Как правильно прикладываться к мощам николая чудотворца. Мощи святой Спиридона: где находятся, как прикладываться, в чем помогают Что говорить когда подходишь к иконе

Среди всего православного народа встречаются люди, которых можно отнести к «номинальным» христианам. Они ходят в храм на Рождество или Пасху, стремятся исполнять все обряды «народного» православия, т.е. пекут куличи, святят водку, купаются в проруби на Крещение, но внутри они обычные миряне, которые обманывают, крадут и ведут крайне непотребную жизнь. Для избежания такого несерьезного и поверхностного отношения к церкви, служителя стремятся максимально подробно донести до христиан смысл того или иного таинства - чтобы препятствовать распространению ересей , но растить разумную и думающую паству.

К таким обрядам относится и прикладывание к иконе. В VIII-X веках горели пожары иконоборчества, потому что служители решили понять образа повыше, поскольку люди так крепко прикладывались, что и золоченую раму откусывали. Как правильно прикладываться к иконе, а главное, зачем это делать?

Прикладываться к иконам стоит с особым чувством трепета и благоговения

Обязательно ли целовать образа в церкви

Следует понимать, что для православного христианина икона - это не просто доска с красками или картина, это благоговейный оттиск личности святого, который на ней изображен. Поклоняются люди не картине, а святому, который заслужил быть запечатленным.

Важно! Через священное изображение православные христиане могут вступить в таинственное общение с изображенной личностью.

Это раскрыто в обосновании VII Вселенского собора, где указывается, что честь, воздаваемая образам - это честь, которая относится к личности святой, которая изображена. Также четко указано, что доскам воздается почтительное поклонение, а Господу - Божеское. И почтение икон совсем не означает поклонение, поскольку поклонения заслуживает один Господь.

Немаловажно понимать и чувствовать разницу между обычной картиной или фотографией и иконой. В первом случае это просто запечатленный человек, а во втором - священное изображение святости человека, который был послушен Богу и всю жизнь положил перед Его престолом. У доски иное содержание, она говорит своим языком и выражениями. Даже человек, который изображен на ней, не похож на себя из-за того, что рисуют не тленную плоть, а священный дух, который был вложен в человека Творцом.

Икона – это образ святого, через который почитание и молитва дойдут до него

Так для чего необходимо прикладываться к изображениям святых? Все на том же Вселенском соборе было дано определение, для чего это необходимо: для воспоминания жизни человека и его мучений (в случае изображенного мученика), чтобы в этом воспоминании разделить и сделаться сопричастными некоему освящению . При этом стоит понимать, что все богослужение, вся литургия направлено лишь на одно - понять и услышать Господа, поклониться Ему. А все остальное - прикладывание к иконам, зажигание свечей, накладывание крестного знамени и прочее - это лишь средства достижения благодатного чувства поклонения.

Читайте о почитаемых иконах святых:

Как следует прикладываться к иконе

Многие священники советуют для прикладывания к иконам приходит чуть раньше начала службы - это позволит все сделать не спеша, без суеты и тем самым искреннее и благоговейно поклониться Богу. Поэтому лучше приходить до основной массы людей, толп и суеты.

Крайне полезно быть в храме не только в воскресный день, но и среди недели, особенно если в храме ежедневно идет служба.

Настроиться на службу следует заранее, еще до входа в храм - это позволит максимально открыто слушать Слово Божье и принимать учение и наставление. Перед входом следует три раза перекреститься, перемежая это поясными поклонами. Женщинам следует повязать платок на голову, а мужчинам, наоборот, снять головной убор. Сразу после входа в храм надо приобрести церковные свечи - их можно ставить перед образами.

Если есть нужда помолиться за близких, можно написать там же в церковной лавки молитвенную записку и передать ее священнику.

Дважды перекрестившись, слегка прикладываются губами к самому краю иконы, затем прикладываются лбом

Чтобы приложиться к святому образу следует пройти вглубь церкви к иконостасу и вначале поклониться главной церковной иконе. Вначале следует поклониться у аналоя и перекреститься два раза. Главный образ обычно находится в центре иконостаса и обильно украшен цветами или другим декором.

Во время празднества какого-либо святого его образ украшают и помещают рядом с главной храмовой иконой. В такие дни следует прикладываться вначале к этому образу. Есть ряд советов и рекомендаций, как лучше это сделать:

  1. Оставить у входа или под чьим-то присмотром сумки и пакеты. Пусть руки будут свободны, как и мысли.
  2. Не торопиться и не подгонять стоящих впереди - почтение и спешка понятия несовместимые. Подходить к иконостасу следует спокойно и учтиво, не торопясь и не бегом.
  3. Женщинам следует стереть накрашенные губы или вообще не красить их перед богослужением. Касаться стекла образа накрашенными губами не только неприлично, но и недопустимо.
  4. Поклоны и крестное знамение следует совершить при подходе к аналою и еще два раза перед образом непосредственно.
  5. Если перед иконой находиться священник, который помазывает елеем каждого, то следует вначале 2 раза поклониться иконе и перекреститься (также 2 раза), подойти за помазанием и благословением и затем совершить еще один поклон с крестным знамением.
  6. Прикладываться к образу надо в местах изображения рук, ног или ризы. Недопустимо касаться стекла у изображения лика - это невежливо и не допускается церковным этикетом. Прикладывание к ризам и рукам-ногам святого показывает, что человек не достоин большего по своей греховной натуре. Допустимо целовать в изображение волос или рук (касательно икон Спасителя Иисуса Христа и Иоанна Крестителя).
  7. Если образ групповой, т.е. на нем нарисованы несколько святых или даже группа, то приложиться можно единожды к основанию иконы.
Важно! Перед образами Спасителя следует читать молитву покаяния и прощения: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Перед образом Богородицы также можно говорить молитву покаяния и просить о милости.

Читайте об известных иконах Спасителя:

Как зажигать свечи

Свечи зажигают также как жест благоговения и почтения. Обычно их ставят у аналоя или у конкретного образа. Для этого устанавливают специальное устройство с отверстиями, в который можно вставить церковную свечу. Поджигают свечу от уже зажженных свечей и аккуратно устанавливают в свободные отверстия. Во время этого можно говорить: «Господи, помилуй» или читать любую молитву.

Свечи ставят у аналоя или у конкретного образа

Для зажигания специальных заупокойных свечей надо немного отойти в сторону. Обычно слева стоит особенный столик на 40 свечей - канун. Именно туда устанавливаются заупокойные свечи во время чтения молебна. При этом не надо покупать отдельную свечу для каждого умершего родственника, достаточно поставить одну за всех. Заупокойные свечи ставятся в конце службы перед уходом из храма.

На заметку! Если человек только начал посещать богослужения и не может сориентироваться как следует зажигать свечи, обычно рядом с ними стоят священнослужители, которые могут помочь в этом.

В целом, прикладывание к иконе - это таинство, которое призвано сломить гордость человеческую и позволить христианину укрепиться в его вере. Брезгливость и упорство в данном случае является проявлением гордого сердца, которое следует смирить. Прикладывание к иконе - это благоговейная и почтительная традиция, которая направлена на взращивание почтения у верующих к их предкам и тем людям, которые всю свою жизнь отдали на служение Господу.

Важно! Пустое прикладывание к образу без веры и ради «так надо» и «все так делают» не принесет пользы человеческому сердцу, наоборот, еще дальше уведет его во грехи.

Как правильно прикладываться к иконам

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Прп. Ефрем Сирин

Московской о помощи несет ту положительную и исцеляющую Божью энергию, от которой становится легко на душе. Будучи слепой и обездвиженной, бездомной и неграмотной крестьянкой, она скиталась по московским домам. Однако самое главное, что ее отличало от других людей, - это то, что в ней жила глубокая вера во Христа, которая была дана в помощь не только самой святой, но и всем людям, которым она всегда охотно помогала.

О блаженной матушке Матроне

Матрона Дмитриевна Никонова обладала даром исцеления, а также могла открывать тайный занавес будущего и делать предсказания. Она более 50 лет провела в сидячем положении и была слепой, однако видела насквозь внутренний мир людей и о всех нуждающихся всегда молилась своею непрестанною молитвою.

Сегодня верующие со всей России, те, кто знает, где находятся мощи Матроны Московской, едут к ней, чтобы почтить ее память и попросить защиты и помощи. Ведь многие знают слова святой старицы: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду видеть, слушать и помогать вам».

Перед тем как ответить на вопрос о том, как прикладываться к мощам Матроны Московской, необходимо в первую очередь ознакомиться с историей ее жизни и святости.

Биография

В ноябре 1881 года в обычной семье Никоновых в деревне Себино, что в Тульской губернии, родилась девочка, которую назвали Матроной. Она стала четвертым ребенком в семье, так как у нее уже были два брата и сестра. Бедная Матронушка родилась слепой, и ее уже хотели оставить в приюте. Однако матери приснился вещий сон: она увидела красивую белую птицу, севшую к ней на грудь, у которой не было глаз. О том, что Матрона станет богоизбранным ребенком, родители догадались по благотворному облаку дыма в момент ее рождения. Уже в восьмилетнем возрасте у нее была крепкая и в скором времени открылся дар мудрой провидицы. К ней начали идти толпы людей за помощью и исцелением. Матронушка стала настоящей кормилицей в своей семье. А в 18 лет у нее отнялись ноги.

Паломничество

Имея дар Божий, Матрона спасала многих людей и была очень добра к ним. У нее было светлое лицо и очень ласковый голос. Всех она погладит по голове, утешит и наложит свое и от этого людям становилось легче на душе, они утешались и успокаивались. Хоть и сама она была очень больна, однако никто не слышал от нее жалоб.

Матрона в 1899 году побывала и в Кронштадтском соборе. Там преподобный Иоанн Кронштадтский по окончании богослужения попросил расступиться всех прихожан и пропустить Матрону и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Революция. Москва

Когда свершилась года, Матрона и ее подруга и покровительница Лидия Янькова совсем обнищали, остались без средств к существованию и без крыши над головой. В 1925 году Матрона переехала в столицу и стала жить, где придется: у знакомых, друзей, но только не у родных братьев, которые стали коммунистами.

Война

С 1942-го по 1949 год преподобная Матрона жила у своих односельчан - Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды. Уже много лет существует легенда, которая была описана в книге воспоминаний Зинаиды Ждановой «Сказание о Матроне». В годы Великой Отечественной появилась серьезная угроза захвата немецкими фашистами столицы, к Матроне приехал сам Сталин. Она предрекла победу русского народа и сказала, что он один из всего начальства не выедет и останется в Москве. Доказательств этого события, к сожалению, нет, но, думается, так оно и было.

С 1950-го по 1952 год она уже жила в Сходне под Москвой у своих дальних родственников Курочкиных.

Святая старица Матрона за три дня предсказала свою смерть. Будучи очень больной, она все равно продолжала принимать людей. Скончалась святая матушка весной 2 мая 1952 года.

Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем - в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции "Сходня", построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской?

Во всех житейских делах помогает матушка Матрона. Ее просят о заступничестве, исцелении и решении проблем в личной жизни и в бизнесе. Молитва Матроне Московской о помощи помогает устроить личную жизнь, родить ребенка или обнаружить пропажу. Смиренную молитву святой матушке надо произносить искренне и с вниманием. Начинается она со слов: «О, блаженная мати Матроно…» Краткая молитва звучит так: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Перед тем как прикладываться к мощам Матроны Московской, нужно прежде всего понять, что так мы оказываем наше благоговение и почтение перед ее нетленным телом, которое свидетельствует о ее великой духовности и святости. Благоговение перед святынями является неотъемлемой частью культуры русского православного народа.

Приложение к святым мощам

Перед тем как приложиться к мощам Матроны Московской, нужно освободиться от сумок и верхней одежды. Таким образом мы показываем глубокое почтение святой праведной Матронушке. Чтобы после посещения храма осталась хоть какая-нибудь святыня, можно попросить церковного служителя приложить к мощам образок, иконочку. Истинно верующие люди целуют ковчежец, выражая уважение и любовь к святой матушке, затем прикладываются к нему лбом, что символизирует объятия.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Необходимо мысленно спокойно и сосредоточенно произнести молитву, потом дважды перекреститься. Далее нужно сделать два поклона и приложиться губами к раке с мощами святой. После вновь перекреститься и поклониться. Поклоны лучше всего делать поясные, чтобы рука коснулась земли.

Цветы для матушки Матроны

В храме есть особый обычай приносить живые букеты блаженной матушке Матроне. Поэтому придел, где находится рака со святыми мощами, всегда утопает в свежих цветах. И что самое интересное, приношение одних для других становится настоящим подарком, так как каждому посетителю мощей святой Матронушки монашки вручают по цветку. Эти цветы освящаются прямо на мощах, и поэтому потом их принято засушить и хранить в своем углу возле иконок. Из цветов можно приносить гвоздики, розы любого цвета, белые хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны.

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

В православной традиции есть достаточное количество святых, которые способны слышать молитвы и помогать во всевозможных бедах. Преподобная Матрона Московская пользуется одним из самых великих авторитетов среди религиозных людей России. Большинство уверено, что блаженная угодница не оставляет без внимания тех, кто искренне пришел попросить исцеления или утверждения в вере.

Перед смертью блаженная угодница завещала всем нуждающимся приходить на её могилу и обращаться к иконам. Святая всегда проявляла милосердие и божественное участие в судьбе человека.

Прошения о помощи у святой Матронушки

Обыкновенные миряне не обладают духовным видением, совершают большие ошибки, поэтому им часто необходимо божественное вмешательство. Святые, являющиеся посредниками между Божьей волей и человечеством, способны исправлять неурядицы, если люди искренне раскаиваются и просят помощи.

Многие православные верят, что святая Матрона способна творить чудеса

Матронушка из числа тех, кто с большой любовью исполняет благородные просьбы честных людей. Ее жизнь была примером праведного богослужения, и после смерти блаженная угодника не устает

  • Прежде чем обратиться к преподобной старице, следует прочитать молитву Всевышнему Господу, Пречистой Деве и Иисусу Христу. Место обращения не имеет особого значения: каждый может попросить помощи в родном доме, храме или на могиле Матроны. Однако самым действенным способом многие паломники называют обращение к останкам, находящимся в Покровском монастыре.
  • В том же месте, где находится рака с мощами преподобной угодницы, расположены и два её священных образа, к которым ежедневно желают прикоснуться толпы религиозного народа.
  • Особое отношение у Матроны было к воде, именно через нее матушка чаще всего исцеляла болезни. Поэтому прихожане, посетившие , прикладываются к святому источнику, наполняя тела чистейшей и благословенной субстанцией.
  • Чтобы святая могла выслушать молитвы и ходатайствовать перед Всевышним Отцом, православные верующие обязаны раскрыть свое сердце в беседе с ней. Нужно отбросить бесполезные мысли о пустых объектах материального мира. Следует сосредоточиться на чистоте просьбы, происходящей из благонравного намерения.
  • Преподобная угодница очень быстро откликается на молитвы, обращенные к ней. Если цели не достигаются с первого раза, нужно исправлять собственный ход мыслей, не терять веру в Господа и продолжать молится. Таким образом, святая исправляет наклонности к грешному мировоззрению и учит полагаться не только на себя.
  • К Матроне Московской часто являются с цветами и другими подарками, которые выражают признательность. Человек должен не просто просить помощи, но и благодарить за то, что великая божья угодница дарует блаженство, ведь уже только от обращения к святому простой мирянин обретает спокойствие.
  • Поэтому придел, где располагается рака с останками Матроны, всегда усыпан цветочными композициями. Букеты освящают с благословения церкви и раздают прихожанам, которые забирают их домой, высушивают и ставят на домашнем иконостасе. Святая чрезвычайно любила сирень, хризантемы, тюльпаны и розы.
Важно! Строгих рамок обращения к святой угоднице не существует, она готова выслушивать мольбы в любое время и при всяких обстоятельствах. Важно самим проявлять уважение к окружению и стараться выкорчевать из собственного сознания греховные наклонности, приносящие личности и его окружению только страдания. Рекомендуется раздавать милостыню и оказывать помощь всякому, кто действительно в ней нуждается.

Святая угодница умеет слушать молитвы и знает о наших благих делах, которые повышают шансы на осуществление людских просьб.

Неограниченная помощь святой

Милосердную Матрону, являющуюся славнейшим служителем Господа, православные верующие неустанно просят в самых различных обстоятельствах, надеясь получить желаемое и найти счастье. Прихожане читают мольбы об исцеление от тяжелого недуга. За всю свою жизнь божественная старица поставила на ноги не один десяток несчастных больных, долгое время страдающих и не находящих покоя.

Как молиться:

Блаженная угодница способна восстановить семью, вдохнув в сознание мужа или жены правильные мысли. К тому же Матрона может подарить бездетным парам долгожданного ребенка, который получит такую же большую любовь, какую испытывала она сама.

Если человек имеет большую семью, а обстоятельства требуют изрядного финансирования, святая старица способна одарить человека работой, которая принесет честные деньги.

Некоторые люди приходят к мощам или лику преподобной, чтобы просить вразумления и укрепления веры в Единого Бога. Такие личности вскоре обретают духовное видение и начинают приносить огромную пользу своему окружению.

Иконы и мощи преподобной угодницы способны уберечь истинных верующих от влияния нечистых сил, а также помогают обрести настоящее доверие к делам Господа, который всегда знает, как полезнее и справедливее поступать его детям.

Икона и мощи святой Матроны Московской

Сегодня существует несколько самых популярных способов, которыми пользуются православные верующие, чтобы их мольбы дошли до сердца преподобной Матроны.

  • Большинство людей стремится навестить раку с её мощами и прикоснуться к божественному списку. Покровский монастырь, в котором располагаются останки, находится в Москве по адресу ул. Таганская № 58. Церковные комплекс работает без выходных и открыт с раннего утра до самого вечера.
  • Колоссальным могуществом обладает Именно здесь Матрона Московская была похоронена. Память об этом месте практически стерлась, но почитание возобновилось через 30 лет после кончины блаженной старицы, как она сама и предсказывала. Мощи торжественно перенесли в Покровский монастырь, а на месте гроба установили чудодейственный сосуд с песком, которые тоже помогает в трудные минуты.
  • Блаженной матушке можно написать письмо, которое следует отправить на адрес Покровского монастыря. Это прошение будет возложено на мощах Матроны.
  • Часто православные верующие обращаются к священным иконам с изображением преподобной старицы. В России практически нет церкви, где не находился бы такой список. Большинство прихожан стремиться именно прикоснутся к реликвиям, потому что считают этот жест более прямым и скорым. Однако не стоит забывать о чистоте помыслов, потому что дурные запросы, приносящие вред, святая исполнять откажется.

Правила прикладывания к мощам и иконам

Многие христианские паломники посещают столицу для того, чтобы повидать место упокоения блаженной старицы и прикоснуться к ее образам. В этих людях не утихает надежда, что обращение к Матроне способно исцелить от болезней и придать духовных сил на жизненном пути.

Прикладывание к мощам Матроны Московской

В Москве есть несколько мест, где паломники могут воочию рассмотреть останки и помолиться:

  • На ул. Даниловский Вал № 22 находится Свято-Даниловский церковный комплекс.
  • Останки блаженной старицы также хранятся в храме Георгия Неокесарийского.
  • На Измайловском шоссе № 2 - церковь Воскресения Христова.
  • На Нахимовском проспекте № 6 - храм Ефросиньи Московской.
  • На ул. Осипенко № 6 - собор святого Георгия Победоносца.
  • Погребальная рака Матроны хранится в церкви Мартина Исповедника (ул. А. Солженицына № 16).

О мощах Матроны:

Для прихожан существуют определенные правила, которым должно придерживаться, находясь в Божьей Обители:

  • Поведение должно быть смиренным и воспитанным, необходимо спокойно дождаться своей очереди. Перед мощами делаются поклоны и дважды крестное знамение.
  • К раке с останками прикасаются сначала губами, а после лбом. Далее, прихожанин делает крестное знамение и отходит в сторону. Не нужно долгое время задерживаться перед святыней, так как желающих очень много. Поэтому следует заранее сформулировать просьбу и четко выговорить её перед мощами или образом.
  • Разрешается взять с собою маленькую икону и приложить её к раке. После всех действий традиция велит подойти к церковнослужителям, которые раздают освященные цветы.
Совет! Чтобы просить помощи у святой Матроны Московской следует держать свое сердце и помыслы в чистоте. Блаженная старица не отказывает честным людям, вселяя в сердца веру во Всевышнего.

За помощью к Матроне приходит огромное количество мирян и, зная о ее милосердии, заранее благодарят святую поклонением, цветами и небольшими иконами.

Как просить Матрону Московскую о помощи?

26 июля 2018, 22:02 Авг 2, 2018 19:23