К чему плачет икона божьей матери. Мироточение в Клину: почему плачут иконы? Выводы высокой комиссии

Известен случай, произошедший во времена правления Петра I. Как известно, в те времена принималось немало революционных законов, значительно менявших уклад жизни общества, что, конечно же, не нравилось многим попам. И вот однажды в одном из соборов начала «плакать» . Попы немедленно поспешили заявить, что она оплакивает прежние порядки, разрушаемые Петром. И хотя Петр был верующим человеком, происходящее его не особо впечатлило. Более того, он отправил настоятелю данного собора письмо, в котором пообещал, что если подобное «чудо» произойдет еще раз, то кровь пойдет уже из «задниц» попов. Удивительно, но после этого ни одна из икон при правлении Петра I так и не «заплакала».

Многие, конечно же, задаются вопросом, как же «чудотворцам» удается проделывать подобные трюки? На самом деле все очень просто. Все, что для этого необходимо сделать – это проделать с обратной стороны иконы небольшие каналы. Далее позади иконы размещаются специальные сосуды с кровью, постным маслом или любой другой жидкостью, которая при прохождении через канал будет просачиваться на лицевую часть иконы и затем скатываться по ней подобно слезе. По этой причине в сосуды никогда не заливается обычная вода, так как она не сможет сходить по иконе в виде естественной капли слезы.

Другие обстоятельства

Впрочем, если в каком либо храме вдруг «закровоточила» икона или крест, то это вовсе не причина немедленно обвинять его служителей в мошенничестве, ведь очень часто подобные «чудеса» происходят и по вполне естественным причинам. Так, к примеру, в 1923 году в Подолии произошло знаменательное для многих верующих событие – там, в местечке под названием Калиновка «закровоточил» обитый жестью крест, на котором при помощи краски образ Христа. Во время гражданской воды жесть креста была пробита пулями. В образованных отверстиях скопилась ржавчина, которая, смешавшись с краской и размывшись дождевой водой, и начала стекать по кресту в виде , и, конечно же, они были восприняты верующими за кровь.

Подобные явления множество раз возникали и при других обстоятельствах. И практически всегда они успешно объяснялись учеными, если, конечно, их подпускали к свершившемуся «чуду». Также нередки случаи, когда за плач иконы люди принимали ее обычное запотевание. Таким образом, вовсе не стоит при первой же возможности обвинять в подобных событиях священнослужителей, ведь очень часто они происходят по весьма естественным причинам.

Про Валентину мы узнали давно, о ней даже передача была по одному их центральных каналов. Дескать, в Клину у простой женщины, не в церкви, а в маленькой квартирке мироточат более 300 икон... Захотелось съездить, увидеть все самим.

Клин-9

Чтобы попасть в военный городок, нужно вернуться на въезде в город, где стоит стела с гербом и надписью "Клин", повернуть налево и проехать несколько километров по шоссе, петляющему в разноцветном осеннем лесу.

И вот мы у цели. Свободно проходим КПП с солдатиками. Видим обшарпанный подъезд типичной "хрущобы", напротив – небольшая деревянная часовня. Паломники толпятся тут же. Странный легкий цветочно-фруктовый запах чувствуется уже на улице. Квартира находится на втором этаже за железной дверью с домофоном. Приехавших поразиться чуду запускают туда порциями, человек по восемь-десять.

Внутри запах усиливается, от него начинает чуть кружиться голова. Группу ведут в маленькую комнатку, сверху доверху уставленную иконами. Они разные: от крохотных бумажных до древних черноватых ликов. Первое, чему поражаешься – на тебя со всех сторон глядят живые глаза. И не просто глядят – изучают, как бы спрашивают: "С чем пришел?" И благоухание уже такой концентрации, что кажется – вокруг не воздух, а некая новая, более плотная, перенасыщенная маслянистыми испарениями субстанция.

Хозяйка начинает читать нараспев. "Отче наш" – это здесь как подпитка, технологически оправданное действие. Потом, позже, Валентина рассказывала, что когда уезжали с мужем отдыхать к морю, мироточение хоть и не пропало, но уменьшилось. Оказывается, для него нужны каждодневные духовные вливания энергии слов. И, выходит, сколько отдашь искренних молитв, столько получишь овеществленной божественной влаги. Которую Валентина щедро раздает бесплатно всем страждущим, разливая ее в крохотные аптечные пузырьки.

Особенно сильно мироточат две маленьких иконки: Иверская Божья Матерь с Валдая и икона св. Пантелеймона. Они даже лежат в специальных корытцах, откуда миро буквально черпают чайной ложечкой. Процесс его выделения идет на наших глазах – мы видим, как вздуваются на иконах масляные пузырьки-фонтанчики.

Одни иконы покрыты Божьей росой, как бисером – она застыла на них каплями. По другим миро стекает струйками. На некоторых эти струйки как тонкие нити, как строчки, расположенные друг от друга на одинаковом расстоянии. И у каждой иконы свой запах. При этом он один и тот же, если на иконах изображен определенный святой, независимо от того, какой использован материал – дерево, бумага, картон, пластик...

"Это кровоточащие иконочки... Когда в Беслане захват произошел – за два дня до того Младенец весь в крови был", – рассказывает Валентина лекторским тоном. До 500 человек в день у нее бывает – хочешь не хочешь, а научишься не хуже, чем музейный экскурсовод говорить.

"Первые всегда глаза обновляются, затем – благословляющий перст... Смотрите, как живая стала... Младенец живой. Просто темная доска была, когда принесли, а теперь и радуга проявляется... А вот эта неправильно была нарисована икона. Краски темные, неправильные. И стали другие краски – смотрите, светлые, яркие. Вот у этой глаза были закрыты, а теперь приоткрываются... А вот святая Матрена, она здесь самая благоуханная, чувствуете, какой запах. И сама матушка очень любила полевые цветы. А здесь иконы – были все черные, с пожара. А теперь, смотрите, уже глаза проявились..."

История чуда

Два-три месяца жизни давали Валентине врачи в 2000 году. Вся надежда была на Бога. Она совершила паломничество по святым местам, по известным русским монастырям. И именно тогда у нее появилась иконка с Валдая. "Валентина, раз все равно отойдешь к Господу, сделай плащаницу. Оставь о себе память", – сказал ей батюшка местного храма Успения Богородицы. Она принялась за работу. "Золотых" и "серебряных" ниток для шитья на первый год не хватило. Ко второй Пасхе появились деньги (пожертвования), докупили материал, нитки. А закончила она только в 2003 году. Сказала: "Прими, Господи, работу". И почувствовала благоухание...

Сначала расстроилась. Подумала – вот теперь и пришел срок. Это к кончине. Сказала батюшке про запах; он доложил дальше, в епархию. Приехал эксперт, взял благоухающую эссенцию на анализ. И сейчас квартиру Валентины постоянно наблюдает комиссия от Патриархии.

"Конечно, идет зависть, вражда. Соседи по-разному относятся. Но когда беда случается, все ко мне идут... Теперь это мой крест. Трудно – совсем не располагаешь своим временем, все время на ногах. Я принимаю всех с любовью. Озлобленный – он тут не может находиться, – говорит Валентина. – Самое большое чудо – не то, что иконы мироточат, а то, что происходит с людьми. У меня большая семья. Трое детей. Семья военных – никто не верил в Бога тогда. Теперь верят все..."

Рациональность

У нас – все через край, все чрезмерно. Мелочей мы не замечаем. Если катастрофы – такие, что остальной мир ужасается. Если чудеса какие – хотим, чтоб их как огурцов в бочке... А то на всех не хватит, не заметим. Где-нибудь в Европе замироточила одна икона на всю страну – тут же об этом узнает весь мир, и в святое место текут рекой паломники и деньги.

Зачем и почему происходят чудеса?

Наверное, рациональность чуда заключается в целесообразности – его показывают только тем, кто может в него поверить и изменить себя или других. Как говорится, "кому многое дано, с того много и спросится". Это, помимо прочего, означает и то, что душа человека будет отвечать за все призывы и знаки, с которыми обращался к ней Господь. Может быть, поэтому многие люди за всю жизнь ни разу не сталкиваются ни с какими чудесами. А верующие считают, что чудо является только там, где есть духовная необходимость для его проявления и где оно достигает определенной духовной цели. У мироточения икон, помимо знаков, есть и чисто утилитарное функция – обновление образа. Эссенция миро обновляет краски.

Верь, но проверяй

До революции 1917 г. существовал строгий порядок проверки чудес. Мироточивую икону сначала осматривала комиссия местной епархии. Потом приезжали эксперты, назначенные Патриархом. Если они тоже считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. О чуде объявляли официально, если и тогда икона продолжала мироточить... Но самыми первыми к "расследованию" приступали не церковники, а сотрудники ближайшего полицейского участка, ибо спекуляций "на теме" всегда было предостаточно. (Как-то монахи в своих корыстных сиюминутных политических целях объявили о "плаче" икон от реформ Петра I. Царь издал строгое предписание: "Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью".)

Сейчас комиссия Московской Патриархии берет с собой экспертов из Института криминалистики ФСБ (примерно в 10% случаев они дают заключение: "чудо" – фальшивка). Пока официального заключения по мироточивым иконам в Клину нет, но эксперты комиссии не раз выступали по этому поводу в СМИ. Их вердикт: это не фальшивка.

Эпилог

Ошарашенные, мы вышли из подъезда. Казалось, теперь все должно измениться... Неподалеку, около огороженного газончика с памятником Ленину, расположилась группа подростков. Один парень отделяется от компании, неторопливо движется куда-то. "Володь, ты за водкой пошел?" – "Ну да, не за пивом же..."

Миро и маленькая иконка "Вера, Надежда, Любовь", которую нам подарила Валентина, стоят дома. Одно время иконка, как нам показалось, чуть мироточила, но потом все закончилось. Вместе с радостью в груди, которая постепенно растворялась. Надо продолжать жить в реальном жестоком мире, почти никак не связанном с увиденным в Клину.

Клин-9: запах и трепет

В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.

У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.

Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.

Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.

После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).


Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.

Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.

Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.

Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…

Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.

Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы?

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.

Хранительница икон

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.


«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».


В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».

Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.

Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.

Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».


«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»

«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.

Мироточение святых образов наряду с сиянием и благоуханием - это особые знамения иконы Богом, знаки возложения на нее какой-то особой миссии для людей, донесения до человечества определенного сообщения. В истории Православной Церкви существует много чудотворных образов.

Мать-Заступница

Неудивительно, что больше всего таких икон представлено образами Богородицы, Небесной Заступницы человечества. Кто еще так переживает за своих детей, как не мать? Икона плачущая Богородица скорбит по своим нерадивым детям, то есть по нам, оплакивает нашу нерадивость, страдает от нашего грехопадения. Образа источают не только слезы или миро, но и кровь, появление которой считается предзнаменованием, предвестником беды.

Образа Святой Девы признавались чудотворными, когда они помогали людям – исцеляли болеющих, защищали от врагов и стихийных бедствий. Иконы перемещались, обретались, мироточили, их помощь порой сопровождало явление Богородицы кому-нибудь во сне, в котором она уточняла место обретения Ее образа.

Святые чудотворные образы Богородицы

Самые распространенные плачущие иконы с ликом Богородицы – это Пряжевская, Ильинская-Черниговская, а также Казанская-Высочиновская, новгородская икона Божьей Матери плачущая «Умиление» и это далеко не полный список святых образов, известных православному миру.

Исторические факты "плача" образов

Чудо под названием «плачущая икона» являлось людям еще в древности. Еще в 4-м веке нашей эры мироточил Писидийский образ Богоматери в Созополе. В 13 веке горожане Великого Устюга молились о спасении города от каменного града, и чудесное миро появилось на иконе Благовещения. В 1592 году сама себя спасла икона Божьей Матери плачущая под названием «Похвала Пресвятой Богородицы». Разбойники похитили святой образ с горы Афон, испугались, когда икона заплакала, и тотчас вернули ее на место.

В 1848 году в московском доме одного полковника на Пасху замироточил список образа Божьей Матери «Споручница грешных». Каплями миро, которые имели маслянистую консистенцию и очень приятный аромат, впоследствии исцелили больных.

В 1991 году на святках в московском Николо-Перервинском монастыре плакала икона Державная, летом того же года в вологодском храме на очах Нерукотворного Спаса появились слезы, плачущая икона с ликом Богородицы в местном храме поразила и жителей Грузии.

Неоднократно озадачивали и удивляли иконы святых покровителей русских царей, например, мироточила Федоровская икона в 1994 году. Это происходило в Царском Селе. Когда члены царской семьи были официально признаны мучениками, Владимирская икона Богородицы источала сильный аромат духов, любимых императрицей Александрой Федоровной. Позже этот аромат стал известной всем «Красной Москвой».

Когда кровь струится по иконам

Когда святой образ кровоточит, это не просто плачущая икона. Сон, в котором вы ее видите, трактуется сомнологами как предзнаменование какого-то плохого, горестного события. Исторические факты кровоточения святых ликов и событий, которые происходили позже, кто-то может считать простыми совпадениями, но многие священнослужители считают появление крови на святом образе предзнаменованием беды.

Например, в иерусалимском храме Гроба Господня, находится икона плачущая кровью. Речь идет об образе «Возложение тернового венца». Сюжет ее представляет собой рассказ об издевательствах римлян над Иисусом в последние часы его жизни.

С начала нашей эры этот образ кровоточил трижды, и все случаи происходили накануне Пасхи. В 1572 году за несколько дней до Варфоломеевской ночи по образу потекла кровавая жидкость, а 24 августа в Париже была уничтожена практически треть населения. Второй случай произошел в 1939 году, незадолго до начала Второй Мировой войны. Наконец, в апреле 2001 года факт кровоточения святого образа засвидетельствовали пораженные паломники в ночь на Великую субботу, а 11 сентября 2001 года впоследствии теракта рухнули нью-йоркские небоскребы, трагедия унесла сотни жизней. Так не были ли факты появления кровавых слез на образе своеобразными знаками, предвещающими беду?

Что уж говорить о том, что плачущая икона Иверская храма станицы Зеленчукская поразила всех селян кровавыми слезами прямо перед началом чеченской войны? Также трагическим знамением оказались и слезы на образе перед захватом школы в Беслане 1 сентября 2004 года.

Немного научного

В настоящее время созданы и работают специальные организации по выяснению причин и источников мироточения икон. В эти комиссии входят группы ученых различных дисциплин и богословская диаспора.

В 1999 году Московская патриархия дала согласие на основание Комитета, миссией которого является описание фактов чудесного мироточения икон, которые когда-либо происходили в России. Выяснилось, что миро различается по виду, цвету, запаху и консистенции - есть густой, тягучий как смола, а есть прозрачный, как роса. Миро имеет очень устойчивый и густой запах роз, сирени или ладана. По форме и размеру капли тоже очень отличаются друг от друга. Иногда капли появляются на всем изображении, иногда сочатся точечно. Известны случаи течения миро против силы притяжения – снизу вверх, более того, есть мнение, что воздействие миро обновляет икону, краски образа становятся ярче.

Они живые?

Патриархат Москвы также вовлечен в исследования миро, выделяемого иконами. Выводы, которые сделала Патриархия по поводу состава чудесного вещества, гласят, что это белковая субстанция неведомого происхождения. Исследовались разного вида миро, некоторые из них имеют сходство по составу с маслами, слезами человека или плазмой его крови. Например, анализ состава миро, источаемого святыми мощами, покоящимися в Киево-Печерской лавре, показал, что в его основе - белок, который может генерировать только живое существо. И неужели плачущая икона действительно осмысленно посылает нам определенные знаки? У ученых нет ответа на этот вопрос. А у вас?

Что говорят об этом удивительном явлении учёные и скептики? Каковы результаты лабораторных исследований? Действительно ли мироточение - настоящее волшебство, а не дело рук человека?

Религиозные тайны ароматического масла

Специальные эфирные масла, изготовляемые по старинным технологиям, нашли применение в обрядах христианской религии довольно давно. Ароматные жидкие субстанции, обязательно освящаемые в храмах, во все времена широко использовались в обрядах миропомазания человека, освящения религиозных строений, дворцов правителей государств, особенно алтарей и престолов. К этим ароматическим маслам применяли специальный термин «миро», пришедший в обиход из дуэта 2-х языков: старославянского и древнегреческого.

Каково же было удивление верующих, когда миру впервые явилось чудо – капли маслянистой жидкости самопроизвольно стали появляться на некоторых иконах, мощах святых, религиозных статуях. Казалось, что тягучие шарики смолы, струйки, капли крови или прозрачные следы росы, обладающие по поверьям лечебными и очищающими свойствами, посланы на Землю самим небом.

Результаты лабораторных анализов

Провести лабораторный анализ неизвестно откуда появляющейся ароматной жидкости пробовали ученые в разных уголках планеты. Серия анализов показала, что химический состав загадочных жидкостей никогда не повторяется, кровь обычно принадлежит мужчинам или женщинам и имеет разные группы, а ароматические выделения вообще представляют собой самые разные растворы органических и неорганических веществ.

Серьезным препятствием для научных изысканий оказались законы церкви – святые иконы и изваяния не могут быть подвергнуты богохульственным опытам. Светлые капельки тщательно собирались в сосуды для миро, становились священным раритетом для прихожан и священнослужителей.

На некоторых иконах благовонные испарения появляются с завидным постоянством и даже в определенное время, другие святые реликвии показали чудесные свойства миру всего один раз, теряя на этом магическую способность. Интересным можно считать тот факт, что мироточение икон и статуй приобрело массовый характер в последние десятилетия. Начало процессу положили 90-е годы ХХ столетия, ХХΙ век процесс проявления чуда не сгладил, на территории России, Беларуси и Украины «плач святых» принял массовый характер.

Выводы высокой комиссии

Без всякого преувеличения чудодейственные рыдания великих святых богословы расценивают, как некий знак, разгадать значение коего пока никому не удалось. Чтобы явление не вызывало никаких сомнений у любопытной публики и христианской паствы, богословы решились на отчаянный шаг – создание единой комиссии, объединяющей священнослужителей и атеистов. Результат работы комиссии неутешителен: плач и стенания икон и мощей имеет место быть и увеличивается в арифметической прогрессии. Раньше чудотворные явления неизменно предвещали изменение хода мировой истории или пророчили знаковые события.

Самые известные мироточащие иконы

Всемирно известными считаются:

  • ежегодно происходящий выброс жидких благовоний из могилы одного из учеников Христа - Иоанна Богослова;
  • постоянное мироточение, исходящее из места хранения мощей Святого Николая Чудотворца в итальянском городке Бари;
  • аинственное исчезновение Монреальско-Иверской иконы Божией Матери, непрерывно источающей ароматное миро в течение 15-ти лет, а затем бесследно пропавшей из виду;
  • кровавые слезы иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» в храме севастопольского военного гарнизона в Крыму в 2009 г;
  • мироточение святых мощей Дмитрия Ростовского, известного также под именем Дмитрий Солунский, ставшее постоянным процессом с древних веков и описанное в летописях.

Этот список можно продолжать бесконечно. Религиозное волшебство поражает воображение верующих все в новых и новых уголках планеты, начинает казаться, что этот процесс не прекращается, а только начинает набирать обороты.

Мнение учёных и скептиков

Анализ сведений о чудесах нового появления маслянистых благовоний всякий раз подвергается сомнениям и изучению. Ученые уже сделали выводы, что рождение ароматного масла на иконах более характерно для «молодых» иконописных творений, а появление миро или кровяных капель на статуях пытаются объяснить с помощью описания свойств материалов для их изготовления или тайных отверстий с жидкостями, невидимых невооруженным глазом.

Скептики берут на себя смелость утверждать, что мироточение икон и статуй – это мистификация, призванная возродить интерес населения к религии. Чудеса с миро объясняют капиллярным эффектом, конденсацией паров ароматических масел, используемых в лампадах или мошенническим нанесением маслообразных жидкостей на контактную поверхность.

Не утихают споры и вокруг возникновения кровавых следов на иконах, красных слез и выделений, возникающих в различных местах статуй. Поставить точку в объяснении чудотворных явлений человечеству еще предстоит в будущем, а пока мироточение остается загадкой, неизменно привлекающей к себе внимание со стороны прихожан и общественности.