Удмуртская легенда. Легенды родникового края. Как разные народы живут на удмуртской земле. Улах: веселимся вместе

Ирина Семакина
Конспект НОД в старшей группе «Мифы и легенды Удмуртского народа»

Цель : Познакомить детей с мифами и легендами Удмуртов .

Задачи :

1. Познакомить с мифами и легендами .

2. Формировать умение работать с картой Удмуртской Республики ;

3. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.

Материал : карта Удмуртской Республики , книги, иллюстрации героев легенд , цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага белая А4 (на каждого ребенка) ноутбук,домовёнок (игрушка) .

Предварительная работа. Рассматривание книг «Мифы и легенды » и их иллюстраций, объяснение новых слов коркакузё (домовой, инмар, вумурт, вукузё, алангасар.

Звучит удмуртская народная мелодия (музыку подбирает воспитатель) .

На стене висит карта Удмуртской Республики . Воспитатель обращает внимание детей на карту.

Ход занятия:

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл коркакузё и принёс очень интересные книги.

А знаете ли вы, кто такой коркакузё? (ответы детей) . Давайте посмотрим отрывок мультфильма и поймём, кто же такой коркакзё (домовой) (просмотр мультфильма про домовёнка кузю) .

Итак, ребята коркакузё- это хозяин дома, хозяин нашего детского сада. Сегодня он пришёл, чтобы познакомить нас с мифами и легендами удмуртов о происхождении земли.

Кто из вас знает, что означают слова «Миф» и «легенда »

Мифы и легенды - устные рассказы о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение. В них отразились представления людей об окружающем мире. В отличие от мифов, где главными персонажами были боги, в основе легенд - жизнь обычных людей и реальные события. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. (показ слайдов – изображения богов и рассказ о них)

Итак, давайте сядем поудобнее и послушаем Мифы и легеды , которые нам принёс коркакузё.

Чтение отрывков из книги «Мифы и легенды удмуртов » .

Беседа после прочтения :

В.: Скажите, что было до сотворения Земли, по легенде Удмуртов ?

Д.: Вода, солнце и небо.

(На фланелеграфе выставляем соответствующие рисунки) .

В.: Правил всем этим….(выставляем на фланелеграфе изображение Инмара)

В,: Хозяином воды был…

Д :. Вукузё (выставляем)

КОРКАКУЗЁ. Молодцы ребята. А теперь давайте отдохнём немного. Поиграем в игру «Водяной»

Игра «ВОДЯНОЙ»

К.: Молодцы, ребята, хорошо справились. А кто же такой вумурт?

(ответы детей)

Обратите внимание на наш земной шар. Посмотрите, наша земля состоит и из материков, морей и океанов, гор и низменностей… А как же это всё произошло? Изначально были только небо, солнце и вода. (ответы детей, по очереди передаём мяч для продолжения пересказа.)

Молодцы. Итак, по мифам Удмуртов , землю сотворили Инмар и Вукузё.

А что же ещё сотворили Инмар и Вукузё расскажите, пожалуйста, коркакузё.

(инмар – собаку, алангасаров, вукузё – козла) .

Чем занимались алангасары и почему они себя так вели? (забыли дать разум)

Расскажите, а как же тогда произошёл человек по мифам от алангасар. (алангасарёнок нашёл разум и съел его) .

Как вы думаете, что было бы на земле, если не нашли бы алангасары разум.

(ответы детей) .

Коркакузё.: Молодцы, ребята, многие из вас очень внимательно слушали мою историю. Вы, наверное, устали, хотите я познакомлю вас с удмуртскойфизкультминуткой ?

Физкультминутка : Виг,Ваг Аргане…

Художественное творчество :

Ребята, скажите, кто из героев вам запомнился, понравился. Почему?

Давайте вспомним каждого героя. Опишем. (Чтение описания каждому из героев, названых детьми.)

Сегодня мы с вами сделаем выставку героев мифов и легенд Удмуртов . Ваша задача – нарисовать понравившегося героя.

Обратить внимание детей на средства для работы : краски, кисточки, карандаши, фломастеры, белые листы А4.

Выставка работ. Обсуждение работ.

Этому мы посвятили проект «Легенды родникового края», организованный «АиФ в Удмуртии» совместно с министерством национальных отношений УР и Домом дружбы народов.

Каждый народ вкладывает свои мудрость, таланты и труд в тот край, где ему выпало жить. И основные партнёры и участники проекта - общественные национальные объединения: именно они нацелены на созидательную деятельность народов, признавших Удмуртию своей второй родиной. Давайте вместе расскажем о национальных традициях и праздниках, об удивительных историях, случившихся с нашими современниками на удмуртской земле, о легендах, которые дарит Удмуртии новый век и её новые жители.

Счастье - от ума

Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» поделилась с нами древней удмуртской легендой.

Когда-то в мире жили всего двое: Инмар - Хозяин неба и Вукузё - Хозяин воды. И вот Инмар решил сделать землю и живых существ на ней. И велел он Вукузё достать землю из воды. Так началось сотворение мира, в котором Вукузё постоянно портил идеальные задумки Инмара.

Дошло дело до человека. Сделал Инмар красивую пару и отлучился в своих заботах, оставив собаку охранять людей. Тут же появился Хозяин воды, но собака не подпустила его к творениям Инмара, не давая ему дотронуться до людей. Тогда Вукузё попросил: «Дай я хоть плюну на них!». Собака удивилась, но зла в этом не учуяла. А слюна Вукузё была ядовита, и от неё люди покрылись гнойниками. Увидел Инмар, как обезображены его создания, задумался, как спрятать болячки, и вывернул людей наизнанку, спрятав язвы. Вот с той поры все недуги и болезни людей скрываются внутри.

Когда новые обитатели земли были уже готовы к самостоятельной жизни, Инмар вспомнил своё большое упущение - он не дал людям разума. Без разума люди не люди, не заменят его ни силы, ни здоровье. Без разума человек не сможет оценить красоту земли и потому не будет счастлив, - понял Инмар и отправился за разумом, который был у него уже приготовлен и лежал в берестяной коробке. Но его опередил вукузё. И решил уничтожить разум: часть его он утопил в воде, часть зарыл в землю, а часть развеял по воздуху. Тут появился Инмар. Испугался вукузё его гнева, но признался в содеянном. А Инмар расплылся в довольной улыбке: «Ты сделал всё лучшим образом: разум с воздухом войдёт в людей, они передадут его по наследству детям своим, и род от роду станет умнее. Когда люди поумнеют совсем, они полюбят землю и сделают её прекрасной!».

Мечта поколений

Главная гордость и забота президента Татарского общественного центра УР Фнуна Мирзаянова - центральная мечеть в Ижевске.

Религия сегодня обеспечивает связь времён и даёт верный вектор морали, - считает он. - Для нас мечеть - не только религиозный объект, но и центр общения людей разных культур, место благотворительности. Официально мечеть на ул. К. Маркса откроется в 2016 году. При этом в месяц Рамадан уже в течение трёх лет мы делаем бесплатные обеды для всех прихожан.

Эта мечеть - мечта многих поколений татар Удмуртии, и построена она на пожертвования людей. Мусульмане 1/40 от своей прибыли должны отдавать на богоугодные дела. И люди жертвуют: для строительства мечети создан фонд, и вклады на неё были разные - от нескольких рублей до 10 тысяч долларов. Во время сборов мы набрали три ведра мелочи и меняли её в банке.

Татарская мечеть в Ижевске. Фото: АиФ

Мы хотим, - говорит Фнун Гавасович, - чтобы человек любой национальности и конфессии мог зайти в мечеть. Там есть имамы с юридическим образованием, способные дать консультацию сами или подсказать нужных специалистов. Но главное, что даёт мечеть - нормы морали. То, что сейчас за ислам выдают чёрные идеи, крайне цинично. Аллах создал людей для созидательного труда и нравственной жизни, а не для «пушечного мяса».

Около 3000 членов татарского общественного центра - единомышленники в приятии здорового образа жизни, в сохранении традиций и праздников, в поддержке связей с исторической родиной – Татарстаном и Башкирией.

Русская песня над Камой

В Обществе русской культуры УР нам рассказали, что старообрядцы, гонимые реформами патриарха Никона, в XVII веке уходили в глухие, малодоступные места, в том числе по рекам Вятке, Каме и их притокам. Они так и не приняли церковных перемен, до наших дней сохранили свою веру и культуру. Особенно много старообрядцев живет на севере Удмуртии. Кезский и Красногорский районы можно смело назвать «староверскими». Для всех старообрядцев характерно строгое следование обычаям древней Руси, их уникальные традиции и обряды являются ценным нематериальным наследием русского народа.

Ещё в 2003 году Общество русской культуры УР (в этом году ему 25 лет) в селе Кулига Кезского района впервые провело республиканский праздник старообрядческой культуры «Истоки КАкие МЫ». Праздник, возрождающий традиции народного быта, имел такой успех, что переродился в межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры.

К праздникам присоединяются представители практически всех народов, живущих в Удмуртии. Фото: Из личного архива

Так и повелось с тех пор: в летние погожие деньки в гости к старообрядцам, живущим у истоков Камы, приезжают гости не только из разных уголков нашей республики, но и из Кировской области, Пермского края, Татарстана, Башкортостана и даже дальнего зарубежья. В глубинку люди едут, чтобы послушать аутентичные песни старообрядцев, стать участниками весёлых хороводов-игр, отведать вкусной медовухи, которой славится Кулига.

В 2012 году Общество придумало республиканский фестиваль старообрядческой культуры «Петровское Заговенье» и проводит его в д. Бараны Красногорского района. Приоритетной в проекте является работа со старообрядческой молодёжью - наследником и «проводником» этой самобытной культуры.

Оба праздника получили широкую известность в Удмуртии. К ним присоединяются представители практически всех народов, живущих в Удмуртии. Учитывая популярность и социальную значимость фестивалей, правление Общества русской культуры УР во главе с председателем Сергеем Фефиловым решило чередовать праздники. В этом году шумно и весело прошло «Петровское Заговенье», а на будущий год - милости просим - приезжайте к «Истокам Камы»!

Ночная лошадь и … веме

Интересной легендой поделился Национально-культурный центр «Закамские удмурты».

Было это в Кипчаке, может быть, в Шудеке или совсем в другой деревне. Там когда-то жил одинокий мужчина. Односельчане удивлялись: всё он знает, умеет, никогда не болеет, а семью почему-то не создаёт. По ночам жители той деревне на улице или около кладбища часто видели белую лошадь, скачущую куда-то в темноту. «Может быть, это призрак, или какая-то ведьма?» - думали сельчане.

Одна красивая девушка из той же деревни готовилась выйти замуж. Но неожиданно перед свадьбой она заболела. Жених её бросил и уехал из деревни. Такая же история случилась и с другой девушкой. Сельчане забеспокоились: «Кто же мутит, как воду, жизнь молодых?» Вспомнили про белую лошадь. Не она ли виновата?

По ночам жители той деревне на улице или около кладбища часто видели белую лошадь, скачущую куда-то в темноту. Фото: АиФ/ Сергей Прохоров

Однажды несколько деревенских парней устроить веме (безвозмездную помощь ) и поймать эту лошадь. Так и поступили. В одну ночь почти все мужчины и молодые парни вышли на улицы. Все ждали появление лошади и ближе к полуночи увидели её. Мужчины долго гонялись за ней и всё-таки сумели прижать лошадь к одному двору. Сразу пригласили кузнеца. На передние ноги белой лошади он прибил железные подковы. Лошадь оставили во дворе, а утром её там уже не было. В следующую ночь она не появилась в деревне.

В то же самое время по деревне прошёл слух: заболел бобыль, до сих пор не знавший, что такое болеть. Парни решили его проведать. Да, мужчина лежал в постели, укрывшись одеялом. «Что у тебя болит?» - спросили у него. «Ничего не болит», - ответил бобыль.

Парни несколько раз приходили к нему: сосед так же лежал, не ел, но и на здоровье не жаловался. Один из парней не выдержал, сдёрнул одеяло с него. И все увидели: на руках человека прибитые подковы. И тогда вокруг дома этого одиночки люди железным предметом очертили круг. После этого в деревне по ночам никто не видел белую лошадь, и печальные истории закончились.

Веме - это сила, способная очистить всякую нечисть. Веме до сих пор живёт в той удмуртской деревне и помогает жителям преодолевать любые трудности.

Удмуртов из Башкортостана и Куединского района Пермского края ученые назвали закамскими. Сами удмурты из тех мест себя называют «тупал удмуртъёс» - заречными.

Еврейская суббота: шаббат шалом!

Главный раввин России Берл Лазар, отправляя еврейскую этнографическую экспедицию в Ижевск, сказал: «В крупных городах России еврейская жизнь пока что развита больше, чем в регионах. Зачастую можно услышать фразу: «Я - еврей, и для меня это почти ничего не значит». Так ли это?

Общественная еврейская жизнь в Удмуртии наполнена национальными традициями, социальными проектами помощи старикам и детям, многонациональными проектами, направленными на укрепление добрых отношений между людьми.

Молодёжь Общинного центра еврейской культуры УР - победители в Республиканском турнире по шашкам и в игре «Что? Где? Когда?», они завсегдатаи вечеров танцев и межнациональных смен, их всегда можно найти в первых рядах дискуссионных площадок и фестивалей. Ежегодно в школах республики проводятся уроки, посвящённые теме Холокоста в Великой Отечественной войне. Общинный центр еврейской культуры УР также является организатором межнационального проекта «С любовью по родному краю», в который входят представители шести национально-культурных объединений, помогающие малоимущим и многодетным семьям во многих районах Удмуртии. Общинный центр только в 2015 году участвует в пяти крупных многонациональных проектах совместно с другими НКО.

Самым благословенным днём у евреев принято считать Шабат (субботу) - день, когда женщина зажигает в своём доме свечи - символ мира и спокойствия. В этот день евреи приветствуют друг друга словами «Шаббат шалом!».

Вклад через спорт

Спорт важен для оздоровления нации, - говорит представитель Азербайджанского общественного центра Удмуртии «Достлуг» Зульфигар Мирзаев . - Мы гордимся тем, что многие азербайджанцы Удмуртии не только успешно работают в области медицины, образования, в правоохранительной сфере, но и имеют высокие достижения в спорте. Успехи молодёжи нам важны, и в этом году руководство диаспоры награждало наших выпускников, получивших золотые медали и красные дипломы, и лучших спортсменов.

Азербайджанцы гордятся своими спортсменами. Фото: Из личного архива

В историю спорта Удмуртии вписан целый ряд имён спортсменов-азербайджанцев. Среди них - мастер спорта СССР и России, 3-х кратный чемпион мира по вольной борьбе среди ветеранов Гасымов Мирадам Миркамал оглы. Его сыновья тоже успешны в спорте: Миркамал, 17 лет - чемпион Удмуртии и Миразиз, 23 года - мастер спорта России.

Спортсмены азербайджанской национальности достигли в 2015 году высоких результатов в соревнованиях регионального, окружного, всероссийского и международного уровней. Амаля Гмбарова, братья Касымовых Вугар и Яков, Гадирли Гадир, Мамиев Дмитрий, Омаров Рамазан, Мамедов Мунасиб, Амишов Джавад, Гасымов Миркамал, Пиралиев Амин, Исмаилов Раил достойно представляли интересы Удмуртии.

Студентка Ижевской медакадемии Гамбарова Амаля Ахилл кызы выросла в интеллигентной семье в с. Вавож. Девушка необычайно талантлива: будущий врач с красным дипломом ИГМА, она является и мастером спорта по тяжёлой атлетике. В июле в первенстве России в Зеленеградске Амеля завоевала бронзовую медаль. Корни успеха - в семье: её отец Ахил, окончив Азербайджанский институт физкультуры и спорта, преподавал в университете, затем приехал в Удмуртию.

Массовое вовлечение членов диаспоры в физическую культуру, их успехи на различных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы азербайджанцев, проживающих в Удмуртии.

Славное имя

В Советском Союзе жило более 1 млн греков, - говорит председатель Общества греков «Никея» Демокрит Анаников . - После распада страны особенно много греков осталось в России и в Украине (Донецкой и Луганской областях). В Удмуртии, конечно, живут «советские» греки: в своё время они приехали по распределению после вузов. И надо сказать, у всех удачно сложилась профессиональная карьера: многие стали руководителями и предпринимателями - чернорабочих среди греков нет.

Есть имена, которые легендарно вписаны в историю региона. Например, Виктор Васильевич Коваленко. Его именем названа улица натерритории Ижевского автозавода. Человек этот уникальный: 45 лет из своей жизни он посвятил родному предприятию, 22 года был его главным инженером, а свою карьеру на «ИжАвто» завершил в возрасте 80 лет! В этом году он отмечает своё 85-летие.

Коваленко родился в Украине, в Донецкой области, жил в немецкой оккупации «Мы, невзирая на тяготы времени, сутками пропадали около враждебной техники, - вспоминает он. - После поспешного бегства чужой армии у нас во дворе остался тяжёлый военный тягач. Часовые около комендатуры стреляли без предупреждения во всякого, кто к тягачу подходил. Вот так, буквально под огнём, я разобрал его до последнего винтика.

В Ижевске я начал работать в конструкторском отделе на мотоциклетном производстве. Это был не просто отдел - целая академия! А в 1965 году возник автозавод. Началась стройка, мы дружно месили грязь, принимали первых работников. Моё главное профессиональное достижение? За 22 года моей работы главным инженером автопроизводства моя команда специалистов не допустила ни одного случая сбоя на производстве, который длился бы больше 1,5-2 часов.

Греки Удмуртии отмечают два главных праздника: 28 октября - День «Охи», когда в 1940 году премьер-министр страны Иоаннис Метакса сказал «Нет» на предложение итальянских фашистов о сдаче. 25 марта День независимости Греции и освобождения от турецких захватчиков.

Игры Тюшти

Тюштя - герой мордовскою эпоса, похожий на древнегреческою Геракла, рассказали в Обществе мордовского народа УР «Умарина». Он обучил мордву многим ремёслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, он собрал людей и научил их воинскому искусству Для всех мужчин он провёл первые испытания: те, кто поднялись за ним на высокую гору, становились ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались состязания, и те, кто выигрывал их, назначались ушмандеями - военачальниками.

После победы над врагом проводились игры, на которых молодые парни соревновались в борьбе и мастерстве владения оружием, мерились силой и готовили себя к будущим сражениям. Это и были игры Тюшти.

Женщины водили хороводы, мужчины состязались: в кулачном бою, в борьбе или «стенкой на стенку». Фото: Из личного архива

Во многих сёлах игрища проводили через неделю после Троицы. Женщины водили хороводы, мужчины состязались: в кулачном бою, в борьбе или «стенкой на стенку». Так отрабатывались боевые навыки, и каждый человек, помимо своего основного дела был воином. К тому же в народном празднике главное - эмоционально себя проявить. При этом взрослый человек получит массу впечатлений, а в памяти ребёнка народные традиции сохранятся как светлый образ. Это и есть самый оптимальный путь сохранения народной культуры.

Современным детям, поменявшим прогулки и движение на компьютер, народные игры могут очень помочь. Их обязательная состязательность раскрывает детей эмоционально. Игры привлекательны простотой и не требуют предварительного обучения. Да и инвентарь для них самый простой: доска, палка, верёвочка.

Мордовские национальные состязательные традиции т современному человеку дают возможность реализовать себя. Примечательно и то, что народные принципы игры приветствуют присутствие родителей. Замечательны тренировки всей семьёй, когда вместе с мальчиками занимаются папы или дедушки, а мама или бабушка сидит рядом.

Именно национальные традиции дают нам шанс вырастить здоровое и успешное молодое поколение, знающее традиции своих предков и любящее своё Отечество.

Рай за скромность

В Удмуртии постоянно проживает около 1000 узбеков, - говорит президент Узбекского национального центра социальной поддержки и развития культуры «Азия Плюс» Мухутдин Бахридинов . - Все они имеют семьи, работу, растят детей - сердце за них спокойно. Главная забота центра «Азия Плюс» - узбеки-мигранты. Мы занимаемся ими, чтобы в Удмуртии у них, с одной стороны, не было криминала, с другой - чтобы они сами не становились жертвами мошенничества. Узбеки - хорошие работники: трудолюбивые, скромные. Их ждут на любой стройке республики, но условия их труда очень непростые. И важно, чтобы рядом были соплеменники, способные поддержать и помочь.

О скромности узбеков есть легенда. Раздавал Бог землю. Узбек пришёл одним из первых, но приветливо, приложив руку к сердцу, пропускал всех вперёд: «Прошу, мархамат. Проходите, пожалуйста». Когда он вошёл, земли уже не осталось. Удивился Бог любезности узбека и сказал: «Есть у меня райское место. Думал оставить его себе, но бери!» С тех пор узбеки живут на благословенной земле.

Узбек смело «присвоил» себе лишь одну вещь - плов. Это блюдо есть у многих народов, но кто его ест, как узбек? Обязательно в четверг и в субботу на посиделках с родными и друзьями. У него есть знаменитый плов из красного риса, что растёт в воде горных рек, есть плов жениха...

Плов узбеки считают своим блюдом. Фото: АиФ/ Геннадий Бисенов

О плове есть красивая легенда. В X веке в Бухаре заболел сын правителя. Юноша становился всё слабее и слабее, когда к нему привели знаменитого врача Ибн Сина, способного определять болезнь по сердцебиению. Пульс принца указывал на любовные муки, но он не называл имя девушки. Тогда держа руку на пульсе юноши, Ибн Сина просил называть ему кварталы Бухары, и по пульсу больного угадал название заветного места. Потом перечисляли имена всех, проживающих там. Когда прозвучало имя дочери ремесленника, пульс вернулся к норме. Причина болезни была в неравной любви.

Ибн Сина написал на бумаге рецепт безымянного блюда и велел кормить им юношу 7 дней, а на 8-й устроить свадьбу. На блюдо шло 7 ингредиентов: п иёз (лук), а ёз (морковь), л ахм (мясо), о лие (жир), в еет (соль), о б (вода) и ш алы (рис). Так юноша выздоровел, женился на любимой и был счастлив. А безымянное блюдо назвали по первым буквам 7 ингредиентов: получилось «палов ош» - плов.

С молитвой к Ош Куго Юмо

В этом году исполнилось 415 лет, как марийцы расселились в Вятско-Камском регионе. Когда они появились, местный хан задумался: какую землю дать новым людям? И сказал молодому марийскому батыру: «Сколько земли ты обойдёшь с рассвета до заката, столько и возьмёшь!» И побежал батыр, стараясь, чтобы его народу достались и луга, и леса, и реки, и холмы. Так марийцы получили красивые земли юга Удмуртии и живут сегодня в Алнашском, Граховском и, конечно, Каракулинском районах.

В 1996 году, чтобы сохранить марийскую народную культуру, традиции и язык, появилось наше общество «Одо Мари Ушем», - говорит руководитель Одо Мари Ушем (Союза марийцев Удмуртии) Нина Телицына. - Интерес к родной культуре не теряется даже в смешанных браках. Раньше её активно пропагандировали в школах: так в деревнях Мари Вожай, Быргында, Ныргында уроки на марийском языке велись до 8 класса. Теперь родной язык дети учат только в начальной школе и факультативно в средней. Поэтому очень важно, чтобы семья и другое взрослое окружение поддерживали и развивали этот интерес к корням, любовь к национальной культуре. И эта любовь, надо сказать, свойственна марийцам. Мы народ открытый, позитивный, поющий и танцующий. И очень трудолюбивый.

Марийцы - народ открытый, позитивный, поющий и танцующий. Фото: Из личного архива

Сейчас наступило время возрождения традиций: мы восстанавливаем молельные места - священные рощи, что были раньше у каждой деревни. Есть и семейные места для молитвы. Старики вспоминают, как молились об урожае Ош Куго Юмо - Белому Большому Богу. И тогда в сам праздник урожая стояла прекрасная погода.

В октябре этого года мы открыли в Доме дружбы народов свою воскресную национальную школу, хотим сделать в Ижевске марийскую группу в детском саду. Молодые родители этому рады. И нам, старшему поколению, нравится, когда наши внуки спрашивают нас марийские слова, просят им сшить национальные костюмы, готовы выступать с нами на народных праздниках. Это значит, что у небольшого, но самобытного народа есть будущее.

Гиоргоба придёт в Удмуртию

«Грузинское Землячество» существует в Удмуртии четвёртый год, и летом этого прошла его официальная презентация.

Наша диаспора малочисленна - в ней около 200 человек, - говорит её председатель Давид Брамидзе. - И мы общаемся с замечательными общинами в Татарстане и Чувашии. Хотя грузин в России остаётся всё меньше: слишком непростая сложилась политическая ситуация, и с 2006 года нет отношений между Россией и Грузий. Но мы помним не только события последний десятилетий, но и историю многовековой дружбы наших народов и стран. Грузию с Россией объединяет единая вера: у нас одни православные традиции, совпадают все каноны, принят крестный ход - недаром ассимиляция грузин в России, благодаря в том числе и религии, происходит очень быстро. Правда, православные церкви у нас разной архитектуры, но на это влияют национальные традиции зодчества.

Грузинская церовь. Фото: Из личного архива

Так получилось, что в Удмуртии встречаются разные кавказские народы. Казалось бы, из-за недавних по времени кавказских конфликтов у нас возможны столкновения. И опять нас разделяет недавняя история и объединяет многовековая: мигрелов и абхазов в ней разделить нельзя.

В октябре отмечается Тбилисоба -День города Тбилиси и большой праздник для всей Грузии. Его регулярно и пышно празднуют в Москве. 23 ноября и 23 апреля отмечается Гиоргоба - День Святого Георгия, покровителя Грузии. Этот святой особенно почитаем и в России. В ноябре Гиоргоба проходит не только, как православный праздник, но и как торжество в честь последнего сбора урожая. В будущем году мы хотим провести его на центральной пощади Ижевска и пригласим профессиональных грузинских танцоров из Казани и Москвы. Скоро состоится и открытие российско-грузинского центра «Ижевск - Москва - Тбилиси». Его цель понятна – способствовать укреплению дружественных отношений между нашими народами. Только мир и согласие дают любому человеку возможности жить благополучно и счастливо.

Место для всех религий

Высокое строгое здание из розового мрамора по ул. 10 лет Октября притягивает взоры ижевчан вот уже несколько лет. К слову, такой мрамор можно найти только в Армении! Но для большой Мечты, которая объединяет людей разных национальностей, нет ничего невозможного! И поэтому Армянская Апостольская Церковь строится шаг за шагом, с помощью многих друзей армянского национально-культурного объединения.

Рядом с церковью возводится дворик с точной копией озера Севан и горы Арарат. И каждый вечер люди, закончив свои дела, приезжают к строящейся церкви, снимают пиджаки и галстуки, закатывают рукава и начинают пилить, строгать, замешивать бетон.

Григорианская вера основана на радости и любви. Фото: Из личного архива

Григорианская вера, которую исповедуют армяне, основана в первую очередь на радости. На любви. На безусловном доверии к ближнему. Армяне готовы рука об руку строить, петь, танцевать и работать вместе с русским братом. Они даже обращаются к незнакомым людям на улице, не иначе как «брат» или «сестра». Они умеют работать и умеют отдыхать. Они встают из-за стола и прерывают мужские разговоры, если в дом входит женщина. Они безудержно любят детей всего мира.

Двери армянской церкви всегда открыты. Белые стены, большие окна в пол, через которые лучится солнечный свет, посередине, между скамеечек - проход к алтарю. По церкви, смеясь, бегают дети. Женщины в самых лучших платьях что-то радостно обсуждают. Мужчины беседуют в сторонке о своём. В этом месте всегда примут людей самых разных национальностей. На Пасху хозяева накрывают большой, щедрый стол. В летний жаркий день обольют гостя святой водой и посыплют лепестками роз. В апреле позовут всех на субботник и угостят по-домашнему. «Потому что Бог - один. И находится он на высокой горе! - часто говорят армяне. - И каждая религия идёт к Богу своей тропинкой!».

Казачий Круг - святое дело!

Они - из того редкого поколения людей, которые искренне радуются друзьям, берегут женщин и учат детей любить и защищать Родину. Это глубоко интеллигентные люди, смесь красоты и духовности. Говорят они на древнерусский манер: «Почто мудрствовать?» А когда с чем-то согласны, то хором отвечают: «Любо!».

Вершина казачьей демократии - Войсковой Круг, на котором казаки решают сегодня все вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Традиционная форма сбора в круг пришла к нам из далёких времён и почитается казаками, как самое святое. Казачий Круг действовал в походах, в море (когда сплывались друг к другу на лодках), в пути, (если съезжались, то поворачивали лошадей головами к центру). Смысл сбора в круг заключается в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей. И уж здесь схитрить либо дрогнуть просто невозможно!

Каждый год атаман вручает лучшим подарки. Фото: Из личного архива

Помимо Атамана войска, важные вопросы решает Совет стариков. «Старики - это совесть Круга!» - говорят казаки. Сюда избираются самые уважаемые воины от 60-ти лет и старше. А ещё каждый год в отчётно-выборном кругу атаман награждает лучших воинов и подрастающих казачат нагайками, плётками, крестами и грамотами. И дай им Бог прежней удали, силы и бесконечной любви к Отечеству!

Благородство целей

В Удмуртии проживает 870 граждан России таджикской национальности, и более 2000 тех, кто приезжает сюда, работает и получает вид на жительство, - говорит председатель Таджикского общественного центра Удмуртии «Ориён-Тадж» («Благородные») Мирзо Умаров . - В Удмуртии мудрая власть: она делает всё, чтобы представители разных национальностей не чувствовали себя ущемлёнными. Дом дружбы народов открыт для всех наших мероприятий, нам обеспечили бесплатный офис со всеми условиями для работы - это то внимание государство, которое высоко ценится. Мы, в свою очередь, своими ресурсами стараемся делать жизнь республики интереснее.

Только в этом году мы провели несколько масштабных мероприятий. «Восточная красавица» - так назывался праздник в п. Октябрьский Завьяловского района: там были национальные танцы и, конечно, мы угостили жителей посёлка настоящим восточным пловом. В ДК железнодорожников мы чествовали ветеранов Великой Отечественной войны - все, кто жил в СССР, должны любить и ценить это поколение солдат-победителей. И мы собрали этих замечательных стариков за богатым столом восточной кухни. Многие знают наш центр по празднику Навруз, который мы проводим с размахом и спортивным состязаниям. Недавно мы приглашали национальные объединения на соревнования по шашкам и волейболу. Мы можем биться только на спортивных аренах, и эти «битвы» ведут нас к миру и дружбе.

Улах: веселимся вместе

Чувашей в Удмуртии насчитывается немного - всего 2 780 человек, - говорит председатель Чувашского национального центра Анатолий Иголкин . - Но они проживают практически во всех районах республики и наиболее компактно в Граховском районе, где в не так давно в школе деревне Благодатного можно было учить чувашский язык. Сейчас сохранить родную культуру непросто: народ рассеивается в городе, всё больше смешанных браков, сужается круг общения на родном языке. И хорошим средством сохранения национальной культуры и традиций являются праздники. Они всегда сближают людей, помогают лучше понять друг друга, хорошо провести время вместе. В той же деревне Благодатное до сих пор проходят улах - посиделки.

Хорошее средство сохранения традиций - праздники. Фото: Из личного архива

Улах - старинный обычай, это ночное собрание молодёжи осенью и зимой. В эти длинные ночи парни и девушки собирались в бане для совместного времяпровождения. Девушки пряли, вязали носки- варежки, вышивали. Парни плели лапти, приносили какие-нибудь музыкальные инструменты. Поработав, начинали игры, шалости, песни и пляски - это и есть улах. Сегодня улах проводят и зрелые по возрасту люди, и их посиделки (особенно с приездом гостей - чувашей из других регионов) превращаются в мероприятия по обмену опытом, конкурсы, просмотры видеозаписей праздников и встреч в Чувашии.

Был в старину у чувашской молодёжи и другой зимний праздник - сурхури. В недавнем прошлом его сопровождало особое гадание, когда впотьмах в хлеве ловили руками за ногу овец. Прежде он совершался в третью пятницу после Николина дня, а позднее в разных местах сурхури стали называть по-разному: Ночь под Рождество, Ночь под Новый год, Ночь перед Крещением. Праздник этот по времени совпадал с русским Рождеством и святками с их гаданиями и уже представлял смешение чувашского и русского праздников.

Сейчас праздники меняются и смешиваются, но главное, чтобы они жили и в последующих поколениях. У чувашей есть на этот счёт хорошая пословица: «С другом расстанешься - один год будешь плакать, с семьёй разлучишься - десять лет будешь плакать, от народа отделишься - весь век будешь плакать».

Описание презентации МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Главное божество удмуртов-язы чниковИнмар по слайдам

Главное божество удмуртов-язы чников. Инмар. Это - источник всего доброго; он - творец неба, живет постоянно на солнце, - добр настолько, что удмурты не боятся его. Ему приносятся только благодарстве нные жертвы.

Этимология имени В XIX веке наиболее распространена была этимология ин+мар «небо-что» . Некоторые учёные считали, что имя Инмар происходит от Инмурт «небесный человек» . Но по версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удм. ин(м) «небо» и ар «человек» (из булгарского). В настоящее время наиболее приемлемой является гипотеза о том, что в слове Инмар сохранился древний суффикс -*r, а само слово происходит от финно-пермского имени небесного божества (*ilmar, ср. Ильмаринен).

Таким образом, наиболее подходящим именем нашего первопредка является Ильмар. В русской православной традиции его заменил Илья Пророк, скачущий на колеснице по небу во время дождя и грохот от этой колесницы порождает гром. Отдаленным потомком Ильмара — в смысле генеческом и этимологическим -является Илья Муромец — Иль-Мар.

Вукузё («хозяин воды») — в мифах удмуртов — властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В дуалистических космогонических мифах Вукузё является противоположностью Инмара, который достал землю со дна океана. По мифу, Вукузё испортит сотворённых Инмаром великанов-алангасар ов, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара — собаке, он сотворил козу, а затем водяных духов вумуртов. Вукузё представляли в виде старика с длинной зелёной бородой.

Всем известен веселый праздник — День Нептуна, но не все знают День Вукузе, который второй год подряд в середине лета отмечают в Ижевске! Вукузё («хозяин воды») в мифах удмуртов — властитель водной стихии, поселился в нашем городе. Этим летом Вукузе и его друзей можно будет встретить в Летнем Саду, в его обновленном домике.

Нюлэс-Мурт(нюл - лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэс-Мурты устраивают браки и пируют. Путь, по которому проехала свадьба Нюлэс-Муртов, отмечается множеством сломанных деревьев. От людей Нюлэс-Мурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи. Нюлэс-Мурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу, благодаря своей особенной способности - производить ветер и бросать песок в глаза.

Нюлэсмурт выделялся по своему значению среди всех других существ удмуртской мифологии. Иногда его называли «Великий дед, отец» . Некоторые исследователи даже считали, что «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов углазовских вотяков - бог лесов и ветров. Всё это объясняется огромной ролью леса в жизни удмурта традиционной культуры. Нюлэсмурт- хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он- хозяин зверей, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. От Нюлэсмурта зависело и благополучие скота. Иногда он был даже как-то связан с умершими предками. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра.

Луд-Мурт(луд - поле) - полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Луд-Мурт находится: между высокими колосьями Луд-Мурт выше, в молодой траве луга он очень мал. Весной при выгоне скота в поле Луд-Мурту читается молитва: „хорошенько сохраняй животных, хорошенько води их в поле, не давай их зверям (волкам)» .

Корка-Мурт(ко рка - изба) - дух вроде домового (у русских), заведует мужскими и женскими работами, совершаемыми в избе. Иногда за хозяйку дома он исполняет работы - щиплет лучину, колет дрова, прядет и прочее. Корка-Мурты иногда подменивают своих детей людям.

По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Если коркамурт переехал вместе с хозяевами из старой избы, его называют. Вужмурт(у дм. Ста рый человек). Переход из старой избы в новую уудмуртовсопровож дался специальным обрядом в честь коркамурта, ановосельеназывал ось Корка мурт сектан «угощение домового» . В виде пережитка в этом обряде сохранялась память о принесении в жертву коркамуртубыкапри переселении в новый дом.

Ву-Мурт(ву - вода) - водяной человек; его ведению подлежат все воды на земле; живет он в озерах, маленьких речках, в прудах, по преимуществу в глубоких местах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Сыновей своих Ву-Мурты женят на дочерях Ву-Муртов соседних вод; свадьбы правят по большей части осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Ву-Мурты не прочь родниться и с людьми и вообще нередко появляются среди людей.

Вумурт (удмуртское ву — «вода», мурт — «человек»)- в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан «хозяином воды» Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана, или в деревне, в сумерки; его появление предвещает несчастье. Вумурта прогоняют, стуча палками и топорами по льду. Чтобы откупиться от вумурта, ему приносят в жертву животных, птиц, хлеб.

Лопшо Педунь –сказочный герой удмуртов. Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету. Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя» . С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его Лопшо Педунем.

КРЕЗЬ название традиционной песни, а также музыкального инструмента типа ГУСЛЕЙ у удмуртов. При современном росте национального самосознания традиционный инструмент крезьвсё больше вызываетк себе интереси становится известным очень широкому кругу слушателей. На наших глазах происходит возрождение этого удивительного инструмента фактическииз полного забвения. Срадостью можно наблюдать, как крезь становится неотъемлемой частьюне только удмуртского музыкального фольклора, нои культурной жизнив целом, ав скором будущем войдёти вкаждый удмуртскийдом, какэто былоещё вначале прошлого 20 -го века.

Мелодия Небесной Росы
Удмуртская легенда

Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мудор-Куз - мать Леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму.

Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз . Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнём опалила Мудор-Куз . Ель умерла.

Но пришёл человек и оживил её. Он сделал из неё Гусли-Крезь и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдзым Крезь - Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Гур » - «Мелодию Небесной Росы», Небо плакало дождём.

Как землю сотворили
Миф о сотворении земли

Это было так давно, что даже никто не помнит, когда это было. Ни земли, ни людей на всём свете: только небо, вода и солнце. На небе жил хозяин неба Инмар . Само его имя состоит из слов «ин» и «мар». Всякий, кто научится понимать удмуртский язык, узнает в «ин» - небо, а в «мар» - что. То, что в небе, и есть Инмар.

А в воде жил хозяин воды Вукузё . Небо было чистое-чистое, как снег, белое-белое как берёза. Оно висело так близко к воде, что Инмар , не спускаясь, черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтоб они не высыхали от солнца. Заботы не ведал хозяин неба. И Вукузё никакой работы не знал, только и делал, что целыми днями сушил свою зелёную бороду: вешал конец бороды на облако, а сам ложился на воду и лежал себе, подрёмывая.

Хотя борода Вукузё была длиннее, Инмар считался у них старше, а потому хозяин воды должен был повиноваться ему. Так и жили они много веков по соседству. Один пас облака, другой - бороду сушил да воду время от времени мутил.

Однажды взгрустнулось Инмару , и пришло ему на ум переменить занятие. Он повесил ковш на любимое облако, которое всегда под рукой держал, снял бороду Вукузё с облака и велел тому нырнуть поглубже - достать земли со дна.

Не понравилось Вукузё , что Инмар помешал ему бороду досушить и на солнце погреться вволю, а перечить старшему не посмел. Послушаться - послушался, но обиду затаил. «Ишь, раз он Инмар агай (удмурт. - старший брат), то и понукает! - думал он, опускаясь на дно. - Достань ему земли да ещё до крупинки отдай. Ему - всё, а мне, выну (удмурт. - младший брат), - ничего?». Взял он две пригоршни со дна и, чтобы утаить от Инмара, часть земли положил за щеку и вынырнул.

Инмар бережно принял доставленную землю, положил на ладонь, разровнял, дождался, когда она подсохнет, а потом начал сдувать её во все четыре стороны. Упав на воду, согретая солнцем и дыханием Инмара, земля стала разбухать и расти-разрастаться. Её становилось все больше и больше, столько, что конца-краю не видать. Хотя и далеко видно было: земля-то получилась гладкая-гладкая, как сковорода, - ни гор, ни холмов, ни оврагов, ни болот.

Стала разбухать и та земля, что Вукузё припрятал за щекой. Росла, росла - вот-вот голову разнесёт. Так бы и вышло, наверное, не догадайся Вукузё плюнуть, что есть силы. И разлетелась та земля в разные стороны, упала на ровную землю Инмара горами да болотами, кочками да оврагами. Не схитри, не ослушайся Вукузё Инмара , земля досталась бы людям совершенно ровная - без возвышенностей и низин, без гор и болот.

Инмар, довольный совершением нечаянной задумки, даже не заметил перемены, что случилась с землёй из-за Вукузё . Он уже принялся за привычное занятие: стал перегонять облака с места на место. Только заметил, плохо они взбиваются, мало кучерявятся, пришло, знать время полить их водицей. Взял Инмар ковш с длинной ручкой, отогнал облака, чтоб не мешали черпать воду. Только тут и увидел, что сталось с землёй, только тут и понял, отчего облака стали мятые и рваные: горы царапали им брюхо, мяли и разрывали их. Чья это проделка, не надо было и угадывать: всего-то двое жили на свете. «Ну, бездельник, ну, лежебока! Погоди же!» - рассердился впервые Инмар . Оставил все дела и стал думать, как раз и навсегда проучить Вукузё , чтоб неповадно было самовольничать.


Удмурты (самоназв. - удмурт, устар. назв. - вотяки) - народ, коренное население Удмуртии (496,5 тыс. ч.). Общая численность по данным на 1998 г. составляет 714,8 тыс. ч. Верующие - православные. Удмуртский язык относится к пермской ветви финно–угорской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита.

ЭШ–ТЭРЕК

В давние времена жил среди удмуртов великий батыр Эш–Тэрек. В молодые годы пахал он землю, валил лес - был простым крестьянином.

На войны он не ходил. А велась в ту пору бесконечная вражда с татарами и разными тушмонами , которых теперь уже никто не упомнит.

Жители сел хотели, чтобы Эш–Тэрек был торо , но он отказался.

Молод я еще, - сказал он, - есть люди подостойней меня. И опыт у них есть, и заслуги перед народом, и мудрость, которой я пока не нажил.

Но годам к сорока его все–таки сделали торо.

Стал Эш–Тэрек подумывать о боевом снаряжении. Лук он изготовил себе из молодого клена, который вырвал из земли вместе с корнем. Стрел наготовил березовых, а вот конь для него так и не находился. Ни один не выдерживал батыра, подкашивались у него ноги, ломался хребет. Где было разыскать коня под стать такому великану?

Пришел Эш–Тэрек на берег Камы, сидит и печалится. Пешим худо воевать против быстроногих татарских всадников, а где добыть коня - не знает.

Вздохнул глубоко могучий воин, и заволновалась, будто от его вздоха, широкая Кама. Грохнулись волны о берег, а когда отступили, увидел Эш–Тэрек седовласого Вумурта. Он стоял по пояс в воде у скалистого берега и глядел на хмурого торо.

О чем горюешь, Эш–Тэрек? - спросил владыка.

Не твое это дело, зеленая борода. Проваливай!

Я - Вумурт, владелец вод и старинный друг твоих отцов. Службу тебе хочу сослужить. В чем у тебя нужда, говори!

Конь мне нужен боевой. Чтоб не гнулся подо мной и обгонял татарских скакунов. Где тебе найти такого коня, зеленая борода! Тебе только девок пугать да сети рвать. Сгинь!

Зря поносишь меня, Эш–Тэрек! Будет конь тебе под стать. Вот мой совет: засядь сегодня ночью в камыши у реки и жди. Придет на водопой табун Керемета . Хорош там вожак - вороной жеребец. Когда станут кони воду пить, ты и поймай вожака. Но не забудь условие: первую красавицу татарку мне в дар принесешь…

Согласен, коли конь стоит того.

Помни же: тебе конь, мне - красавица.

В полночь подстерег Эш–Тэрек табун и поймал жеребца.

Лихой оказался конь, понес он Эш–Тэрека по полям и лугам, сбросить норовил, на дыбы вставал, землю копытами рыл, зубы скалил на седока. Потом смирился, видя, что достойного хозяина обрел. И стал верным другом знаменитого торо.

Много побед одержал Эш–Тэрек над врагами. Прогремела о нем молва вдоль рек Камы и Вотки, по горам и деревням.

Однажды захватил он в плен дивной красоты татарку, посадил ее перед собой на коня и едет в родной дом. «Будет у меня жена всем на зависть», - думает он, проезжая берегом Камы.

Собрался он реку переплывать, а она разбушевалась, водоворотами закрутилась, как во время половодья.

Видит: Вумурт из воды по пояс высунулся.

Не забыл ли уговор, славный Эш–Тэрек? - спрашивает водяной хозяин. - Отдавай красавицу!

Полно шутки шутить, старый бес, - отвечает торо. - Зачем тебе, старому, красавица жена? Хочешь, привезу тебе беззубую старуху. Вот парочка будет! Ха–ха–ха… - рассмеялся Эш–Тэрек.

Посерел Вумурт от злости и скрылся в пучине реки. Слез Эш–Тэрек со своего коня, ухватился рукой за его гриву, а другой рукой красавицу в седле поддерживает. Так и поплыл через бушующую Каму.

А на середине настиг его страшный водоворот, закрутил, захлестнул с головой… Не помог молодцу ни лихой конь, ни собственная силушка богатырская.

Не в кровавом бою, не в ратных делах нашел он свою погибель, а в водяной пучине вместе с прекрасной татаркой и верным конем.

А молва о нем не умирает.

ТОПОР–САМОРУБ

Жил в одном лесном краю бедный крестьянин. Радости в жизни он знал мало, а счастья и в глаза не видел. Единственной его отрадой были три сына: Петыр, Павел и Иван. Были они на удивление разные. Старший, Петыр, - высок ростом, статен и самолюбив. Средний сын отличался хитростью и ленью, а младший был так себе: невысок ростом, прост характером и безотказен в работе.

Когда пришло бедняку время умирать, позвал он своих сыновей и говорит:

Прожил я свой век в нищете, ничего не нажил, кроме мозолей да скорби. Нечего мне вам завещать. Походите по свету, поищите сами свое счастье, может, и сыщете.

Вот и пошли три брата из родного дома хорошую жизнь искать. Идут по дороге куда глаза глядят. Смотрят: гора высокая, склоны крутые сплошь деревьями поросли. Притомились парни и решили отдохнуть в тени старого дуба.

Только легли на траву, слышат: рубит кто–то топором на горе, часто так, споро постукивает.

Надо бы пойти взглянуть, может, и нам работа найдется, - говорит Иван.

У меня ноги не казенные, - отвечает Петыр. - Да и дело это не по мне. Поищу что–нибудь под стать.

Я бы пошел, братец, - говорит Павел, - да обессилел совсем. Дай вот отдохну сперва. - Прилег он поудобнее и захрапел.

Под лежачий камень вода не течет, - не унимался Иван. - Охота мне разузнать, кто так весело работает.

Полез Иван на гору. Долго карабкался, колючими кустами руки ободрал, лапти о коряги разбил. Зато добрался до порубки. Смотрит - нет никого, топор–то один работает. Да так лихо это у него получается, что парень рот разинул.

Эи, топор, ты чей же будешь? - изумился Иван.

А я сам по себе. Кто работу любит, тому и служу.

Что же мне и любить, если не работу! - обрадовался бедняк. - Пойдешь со мной?

Отчего не пойти, ты, вижу, не лодырь.

Взял Иван топор, сунул его в мешок и вернулся к братьям. А те выспались, сидят, глаза продирают.

Ну что, вскарабкался на гору? - смеется хитрый Павел.

Без головы–то ногам туго приходится, - говорит Петыр.

Я на свою голову не жалуюсь, - ответил Иван и не стал рассказывать братьям о замечательном топоре. Все равно не поверят.

Эх, здорово работает! - похвалил Иван. - Вот бы у кого поучиться.

Иди, поучись, коли не умаялся, - говорит Петыр. - А я вздремну. Мне нужна работа по плечу.

Сбегай, сбегай, Иван, ты у нас молодой, шустрый! - подзадоривал Павел.

Пойду. А то мне не уснуть, пока не разузнаю.

Поднялся Иван на гору, измучился, еле ноги волочит.

Видит: стальное кайло камень высекает, здоровенные глыбы выворачивает. А кругом ни души. Само кайло трудится.

Эй, кайло, ты чье, кто тебя так работать обучил? - крикнул парень.

А хоть бы и твое, если трудностей не боишься.

Трудностей неженки боятся, а я крестьянский сын, - отвечает Иван. - Пошли со мной хорошую жизнь искать.

Взял он стальное кайло и положил в мешок вместе с топором. А внизу под деревом братцы храпят, будто гром по ясну небу перекатывается. Прилег и Иван отдохнуть, а утром чуть свет уже на ногах.

Пора вставать, лежебоки, счастье проспите.

Счастье к сытым в окно стучится, а у нас и избенки завалящей нет, - отвечает Петыр, потягиваясь.

Счастье, оно хитрое, его голыми руками не возьмешь! - лукаво ухмыльнулся Павел. - Ну, что ты там в горах увидел? Что нашел, кроме мозолей?

Обидно стало Ивану, что братья его такие байбаки, и решил он до поры до времени скрыть от них свои находки.

Пошли дальше. Захотелось им пить, а кругом ни родничка, ни речки. Болото прошли, да не будешь же пить из гнилой трясины! Дождь покрапал, но и он жажду не утолил. Отчаялись вконец братья, едва из лужи не напились. Тут смотрят - ручеек бежит, звонкий, прозрачный. А водица такая вкусная, что уходить от ручейка не хочется.

Надобно разведать секрет воды, - говорит Иван, - чтоб никогда от жажды не страдать.

Болтунишка ты, - говорит Петыр, - да разве у воды есть секрет! Течет и течет себе, как ей вздумается.

В чем в город–то пойдешь? - подшутил Павел. - Смотри, уж пальцы из лаптей выглядывают.

Лапти другие сплести можно, - ответил Иван. - А случай второй раз может и не подвернуться.

Ну, иди, коли ног не жалко, да к обеду возвращайся, - решили братья.

Иван и пошел. Сквозь кусты продирался - топор ему помог, в гору лез - кайло подсобило. Так и добрался до истоков ручья. Выходил ручей из–под могучей скалы.

Я хозяйка воды, - сказала скала, - захочу, вовсе ее замурую, и люди погибнут от жажды.

Улыбнулся Иван, не стал спорить с упрямой скалой, а только место приметил. Взял на память камешек из родника и пошел к старшим братьям.

Ну что, чудачок, открыл ли секрет воды? - усмехнулся Петыр.

А вот он, - Иван показал отшлифованный водой кругляшок.

Эй, братец, - говорит Павел, - спать тебе побольше надо, не то совсем свихнешься. Ишь чего придумал! Камушки собирать начал.

Это камушек не простой, - возразил Иван, - он ключевой.

Братья–то ничего не поняли, махнули рукой: мол, ну его, чудака. Что с него возьмешь, коли он тронулся. И отправились дальше.

Долго шли братья и наконец пришли в Царьград. На улицах толпы народу: оборванные, голодные, покалеченные войнами и бедами.

Что это тут творится? - спрашивают братья.

А вот собрался народ у царя милостей просить. Замучил нас голод лютый да войны бесконечные, кровавые, - отвечают им люди. - А царь–то и сам не ведает, как быть. Кличет из народа умельца, что беду мог бы отвести. Многие уж пытались, да все плохо кончили.

Посмотрели братья вокруг: у одного горемыки уха нет, у другого нос отрезан… Это им худая награда вышла за неудачу.

Эх, надо и нам попробовать! - расправил плечи Иван. - Не может быть счастлив человек, если рядом с ним несчастье обитает.

Да ты рехнулся! - испугались братья. - И нас в беду втянешь, без ушей и без глаз отсюда уйдем.

Нет, родимые, с горем надо сообща воевать, поодиночке оно с каждым сладит, - возразил Иван.

Подслушали царские слуги разговор братьев и отвели их к своему владыке. «Хвастали, мол, эти люди, что общему горю пособить могут».

Хорошо, - говорит царь, - коли справитесь, награжу, а за самого удалого дочь свою замуж отдам. Не справитесь - носы, уши пообрубаю и в дремучий лес сошлю. А сделать нужно вот что: установили мои мудрецы, что всему виной дуб тысячелетний: загородил он от нас небо, спрятал солнце, нагнал тучи. Срубите его под корень, молодцы.

Дали братьям топоры, и принялись они рубить вековечный дуб. Срубит ветку Петыр, а на ее место двадцать новых ветвей вырастает. Умаялся детина и лег на землю в изнеможении.

За ним взялся за дело Павел. И так хитрил и эдак. С непривычки и лени руки в кровь содрал, а дуб целехонек стоит.

Вынул свой трудовой топор Иван и давай дуб валить. Не только рубит, а на дрова колет и в поленницы складывает. Живо управился.

Небо прояснилось, выглянуло солнце, но только жизнь в стране не очень–то улучшилась.

Снова позвал царь братьев во дворец и говорит:

С дубом справились, значит, и с бедой совладаете. А нет, прикажу глаза вам выколоть. Дураки мои мудрецы - зря дуб загубили. Не в нем, видно, загвоздка. Ну, да вы сами сообразите.

Накликал ты на нас погибель, Иван, - заскулил Петыр. Жалко ему стало своего носа.

Ничего такого и не придумаешь, чтобы целым остаться, - задумался Павел.

Живем мы в дремучих лесах, - сказал Иван, - нужно расширить поля. Тогда больше будет раздолья крестьянам, богаче жить будем.

Разве нам с лесом управиться! - заробел Петыр. - Не видать нам наших ушей.

Может, поджечь его, лес–то? - сказал хитрый Павел.

Зачем же добро изводить! - удивился младший брат. - Нарубим дров и бревен.

Принялись братья лес валить. Одно дерево повалят, вместо него новое вырастает. А Иван достал топор–саморуб да как взялся сечь деревья налево и направо - мигом разделался с чащобой. Взмолился тогда лес: «Не губи ты меня, Иван, без леса худо людям придется. Где дровишек добудут, куда от зноя спрячутся? Да и обнажатся поля для суховея, иссохнут беззащитные реки…»

Ишь ты! - восхитился Иван. - А ведь дело говорит лес–то, без него и впрямь пропадем.

Пощадили братья лес. А вырубленные поляны под пашни пустили. Принялись пни выкорчевывать, целину поднимать.

Тут царь снова кликнул братьев во дворец. А сам уже побаиваться их начал, видит: великая сила в их руках.

Освободили вы поля, работнички, и полагается вам награда, - сказал царь. - Да что проку от полей, если засуха надвигается. Колодцы в стране повысыхали. Людям неоткуда напиться, не то что животине. Смута идет великая. Недоволен народ моим правлением. Надобно вырыть колодцы глубокие. Да такие, чтобы никогда не иссякли. Выполните это повеление - озолочу, не выполните - в яме сгною.

Выслушали царя братья и головы повесили.

Твоя, Иван, во всем вина, - говорят. - Не по силам мы дело себе сыскали. Не докопаться нам до глубокой воды, чтоб хватило всем людям и животным. Выроем только себе яму.

А секрет ручья, - смеется Иван, - забыли, что ли? - И достал он из кармана гладкий кругляшок. - Вот он, секрет воды. Пойдем к ручью и попросим его утолить людскую жажду.

Хорошая водица в том ручье, - говорят братья, - да ее разве что на один царский дворец и хватит.

Не горюйте, хватит на всех.

Пришли братья к грозной скале, поклонились роднику. А скала как загудит: «Не дам вам больше воды. Я хозяйка, что хочу, то и творю. Захочу, уморю вас всех».

Ну–ка, кайло, покажи нам, на что ты способно. Разбей, разметай скупую скалу, - воскликнул младший брат, - освободи из вечного плена полноводную реку.

Как начало кайло долбить, крошить неприступную скалу, только щебень и искры посыпались. А когда, наконец, рухнула каменная глыба - выбился на свободу бурный поток, потекла полноводная река. Иж - назвали ее братья.

Иж–река напоила и людей, и животных, и поля вокруг. Тогда пошли братья вместе с другими работниками получать с царя старые долги. Испугался царь такой неслыханной силищи и удрал. С той поры царствует в том краю честный труд. И братья нашли себе дело по плечу.