Гедонизм счастье. Презентация: Философские концепции морали. Критерии морального выбора: гедонизм и эвдемонизм. Удовольствие и гедонизм

Некоторые ученые полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чем заключается счастье человека и как его можно достигнуть. Обычно это выяснялось в полемике философа с простецом - через противопоставле­ние того, что понимают под счастьем мудрецы и люди толпы. Простецы называют счастьем высшее состояние радости, чув­ство упоения от обретения желаемого, восторга, удовлетво­ренности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-раз­ному. Одни его видят в обретении славы или благосклонности


любимой девушки, другие - в богатстве и покое. Но как бы ни различались предметы желания, форма у них одна - не­что зримое, осязаемое, конкретное. А почему нет абстрактно­го счастья? Напрягите фантазию и попробуйте представить абстрактное счастье. Уверен, что оно моментально трансфор­мировалось в нечто иное. Это уже не счастье, а, допустим, со­стояние полного умиротворения. Видимо, нет абстрактного счастья, оно всегда конкретно. Более того, адресно, очень спе­цифично и глубоко индивидуально. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье, а оно у всех раз­ное. Но если это так, то какое тогда отношение к морали име­ет данное понятие, ведь все моральные нормы, идеалы и цен­ности - универсальны, т.е. одинаковы для всех людей?

Мудрые философы опровергают обыденные представления о счастье и полагают, что оно как нравственная категория воз­можно только тогда, когда речь идет не о личном, а об общест­венном счастье. Быть счастливым просто, рассуждал Л.Н. Тол­стой, но сделать счастливым незнакомого человека очень трудно. Но в стремлении к труднодостижимому как раз и со­стоит путь морального совершенствования. Подлинно нравст­венный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина. Если этого нет, то душа его неспокойна. Может быть, все-таки существует абстрактное, всеобщее счастье?

Древнегреческое слово «счастье» - «эвдемония» (eudaimonia, eu - добро, daimon - божество) - дословно оз­начало судьбу человека, находящегося под покровительст­вом богов. Только во времена Аристотеля (IV век до н. э.) оно стало обозначать обладание высшими благами. Так и русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). Быть счастливым поначалу и понималось как находиться под ми­лостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастным) судьбе. Счастье - это значит удача, счастли­вый случай, везение. Но в таком случае счастье есть нечто, не зависящее от человека.

К удаче можно отнести доставшееся по наследству богатст­во, но только если оно свалилось как «снег на голову». Если же вы рассчитывали на него, то счастливый случай здесь ни при

Чем. Счастье наступает вопреки всяким расчетам и даже упова­ниям, оно как чудо. Оно приходит даже вопреки вашим усили­ям и трудам, иначе это уже не счастье, а заслуженная награда. Но почему тогда люди больше всего счастливы, когда добились чего-то своим собственным трудом, когда оно досталось благо­даря неимоверным усилиям? И чем выше усилия, тем сильнее ощущение счастья.

Счастьем называют то, что обретает человек благодаря своим усилиям. Несчастья же, будь то огорчения, боль, муче­ния, приходят вопреки его желанию. Счастье не сводится к случаю или удаче. «Улыбка судьбы» или везение сами по себе не представляют счастья. Где-то в уголках подсознания кро­ется тревога: как пришло, так может и уйти. И ничего не по­делаешь. И роптать нельзя, ведь ты его не заслужил. Оно, это везение, дарованное, случайное. И все справедливо. Почему скрадывается ощущение счастья от случайного подарка судь­бы? Быть может, потому, что он - не ваш? Или не заслужен? И его потеря будет таким же справедливым делом, как и обрете­ние? Не само по себе богатство делает человека счастливым, но только праведно нажитое. От достатка и от богатства не следует отказываться, ибо в нужде счастье обрести труднее.

Счастье можно понимать как длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Но почему-то оказыва­ется, что для полноты ощущения жизни рядом со счастьем обязательно должно стоять несчастье. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек учится лучше оценивать выпавшее на его долю счастье. Когда группу мо­лодых людей попросили представить себе, что, по их мне­нию, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей.

Таким образом, добро и зло, счастье и несчастье являются не просто парными категориями. В жизни они должны быть крепко спаяны, неразделимы. Только их чередование позво­ляет ценить каждое из них. Когда человеку слишком долго везет или он постоянно чувствует себя хорошо, он начинает нервничать: что-то здесь не так, такого не бывает.

Счастье и несчастье присутствуют в жизни каждого чело­века. Никому не дано избежать ошибок, болезней, недобро-


жеелательства соперников или потери близких, того, что час­то бывает причиной несчастья. В XIX веке в Великобритании возникло философское направление, получившее наименова­ние «утилитаризм» (от лат. utilitas - польза, выгода). Его представители считали пользу основой нравственности и кри­терием человеческих поступков. В утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наи­большее счастье наибольшего числа людей и тем самым пред­полагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. Но об­щество устроено так, что одновременное счастье всех невоз­можно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем дру­гих. В этом ученые видят парадокс счастья. В нем, по мнению ученых АЛ. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, совмещены два пред­ставления о счастье - как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни - с другой.

Счастья как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. В по­гоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Счастье скорее является следствием определенного образа жизни - добродетельной жизни.

Счастье и удовольствие - взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм?

УДОВОЛЬСТВИЕ (или наслаждение) - это чувство и пе­реживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.

В этике такая позиция называется гедонизмом (от греч. hedone - наслаждение). В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания явля­ется коренным смыслом человеческих действий, реальной ос­новой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Со­гласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Вся «мораль» гедониз-

Слайд 2

План урока – дискуссии

1. Что такое счастье? 2. Удовольствие и гедонизм. Гедонизм и его проявления.

Слайд 3

«Счастье – это когда тебя понимают…»

  • Слайд 4

    В каких случаях человек может считать себя счастливым?

    1. Счастье – это когда тебя понимают. 2. Как вы считает почему появилась такая пословица: « Не было бы счастья, да несчастье помогло?» 3. Может ли быть счастье без страданий и несчастий? 4. Желая счастья другому человеку, что вы вкладываете в смысл этого слова? 5. Были ли в вашей жизни моменты, когда вы считали себя полностью счастливым человеком?

    Слайд 5

    Счастье – это…

    Знаете ли вы, что… Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье»

    Слайд 6

    Счастье – это…

    Счастье – длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Счастье -психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни.

    Слайд 7

    Счастье – это…

    Счастье – (с греч. «эвдемония») – судьба человека, находящегося под покровительством богов. Это состояние полной удовлетворённости жизнью, ощущение радости.

    Слайд 8

    Удовольствие - положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга ощущения, создающие положительный эмоциональный фон.

    Слайд 9

    Удовольствие - это…

    Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий. Б. Паскаль

    Слайд 10

    Гедонизм – это…

    Гедонизм – философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни. Аристипп – древнегреческий философ

    Подобные документы

      Гедонизм – философия наслаждения. Сексуальность и чувство независимости. Конфлюэнтная любовь по Гидденсу. Различение двух видов любви – любви небесно-возвышенной и любви приземленной. Парадигма сексуальности. "Чистые отношения" любви. Садизм и арсанизм.

      реферат, добавлен 04.04.2010

      Пифагор - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик: биография, учение, афоризмы и высказывания. Школа Пифагора, система педагогических методов. Пифагорейская теория чисел - ключ жизни и суть бытия.

      реферат, добавлен 28.11.2010

      Демокрит Абдерский как великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии, краткий биографический очерк его жизни и творческого становления. Описание философских учений.

      реферат, добавлен 19.05.2013

      Социальное значение смерти. Философское учение о бытии субстанции. Значение проблемы смерти. Рассуждение философов о сущности бессмертия. Смысл жизни человека, стремление извлечь максимум из своего существования и продление свое пребывание на земле.

      контрольная работа, добавлен 28.04.2017

      Учение о наслаждении как высшей ценности в жизни. Основатель Киренской школы. Эвдемония у Аристиппа. Киренская философско-этическая традиция. Сходства и различия между тремя направлениями мысли киренских гедонистов. Влияние учения киренаиков на Эпикура.

      реферат, добавлен 20.02.2016

      Древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон как основатель объективного идеализма. Учение о бытии души, ее три начала. Дуализм души и тела. Разделение доступного познанию на воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом.

      презентация, добавлен 26.02.2016

      Сократ - древнегреческий философ: биография, образ жизни, характер, нравственная философская позиция, принципы. Учение о месте и роли человека в природе и мире. Сократ о душе, добродетели, потребностях, знании. Суд над Сократом, смерть и бессмертие.

      курсовая работа, добавлен 04.05.2012

      Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития. Положения философского учения Аристотеля. Учение о четырех причинах. Теория познания и логика. Этические взгляды, учение о добродетелях.

      реферат, добавлен 14.05.2014

      Анализ учений древнегреческого философа Платона. Схема основных ступеней бытия. Сущность высокохудожественных диалогов Платона, таких как "Апология Сократа" и "Государство". Учение об идеях, теория познания, диалектика категорий, натурфилософия Платона.

      презентация, добавлен 10.01.2011

      Пифагор как древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Истоки мировоззрения ученого, содержание его учений и направления деятельности, творческое наследие, оценка роли и значения в истории философии.

    Философские концепции морали

    Критерии морального выбора:

    гедонизм и эвдемонизм


    Крошка сын к отцу пришёл,

    И спросила кроха:

    • Что такое хорошо

    и что такое плохо?

    В. Маяковский


    Мораль – это ядро человеческой культуры

    Главная ценность морали заключается в поведении, соответствующем определённым социальным нормам

    Культура


    Основные источники моральных поступков

    Внешние источники

    Внутренний источник

    Совесть

    Законы

    Обычаи


    Мораль в древнем обществе

    Обычаи

    Религиозные предписания

    Государственные нормы


    Этика – это часть философии и наука о добре и зле, которые она понимает в объективном смысле, не обязательно относя их к данному обществу или человечеству


    Мораль фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому


    Нравственность

    Нравственность – это формирующееся внутри личности представление о добре и зле, которое может не совпадать с этикой и моралью общества, в котором живёт человек


    МОРАЛЬ

    НРАВСТВЕННОСТЬ

    Что должно быть, к чему человек должен стремиться

    Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в жизни


    «Человек есть мера всех вещей»

    Софист Протагор


    «Человек, познавший добро, является праведным и добродетельным. Человек, который ведет себя безнравственно, просто не знает, что такое добродетель»


    Платон считал, что существует общая идея добра, а отдельные добрые поступки – лишь частные проявления этой идеи.

    Человек, живущий безнравственно, находится в состоянии внутренней дисгармонии. Добродетельные же люди, напротив, наслаждаются душевным покоем, счастьем и расположением богов.

    Платон

    (428-348 до н.э.)


    Аристотель считал, что нравственные люди приносят пользу обществу и поэтому получают награду за добродетельную жизнь.

    Основными добродетелями он считал мужество, умеренность, щедрость, а так же «величие души».

    В отличие от Сократа, Аристотель признавал, что человек может иметь ясное представление о своих нравственных обязанностях и тем не менее нарушать их по причине слабоволия или в расчете на безнаказанность.

    АРИСТОТЕЛЬ

    (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского


    Моральный кодекс, который составляет часть христианской религии, твердо основан на вере.

    В основе христианской морали лежит убеждение, что Бог желает счастья людям, которых он создал.

    Бог дал людям ряд заповедей, что позволяет достигнуть счастья и избегать грехов и заблуждений.

    Христианская нравственность базируется на двух главных принципах: любви к Богу и любви к ближнему.


    Резкой критике подверг христианскую мораль Ф.Ницше.

    Идеал «сверхчеловека» - культ сильной личности, идеал «человека будущего»

    Фридрих Ницше


    Бенедикт Спиноза – оригинальный мыслитель с безудержно «дерзновенной» философией.

    Считал, что страсти и желания человека держат его в рабстве.

    «Подлинная свобода человека – это понимание той системы, частью которой мы являемся, при помощи разума».

    Бенедикт Спиноза


    «благородные дикари»

    Жан-Жак Руссо

    (1712 – 1778)


    современная

    Этика

    этика долга

    этика добродетели

    всеобщие моральные законы

    понимание морального облика отдельной личности

    этика ценностей

    бытие человека в мире



    Эвдемонизм

    гедонизм


    Храм Аполлона в Дельфах

    «Познай самого себя»

    надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами».


    «Дэймон» – «гений»

    - «идеальная» часть человеческой личности, соединяет своего носителя с высшими существами - БОГАМИ


    «Стань тем, кто ты есть» + «Познай себя» =

    «Познай себя и стань тем, кто ты есть»







    ДЭЙМОН – потенциал, который связан с индивидуальным самовоплощением человека.

    Он включает в себя как универсальные, свойственные всем людям возможности, так и уникальные черты, отличающие каждого индивида от всех остальных.


    Эвдемонизм

    - учение о стремлении человека к счастью.

    - (от греч. – счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

    - принцип необходимости сочетания духовных и материальных факторов в мотивах к этическому совершенствованию.



    Эвдемонию можно считать действительно полноценным существованием: с одной стороны, в ней многое приобретается (саморазвитие, самореализация и т.д.), с другой – ничего полезного не теряется . Сохраняются возможности гедонистических переживаний в процессе самореализации.




    гедонизм

    Философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни.

    Принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем.




    гедонизм

    ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ


    «О НАСЛАЖДЕНИИ»

    Неискоренимость эгоизма обосновывается стремлением индивида к самосохранению, а основным мотивом человеческой деятельности признается стремление к собственному удовольствию.

    Лоренцо Валла


    • Конечно, наслаждение само по себе не аморально, и поэтому критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия, без которого вообще невозможна общественная жизнь.
    • С психофизиологической точки зрения удовольствие как результат удовлетворения потребности важно тем, что его сопровождает уменьшение и угасания внутреннего напряжения(физического и психического), оно способствует восстановлению жизненных функций организма.

    Сегодня человек создал искусственные средства, позволяющие ему уничтожить всю планету.

    Нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу.