За что господь лишает разума. Если бог захочет наказать, то отнимет прежде разум. Как избавиться от заболеваний нервной системы

Если бог захочет наказать, то отнимет прежде разум — эта мысль известна со времен античности. Встречается в произведениях античных авторов.

Deus quos vult perdere dementat prius (Дэус квос вульт пэрдэрэ дэмэнтат приус, лат.) — Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума.

Так, Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) указывает на источники:

Crede mihi, miseros prudentia prima relinquit. Et sensus cum re consiliumque fugit (лат.) — Поверь, несчастных прежде всего оставляетъ мудрость (Овидий. de Ponto).

Quos vult perdere Jupiter, dementat prius (лат.) — Если Юпитер захочет погубить, то отнимет разум (Athenagoras. Трагедии Еврипида 2, 497).

Фраза известна и в древней Индии — Боги, кому хотятъ помочь, снабжаютъ пониманием и рассудком, а когда хотят кого мучить, отнимают у него понимание и разум (Панчатантра, санскрит).

В России выражение известно как слова Городничего, в финале пьесы " " (1836 г.) русского писателя (1809 - 1852). Городничий произносит ее тогда, когда выяснилось, что Хлестаков никакой не ревизор, а всего лишь небогатый проезжий дворянин и в письме осмеял Городничего (гл. 5, 8):

"Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум . Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор!".

Эта фраза была известна в России намного раньше. Так, она упоминается в Ипатьевской летописи (15 в.):

«Бог, егда хочет показнити человека, отнимает у него ум».

Вадим Серов в Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003 г. пишет, что латинская версия этой фразы: Deus quos vult perdere dementat prius — «Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума» принадлежит английскому филологу Джошуа Барнсу. Он использовал эту фразу в своих комментариях к одному из текстов, приписываемых древнегреческому поэту, драматургу Еврипиду (480 - 406 до н. э.). Его собрание сочинений (со своими комментариями) Варне издал (1694 г.) в Кембридже (Англия).

Примеры

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.), Том 3, часть I, II:

"Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями – одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, – сделал третье распоряжение – о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d"honneur), которой Наполеон был главою. Qnos vult perdere – dementat. [Кого хочет погубить – лишит разума (лат.)] "

Мельников-Печерский Павел Иванович (1818 - 1883)

Красильниковы, 2:

"Тут уж меня никто не уговаривал: захочет кого Господь наказать - разум отымет , слепоту на душу нашлет!..."

(1821 - 1881)

"Идиот" - Лебедев говорит князю Мышкину:

"Переменяя одежду, забыл в сюртуке бумажник... Подлинно, когда бог восхощет наказать, то прежде всего восхитит разум . И только сегодня, уже в половине восьмого, пробудясь, вскочил как полоумный, схватился первым делом за сюртук, - один пустой карман! Бумажника и след простыл".

(1801 - 1872)

Пчелиный рой:

"Дочь уж именно ни с кожи, ни с рожи, но кого Бог захочет наказать, на того нашлет слепоту ... Человек одурел, и стал свататься... Так судьба в петлю и потянула."

(1799 - 1837)

Здравствуйте, дорогие посетители нашего православного островка!

Существует такое мнение, что Господь, в наказание, может отобрать у человека разум. Так ли это?

Давайте ознакомимся с ответом на этот вопрос иеромонаха Иова (Гумерова).

— Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).

Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390–324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной и умственной болезни применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели.Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.Душевная или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, - не трагедия, а крест. Особенно тяжел он для самых близких ему людей. Нужно отнестись к этому с полным доверием к Божественной воле, непоколебимо веря, что она ведет ко спасению, как самого больного, так и родных, которые проявляют деятельную христианскую любовь. От нас сокрыто в Премудрости Божией то, что ведомо только Господу. Родственники должны осознать, что болезнь близкого им человека является испытанием их христианских добродетелей и духовной школою, без которой трудно спастись.

Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5)

Обсуждение: 2 комментария

    Здравствуйте, вот сдесь пишут, что общество анонимных алкоголиков плохо, что человек ещё больше удаляется от Христа, а что же делать ему, жить сам на сам, озлобляясь и ненавидят свою трезвую жизнь, родственникам плевать, им лижь бы ты не пила, я не пью год, а что толку, муж так же пьёт, я одна в душе, иногда читаешь сайты о таких же одиноких, к кому же обратится, в обществе хоть люди вместе, а ты должен мило улыбаться вынужденной трезвой улыбкой после на сильного ранее кодирования нас с мужем, теперь он пьёт я нет, но радости от этого никакой Как себе помочь, вокруг меня ад

    Ответить

    1. Здравствуйте, Татьяна!
      Настоящая радость только в Боге. Советую Вам читать акафист Божией Матери, иконе Неупиваемая Чаша, и молиться за мужа и за себя, чтобы муж не пил, а Вам не запить больше. Ещё искреннее покаяние, причащение святых Христовых Тайн, даёт человеку и радость, и утешение, и надежду, и силы, и спасение. Как можно чаще причащайтесь. Молитесь дома, чаще молитвенно призывайте Бога, и Господь поможет Вам, и мужа исцелит от этого недуга, и у Вас будет радость в жизни. Ещё советую чаще читать Евангелие.
      Мир Вам и Божие благословение!

      Ответить

Быть может, именно простота случившегося и сбивает вас с толку, -- сказал мой друг.
-- Ну, какой вздор вы изволите говорить! -- ответил префект, смеясь от души.
-- Быть может, тайна чуть-чуть слишком прозрачна, -- сказал Дюпен.
-- Бог мой! Что за идея!
-- Чуть-чуть слишком очевидна.
-- Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! -- загремел наш гость, которого эти слова чрезвычайно позабавили...

Эдгар Аллан По
"Похищенное письмо"

Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума

Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума. Тот, кто создает системы, цель которых запутать других, рано или поздно сам в них запутывается. Если дело заходит слишком далеко, у человека развивается выраженный психоз, с галлюцинациями, бредом, нарушениями памяти и другой симптоматикой.

Психиатрические больницы потому и называются "дурдомами", что имеют дело по большей части не столько с душевными болезнями, сколько с дурью человеческой во всем многообразии ее проявлений.

В случае дурной шизофрении можно было бы сказать, что нет болезни, но есть распоясавшаяся дурь. Считается, однако, что больным надо помогать, потому запредельная дурь нередко оправдывается диагнозом. Тут как с алкоголизмом. Вроде болезнь, но лечится почему-то только палкой, жестокой и систематической.

На использовании замаскированной палки (болезненных видов терапии) обычно и строится современное «лечение» недугов этого рода. При чем врачи дают понять больным, что палкотерапия применяется именно как наказание - ломают больных и, естественно, не скрывают этого от них. Скрывают, однако, суть того, чем занимаются, от общественности.

До диагноза «шизофрения», до клинических проявлений дурь доводит редко. В случаях средней тяжести говорят о плохом характере. В легких случаях человек воспринимается нормальным во всех отношениях. Однако все равно у него наблюдаются неестественность общения, снижение способностей. В наше время, впрочем, и неестественность общения и снижение способностей стали уже совсем привычными. То же, что является нормой, воспринимается современниками как харизма и сверхспособности.

Откуда приходят глюки?

Конфликтные отношения между разными сторонами души человека (субличностями, бытностями) отражают его конфликты во внешнем мире, являются их продолжениями. Также и внешние конфликты являются продолжением внутренних. Одни и те же приемы используются как во внешних, так и во внутренних разборках. Можно сказать, что конфликтность границ не знает и свободно переходит из внутреннего мира во внешний и обратно.

Ложь во внешнем мире помогает человеку вести свою деструктивную линию, оставаясь вне контроля со стороны. Ложь помогает субличностям проводить свою деструктивную линию в душе человека, оставаясь вне контроля со стороны конструктивного сознания. В конце концов, деструктивные субличности могут совсем уйти в тень, в бессознательное. По такому сценарию происходит дурное расщепление личности (потеря чувства себя, нарушение конструктивного раппорта со своими же внутренними сущностями).

Субличности, которые обрели независимое бытие, могут восприниматься как «голоса». Они часто имеют огромную власть над человеком, потому что знают его слабые места и знают техники наведения транса (на вроде эриксоновских), внушают, подчиняют, запутывают, но представляются друзьями, любовниками, союзниками... Они-то умеют построить раппорт, но совсем не конструктивный...

Цели у них обычно недобрые… Именно недобрые цели заставили их в свое время спрятаться в тени, в бессознательном, уйти в подполье.

Все, что делает человек в состоянии дурной шизофрении, может казаться нелогичным, но на самом деле, всегда имеет свою внутреннюю логику. Все, что ни делается в этом состоянии, направленно на реализацию скрытой агрессии и на подчинение себе окружения. Бред в этом смысле тоже «логичен» - оправдывает враждебные по отношению к окружению действия.

А, может, голоса – это не субличности?

К выводу о том, что голоса представляют собой субличности, которые человек не воспринимает как часть своего Я, прийти естественнее всего. Другое предположение уводит в мистику. Можно ведь допустить, что голоса принадлежат внешним по отношению к человеку сущностям со своими целями и понятиями. Неизвестно впрочем, в какой степени вообще правомерно противопоставление внешнего и внутреннего в этом случае - не ясно, приходят ли гости из того мира, что называется личным бессознательным или из того мира, описанного Юнгом, что называется коллективным бессознательным.

Но болезнь заключается не в том, что голоса есть, а в том, что человек не может (то есть, не хочет) достойно общаться с ними, не способен видеть их лесть как лесть, ложь как ложь, грубую манипуляцию как грубую манипуляцию, гипноз как гипноз. Если они и приходят со стороны, то выбирают себе в жертву тех, кого легко дезориентировать, кто уже сам дезориентировал себя.

Проблема не в наличии глюков, а в том, что критическое к ним отношение отключается. Критические замечания ближних также отбрасываются - те, кто призывают к критике, встречают враждебность, агрессию. Невменяемость - вот с чем приходится иметь дело.

Деструктивные споры усиливают невменяемость

Локальная невменяемость - явление самое, что ни на есть обычное в наше время. Она стоит за многими иррациональностями поведения. В формировании клинической невменяемости обычно особое место занимают споры. Споры, в которых дурень утверждает неправду. Чем сильнее и очевиднее становятся аргументы его оппонента, тем мощнее становится способность дурня не видеть очевидное. Если такие разговоры идут из месяца в месяц, из года в год, тот, кто утверждает правду, развивает свои способности к аргументации, а тот, кто утверждает неправду, развивает свою невменяемость и уходит в психоз. Как раз те, кому такие разговоры особенно противопоказаны, готовы их вести бесконечно себе на погибель.

Особенно плохо, если споры идут вокруг чего-то, что связано с психической травмой и чувством вины, к примеру, вокруг абортов.

Невменяемость, впрочем, часто начинается в раннем детском возрасте. Когда дети делают то, что родители запрещают, а на слова родителей учатся не обращать внимания.

Никотин, кофе и другие психоделики

Использование психоделиков - тоже момент немаловажный. Когда глюки на подходе, они настраивают человека на то поведение, что обеспечивает биохимические сдвиги. Курение вне всякой меры, кофе в неимоверных дозах, сокращение сна, сокращение питания... Психоделия плюс непрерывная напряженная работа мысли по утверждению вранья, «работа» по развитию способностей не понимать оппонентов - все это приводит к формированию дурного психоза.

Зачем люди сходят с ума?

Фрейд ввел понятия первичной и вторичной выгоды от невроза. В случае первичной выгоды, человек с помощью иррационального поведения избавляется от психологического напряжения. К примеру, человек может испытывать навязчивую потребность в мытье рук, если хочет как бы смыть грязь от общения с плохими людьми. Страх перед темнотой, может отражать страх перед миром, в котором трудно разобраться. В этом случае, отстаивая свое нежелание входить в темноту, человек иррациональным образом отстаивает свое право не входить в мир, в котором он не может разобраться. С момента осознания невротического симптома как иррационального стремления к первичной выгоде, человек от симптома освобождается.

Но существует и вторичная выгода от болезни (невроза ли, психоза ли, соматического ли заболевания). Адлер придавал ей куда большее значение, чем Фрейд. Болезнь дает человеку немалые привилегии - возможность самому не подстраиваться, право требовать подстройки от других. Плюс освобождение от работы, санатории и так далее... В случае первичной выгоды сам человек страдает от своего иррационального поведения. В случае вторичной выгоды, от его иррационального поведения страдают другие. Потому осознание симптома как похода за вторичной выгодой далеко не всегда приводит к его устранению. Потому сопротивление рациональному мышлению, показывающему симптом, как воровство своего рода, бывает особенно жестким и агрессивным.

Необходимо оговориться, что вторичная выгода далеко не всегда является движущей силой расстройств. Но дурная шизофрения - это в очень большой степени поход за вторичной выгодой.

Дурная шиза и ее маскировка под алкоголизм или религиозность

Шиза часто маскируется под алкоголизм и другие виды наркомании. В этом случае «больной» ведет себя совершенно неадекватно только после того, как выпьет или ширнется. И наивные близкие верят, что он-то хороший, а виновата водка. Думают, что он дурит, потому что пьет. На самом деле, он пьет, потому что психоз (распоясавшаяся вне всякой меры дурь) того требует, чтобы себя проявить. Если у такого алкоголика не будет возможности пить, психоз его все равно себя проявит - найдет способ.

Часто психоз маскируется под фанатичную религиозность... Дурная религиозность, алкоголизм и шизофрения - три наиболее популярных способа дурного беспредела.

Дурные неврозы и дурные психозы совершенно несовместимы с пониманием дури. Поэтому понимание означает прекращение болезни, поэтому болезнь борется с пониманием, не допускает его. С тем, кто не встал на путь вранья, эта беда не случится никогда.

Когда Бог хочет наказать – Он лишает разума. Все, у кого этот разум был и потом вернулся, и сейчас ещё остался, в этом не один раз убедились.

Однако, лишение разума – это не всегда наказание. И даже чаще всего – не наказание. Потому что то, что мы считаем разумным, таковым не является.

И спустя какое-то время ты обнаруживаешь: то, что когда-то виделось тобой как наказание, потом стало для тебя благом. И ты благодаришь судьбу, а если уже как-то ощутил высшее – то благодаришь Высшее управление, Высший разум. Потому что благодарить свой, как правило, не за что.

А вот самое настоящее наказание – когда Бог открывает твой разум и направляет его острие на твои «залежи». Тогда то, что было для тебя драгоценным, предстаёт в виде весьма неприглядном. Твой разум, разведённый эгоизмом, вдруг начинает концентрироваться.

Ты ходил и гордился собой. Мнил себя особо значимым и чуть ли не праведником. А Он взял – и как фонариком высветил всю гниль под разукрашенной оболочкой. Потревоженные ярким светом, поползли оттуда мерзкие насекомые. Ты был важен для себя, для себя ты был всем - и вмиг стал никем.

Вознёсся – упал. Это стыд, мука стыда.

Но тот же разум говорит тебе: минуточку, а разве это я сам породил этих насекомых? Меня таким создали. Этих мерзких тварей сотворили одновременно со мной. Я их только подкармливал, ну и потом, может, прятал от чужих глаз, разукрашивал свой «фасад». Я, может, пытался их вывести, когда замечал! Но у меня ничего не получалось.

Значит, это не я виноват?! А кто виноват?

И я обвиняю... Обвиняю кого? Ну, понятно, что не родителей, они такие же заложники в этой жизни, как и я. Я выражаю претензию Тому, кто всё создал - Богу! Этим я отдаляюсь от Него, я негодую и... боюсь. Потому что проваливаюсь, теряю опору. Чую с гибельным восторгом – пропадаю!

К этому можно отнестись как к трагедии. Что дальше? Разодранная на груди рубаха. Нигилизм и депрессняк.

А можно расслабиться и прикинуть вот такую «тему»: всё это – игра. Если хочешь – «деловая игра». Сейчас это креативно – когда за твои деньги тебя учат тому, как «делать» деньги. При этом откуда берутся деньги, не объясняют.

И «всё – игра» - это то же самое, но – почти. «Коуч» здесь не берёт, а даёт. И всё объясняет – но не на словах. Ему нравится радоваться, когда ты выиграл. И Он с тобой огорчается проигрышам и даёт очередные задания. Это, скорее, не тренер, и не дрессировщик, который обожает возиться со зверями, а любящий родитель, ибо все мы – Его чада.

Принципиальная разница в цели игры, ибо для Него объект – это душа, а цель – её развитие вплоть до подобия Себе, потому что создана душа уже с таким замыслом, но без наполнения, а с вакуумом.

Трудно свыкнуться с тем, что твоя жизнь – игра. Это даёт ощущение собственной неполноценности. Получается, что ты – фишка, ты даже не видишь игральные кости, не говоря уже о том, чтобы их бросать. Для твоего эго и не менее капризного тела это катастрофа, мука и страдание.

Поэтому, если ты всё же намереваешься дальше духовно расти – твоему эго с телом не повезло. Но они не смирятся с этим, не будут это принимать. Они ещё тебе начнут мстить за невнимание и за ущерб своему благополучию! Тебе предстоит часто слышать и чувствовать нытьё и вопли о том, как им не хочется, это будет очень нудно и навязчиво – они тебя достанут!

Иисус Христос молился перед крестной смертью: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

Такого, да ещё добровольно, ты не потянешь, потому что до Иисуса тебе – как до... До чего? Ведь есть вера: уверовал и вместил, и сподобился! И тогда ты можешь к нему «обратиться за опытом». Не хочешь?! Ну вот – как всегда!

Хочешь, а как только придётся жертвовать своим драгоценным эго с телом, - сразу не хочешь. Даже ощущается это так, что сидящий в тебе праведник хочет, а ещё бОльший по массе грешник – ни в какую не хочет! И тщедушного праведника давит своей массой.

Можно долго разбираться, копаться, выяснять и предъявлять претензии то Богу, то дьяволу. А можно выше своего разума напрямую обратиться к Разуму высшему – к Богу-Творцу. Открыть душу. Вернее, выдрать из эгоизма точку, в которую Творец вложит импульс веры - как программы развития до достижения подобия Ему. Что-то подсказывает, что так будет быстрее и надёжнее.

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай » – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи » – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» .

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.