;

б) «О достоинстве и приращении наук»;

*в) «Об ученом незнании»;

г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;

д ) «О величии души».

2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) конвенциональной истины;

*д ) двойственной истины.

3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

*в) эмпиризма и материализма;

г) рационализма;

д ) панматематизма .

4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

*г) индукция;

д ) диалектика.

5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):

а) рода;

б) пещеры;

в) рынка;

*г) театра.

6. Исходный принцип философствования Декарта:

*а) сомнение;

б) диалектика;

в) интуиция;

г) озарение;

д ) логика.

7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

*б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание - сила»;

д ) «познай самого себя».

8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

*б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной ис­ключает одновременное существование другой;

д ) являются иллюзией психики.

а) одной субстанции - материи;

б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;

в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;

*г) двух независимых субстанций - мышление и протяжение;

д ) только фактов чувственного восприятия.

10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

*б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость;

д ) энергия.

11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

*в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез;

д ) диалектический метод.

12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

*а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом;

д ) прагматизмом.

13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

а) логический;

б) эмпирический;

*в) геометрический;

г) семантический;

д ) диалектический.

14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина;

б) множество конечных вещей;

*в) мышление и протяжение;

г) воздействие и связь;

д ) энергия и информация.

15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж . Бруно высказал мысль:

а) космос – это беско­нечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса - божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;

д ) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

16. Философия природы Дж. Бруно- эт о:

а) деизм;

б) креационизм;

*в) пантеизм;

г) дуализм;

д ) материализм.

17. В виде Левиафана рассматривал государство:

а) Спиноза;

*б) Гоббс;

в) Декарт;

г) Бэкон;

д) Николай Кузанский.

18. Согласно Локку, основой всякого познания является:

*а) ощущение;

б) идея;

в) мысль;

г) слово;

д) интуиция.

19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):

а) Спиноза;

*б) Локк;

в) Декарт;

г) Бэкон;

д) Николай Кузанский.

20. Философии Просвещения в целом присуще:

*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;

б) исключительная религиозность;

в) теоцентризм;

г) исключительный интерес к проблемам познания.

21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:

а) Спиноза;

б) Локк;

*в) Ламетри;

г) Бэкон;

д) Николай Кузанский.

22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

а) человек и бог;

б) бог и дьявол;

в) бог и пророк;

*г) мошенник и глупец.

23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

а) Спиноза;

*б) Дидро;

в) Ламетри;

г) Бэкон;

д) Николай Кузанский.

24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:

а) естественные;

*б) искусственные;

в) материальные;

г) духовные;

д) социальные.

25. Установите соответствие философа философскому направлению:

а в г1 . эмпиризм;а) Бэкон;

б д2 . рационализм;б) Декарт;

в) Локк;

г) Гоббс;

д ) Спиноза.

26. Установите последовательность возникновения философских трудов:

1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;

5б) «Об общественном договоре» Руссо;

2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;

4г) «Этика» Спиноза;

3д) «Новая Атлантида» Бэкон.

27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

в1 . «Об ученом незнании»;а) Бэкон;

д2 . «Об общественном договоре»;б) Декарт;

б3. «Рассуждение о методе»;в) Николай Кузанский;

г4 . «Левиафан»;г) Гоббс;

а5. «Новая Атлантида»;д ) Руссо.

1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

а) «О причине, начале и едином»;

б) «О достоинстве и приращении наук»;

в) «Об ученом незнании»;

г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;

д) «О величии души».

2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) конвенциональной истины;

д) двойственной истины.

3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) эмпиризма и материализма;

г) рационализма;

д) панматематизма.

4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция;

д) диалектика.

5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):

б) пещеры;

г) театра.

6. Исходный принцип философствования Декарта:

а) сомнение;

б) диалектика;

в) интуиция;

г) озарение;

д) логика.

7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание - сила»;

д) «познай самого себя».

8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной ис­ключает одновременное существование другой;

д) являются иллюзией психики.



а) одной субстанции - материи;

б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;

в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;

г) двух независимых субстанций - мышление и протяжение;

д) только фактов чувственного восприятия.

10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость;

д) энергия.

11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез;

д) диалектический метод.

12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом;

д) прагматизмом.

13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

а) логический;

б) эмпирический;

в) геометрический;

г) семантический;

д) диалектический.

14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина;

б) множество конечных вещей;

в) мышление и протяжение;

г) воздействие и связь;

д) энергия и информация.

15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – это беско­нечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса - божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;

д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

16. Философия природы Дж. Бруно- это:

б) креационизм;

в) пантеизм;

г) дуализм;

д) материализм.

17. В виде Левиафана рассматривал государство:

а) Спиноза;

в) Декарт;

д) Николай Кузанский.

18. Согласно Локку, основой всякого познания является:

а) ощущение;

д) интуиция.

19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):

а) Спиноза;

в) Декарт;

д) Николай Кузанский.

20. Философии Просвещения в целом присуще:

а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;

б) исключительная религиозность;

в) теоцентризм;

г) исключительный интерес к проблемам познания.

21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:

а) Спиноза;

в) Ламетри;

д) Николай Кузанский.

22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

а) человек и бог;

б) бог и дьявол;

в) бог и пророк;

г) мошенник и глупец.

23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

а) Спиноза;

в) Ламетри;

д) Николай Кузанский.

24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:

а) естественные;

б) искусственные;

в) материальные;

г) духовные;

д) социальные.

25. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. эмпиризм; а) Бэкон;

2. рационализм; б) Декарт;

д) Спиноза.

26. Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;

б) «Об общественном договоре» Руссо;

в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;

г) «Этика» Спиноза;

д) «Новая Атлантида» Бэкон.

27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;

2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;

3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;

4. «Левиафан»; г) Гоббс;

5. «Новая Атлантида»; д) Руссо.

Один из величайших философов, ученый и политический деятель Николай Кузанский родился на юге Германии, в селе Куза, в 1401 году. Будучи подростком, Николай сбежал из родительского дома, после скитаний его приютил граф Теодорик фон Мандершайд, который покровительствовал ему на протяжении всей жизни. Предположительно опекун отправил его на учебу в Голландию. Там, в школе «братьев общей жизни», он изучил греческий и латынь, занимался комментированием и переписыванием книг по философии и теологии. После окончания школы он вернулся в Германию и продолжил учебу в Гейдельбергском университете.

Николай Кузанский философия, биография и становление

Приехав в Падую, в 1417 году, Николай Кузанский стал обучаться церковному праву. Но одной юриспруденции талантливому юноше было недостаточно, он стал изучать медицину и математику, географию и астрономию, естествознание и точные науки. В Падуе он познакомился со своими будущими друзьями Паоло Тосканелли и Юлианом Цезарини, они привили Николаю тягу к философии и литературе.

Получив докторское звание по в 1423 году Николай Кузанский отправился в Италию, где и познакомился с Римским канцлером Поджо Браччолини, который заинтересовал его тягой к богословию. После возвращения в Германию он начал изучать богословскую деятельность в Кельне. В 1426 году, став священником, был назначен секретарем папского легата кардинала Орсини, а позже и сам становится настоятелем церкви в Кобленце.

В первой половине 15 века авторитет католической церкви был подорван, многочисленные распри между соборами и папой, феодалами и духовенством привели к расколу в церковном мире. Для восстановления влияния церкви требовались реформы, многие кардиналы предлагали ограничить папское влияние и усилить соборную власть. На собор в 1433 году приехал и Николай Кузанский, который выступал за лишение папы верховной власти.

Реформы Николая Кузанского в церкви и государстве

Реформаторские идеи касались как церкви, так и государства в целом. Кузанский Николай, философия которого проявилась в его первом сочинении «О согласии католиков», подверг сомнению документ, так называемый Константинов дар, в котором говорилось о передаче церкви не только духовной, но и светской власти императором Константином. Также Николай Кузанский провозгласил идею, предложенную ранее Оккамом, о воле народа, равной для государства и церкви. А любой властитель - лишь носитель воли народа. Также он предложил отделить власть церкви от государственной власти.

Под угрозой нашествия турецких войск греки и византийцы провели переговоры по поводу объединения восточной и западной церкви, на которые приехал и Николай Кузанский. Там он знакомится с Виссарионом и Плифоном, известными в то время неоплатониками, именно они сыграли основную роль в становлении мировоззрения будущего философа.

Замыслы о реформах, которые предложил Николай Кузанский, философия, основные идеи, кратко которые описать, конечно, достаточно сложно - все это было навеяно влиянием эпохи, ее противоречивостью, борьбой различных тенденций. Только зарождающаяся антифеодальная жизненная позиция, еще довольно зависима от средневековых представлений и образа жизни. Возвышение веры, излишний аскетизм, призывы умерщвлять плоть, абсолютно не совмещались с жизнерадостностью эпохи. Яркий интерес к познанию законов природы, оценка достоинств математики и других точных наук, влияние античности и мифологии - такова была Николай Кузанский принимал активное участие в церковной и политической жизни, но в то же время уделял много времени занятиям наукой.

Философия эпохи Возрождения, пантеизм. Николай Кузанский, Бруно

Знакомство с Амброджо Траверсари, Сильвием Пикколомини (будущий папа Пий II) известными гуманистами того времени сказалось на восприятие мировоззрения Николая Кузанского. Обратившись к античным философским трудам, он прочел в подлинниках Прокла и Платона.

Углубленное занятие астрономией, космографией, математикой, общность интересов связали его с гуманистами, такими как его друг Тосканелли. Философия бесконечности Николая Кузанского, соответствовала тому времени. Научные принципы требовали методичного изучения математики, счета, измерения, взвешивания. Его трактат «Об опыте со взвешиванием», стал первым шагом к новой эпохе научного и технического прогресса. В своей работе Николай Кузанский затрагивает экспериментальную физику, динамику, статику, ему удается связать воедино теорию с практикой. Он же первый создал в Европе географическую карту, а также предложил реформировать который впоследствии все же исправили, но только спустя полтора столетия.

Философия Николая Кузанского и Джордано Бруно в чем-то схожа. Идеи относительно космологии, были значительно новей идей Коперника и подготовили своеобразную почву для учения Бруно. Ими оставлено много научных трудов по богословию, философии, церковным и политическим темам, объединенных одной идеей, о бесконечной вселенной. Переход от традиций Средневековья наглядно демонстрирует Николай Кузанский развивает понятие предела, используемое им в объяснении Бога и фигур в геометрии.

Бог есть мир, а мир есть бог. Теория соотношения

Главной проблемой в размышлениях Николая Кузанского было соотношение мира и бога, теоцентризм его философии был совершенно чужд для средневекового богословия. Схоластическим знаниям о боге Кузанский противопоставил теорию «ученого незнания», давшую название его первой философской работе.

Ученое незнание не означает отказ от бога и познания мира, это не отказ от скептицизма, а возможность выразить полный объем знаний при помощи схоластической логики. Философия должна исходить в решении вопросов бога и мира, именно от незнания и несоизмеримости понятий и представлений об объекте. Пантеизм в Николай Кузанский объясняет не исключительно с религиозной точки зрения, а, скорее, с философской. Отождествление бога как единого целого с миром и сущности всего, легло в основу его философии. Это позволило отойти от религиозности и персонализации бога, упрощенных представлений о духовности и возвышенности всего сущего.

Когда Иоганн Венк обвинил Николая Кузанского в еретизме, то в свое оправдание он высказал необходимость отделить бога - предмета почитания, основывающегося на восприятии культа преклонения, от бога - объекта изучения. Таким образом, Николай Кузанский, поставил бога как собственное философское восприятие, а не как проблему теологии. При этом идет речь о соотношении законченного мира вещей с миром бесконечным, первоначальным.

Само разворачивание абсолютного максимума, начальная точка отсчета

Бог, которого он рассматривал в полном отречении от мира вещей - начало величайшего бытия, абсолютный максимум. Это начало всего и единое целое со всем, так утверждал Кузанский Николай. Философия исходит от того, что бог содержит в себе все остальное. И превосходит над всем.

Именно отрицательное понятие бога, что ввел Николай Кузанский, философия соотношения которого отвергает его потусторонность, объединяет его с миром. Бог как бы охватывает мир, а мир находится в боге. Такая позиция близка к пантеизму, так как не бог отождествлен с природой, а мир и природа находятся внутри него, так же, как он сам находится внутри человека.

Для характеризации процесса Кузанский Николай, философия которого заключена в процессе перехода от божественного к мирскому, применяет термин "развертывание". Подразумевается само разворачивание абсолюта, это приводит к глубочайшему пониманию единства мира, разрушению иерархических понятий.

Как объясняла такого ученого, как Николай Кузанский, философия, основные идеи которой заключены в понятии сущности, находящейся в свернутом виде внутри бога, разворачивание покоя и есть движение, временной промежуток - мгновение, а линия развертывания - точка. В самом учении заключается диалектическая основа совпадения противоположностей мира и бога. Творение, трактуемое как развертывание, не может носить временный характер, потому что сотворение - это существование бога, а оно является вечным. Таким образом, само творение, не являясь временным, получается проявлением необходимости, а не божественного замысла, как учит религия.

Космология в идеях Кузанского. Понятие о бесконечности вселенной и божественной сущности

Вселенная существует как постоянное развертывание бога, так как только в нем, абсолютном максимуме, возможно существование наиболее совершенного состояния во множестве, иным словом, вне бога Вселенная может находиться лишь в ограниченной форме. Это ограничение - главный показатель отличности бога от Вселенной. Как представлял Николай Кузанский, философия кратко объясняет данную проблему и нуждается в полном пересмотре. Схоластическая картина мира, когда сотворенный движимый во времени мир ограничивается неподвижностью небесных тел и отождествлен с христианским богом, не совпадает с учением, которое представил Николай Кузанский. Философия, основные идеи которой заключены в пантеистическом представлении божественного и мирского, объясняет понятие бога и мира как окружность с центром внутри, так как он нигде и в то же время везде.

Космос внутри человека, а человек внутри бога

Исходя из такой теории уподобления бога природному космосу, мир не имеет собственной окружности, однако его центр находится повсюду. Но все же мир не является бесконечным, иначе он бы был равным богу, а в таком случае у него были бы окружность с центром, был бы конец и, соответственно, начало, было бы завершение. Так проявляется связь зависимости мира от бога, объясняет Николай Кузанский. Философия, основные идеи кратко которой можно объяснить безграничностью, зависимости мирского от божественного начал, явление свернутости в физическом и пространственном существовании. Исходя из этого, можно сделать вывод о космологии. Получается, Земля не является центром мира, а ее окружностью не могут быть неподвижные небесные тела, утверждает Кузанский Николай.

Философия о космологии лишает привилегированности землю, которую ранее считали а бог становится центром всего, в то же время это объясняет подвижность земли. Отвергнув центральное расположение и неподвижность земли, не представиВ схему движения всех тел на небе, расшатав уже устоявшееся представление о земле, он проложил путь к развитию космологии и лишил геоцентризм логического оправдания.

Постижение божественной сущности, ученое незнание

Разрушив религиозное представление о мироздании, которое свойственно неоплатоникам, Николай Кузанский представил бога не нисходящим, опустившимся до ступени материального существом, а как проявление высшей божественной сущности. Таким образом, мир представляется как прекрасное божественное творение, которое позволяет увидеть превосходство и искусство бога. Тленность всего сущего не может скрыть благородство божьего замысла. Красота мира, которую описал Николай Кузанский, философия универсальных связей и стройности творения получают оправдание. При сотворении мира бог использовал геометрию, арифметику, астрономию, музыку и все искусства, применяемые человеком.

Гармоничность мира ярко выражена в человеке - величайшем творении бога. Об этом говорит Николай Кузанский. Философия, основная идея которой заключена в объяснении всего прекрасного, что создано богом, тесно связана с изучением космологии и пантеистической онтологии. Человек рассматривается как высшее творение бога. Поместив его над всем, поставив на определенную ступень в иерархии, можно сказать, что он как бы обожествлен. Таким образом, он оказывается высшим существом, заключив в себе весь мир.

Что характерно для всего существенного: притяжение противоположностей ярко выражено и в человеческом существовании. Соответствие свернутого максимума в боге и космическая развернутость бесконечности нашли отражение и в природе человека, так называемом уменьшенном мире. Это полное совершенство и есть божественная сущность, которая свойственна человечеству в целом, а не отдельной личности. Человек, поднявшись на максимальную ступень, став с ней единым целым, смог бы стать таким же богом, восприниматься богочеловеком.

Такое объединение человеческой и божественной природы является возможным только в божьем сыне, Христе. Таким образом, теория о человеке тесно переплетается с христологией, а та - с теорией развертывания, которую выдвинул Николай Кузанский. Философия кратко и понятно объясняет, что абсолютно совершенная природа сына бога и есть свертывание природы человека, наподобие космоса в свернутом состоянии, содержащегося в боге. Воплощенная во Христе человеческая сущность бесконечна, но ограниченная в отдельном человеке, она конечна. Таким образом, человек бесконечно - конечное существо. Отождествление Христа и человека Николаем Кузанским помогло ему сместить идею сотворения человека, присущую учению церкви. Он рассматривает человека не как творение, а как творца, именно это и уподобляет его божественной сущности. Об этом говорит и способность человеческого мышления бесконечно постигать мир, познавать новое.

Философия пантеизма Николая Кузанского и его последователей

С философией пантеизма Николая Кузанского связана мысль о соотношении знаний и веры. В основу учения легло представление космоса как книги божественного происхождения, где бог раскрывается для человеческого знания. Поэтому вера является путем постижения божественной сущности в свернутом виде, находящаяся в самом человеке. Но, с другой стороны, осознание развернутой сущности, осознание бога - это дело человеческого разума, который не может быть заменен слепой верой. Недостаточному знанию Николай Кузанский противопоставил созерцание интеллектуальное, которое дает понятие притяжения противоположностей. Такое знание он называет интеллектуальным видением или интуицией, осознание неосознаваемого, подсознательного, иными словами, ученое незнание.

Стремление к постижению истинного смысла, невозможность объять необъятное показывают незавершенность объектов. А истина представлена как нечто объективное, но недостижимое, так как познание, изучение не может останавливаться, а истина бесконечна. Мысли Кузанского о том, что человеческие знания относительны, распространились и на религиозные знания. Таким образом, любая религия лишь отдаленно приближена к истине, поэтому следует придерживаться веротерпимости и неприятия фанатизма религиозного.

Выдающийся философ, мыслитель или еретик?

Основные идеи Николая Кузанского оказались весьма плодотворными для дальнейшего развития прогрессивной философии. Влияние, оказанное развитием естествознания, гуманизма, сделало его выдающимся философом эпохи Возрождения. Учение о диалектике, притяжении противоположностей дало продолжение развитию немецкого идеализма в философии 18-19 веков.

Сильное влияние на восприятие мира оказала и космология, идея бесконечной Вселенной, отсутствия в ней окружности и центра. Позднее она была продолжена в трудах последователя Кузанского, Джордано Бруно.

Воспринимая человека как бога, творца, способствовал поднятию значимости человека Кузанский. Он превозносил умственные способности человека к безграничному познанию, хотя, по существу, это было несовместимо с тогдашним представлением церкви о человеке и воспринималось как еретизм. Многие идеи Николая Кузанского противоречили феодальному строю и подрывали авторитет церкви. Но именно он положил начало философии Возрождения и стал выдающимся представителем культуры своего времени.