Смотреть что такое "Сартр, Жан-Поль" в других словарях. Сартр, жан поль Философия и литература

Французский драматург, писатель и философ Жан-Поль Сартр родился в 21 июня 1905 года в Париже. Отец мальчика, Жан Батист Сартр, был морским инженером. Мать, Анн-Мари Швейцер, происходила из рода известных ученых. После смерти главы семьи, Анн-Мари забрала маленького сына в дом его деда, Шарля Швейцера. Именно этому властному кальвинисту суждено было не только заменить Жану умершего отца, но и рассмотреть первые ростки «одаренности», скрытые пока еще глубоко внутри. Дед забрал внука из общей школы и нанял ему самых лучших учителей. Несколько лет мальчик живет в уединении, посвящая все время учебе. Его жизнь изменилась в 1917 году вместе с новым замужеством матери, с которой Жан-Поль уехал в Ла-Рошель.

В 1920 году Сартр возвращается в Париж, где оканчивает лицей Генриха IV. В то же время первые произведения юного писателя начинают печатать в местных периодических изданиях. Далее было изучение философии в Высшей нормальной школе, служба в метеорологических войсках и преподавание в различных лицеях Франции. В тот период Сартр сближается с Симоной де Бовуар, которая в последствии стала его другом и соратником. Вместе с ней и Морисом Мерло-Понти Сартр основывает журнал «Новые времена».

Свои первые большие произведения, в том числе и знаменитый философский труд «Тошнота» , открывающий человечеству глаза на абсурдность бытия, Сартр написал в конце 30-х годах 20 века. Тогда же выходит в печать нашумевшая новелла «Стена» . Обе произведения удостоены звания «Книга года».

Когда началась Вторая мировая война, писателю пришлось вернуться в родные метеорологические войска, из-за слабого зрения он не мог воевать на передовой. Несколько месяцев Сартр проводит под Триром, в концлагере для военнопленных. По возвращению в Париж философ уделяет много внимания политике и основывает общество содействия движению Сопротивления. Тогда же происходит знакомство Сартра и Альбертом Камю, благодаря которому философ становится редактором газеты «Комба».

В те годы из-под пера писателя выходит огромный философский трактат «Бытие и ничто», а также несколько пьес - «Мухи» , «Грязные руки» и «За запертой дверью». Успех этих произведений был настолько велик, что Сартр смог бросить преподавательскую деятельность и полностью посвятить себя творчеству. В следующие несколько лет «послужной список» автора пополнился исследованиями жизни и творчества Жана Жене и Шарля Бодлера , незаконченной тетралогией «Дороги свободы» и откровенным автобиографическим романом «Слова».

Такая бурная деятельность не осталась незамеченной! В 1964 году Сартра номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но, испугавшись, что слава нобелевского лауреата затмит его как политика, писатель от премии отказался.

Следующие 20 лет своей жизни Жан-Поль Сартр занимается все больше политикой и все меньше литературой и философией. Как сторонник мира на Венском конгрессе народов, он был избран одним из членов Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Сартр практически ничего не видел из-за быстро развивающейся глаукомы. Он больше не имел возможности писать, зато давал многочисленные интервью. А еще спорил и обсуждал политические события со своими друзьями, слушал музыку и наслаждался голосом Симоны де Бовуар, которая читала ему книги.

Умер писатель 15 апреля 1980 года. Больше всего он ценил искренность, поэтому и просил, чтобы его похоронили тихо и без лишнего шума. Но по мере продвижения процессии к кладбищу, к ней присоединилось целых 50 тысяч парижан, пожелавших почтить память величайшего философа.

Наверное, любить или хотя бы уважать такого писателя можно лишь в зрелом возрасте. После того, как хоть немного порылся в собственной голове, чуть-чуть понимаешь окружающих, а главное – как свет в туннеле, виднеется принятие действительности. Нет, Сартр не говорит о том, что нужно смиренно сложить ручки, скорее – наоборот. Познавай жизнь, принимая сложные и неприятные решения, учись не рисоваться хотя бы перед собой. Тогда, быть может, найдешь смысл этой чертовой жизни…

Абсолютно точно книга не для ленивого прочтения исключительно в удовольствие. Сартр вообще любитель действительности, фактически потрошитель плюшевых медведей с нежно голубыми или розовыми бантиками на пухленьких уютных шейках. Не знаю, что именно позволяло ему видеть реальность – то ли гениальность, то ли злоупотребление всяческими стимуляторами. Имеет ли это значение?... Возможно. Меня скорее поражает другое – как он мог жить, обладая таким знанием человеческой малоприятной природы. Этот внешне отталкивающий, чуть уродливый мужчина, оказывается, еще и отличался умением хорошо пошутить…

Над персонажами своих произведений Сартр измывается на совесть – одиночество, экстремальные условия, пытки, кровь, убийства, жестокость. Правят балом правда, рациональность, осознанность, стремление к свободе, поиски себя, познание мира. Обе пьесы насыщены событиями, страницы почти летят сквозь пальцы, только темп повествования отчего-то текучий, плотный, вязкий, герои неторопливо спускаются в подвалы душ.

"Мертвые без погребения"… Не могу сказать точно, кто таковыми являлся – то ли убитые и брошенные под окнами партизаны, то ли полицейские, внутри которых – лишь мерзкая темнота и душевная пустота. Никто из них особенно и не цепляется за жизнь земную, а о той, другой, возможной, загробной они и не говорят. Действие крутится, на фоне играет веселенькое радио, по углам камеры расставлены фигурки. Постепенно с первого плана уходит мысль о спасении товарищей, отряд сопротивления все больше хочет просто жить. Им кажется, что все потеряно, когда звучит голос вопиющего здравомыслящего: "А я хочу. Я хочу любой жизни. Стыд проходит, когда человек живет долго".

Пьесу "Дьявол и Господь Бог" я давно хотела прочитать. Она царапучая, но метко попадающая в яблочко действительности. Отъявленный мерзопакостник и экспериментатор играючи соглашается на пари. Суть игры – из гадостного князя в добрейшей души покровителя униженных и оскорбленных. Гремящие доспехи сменяются аскетичной рубашонкой, кровь чужая – в собственную, горькие женские слезы – во внутренние мужские поиски и страдания. Ранее ругающие за злость и жестокость брюзжат уже потому, что эти доброта и человеколюбие ваши как-то пока не к месту. Отложите, сударь, до лучших времен…

Пока в моем личном рейтинге Сартр – лучший автор порой явно неприглядной действительности. Психологизм его произведений не зашкаливающий, а очень приведенный к градусу реальности. Разве что декорации кажутся далекими и непривычными, а остальное – люди, поиски смысла жизни, проблема осознанного выбора, искренность с самим собой - все так, все рядом…

Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский Государственный Лингвистический Университет

им. Добролюбова

Кафедра философии и социальной коммуникации

по теме «Философские воззрения Жана-Поля Сартра»

Выполнила студентка группы 212 а

Быстрова Светлана

Проверено

Нижний Новгород 2009 г.

Введение

Биография

Экзистенциализм Сартра

Основные положения труда «Бытие и ничто»

Сартр- писатель

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жан-Поль Сартр является одной из ключевых фигур XX века. Философ, общественный деятель, писатель, драматург, эссеист, педагог – все это Сартр. Это был человек твердых жизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность.

Рассматривая его, как философа, мы видим его бунтарем. Он восставал против классической философии и создал собственное учение. Так же он мог признавать и черпать справедливые мысли из трудов других философов. Но затем следовала полемика, скрытая или явная.

В труде «Эпоха, лишенная морали» Сартр признается, что в начале своего пути он не интересовался философией. Когда очередной преподаватель в университете все же смог пробудить в нем интерес к этой области, Сартр стал воспринимать ее, как психоанализ. Первым произведением, вызвавшем его участие, стал труд Бергсона "Очерк непосредственных данных сознания". Вот что он пишет: « Мне пришлось прочесть "Очерк непосредственных данных сознания"; несомненно, именно эта работа неожиданно пробудила у меня желание заниматься философией. В книге мне встретилось описание того, что было, как я полагал, моей психической жизнью. <…> После этого я решил, что буду изучать философию, я предполагал, что она - всего лишь методичное описание внутренних состояний человека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом и инструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревался писать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел стать преподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературными сюжетами ».

Он не обнаруживал большого интереса к классическим философам. Ему нравились Декарт и Платон, Гегеля, Ницше, Маркса Сартр не принял близко к сердцу. Для него был важен реализм, «идея, что мир, каким я его вижу, действительно существует и что предметы, которые я воспринимаю своими чувствами, реальны». Его интересовал вопрос: можно ли иметь представление одновременно о мире и о сознании? Наиболее близкий к собственному восприятию ответ Сартр нашел у Гуссерля. Таким образом, Гуссерль значительно повлиял на него, помог выработать ему точку зрения о том, что эго есть своего рода квазиобъект сознания и что поэтому существует вне сознания.

Углубившись в труды Зигмунда Фрейда о бессознательном, Сартр не принимал его положения, поскольку, по собственному признанию, не верил в бессознательное. Фрейд «раздражал» его, потому что примеры, которые он приводит в "Психопатологии", слишком далеки от рациональной и картезианской мысли.

Действительно, чем я отличаюсь от марксиста, что определяет мое превосходство над марксистами, так это постановка вопроса о классах, социального вопроса, и я делаю это исходя из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам

Сартр считал, что имеет превосходство над марксистами в постановке вопроса о классах и социального вопроса: в них он исходил из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам.

Таким образом, на Сартра повлиял ряд философов и их учений, однако во всех вопросах он вырабатывал собственную точку зрения. В его произведениях освещены фундаментальные философские темы- человек и сознание, бытие, субъективное и объективное. Ключевыми философскими темами Сартра стали бытие, свобода, мир вещей, религия и атеизм.

В данном труде я ставлю целью рассмотреть крупнейшие произведения Сартра, перечислить их основные положения, уточнить их философский смысл. Также я постараюсь осветить жизнь Сартра и его общественную деятельность.

Биография

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 г. мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Дед поверил в одаренность Жан-Поля и пригласил к нему частных учителей. В частности споры кальвиниста- деда и католички- бабушки Сартра отразились на религиозных убеждениях мальчика. Детские годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.
В 20-е годы проходит обучение Сартра в Ла-Рошели. Он изучает философию в местном университете и, наконец, получает диплом первой степени. В то же время состоялась встреча с Симоной Бовуар, известной публицисткой с феминистическими убеждениями. Она стала не просто не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в лицее, стажируется в Германии, где изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.
В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения. Сартр пишет "Тошноту" ("La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время печатается новелла Сартра "Стена" ("Le Mur"). Оба произведения становятся во Франции книгами года.
Когда началась вторая мировая война, Сартра захватили в плен на 9 месяцев, однако затем ему удается вернуться на родину в 1941 году. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю. Основными произведениями С. этого времени были пьесы "Мухи" ("Les Mouches", 1943), "За запертой дверью" ("Huis clos", 1944) и объемный философский труд "Бытие и ничто" ("L"Etre et le neant", 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает. Этот труд стал Библией для молодых интеллектуалов.

К концу второй мировой войны Сартр становится признанным вождем экзистенциалистов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.

Последующие десять лет Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шест пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу "Грязные руки" ("Les Mains Sales", 1948) - драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, - а также незавершенную тетралогию "Дороги свободы" ("Les Chemins de la liberte", 1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие - нет. В эти же годы Жан-Поль пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) - опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги "Бытия и ничто".

Увлечение Сартра марксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти основал ежемесячный литературный журнал "Новые времена" ("Les Temps Modernes"), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартр переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.

В 1964 написаны «Слова». Но главным произведением этого времени стала философская работа "Критика диалектического разума" ("Critique de la raison dialectique", 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. Сартр полагал, что с помощью "индивидуальной свободы" можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий - превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.

Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время". Сославшись на то, что он "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.

В мае 1968 года в Париже разразились серьезные студенческие волнения, и 63-летний мыслитель решил, что настал час свержения диктатуры буржуазии. Особенно вдохновлял его лозунг бунтующих студентов - «Вся власть воображению!» Ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности.
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией. Он усердием религиозного реформатора он стремился восстановить "доброе имя" социализма.
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 г. в Венгрии. В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе "Затворники Альтоны" ("Les Sequestres d"Altona", 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. Он приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам революционные преобразования в странах "третьего мира". В 70-е гг. Жан-Поль оказывается в полной изоляции, становится - впервые за 30 с лишним лет - сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер он 15 апреля 1980 г. Он был противником некрологов и официальных прощаний, однако к его похоронной процессии присоединилось 50000 человек.

Когда отец мальчика умер в 1906 г. от тропической лихорадки, мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Швейцер, властный характер и кальвинистские убеждения которого оказали заметное влияние на С., считал своего внука одаренным мальчиком и, забрав из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы С. проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.

Вернувшись в 1920 г. в Париж, С. учится в лицее Генриха IV и начинает печататься в столичной периодике. В 1924 г. он поступает в Эколь нормаль сюперьёр, где изучает философию и готовится к сдаче выпускных экзаменов для получения диплома, дающего право преподавания в лицее или университете. В 1928 г. сдать экзамены ему не удалось, но уже через год, в 1929 г., С. получил диплом первой степени, как и Симона де Бовуар, ставшая со временем заметной фигурой во французской литературе и близким другом и соратником С.

После военной службы в метеорологических войсках С. с 1931 по 1936 г. преподает философию в лицее в Гавре, а в 1933...1934 гг. стажируется в Германии, работая в Институте Франции в Берлине, где изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на С. большое влияние. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.

В конце 30-х гг. С. написал свои первые крупные произведения, в т.ч. четыре философских труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, С. пишет «Тошноту» («La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время в «Новом французском обозрении» («Nouvelle Revue Francaise») печатается новелла С. «Стена» («Le Mur»). Оба произведения становятся во Франции книгами года.

«Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля XVIII в., проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Писательский труд, творчество – единственное занятие, имеющее, по мнению тогдашнего С., хоть какой-то смысл.

Когда началась вторая мировая война, С. из-за слабого зрения освобождается от призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 г. возвращается в Париж, где продолжает преподавать и писать. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда, если не считать критики буржуазной рутины в романе «Тошнота», главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления С. участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю, который ввел его в редакцию газеты «Комба» («Combat»). Основными произведениями С. этого времени были пьесы «Мухи» («Les Mouches», 1943), «За запертой дверью» («Huis clos», 1944) и объемный философский труд «Бытие и ничто» («L"Etre et le neant», 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает.

Пьеса «Мухи» представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на «бытие для себя». Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа – убийц своего отца Агамемнона. В результате «свободного выбора», ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса С. является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.

Пьеса «За запертой дверью» представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал С., воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: «Ад – это другие люди».

Лучшие дня

В главном философском труде С. «Бытие и ничто», ставшем библией для молодых французских интеллектуалов, С. проводит мысль о том, что сознания, как такового, нет, ибо нет просто сознания, «чистого сознания»; есть лишь осознание внешнего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью – вне зависимости от того, отдают себе в этом люди отчет или нет.

К концу второй мировой войны С. становится признанным вождем экзистенциалистов, собиравшихся в «Кафе да Флёр» возле площади Сен-Жермен-де-Пре на левом берегу Сены, кафе, ставшем местом паломничества французских и иностранных туристов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением Сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.

Последующие десять лет С. работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу «Грязные руки» («Les Mains Sales», 1948) – драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, – а также незавершенную тетралогию «Дороги свободы» («Les Chemins de la liberte», 1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие – нет. В эти же годы С. пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) – опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги «Бытия и ничто».

Увлечение С. марксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда он основал и возглавил ежемесячный литературный журнал «Новые времена» («Les Temps Modernes»), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, С. переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии С. осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.

В «Словах» («Les Mots», 1964), откровенном автобиографическом романе о первых десяти годах своей жизни, С. называет духовные ценности деда «буржуазными», отвергает литературу, которая отвечает эстетическим критериям, и провозглашает необходимость политической и литературной «ангажированности». Главным произведением этого времени стала философская работа «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique», 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. С. полагал, что с помощью «индивидуальной свободы» можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий – превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.

С. был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Сославшись на то, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт», и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, С. от премии отказался.

В течение последних 20 лет жизни С. больше занимался политикой, чем литературой или философией. С усердием религиозного реформатора он стремился восстановить «доброе имя» социализма.

С. никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 г. в Венгрии В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе «Затворники Альтоны» («Les Sequestres d"Altona», 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, С. становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. С. приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов) революционные преобразования в странах «третьего мира». В 70-е гг. С. оказывается в полной изоляции, становится – впервые за 30 с лишним лет – сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.

В последние годы жизни С. почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер С. 15 апреля 1980 г.

Значение С., которого Хайдеггер считал скорее писателем, чем философом, а Набоков, наоборот, скорее философом, чем писателем, еще предстоит оценить по достоинству. Многим критикам кажется, что индивидуалистическая мораль раннего С. не вяжется с его активной общественной позицией в 60-е гг. Вместе с тем французский философ-структуралист Луи Альтюссер после смерти С. сказал: «Он был нашим Жаном Жаком Руссо». В некрологе, напечатанном в газете «Монд», говорилось, что «ни один французский интеллектуал XX в., ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния, как С.».

Жан-Поль Сартр родился в Париже, 21 июня 1905 г. всемье морского офицера. Когда мальчику исполнилось два года, его отец умер, а мать вернулась в Эльзас, в дом своих родителей. С 1924 по 1929 г. Сартр учился в элитарном французском университете, Высшей Нормальной школе, который окончил с блестящими результатами. Затем он служил в армии, преподавал (1931-1933) в гимназии, в течение года изучал феноменологию Гуссерля во Французском институте Берлина, а с 1934 по 1939 г., вновь был гимназическим преподавателем. В это время Сартр начал работу над собственными произведениями, которые стали выходить в свет с 1936 г. В 1937 появилась его работа «Трансцендентность Эго», которая, несмотря на небольшой размер, уже предвосхищала большинство идей дальнейшей сартровской философии

Философия Сартра за 9 минут

В 1940 г. Сартр попал в плен к немцам и пробыл там до 1941 г. Самые важные и значимые сочинения Сартра были опубликованы после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто», «Мухи», «Дороги свободы», «Экзистенциализм – это гуманизм» и др.

Произведения Сартра – ярчайший образец экзистенциалистской философии. Писатель великолепно описывает необычные, болезненные состояния психики, разум и чувства отчаявшегося человека, подвергая при этом сомнению многие общечеловеческие ценности.

Вместе со своей женой, писательницей Симоной де Бовуар , и видным философом Морисом Мерло-Понти Сартр издавал литературно-политический журнал «Новые времена», который был выразителем крайних левых идей.

Сартр проявлял живейший интерес к марксизму, хотя после внимательного изучения марксистской философии пришел к выводу, что это не подлинно научная теория, а лишь революционный миф. Сартр иногда критиковал советский режим. Как мыслителю-волюнтаристу ему была гораздо ближе маоистская версия коммунизма. Он восхищался китайской «культурной революцией », уповая на то, что она произведёт переворот в человеческом сознании.

Жан-Поль Сартр и его жена Симона де Бовуар в маоистском Пекине, 1955

В 1964 Жан Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Писатель отказался принять премию, объяснив это тем, что её присуждение имело политический смысл и включало его в буржуазную элиту, в то время как он всегда выступал против буржуазии. Его приверженность коммунизму была столь сильна, что Александр Солженицын во время приезда Сартра в СССР отказался от предложения встретиться с ним.

Во второй половине 1960-х гг., во время войны во Вьетнаме , Сартр стал председателем антивоенного «Общественного трибунала», созданного другим видным западным левым – Бертраном Расселом . В 1970 г. Сартр сделался главным редактором газеты «Народное дело».

В последние годы жизни он ослеп от глаукомы и уже не мог писать. Ему читала вслух жена, а он охотно давал многочисленные интервью.