Расписание молитв. Переступила порог синагоги. Что дальше? Утреннее одеяние для синагоги 5 букв

Синагога недаром называется домом собрания. В ней евреи собираются для совместной молитвы, изучения Торы и общения. Она принадлежит всем, но есть у нее и хозяева. Это, прежде всего, раввин и совет общины, но хозяевами могут стать каждый еврей или еврейка, которые сюда приходят. Нужно всего лишь отнестись к ней как к собственному дому, то есть заботиться о ней, уважать ее, стараться украсить и создать в ее стенах доброжелательную атмосферу.

Еврейская культура тысячелетиями концентрировалась вокруг синагог, сохранивших наш народ в рассеянии и гонениях, давших нам силы выстоять в испытаниях. Именно в синагогах по монетке собирались деньги для помощи бедным вдовам и сиротам, в синагогах были книги, зимой топилась печка и горела свеча, и евреи находили утешение от жизненных невзгод в проповеди раввина, словах молитв и псалмов, юридических тонкостях Талмуда. Даже во времена советской власти, когда посещение синагоги грозило большими неприятностями, евреи все равно тянулись к ней - по праздникам, за мацой, поставить хупу (еврейскую свадьбу), обрезать новорожденного, а во времена более поздние - узнать, как выехать в Израиль, где учить иврит, познакомиться с евреем или еврейкой, отдать ребенка в еврейскую школу, садик, летний лагерь. И синагога заботливо вмещала в себя и клуб, и школу, и молитвенный дом, светилась во время праздников, давала пищу голодным, одежду - продрогшим и утешала горюющих...

И шли мы в синагогу, чтобы получить там порцию душевного тепла, полезных советов, а заодно и домашний рецептик Раиной бабушки, выпекавшей чудесные халы и варившей замечательный цимес на Рош-Ашана. Те времена прошли - рецептики и знакомства сегодня нетрудно отыскать в Интернете, уехать в любую страну поможет тур-агенство, да и основная масса прихожан, наконец-то, не нуждаются ни в продуктовых посылках, ни в заступничестве американского сената... Что ж, значит пришло время оглянуться и спросить у синагоги: "А что мы для тебя можем сделать? Может быть, и нам стоит заглянуть в твои старые книги, чтобы понять, что же так притягивало к ним наших предков?"

Предлагаем вашему вниманию краткий словарик, который, надеемся, поможет вам найти с нею общий язык.

Алия, Алия ле-Тора - (ивр., поднятие к Торе) публичное чтение свитка Торы делится на несколько частей, к прочтению каждой из которых вызывают одного из молящихся. Считается большой честью. Вызванный к Торе должен самостоятельно произнести благословения до и после чтения. Сам отрывок обычно читает баал корэ .

Амида - центральная часть молитвы, которую принято произносить стоя. В будни состоит из девятнадцати благословений. Была сформулирована почти две с половиной тысячи лет назад мужами великого собрания и включает просьбы о всех основных потребностях человека и еврейского народа. Название Амиды в будни - Шмонэ-эсрэ .

Амуд - пюпитр, перед которым стоит хазан , ведущий общественную молитву. Обычно располагается возле арон кодэш , у стены синагоги, направленной в сторону Израиля.

Арвит - ночная молитва.

Арон кодэш - (ивр., священный ковчег) вместилище для свитков Торы, символизирующее Ковчег Завета в Храме. В современных синагогах обычно имеет форму шкафа, расположенного на возвышении у стены, которая направлена в сторону Израиля. Во время некоторых молитв дверцы его принято держать открытыми: при этом молящиеся должны стоять. По праздникам на площадке перед арон кодэш стоят потомки священников Иерусалимского храма, коэны , благословляющие молящихся.

Афтара - отрывок из книг Пророков, соответствующий по содержанию недельной главе Торы или календарному событию. Чтением афтары принято завершать прочтение данной недельной главы. Обычай, сохранившийся со времен, когда публичное чтение Торы было запрещено и его заменяли публичным прочтением такого отрывка из Пророков. В наше время человека, читающего афтару, вызывают к повторному прочтению последних фраз недельной главы (см. мафтир ).

Баал корэ , баал крия - чтец, специальный служитель синагоги или один из молящихся, знающий наизусть огласовку и знаки кантилляции текста Торы и умеющий красиво, выразительно и без ошибок его прочесть. Текст Торы написан в свитке без гласных и интонационных мотивов.

Бима - возвышение в синагоге, на котором зачитывают свитки Торы. Обычно находится на возвышении, посредине синагоги. В некоторых синагогах с бимы произносится проповедь раввина; стоя на ней, исполняют заповеди праздников: трубят в шофар, зачитывают свиток Эстер и т.д.

Биркат коаним - благословение коэнов . Исключительно торжественная часть праздничных молитв, во время которой коэны благословляют народ. Первоначально было элементом храмового богослужения. После разрушения Храма в ашкеназских общинах вне земли Израиля произносится во время молитв Мусаф самых священных еврейских праздников. Присутствие на биркат коаним способно изменить жизнь к лучшему.

Браха - благословение, произносимое при исполнении заповеди, до и после вкушения пищи, а также по другим поводам, оговоренным в законе.

Бэйт кнэсет - (ивр., дом собрания) синагога, место общественных и частных молитв, центр религиозной жизни общины.

Габай - должностное лицо общины или синагоги, ведающее организационными и денежными делами. Зачастую должности габая и шамаша совмещает один человек.

Гниза - (ивр., захоронение) священные тексты и то, на чем написано имя Всевышенго или слова Торы не заслуживают неуважительного отношения. Поэтому их не выбрасывают, а собирают в синагоге в особом месте, а затем хоронят.

Ермолка - традиционный головной убор небольшого размера. Обычай требует от мужчины покрывать голову постоянно, запрещено молиться и изучать Тору с непокрытой головой. Ношением головного убора еврей как бы заявляет: "Я не владыка мира, надо мной есть Б-г!"

Изкор - поминальная молитва. Читается в Йом-Кипур, в Шмини-Ацерет, в последний день Песаха и на второй день Шавуот. Те, у кого оба родителя живы, на время этой молитвы должны покинуть синагогу. В молитве Изкор просят Всевышнего дать душе умершего покой, Б-жественный свет и разместить ее среди душ праведников, а также обещают сделать пожертвование в память о душе покойного.

Исраэль - евреи, не являющиеся ни коаним , ни левиим ; это слово также представляет собой название всего еврейского народа.

Йорцайт - годовщина смерти еврея, отмечаемая в день кончины по еврейскому календарю. Еврейские и светские даты совпадают лишь раз в девятнадцать лет. О точной дате годовщины в текущем году можно справиться в синагоге.

Кадиш - молитва, прославляющая святость имени Б-га и Его могущество. Ее читают только при наличии миньяна.

Кадиш ятом - "кадиш сироты". Его читает скорбящий в некоторых местах молитвы в течение 11 месяцев после смерти близкого родственника или в йорцайт. Произнесение этого кадиша в течение 11 месяцев после смерти близкого человека и в годовщину его смерти благотворно влияет на душу умершего.

Кеила - община как религиозное объединение (не менее десяти взрослых мужчин, или миньян), а также организованные прихожане какой-либо синагоги, самоуправляемое еврейское население города.

Кетер - металлическая (обычно серебрянная) корона, венчающая стержни, к которым прикреплен свиток Торы. Иногда это могут быть римоним - украшения в виде плодов граната. Кетер и римоним обычно снабжены бубенчиками - в память о бубенчиках на одеянии первосвященника Иерусалимского храма.

Кипа - то же, что ермолка .

Коэн , множ. коаним - прямые потомки Аарона, брата Моше (Моисея) по мужской линии, имеющие право быть священниками в Иерусалимском храме и обладающие некоторыми дополнительными привилегиями. Если в синагоге во время чтения свитка Торы присутствует коэн, он удостаивается чести быть вызванным первым из присутствующих. Традиционно роды коэнов носят особые фамилии. Часто встречаются: Коган, Каганович, Кац, Кацман, Баркан.

Крия , Крият а-Тора - чтение Торы. Пятикнижие разделено на 54 главы, которые принято прочитывать в синагоге в течение года. Каждую субботу прочитывают полностью одну (в некоторые субботы - две) главу, разделенную на семь отрывков. Кроме того, по понедельникам и четвергам в синагоге читают начало недельной главы. К чтению каждого из отрывков приглашается кто-либо из молящихся, что считается большой честью. Если в синагоге присутствуют коаним и левиим , то первым к Торе вызывают коэна, а вторым - леви. Вызванный к Торе должен вслух произнести два благословения - до и после чтения отрывка, так, чтобы молящиеся его слышали и могли ответить: "Омен!"

Левиим - левиты, потомки колена Леви по мужской линии, имеющие право исполнять определенные обязанности в Храме и обладающие некоторыми привилегиями. Если в синагоге во время чтения свитка Торы присутствует левит, его удостоят чести быть вызванным первым после коэна . Роды левитов традиционно носят особые фамилии. Часто встречаются: Леви, Левит, Левитан, Левитин, Левитас, Сэгаль.

Маарив - то же, что Арвит .

Мафтир - в точном значении: человек, вызываемый к повторному прочтению последних фраз недельной главы Торы (которые именуются отрывком мафтира или просто тоже мафтиром), и вслед за этим читающий афтару . Прочтение афтары - это очень почетная алия .

Махзор - сборник молитв на праздники Рош-Ашана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур.

Мегила - свиток, содержащий текст каждой из пяти книг Писаний, которые принято читать в синагоге по разным поводам: Рут, Песнь песней, Плач Иеремии (Эйха), Экклезиаст (Коэлет) и Эстер.

Меиль - мантия, которой накрывается сэфэр Тора . В сефардских бщинах вместо мантии Тору помещают в обшитый бархатом деревянный футляр.

Мехица - перегородка, разделяющая мужскую и женскую секции в синагогах, а также на еврейских свадьбах и других мероприятиях, участие в которых является исполнением заповедей Творца.

Мизрах - (ивр., восток) направление, в сторону которого следует обращаться лицом во время молитвы. Молясь, евреи стран рассеяния должны обращаться лицом к земле Израиля, в ней - к Иерусалиму, в Иерусалиме - к Храму, в самом Храме - к Святая святых, первосвященник, заходивший в Святая святых раз в год, обращал лицо к ковчегу завета, находившемуся у западной стены. Мизрахом также называют стену синагоги, посередине которой обычно расположен арон кодеш , а также вышивку, рисунок или любое другое традиционное украшение, отмечающее эту стену в синагогах и частных домах. Название "мизрах" пришло из Испании, по отношению к которой Израиль находится строго на востоке, хотя в других странах СНГ "мизрах" может означать юго-восточное (напр. в США) или южное (в странах СНГ) направление.

Минха - послеполуденная молитва.

Миньян - кворум из десяти мужчин, евреев старше 13 лет, необходимый для общественного богослужения и некоторых религиозных церемоний. Молитва, произнесенная в миньяне, быстрее и лучше принимается Б-гом, нежели произнесенная в одиночестве.

Мишеберах - молитва о милосердии. Читается в миньяне во время чтения Торы в синагоге - обычно за выздоровление больных, роженицы и новорожденного, а также за успех. Можно обратиться в синагогу с просьбой прочесть эту молитву за выздоровление больного родственника. Принято сопровождать ее обязательством денежного пожертвования.

Мусаф - дополнительная молитва по субботам, праздникам и новомесячьям.

Неила - пятая, заключительная молитва Йом-Кипур.

Парохэт - занавес перед арон кодэш , символизирующий занавес, отделявший в Иерусалимском храме Святая святых от других помещений. Парохэт обычно вышит золотыми или серебряными нитками по шелку или бархату. Принято приобретать парохэт для синагоги и посвящать этот дар памяти умерших или благополучию здравствующих. В таком случае на ткани вышивают имена дарующих и тех, в чью честь был произведен дар.

Паршат ашавуа - недельная глава Торы, каждую субботу читаемая по свитку во время общественной молитвы. См. крия .

Раввин - звание, присваиваемое при получении высшего еврейского религиозного образования (смиха) и дающее право выносить решения на основании еврейского закона. Более высокая научная степень - даян, она дает право быть членом религиозного суда и выносить решения по имущественным вопросам, соблюдению законов ритуальной чистоты и в других областях, требующих более высокой квалификации и опыта. Зачастую раввины возглавляют общины, преподают в ешивах и других еврейских учебных заведениях, заключают браки (хупа) и совершают разводы. Раввин - духовный лидер и религиозный авторитет общины.

Сидур - молитвенник, сборник ежедневных, субботних и праздничных молитв и благословений.

Синагога - то же, что бэйт кнэсет .

Сэфэр Тора - пергаментный свиток с текстом Пятикнижия, изготовленный с соблюдением целого свода правил специально обученными для этой цели религиозными евреями. Используется для еженедельного чтения в синагоге. Требует исключительно почтительного отношения. Когда сэфэр Тору вынимают из арон кодеш , все встают. А когда проносят мимо молящихся, целуют ее чехол. К пергаменту сэфэр Торы нельзя прикасаться голой рукой, поэтому при ее чтении пользуются специальной указкой - эцба или яд . Если свиток Торы случайно упал на пол, вся община обязана поститься. А если свиток становится непригоден для чтения, его захоранивают в земле в специальном глиняном сосуде. Приобрести свиток Торы для синагоги - великая заповедь. При ее выполнении на ткани чехла свитка вышивают имена дарующих и тех, в чью честь был произведен дар.

Талит - молитвенное одеяние в виде прямоугольного куска шерстяной ткани с черными или синими полосками, снабженное по углам определенным образом продетыми и сплетенными шерстяными нитями (цицит ). В талит, также называемый талит гадол (большой талит), оборачиваются во время молитв Шахарит и Мусаф.

Талит катан , (тж. цицит , арба канфот ) - мужская четырехугольная одежда с отверстием для головы, снабженная нитями цицит по углам. Надевается на майку под рубашку. Богобоязненные мужчины носят малый талит под одеждой постоянно.

Тфиллин - филактерии, молитвенная принадлежность, возлагаемая на голову и руку в соответствии со специальным ритуалом. Выглядит как черные кожаные коробочки небольшого размера с продетыми в их основании черными кожаными ремешками. Внутри коробочек зашиты свитки со святыми текстами, цитатами из Торы. Сами тфиллин обладают святостью и требуют почтительного к себе отношения. Если тфиллин падают на пол, необходимо посоветоваться с раввином о надлежащей форме искупления.

Хазан - кантор, ведущий молитвы в синагоге. Должностное лицо общины, обязанностью которого является ведение общественной молитвы, включая исполнение ее вокальной части. Требования, предъявляемые к хазану: доскональное знание текстов молитв и литургии, безупречная репутация; внешний вид, подобающий религиозному еврею, а также исполнительский талант.

Хумаш - Пятикнижие Моисеево.

Шаббат - субботний день, начинающийся в пятницу с заходом солнца и продолжающийся до появления первых трех звезд в субботу вечером. Существует свод законов, регулирующих соблюдение святости и покоя этого священного для евреев дня, который был установлен в память о сотворении мира Б-гом и освобождении евреев из египетского рабства.

Шалиах цибур - то же, что хазан.

Шамаш (на идиш шамес ) - служитель,ответственный за административную и хозяйственную деятельность синагоги, раввинского суда или погребального братства. Зачастую должности габая и шамаша совмещает один человек.

Шахарит - утренняя молитва.

Шма , Шма Исраэль - "Слушай, Израиль", отрывок из Пятикнижия, содержащий провозглашение идеи монотеизма. Начинается со слов "Слушай, Израиль: Б-г - Всесильный наш, Б-г - един". Эта молитва занимает в еврейской духовной жизни и литургии одно из центральных мест. Произнесение ее утром и вечером является религиозной обязанностью еврея.

Шмонэ Эсре - см. Амида .

Шофар - музыкальный инструмент, изготовленный из рога кошерного полорогого животного. Используется в литургии Рош-Ашана, Йом-Кипура и в месяце Элул.

Эзрат нашим - женское отделение синагоги. Обычно расположено в галерее или рядом с мужским и отделяется мехицей .

Эль мале рахамим , муле - поминальная молитва, которую читают во время похорон, после того как тело уже опущено в могилу, а также при посещении могил в дни годовщин смерти.

Эцба - (ивр., палец) указка в виде руки или пальца, используемая при чтении свитка Торы.

Яд - то же, что эцба .

Р-н Йосеф Херсонский -

один из посланников Любавичского Ребе в Москве, духовный руководитель общины "Среди своих" в Хамовниках ( www.SrediSvoih.com).

И ещё словари:

Переступила порог синагоги. Что дальше?
1

Здравствуйте!

Я являюсь еврейкой по Галахе, но не хожу в синагогу. Какие правила в синагоге, кроме – платка, закрывающего волосы, соответствующей одежды.

Юлия
Украина

В синагогу люди приходят, главным образом, на молитвы. Такие общественные службы проходят ежедневно, три раза в день: утром (молитва шахарит ), днем (послеполуденная, а чаще всего - предвечерняя молитва минха ) и вечером (аравит или маарив - эту молитву читают после выхода звезд).

Поэтому Вам, перед тем, как пойти в синагогу, прежде всего, надо найти Сидур (молитвенник) с русским переводом, где даны тексты еврейских молитв и обозначен порядок их прочтения. И, пусть для начала - бегло, ознакомиться с его содержанием. Чтобы понимать, что происходит в синагоге.

Сидуры, как правило, есть в большинстве синагог. Но ведь Вы, придя на молитву впервые, не будете знать, где они лежат. Поэтому я и советую запастись Сидуром заранее - чтобы поисками не помешать молящимся.

Для первого раза лучше всего прийти в синагогу в шаббат , на утреннюю молитву (шахарит ). В разных синагогах время субботнего шахарита назначают по-разному: как правило - от семи до девяти часов утра. Но это необходимо уточнить еще до шаббата - в фойе синагоги обычно вывешивается расписание молитв. Продолжительность утренней субботней молитвы - в среднем от двух до трех часов.

Итак, субботним утром Вы «переступаете порог» синагоги. И Вам следует знать, что мужчины и женщины молятся отдельно. Поэтому, в первую очередь, надо сориентироваться, где находится женский зал (или специально выгороженное для женщин пространство в общем молельном зале).

Войдя в молитвенное помещение, сядьте рядом с другими женщинами и внимательно присмотритесь, как ведут себя окружающие. И постарайтесь вести себя так же. Попробуйте присоединиться к общей молитве. Но не ставьте перед собой непосильные задачи. И не смущайтесь, если Вам не удастся прочесть вместе со всеми хотя бы короткий отрывок - чтение молитв требует серьезной подготовки и тренировок.

Вначале Вам вовсе не обязательно присутствовать в синагоге на всей молитве, до самого конца. Главное - чтобы Вы ощущали себя комфортно. Если, скажем, через 15-20 минут Вы почувствуете, что утомились, встаньте и тихо, так, чтобы никому не помешать, покиньте синагогу. В этом не будет ничего предосудительного.

Теперь - немного о внешнем виде, подходящем для синагоги.

Надеть нужно, как Вы и сами понимаете, скромную, не яркую, но достаточно нарядную (для шаббата ) одежду (см. на сайте, к примеру, ответ «О женской одежде» ). Если Вы - не замужем, головной убор, в том числе - и платок, надевать в синагогу не нужно. Ибо голову покрывают только замужние еврейские женщины - и дома, и на улице, и в синагоге (см. на сайте, к примеру, ответы

Правила, касающиеся одежды, весьма просты и относятся в основном к мужчинам. Общепринятое толкование еврейского Закона освобождает женщину от обязанностей подчиняться в одежде какому бы то ни было ритуалу, к ней предъявляется лишь требование, чтобы одежда не противоречила понятиям нравственности.

Во время утренней молитвы мужчины облекаются в четырехугольное молитвенное покрывало - талит. Важнейшей деталью талита являются прикрепленные к каждому из четырех углов его восемь нитей - цицит. Заповедь о цицит идет от Книги Чисел: И будут нити у вас, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Б-га, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству. Еврей, завернувшийся в талит, - универсальный символ человека, погруженного в молитву. Особо благочестивый еврей, помимо большого талита, надеваемого во время молитвы, в течение всего дня носит еще и нижнюю рубашку четырехугольной формы со свешивающимися из-под жилета нитями цицит - так называемый малый талит (талит катан). Кроме того, каждое утро мужчина накладывает филактерии - или тефиллин. Этот символ мы часто видим на картинах художников, изображающих евреев. Филактерии представляют собой две маленькие кожаные коробочки с присоединенными к ним ремнями. Этими ремнями коробочки прикрепляются к голове и к левому бицепсу. В коробочках находятся крохотные пергаментные свитки, на которых начертаны Шма, Исраэль и другие отрывки из Торы. И навяжи их в знак на руку твою, - сказано в Торе, - и да будут они начертаны между глазами твоими. Люди, критикующие этот обычай, говорят, что не следует понимать слова из Торы буквально, что ритуал наложения филактерии, содержащих свитки Писания, нелеп. Но мы знаем, что зримое действие, внушающее нам конкретные образы, - это неотъемлемая часть еврейского ритуала. Накладывая филактерии, мы символически посвящаем Б-гу нашу руку и наш мозг. Нет более определенного признака принадлежности того или иного человека к еврейству, чем сотворение молитвы в наложенных филактериях. Потому-то филактерии и стали для художников самым простым и явным признаком верующего еврея. Наложение филактерии само по себе - важнейшая заповедь; и если эта заповедь воспринимается человеком серьезно и завладевает его воображением, то он несомненно станет немного лучше (при условии, конечно, что это не какой-то неисправимый грешник).

Одно из требований к одежде - требование, которое существует уже две тысячи лет, - заключается в том, что мужчина должен носить головной убор, особенно во время молитвы и ученых занятий. Форма головного убора никак не регламентируется, но в Талмуде указано, что еврей не может пройти с непокрытой головой более четырех шагов. Обычай покрывать голову - чуть ли не самый устойчивый из всех религиозных обычаев еврейства. Еврей с непокрытой головой во время молитвы или занятий - это аномалия. Лишь евреи реформисты отвергают этот обычай в принципе - точно так, как они отвергают талит, филактерии и многие другие символы и обряды, предписанные Моисеевым Законом. В разные эпохи и в разных странах у евреев были приняты - и сейчас приняты - различные типы головных уборов. Евреи в арабских и других странах Востока носят тюрбаны. Хасиды предпочитают широкие меховые шапки и круглые фетровые шляпы. Наши предки в Европе, находясь в помещении, носили ермолки - черные шапочки, прикрывавшие почти все волосы. В Соединенных Штатах евреи по традиции носят темную шапочку на затылке; у школьников, однако, эти шапочки зачастую бывают светлых тонов. В Израиле религиозные люди часто покрывают голову маленькой вязаной шапочкой - кипой, пришпиленной к волосам заколкой. В наши дни многие американские верующие евреи не надевают никакого головного убора, когда они находятся на работе или в местах общественных собраний, не носящих религиозного характера, но покрывают голову дома или в синагоге. Женщины в синагоге также, как правило, покрывают голову.

Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.

Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.

Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию:
10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»;
11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».

Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.

Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.

После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».

После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.

Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.

Шахарит

Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны.
Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена – это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.

Минха

Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.

Маарив

Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.

Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отедельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.

Чтение свитка ТОРЫ

Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.

Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.

Молитвы в субботы и праздники

Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей.
Шахарит в 10:00 в субботу.

Зажигание субботних свечей

Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.


Это самый святой день в году. Он полностью посвящён молитве Б-гу о прощении и о даровании нам счастливой и долгой жизни.

В этот день нельзя делать пять вещей (кроме прочих субботних запретов):

3. мыться и умываться

4. носить кожаную обувь

5. вступать в половые отношения

Даже в самые тяжёлые для еврейского народа времена евреи самоотверженно соблюдали этот день.

Постятся девочки с 12 лет, мальчики – с 13 лет.

Исключение – больные, которым опасно поститься. В таких случаях необходимо проконсультироваться с раввином.

Вечером 9 тишрея начинается Йом-Кипур. Уже начиная с вечера вступают в силу все запреты этого дня. Поэтому праздничную трапезу устраивают днём, до начала праздника.

Раздача лекаха

Накануне Йом-Кипура после утренней молитвы габай (староста) синагоги раздаёт всем прихожанам по куску медового пирога (лекаха). Обычай требует просить леках у габая. У Любавичского Ребе был обычай раздавать хасидам леках у двери своего кабинета и желать каждому “хорошего и сладкого года”.

Праздничная трапеза

“Каждому, кто ест и пьёт девятого тишрея и постится десятого тишрея, засчитывается, как будто он постился два дня”. (Талмуд, Рош-Ашана)

Принято устраивать накануне Йом-Кипура раннюю трапезу, а затем, уже перед самым началом праздника, ещё одну, «разделительную трапезу». Хлеб перед началом еды обмакивают в мёд. На первую трапезу принято есть рыбные блюда, а на вторую – так называемые креплах, пельмени, начиненные фаршем из вареного куриного мяса. Мясо символизирует строгий суд, а тесто – милость, и, таким образом, пельмени символизируют строгость Б-жьего суда, “смягчённую” милостью. На вторую трапезу не принято есть чеснок, яйца и кунжут. Едят пищу, легкую для переваривания, чтобы не начинать молитву этого святого дня с набитым желудком и огрубевшим сердцем.

Разделительная трапеза

Стараются начать её заранее, чтобы не торопиться.

Начинают ее, обмакивая ломоть хлеба в мёд

Едят пищу, лёгкую для переваривания

Не едят рыбу

Трапезу необходимо закончить до захода солнца. Постятся 26 часов (25 часов и несколько минут 26-го часа), поэтому необходимо закончить разделяющую трапезу за 26 часов до выхода звёзд, когда заканчивается Йом-Кипур.

Праздничная одежда

В этот день мужчины (женатые не менее года) надевают поверх субботней одежды китл (особое белое одеяние, которое носят только в Йом-Кипур) и талит ещё до захода солнца и снимают кожаную обувь. Женщины надевают обычную праздничную (субботнюю) одежду и тоже снимают кожаную обувь.

Благословение детей

Перед уходом в синагогу глава семьи благословляет каждого из своих потомков, произнося благословение коэнов. У Ребе был обычай перед началом Йом Кипура благословлять студентов своей ешивы.

Коль нидрей

Начинают Йом Кипур с молитвы Коль Нидрей – “Все обеты”. Содержание этой молитвы – отмена забытых обетов, данных в ушедшем году.

Поскольку Йом-Кипур – день раскаяния и прощения, в этот день каждый должен очиститься от прегрешений. Если он дал обет в течение прошлого года и помнит о нём – обязан выполнить его. Йом-Кипур не искупает грех неисполненного обета и не освобождает от его выполнения. Если же человек забыл об обете или если должен исполнить его после Йом-Кипура и может забыть об этом, момент дачи обета считается моментом совершения прегрешения, и, таким образом, получается, что в Йом-Кипур на человеке был грех неисполненного обета, который этот день не искупает. Поэтому уже в самом начале этого святого дня евреи совершают церемонию освобождения от забытых обетов.

Перед началом Коль Нидрей вынимают из Ковчега свитки Торы и держат их рядом с хазаном (ведущим молитву). Вынуть из Ковчега первый свиток Торы – одна из самых почетных обязанностей этого дня, и поэтому между желающими исполнить ее устраивается аукцион. Разумеется, во время праздника участники аукциона только дают устное обязательство пожертвовать определенную сумму на нужды общины, а выполняют его лишь после окончания праздника. Когда свитки Торы вынимают из ковчега или возвращают в ковчег, молящиеся целуют их.

Чтение “Шма”

Весь год вторую фразу молитвы Шма – «Благословенно имя славы царства Его во веки веков» - произносят шепотом. Йом-Кипур – это единственный день, когда ее произносят в полный голос, а не шёпотом, как обычно.

Мафтир Йона

Мафтир – отрывок из Пророков, который читается после чтения Торы в синагоге – в Йом Кипур, как и в другие праздники, связан с содержанием этого дня. Во время дневной молитвы минха после чтения Торы читают мафтир Йона – историю пророка Йоны, которого Всевышний послал в Ниневию с предупреждением, что если ее жители не раскаются, город будет разрушен. Быть вызванным на чтение этого мафтира считается средством удостоиться в новом году хорошего заработка. Поэтому желающих быть вызванными обычно немало, и между ними устраивается аукцион.

Молитва “Неила”

Ежедневных молитв в будние дни три – вечерняя, утренняя и дневная. В субботы, новомесячья и праздники к ним прибавляется еще четвертая молитва – дополнительная, а в Йом Кипур – еще и пятая – заключительная, Неила.

Перед заходом солнца в конце праздника начинают читать молитву Неила – “Запирание ворот” и читают её до окончания праздника. В течение всей молитвы ковчег со свитками Торы держат открытым.

После молитвы Неила произносят первую фразу молитвы Шма: «Слушай, Израиль, Б-г – наш Г-сподь, Б-г един» (один раз), потом вторую фразу: «Благословенно имя славы его царства во веки веков» (три раза), а затем «Б-г – это Г-сподь» (семь раз)

Во время последнего кадиша молитвы Неила трубят в шофар один раз и говорят: “В будущем году – в отстроенном Иерусалиме”.

После окончания поста, прежде чем начать есть, совершают авдалу – церемонию отделения праздника от будней.