Некоторые ученые полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чем заключается счастье человека и как его можно достигнуть. Обычно это выяснялось в полемике философа с простецом - через противопоставление того, что понимают под счастьем мудрецы и люди толпы. Простецы называют счастьем высшее состояние радости, чувство упоения от обретения желаемого, восторга, удовлетворенности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному. Одни его видят в обретении славы или благосклонности
любимой девушки, другие - в богатстве и покое. Но как бы ни различались предметы желания, форма у них одна - нечто зримое, осязаемое, конкретное. А почему нет абстрактного счастья? Напрягите фантазию и попробуйте представить абстрактное счастье. Уверен, что оно моментально трансформировалось в нечто иное. Это уже не счастье, а, допустим, состояние полного умиротворения. Видимо, нет абстрактного счастья, оно всегда конкретно. Более того, адресно, очень специфично и глубоко индивидуально. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье, а оно у всех разное. Но если это так, то какое тогда отношение к морали имеет данное понятие, ведь все моральные нормы, идеалы и ценности - универсальны, т.е. одинаковы для всех людей?
Мудрые философы опровергают обыденные представления о счастье и полагают, что оно как нравственная категория возможно только тогда, когда речь идет не о личном, а об общественном счастье. Быть счастливым просто, рассуждал Л.Н. Толстой, но сделать счастливым незнакомого человека очень трудно. Но в стремлении к труднодостижимому как раз и состоит путь морального совершенствования. Подлинно нравственный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина. Если этого нет, то душа его неспокойна. Может быть, все-таки существует абстрактное, всеобщее счастье?
Древнегреческое слово «счастье» - «эвдемония» (eudaimonia, eu - добро, daimon - божество) - дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Только во времена Аристотеля (IV век до н. э.) оно стало обозначать обладание высшими благами. Так и русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). Быть счастливым поначалу и понималось как находиться под милостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастным) судьбе. Счастье - это значит удача, счастливый случай, везение. Но в таком случае счастье есть нечто, не зависящее от человека.
К удаче можно отнести доставшееся по наследству богатство, но только если оно свалилось как «снег на голову». Если же вы рассчитывали на него, то счастливый случай здесь ни при
Чем. Счастье наступает вопреки всяким расчетам и даже упованиям, оно как чудо. Оно приходит даже вопреки вашим усилиям и трудам, иначе это уже не счастье, а заслуженная награда. Но почему тогда люди больше всего счастливы, когда добились чего-то своим собственным трудом, когда оно досталось благодаря неимоверным усилиям? И чем выше усилия, тем сильнее ощущение счастья.
Счастьем называют то, что обретает человек благодаря своим усилиям. Несчастья же, будь то огорчения, боль, мучения, приходят вопреки его желанию. Счастье не сводится к случаю или удаче. «Улыбка судьбы» или везение сами по себе не представляют счастья. Где-то в уголках подсознания кроется тревога: как пришло, так может и уйти. И ничего не поделаешь. И роптать нельзя, ведь ты его не заслужил. Оно, это везение, дарованное, случайное. И все справедливо. Почему скрадывается ощущение счастья от случайного подарка судьбы? Быть может, потому, что он - не ваш? Или не заслужен? И его потеря будет таким же справедливым делом, как и обретение? Не само по себе богатство делает человека счастливым, но только праведно нажитое. От достатка и от богатства не следует отказываться, ибо в нужде счастье обрести труднее.
Счастье можно понимать как длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Но почему-то оказывается, что для полноты ощущения жизни рядом со счастьем обязательно должно стоять несчастье. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек учится лучше оценивать выпавшее на его долю счастье. Когда группу молодых людей попросили представить себе, что, по их мнению, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей.
Таким образом, добро и зло, счастье и несчастье являются не просто парными категориями. В жизни они должны быть крепко спаяны, неразделимы. Только их чередование позволяет ценить каждое из них. Когда человеку слишком долго везет или он постоянно чувствует себя хорошо, он начинает нервничать: что-то здесь не так, такого не бывает.
Счастье и несчастье присутствуют в жизни каждого человека. Никому не дано избежать ошибок, болезней, недобро-
жеелательства соперников или потери близких, того, что часто бывает причиной несчастья. В XIX веке в Великобритании возникло философское направление, получившее наименование «утилитаризм» (от лат. utilitas - польза, выгода). Его представители считали пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. В утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наибольшее счастье наибольшего числа людей и тем самым предполагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. Но общество устроено так, что одновременное счастье всех невозможно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем других. В этом ученые видят парадокс счастья. В нем, по мнению ученых АЛ. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, совмещены два представления о счастье - как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни - с другой.
Счастья как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. В погоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Счастье скорее является следствием определенного образа жизни - добродетельной жизни.
Счастье и удовольствие - взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм?
УДОВОЛЬСТВИЕ (или наслаждение) - это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.
В этике такая позиция называется гедонизмом (от греч. hedone - наслаждение). В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Согласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Вся «мораль» гедониз-
Слайд 2
План урока – дискуссии
1. Что такое счастье? 2. Удовольствие и гедонизм. Гедонизм и его проявления.
Слайд 3
«Счастье – это когда тебя понимают…»
Слайд 4
В каких случаях человек может считать себя счастливым?
1. Счастье – это когда тебя понимают. 2. Как вы считает почему появилась такая пословица: « Не было бы счастья, да несчастье помогло?» 3. Может ли быть счастье без страданий и несчастий? 4. Желая счастья другому человеку, что вы вкладываете в смысл этого слова? 5. Были ли в вашей жизни моменты, когда вы считали себя полностью счастливым человеком?
Слайд 5
Счастье – это…
Знаете ли вы, что… Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье»
Слайд 6
Счастье – это…
Счастье – длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Счастье -психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни.
Слайд 7
Счастье – это…
Счастье – (с греч. «эвдемония») – судьба человека, находящегося под покровительством богов. Это состояние полной удовлетворённости жизнью, ощущение радости.
Слайд 8
Удовольствие - положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга ощущения, создающие положительный эмоциональный фон.
Слайд 9
Удовольствие - это…
Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий. Б. Паскаль
Слайд 10
Гедонизм – это…
Гедонизм – философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни. Аристипп – древнегреческий философ
Подобные документы
Гедонизм – философия наслаждения. Сексуальность и чувство независимости. Конфлюэнтная любовь по Гидденсу. Различение двух видов любви – любви небесно-возвышенной и любви приземленной. Парадигма сексуальности. "Чистые отношения" любви. Садизм и арсанизм.
реферат, добавлен 04.04.2010
Пифагор - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик: биография, учение, афоризмы и высказывания. Школа Пифагора, система педагогических методов. Пифагорейская теория чисел - ключ жизни и суть бытия.
реферат, добавлен 28.11.2010
Демокрит Абдерский как великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии, краткий биографический очерк его жизни и творческого становления. Описание философских учений.
реферат, добавлен 19.05.2013
Социальное значение смерти. Философское учение о бытии субстанции. Значение проблемы смерти. Рассуждение философов о сущности бессмертия. Смысл жизни человека, стремление извлечь максимум из своего существования и продление свое пребывание на земле.
контрольная работа, добавлен 28.04.2017
Учение о наслаждении как высшей ценности в жизни. Основатель Киренской школы. Эвдемония у Аристиппа. Киренская философско-этическая традиция. Сходства и различия между тремя направлениями мысли киренских гедонистов. Влияние учения киренаиков на Эпикура.
реферат, добавлен 20.02.2016
Древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон как основатель объективного идеализма. Учение о бытии души, ее три начала. Дуализм души и тела. Разделение доступного познанию на воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом.
презентация, добавлен 26.02.2016
Сократ - древнегреческий философ: биография, образ жизни, характер, нравственная философская позиция, принципы. Учение о месте и роли человека в природе и мире. Сократ о душе, добродетели, потребностях, знании. Суд над Сократом, смерть и бессмертие.
курсовая работа, добавлен 04.05.2012
Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития. Положения философского учения Аристотеля. Учение о четырех причинах. Теория познания и логика. Этические взгляды, учение о добродетелях.
реферат, добавлен 14.05.2014
Анализ учений древнегреческого философа Платона. Схема основных ступеней бытия. Сущность высокохудожественных диалогов Платона, таких как "Апология Сократа" и "Государство". Учение об идеях, теория познания, диалектика категорий, натурфилософия Платона.
презентация, добавлен 10.01.2011
Пифагор как древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Истоки мировоззрения ученого, содержание его учений и направления деятельности, творческое наследие, оценка роли и значения в истории философии.
Философские концепции морали
Критерии морального выбора:
гедонизм и эвдемонизм
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
В. Маяковский
Мораль – это ядро человеческой культуры
Главная ценность морали заключается в поведении, соответствующем определённым социальным нормам
Культура
Основные источники моральных поступков
Внешние источники
Внутренний источник
Совесть
Законы
Обычаи
Мораль в древнем обществе
Обычаи
Религиозные предписания
Государственные нормы
Этика – это часть философии и наука о добре и зле, которые она понимает в объективном смысле, не обязательно относя их к данному обществу или человечеству
Мораль фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому
Нравственность
Нравственность – это формирующееся внутри личности представление о добре и зле, которое может не совпадать с этикой и моралью общества, в котором живёт человек
МОРАЛЬ
НРАВСТВЕННОСТЬ
Что должно быть, к чему человек должен стремиться
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в жизни
«Человек есть мера всех вещей»
Софист Протагор
«Человек, познавший добро, является праведным и добродетельным. Человек, который ведет себя безнравственно, просто не знает, что такое добродетель»
Платон считал, что существует общая идея добра, а отдельные добрые поступки – лишь частные проявления этой идеи.
Человек, живущий безнравственно, находится в состоянии внутренней дисгармонии. Добродетельные же люди, напротив, наслаждаются душевным покоем, счастьем и расположением богов.
Платон
(428-348 до н.э.)
Аристотель считал, что нравственные люди приносят пользу обществу и поэтому получают награду за добродетельную жизнь.
Основными добродетелями он считал мужество, умеренность, щедрость, а так же «величие души».
В отличие от Сократа, Аристотель признавал, что человек может иметь ясное представление о своих нравственных обязанностях и тем не менее нарушать их по причине слабоволия или в расчете на безнаказанность.
АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского
Моральный кодекс, который составляет часть христианской религии, твердо основан на вере.
В основе христианской морали лежит убеждение, что Бог желает счастья людям, которых он создал.
Бог дал людям ряд заповедей, что позволяет достигнуть счастья и избегать грехов и заблуждений.
Христианская нравственность базируется на двух главных принципах: любви к Богу и любви к ближнему.
Резкой критике подверг христианскую мораль Ф.Ницше.
Идеал «сверхчеловека» - культ сильной личности, идеал «человека будущего»
Фридрих Ницше
Бенедикт Спиноза – оригинальный мыслитель с безудержно «дерзновенной» философией.
Считал, что страсти и желания человека держат его в рабстве.
«Подлинная свобода человека – это понимание той системы, частью которой мы являемся, при помощи разума».
Бенедикт Спиноза
«благородные дикари»
Жан-Жак Руссо
(1712 – 1778)
современная
Этика
этика долга
этика добродетели
всеобщие моральные законы
понимание морального облика отдельной личности
этика ценностей
бытие человека в мире
Эвдемонизм
гедонизм
Храм Аполлона в Дельфах
«Познай самого себя»
надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами».
«Дэймон» – «гений»
- «идеальная» часть человеческой личности, соединяет своего носителя с высшими существами - БОГАМИ
«Стань тем, кто ты есть» + «Познай себя» =
«Познай себя и стань тем, кто ты есть»
ДЭЙМОН – потенциал, который связан с индивидуальным самовоплощением человека.
Он включает в себя как универсальные, свойственные всем людям возможности, так и уникальные черты, отличающие каждого индивида от всех остальных.
Эвдемонизм
- учение о стремлении человека к счастью.
- (от греч. – счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.
- принцип необходимости сочетания духовных и материальных факторов в мотивах к этическому совершенствованию.
Эвдемонию можно считать действительно полноценным существованием: с одной стороны, в ней многое приобретается (саморазвитие, самореализация и т.д.), с другой – ничего полезного не теряется . Сохраняются возможности гедонистических переживаний в процессе самореализации.
гедонизм
Философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни.
Принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем.
гедонизм
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
«О НАСЛАЖДЕНИИ»
Неискоренимость эгоизма обосновывается стремлением индивида к самосохранению, а основным мотивом человеческой деятельности признается стремление к собственному удовольствию.
Лоренцо Валла
- Конечно, наслаждение само по себе не аморально, и поэтому критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия, без которого вообще невозможна общественная жизнь.
- С психофизиологической точки зрения удовольствие как результат удовлетворения потребности важно тем, что его сопровождает уменьшение и угасания внутреннего напряжения(физического и психического), оно способствует восстановлению жизненных функций организма.
Сегодня человек создал искусственные средства, позволяющие ему уничтожить всю планету.
Нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу.